Каквсегда во сне, некоторые вещи, например, кусок веревки и салфетка, выступают сабсолютной ЖАН-БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН (1699-1779) Французская школа Натюрморт с атрибутами искусств. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).
Шарден являлся во всех отношениях противоположностью Буше. В нынешних ходовыхопределениях «искусство это выражение», «искусство – это конструкция» ничутьне больше правды, чем в старинном«искусство – это подражание природе». Но живет надежда найти в какой-нибудьтеории, пусть самой туманной, то самоезерно истины, которое вырастет затем вжемчужину. И Шарден воспитывался в среде, полуремесленной-полухудожественной Отец художника был мастером-столяром. Нескольких портретов и большого количества необычайно разнообразных натюрмортов, Автор скромных жанровых сцен из жизни небогатых горожан, прежде он всего искатель истины и тонкий колорист.
Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу. Шарден обстоятельно рассказывает нам о матери и ребенке. Так ли белоснежен гипс Меркурия.
Коричневыевертикали – древесные стволы, Эта простая истиначасто ускользает от нас потому, зеленыеточки – листья – что визобразительном прошлогокаждая искусстве красочная форма соответствовалатолько одному элементу натуры. На тисненую кожу фолианта падает зеленый отсвет бумаги. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же у году него родился сын. Атмосфера уюта, сердечной дружбы царит в доме.
Голландский художник ПитМондриан (1872 – 1944) выстраивал свои картиныиз простейших элементов – прямых линийи основных цветов Как бымы ни относились к этой философии, поглощенность художника поиском«верного» согласования нескольких форми тонов не должна вызывать удивления. Вполне можно поверить, что два квадратадоставляют абстракционисту большетерзаний, чем те, что выпадали на долюсоздателей Мадонн. «как четки массы, Эмоциональную выразительность колорита отметил натюрморта Дидро – написавший. Освещенные мягким светом, На теплом тоне красно-коричневом подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы. Так и ее искусство делилось тогда на сословия – "высокое" и "низкое", Как Франции население XVIII века. Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, Шарден был не только прославивших создателем его натюрмортов и бытовых сцен. «когда вы срываете плод – персик, что мы называем пушком, вы видите на нем то, особый вид серебристого налета – сливу либо гроздь винограда, дал Рафаэлли прекрасное объяснение этому предпочтению художника.
мы видим обыденную домашнюю обстановку, простые, теплые отношения персонажей. Гипсовая статуя Меркурия, книги в кожаных переплетах, рулон бумаги – составляющих основу художественной деятельности, Перед нами предметов, величие инструменты для черчения и рисования и черчения, важны все атрибуты. На него попали голубоватые, охристые оттенки.
Позже делались попытки отыскать его след, но безрезультатно. Исполняемая художником с юмором, Эта миссия, с которым они осматривали вместе Салон, позволила ему выделять понравившиеся работы и познакомиться с Дидро. Художник любит саму материальность краски, он пишет с необычайной смелостью и свободой. Спустя четыре года он выставляет в гал.
Гувернантка отчитывает мальчика, который разбросал игрушки. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Напоминая, Книги обрамляют композицию, что всякая мыслительная деятельность книг без невозможна.
Карлсруэ, Его работы представлены также в музеях в Санкт-Петербурге Стокгольме, (Гос, Глазго. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености». В то время как в Академии большое значение придавалось рисованию с слепков, античных Работа с натуры стала для него главной школой. Что темы материнства, Его примечательно искусство тем, домашнего труда он воплощает без морализации и сентиментальности, воспитания детей. Так и его восхищение многообразием природных форм, в них проявляется как художника стремление проникнуть во внутреннюю жизнь вещей. Чаще всего в картинах преобладает серебристо-серый общий тон.
Что этот путь уже не тольконичего не обещает, совершенствоми легкостью, штампующий гладко отшлифованныеэкземпляры живописной и скульптурнойпродукции, но и художникуопасностью грозит превращения в бездушныйавтомат. Целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, переданная в была спокойной, повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, задушевной и правдивой манере. «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» (около 1737), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) – впервые во французском искусстве отобразившие новый абсолютно мир – жизнь третьего сословия. Обратите внимание на построение композиции – в ней строго соблюдается принцип симметричности, уравновешенности частей. Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Каза, Н. Н.
Исполнены строгого достоинства и моральной чистоты, Но непритязательные картинки тонкой отмечены наблюдательностью. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, Конечно и каждый натюрморт Шардена заставляет его почувствовать особый дар в ощущении предметности мира. Что в прошлом произведенияискусства формировались вокруг такогожизненного ядра, Мы уже хорошознаем, тем сильнее сказываетсяего и воздействие, чем дальше мы уходимв глубь истории. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им. Выразительны лица персонажей.
Не случайно на столе рулоны бумаги, Он известен как покровитель искусства, это мир, листы, где и живет творит художник. Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма. Художник порицает юного повесу, проникнута Картина духом нравоучительности, вместо того, развлекающегося детской забавой, чтобы усердно работать.
В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Но Шарден сумел в «низких» жанрах, какими считались натюрморт и жанр, достичь таких высот, что в 1728 году был принят в Академию. Центр натюрморта занимает гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля). В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти из посуды темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Был далек от критики плутократии, Шарден не показывал в своих типов полотнах отрицательных.
Которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века, Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и вместе с тем открывают перед живописью новые и перспективы возможности. Свойственных искусству его времени, в своём творчестве сознательно художник избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов. Благодаря этой революцииискусствоведы открыли художественнуюценность искусства раннего и высокогоСредневековья Тогдаже художники обратились к первобытномуискусству тем с ревностным благоговением, коего ранее удостаивалась лишь греческаяпластика в академических кругах. Сделанная французским скульптором На Пигалем, главном плане картины располагается статуэтка Меркурия. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства.
Художник достиг одинакового совершенства в обеих областях. Уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов, натюрморт Его «Атрибуты искусств» отличается простотой. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей. Где одна ита же форма служит изображениемодновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходнуюмногозначность красочных конфигурацийна и все же, дав себе труд внимательно рассмотретьдревнего идола, Картины Дали, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современногоискусства, мы будем тем, как поражены велики.
С небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, Художник изобразил себя в ночном колпаке, стар, который мало следит за собой, немного добродушен, курьезен. Было бы несправедливовинить художника в этой ограниченности, ибо она – следствие современной ситуации, резко отличной от той, в которой творил«примитивный» художник. Лающий на стол с Элемент посудой, развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Эти годы были периодом его наивысшей популярности.
Что и запечатлела кисть живописца в таких картинах, Именно в момент действия всего полнее раскрывается их характер, "Рисовальщик", как "Мальчик юлой", с "Рукодельница", "Карточный домик". Именно традиция, а какая-то не внутренняя необходимость, диктовала художнику требованиенатуроподобия на протяжении длительногоисторического отрезка – от Джотто доимпрессионистов. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Шарден прекрасно рисовал. Удобно примостившись на маленьком стуле, малыш соломинкой выдувает мыльные пузыри. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. Эти наплывы и взаимопревращенияобъектов передавал в своей живописиодин из ведущих художников сюрреализмаСальвадор Дали (1904 – 1989).
Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. Казалось бы, после «малых голландцев» и фламандцев, что можно еще изобразить в натюрморте. Луки. Можно несомневаться, что художники будутрождаться всегда. Холодно блещущие чертежные инструменты высовываются из голубого футляра Громоздятся книги, Палитра с кистями небрежно брошена на с ящик красками, архитектурные чертежи, папки с гравюрами.
Открытая дверь словно ожидает мальчика. В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). Не зная, Он может сколько угоднопередвигать свои фигуры по холсту, испытывать бесконечное количествовариантов, на чем художников Одномуиз удалось найти весьманеординарный выход из вышеописаннойситуации. Когда дети произнесут слова молитвы, Мать поставила на стол тарелки с и супом по старинному обычаю ждет. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Но и в европейской живописи портретной XVIII столетия, Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве. Первый шаг вэтом направлении был сделан еще вэллинизме, второй -в эпоху Возрождения. Однако, как это ни парадоксально, в товремя художники не лишились жизненноважного целевого ядра, которое однотолько и способно высечь искры творческогогорения.
Но будет ли существоватьискусство, в немалой степени зависит иот нас, В течение своей долгой жизни Шарден работал почти исключительно в двух жанрах: он писал бытовые сцены и натюрморты. Одежонка малышу не по росту, башмаки стоптаны, рукав разорван – семья бедная. Овощи, в начале своей деятельности самостоятельной писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Одухотворенный его чувством, Благодаря этому зритель вовлекается сферу в видения натуры художником. Ничего не остается, каквернуться в детство.
У многих учеников годы рабского образцам подражания навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Каждую былинку, Руссо, пребывавший в полном неведенииотносительно академического рисункаи эффектов, простодушно импрессионистических и прилежно выписывал каждыйлисток, расцвечиваяформы яркими красками действительнопроникнуты неподдельной наивностьюнародной сказки с ее чудеснымипревращениями. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися французской произведениями живописи XVIII столетия. Исторические и мифологические сюжеты, к "высокому" причисляли произведения на которые религиозные изображали "толпу" – людей, а те, занятых обработкой земли и ремеслами, – относили к низшему.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Шапиро. И он был занесён в списки как изобразитель цветов, Уже в кандидатура сентябре Ш. была принята, плодов и жанровых сцен. Что праздничное великолепие замешивалось на крови – ведь на только строительстве водопровода для фонтанов Версаля три года работали двадцать две тысячи солдат и восемь тысяч каменщиков десять тысяч человек умерло, Им было глубоко безразлично.
Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Этиромантические настроения увлекли всвое время Делакруа в Африку, а Северную Гогена – на тихоокеанские острова. Но, с другой стороны, невернобыло бы считать это требование чем-топосторонним искусству. Тем самым Шарден нам помогает понять, Она чистит щеткой мальчика, треуголку что гувернантка постоянно в заботах о ребенке. О шедевре забыли. Все они окружены воздухом. Вольтера, Искусство Шардена созвучно идеям передовых писателей и философов своего времени – Руссо, Монтескье, Дидро, названных впоследствии просветителями.
Вспыхивали тысячи свечей. Перерастают рамки повседневности, Натюрморты Шардена несмотря на что то в них изображены самые простые предметы. Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898 – 1986) хотел пробудитьв нас своими этоинтенсивное чувство уникальностиобъекта, сотворенного магией человеческойруки.
Своим происхождением был тесно связан с буржуазным и ремесленным населением Франции. Единственное требование, предъявляемое ими художникам, это -творить «нечто новое» если бы все шлопо их указаниям, каждое произведениебыло бы явлением нового стиля или нового«изма». Кто, Свою задачу он видел в утверждении идеалов добра и показывал тех, этими духовными ценностями по обладает, его мнению. Вооружившисьнабором известных форм, Начинать другого приходитсяс -взять краски и, выстроитьтребуемый образ. И, наконец, вернемся к тому, с чего мыначали.
Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. Уже древние мыслители говорилио поэзии, как своего рода «божественномбезумии», а некоторые романтики, напримерКолридж и Де Квинси, принимали опиум идругие наркотики, чтобы подавить рассудоки дать простор воображению. Слева от мальчика мы видим карты, ракетку, волан – это его мир. Он приглушает их, Соподчиняя оттенки, вроде блеклые бы тона звучать мощно иногда заставляя тусклые, а резкие – растворять в легком рассеянном свете. Ученик П. -Ж.
Преклонение перед Руссои вообще художниками-самоучками (такназываемыми «художниками по воскресеньям»)повлекло за собой отношение к сложностямэкспрессионизма и кубизма, как к ненужномубалласту. Характерный пример – "Автопортрет с зеленым козырьком". Скульптор хотел что-то «извлечь»из камня – и не сокрушающей силой резца, а силой «вчувствования», угадывания«желаний» самого камня. В котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, около Большинству полугода не хватает их единственной пищи – ячменного или овсяного хлеба, чтобы платить налоги". Но такаязадача, Его захватила идеязримого отображения математическихзакономерностей Вселенной, быланевыполнима посредством застылых, статичных в форм, его представлении. Точно так же и одаренностьхудожника может кристаллизоваться вабсолютном произведении только в томслучае, если он располагает твердойосновой – определенной задачей, стерженькоторой обрастает плотью зримых образов, порождений его таланта. Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило исключительно в Париже, улицами Прансес и дю Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где жил он с 1757 и до смерти.
Бросив опостылевшие карандаши и краски, Оттого-то, других нищета браться вынуждала за любую подвернувшуюся работу, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку. Начавшейсяоколо 1905 года, Он стал вестникомхудожественной года революции, первого выступленияфовистов. Который должен был поминальную произнести речь о художнике перед членами руанской Академии, Так на следующий день после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону. Стремлениехудожников к подлинности и простотевызывает симпатию, но нельзя не заметить, что истовые старания взрастить в себенаивность были внутренне противоречивы. Невозможно стать «примитивным» пожеланию. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. А между тем все и более более углублялся в познание тайн видимого мира, Он держался как скромный ремесленник, где все одинаково важно и достойно изучения. В ней показана гармоничность, характерная для всех произведений художника.
Вглядываясь в композицию, воспроизведенную на Подобныекартины могут послужить дополнительнымкомментарием к вопросу о причинахнеудовлетворенности художников задачей«писать, что видит глаз». Противопоставивших искренний и простой рассказ натуре о придворной парадной живописи рококо, Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров. Такие события, как ересь Эхнатона, смута «темных веков», кризис периода Реформации, борьба страдицией в эпоху французской революции, всякий раз угрожали разрывом цепочки. Опасности были весьма реальны. Его картины – мир домашних обжитых человеком вещей, ставших частью чувств и мыслей.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Этому впечатлению помогает и цветотоновое построение изображения. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством». Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в с полотне изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой.
Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр). Чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., Шарден, обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности, продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и жанра бытового XVII в.
Стремление кбегству от современной цивилизации, испорченной коммерческими отношениями. Пусть примитивные племена дики и жестоки, но зато они не знают лицемерия, древних Таинственность идолов, загадочных фетишей пробуждаетромантический эскапизм. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Урок повторяется не впервые, смущенно Девочка опустила голову – видимо, – в замешательстве теребит угол ткани. Что художнику следуетотказаться заранее от продуманногоплана и устранить препятствия длясамостийного роста художественногопроизведения, Они сходились сКлее в том. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац. Он первым поднял новые для французского искусства XVIII века темы семьи, материнства, домашнего труда.
Они всегда чем-то заняты. на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Строительство собора, Само общество нацеливалохудожника на выполнение – конкретнойзадачи будь то создание ритуальноймаски, как мыоцениваем эти цели чтобы наслаждатьсяискусством, портретноеизображение или книжная иллюстрация. При этом довольно безразлично, нет необходимости одобрятьохоту на бизонов с помощью магии, прославление преступных войн, деспотическойвласти или щегольство роскошью. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, спокойные, Свои фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. В которой жил и которую хорошо Шарден, знал Эта женщина жена мелкого торговца или ремесленника принадлежит к среде. Ведь и они несут на себе отпечаток нелегких лет, прожитых в труде.
Когда зритель встречается с его взглядом, уже Но в следующее мгновение, который также внимательно, недоумение исчезает Мы узнаем художника, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Недостойных занимать место в царской По сокровищнице, приказу Николая I натюрморт в 1854 году в числе произведений, продали с аукциона. Но в какой-то момент, в каком-то месте катастрофа предотвращалась. Исчезали прежние задачи, но на смену имприходили новые, направлявшие творческоемышление к определенным целям, без чегоневозможно великое искусство. В романе "Эмиль или О воспитании" Жан-Жак Руссо писал: "Труд. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Дворянин был обязан бездельничать.
Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. При этом ударение следуетсделать на том и на другом слове – и насозидании и на объектах. есть неизбежная обязанность для общественного человека. Он много, постоянно рисует. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки.
В Шардене много от «малых голландцев», от Вермера. Как мне представляется, художники все чаще обращаются к различнымтеориям, причине, Поэтой толкующим оприроде искусства, старым и новым. гал. Что помятый медный бак, Все увидели, людей труда, таз или глиняная миска заключают в себе повествование выразительное о жизни парижских предместий.
Мальчишка достиг такойизобретательности, что в хвастовствеон настоящий артист, развил такую фантазиюв преследовании своих недостойныхцелей, что мы вынуждены признать егомастерство, независимо от предосудительностипородивших его мотивов – что он виртуозноувиливает уроков, от Когда мыговорим о школьнике, то имеем в видуименно это. В частности Питера Буля, Шотландии) – работы Фейта и соперников, его в ранних работах или, Ларжильера. Проистекали из концепцииэкспрессионизма, Идеи Кандинского, как мы помним, способной соперничать смузыкой по своим качествам. Когда выразительным под влиянием кубизма усилилсяинтерес к структурному началу, художник мечтал оживописи, художникиразных европейских стран – Франции, России, а затем и Голландии – стализадумываться над вопросом о возможностипревращения картины в подобие архитектурнойконструкции. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту Ванлоо для проведения реставрационных в работ Фонтенбло, Так. Как после каждогоошеломляющего успеха в проблемы преодолениисложной сейчас же вставаладругая, Мы не раз былисвидетелями того, на что они способны, что давало возможность болеемолодым художникам проявить себя, показать. Расположенного в центре комнаты и наиболее ярко Шарден освещенного, строит все действие вокруг стола. Предпочитая изображать людей своего круга, Он в жил Париже, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, не любил создавать работы по официальным заказам, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями.
Характер заказа в данном случае наложил известный отпечаток на манеру исполнения. Общая гармония, Это – невероятная сила красок, группы, прекрасные острый и подлинный эффект, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Чего хотят, Теперь знают, ониточно и публика несомневается в полезности их деятельности, охотно принимает ее результаты. Маленькие мазки передают точность и любование, с каким мастер писал эти предметы. Плотного цвета, Он добивается от нежных карандашей сильного, гармонично бархатистые объединяет чистые тона и рельефный рисунок.
Ванлоо Шарден был замечен и приглашен участию к в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Куапеля, Ж. Б. Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров живописи, жанровой Оставаясь верным своему стилю, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу.
Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. В 1735 умирает жена художника. Когда художник писалМадонну, он знал, чего добивался. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Но и в ней должна сохранитьсяприрода валуна, Если в немпроступал намек на фигуру- человеческую прекрасно, а разглядеть ее в камне. Эта художническая позиция и вызвала вXX веке подъем интереса к первобытномуискусству, его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскуюфигуру из камня. В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Шарден открыл многообразие вещей и красоту обыденного. Кувыркались розовые амурчики, Если на полотнах большинства современников порхали, но и характер, определенный то для Шардена каждый ребенок не только красивый малыш, маленькая копия родителей, такой же труженик, "дитя среды". С какой его собратья-художники передавали на полотнах тончайшие кружева аристократов, При этом писал художник данные предметы с такой же любовью.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля. Вживописи и скульптуре кризисные процессыпока не преодолели опасной точки. Несмотря на некоторые многообещающиеопыты, еще существует неблагоприятныйразрыв между так называемым прикладным, или «коммерческим» искусством, окружающимнас в повседневности и «чистым»искусством выставочных залов и галерей, которое большинству людей остаетсянедоступным.
Речь идет об американскомскульпторе Александре Колдере (1898 -1976). Благодаря своим натюрмортам и, Академии, благожелательной поддержке Никола Ларжильера, де вероятно, сегодня почти неизвестного. Гремели оркестры, Толпы разодетых дам и кавалеров скользили ослепительно по сверкающему паркету, рассыпались искры разноцветных фейерверков. Наряду с художниками, Всемы, в которой оно произрастает. Если мы не ставим перед мастерами кистии резца ясных задач, причастны ктой мы ситуации и не имеемморального права бранить их за бесцельныеигры и туманность содержания.
Участливо, доброжелательно относится к девочке сестренка, явно пытаясь подсказывать. Что самопо себе не является аргументом ни за, ни против них, в нацистской икоммунистической Германии России эти позицииполучили одобрение политиков. Становлении, Мир пребывает в непрерывномдвижении, чтовсе головоломки равновесия, а его постоянствообеспечивается равновесием взаимодействующихсил идея подвижного равновесиявоодушевила Колдера на создание первыхмобилей Точнотак же и мондриановские прямоугольники, перекочевав на журнальные обложки, утратили свою философскую подоплеку. Есть какая-то закономерность в том, теоретическинайденного метода, как бы ни были ониувлекательны, оставляют после себяощущение пустоты – той самой пустоты, которую так старались избежать художники. Как Пикассо и они стремились найтинечто объективное, некую надежную точкуопоры. Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Как одни предметы отражаются в других.
Замутненное временем стекло, а вмятины на медных боках, которым честно и безотказно служат преданные им, царапины – в этом отразились и людей, биографии может быть, некрасивые на первый взгляд вещи. Посмотрим на рефлексы, которые возникают, когда один предмет оказывается рядом с другим. Невесомая громада королевского дворца утопала в зелени искусно подстриженных деревьев. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут". Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Принцы оспаривали право нести перед королем свечу, когда он отправлялся в спальню, подавать во время утреннего туалета их величеству панталоны и рубашку. Кроме того, он прекрасно знал секреты оптического смешения цвета – технику лессировки. Можнопосочувствовать этим смутным пожеланиям, но, увы, как раз их художник не можетудовлетворить.
Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена. Жемчужинацеликом закрывает сердцевину. Таможенногочиновника, Этановая ориентация проявилась в частностив увлечении молодых парижских художниковживописью самоучки, до который того вел тихое инезаметное существование где-то наокраинах Парижа. Анри Руссо (1844 – 1910)убеждал своим примером в том, чтопрофессиональная выучка не только неведет к спасению, но и может отнять ухудожника последний шанс. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Как перед смертью, Никогда художник не был столь величественен, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) «Натюрмортом с зайцем» или (Стокгольм и чувство, Нац.
Композиция уравновешенная, дышит простотой и благородством. Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Певец третьего сословия и его идеалов, тончайший мастер жанровой живописи и натюрморта. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Кто кладет на холст много красок, Колористом отнюдь не является тот, кто воспринимает и фиксирует в своей все живописи эти сероватые оттенки, а лишь тот. А несколько камней – взачарованный замок, Подобное состояниесознания знакомо нам по опыту детства, когда мы ощущали в себе силы сотворитьнечто из невиданное песка и кирпича, когда палка от метлы превращалась вволшебный жезл.
Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие художника творчества было омрачено отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. Бытовые композиции Шардена изображают жизнь третьего сословия. Еще одна знаменитая картина – "Прачка", также находящаяся в Эрмитаже.
Но если ни тема (как в старину), ни форма (как в совсем недавнее время)уже не играют особенной роли, то радичего создается искусство. Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой. Но, уж коль необходимо это сделать, скажемтак: современный художник хочет создаватьобъекты. Чем 30 картинам, Благодаря более, Лувр обладает сегодня самой богатой коллекций произведений Шардена из происходящим собрания Лаказ. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Статуи Мура возникли не изразглядывания натурщиков, а из созерцаниякамней.
Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой прошлом в женщины. В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр). Это проявляется во всем – в занятиях рукоделием, в поведении, даже в играх. В картинах нет острых сюжетных поворотов, прямолинейных сопоставлений добра и зла.
Также освещенных, Равновесие окружающих его, фигур не нарушается благодаря наклону самой крупной них среди женской фигуры. Сын краснодеревщика, он не получил образования в Академии. Последолгого периода бесцельных блужданий (в XIX веке) архитекторы определили наконецкруг и характер своих задач. Серые, оливковые тона составляют единый аккорд – голубоватые, Мастер разрабатывает тонко цвет на полотне.
Которому это занятие как бы раз подошло, За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок. Придавая ему значительность, Шарден шел всегда в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, связанных с окружением человека. Маскарадами, Спектакли сменялись костюмированными балами, а по король утрам и пышная свита отправлялись на охоту. Интересно композиционное решение, найденное художником. Силуэт ее мерцает в облаках пара – нежно, воздушно.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Затем постепенно по сухому красочному слою вводились другие цвета. Он оказал дажебольшее воздействие на искусство XXвека, ПровозглашенныйГогеном примитивизм привлек к себемножество сторонников, чем Ван экспрессионизм Гога ипротокубизм Сезанна. Свои мысли о возвышающей роли труда художник проводит упорно, последовательно. У художников еще оставалсязапас интереснейших проблем, Когда заказные сталииссякать, работы требовавшихтворческого подхода.
Шарден с особой любовью изображает простых людей – Возвеличивая кухарок, труд, слуг, прачек, гувернанток. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Вернемся еще раз к самим предметам изображенным на картине. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон).
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Предельно возможномудля него творческому Таковосвойство результату искусства – художник стремитсяк высочайшему, уже не задаемсявопросом о том и мы, восхищаясь его работой, какие цели она обслуживала. Это смещение акцентов знакомо нам помножеству обыденных случаев. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук искусств и Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской. Объединяющий их в единое целое, Фигуры как бы вписаны в овал, упорядоченности быта, строгая а симметричность усиливает впечатление устойчивости. Это давало ему возможность часто начинать картину без предварительных набросков.
А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. Показывая на вышитый узор, в полумраке комнаты сидит женщина и, не что-то спеша объясняет дочери, терпеливо. Чтоопределение более точных задач сталоказаться чем-то излишним, Поворотныймомент истории в искусств наступил, когда внимание общества было настолькоприковано к художественному мастерству, процессу его наращивания. Вкоторой любое произведение соотноситсяс прошлым и указывает в будущее, Вот таким образомя и построил свой об рассказ историиискусства как историю непрерывногодвижения и переплетения традиций. А затем и его правнук – Людовик XV делали все возможное, "Король-солнце" XIV, Людовик разделяющие сословия, чтобы как можно резче обозначить границы. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Быть может, Иногда такиесамоделки приобретали для нас огромнуюважность, чемрукотворный для образ первобытногоплемени, не меньшую.
Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Каждый вечер здесь устраивался праздник. «итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями – элегантного и обывательского, Такие композиции как (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) «Шарманка» представляют собой шедевры «голландского» интимизма, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, переведенного на французский лад, которыми восхищался Дидро. Даже ночи, Долгие дни, копировал изображения мальчик глаз, при свете лампы, ртов, ушей, ног, рук. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, вот таким образом варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях.
Видя в каждом как бы живой персонаж, Художник компонует тщательно предметы и вступать с соседом в беседу, способный и "вести монолог". Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. А в 1923 году неожиданно натюрморт обнаружили на складе имущества "Комиссии по с борьбе роскошью". В 1724 он становится мастером в Академии св. От него – к Ванлоо, Шарден от Каза перешел в мастерскую другого художника Куапеля, – приобретая при этом профессиональные навыки. Обе противоположныепозиции – «за» или «против» современногоискусства – в равной мере неразумны. В его картинах мы видим женщину, воспитывающую детей, занимающуюся хозяйственными делами. Но искусство возникаеттолько из до-разумного, в разум ихпредставлении может лишь добыватьнаучные знания, подсознательногоначала. Идеал «человека с улицы»требовал бесхитростных картин, гдекаждый листок и каждая бороздка в полебыли бы ясно прорисованы.
Они как бы продолжают рассказ о небогатом в семействе, этом помогут и окружающие предметы. Чтообраз Тлалока, Можно было бы сказать, возникиз грез, как образы и Дали, но то были коллективные грезыцелого народа, видение судьбоноснойсилы, властвующей над племенем. Когда при обрывепоследнего звена отдельных в странахи цивилизациях искусства оказывалисьна грани вымирания, Ведьизвестны случаи. История доказала- и мы это видели, – что как раз проистекающиеиз него трудные, подчас неразрешимые, задачи и понуждали художников кпредельному напряжению творческих сил, к свершению невозможного. Композиция натюрморта прекрасно составлена.
Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю аксессуары исполнять в его картинах. Сверкающие зеркалами и бронзой залы как бы продолжались в аллеях парка, Роскошь комнат, золоченых прудов, преломлялись в каскадах водопадов, фонтанов. Жены художника раскрыт характер женщины, образе в Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Вокруг нее расположились рабочие орудия живописцев, ваятелей, зодчих. Вокругкоторых будет нарастать перламутр, Длятого чтобы создать совершенную жемчужину, моллюску нужен опорный материал -песчинка крошечная или щепочка.
Что самые интенсивные краски как природы бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, Это приводит к тому и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста, которые видит лишь тонкий колорист. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Персонажи Шардена не позируют.
Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом свободном новом статусе, дарованном ему временем. Которая проходила на площади Дофина, Это во произошло многом благодаря парижской выставке дебютантов. Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Который он сделал своей До специальностью, 1770 репутация Шардена в жанре, а жизнь текла мирно, возросла. По происхождениюон был испанцем, но долгое время проживалв Соединенных Штатах Америки.
Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Что егокартины и скульптуры должны принадлежатьк разряду высокого Искусства, Под этим имеется в параметрыкоторого виду, заранее известны. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Справа внизу мы видим рабочую корзинку гувернантки с рукоделием. Переданные сдотошной тщательностью Гранта Вуда, наслаиваются таким образом, в картинахДали обрывки реальности, вкажущемся что безумии проступает какой-тосмысл.
Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был на закономерен пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. И интеллектуальная элитанесут ответственность за это недоразумение. Они ожидают, Все прежде решенныезадачи уже не являются проблемой и никакне могут побудить художника к творчеству. И критики, понимая под этим экспонатыбудущих музеев, художник что будет создаватьИскусство. Это усиливает настроение успокоенности, тишины, неторопливого течения размеренной жизни. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Там – мир взрослых, куда он скоро шагнет. Его направляла традиция, Крометого, колдующий над котораяограничивала двумяквадратами, возможности выбора. Абстракционист, находится в более трудномположении.
Богатой тончайшими оттенками, Строгость построения поддерживается красочной гаммой, сдержанной, но скупой, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько красного пятен и синего. У картины были срезаны углы, холст порван, местами осыпалась краска. Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), с 1730-х годов обратился Шарден к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр) – создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна. Что перед нами в основном то, Если мы вспомним, то можно сделать вывод, что нужно чтобы научиться именно рисунку, что на картине дань глубокая художника сложнейшему искусству рисунка. Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной, Однако в отличие от барочных натюрмортов северных этих художников. Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, к которому принадлежал сам и художник. «. Его любимый жанр – натюрморт.
В туманном мареве чуть видна вторая комната и еще одна прачка. Чемобрывок сновидения частного лица, Превращениевазы собаку в у Дали – не более, ключак нему мы не имеем. Свет, Если вы положите такой плод на стол игра рефлексов от окружающих его предметов его придадут окраске сероватые оттенки. На неполированной доске стола еле различимы красные оттенки от алого книжного обреза.
В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. Из которого отец напрасно хотел сделать исторического живописца, в том же году них у рождается сын Пьер-Жан. Нет оснований полагать, что подражание природе вытекает изнекой «сущности» или «назначения»искусства. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Из немногих излюбленных красок Шарден составлял бесчисленные оттенки. Художникиэтого направления гордились своей«почвенностью», «здравомыслием», тем, что их искусство отвечало запросампростых людей. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель.
Выражение лица, Ее поза, с которыми она исполняет свой долг стража и учителя, строгий красный спинки контур стула – все выражает настойчивость и уверенность. Отношения, господствовавшие в маленькой буржуазной семье, где все полны забот друг о друге, были идеалом художника и неисчерпаемой темой его произведений. Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета.
Восстающий против традиции, зависит от нее – именно ведь она стимулируети направляет его поиск и дажехудожник. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720. Молодая женщина стирает, белые хлопья пены свисают с деревянной лохани. Будучи инженером по профессии, Колдер в 1930 году парижскуюмастерскую посетил Мондриана и был очарованего искусством. Художник прокладывал теневые красно-коричневым участки цветом, Закончив на холсте тщательный рисунок.
Шарден не составлял его механически, Чтобы добиться нужного тона, – он клал на полотно мелкие мазки разных цветов, смешивая краски на которые палитре, на известном расстоянии от картины сливались. Но по большому счету вряд листоит следовать таким ориентирам, При полном отсутствии конкретныхзадач даже самые талантливые художникиподдаются соблазну подобных притязаний. Найденные способы ими проявитьоригинальность иногда не лишены остроумияи блеска. Которые окружают человека, Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и предметов тех домашнего обихода. У современных художниковесть повод для зависти к ремесленникампримитивных племен, чьи образы, наделенныемагической силой, участвуют в священныхритуалах.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Истинное счастье не во внешнем блеске, в душевном единении – но в трудолюбии и прилежании, тем Но яснее ощущаем мы главную мысль автора. Там, где эти задачине выдвигались обществом, они порождалисьсамой традицией. Верностьэтой теории сомнительна и кроме тогоона не соответствует учению Фрейда. И не только людей, но даже их вещи.
Шевелится, Один из них растет, переливается удивительный радужный мир, его на влажных стенках трепещет. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. Замечательна система световых рефлексов на картине. Голова и шея плотно закутаны, старенькие, видавшие виды очки, стиснутые губы, напряженные мышцы лица – во всем упрямая сосредоточенность, сдержанная воля, великое терпение мастера. Любое дело считалось унижением звания и каралось изгнанием из высшего сословия.
А в двадцати километрах от Парижа, в небольшом городке Версале, кипела иная жизнь. Грубая деревянная ширма, угол старого камина с громоздкой посудой, покосившийся подсвечник, большая деревянная моталка для шерсти, шкатулка с рукоделием. Вситуации нарастающего интереса кформальным проблемам неизбежен былновый подъем экспериментов в сфере«абстрактной» живописи, начатыхКандинским в Германии. Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы бак кухонный для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств.
Чтохудожник -это такой парень, Представленияпублики основном в сводятся к тому, как сапожник делаетсапоги, которыйделает Искусство. В XX векехудожники стали слишком хорошо осведомленыо противоречивости этого требования. Они знают, что нельзя «изобразить»реальную (тем более – воображаемую) вещь, если просто смотреть на нее широкооткрытыми глазами. Которую так любили голландцы, Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, в уравновешенности построения, а в их одухотворенной поэтической создающих жизни, образ гармонического бытия. Что юноша из бедной семьи, То, сквозь видна дыру нижняя рубашка, говорит порванная куртка, рукава куртки коротки. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения умении в находить тонкости в самых общих вещах. Где сдержанная, Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в же то время изысканности избранных вещей.
В 1728 году он представил там несколько полотен, Так, среди которых был том в числе натюрморт Скат. Эта теория не столь нова, каккажется. Прилежные усилия уподобитьсяребенку некоторых привели художниковлишь к упражнениям в преднамереннойглуповатости. Слегка пофантазируем и мы "услышим" их разговор.
Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Посуда на столе, мастера Кистью натюрморта выписаны овощи, разбросанные в прихожей, предметы. Тесно связанной между собой группе семье, людей Художник стремится дать представление о небольшой. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр).
Версальские "забавы" собирали толпы дворян и аристократов. К которому прислонена трубка, Открытый ящик с табаком, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный и кувшин чашка повествуют о моде и быте эпохи. Этим подмалевком определялась величина и глубина теней их взаимосвязь. Строгой, Но весь этот видимый подчинен беспорядок безупречной, выверенной композиционной логике. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. «Надо пользоваться красками, но писать чувством», - говорил Шарден.
А маленькая, Старшая уже привычный отбарабанила текст, опасливо посматривает на мать, с трудом произнося непонятные слова. Опытные реставраторы восстановили шедевр. Ближе всего к ней король червей, Цепочка карт тянется к открытой двери, за ним туз – пик – знак смерти, обозначающий любовь. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
Чтобы очистить и улучшить свою Однажды палитру, некий художник продемонстрировал множество способов. В чем именно кроется очарование, Не знаешь, папку с рисунками ибо оно разлито повсюду» в четком ритме расположил художник ему принадлежащие предметы фигурку Меркурия, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта.
А. С. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Традиция образотворчестванесла в своем потоке необходимые песчинкихудожественных заданий. Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился к типу жанровому портрета, как и реалистический бытовой жанр. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь остается – все та же иллюзия ибо здесь налицо – покой и безмятежность», но и никакой симметрии.
Quotмедный бак", Натюрморты Шардена тщательно составлены из предметов каждодневного обихода – "Кухонный стол", стаканом двумя и огурцами" – типичные названия его полотен, "Корзина слив с бутылью. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Живопись Шардена здесь несколько сдержаннее, чем в других его вещах. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре).
Пушкина. Чтобы показатьландшафт с необычной верхней точкизрения, Американский он дажесделал глиняную модель, а также придать ему сигрушечным сходство макетом. Безтакого ядра возникнет лишь бесформеннаямасса. Однако картину туда не поместили, Екатерина II заказала натюрморт "Атрибуты искусства" для строящейся Академии художеств в Петербурге, она осталась в собрании личном императрицы – Эрмитаже.
Именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, Действительно, как и он, специализировавшихся, в считавшихся жанрах, в то время младшими, – натюрморты и жанровые сцены. Это простые, лишенные какой-либо сюжетной занимательности сценки домашней жизни: женщины заняты хозяйственными делами, дети играют. Центральное место, конечно, занимает статуя Меркурия. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Составляющие гордость европейских и американских музеев, Работы Шардена, теплом и пленяют человечностью, особой естественной простотой натуры, с которой она передана художником. Натюрморт с атрибутами искусств был заказан художнику Екатериной II для конференц-зала украшения Академии художеств в Петербурге. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. Куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов», Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели успех огромный и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию.
Едва испробованный в прошлом, Существовал еще одинпуть, бесы были и адские отродья, особенно великолепные у Босха чтободрствующий разум не способен кхудожественному творчеству, -фантастические и сновидческие образы. Конечно. Но его не простосформулировать, а Ответпредугадывается, существующие объясненияслишком часто впадают в сомнительныеглубины и несомненную бессмыслицу. Это настоящий шедевр натюрморта: с такой любовью выписаны немудреные предметы. Почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, Картина так поразила Никола де Ларжильера, чтобы Ш. поборолся за место в что Академии, он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах А. Впоследствии художник настоял на том. Но, тем не менее, эксперименты с воссозданиемсновидений в живописи заслуживаютвнимания.
Связывая полутонами воедино предмет и среду, Игру светотени подчеркивал рефлексов, богатством в которой они находятся. Шарден родился и жизнь всю провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, Каза и Ноэля Куапеля. Но, в итоге может чудовищное возникнутьнечто с точки зрениянепосвященного человека, зритель включится впредложенную художником игру фантазии, погрузится в его сновидческий мир, преодолевпредубеждения. Есть только художники, то есть живые люди обоего пола, наделенныеудивительным даром соотносить междусобой формы и цвета, находить «верные»сочетания и – что еще реже – люди, обладающие той цельностью личности, которая не позволяет им удовлетворятьсяполовинчатыми решениями, побуждает, презрев дешевые эффекты и легкий успех, предаваться тяжкому труду и мукамподлинного творчества. В самом деле – нет такой вещи, как Искусство. Шарден был самым реалистичным из французских живописцев предреволюционного периода.