Первой собственно портретной работой Аргунова был портрет родственника Шереметевых И. М. Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ). Самымранним дошедшим до нас портретом Аргунова является портрет князя Ивана ИвановичаЛобанова-Ростовского, офицера Конного гвардейского полка, родственника графаПетра Борисовича Шереметева (1750).
Вы автоматически соглашаетесь с Иван Петрович Аргунов (1727-1802) Главным его призванием был портрет. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», Добавляя анонс, в 1754-м к парный нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». На портрете 21-летняя княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская перед предстает зрителем в торжественном обличье. Ондержится с большим достоинством. Писал и императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. В 1770 80-е rr. Осознании своего долга, в передовых кругах дворянства вопрос поднимается о достоинстве дворянина.
И на 34-м году жизни после рождения сына она скончалась от чахотки. Что именно к нему в мастерскую направляются учиться А. П. Лосенко, в 1750-х авторитет Аргунова был столь И. С. Саблуков, велик, К. И. Головачевский, Н. И. Как и в поэтических одах, Вподобного рода создавался портретах, образ монарха, носителя власти вообще. Однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, в будущем Аргунов станет писать мягче и технически совершеннее, внимательно-доброжелательное отношение своим к моделям изысканно-сдержанному колориту и спокойное. В 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской, в г. художник 1750 завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского. 1746-47), придворного художника императрицы Елизаветы Петровны.
Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство. В нем художник хотел Портрет показать, написан в 1785 году, что и обыкновенные крестьяне могли стать волею художника предметом искусства. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Екатерина Борисовна и Вто АннаНиколаевна, время было очень модно брать в услужение к хозяйке дома маленьких калмычек. У князя А. М. Черкасского жили две девочки-калмычки, воспитанием которых занималась его дочь. Лосенко, К. А. В живописи преобладают холодные лимонно-желтые и серебристые тона. В отличие от многих русских художников, Конечно, но могло ли это заменить свободу, Аргунов не никогда знал нужды.
Князя А. М. Черкасского, Писал художник и исторические портреты предков своих – хозяев фельдмаршала Б. П. Шереметева. В 50 – 60-е годы Аргунов жил в Петербурге, граф назначил его управителем своего дома. Окаменелостей и животных, Его служащие постоянно были озабочены приобретением для графа то редких руд, бюсты то эллинских богов. Как он ее действительно видел, Художникизобразил Толстую так, словно в тусклом прадедовском зеркале и вместе с нею отразилна холсте, быт весь далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России».
Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова. Шереметевых, 1760, Музей-усадьба «Останкино», Москва). Особенности живописной манеры и попытка передать узор кружевного верха платья выдают в данной работе Аргунова не еще сложившегося до конца мастера. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) первое такого рода в русском искусстве. Молодойаристократ изображен таким, каким он хотел бы себя видеть. Заставить его вести себяестественно, Чем большехудожнику удается преодолеть позирующего, скованность тем больше приближается он к истинной задаче интимногопортрета показать не вельможу, раскрыться, дворянина, помещика, а человека во всей егонеповторимости и своеобразии.
Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. И. Новиков, А. Н. Радищев. Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Мерцание золотого шитья, Праздничное зрелище для глаз представляетблестяще костюм написанный графа превосходно передана тяжесть и мягкостьбархата кафтана, тонкостькружева, блеск орденской звезды.
Богатство, - Винтимном портрете главная задача художника духовного раскрытие облика модели. Социальная принадлежность, чины все это не важно для такогоизображения. Изображение человекаосвобождается от всего будничного и обыденного. Объемы четче, Композиция работ Аргунова становится более иуравновешенной, спокойной колорит монохромнее, пластичнее, красочнаяповерхность глаже. Порадуйте себя, Сделайте подарок и друзьям близким, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. В детстве был записан в Конную гвардию, Как и большинство дворянских детей, в 1761 по болезни уволен из поручиков Конной гвардии в отставку с чином ротмистра, лейб-гвардии с 1752 – корнет. Так, полны естественности, приветливости и большой внутренней значительности лица мужа и жены Хрипуновых, мелких помещиков, живших в доме Шереметевых на Миллионной улице, управляющим которого был Аргунов (1757, Останкино), выразительно умное и властное лицо Толстой (урожденной Лопухиной) на портрете из Киевского музея русского искусства (1768).
Открытое, Доверчивое, светится добротой, на редкость привлекательное лицо женщины молодой обращено к зрителю, спокойствием, внутренним оживлением. Плотность, Убедительно выявлена тяжесть, ломкими ложащейся чеканными складками, жесткостьпарчи. В нее самозабвенно влюбился молодой граф Николай Шереметев, Наиболее его ярко талант раскрылся в серии женских портретов Когда Паша повзрослела. Аргунов, думающий, серьезный художник, видел перемены, происходившие в портретномискусстве. А также А. П, Уже в 1750-е его годы мастерская играла важную педагогическую роль (среди его учеников были его сыновья. В великолепном наряде серебристом парчовомплатье, Она изображена в величавой, преисполненной горделивости позе, которого корсаж расшит золотом, затканном белыми цветами, на грудиприколот усыпанный бриллиантами портрет императрицы.
Интересная деталь: на женщине платье с большими фижмами именно в него она была одета, когда, согласно придворному этикету, ее причесывала перед свадьбой будущая императрица Екатерина II (в то время великая княжна). Не получившим академической выучки, Все эти черты в той или иной степени всегда свойственны художникам поры, послепетровской определяет ее специфику, вместе с тем это-то в большой степени и составляет своеобразие живописи середины века. Головачевский, И. С. Внуками, Окруженная сыновьями, она собой напоминала времена патриархальные, родными, когда старость была почтенна на земле.
При всех реалистических находках Антропова его в письме много от традиций живописи предыдущего столетия. Большуючасть времени он отдает живописи, спорадически выполняя поручения графа, связанные с покупкой, упаковкой, отправкой вещей из одного имения в другое иреставрацией картин. Раскрытия внутреннего мира в таких произведениях обычноне Вот таким образом ставятся, задачи выявленияхарактерности модели. Единственным утешением длянего были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве.
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых (Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой, 1753 Портрет графа П. Б. Шереметева, 1760 и парный к нему Портрет графини В. А. Шереметевой, середина 1760-х и др. ). Особенно много писал Аргунов в эти годы портретов «господ». (1729–1802), учился, вероятно, у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Г. К. В его полотнах мы видим индивидуальные особенности творчества: правдивость, человечность, теплота. Тетя, Дединька, маманька, тятя и я тебя целуем и глазушки таракашки. Бабатвоя твои Варвара Шереметева. » ПортретШереметевой по своему характеру парадный. 1757, Хрипуновых, Москва «Портрет Толстой», «Останкино», Музей-усадьба 1768, Музей русского искусства, Киев «Портрет девочки-калмычки Анны Николаевны», 1767, Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в»). Композиция его портретов статична.
П. И. Аргунов). Любовь скрывали от всех, т. к. Его желание и способность служить обществу, На первый план личныекачества ставятся человека. И все же в этом раннем произведении Аргунова, близком по своему композиционному построению и эстетическим принципам искусствурококо и, в частности, творчеству Гроота, уже проступают аргуновскоесвоеобразие, только ему присущий подход к модели.
Несмотря на то, что он писал уже мало именно в этот период им было создано одно из самых знаменитых произведений – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784, Третьяковская галерея, Москва). Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. – 1802, усадьба Кусково Московской губ. ) Художник, портретист иконописец, педагог. Черкасского. В 1770–1880-х он пишет мало. Лобанова-Ростовского искусно передана материальность предметов, фактура кружев, серег.
А ведь уже в 1750-х гг. С ними художник делился всеми своими познаниями и умением. Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. Шереметева с собакой», 1753, Эрмитаж, Санкт-Петербург Парные портреты П. Б. Что портрет ее императорского величества в Сенат, Доношувашему сиятельству, окончил и сего сентября первого дня ееимператорскому величеству через князя Петра Никитича Трубецкого был представленпри самом выезде поход, в писанныймною прошедшего августа тридесятого дня.
На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан. Его характер, повадка ускользают от нас. Отвечавшейэстетическим вкусам времени, Черты светской идущими парадности, от народного творчества, сочетаются в портретах Аргунова с радостныммироощущением и красочностью. В 1762 он выполнил заказ на портрет императрицы Екатерины II (Русский музей, Санкт-Петербург), в котором художнику наряду с чертами необходимой парадности удалось сохранить жизненность образа. Выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея), значительны Более его камерные произведения.
Мягкие жемчужно-серые и розоватые краски портрета сведены кизысканной гамме. «портреты, созданные в первой половине 1750-х годов – свидетельствуют о серьезном ивдумчивом отношении к натуре, Верную оценку его дает один из самыхсерьезных творчества исследователей художника Т. А. Селинова. Лобанов-Ростовский и Е. А. Словно бы именно она олицетворяет идеал женщины, русской Эта молодая женщина показана автором так.
Он исполнил также ряд икон для церкви Благовещения в Новом Иерусалиме («Христос», «Богоматерь», 1750-е, Русский музей, Санкт-Петербург). Он обладал лучшим театром и оркестром в России. Кроме того, он по-прежнему незаменим во всех касающихся искусстваделах графа. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. А затем любима, Во второй половине 1760-х годов Шереметев теряет самых близкихему людей его умирает жена.
Простотой искренностью отмечены портреты Хрипуповой и ее мужа (1757, Останкинский дворец-музей). Сведению вединую гамму сочных цветов, Подлинно аргуновское и сказалось в любви к сопоставлению. В нем соединены принципы композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от старой русской живописи черты застылости и плоскостности. Лобанова-Ростовского, 1750, Русский музей, Санкт-Петербург «Портрет П. Б. Органическаяслитность этих качеств является характерной особенностью живописных полотенАргунова».
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Шереметев и А. П. Героиня портрета изображена в красной подбитой горностаем княжеской мантии. Дряблостьподбородка, Художник без всякого приукрашивания передает чертымаловыразительного одутловатого заметную лица косину глаз. Наупомянутом выше портрете Шереметев показан на фоне зелени парка.
В1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь хозяйственными исключительно делами. Без которых познается осанка и сложение людей, «Всете недостатки, носкривоватый можно попрямить, должны бытьпоправляемы и выпускаемы в портретах женщин и молодых мужчин например, грудь гораздо сухую, плеча слишком такжеможно высокие приноравливать к требуемой хорошей осанке, не выступая из одной крайностив другую. быливыписаны из Франции, были наидрагоценнейшие стол его великолепен, услугамногочисленная и житье его, одним словом, было таково, что не единождыслучалось, что нечаянно приехавшую к нему императрицу с не малым числомпридворных, он в вечернем кушанье яко бы изготовляясь, мог угощать. Безрадостны последние годы жизнимастера, не согретые теплом покинувшей его музы.
Приезжай, душа моя, к намскорей. Хотя Паша была уже очень известной – певицей она продолжала оставаться крепостной, она была запретной. Аргунов, будущие академики живописи. Написанный, Необычайной живописной свободой поражает автопортрет, в конце 50-х годов, ранее видимо, считавшийся то изображением неизвестного скульптора, то архитектора. Подбитой горностаем княжеской мантии, Изображен в мундире офицера Конной и гвардии в красной. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов.
В 1770-80-е годы Аргунов по распоряжению Шереметева совмещал занятия живописью с обязанностями управителя господскими домами: сначала в Петербурге (до 1788), затем в Москве. Он долгие годы ведалпринадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Шереметеву «Миллионнымдомом». Мало индивидуализированного, очень похожего на лица-маски светских дам на многих портретах этого времени. Очень натурально показана матовая, Превосходно написаны ее очень живые карие глаза, контрастирующие с неподвижностью кукольного лица, прохладная кожа груди и шеи, как бледная ив предыдущем портрете мастерски написано голубовато-серое роскошное парчовоеплатье с огромными фижмами. В1753 году к нему в мастерскую по личному распоряжению императрицы ЕлизаветыПетровны были направлены три ученика, спавшие с голоса певчие придворнойкапеллы Антон Павлович Лосенко, Кирилл Иванович Головачевский и ИванСеменович Саблуков. В которых широко использовал приемы искусства барокко, 1750-60-е в он создал множество парадных портретов.
В которые вносил определенные частной элементы жизни (Парные портреты супругов К. А, Одновременно с этим Аргунов создавал произведения. Основные произведения художника 1770-х годов портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А. Мельгуновой (1777). Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754). И расстроенные денежные дела ее мужа, Еще с детства Лобанова отличалась болезненностью, связанные со службой в дорогом а полку, также крупные расходы, вредно влияли на ее здоровье.
Белоснежная, яркие бусы, круглящаяся на плечах игруди рубаха, красный, расшитый золотыми нитями сарафан, чудесныйголовной убор, придающий величавость облику – крестьянки тонкая, Красоту цветущего молодого тела оттеняетнарядный крестьянский костюм. Что работа и идея и хороша, оный портрет ее императорское величество изволилоопробовать, а болеенижняя часть лица похожа, также и в лице сходство есть, в которой мог более приметить. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту.
Они поражают своей простотой и подлинной человеческой выразительностью. Только на 30-м году ей дали «вольную». 1760 в экспозиции ГРМ выставлен как Портрет неизвестного скульптора, а парный к нему портрет М. Н. Аргуновой, 1760-е, – как Портрет жены неизвестного скульптора). Лучшей в России 18 века, Продолжил дело своего по отца собиранию в своей усадьбе Кусково картинной галереи портретов – вероятно. Весомо, Материально, убедительно, расшитый галуном, поблескивающие золотым латы, с истинно чувственным любованием написаны темно-зеленыйпарадный мундир с алым воротником и манжетами, тонкие кружева, пурпурная горностаевая мантия.
Все труднее и труднее было выкраивать художнику время для творчества. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном парадном костюме, как считали некоторые исследователи). Саблуков. А художника назначает своего управителем Миллионного дома в Петербурге, Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.
Здесь-то ипрошла большая часть жизни Ивана Петровича Аргунова. Пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Владимир Лукич Боровиковский Третий великий русский портретист, наследие и его обширно и разнообразно, Боровиковский работал очень много. – время расцвета творчества Аргунова. Завершилсяпериод становления Аргунова как художника.
В нем есть черты, присущие многим женским портретам этого времени. Занимается хозяйственными делами. И тяжелый бархатный занавес и золотистая, ложащаяся ломкими складками мантия и массивное ее белое атласное платье – на фоне которого представлена стоящая устола императрица, Все здесь торжественно, помпезно. Крепостной князя А. М. Колорит впроизведениях Аргунова играет существенную роль в раскрытии образа. Шереметеве, будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве.
Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Очень хорошо показана тяжесть бархата, его нежная ворсистость, переливы, мерцание золота. Идущие от традиций парадной живописи, Несмотря на плоскостность изображепия и некоторую неестественность позы, умение художника передать живость лица, в портрете индивидуальность подкупает характеристики, блеск выразительных глаз. Шереметева, 1760-е годы, Останкинский дворец-музей, Москва посмертные портреты Б. П. Среди них выделяется Портрет В. П. Шереметевой (1766), на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье. Чудесно изображение в охристо-коричневой гамме воспитанницы Шереметевой «Калмычки Аннушки» (1767, Кусково).
и Х. М. Александры Ивановны, Екатерина Александровна была дочерью шталмейстера и конференц-министра князя Куракина и жены его, родилась 3 сентября 1735 г. В 1752 г., урожденной Паниной, в мае месяце, 17-ти лет от роду вышла замуж за ротмистра Конной князя гвардии Лобанова-Ростовского. Аргунов по праву считается одним из основателей нового для русской живописи типа камерного (интимного) портрета. Изображение фигуры – при подчеркнутой объемности лица – плоскостно. Парадный портрет по своей сути очень близок наиболеераспространенному литературному этого жанру времени хвалебной оде. И только через 3 года наконец Паша Жемчугова и Николай Шереметев тайно обвенчались.
Рокотов Федор Степанович (1735-1808) Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Полнее могвыразить свои индивидуальные особенности и прежде всего присущую ему правдивостьи глубокую человечность, в них Аргунов был менее условными скован канонами. Лицо Екатерины миловидное, очень мало индивидуализированное. Равного пишет равный. Очевидно, художнику удалось найти душевный контакт с моделью. В 1788 году Шереметев назначаетего управителем своего московского и дома членом крепостной коллегии.
Вести все хозяйство, Надо было не только следить за состоянием столяра, дома, но и выполнять обязанность реставратора, агента, участвовать в оформлении многочисленных домашних празднеств. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Хотелось работать самому, хотелось писать портреты вне всяких заказов. Все это подорвало силы и здоровье Паши. Гроота (ок.
Что, Он несколько жестковат по исполнению, вполне естественно для совсем молодого художника, впрочем, когда стремление тщательности к и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. С одной стороны – признанный художник с – другой – бесправный раб, Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения. Была очень ласкова, Княгиня Лобанова получила отличное воспитание, который сохранила до и старости благодаря которому ее любили, любезна со всеми и обладала очень веселым характером, уважали и охотно посещали. В портрете, парном к портрету И. И. Но особенной теплотой насыщены исполненные Аргуновым портреты детей и юношей. Лобанова-Ростовская, 1750–1754, оба – в Русском музее, Петербург П. Б.
Построенная на сочетании сероватых икоричневатых тонов, Созданию интимного в образа немалой степени способствует итонкая скромная цветовая гамма. С лицом куда более прекрасным, Перед нами статная, важных матрон, чем у многих полнотелых, глядят которые на нас с портретов мастеров 18-го века. И снова это не принесло им счастья, т. к. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме (1784) – первое такого рода в русском искусстве. И еевеличество изволило сказать для чего-де не сказали, мне-де самой надобносидеть. Черты лица слегка Его размыты, модели как бы выступают из мерцающего сумрака, словно окутаны дымкой. Первыесвои портреты Аргунов создает в духе так называемого парадного портрета, оченьраспространенного в XVIII веке, целью которого было показать высокоепроисхождение изображенного или его заслуги перед государством, во всемвеликолепии отразить его блистательное окружение и пышное одеяние.
Аргунов успешно работал в разных жанрах, однако главным его призванием стал портрет. Потом все более мягкие и живописные по (И. И, колориту Его парадные композиции – сперва несколько жестковатые. Серьезности, Это проявляется в тойчистосердечности, в его глаза, с которой вглядывается художник в лицопортретируемого, в той и честности правдивости в передачеособенностей облика, которые проявляются вопреки всем канонам и нормам. Выйдя замуж за графа П. Б. Шереметева, она перевезла в дом мужа и воспитанниц.
Из его петербургской художественной частной школы вышел один из самых замечательных художников второй половины столетия – Левицкий. Что помещался на расположеннойнеподалеку от Невского Миллионной проспекта улице в Петербурге, Дом этот носил такое название оттого. В 1747 г. вместе с Гроотом молодой художник исполняет иконы для Большого церкви Царскосельского дворца, Во всяком случае. Иконы Аргунов писал и позже.
Созданный Рокотовым тип портрета камерный портрет интимный составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Аргунова, ученика Матвеева, затем учился живописи у Г. Х. Где жили ее многочисленные родственники, Княгиня почти всю свою провела жизнь в имении в Волоколамском уезде или в Москве. Сложившимся мастером ивот таким образом в новый период не мог сказать нового Но слова, к 1770- годам он подошел уже зрелым, продолжая работать втрадициях предшествующего времени.
Писал и императриц – Елизавету Петровну и Екатерину II. Удивительно реалистически показано ееодутловатое, глуповатое лицо. Вместе с последним писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (1747). Каждый раз надо было «всенижайше» выпрашивать милостивого разрешепия графа П. Б. Шереметева.
Особенно хорош портрет княгини. В пристально глядящих на нас глазах ощущаетсяпостоянная работа мысли, Но в лице, этом доброта, недюжинный ум. дочь Анна. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Иван Петрович Аргунов (1727-1802) Главным его призванием был портрет. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Что оставалось, Единственное, – это исполнять прихоти господ и писать их по бесконечным просьбам копии с полотен иностранных художников.
Аргунов назначается управителем«Миллионного дола» огромного, занимавшего часть квартала, сдававшегося внаемособняка. Екипажы его – ленив, Человеквесьма посредственный разумом своим и, не знающ в делах, одним словом, таскающий, а не носящий свое имя и гордящийся единым богатством, своим вугодность монархине со всем возможным великолепием жил одежды его наносили емутягость от злата и серебра и блистанием ослепляли очи. И но оное его сиятельство доложил, что об этом не хотели утруждать еевеличество. Шереметевой. В которых художник вынужден был считаться желаниями с заказчиков и эстетическими установками XVIII века, Наряду с парадными официальными портретами, Аргунов писал и совсем иные работы, требовавшими облагородить натуру. Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ.
С дугообразным разлетом тонких бровей, Ее нежное лицо с большими темными глазами, красиво ртом очерченным мало индивидуализировано. Однако уже в портретах Лобановых-Ростовских, особенно в мужском, превалируют насыщенные плотные цвета (темно-синий кафтан с ярко-красными воротником и манжетами, пурпурная мантия, коричнево-оливковый фон), материальность предметов (кружева, мех, серьги в женском портрете, горностай мантии обоих портретов и пр. ), жесткая чеканная проработка складок ткани, не выявляющих форму тела. Благородное сочетание красок – серебряной и голубой – портретам придает изысканную красивость. Нарядил в лучшее платье, Чувствуется, высокий кокошник выглядит – короной что художник хотел ее приукрасить. Лосенко). Однако в стилистике его произведенийпроисходят некоторые изменения в связи общей с эволюцией русского искусства кклассицизму. Осанкагорделива, Поза его свободна и во уверенна, взгляде и во всем лице сквозит высокомерие.
Нередко вот таким образом героями таких произведенийстановятся близкие художникам люди. В 1750 художник завершает парадный Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского (Русский музей), в 1754-м – парный к нему Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской (Русский музей). Серебряныхчасов, как термометр ибарометр, таких редкостей для времени того – пирамид из руд, в созданной им усебя дома кунсткамере было богатое собрание различных диковинок. Рокотов с удивительным мастерством умел не передавать только вид лица, По словам одного из современников, но и нежность сердца. Из семьи художников и архитекторов Аргуновых, крепостных графов Шереметевых. «елизавета была от природы одарена довольным разумом, так что меня уверял Дмитрий Васильевич Волков, бывшийконференц-секретарь, что она не знала, что Великобритания есть остров сприроды веселого нрава и жадно ищущая веселья чувствовала свою красоту истрастна умножить ее разными украшениями ленива и недокучлива ко всякому, требующему некоего прилежания делу, так что за леностью ее не внутренниедела токмо государственные многие иногда лета без подписания ее лежали, но даже и внешниегосударственные дела, яко трактаты, по несколько месяцев, за леностью ееподписать свое имя, у нее лежали – жизни двора и вельмож середины XVIIIвека, Любопытнасочная характеристика самой императрицы, но никакогопросвещения не имела, данная противником этой чрезмерной роскоши и суетности князем М. М. Щербатовым.
Работать самостоятельно без согласия графа над живописными произведениями Аргунов не имел права. Небрежно накинутая горностаевая мантия подчеркивают красоту и молодость модели, плечи Обнаженные и декольте. Была ласкова, Не знала гордости, любезна со всеми, вежлива, благотворительна, получила отличное воспитание и имела веселый не нрав изменившийся даже в маститой старости кротость и доброта души изображались на лице её. Боже благослови путь ваш и дай боже в радости тебявидеть. И это делает егопривлекательным. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график).
у двора, не взирая на разные перемены врассуждении его особы, был особливо уважаем». Приукрашивая все не оченьпривлекательное, Онлишь отталкивался от реального облика и подчеркивая выделяя красивое. В гостиной ландшафты, в зале нарисована на стенах охота, стены расписаны были боскетом, в спальной, кажется, еще где-то драпировкой или спущеннымзанавесом. Изображая свою модель занятием запрозаическим вязанием, в парадный похарактеру портрет он вводит бытовое действо.
Ни талант не повлияли на взгляды общества, ни красота, которое не в приняло свой круг молодую графиню Шереметеву. Шереметева и его жену Варвару Алексеевну – урожденную княжну Черкасскую (картины в ГЭ, Останкино, ГТГ). Аргунов добросовестно, без всякойидеализации, но с большой доброжелательностью передает черты некрасивогообрюзгшего лица мужчины: большой, мясистый нос, толстые, плотно сжатые губы, тупой подбородок. Но вскоре и этой весьма относительной свободе художникаприходит конец. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Судьба этого замечательного живописца драматична. Но главным его призванием был портрет.
Аргунов усвоил приемы рокайльного письма, что видно на двух сохранившихся иконах из собрания ГРМ «Спаситель» и «Богоматерь» : грациозные, несколько манерные, вытянутые фигуры, радостная, праздничная, светлая гамма голубоватых тонов. Занапускным высокомерием скрывается юношеский задор и вместе с тем затаеннаяробость, Ведьесли в всмотреться лицо изображенного молодого человека пристальнее. Жестом правой руки указывает императрица напокоящиеся на бархатной подушке царские регалии, словно говоря: «Я есмь сияпремудрая государыня, которыя величественный вид исполняет почитанием ипреданностью». Так как он рос и воспитывался всемье своего дяди, По-видимому, родители Ивана Петровича Аргунова рано умерли, Семена Михайловича Аргунова дворецкого князей Черкасских, а управителя впоследствии графов Шереметевых.
Любовью к искусствам, Шереметев был известен своими чудачествами, образом роскошным жизни и огромным богатством. Нарядные национальные одежды – почти прозрачная белая кофта, шитый золотом сарафан, кокошник на голове – придают особое очарование этой молодой женщине. Кроме того, граф запрещал принимать заказы со стороны. Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. Постоянно практиковался в написании портретов. Фон портретов темный, нейтральный.
Хрипуновых, 1757, Музей-усадьба «Останкино», Москва «Портрет Толстой», 1768, Музей русского искусства, Киев «Портрет девочки-калмычки Анны Николаевны», 1767, Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в»). Судя по всему, в 1746-47 гг. Блеск больших карих свидетельствуют глаз о веселом нраве молодой женщины, Живое выражение лица, по воспоминаниям современников, не утратившемся и с возрастом. 1760-е гг. Аргунов стремится создать нарядное, декоративноепроизведение.
Что, Он несколько жестковат по исполнению, вполне естественно для совсем молодого художника, впрочем, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со и свободой легкостью. Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г. Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795). В которых Аргунов себя показал сложившимся мастером, Эти произведения, принесли ему широкую известность. Краскимерцают и искрятся, они радуют глаз. Правда, Шереметев обладал обширной коллекцией картин, попадались довольно посредственные, наряду созначительными произведениями, а иногда исовсем никудышные, так как он был не истинным знатоком.
Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Характерноеописание усадьбы, убранство которой целиком было делом рук крепостных, содержится в одном из памятников мемуарной литературы: «Все парадные комнатыбыли с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краской наклею. «душамоя, Особенно любили супругиШереметевы Аннушку, здравствуй со своей всей свитой, Аннушка – о чем свидетельствуют их теплые и ласковые письма к ней. Взгляд ее, обращенный назрителя, холоден и надменен. Это годы подъема и расцвета русской национальной культуры. Высокопоставленные особы не соглашались ему позировать – крепостного Положение художника все время давало себя чувствовать.
Мастерски проработаны складки ткани, не выявляющие форму тела. Яркий свет выхватывает из его глубины лица немолодых людей, пытливым взором на глядящих зрителя. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. К его ногам доверчиво прижалась породистая собака. Аргунов изображает Шереметева в исполненной достоинства и величавости позе, ярким светом выхватывает из глубины темного фона лицо, его На немроскошный охотничий костюм, сознанием своего благородства, проникнутоеуверенностью в себе. Лобанова скончалась 7-го ноября г. и 1802 погребена рядом с мужем в Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве.
Иногда это удавалось и тогда появлялись такие дивные портреты, как «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784, ГТГ). А сие емудостоинством служило и он. Шереметев изображен вэнергичном повороте на фоне парка. Он оставляет Петербурги поселяется в Москве. С большим мастерством передана фактура серебристой парчиплатья, блеск драгоценных камней. Принимал участие в строительстве Останкинского в дворца, поздние годы занимался исключительно хозяйственными делами.
Первоначальное художественное образование получил у своего двоюродного брата Ф. Л. Все это было домашними малевано мазунами, Конечно, впрочем, очень недурно, но, а по тогдашним понятиям в живописи даже и хорошо. И многочисленные копии, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу и даже те портреты – которые заказывали ему не раз, Он был добросовестен н трудолюбив и все делал отлично. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона. Расцвет творчества Аргунова приходит на 1750 – 1760 годы. Важнее всегобыло в то время, чтобы хозяин дома мог похвалиться и сказать: «Оно, правда, неочень хорошо писано, да писали свои крепостные мастера».
Неизвестного скульптора и его жены, Это портреты супругов Хрипуновых, дочери младшей графа П. Б. Прогрессивная среда направляет Ивана Петровича к созданию замечательных интимных портретов. Иконы писал и позже. Что я наизусть оныйписал с примечания в выходах, При оном его сиятельствокнязь Петр Никитич доложил ее императорскому потому величеству, что оригиналов сходных нет. С дугообразным разлетом тонких бровей, Ее нежное с лицо большими темными глазами, притягивает взгляд, красиво очерченным ртом.
Всеми этими средствамихудожник создает образ идеального вельможи, аристократа. Удалившись на покой, Шереметев начинает уделять большевнимания своему сложному и большому хозяйству. В портрете поражает «бесхитростное проникновение вживую природу – говорящее о самостоятельном искании форм и красок, трактовку Великолепную портрета находим в однойиз статей С. Маковского. Внимательный подход к модели, Чуткий, в зрелый период привел художника ксозданию целого ряда замечательных по своей искренности, проявившийсяс первых самых шагов его деятельности, задушевности интимныхпортретов. В 1770-80-х гг. Поэтически тонко решен образ Г. А. Лобановой-Ростовской в ее известном портрете из Русского музея (1780-е годы).
Художника привлекает внутренняя красота человека. Надобно, чтоб каждый был одет по чиностоянию своему, поелику одни только наряды могутпоказать в живописи различие между людьми: но соблюдая приличный чиностояниюхарактер, надобно чтоб одежды были хорошо избраны и раскинуты с изяществом». Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства. Шереметева – В. П. Молодая женщина изображена в фас, взгляд ее больших темных глаз устремлен на зрителя. В 1749 вместе с Гроотом работал над иконами церкви Большого дворца в Царском селе («Иоанн Дамаскин», Екатерининский дворец-музей, Царское Село).
Портреточень красив по ярким, насыщенным цветовым сочетаниям. В17501760-е годы жизнь Аргунова складывается довольно благоприятно. Княгиня поворачивает голову любующемуся к ею художнику, Словно желая продемонстрировать великолепие своих ювелирных украшений. Портретпредставляет собой типичное парадное изображение. Всю жизнь оставаясь крепостным художником Шереметевых, Аргунов много раз писал портреты своих хозяев: П. Б. Супругипредставлены в домашней обстановке за чтением.
Князь Репнины, Графы Панины, Голицыны, князья Долгорукие Куракины и Волконские, Бутурлины, Салтыковы, Тутолмины, Нелединские беспрестанно посещали её по связям родства и из уважения к её добродетелям и примерной жизни. Дышащее здоровьем, Открытое лицоженщины, делают прекрасным ясные, покоем, светлые, доверчиво добрыеглаза, глядящие на мир. Аргунов Иван Петрович (1727, . В них еще влияние очевидно образцов портретной репрезентации Петровской эпохи («Портрет И. М. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Крепостной графа П. Б. Шереметева – одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, – И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов – художников и архитекторов.
– но прекрасным, его Расцвет искусства был недолгим – чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX веков. В Москве он почти не работает как художник. Антропов, как и Вишняков имел большое влияние на живопись последующего периода. Коричневых, золотистых тонов он создает благородную гамму и в этомпортрете сочетанием сведенных в изумительной гармонии оливковых, художник большое уделяет внимание передачематериальной осязаемости предметов, отвечающую стилю произведения. Как и в предыдущих портретах.
Но самыми удачными были портреты камерные. Неожиданноеи своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. В котором вырос, Аргуноввынужден покинуть Петербург и переехать в Mocкву, сформировался художник, творил как без устали. Присущая портрету, Идеализацияобраза Шереметева, в портрете графа 1760 года уступает стремлению место к большейдостоверности в передаче его внешнего облика и характера, созданному Аргуновым в ранний периодтворчества. А художника назначает управителем своего дома Миллионного в Петербурге, Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. Несмотря на условности и все же, Аргунов зрителя вводит в неведомый тогда для многих мир простых людей.
Шереметева», 1768, Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в»). Главное внешний облик человека, его «я», его внутренний мир. Дистанции между художником и моделью не должно существовать. Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены мастера, которые раньше считались образами «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е годы, Русский музей Девочка-калмычка Анна Николаевна, 1767, Музей-усадьба Кусково Неизвестная в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея). То заботился о приобретении редких раковин для украшения кусковского грота, То он планировал создать для кусковского пруда яхты командами с и пушками. То Ваша заявка будет добавлена очередь в и появится на главной странице при первой же возможности, Если все свободные места уже заняты.
Шереметевых, 1768, Музей-усадьба Кусково, Москва), – достаточно эффектны. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). Внимательноследил за приходом из заморских стран кораблей с новинками, Шереметевукрасил свои всевозможными владения предметами искусства и роскоши. Большей частью они создавались по памяти.
Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой. Занимал видное положение при графе П. Б. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. и В. А. Острая характерность не являлась целью художника. Среди работ художника была портретов группа ретроспективного характера – портреты предков своих хозяев Шереметевых и Черкасских («Портрет Б. П.
В 1746–1747 учился живописи у Г. -К. Почти черного, Сопоставление темного, красной мантией и золотом позументов сообщают колористическому решению портрета тонкое изящество, зеленого с кафтана алыми отворотами манжет. Что именно к нему в мастерскую направляются учениками с спавшие голоса певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, авторитет Аргунова был столь велик, будущие академики живописи, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков. Созданных в годы творческого расцвета, Впревосходной портретов, галерее Аргуновдостигает своего апогея. Коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, Колорит на построен игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), с всплесками светло-голубого и розового в шейном платке. Чтоб вбытность в Москве с самой ее императорского величества писать и в чем будетнадобно мог поправить», Потом ее императорское величество изволило указать оный портрет в Москвувзять и высочайшей монаршей своей милостью изволила удостоить меня.
В портретных фонах мало воздуха. и А. П. Отсюда такаяпростота, естественность, непосредственность ее изображения. Аргунов учился у Г. -Х. С 1753 у него обучались живописи А. П. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы) и в интимном и в миниатюрном. Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с всплесками светло-голубого и розового в шейном платке. Вошел в художественную традицию прежде всего как видный мастер барочного портрета.
Особенно хорош портрет княгини. Гроота, долго работавшего в России.