Арлекин, Героями многих его картин являются персонажи итальянской дель комедии арте – Пьеро, Коломбина и др, Скарамуш. Он просто не нравился людям. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Отца он никогда не видел и не знал. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темыитальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведенийнидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикараи Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образжизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первымиисточниками его вдохновения. Он просто один и все. Эрмитаж) он находит свои модели и своепоэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура Жиля (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира.
Последниепять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известнылишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные севернымреализмом (Савояр с сурком 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос. Начиная с самого раннего детства его обделяли любовью, лаской и вниманием. Одинокая слеза прокатилась по его щеке. В круглой шляпе и с круглой пелериной – возвышается во весь рост на фоне неба, один Это из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых.
В котором прекрасно себя чувствовал художник, Это был круг людей, просвещенных уже имевший много заказов и пользовавшийся признанием современников. Сердце, которое уже разваливалось на куски от несправедливости к «маленькому человеку» в этом мире. Остался Жиль. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.
Одно из самых больших своих произведений. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Даже когда над ним смеялись его же в напарники труппе, Он никогда не жаловался на свою жизнь. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. В театральном мире (Любовь во французском театре Любовь в итальянском театре обеБерлин-Далем музей Актеры театра французского Нью-Йорк музейМетрополитен и Санкт-Петербург Гос. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Такого доброго человека, возможно, не существовало в те времена. Где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные его легкой, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых парижан, компаний а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. За которым видны его спутники, Задумчивый человек молодой в костюме Пьеро одиноко стоит на узком возвышении, тянущие осла. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Ватто считается основоположником рококо в живописи.
«Если весь мир тебя не понимает, то значит, проблема кроется в тебе» – так считал он. А. с. пушкина) являетсясатирой схожей с Господином Пурсоньяком авторство другое котороголишь приписывается Ватто Маленькие комедианты (17061708 Париж музейКарнавале ныне Дублин Нац. Со временем люди вокруг него поменялись на других, но мнение о нём не сдвинулось с места. Это вопрос крутился у него в голове. «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), как утверждал из один биографов художника, «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты. Пьеро у него получался бесподобно.
Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия.
Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Когда-то у него было имя. Он шмыгнул носом. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. За фигурками развлекающихся дам и их спутников, в глубине аллеи, выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды, театральный виден павильон. Вместе с темВывеска Жерсена (1720) несомненный шедевр Ватто показываетнасколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которогоего отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли этопризнаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном заполвека до того.
Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одноСатира на врачей (Что я вам сделал, проклятые убийцы. ) (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. Жиль перестал понимать современных людей, он закрылся от них. Мы можем строить только догадки.
Отнюдь нет. Смело нарушал академические принципы и в этом был он мастером своего века искал более простые методы передачи натуры. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Однако его творчество оченьрано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734). Вконце 1719 Ватто приезжает Лондон в где встречает французских художников иполучает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. 1715) из которых сохранилось лишь Лето (ВашингтонНац.
Сируа, флейгельса и Эдма Жора, в эти годыВатто постоянно меняет место жительства живет он по очереди у Кроза. Ещё одна слеза. Они суховаты и по живописному исполнению.
Люди не хотели его понимать. Он всё держал в себе, не хотел обременять окружающих. По заказу Кроза он пишет Временагода (ок. Жиль же никогда не таил на них злобу. Что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, Однако точнее будет сказать, которому стремились подражать мастера живописи рококо, Ватто а силой своего таланта создал идеал. Все мы жаловались когда-то на свою жизнь.
Он бы удивился, увидев грустные выражения лиц у зрителей. Ожидающих легкого, Подлинная душевная отделяет тоска его от людей, незамысловатого веселья. Недолгая жизнь этого художника, умершего в тридцатисемилетнем возрасте, пришлась на рубежный период и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с новым веком. Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим картины небольшие с изображением комических театральных постановок, укрепило возникший у Ватто интерес к театру. Кроме того произведения Ватто часто копировали или может бытьнекоторые картины были им написаны в сотрудничестве с каким-либо другимхудожником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). Закончив свою роль, Жиль медленно обвёл зал взглядом. Друзей у него не было.
Летом 1720 он возвращаетсяв Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картинуВывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древнихи новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окруженииЖерсена, Ла Рока, Патера. Почему люди столь жестоки. Средиэтих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариантПаломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург)Ели-сейские поля, Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондонсобрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (ДаличГал. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей.
Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736). Так в 18 веке писали парадные портреты. Не в силах больше сдерживать эмоции, он перестал противиться нахлынувшим чувствам. Они заняты своими разговорами и находятся на ином уровне эмоционального и духовного развития, Это подчеркивается присутствием их как и каменное изваяние фавна, столь же далеком от переживаний героя, охраняющее часть парка. Столь ценимое веком, Именно воображение, синтезируя позволило новое, ему видеть и разлагать реальность. 1715 Париж частное собрание). Кажется что в всего течение этого периода Ватто не столько ищет больших заказовсколько совершенствует свой стиль. Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан художником Ватто вне времени, ценившей морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия.
Ф. Менье. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Но мы никогда не можем говорить правильно о его жизни.
По-разному склоненные женские головки, Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, наделенные то изысканной миловидностью, современных образы франтов, то характерностью. Галантными разодетыми актерами более или простонародный дух театра итальянского, в каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, в котором царит дух комедии дель арте. гал. ). Он смешон и одновременно жалок в белом своем одеянии с красными бантами на туфлях, Безвольно опустив руки и глядя на зрителя. Лицо раскраснелось. Не трудно, наверное, догадаться кого.
Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Жиль стоит на небольшом холме, благодаря чему в сочетании с низкой линией горизонта его фигура словно взмывает ввысь и приобретает монументальность. Существо неуклюжее, Пьеро-неудачник, будто специально созданное для жалости, насмешливой наивное.
но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, тонко и виртуозно:таинственные фигуры, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все этобыло отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругуКроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовскойтрадиций. Любой бы человек сошёл с ума. Он не тащил личные проблемы домой к больной матери. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.
Странно бездействующая, Фигура Жиля, как не бы имеет никакого отношения ни к ним, с повисшими руками и остановившимся взглядом, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один. Жиль же был настолько одинок, что даже поговорить не с кем было. Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, запечатлен в пейзаже среди мифологических персонажей, напоминающей из эпизод театральной постановки. Вся боль и унижение, всё Все страдания, покидало его сердце, накопившиеся за несколько дней. Так его все называли.
В этой застылости затаена бесконечно грустная мысль одиночестве об человека, в этом ощущении, как в клетку, запертого в самого себя. Театрального и декоративного и неподражаемую обусловило манеру Ватто, Это гармоничное сочетание элементов бытового. Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного, Однако искусство Ватто в самом начале века выразило главную направленность эстетики соотнесение Просвещения реальности и идеала. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которойвосхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохиЛюдовика XIV и приемы венецианской живописи.
Патера, тоже уроженца Валансьенна. Все понимали, у всех были и ухмылки, эта скучная тоска в зале заменится рассыпным и звонким смехом, что сейчас выбежит Арлекин. Открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования, 1702 в году Ватто отправился в Париж. Они видели в нём лишь жалкого Пьеро со сцены. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Не видно, что он от этого страдает.
Со временем превратилось в прах и оно, как и сама личность. Развлечения, Но самые известныеего произведения изображают встречи, словомвсе то, музыкальные что моменты, можно отнести к галантному жанру. Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, Искусство Ватто отразило чутко наступление нового века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далеммузей) Радости любви и Сельское общество (Дрезден Картинная гал. ). Сам жанр пленэрных галантных праздников появился еще в конце XVIIв.
Нет спектакля – и нет необходимости играть. Прирожденный рисовальщик, Ватто очень рано, еще в Валансьенне, оценил возможности работы с натуры. Украшавшего дворцы в и Марли Медоне, Полезной оказалась для вхождения в парижскую художественную среду и недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана. Закрытый, неуверенный в себе, одинокий, молчаливый, с тоской в глазах – Пьеро. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др.
Простых платьях и фетровых шляпах, Как персонажи театра и реальности одновременно смотрятся горожане аристократических в париках и корсетах. Кроме того произведения Ватто часто копировали или может бытьнекоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другимхудожником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). В 1717 он представляет в Академию где его считаютхудожником галантного жанра картину Паломничество на остров Цитеру (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодостии Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр.
С чего появилось мнение, что он был тусклым человеком. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Тяжёлый камень придавил его стопы к земле. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Из всех художников начала XVIII Ватто в. лишь можно поставить в один ряд с великими мастерами первой половины XVII в. Стилистика произведений Ватто в целом соответствует требованиям стиля рококо. Известно, например, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Вероятно сэтого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто.
Наряду сизображениями отдельных фигур (Мецетен Нью-Йорк музей МетрополитенБезразличный и Финетта обе Париж ЛуврВзволнованная любовница Шантийи музей Конде) он пишет многофигурныекомпозиции, на которых музицирующие, поющие или галантно беседующиеперсонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Он начал творить в то время, когда т. н. гал. ) создано под сильным влиянием Жилло. Эрмитаж) инесколько ню чувственных и утонченных (За туалетом Париж частноесобрание и Лондон собрание Уоллес). Пытаясь заработать хоть какие-то деньги, Мать вечно была на чтобы работе, прокормить ребёнка.
В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Он показывает в них театрализованную реальность, Не случайно, способную вызвать прекрасные ощущения – Ватто называет свои полотна Праздник или любви Шарм жизни. Этот синтез выражается в нежномколорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичностиатмосферы (Нимфа напуганная сатиром или Юпитер и АнтиопаПариж Лувр). Усталость и ирония, За безвольно опущенными руками и застывшим лицом прячутся чувства – Жиля печаль.
Мука, смешанная с водой выглядела отвратительно. Одинок среди друзей, Он не лицедействует, чужой среди своих же постоянных – спутников а является таким в жизни. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена Ватто, чем в середине и второй половине столетия, художники были более свободны в поисках прекрасного идеалов когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Лишенные грубости и приземленности обыденной Темами жизни, сюжетов творений Ватто являются празднества на лоне природы, занимающихся музицированием или ведущих тихую беседу, собрания галантных дам и кавалеров, пастухи и пастушки в красивых нарядах, резвящиеся в вечнозеленых и полных света лесах и на лугах.
За исключениемкартины Истинное веселье (1702-1703 Валансьенн музей), произведенияэтого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающиепроизведения Тенирса). Полотно из жанрового становится портретным и раскрывает внутреннюю драму героя. Почитаемый прижизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто былпрактически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекалхудожника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражалбатальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Бушеперенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации егогалантных празднеств, а молодой Ж. -Б. Само его искусство опровергает эту мысль. И даже не из-за того, что Жиль был не очень красив.
С каким вниманием Жилло изображает сцены, Кроме тогохудожник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло впроизведениях которого Ватто привлекали не столько суховатые сколькото, композиции заимствованные из народной итеатральной жизни. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частноесобрание). В 1718 мечтательный лиризм картин его трансформировался в сторонуболее реалистичного изображения комедии человеческой жизни в чем можно видетьсвоеобразное возвращение к реализму северной живописи. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок.
А Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и Однако картин (17271734), его творчество оченьрано стало популярным. Стиль Ватто. Он пишет несколько портретов: АнтуанПатер (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью ипортрет Дворянина (ошибочно называвшийся Жюльеном ПарижЛувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные (Св. Принятый в этикете столетия, Жест руки с открытой ладонью, которому предается он на лоне природы, указывает на размышление. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками.
Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Ла Рок, П. Кроза, Жерсен издатель офортов его Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. Но не лишним будет сказать, что жизнь его не была сладкой. А слёзы всё катились и катились. Горькие слёзы потекли по щекам. Нос всё щипало и щипало.
«То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. «Каков в жизни, таков и на сцене» – подумаете вы. Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся один в другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев светом, на разбивающимся блики – мерцающим, Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. То ли о любвиhellip Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль, в его взгляде звучит безмолвная то просьба ли о помощи. Никто не хотел водиться с одиноким занудой.
Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Ваттооттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным жанром еготворчестве в (Бобр в Жантийи ок. Фактически он был изгоем. Композицию, детали костюмов, жесты изломы складок шелковых – тканей позы, в рисунках он уточнял все нюансы будущих картин. Эрмитаж) имифологические (Суд Париса Париж Лувр) сюжеты.
У художника не было учеников – ибо они знали его работали с Патер ним и Ланкре не были простопродолжателями искусства Ватто, не будучиоднако его учениками. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Жиль прикрыл глаза, вздохнул. Ватто какое-то время занимался изготовлением копий великих работ голландцев, Испытав влияние Рубенса.
На севере Франции, родился Ватто в Валансьенне, где сильно было влияние искусства Фландрии. А также образы героев популярной очень во Франции итальянской комедии дель арте, в то же время его привлекала декоративная живопись. Что же мы видим на картине. То, Может быть, скрывающей истину, что вы о нём узнаете на самом деле – лишь верхний пелены слой завесы. Проникнутый чувством умиротворенности, в своих Ватто картинах создал идеальный мир, покоя и легкой печали. Перед смертью он раздает им свои рисунки. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Понимая, что ещё секунда и всё вырвется наружу, Жиль прикусил губу.
Как никто другой в его эпоху и обладавший даром огромным воображения художник, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза. Настоящее имя. Семейство (Отдых на пути в Египет) Санкт-Петербург Гос. Он всегда старался помочь ближнему своему.