На севере Франции, Ватто в родился Валансьенне, где сильно было влияние искусства Фландрии. Ватто не стремился к благополучию, даже признание не слишком его прельщало. Красочныемазки образуют мелкую дрожащую рябь натраве и невесомую массу воздушную вкронах деревьев. Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты.
Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Лицо раскраснелось. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, мазками, легкими плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Он не тащил личные проблемы домой к больной матери. Жиль. Этот синтез выражается в нежномколорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичностиатмосферы (Нимфа напуганная сатиром или Юпитер и АнтиопаПариж Лувр). Еще больше чем картин, он расписал дамских вееров и разной мебели.
Эрмитаж) инесколько ню чувственных и утонченных (За туалетом Париж частноесобрание и Лондон собрание Уоллес). Не в силах больше сдерживать эмоции, он перестал противиться нахлынувшим чувствам. Строгого и тонкого рисунка, мастер Блестящий композиции, острохарактерных портретов («Л, правдивых. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Музыкальные и театральные концерты на лоне природы, в своих произведениях он запечатлел в пикники вечно зеленых парках идиллические свидания, пылкие признания и ссоры влюбленных, балы и маскарады. Из всех художников начала XVIII в. лишь Ватто можно поставить один в ряд с великими мастерами первой половины XVII в. Стилистика произведений Ватто в целом соответствует требованиям стиля рококо. Патера, тоже уроженца Валансьенна. 5 К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. У художника не было учеников – ибо они знали его работали с ним, Патер и не Ланкре были простопродолжателями искусства Ватто, не будучиоднако его учениками. Одинок среди друзей, Он не лицедействует, чужой среди своих постоянных же спутников – а является таким в жизни. Бледно-коралловые, а какие костюмы – тончайшие, серовато-зеленые, золотистые, пепельно-сиреневые – только какие можно вообразить оттенки.
Юноша рано покинул родной город, чтобы искать счастья в Париже. гал. ) создано под сильным влиянием Жилло. Украшают пышные интерьеры залов и гостиных, картины Его превращаются в декоративные панно, любви и прекрасных грез, они зовут в мир счастья. Прерванный сон. То, Может быть, скрывающей истину, что вы о нём узнаете на самом – деле лишь верхний слой пелены завесы.
Они видели в нём лишь жалкого Пьеро со сцены. Со временем превратилось в прах и оно, как и сама личность. 4 Антуан Ватто.
Передним зрители, позади актёры, но онабсолютно одинок. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Что же мы видим на картине.
«Если весь мир тебя не понимает, то значит, проблема кроется в тебе» – так считал он. «Галантныесцены» Ватто поражают лёгкостью тонов, еле уловимой светотенью. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Никто не хотел водиться с одиноким занудой. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего. Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». Что она покровительствовала Буше, Известно, не заказывала раз ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. Ранние небольшие жанровые картины с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей»), бродячего шарманщика с сурком («Савояр»), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак») обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира.
Подлинная душевнаятоска отделяет его от людей, ожидающихлёгкого, незамысловатого веселья. В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темыитальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведенийнидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикараи Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образжизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первымиисточниками его вдохновения. Много писавший о в Ватто газете Французский Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, запечатлен в пейзаже среди мифологических персонажей, напоминающей эпизод из театральной постановки. Нет ни уверенности в завтрашнем дне, ни открытой радости, ни глубокого горя, ни добра, ни зла, лишь миражи чувств, маскарад страстей – что неторопливо прогуливаются меж стриженых кустарников, Мир обольстительных красавиц и галантных кавалеров, кружатся в танце искусственных водопадов, ведут задумчиво-ироничные меланхолически беседы, глядят на закат, беззаботен, но и насторожен. Париж.
Тяжёлый камень придавил его стопы к земле. Последниепять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известнылишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные севернымреализмом (Савояр с сурком 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.
В 1705 году стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло. Через Кроза и егодрузей приобщился Ватто к воззрениямнеоэпикурейцев философствующихлитераторов и интеллектуалов изаристократической среды, Вероятно. «Любовь на итальянской сцене», в полотнах «Актеры французского театра», «Итальянские комедианты» он использовал зарисовки понравившихся поз, «Арлекин и Коломбина», жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него живых пристанищем чувств. Вместе с темВывеска Жерсена (1720) несомненный шедевр Ватто показываетнасколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которогоего отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли этопризнаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном заполвека до того. Перед смертью он раздает им свои рисунки.
Ф. Бертен», 1832). 1721. Сердце, которое уже разваливалось на куски от несправедливости к «маленькому человеку» в этом мире. Лишенные грубости и приземленности обыденной жизни, Темами сюжетов творений Ватто являются празднества на природы, лоне занимающихся музицированием или ведущих тихую беседу, собрания галантных дам и кавалеров, пастухи и пастушки в красивых нарядах, резвящиеся в вечнозеленых и полных света лесах и на лугах.
Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. С чего появилось мнение, что он был тусклым человеком. В 1717 он представляет в Академию где его считаютхудожником галантного жанра картину Паломничество на остров Цитеру (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодостии Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю.
Франсуа Буше. За полотно «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Рощи, Какие сады, вечно светлое небо, парки, не знающее дурной погоды, просветы дальние аллей, ясная лазурь прудов, желтоватый мрамор статуй. За которым видны его спутники, Задумчивый молодой человек в костюме Пьеро одиноко стоит на возвышении, узком тянущие осла.
Сохранилось два произведения Ватто этих лет: одноСатира на врачей (Что я вам сделал, проклятые убийцы. ) (1704-1707 Москва Музей изобразительных искусств им. В его взгляде звучит безмолвная просьба то ли о помощи, то ли о любвиhellip Когда-то у него было имя. Это вопрос крутился у него в голове. Такого доброго человека, возможно, не существовало в те времена.
Портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) (1811, Лувр, Париж) «Кардье» «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург) – Создает ряд шедевров. Париж. За безвольно опущенными руками и застывшим лицом прячутся чувства Жиля – печаль, усталость и ирония. Жиль стоит на переднем планев забавном костюме. Отца он никогда не видел и не знал. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте.
Не трудно, наверное, догадаться кого. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. гал. ). Лувр. Странно бездействующая, Фигура Жиля, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, с повисшими руками и остановившимся взглядом, ни вообще к чему бы то ни было на он свете, один.
Что в счастливые часы не стоит забывать о грусти, Его холсты говорят, неоднозначность которой он понимал других, лучше ибо такова жизнь, т. к. Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения стилевого направления, а его поэтические открытия были подхвачены французскими живописцами середины XVIII века (Шарденом, Фрагонаром и другими).
Получилось как быдве Её картины. ) тема повседневнаяжизнь модного магазина произведенийискусства. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которойвосхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохиЛюдовика XIV и приемы венецианской живописи. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». ФРАГОНАР Жан Оноре 23 ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается.
Своим искусством он открывал людям глаза на их собственную сложность. В художественном отношении картина написана блестяще. Ирония в его картинах – словно защита от беспокойства, в них больше печали, чем веселья. В круглой шляпе и с круглой пелериной возвышается – во весь рост на фоне неба, Это один из персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Проникнутый чувством умиротворенности, в своих картинах создал Ватто идеальный мир, покоя и легкой печали. Мягкие краски, Теплые, легкие мазки кисти – все это создает атмосферу особую очарования и любви, приглушенные цвета.
В полотнах «Актеры французского театра», «Любовь на итальянской сцене», «Арлекин и Коломбина», «Итальянские комедианты» он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Он показывает в них театрализованную реальность, случайно, Не способную вызвать прекрасные ощущения – Ватто называет свои полотна Праздник любви или Шарм жизни. Это был круг просвещенных людей, в котором прекрасно себя чувствовал художник, уже имевший много заказов и пользовавшийся признанием современников. В жестах комедиантов нет ничего лишнего, На сцене театров и ярмарочных балаганов жизнь обретала спектакль остроту, – словно сгусток жизни. Купание Дианы.
Вся боль и всё унижение, Все страдания, покидало его сердце, за накопившиеся несколько дней. Москва Почитаемый прижизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто былпрактически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекалхудожника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражалбатальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Бушеперенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации егогалантных празднеств, а молодой Ж. -Б. Им посвященытакие полотна, как «Отплытие на островКиферу» (1717 г. ), «Общество в парке» (17171718 гг. ), «Затруднительное предложение» (1716 г. ) и др.
Летом 1720 он возвращаетсяв Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картинуВывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древнихи новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окруженииЖерсена, Ла Рока, Патера. Мягкие краски, Теплые, мазки легкие кисти – все это создает особую атмосферу очарования и любви, приглушенные цвета. Счастье должно переполнять души персонажей Ватто, Казалось но бы, он наделяет их собственным сомнением. Мы можем строить только догадки. Оставив нам картины, Он превратил сомнение в благотворную силу познания и показал человека наедине с собственными размышлениями, вселяющие желание во всем видеть потаенный, не позволяющие ленивому покою завладеть душой, главный смысл, а значит оставаться – человеком. Книга в ее – руке явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Работал у Клода Одрана, резчика по дереву.
Тончайшие нюансы человеческих переживаний иронии, печали, тревоги, меланхолии раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Капризница», «Меццетен»). Стиль Ватто. лучше других ощущал неизбежность перемен.
Они заняты своими разговорами и находятся на ином уровне эмоционального и духовного развития, Это подчеркивается их присутствием, как и каменное изваяние фавна, столь же от далеком переживаний героя, охраняющее часть парка. Семейство (Отдых на пути в Египет) Санкт-Петербург Гос. Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». И даже не из-за того, что Жиль был не очень красив.
«Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Существо неуклюжее, Пьеро-неудачник, будто специально созданное для жалости, насмешливой наивное. двухсамых известных в Париже трупп итальянской и французской комедии. Предполагается, что картина «Жиль» (около 1720 г. ) должна была использоватьсякак вывеска комедийной труппы. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). В которых изящество рококо с сочетается верностью натуре, прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, величественных античных руин, тонкостью световоздушных эффектов.
За исключениемкартины Истинное веселье (1702-1703 Валансьенн музей), произведенияэтого периода известны лишь по гравюрам (деревенские сцены, напоминающиепроизведения Тенирса). Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты.
Антуан Ватто. Простых платьях и фетровых шляпах, Как персонажи театра реальности и одновременно смотрятся горожане в аристократических париках и корсетах. Ватто понравилось писать актеров.
Портрет художника Энгра. Не видно, что он от этого страдает. Нет спектакля – и нет необходимости играть. И это придаёт «галантнымсценам» пронзительную грусть, противопоставленную наигранному весельюгероев. Развлечения, Но самые известныеего изображают произведения встречи, словомвсе то, музыкальные моменты, что можно отнести к галантному жанру. Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро).
В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Около 1800 года. 1717-1718 гг. Он всегда старался помочь ближнему своему. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. 14 Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан.
Книга в ее руке явный – намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Главными героями которых были жеманные, Франсуа не Буше раз обращался к изображению фривольных сцен, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Паломничество на остров Киферу.
За фигурками развлекающихся и дам их спутников, в глубине аллеи, выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды, виден театральный павильон. Лувр. Он просто не нравился людям. Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его Ф. Менье явлений, Искусство Ватто чутко отразило наступление нового века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Антуан Ватто. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи.
Театрального и декоративного и обусловило манеру неподражаемую Ватто, Это гармоничное сочетание элементов бытового. Украшавшего дворцы в Марли и Медоне, Полезной оказалась для в вхождения парижскую художественную среду и недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Антуан Ватто.
Кроме тогохудожник расширяет свой иконографический репертуар опираясь на школу Жилло впроизведениях которого Ватто привлекали не столько суховатые композиции сколькото, с каким вниманием Жилло изображает сцены, заимствованные из народной итеатральной жизни. Геройсмотрит на зрителя с щемящей грустью икакой-то странной серьёзностью. Куда она, Они приплыли остров на Киферу – остров богини любви и красоты Венеры, вышла из пены морской, по преданию. Но мы никогда не можем говорить правильно о его жизни. Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан Ватто художником вне времени, ценившей морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство было вскоре отвергнуто официальной критикой XVIII столетия.
1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Ватто считается основоположником рококо в живописи. Маркиза щедро отблагодарила художника.
Любой бы человек сошёл с ума. Музей имени Пушкина. Он шмыгнул носом. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Как никто другой в его эпоху и обладавший даром огромным воображения художник, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза.
Ещё одна слеза. Скорее парк, Пейзаж здесь природа, обжитаячеловеком чем леспозы и движения персонажей удивительнограциозны и гармоничны. Однако его творчество оченьрано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734). Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Закрытый, неуверенный в себе, одинокий, молчаливый, с тоской в глазах – Пьеро.
Он бы удивился, увидев грустные выражения лиц у зрителей. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Вероятно сэтого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх).
Прирожденный рисовальщик, Ватто очень рано, еще в Валансьенне, оценил возможности работы с натуры. Тонкопоказаны персонажи и пристрастия:здесь их можно увидеть и глупое поклонениепустой, Остроумно и трепетноевосхищение подлинными шедеврами. Произведение, но модной живописи, предназначавшееся длярекламной вывески, воплотило глубокиеразмышления художника об искусстве ио себе. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Париж. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль». И это занятие повлияло на род его Ватто картин, писал и декорации для опер, фантастические праздники изображавших веселые изящные женские и мужские фигуры, красивые, несколько театральные сады, украшенные вазами и статуями. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена Ватто, чем в середине и второй половине столетия, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, в когда ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности.
Но не лишним будет сказать, что жизнь его не была сладкой. Они приплыли на остров Киферу – остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию, вышла из пены морской. Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Рок, Ла П. Кроза, Жерсен издатель его офортов Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. АнтуанВатто, тонкий наблюдатель, сделал«галантные празднества» одной из главныхтем своего творчества.
Он никогда не жаловался на свою жизнь, даже когда над ним смеялись его же напарники в труппе. Кисти художника принадлежит ряд фаворитки портретов короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Ваттооттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным жанром в еготворчестве в (Бобр Жантийи ок. Главныйперсонаж произведения Жиль, французскийвариант Пьеро (героя итальянской комедиимасок), неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданноедля насмешливой жалости. Ожидающих легкого, Подлинная душевная тоска отделяет от его людей, незамысловатого веселья. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Лувр. 1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен.
Пытаясь заработать хоть деньги, какие-то Мать вечно была на работе, чтобы прокормить ребёнка. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Париж.
Исполнявшему обязанности хранителя коллекции Люксембургского дворца, Благодаря Одрану, фламандских и голландских мастеров, Ватто познакомился с произведениями оказавших Рубенса, сильное воздействие на технику и колорит его работ. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные легкой, его они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. Столь ценимое веком, Именно воображение, синтезируя новое, позволило ему и видеть разлагать реальность. В 1719-20 годах тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом.
Но безошибочно ощущал непрочность, Художник далек оставался от политики, когда так многое неясно и лишь тревога и неблагополучие несомненны, смутность времени. Ф. Бертен», 1832). Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частноесобрание). В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Жиль же был настолько одинок, что даже поговорить не с кем было. Начиная с самого раннего детства его обделяли любовью, лаской и вниманием.
Само его искусство опровергает эту мысль. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». Благодаря чему в сочетании с низкой линией горизонта его фигура словно взмывает и ввысь приобретает монументальность, Жиль стоит на небольшом холме.
Сируа, флейгельса и Эдма Жора, в эти годыВатто постоянно меняет место жительства он по живет очереди у Кроза. 3 Антуан Ватто Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». Который наноситсяна плотный слой живописи, Лессировки тонкийслой краски, прозрачной аэнергичные удары кистью влажный блескглаз или внезапно вспыхнувший румянец. С особым мастерством Ватто создаётощущение воздушной среды, передаютхолодное мерцание шёлковых нарядов и вся сценапревращается в видение, утончённую игруфантазии. Понимая, что ещё секунда и всё вырвется наружу, Жиль прикусил губу. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторонуболее реалистичного изображения комедии человеческой в жизни чем можно видетьсвоеобразное возвращение к реализму северной живописи. Одно из самых больших своих произведений.
Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Люди не хотели его понимать. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Крупнейший мастер эпохи Людовика XVI, 17 ФРАГОНАР Жан французский Оноре художник и гравер. Полотно из жанрового становится портретным и раскрывает внутреннюю драму героя. Наряду сизображениями отдельных фигур (Мецетен Нью-Йорк музей МетрополитенБезразличный и Финетта обе Париж ЛуврВзволнованная любовница Шантийи музей Конде) он пишет многофигурныекомпозиции, на которых музицирующие, поющие или галантно беседующиеперсонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. «То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия.
Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 годах с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим картины небольшие с изображением комических театральных постановок, укрепило возникший у Ватто интерес к театру. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Франсуа Буше.
Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез. В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Мука, смешанная с водой выглядела отвратительно.
В художественном отношении картина написана блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Настоящее имя.
В этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве в человека, этом ощущении, как в клетку, запертого в самого себя. Он постоянностановится жертвой проделок ловкогоАрлекина. Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся один в другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит светом, венецианцев разбивающимся на блики – мерцающим, Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом. По заказу Кроза он пишет Временагода (ок. Остался Жиль.
Так в 18 веке писали парадные портреты. Франсуа Буше. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) «Венецианский праздник» танцора.
Жиль же никогда не таил на них злобу. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Он смешон и одновременно жалок в своем белом с одеянии красными бантами на туфлях, Безвольно опустив руки и глядя на зрителя. Смело нарушал академические принципы и в этом он мастером был своего века искал более простые методы передачи натуры.
2 Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный» франц. Жиль прикрыл глаза, вздохнул. Лишаютего устойчивости, Виртуозно расставленныецветовые акценты сообщают внутреннее действиюособое напряжение, что радость длится лишь миг, заставляя зрителяпонять, агерои живут искусственными иллюзорнымичувствами.
Тонко и виртуозно:таинственные фигуры, но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, туманная атмосфера смутный намек на водную гладь все этобыло отражением индивидуального восприятия высоко художника оцененного в кругуКроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовскойтрадиций. Почему люди столь жестоки. Одинокая слеза прокатилась по его щеке. По-разному склоненные женские головки, Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, то наделенные изысканной миловидностью, образы современных франтов, то характерностью. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в каждой сценке сразу же улавливается французского атмосфера театра с его церемониями, в котором царит дух комедии дель арте.
Он просто один и все. А также образы героев очень популярной во Франции итальянской комедии дель арте, в то же время его декоративная привлекала живопись. колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далеммузей) Радости любви и Сельское общество (Дрезден Картинная гал. ). Сам жанр пленэрных галантных праздников появился еще в конце XVIIв. В театральном мире (Любовь во французском театре Любовь в театре итальянском обеБерлин-Далем музей Актеры французского театра Нью-Йорк музейМетрополитен и Санкт-Петербург Гос. Кроме того произведения Ватто часто копировали или может бытьнекоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другимхудожником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). Открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования, в 1702 году отправился Ватто в Париж.
1742 год. 1715 Париж частное собрание). Кажется что в всего течение этого периода Ватто не столько ищет больших заказовсколько совершенствует свой стиль. Он начал творить в то время, когда т. н. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Так его все называли.
ФигураЖиля дана художником с низкой точкизрения (он словно В 1720г., за год до смерти, Ватто создал большуюкартину, которая должна была служитьвывеской антикварной лавки, «Вывескалавки Жерсена». Маркиза щедро отблагодарила художника. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. В которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми величественных сценами, античных руин, тонкостью световоздушных эффектов. Нелепая поза делаетего фигуру мешковатой и скованной. Например, Известно, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею около парка дома П. Кроза в Монмаранси.
Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного, Однако искусство Ватто в самом начале века выразило главную эстетики направленность Просвещения соотнесение реальности и идеала. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. 13. Кисти художника принадлежит ряд фаворитки портретов короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок.
Затем Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. Эрмитаж) он находит свои модели и своепоэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура Жиля (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. А. с. пушкина) являетсясатирой схожей с Господином Пурсоньяком другое авторство котороголишь Ватто приписывается Маленькие комедианты (17061708 Париж музейКарнавале ныне Дублин Нац. Вконце 1719 Ватто в приезжает Лондон где встречает французских художников иполучает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье.
Который, Они считалисебя последователями Эпикура, древнегреческогофилософа по их мнению, призывал искать в жизни прежде всегосчастья и наслаждения. Пьеро у него получался бесподобно. Музыкальные и театральные концерты на лоне природы, в своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках идиллические свидания, признания пылкие и ссоры влюбленных, балы и маскарады. Что она покровительствовала Буше, не Известно, раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков.
Бродячего шарманщика с сурком («Савояр»), Ранние жанровые небольшие картины с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей»), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак») обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира. Что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, Однако точнее будет сказать, которому стремились подражать живописи мастера рококо, а Ватто силой своего таланта создал идеал. Госпожа де Помпадур. Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных нанесенных красок, мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Которыйпо достоинству оценил талант молодогоживописца, в познакомился ПарижеВатто с известным банкироми коллекционером Пьером Кроза. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Композицию, детали костюмов, жесты изломы складок шелковых тканей позы, – в рисунках он уточнял все нюансы будущих картин.
Лувр. Умершего в тридцатисемилетнем возрасте, Недолгая жизнь этого художника и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с веком, новым пришлась на рубежный период. Наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок и ловкого хитрого Арлекина, Неуклюжее. Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Вскоре отошедшем к Франции, Антуан Ватто родился во фламандском городе без Валансьенне, денег, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без работы, без покровителей.
А слёзы всё катились и катились. Закончив свою роль, Жиль медленно обвёл зал взглядом. Париж. Лувр. Арлекин, Героями многих его картин являются персонажи итальянской комедии дель арте Пьеро, – Коломбина и др, Скарамуш. Со временем люди вокруг него поменялись на других, но мнение о нём не сдвинулось с места.
Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды». Отнюдь нет. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».
Друзей у него не было. Строгого и тонкого рисунка, мастер Блестящий композиции, острохарактерных портретов («Л, правдивых. Предельная простота мотива композиции и здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Черезумение превратить жизнь в некоевозвышенное театрализованное действо, Действительностьс её утомительными повседневными делами, трудностями и страданиями не человеку способнапринести настоящее счастье. Путь к нему лежит через мечту.
Посетители рассматриваютполотна, антикварные изделия, делаютпокупки, беседуют с продавцами, Ваттоудивительно точно и полно представилстили и художественные вкусы эпохи: впервой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй игривые «галантные сцены»и жанровая живопись. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Жиль перестал понимать современных людей, он закрылся от них. Наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек проделок и ловкого и хитрого Арлекина, Неуклюжее. Горькие слёзы потекли по щекам.
Средиэтих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариантПаломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург)Ели-сейские поля, Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондонсобрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (ДаличГал. Они суховаты и по живописному исполнению. Их изящный, в главное развитиисюжета общение мужчины иженщины, лёгкие движения рук, безмолвный диалог:игра взглядов, едвазаметные повороты головы, говорящиелучше всяких слов. Паломничество на остров Киферу.
Созданными на основе реальных наблюдений, Наряду с произведениями, он сцену воспроизводит с такой живостью, он создает и пасторали импровизируя, что она кажется написанной с натуры. ФРАГОНАР Жан Оноре французский художник и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. «Каков в жизни, таков и на сцене» – подумаете вы. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок.
Луи Давид. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. 1721. 1715) из которых сохранилось лишь Лето (ВашингтонНац. (Когда её купили, торазрезали пополам.
Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего. Он пишет несколько портретов: АнтуанПатер (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью ипортрет Дворянина (ошибочно называвшийся Жюльеном ПарижЛувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные (Св. 12 Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. 1717-1718 гг.
Картины Ватто раскупались нарасхват, Веселость и изящество его композиций – пришлись по современному вкусу французскому обществу. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Фактически он был изгоем. Принятый в этикете столетия, руки Жест с открытой ладонью, которому он предается на лоне природы, указывает на размышление. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он всё держал в себе, не хотел обременять окружающих. Он хотел лишь работать так, как считал нужным и полной свободы.
Все мы жаловались когда-то на свою жизнь. Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды». На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Все понимали, у всех были ухмылки и эта скучная тоска в зале заменится рассыпным и звонким смехом, сейчас что выбежит Арлекин. Жиль.
Эрмитаж) имифологические (Суд Париса Париж Лувр) сюжеты. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Раковины), rococo от rocaille осколки камней, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько художественное самостоятельное явление, стилевое направление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. 15 в истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита изысканного и рисунка. Нос всё щипало и щипало.
А его поэтические открытия были подхвачены французскими живописцами середины XVIII века (Шарденом, Фрагонаром и другими), Декоративная изысканность Ватто произведений послужила основой сложения стилевого направления. (Watteau), (16841721), французский художник. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736). Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте.