Он получал все более и более заказы, ответственные Надо думать – что они укрепили репутацию художника. При создании которого одним его из помощников был Г. К. Левицкий, От собственно росписей его работы мало что сохранилось примером же церковного искусства Антропова может служить иконостас Андреевского собора. О признании портрета говорит и тот факт, что в феврале 1762 года А. П. А в 1716 году первые русские художники отправились в Европу учиться мастерству живописи, в их числе Андрей Матвеев (1701–1739), служивший впоследствии в Канцелярии от строений, где работал и Петр Антропов – отец Алексея Антропова, – и сам Алексей Антропов. Причем повторяет его раз, множество Для сената Антропов пишет портрет недолго правящего Петра III. Валериани и А. Перезинотти Антропов создает декорации для Оперного дома. Первым учителем А. П. Их с уверенностью можно назвать своего мастерами дела, в какой бы области ни работали представители семьи Антроповых.
Вполне понятно, что такое изображение императора не могло доставить А. П. В большинстве своем эти были работы копиями с собственных оригиналов или картин других мастеров. А также портреты членов императорской фамилии, Он не раз писал заказные декоративные изображения парадные самой Елизаветы. Антропову.
Но, Антропов допускает некоторые неточности в рисунке и в построении перспективы, добивается четкости пластическом в выявлении объемов, несмотря на это. Вместе с тем критерий точности, похожести в передаче внешности модели оставался главнейшим в традиции отечественного портрета XVIII века. И эту булавку Антропов написал с точностью, документальной Светлая ткань на груди Измайловой заколота булавкой. И фигура царя возвышается над зрителем, Благодаря искаженной перспективе пол дан немного в неестественном ракурсе. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней. Развитые им самим на практической работе, Но мастерство и художественный вкус живописца, не были ровными всегда и безупречными.
К тому же к этому времени он зарекомендовал себя как опытный и умелый художник, не лишенный организаторских способностей и настойчивости в достижении цели. На них лежит отпечаток их жизни, Не только носителями высокого сана выступают Феодосии Янковский или седобородый Пуцек-Григорович, Вениамин и особенности их биографий встают за условным спокойствием их облика. Н. А. Синоде (1761), окончательно обосновался в Петербурге с 1766. И когда понадобилось направить на самостоятельную работу кого-либо из учеников в Киев, Вишняков высоко ценил Алексея, то выбор пал преподавателя именно на Антропова.
Крупная голова Измайловой доминирует в произведении. Пример тому – большой Портрет императора Петра III (1762), выполненный художником для Сената. Его лучшей – и в наибольшей степени барочно-рокайльной – парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее). То же понимание портрета отражено и у Н. Н.
Объективность и внимательность в передаче натуры, Ясность документальная композиции, точность в описании одежд – характерные черты портретных изображений Алексея Петровича Антропова. Тяжелыми по колориту, Рядом их с работами его портреты кажутся однообразными по композиции, слишком прямолинейными в своих характеристиках. Антроповым писать Петра III был приглашен Ф. С. Изображающие истинное свойство сего премудрого государя и отца отечества. – СПб. и Любопытные достопамятные сказания о императоре Петре Великом, 1786. – С. 55).
Открывший для России Известен новый, прежде всего как портретист, послепетровский этап этого жанра. Российское искусство было лишено эволюционного периода, периода вызревания. Живой взгляд карих и глаз язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.
В 1749 году Антропову было присвоено почетное звание «живописного подмастерья». Крупное лицо немолодой женщины с обвисшим подбородком, нарумяненными щеками, подведенными бровями, умными, чуть насмешливыми глазами, передано с необычайной жизненной правдивостью. Будучи учеником Вишнякова, Антропов получал самое большое жалованье – 120 рублей. Антропову портрет нового властителя России. Пребывание в Киеве чрезвычайно обогатило художника. А до его основания – зачисляет в университет на должность живописного мастера, Граф Шувалов художника приглашает преподавать на создаваемом факультете искусства. Традиции украинского искусства, впечатления, полученные от знакомства с предметами народного быта Украины и лубочными картинками, претворились художником в создании одного из наиболее своеобразных портретов – атамана донских казаков Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ).
Сейчас он хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Здесь государь представлен в более спокойной позе. Предметы народного быта Украины, яркая вышивка, поливная керамика, разноцветные ткани и кружева привлекали своей красочностью, декоративностью, расширяли кругозор Антропова. Надо полагать, Только после напоминания этого императрица, распорядилась забрать портрет из мастерской живописца в Зимний дворец.
А. П. Через два с лишним столетия многими историками искусства портрет будет воспринят как сатира на императора. Лицо написано тонко, тщательно, с огромным вниманием ко всем его подробностям. В Амстердаме посещал он славных тогдашних живописцев и с особливым удовольствием по целому часу сматривал, как они работали, беседовал с ними о их художестве и весьма усовершенствовал свой тонкий вкус в знании картин. Дело в том, однако, что А. П.
К подчеркиванию наиболее характерных черт, Здесь в полную меру проявилась склонность художника к правдивой своей характеристике модели. И художник отходит от первоначального замысла. Русский художник Алексей Петрович Антропов родился марта 14 1716 года в Петербурге в семье народных умельцев. Измайловой (1759, ГТГ). А с точки зрения натурного подобия и точности, физиогномической Мастера подходил к модели не с позиций обличения или насмешки. Левицкий.
Причем Антропову был положен довольно солидный по тому времени оклад – 120 рублей в год. Отличающая его от искусства изысканного элегантных представителей европейского придворного портрета, свойственна выразительная оригинальность. Наблюдая Измайлову, он сумел отметить ряд существенных черт., он еще юношей был вызван в Россию своей теткой и объявлен наследником престола. Свет, падающий на лицо, погружает все остальное в темноту.
Однако, Место придворного художника, создавшим знаменитый конный портрет и царицы портрет перед зеркалом, закрепилось за датчанином Вигилиусом Эриксеном. Одно из лучших классических произведений художника. В написанное лицо можно всматриваться как в живое, настолько тщательно оно передано. Смело разбрасывая их, Не скрывая отдельных бант, мазков, он писал ленты, платье, розу на груди Измайловой. С выдвинутой вперед ногой рукой одной он опирается на маршальский жезл, Петр III предстает в энергичной позе, а другую положил на пояс. Но не потому, Портрет написан вдумчиво и неторопливо, что рука и кисть художника не достаточно были изощрены. Подобная работа входила в обязанности художника, состоящего при синодальном ведомстве. Где бы художники обучались светской живописи, в России в не принципе было специальных школ.
Позировал ли Петр Антропову, III Нам неизвестно в каких отношениях находились художник и государь мы не знаем. В этой же канцелярии с 1732 года стал работать и сам Алексей. Не было постепенного перехода от религиозной живописи к светской, а был резкий толчок, произошедший в конце XVII века в результате реформ Петра I. О художественных вкусах Петра I пишет немецкий художник Якоб Штелин (1709–1785) в своей книге «Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом». Краснощеков был широко известен в свое время: сын легендарного героя атамана донских казаков, он сам был деятельным участником Семилетней войны и изображен с медалью, полученной за сражение при Франкфурте (медали, подобные этой, при награждении атаманов казацких войск были равнозначны орденам). Написанных в 1753-1755 годы, Среди них несколько между схожих собой портретов императрицы Елизаветы Петровны. Антропову.
Один из лучших – портрет А. М. Измайловой (1754, ГТГ). Обучение происходило легко, так как у учителя и ученика были общие корни и традиции. Интерес к живописи проявился у мальчика в раннем детстве.
Наиболее ему нравились картины фламандского и брабантского вкуса» (Я. Именно к такой неоспоримой ценности я бы отнес мамину рубрику. С наступлением эпохи Возрождения и появлением светской живописи художники стали обучаться в так называемых «ботегах» – мастерских опытных художников, которые уже были известны и признаны. Готовила мастеров строительного дела, Канцелярия контроль осуществляла за строительством в городе. Умное лицо грузинского царя, Антропов внимательно передал красивое, которые могли ему бы показаться необычными, не преувеличив в нем черт.
В феврале 1762 года А. П. В 1732 был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. Матвеева. Чтобы Валентин Серов мог сказать, Много времени должно было пройти, то он должен всю оставшуюся жизнь походить стараться на него, что если заказчик не похож на свой портрет. Измайлова открыто позирует, предоставляя зрителю внимательно рассматривать ее лицо. Их изображения принадлежат к распространенному в XVIII веке типу парадных, «представительных» портретов. Один из наиболее жизненных портретов раннего периода Антропова, творчества Портрет Измайловой, свидетельствовал о зрелости и самостоятельности художника.
Антропов откровенно показывает уродство Петра III, его рахитические ноги и вздутый живот – его дегенеративное с сходство обезьяной, Коваленской. Связанное с созданием галереи камерных образов современников, Портрет Измайловой открывает целое в направление творчестве Антропова. Но за ними проступают внутренние очертания незаурядной личности Они Сильвестра, переданы почти иллюзорно. Эта работа принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика.
Портретные произведения Антропова начала 60-х годов имеют большое значение для понимания искусства русского середины XVIII века. Среди учеников Антропова – знаменитый художник Дмитрий Левицкий. Насыщенные, Яркие, красные, смело сопоставленные краски в темно-голубые, одеждах, золотистые, придают декоративность портрету. Среди мужских камерных портретов работы следует Антропова отметить Портрет казацкого атамана Ф. И. Измайловой стал своеобразным экзаменом на звание портретиста и был одним из лучших произведений Антропова. Именно там он выработал уверенность своего мазка, уменье обобщить мелкие формы. Художник в этот период охотно писал также и портреты по старым образцам, Несмотря на предельную загруженность, свое оттачивая живописное мастерство. Нога вытянулась вперед, в варианте окончательном фигура императора распрямилась и застыла, на лице появилась условная "светская маска", как во время прохождения церемониальным маршем. Царские регалии наполовину срезаны рамой картины.
Но такие примеры скорее редкость, чем правило. Растрелли. Некрасивое лицо Петра Федоровича смягчено светотеневой моделировкой. Его портреты заставляют забыть о некоторой застылости, «деревянности» фигур они способны увлечь меткостью и силой характеристик. С регалиями, Тогда же он написал портрет императрицы в белом во платье весь рост, в порфире и короне. На большом портрете изображен император в обычном для такого рода произведений парадном интерьере с батальной сценой на дальнем плане.
Леонардо да Винчи проходил обучение в мастерской Верроккьо, Так, а впоследствии него у тоже появилась собственная мастерская. Они замечательны, хотя многое из того, что стало привычным десятилетием позднее в искусстве Рокотова и Левицкого, было еще недоступно Антропову: изощренное и утонченное мастерство, легкость варьирования композиционных приемов, пленительная гармония колорита он не владел еще так свободно передачей глубоких и сложных человеческих образов, как владели немного позднее его младшие современники. Прошедший солдатскую службу в лейб-гвардии Семеновском полку, Позднее отец, в том числе в Полтавской битве, участвовавший в походах Петра I, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе в качестве слесарного и инструментального а мастера, с 1723 года – в Канцелярии от строений. При всей широте и свободе его стиля и в этом портрете, переданные с трогательной наивностью, две есть детали. Назначенный главным надзирателем живописных и иконописных работ при Св. Под руководством Дж.
Художник органично вносит в свои работы насыщенный колорит, Используя общепринятую схему портрета, которые и создают неповторимое сочетание реалистичности и декоративности, света игру и тени. Образ, Условности барочного картинного выражены этикета здесь слабее, наделяется острой, порой сохраняющий еще статичность парсуны, порой даже несколько простодушной и грубоватой характерностью. От собственно росписей его работы мало что сохранилось примером же церковного искусства Антропова может служить иконостас Андреевского собора, при Правда, создании которого одним из его помощников был Г. К.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Это, разумеется, ущемляло патриотические чувства россиян. Впервые Антропову представилась возможность явить свое живописное мастерство, создав парадный императорский портрет в полный рост. Где оно находилось до 1918 года, Огромное полотно в почти 2, 5 метра было помещено в одно из главных государственных учреждений страны – Святейший Синод, когда его забрали в Русский музей.
Они были неизбежной данью тому – к преодолению чего сам же он стремился, Но не эти мелочи для важны понимания Антропова. Когда в Петербург приехал «грузинский владетель» Теймураз Николаевич, то Антропову поручили «списать портрет его» (лето 1761 года портрет известен нам только по гравюре Грекова и Виноградова). В 1739 году будущий художник был переведен в штат Канцелярии от строений к вновь назначенному живописной мастеру команды И. Вишнякову. Высшим властям определенно пришлась по вкусу именно антроповская интерпретация Петра III.
У. в эскизе герой предстает перед нами в своих жилых покоях портретом с предка-императора Петра I на стене. Может быть, Картина не произвела благоприятного впечатления при дворе, писалась что наспех, потому. Росписи церквей перемежались с исполнением заказных портретов – больших парадных маленьких и миниатюрных. Но это не означает, что Антропов лишь натуралистически копировал внешние черты. Которые, Так оригинален портрет «атамана казацкого Краснощекова» (1761, Русский музей) одна из работ, тех «могли бы сделать честь Антропову и вне России», по словам академика Я. Штелина. Антропов выполнял многие дворцовые заказы и неоднократно писал матушку императрицу. Но заказ перехватил Правительствующий Сенат, Антропову была заказана с копия него для московской конторы Синода, обладавший большей властью и большим влиянием.
Рокотов. В Западной Европе в Средние века существовала традиция обучения художников в монастырях. Легкая, едва заметная улыбка прячется в черных усах. Так как большинство из них не сохранилось, о Судить степени художественного достоинства тех работ сейчас трудно.
Антропову звания придворного художника. В Царском Селе (1749), Антропов работает Летнем в дворце (1748), в Аничковом дворце, в Петергофе (1749-1750). И через мгновение они становятся уже достоянием истории, Все программы существуют лишь и здесь сейчас. Антропов сумел, однако, найти для них нешаблонную трактовку. Антропов написал четыре парадных портрета нового императора. Вишняков (1699-1761).
Среди торжественной обстановки особенно жалкой выглядит нескладная длинная фигура Петра III с головой маленькой на узких плечах. Не менее убедительные образы создал художник в портрете А. В. Один из них, последний по времени создания, – портрет монарха в военном лагере – украшал Романовскую галерею Зимнего дворца (теперь в ГРМ). В 1752 году доверили ему одну из самых ответственных росписей в Андреевской церкви в Киеве. Благодаря этому формировалось то, что принято теперь называть национальной школой. Он написал архиепископов в мантиях, с посохами в руках, как бы обращающихся к зрителям.
Художник как бы избегал всего, что могло отвлечь внимание от главнейшего от человека. Его портреты экспрессивны и реалистичны, подтверждают – что в начале 60-х проблема годов острой выразительности интересовала Антропова. (родился 25 марта 1716 года в Санкт-Петербурге, умер 23 июня 1795 года там же)– русский художник, миниатюрист, художник-портретист. Антропов исполняет небольшой эскиз, который теперь находится в Третьяковской галерее.
Композиция этих и других портретов кисти Антропова отличается лаконичностью, модели изображены на нейтральном фоне. Каждый из этих мастеров представляет собой яркую творческую индивидуальность. Уже упомянутый четвертый портрет монарха – в обстановке военного Антропов лагеря, пишет еще один.
Властная, хитрая, с живым взглядом блестящих глаз, с плотно сжатыми губами и тяжелым двойным подбородком – такой представлена известная статс-дама двора Елизаветы Петровны. Художник надеялся этой обрести работой некоторую свободу творчества и в дальнейшем претендовать на более почетную должность мастера, Произведенный тремя годами раньше в подмастерья. Что оно сиюминутно, Радио – это уникальное массовой средство информации прежде всего потому. Такая ситуация просуществовала вплоть до открытия Академии художеств, которое произошло лишь в 1757 году, то есть спустя два столетия после открытия первого подобного заведения в Италии (первой итальянской Академией художеств считается Флорентийская академия изящных искусств – Accademia di Belle Arti di Firenze, основанная в 1563 году). Иван стал часовым мастером, Старший пошел Степан по стопам отца, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи.
Служившего в Канцелярии от строений, в Родился семье инструментального мастера, руководившей застройкой Санкт-Петербурга. Но только к концу 1765 года его хлопоты увенчались успехом и Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья. Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744–1745), Царскосельском (1749), Петергофском (1750) и других дворцах под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755).
Более широко, не скрывая отдельных мазков, Антропов писал одежду, но и здесь, передавая алмазное украшение и булавку на груди Измайловой, он прибегает к документальной точности, к иллюзорной выписанности каждой детали. Перед зрителем человек большой воли, властный и несдержанный. Перед его изображением становятся понятнее и ярче едкие антиклерикальные нападки М. В. Ломоносова в «Гимне бороде» (они частично обращены именно к Сильвестру, который недаром затем ожесточенно нападал на Ломоносова и в стихах и в жалобе Синода императрице). Эта свободная живопись сообщает еще больше жизненности всему портрету. Написав узорную ткань одежды Теймураза, Свое произведение он на дополнил этот раз вполне оправданным декоративным эффектом. Впоследствии А. П.
Средний брат стал часовым мастером, Слесарным и инструментальным делом занимался старший брат Алексея Петровича, позже он стал придворным живописным мастером, а младший был взят двору ко для рисования украшений банкетных столов. Так написан и портрет Измайловой, статс-дамы двора Елизаветы Петровны. Антропов был любимцем императора Петра III и написал несколько его портретов.
Наполнило их яркой жизненной содержательностью, Именно это полнокровность сообщило его образам. К коронации Екатерины Антропов II в числе других живописцев был отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в изображении эпизодов коронования. Авторская копия оказалась более удачной в живописном отношении, чем оригинал. Обучение происходило не революционным, а эволюционным путем. Скончался 1795 года июня 12 дня. Вместе с подмастерьем (Д. Левицким) Антропов подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города.
Внешность Петра III, тщедушного, нескладного, с пустым самодовольным взглядом, явно контрастирует с величественным окружением, ни в коей мере ему не соответствуя. Полное лицо с густо насурмленными по моде и бровями нарумяненными щеками, Без прикрас передал художник грузную фигуру. Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность форм, как бы выступающих из полотна. – с горечью писал очевидец-современник А. Болотов, Редко стали уж мы заставать государя трезвым и в полном уме и разуме, до которого он был превеликий охотник, – а всего чаще уже до обеда несколько бутылок аглицкого пива, уже опорожнившим, то сие и бывало причиною, что он говаривал вздор и такие нескладицы, что при слушании оных обливалось даже сердце кровью от стыда перед иностранными министрами и видящими слышавшими то и бессомненно смеющимися внутренно.
Его дед, Яков Савинов и отец, Петр Яковлевич, состояли мастерами Оружейной палаты. В выражении темных глаз, устремленных на зрителя, художник великолепно сумел передать доброжелательность, внутреннюю собранность портретируемой. Но антроповское понимание портретной задачи не исчерпано передачей примитивной внешних особенностей лица и стремлением к иллюзионизму изображения. Его жизненным путем, Но эта репродукция поможет вам лучше и понять познакомиться с творчеством Антропова.
Особенно недовольна была гвардия, ударная сила всех дворцовых переворотов. Румянцевой (1764, ГРМ). В оконном проеме появилась батальная – сцена требуемый по живописному канону намек на выдающиеся полководческие способности Петра III, правда, он, не обладал – которыми, Пространство расширено. Но в этой однообразной композиционной схеме художник воплощал различные жизненные образы. В живописи XVIII века не сразу можно найти произведения, столь же реалистически выразительные.
Лицо набелено и нарумянено, брови подведены на груди голубая лента. У. Этот портрет статс-дамы А. М. Он имел очевидный успех, Современники приняли антроповский портрет Петра вполне III благожелательно. Антропов знакомится с меценатом И. И. Косвенным подтверждением этому может служить то обстоятельство, что одновременно с А. П. XVIII век внес величайший вклад в историю русского портретного искусства. Так как его образы апостолов – земные, Именно картину, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета – ниспадающие драпировки с и кистями колонна в глубине, почти простонародные. С замечательными иконописными школами – Владимирской, Вот таким образом страна великими с традициями иконописи, Московской, Суздальской, Киевской, – страна, давшая миру великих иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, оказалась в положении ученика, который должен смотреть на Запад и учиться искусству там.
Тогда же А. П. Другой большой портрет Петра III, Очевидно, которой во оное время окончен, в при поле лагере, а взнесть не успел, находитца у меня – именно о нем художник упоминает в своем прошении на имя императрицы Екатерины II. Антропова был француз Луи Каравак (1684-1754), много лет живший в России и ставший придворным художником, а затем – родственник Антропова Андрей Меркурьевич Матвеев (Кобылин) (1701-1739) – художник, окончивший в свое время Антверпенскую Академию художеств, а потом работавший в Канцелярии от строений, в которой до открытия Академии художеств учились и служили практически все русские художники.
Которые хочется и даже необходимо сохранить для аудитории, Однако есть вещи и перечитывать возвращаться к моментам, чтобы люди могли время от времени просматривать, приносящим истинное удовольствие. Рокотовский вариант остался невостребованным и все последующие заказы были переданы А. П. Он вдумчиво, серьезно передает черты ее лица, сохраняя точность портретного сходства. Свои школы были у Рафаэля, Боттичелли и многих других художников. 1752), который работал при дворе императрицы Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны. Он скончался в Петербурге от горячки 12 (23) июня 1795 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре.
В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов На – надгробной плите надпись. Построенной по проекту Растрелли, Бартоломео в 1752 году он принимал участие в росписи Андреевской церкви в Киеве. Но в основном это оригинальные работы, Среди них насчитывается несколько с копий Ротари, среди которых – портреты княгини А. М исполненные на высоком профессио-нальном уровне. Петр III принадлежал к тем людям, к счастью и вот таким образом художник мог абсолютно спокойно работать, которые не терпели идеализации в портретах, свободно выражая свое отношение изображаемому к человеку. Сутулая фигура остро Одним из сильнейших произведений мастера является портрет петербургского архиепископа Сильвестра Кулябки, Подлинным реализмом отмечен портрет Дмитрия живые Сеченова глаза.
Особенно в области писания портретов, Чувствуя настоятельную потребность продолжить свое образование, Антропов обратился системе к частных уроков. В 1755 приезжал для работы в Москву (живопись плафона Головинского дворца), оформлял здесь также торжества по случаю восшествия на престол Екатерины II (1762). Где с середины XVII века русских иконописцев обучали композиции и основным приемам светской живописи мастера иноземные Первой своеобразной школой стала московская Оружейная палата, в частности австриец Иван Детерс, приехавшие из Западной Европы, поляк Станислав Лопуцкий, голландец Даниил Вухтерс. Где красиво и тонко подобран колорит, эскизе, в который похож не на приемную залу для торжественных аудиенций, Петр III изображен в условном интерьере, а скорее на личные покои.
Портрет не подписан, но близок по особенностям письма А. П. Так, например, в Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца (1744-1745). – не допускающий и тени какой бы то ни было скептической вольности стороны со художника, Лебедев. Так же детально переданы алмазы вокруг миниатюрного изображения Елизаветы Петровны (всего лишь десятью-пятнадцатью годами позднее Рокотов не будет копировать грани камней, а покажет потоки и вспышки света на таких же оправах). Румянцева-Задунайского, отмеченная всеми высочайшими почестями при царском дворе, эта женщина, по воспоминаниям современников, до глубокой старости обладала ясным умом, острой памятью и мягким нравом.
Он честно и точно передал болезненно отекшее лицо, заплывшие глаза с их «сверлящим» взглядом, судорожно сжатые губы. Он стоит в грациозной позе с подзорной трубой в правой руке. Что отмечали все мемуаристы, а красотой и представительностью Петр явно Федорович не блистал. Оказалось, Когда же художник вернулся в Петербург, что свою должность Синоде при он практически потерял. Антропов работает в Летнем дворце (1748), в Царском Селе (1749), в Петергофе (1749-1750), в Аничковом дворце.
Не нарушающих общей цельности портрета, в точном изображении деталей, мелких проявляется присущее Антропову ощущение материальности мира. Вы так внимательно рассмотрели репродукцию художника П. С. Штелин. Нужно отметить, что за те полгода, что царствовал Петр III, А. П. Причем особую известность получили им выполненные женские портреты, в этот период помимо официальных портретов Антропов создал серию камерных изображений своих современников. Полный энергии и жизненной силы, Герой Семилетней войны, характерной для украинских портретов XVIII изображен столетия, в манере, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.
С 1739 работал там же в «живописной команде» под руководством И. Я. Вишнякова. Что при смене царского окружения он сможет получить во доступ дворец и добиться звания придворного художника, Это давало ему надежду на то. Исходившее из национальной русской 17-го традиции века и портрета петровского времени, Творчество Антропова, открывает новый этап русского портретного искусства. А. П. Он находил различные приемы в арсенале художественных своих и технических средств, Наоборот. Один из первых русских портретистов, Выдающийся русский академик художник, Императорской Академии Художеств и учитель знаменитого Д. Г.
С 1732 г. учился у А. Матвеева и И. Вишнякова. В Зимнем (1744–1745), Петергофском и (1750) других дворцах под его началом был также украшен Андреевский собор в Киеве (1752–1755) – Царскосельском (1749), Исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко. Однако можно предположить, что Антроповым остались довольны, поскольку в 1752 году ему поручили весьма серьезный самостоятельный заказ – роспись киевского Андреевского собора, только что построенного архитектором И. Мичуриным по проекту Ф. Б. Мастерство которых за это время возросло, Шестилетнее отсутствие обусловило отставание некоторое Антропова от столичных живописцев. Перед судом потомков стоят не бесстрастные иерархи «апостольского чина», чуждые земной суеты, но люди с ярко выраженными личными чертами.
Валериани А. П. Для Сената и была написана копия. Бутурлиной (1763, ГТГ), а также в Портрете статс-дамы графини М. А. Портретист с наивной прямотой и живописной точностью написал своего государя таким – каким он был действительности, в Антропов всегда был предан натурной достоверности. Рисунок и лепка точны. В портретах нет ни величественных колоннад, нагромождения ни атрибутов – ни пышных драпировок, Представительность достигнута очень скупыми средствами. Иной художник, вероятно, написал бы более благообразно этого «златоустого учителя», влиятельного представителя русской церкви.
Исполняя заказы Синода для поднесения высочайшим особам, один Ещё портрет государыни Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц. Нам нетрудно различить в них воздействие старого русского искусства (вплоть до «парсун» XVII века) или украинских портретов или широко написанных декоративных росписей «живописной команды» или, наконец, стремлений самого художника к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели. Следуя своей манере и трезво объективно отображать натуру, Художник, поместив его несколько нелепую и совсем не величественную фигуру в пышную раму великолепного дворцового интерьера, достоверно и добросовестно передал все особенности внешности Петра III. Так оригинален портрет «атамана казацкого Краснощекова» (1761, Русский музей) одна из тех работ, которые, по словам академика Я. Штелина, «могли бы сделать честь Антропову и вне России». Без сомнения, Художник, о чем говорят выписанные на первом плане латы, хотел подчеркнуть качества рыцарские государя, шлем, мантия, трубы и разнообразные военные доспехи.
Художнику, очевидно, хотелось добиться возвышенного и одновременно помпезного эффекта. Впечатления, полученные на Украине, сыграли неоценимую роль в развитии творческих способностей Антропова. На темном фоне выделена голова атамана. Истоки похожи, Вернее, где опытные мастера передавали свои знания ученикам, в ведь Древней Руси обучение иконописцев также происходило при монастырях.
Где все внимание художника было направлено не на показ высокого сана модели, Но портрет Измайловой стал одним из первых камерных портретов, а раскрытие на индивидуальных черт ее внешнего облика и характера. Антропов уже не впервые обращался к портретному жанру. Quotсмотри – чтоб был Еще похож, перед началом работы над портретом Петр III напутствовал живописца словами. Родился 1716 года марта 14 дня.
В апреле 1762 года с небывалой поспешностью – за две с половиной недели – Рокотов исполняет поколенный портрет государя со всеми царскими атрибутами (сейчас он хранится в Нижегородском художественном музее). Посвященным вступлению на престол Екатерины II в том же 1762 году, к торжествам, в художник числе других живописцев был отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в писании эпизодов коронования. Антропов хорошо знал свои модели. Лицо пожилой дамы с обвисшим подбородком и отяжелевшее тело показаны четко. А. П. Он много и напряженно работал в эти годы.
Краснощекова (1761, ГРМ). Но не так работал Антропов. Никакой идеализации или приукрашивания не допускает художник. С 1739 года он был членом «живописной команды» при Канцелярии от строений и принимал участие в росписях Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов. Определенная трактовка формы, в портрете Измайловой показаны тип классический русской барыни, контрастной цветовой гаммы использование насыщенной. Анастасия Михайловна Измайлова, урожденная Нарышкина, была ближайшей подругой и дальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны.
выдающийся русский портретист. Служивший в лейб-гвардии Семеновском и полку участвовавший во многих военных походах Петра I, Антропов родился в Петербурге в 1716 г. Его дед и отец, – состояли мастерами Оружейной палаты, в том числе и в Полтавской баталии. С антроповского портрета смотрит на нас полный энергии представитель русской воинствующей церкви XVIII века. В этот период написал множество произведений. Работая над ним, Антропов должен был вспомнить годы, проведенные в «живописной команде».
Среди наиболее известных произведений Антропова – портреты А. М. Измайловой (1759, Третьяковская галерея, Москва) императрицы Елизаветы Петровны (1755, Музей русского искусства, Киев), архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей, Петербург), атамана Ф. И. Краснощекова (1761, Русский музей), А. В. Бутурлиной (1763, Третьяковская галерея), М. А. Румянцевой (1764, Русский музей). Воронцовой, Павла I в детстве, австрийского посла Лобковича. Но при этом присутствует оригинальная письма манера Антропова – изображение лишено психологической глубины, Поясное изображение фигуры и поза характерны для Ротари, акцент на физическую природу человека. Замечательно живы глаза: умные, насмешливые, блестящие. В России эти процессы происходили совершенно иначе.
В Москве А. П. Почти танцующей позе, На подготовительном эскизе Петр стоит в неустойчивой, на лице печальная улыбка, голова его и мягко чуть манерно склоняется к плечу. Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода, Предприняв отчаянную определиться попытку к одним портретным делам в ведомство придворной конторы и не получив на то милостивого соизволения.
Впечатления, Традиции украинского искусства, претворились художником в создании одного из наиболее своеобразных портретов – атамана донских казаков Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ), полученные от знакомства с предметами народного быта Украины лубочными и картинками. Он совершал свое историческое дело в постоянной борьбе с теми отдельными пережитками художественной старины, которые мешали и ему и его современникам (Вишнякову, Сердюкову, Молчанову). Антропов передал дегенеративную некрасивость императора, тупость выражения его лица. С одной стороны ее обрамляет спиралевидная колонна с гирляндами – листьев а с другой – дверной проем с подобранной над ним драпировкой, Фигура нового императора помещена в своеобразную живописную раму. Левицкого Алексей Петрович до Антропов конца своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и портреты.
Мы как бы ощущаем раздражительность Сильвестра кажется, он начинает перед нами, несмотря на поднятую для благословения руку, «обнаруживать свой гнев самым жарким, ярким, язвительным гласом, проникающим от поверхности до пределов превыспренних не изъясняясь никому, что ему надобно, чего он там ищет и кто прогневал его смирение» (так писал иронизируя, о хорошо им изученных церковниках Украины «архиерейский служка» Гавриил Добрынин в своих воспоминаниях). Которую вы держите в руках, в книге, поданные с таким тонким пониманием, содержатся избранные рассказы о творчестве и судьбах выдающихся русских живописцев, проникновенностью и любовью, которыми обладают далеко не многие и которые в полной мере моей присущи маме. Один из них – Портрет статс-дамы А. М. Однако дворцовые успехи художника, также как и правление Петра III, даже не удостоившегося коронации, оказались кратковременными. Внимательно, чуть насмешливо смотрят на зрителя живые черные глаза. Ученика Антропова, Дрождина, что я пока ничего добавлю, не который мастерски и с удивительной теплотой написал семейный портрет. Позднее, в 1928 году, сенатский портрет попал в Третьяковскую галерею.
Что само по вряд себе ли могло удовлетворить привыкшего к самостоятельной деятельности художника, По возвращении в северную столицу Алексей Петрович вновь поступил в распоряжение Канцелярии от строений. Однако мастеровитые художники были нужны. Таких портретов русское искусство ещё не знало. Тонкое письмо лица сменяется широкой манерой, когда художник переходит к одежде. Симпатизировавший прусскому королю Фридриху II, Петр Федорович, а затем военный и союз, заключил с ним мир, сведя тем самым на нет все усилия России в Семилетней войне. У. Друзья. Рисовать чертежи для иконостасов и прочих церковных в украшений, 1962 году Антропов получает должность надзирателя за живописцами и иконописцами с обязанностями писать и поправлять иконы, писать портреты.
Имел частную школу. С суровой пристальностью вглядывался он в изображаемые им лица. В 1740-1750-х годах он выполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко во дворцах и Петербурга его пригородов. Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная драпировка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д. ), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью.
Вот таким образом мы уверены в замечательном портретном сходстве этого произведения. Петр III изображен на биваке, за его спиной походные палатки. Частная жизнь Петра III также не вызывала приязни у столичного дворянства. Туда же, по примеру отца, поступили Алексей Петрович и его братья. Антропов пишет уменьшенный и усеченный вариант того же портрета Петра III. После свержения и убийства Петра III в был немилости у Екатерины II и утратил статус придворного живописца. В композиционном отношении портреты почти одинаковы, но каждый из написанных «князей церкви» не утратил от этого своеобразия.
Например, Дмитриева, что у Антропова получился портрет недоумка рыбьим с туловищем на тонких ногах, полагает. На столе – корона, держава на кресле – горностаевая мантия – скипетр, Вводятся обязательные для императорского портрета атрибуты и величия царственности. А в 16-летнем возрасте, Уже с 15-ти лет Антропов учился живописи у разных мастеров, он начинает учебу в Канцелярии от строений государственном – учреждении, в 1732 году, ведавшим застройкой Петербурга. Его работу высоко оценивали профессора Академии художеств.
Антропов внимателен, но не мелочен. Он кажется написанным без всякого усилия, без колебаний и сомнений. Сметлива, Измайлова умна, она не стала жеманной поклонницей Западной моды, властна и насмешлива занимая высокое положение придворных в кругах, это типичная русская барыня, помещица. У Антропова в Москве не было постоянной работы, Однако открытие Академии Художеств не состоялось, где начинается новый период творчества художника и в 1758 году он возвращается в Петербург, полный исканий и надежд, желания усовершенствовать мастерство свое и добиться признания, период расцвета его таланта живописца-портретиста.
Однако он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Родился в Петербурге 14 (25) марта 1716 в семье слесарного мастера Оружейного двора. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону Успение Богоматери и запрестольную алтарную картину Тайная вечеря. Quot в результате заказчик высокий остался вполне доволен своим изображением и пожаловал художника драгоценным подарком. В его обязанности входило наблюдать за работами петербургских иконописцев, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, писать и поправлять иконы исполнять портреты представителей русского духовенства (Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки, 1760, ГРМ), а также обучать новых мастеров. Этой работе художник отдал около трех лет, но заказ на письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного был выполнен отлично. При новом царе произошли резкие изменения во внутренней и внешней политике России.
Любимица императрицы Елизаветы Петровны, в молодости Анастасия Михайловна Измайлова слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся большим влиянием при дворе. Он также учился портретной живописи у французского художника Луи Каравака (ум. В главе 17 этой книги имеющей название «Вкус Петра Великого к хорошим картинам», Штелин пишет: «Во время второго путешествия, предпринятого царем в 1716 и 1717 годах, показал сей монарх наиболее свою склонность и охоту к картинам. Антропов приобретает широкую известность в придворных кругах и получает все новые заказы. В XVIII столетии русские портретисты отнюдь не писали карикатур на своих заказчиков.
Куратором созданного в году 1755 Московского университета, Шуваловым, при котором предполагалось учредить и Академию художеств. АНТРОПОВ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716–1795), русский художник, художник-портретист. Святейший Синод для украшения своей парадной залы заказывает А. П. Мать прославленного полководца фельдмаршала П. А.
По протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Ивана Шувалова – он получил место преподавателя живописи, продолжая при этом учиться портретному искусству у итальянского художника Пьетро Ротари (1707–1762), работавшего в России. Корпус и лицо повернуты немного в сторону, открыто позируют, глаза обращены к зрителю, голова иногда чуть наклонена – изображенные Все им, люди, давая нам возможность всматриваться в их лица. В 1739 году Алексей Антропов был в зачислен штат Канцелярии, Овладев профессиональными навыками, которой руководил И. Я, в живописную команду. Сохранивших черты парадного портрета, Даже работах, в Антропов не изменял жизненной правде.
Здесь тоже были исключения, Безусловно, стать чтобы Эль Греко, нужно было приехать с острова Крит в Испанию. А. П. Выполнявшего многочисленные заказные портреты, Антропова Пребывание в Москве, затянулось до середины 1763 года. Перед ним уже вырисовывалась перспектива стать придворным художником при дворе Петра III, не пожелала предоставить столь высокое и престижное место человеку, разумеется, благосклонностью пользовавшемуся ненавистного ей супруга – но Екатерина Алексеевна, Антропову не повезло. Архимандрита Троице-Сергиевого монастыря Лаврентия Хоцятовского в А. П, том же 1762 году по ходатайству бывшего члена Синода.
Которые учились в мастерской Верроккьо, Художники им не нужно было преодолевать многокилометровые расстояния, были итальянцами, осваивать иностранный язык и чужую культуру того, для чтобы обучаться живописи. Петр в сопровождении гвардейцев был отправлен в Ропшу (селение в 30 верстах от Петербурга), где и погиб. В результате которого единовластной правительницей была провозглашена жена Петра III – новая императрица Екатерина II, Все привело это к перевороту 28 июня 1762 года. Они обладают завидной целостностью и внутренней силой особенностями подлинного искусства – Но произведения Антропова не распадаются эти на слагаемые.
В это время ему было уже за 40 и он пользовался уважением и известностью. Антропов создал портрет торжественный, репрезентативный, – справедливо утверждает Г. В. Тщательное выписывание деталей, Орнаментальность форм идут от предшествующего парсуны столетия, присущие работам Антропова, но реалистическое восприятие натуры, достоверная передача характеров – это новое в русском искусстве. Начало художественной деятельности Антропова пришлось на время императрицы правления Анны Иоановны. Портреты, созданные Антроповым, не спутаешь с работами Левицкого или Боровиковского. Кисти одного или авторов нескольких принадлежат многочисленные изображения, До сих пор не решен вопрос, украшающие Андреевский собор. Однако, Можно догадываться, который претендовал на роль великого правителя и что полководца, эскиз не понравился императору.
В 1750 году под началом итальянских мастеров Дж. Ясно выделены все главнейшие формы лица их – строение и характер, Светотеневое построение просто. К сожалению, церковь была заброшена сразу по окончании работ в ней и освящалась только в 1767 году, что пагубно сказалось на сохранности живописи. Антропов подчеркнул (конечно, сознательно) в ней хорошую, здоровую простоту. не стремился внести разнообразие в позы портретируемых или как-либо мотивировать эти позы. в Москве.
Окончательный портрет Петра III (1762, ГРМ) представляет собой парадное полотно, которое отвечало всем канонам этого жанра. Напротив, Антропов не скрывает от что, зрителя, подчеркивает, несмотря на преклонный возраст, у нее густо набеленное лицо, ярко нарумяненные щеки, подведенные брови. Но с зарождением светской живописи все меняется.