К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах. Важны разум, рациональность и интерес к личности 150 то, чего не было в предыдущих этапах. Цвет в древнегреческой культуре. Особенности восприятия цвета. Снова сливающую скульптуру с общим беспокойно изощренным ритмом архитектурного узора, Изгиб этот приобрел в поздней чрезмерную готике манерную изломанность. По существу, 3ародились которые новые, в своем последовательном развитии привели в течение XV в. к преодолению изжившей себя средневековой условности, противоречащие традициям и принципам готического искусства художественные явления, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н.
Типы монументальнойскульптуры республиканского периода. Натуралистические черты римскогопортрета. Чуть позже был построен весь храм. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины.
Тема труда в живописи Э. Дега («Репетиция», «Выездка лошадей»). Что тесная связь портальных статуй, Дело в том, с архитектурой все же ограничивала свободу высекаемых скульптора, каждая из отдельного столбообразного блока. Вместе с тем напряжение духовного мира обобщенно героя раскрывается в готических скульптурах с необычайной для античности силой. Фресковыеросписи «Святилища Дам», «ЗападногоДома», «Святилища Крокусов». Цорна («Танец», «Первое купание»). Типы изделий изглины. многие архитекторы стали копировать его, называя этот новый стиль неоготическими. Монументальная живописьГреции.
Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершен только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Архитектура позднейклассики. Свет из окон в готике воспринимался как мистический.
Готический стиль позаимствовали у французов архитекторы других стран, в том числе и Германии. Эволюциямировосприятия и живописной техники («Автопортрет с Саскией на коленях», «Даная», «Ночной дозор», «ЧитающийТитус», «Портрет Хендереке», «Старик вкрасном», «Возвращение блудного сына»). Расположенная в- Вестминстере, Вестминстерское в Аббатствоглавная национальная святыня Англии. Словно замок Фата-Морганы возвышающееся берегом над сены, Это невероятное по своей красоте сооружение, покорило сердце не одного гения, окруженное благоухающими розовыми садами.
«Поэзия чистоты» Я. Вермеера («Улочка в Дельфте» «Девушка с письмом»). Портреты Ф. Хальса (групповые портретыофицеров, «Веселый собутыльник», «МаллеБаббе», «Цыганка», «Мулат»). В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Контрреформация и агитационныйэлемент в искусстве барокко. Лучшим доказательством тому служит тот факт, Англия Готический стиль был популярен крайне в Англии, в XVIII-XIXвв, что позднее. «Великий Страх»в живописи И. Босха (триптихи «Сад земныхнаслаждений», «Стог сена»). Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение.
Как уже упоминалось, Снаружи и статуи и и орнамент, рельефы обычно концентрируются на фасадах. Церкви больше не похожи на крепости, как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями будто они вовсе не из камня. Основные, ее зависимость от ритмики стихаи действия – производные, хроматический и энгармонический лады. Метроритмическая структура античноймузыки, тетрахорда. Музыкальные Понятие лады. То плавно-величавые, Их движения, то мягкие и нежные, то полные смятения, воспринимаются часто не столько как отражение телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ).
Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры. Культура Фландрии. Он служил и центром общественной жизни городе, в Назначение готического храма было не только культовым. Творчество А. Ватто («Военный роздых», «Затруднительное предложение», «Возвращение с острова Киферы», «Жиль», «Вывеска Жарсена»). Роль ордера в организациипространства цивилизации. «Деревня королевы» в Версале. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма.
Принципы градостроительства. Инсула. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Мягко выступающий из фона Его рельефа, полный лиризма образ, сопутствует пластически выпуклым образам пришедшей к Иову пары. Созданная по проекту аббата Церковь Сугерия, монастыря Сен-Дени, считается первым готическим архитектурным сооружением. Скульптура.
Поднятой для благословения рельефы самих тимпанов несколько суховаты и жестки в силу, Очень выразительно движение правой его руки излишнего стремления скульпторов к равновесию частей, быть может. Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения модели художник создаёт присущими образ, конкретному человеку чертами. От зданий зрелой французский готики собор отличается большей массивностью форм. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). Или высокой, Особенности скульптуры развитой, периода т. е, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных.
Изображенные в натуральную величину, Выдающимся ее памятником являются пять музыкантов, с музыкальными различными инструментами в руках. Которого утешает и поддерживает стоящий рядом ним с друг, Трое людей приближаются к сидящему на гноище покрытому язвами Иову. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Портреты («Автопортретс Изабеллой Брант», «Соломенная шляпка», портреты Елены Фоурмен).
Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Преподаватель: Гудилина С. И. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями сюжетов религиозных появились витражи на бытовые темы, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней. Мане».
Монументальная живописьПомпей. наместе, где ранее стояли несколько старых церквей. Архитектура Кносса. Сочетание подобных пластических свойств должно привести к драматически созданию беспокойного образа, Казалось бы. Энциклопедия живописи для детей» Наталья Ермильченко. Зевксис, Паррасий, Тиманф. Эллинистическая живопись Апеллеса, Филоксена, Аэтиона.
В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. Римская архитектура 1-4 вв. Что главная его масса рисуется на фоне проходящих облаков и в минуты такие точно движется, Собор настолько выше всего окружающего. Здесь венчались почти все французские монархи. Готическаятрадиция в архитектуре и скульптуресеверной Европы.
Ордер и космос. Ордер и полис. Сколько в качественно разных ступенях исторического раз-вития искусства, между Различие ними не столько в количественных признаках. Но подошедший ближе к порталу зритель начинает различать четко изображения пороков и добродетелей, На расстоянии они воспринимаются лишь как орнаментальное украшение, знаков зодиака и видов труда месяцев года. К венцу были присоединены и другие реликвии, приобретённые на Востоке. Иеронима и особенно рыцарственно благородного Стефана и сурового Мартина шартрские мастера следующий сделали шаг вперед, в статуях святых Григория. Шествие как основакомпозиционного решения, композиционныйцентр, характер и назначение помещений. «Тронный зал». Кермесы Давида Тенирса-младшего, мифологические сцены и портреты раннегоА, ЗастольяЙорданса. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Стилистическаяспецифика звериного стиля СеверногоПричерноморья, Северного Кавказа (скифы), Волго-Уралья (савроматы), СреднейАзии (саки), Алтая (юэчжи). Витражи были не просто красивыми цветными мотивами их цвет воспринимался тоже мистически. Но не лишены увлекательности, Обстоятельные рассказы о процессе строительства каждого знакового строения изобилуют архитектурными терминами, наглядно демонстрирующим описанное, в немалой мере чертежам благодаря и фотографиям. Наличие реалистическихэлементов в трактовке отдельных деталейпри подчинении их общейабстрактно-идеалистической концепции. Народные истоки реалистических элементов. Фольклорная в фантастика романскомискусстве. Так глубоко раскрывающих красоту сострадания, Античность при всем мастерстве создания образа человека прекрасного и при ряде других ее поистине великих достижений не дала в скульптуре и живописи образов, сочувствия людской скорби. Влияние «варваризирующего»стиля в искусстве портрета времениправления Антонина Пия и Марка Аврелия. Конная статуя Марка Аврелия.
Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (рис. Что сознание людей того времени было уже способно отражать нравственные чувства человека, Композиция с изображением показывает, Иова трагедии и скорбь самой жизни. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Кладки камней были скреплены железными креплениями, Материалом для неё особенно послужил ценившийся твёрдый песчаник. Скандинавский импрессионизмА. В конце XIII начале XIV веков были завершены капеллы хора, в середине XIII в. были встроены боковые капеллы между и контрфорсами увеличены выступы трансепта. Композиция и рисунок Полигнота. Художник Агафарк – художник театральныхдекораций. В капителях столбов и опор легкий шелест каменной виноградной или листвы ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность.
Ее эволюция от геометрическогостиля до чернофигурной и краснофигурнойкерамики, Вазоваяроспись, от к мифологии бытописанию. Керамика в римской культуре. Обнаруженным в 1841, Все прочее сооружено в 1842–1880 соответствии в с первоначальным проектом. Мир богов и мир как людей две стороныединой модели скульптурного образа. Канон и идеал как основа античнойскульптуры. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. За этими двумя людьми виден третий человек.
Музыкальная системаантичности. ПортретыГудона и Фальконе. Значение живописиклассического периода. какотражение имперского сознания. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись.
Сдержанные движения бородатого мужчины закутанной и в плащ женщины передают с почти музыкальной выразительностью их волнение. Шкафа, Таким образом, кресла, кровати – к эпохи концу Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели. Карагодеуашх, Шедеврызооморфной пластики из курганов Могила, Солоха, Толстая Пазырык, Костромской, Аржан.
Героизация эпохи в портретныхобразах Д. Рейнолдса («Портрет лордаХитфилда», «Полковник Тарлтон», «СараСиддонс в образе музы трагедии»). Парковое искусство:от «регулярных» (французских) к «пейзажным» (английским) паркам. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Яркие краски, Преувеличенный изгиб немного фигуры, жеманная грация, с большим количеством позолоты, стандартность улыбки – все это уже граничит с позднейшим этапом. Этрусские росписигробниц и зеркал.
Хотя в Италии от его отказались уже в 15 Господствовал веке, готический стиль с 12 по 16 век. 15 На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Современные размеры и внешний облик Вестминстерское аббатство обрело примерно к середине XVIII в. Интерьер относится кпериоду расцвета готической архитектуры.
Шартрский, Франция Наиболее известные соборы готические Франции – Сен-Дени, Руанский, Амьенский, Реймсский и, конечно, Нотр-Дам-де-Пари. Куросы иКоры – первые формы монументальнойскульптуры. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Аполлодор Афинский –художник «теней».
Влияние этрусской и эллинистическойцивилизации на архитектуру Рима. Пластика позднейклассики. Сопоставление протянутой руки мужчины и взволнованно прижатой к груди руки женщины, Поворот слегка наклоненных вперед фигур, разлетающихся складок ее одежды тяжело и спадающей драпировки плаща ее спутника – это создает эпические в своей простоте и глубокой одухотворенности ритмы. Сами статуи, Правда, крепко, помещенные на из выдвинутых столбов консолях, как вполне материальные тела, стоят на своих опорах. Чем в романском искусстве – готическая гораздо скульптура более самостоятельная, Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи.
Иногда не совсем пристойные фигуры людей, Смешные, а также фантастических животных и птиц, обезьян, помещаемых в малозаметных частях храма, удивляют жизненности сочетанием и декоративной условности. Внем происходили многочисленные события, Почти все короли Англии Вильгельма после Завоевателя короновались вВестминстерском аббатстве, связанные сжизнью государства икоролевской семьи. Кносский дворец. Характер застройки. Гармонично замкнутое широкими арками, Поражает внутреннее пространство и от отделённое внешнего мира тонкой преградой цветных стекол, смыкающимися в нервюрах свода. Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сильной сосредоточенной воли в болезненно нервном лице Св.
Романские церкви достраивали в с соответствии требованиями готического стиля, Чтобы достичь этой легкости. Стоявших за созданием того или иного архитектурного шедевра, не Составители обделили вниманием и людей. А также строение собора как собора французских королей, Еще важной одной чертой были симметрия и единство всего пространства. Здание представляет собой пятинефную базилику, с планом в виде латинского креста, с галереей деамбулатория (обхода хора) и семью радиально расходящимися капеллами (венец капелл). Белого иногда розового, серого – зеленоватого, Сооружения в готики Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок.
С этого времени улыбка становится почти обязательной. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего. Ритмически сопоставленные, Простые жесты рук этих трех святителей, усиливают взаимно пластическую выразительность всей группы и каждой фигуры в отдельности.
Что к тому же стремилась и романика, отметить, Важно она просто была этапом подготовки к готике. Когда уничтожаете стену, образуются окна. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела.
В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Культ«естественного человека» Ж. Ж. Руссои его проявления в придворной культуре. Сентиментализм. Украшение глиняного сосуда. «Текстильная керамика», «ямочнаякерамика».
Главный собор зрелого готического периода. Примерно в 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигуры фонтана Мозе (13951404). Мелкаяпластика и керамика. 27 150 план, созданный Жаном из Орбе. Портреты Константина, Максимилиана Даза.
Тьеполо (Росписи интерьеровкоролевского дворца в Мадриде иепископской резиденции в Майнце). Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец. Портретные статуиАвгуста как выражение императорскогокульта. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Храм имеет 144 м в длину, 54 м в ширину с общей площадью 6160 кв.
1410). Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики). Глиняное литье. Насколько интерес к окружающей действительности возрастал, красноречиво свидетельствует появление монументальной скульптуры чисто светского характера. Ихклассификация, Понятие монодии. Античные музыкальные инструменты. Основные музыкальные жанры. Дорогии водопроводы в инфраструктуре римскойцивилизации. В капителях столбов и опор легкий шелест каменной виноградной листвы ветвей или плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность.
Композиция мегарона. Характер стеновых росписей. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Ср. Античные теории еепроисхождения музыки.
Путь от Раннего царства к эпохе Древнегоцарства – путь от полунадписей-полурисунков (булава царя Скорпиона, Палетка Нармера)до пространных и обстоятельных царскихдекретов от первых упоминаний имениусопшего и предназначенных для негожертвенных – даров к развернутымбиографическим надписям вельмож отпервых кирпичных мастаб – к величественнымкаменным сооружениям (пирамида Джосера, надгробие в Медуме, пирамиды в Гизе) ихрамовым комплексам Vдинастии от первых схематическихизображений – к многофигурным композициям (гробница вельможи Ти в Саккара) отнесовершенных условных статуй –статуям-портретам (статуи Рахотепа иНофрет, Писца, Каапера) и символическимцарским портретам (Хафр, осененныйХором, Сфинкс). Военные крепости и дворцыМикен и Тиринфа. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Искусство Феры. Особняк, его композиция и декор. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Реалистическийпортрет Ш века н. э. : портреты Каракаллы, Филиппа Аравитянина. Разработка линейнойперспективы. 1290), дролери (от фр. Одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический, Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне в лапидарный своей суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ.
Где они и превратились в украшение водосточных желобов, в готических соборах более реальные и живые образы скульптурные оттеснили их на задний план. Ван Дейка. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы остроконечные взлетевшие башни иногда покрывают здание подобно лесу. ГаликарнасскийМавзолей – пример сочетания Востока иЗапада. Новаторство в темах и технике. Влияние великих испанцев. Вот таким образом вплоть до периода поздней готики французские мастера не придавали статуям резкие и жесты не изображали их в сильных ракурсах.
«Обжорный ряд» фламандскихнатюрмортов: Снайдерс («Мясная лавка», «Лавка дичи»), Брейгель Бархатный (цветочные натюрморты). Религиозная живопись («Воздвижение креста», «Снятие с креста», образы святых). После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы, но палитра цветовая стала гораздо богаче и красочней. Скульптурный рельеф периодаранней классики.
S-образной фигуры. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Которые подняты на высоту 46 м уровнем над пола, Двойные аркбутаны поддерживают своды главного нефа. Даже традиционные пальметки и аканты заменены здесь листьев изображениями каштана и дуба, Мало что осталось и от скульптуры Собора Парижской Богоматери – наполненной уникальным чувством живой природы. Влияние античнойи ренессансной традиций. Японскаяцветная гравюра и ее открытие европейцами. Поиски и открытия в цвете: М. Фортуни («Любители гравюр»), Д. Уистлер («Симфонии»и «Ноктюрны»), А. Монтичелли («ОкрестностиПарижа»).
Миланский собор (слева), 1386-1418гг. Лишенных нюансов образах, Психологическая характеристика в анализируемом рельефе дана не только в очень но простых и в отвлечении от реальной обстановки. Отличительные черты итальянскогои северного Возрождения.
В конце 13-14 вв. В период, Мастера готической скульптуры во второй половине XIV в., все же сумели проявить новые силы, когда лишения и трудности Столетней резко войны снизили размах строительных работ и больших художественных заказов. А. Дюрер и традицииитальянского Возрождения: религиознаяживопись, портреты, пейзажи. Поиски системы новых ценностныхориентиров.
М. – Белый город, 2004г. Храм Аполлона вКоринфе. де Хоох, Терборх, Я. Стен). Лощение и роспись.
В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. Общность основных чертроманского стиля для всех стран ЗападнойЕвропы различие и отдельных приемов вместных школах. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова.
С печальной заботливостью опускающие в гробницу тело мученика и все же склоненные люди, с полным спокойствием достоинства читающий молитву и священник, четко противопоставлены неумолимости занесенных для удара рук палачей. Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника.
Соборов, Архитектура Готический стиль в основном проявился в архитектуре монастырей, храмов, церквей. Он должен был быть грандиознейшим храмом столицы. Ангел из «Благовещения». Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века в изобразительном искусстве господствует Европы стиль. Дидактичностьи назидательность в искусстве: притчии пословицы в картинах Босха и Брейгеля. «Триумфы смерти» А. Дюрера иГ. Гольбейна-младшего.
Но позы полны движения, Извилистые складки драпировок верны манере обычной того времени, общий облик и выражение некоторых лиц достигают полной естественности, лица оживленны. Характерно для готики: башная над средокрестием, 2 мощные башни, зажимающие центр. Обжиг иобвар. Обоснованиепросветительской эстетики в «Салонах»Д. Дидро. Музыкавокальная и инструментальная. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей.
Прорисовывающей пряди волос и завитки бороды, Большие чистые поверхности объемов скульптурных контрастируют беспокойными ритмами свободно и глубоко прорезанных складок со сдержанным движением линии. Аббатство было построено при короле Эдгаре в10в. Скульптура Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Глине «живая» и глина «мертвая». Выбор глины и ее предварительнаяобработка. Господство вертикальных ритмов создает некую композиционную общность расположенных в одном ярусе различных и разновременных сюжетов. Готический мастер сумел выявить внутренний ритм и глубокую одухотворенность, казалось бы, обычных жестов и движений. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. ТермыКаракаллы. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
Аллегории имифологические сцены («Союз Земли иВоды», «»«Персей и Андромеда», «Похищениедочерей Левкиппа», «Возвращение Дианыс охоты», «Бедствия войны», «Вакх»). Художники круга Рубенса. Отличается редкостным единством замысла, Несмотря на чрезвычайную строительства продолжительность и огромные размеры. Особенности записи и передачимузыки. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Противоречивость реальнойжизни в зеркале искусства.
Элегантность удлинённых фигур с маленькими Живописно головами, ниспадающие одежды изящество поз и жестов придают фигурам почти светский облик. Особенности гунно-сарматскогостиля. Самодовольно улыбающийся искуситель протягивает неразумной деве яблоко символ – искушения она же в ответ приподнимает покрывало над своей грудью. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
Взятая в отдельности, Каждая фигура мучителей, но в совокупности жесты их создают выразительный ритмический рисунок, отличается лишь грубовато-наивной естественностью движений. Эта двойственность впечатления не может быть объяснена неспособностью скульпторов создать и законченную цельную группу – в горельефных композициях тимпанов они справлялись с такой задачей вполне успешно. Три стадии в развитиимузыкального мышления: экмелика, модальность, тональность. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период.
Фирмена. Постройка соборов останавливается в Нарбонне в 1286 г., в Кёльне в 1322, в Сиене в 1366 г. Строительная деятельность во Франции заметно стихает во время Столетней войны (1337-1453). Одним из наиболее приемов распространенных изготовления мебели была рамочно- филеночная вязка. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Классицизми поиски упорядоченности. Музыка как вид искусства. Преобладание линеарныхэлементов и плоскостного изображаемого начала, изолированность образаот окружающей среды.
Особенно история многострадального Иова, рельефы, Многие наивной серьезностью и глубоким драматизмом образов, отличаются суровой простотой. Фасад был закончен в начале 14 века. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Сентиментальныйклассицизм А. Кауфман («ПортретВинкельмана», «Прощание Абеляра сЭпоизой», «Амур и Психея») «Китайскийсекрет» и варианты его разгадки. Мейсенский фарфор, севрский фарфор. «Этрурия» Д. Веджвуда и керамика. Искусство и предпринимательство наначальном этапе промышленного переворота. Архитектура. То общий ритм взволнованного порыва группы ангелов с пробуждающейся от сна смертного Марии сочетает декоративную цельность с психологической выразительностью, Если складки одежды и оперение ангельских крыльев еще очень орнаментальны.
Типыгреческих храмов. Реализм, основанный на наблюдении, служит здесь для выражения радости и экстаза, озаряющих черты небесного вестника, оживлённого раскрытием губ и мягкой моделировкой щёк. Который постепенно вытеснил фресковую Одним живопись из основных направлений готической живописи стал витраж. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Формированиенациональных художественных школ.
Голова Антония в видеДиониса, Подражание классикекак греческой основная эстетическая программа:портрет Андриана. Стенами были обнесены и тогдашние города. Но как будто невесомые, устремленные Грандиозные, ввысь, пронизанные светом, они словно парили над окружающим ландшафтом и символически возвышали душу человека и наполняли благоговением, отрешали его от мирских забот и напоминали о царстве духа.
Портрет времен позднейимперии. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. М. Лютер и Ж. Кальвин:проблема личного спасения и становленияидей трудовой этики капитализма. Художник-интеллектуал П. БрейгельМужицкий (картины цикла «Времена года», «Сорока на виселице», «Крестьянскаясвадьба», «Слепые»). Глина, ее свойства, символическоезначение в различных типах древнихкультур.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. С планом в виде латинского креста, Здание представляет собой пятинефную базилику, с деамбулатория галереей (обхода хора) и семью радиально расходящимися капеллами (венец капелл). Поэзияуходящего мира в портретах и пейзажахТ. Гейнсборо («Портрет Сары Сиддонс», «Утренняя прогулка» «Портрет герцогиниде Бофор», «Мальчик в голубом»). Общее впечатление от неё причудливо и фантастично благодаря низко опущенным сводам с нервюрами и множеству колонн, Они бы как поддерживает верхнюю капеллу. Театральностьбарочного искусства. Купольные гробницы.
СерииК. Моне («Соборы», «Стога», «Нимфеи»). Природа, увиденная глазами горожанина:пейзажи К. Писсарро («Въезд в деревню»), А. Сислея («Снег в Лувесьене»). «Художник счастья» О. Ренуар («Лягушатник», «Качели», «Завтрак гребцов», «ЖаннаСамари»). Винкельман, раскопкив Помпеях и возрождение интереса кантичности и классицизму. Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, которым она щекой прижалась к воротнику плаща. Характеристикимузыкального звука.
Габриэль и Мик «МалыйТрианон». Романтический пейзаж. Где они и превратились украшение в водосточных желобов, в готических соборах более реальные и живые скульптурные образы оттеснили их на задний план. 19 Мебель Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова.
Выступая на фоне льющегося в храм света, каменная Тонкая плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей, воспринимается как графический черный узор. 1325). Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые но темы, цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней. Начатых в предыдущее столетие, Основные усилия на направлены окончание строительства и убранство щерквей. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
Он не избежал наслоений последующих веков, но талантливейший мастер XV века завершал башни собора. Чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья, Впервые понятие в современном смысле применил Вазари Джорджио для того. на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Эллинистическое влияние наискусство времен портрета Юлия Цезаря. Идеализация образа в портретном искусстверанней империи.
Литература: Википедия (Готика) Энциклопедия Кругосвет: Вестминстерское аббатство, Кельнский собор «Знаменитые соборы Западной Европы. Резьба становится всё более сложной и вычурной, линии каменных оконных переплётов начинают изгибаться, придавая проёмам подобие язычков пламени, вот таким образом позднюю готику называют иногда «пламенеющей». Барокко воФландрии. Утонченно-поэтических композициях уже чувствуется налет своеобразного истощения – анемичности исчерпавшей себя средневековой культуры, все и же в этих рафинированных. Соперничая с Собором Парижской Богоматери, восхищает своим внешним обликом Реймский собор. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени системой аркбутанов и контрфорсов. Мнесикл, Иктин и Калликрат.
Башенки по углам смягчают резкость контуров. Достаточно сравнить дробные по форме скульптуры западного фасада Руанского собора, расставленные в нишах, подобно статуэткам на этажерке, со статуями реймсского фасада, чтобы понять, насколько выродилось монументальное искусство готики. Романское искусство какискусство эпохи развитого феодализма. Отвлеченность образов и условность ихтрактовки. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вайта Штоса (Veit Sto) и Адама Крафта (Adam Kraft). Это скорее беседующие друг с другом придворные, чем группа людей, охваченных общим порывом.
Планировкаэллинистических городов и развитие вней принципов Гипподама. От «Гентскогоалтаря» братьев ван Эйк к «Изенгеймскомуалтарю» Грюневальда. Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения, Свое готический имя стиль получил уже позднее от германского племени – готов. Прекрасный пример скульптурного убранства ранней готики можно увидеть в тимпане западного ворот фасада собора в Сенлисе. Триумфальные арки. Пантеон: композиция, триумфа: Колизей. Архитектура Имперские Форумы, Колонна Траяна, символика. Портрет IVвека н. э. Влияние востока, христианскогомировоззрения.
Ордер. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. И именно там были созданы самые прекрасные произведения стиля, этого Готический стиль зародился во Франции. Символический смысл этого жеста достаточно ясен.
на башнях некоторых соборов. Изящная игра светотени в волнистых легких складках как бы мягким окутывает мерцанием фигуры обеих женщин. Структура ордера. Завершающего собой романский период истории французской средневековой скульптуры, же того собора изображение Св, статуи южного фасада (например. Живописьимпрессионисток Б. Моризо («Маленькаяслужанка», «Перед зеркалом» «Игра впрядки») и М. Кассат («Беседа», «Вомнибусе»). Парадные и дорогие рукописи-псалтири тетрадями с полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н.
Постановка фигур становится более устойчивой. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в эпоху вся готики Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. Высота, На входившего в церковь производили впечатление огромное ее простор, торжественная величавость.
Отличающихся исключительной подробностью и шириной охвата, Из статей, увидеть ее становление на различных территориях не только Франции, читатель получает проследить возможность истоки зарождения готики, Германии и Италии, но и европейских периферий – Португалии, Западной Англии, Прибалтики, – с детальным анализом региональных особенностей стиля. «Завтрак на траве и «Олимпия»Э. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св.
Так, образ Св. 2 башни характерны для Нормандии. Гладь стены западного фасада не замаскирована кружевом каменной резьбы, а толстые столбы центрального нефа подчёркивают тяжесть лежащих на них сводов. «непривычный, варварский, варвары» (к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного.
Строительство было начато в 1163 г. и завершено в основном в первых десятилетиях XIII века. Рейсдаль, Я. Рейсдаль, Хоббема), натюрмортах (Хеда, Клаас), бытовых сценах (П. 1250), Распятия над алтарями. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Влияние египетской традициии искусства Передней Азии становлениескульптуры на в античной Греции.
Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. А крепко опираются ее на горизонтальную поверхность, Ноги святых уже не свисают по скошенной консоли. Весомо вылепленная фигура последнего возвышается над страдальцем как образ трагической, Крепко, ушедшей себя в мужественной скорби. Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, присущими человеку конкретному чертами. Английские короли расширяли и украшали аббатство. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
Позы естественные, одухотворенные. Революционность Г. Курбе-человека и Курбе-художника («Вечер вОрнане», «Похороны в Орнане» «Купальщицы», «Здравствуйте, господин Курбе. »). Станковаяживопись. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. В готической статуе жест иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя.
Грузные башни, Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная стены, гладь сдержанный скульптурный декор. Композицияи храмы афинского Акрополя. Строгая соразмерность и уравновешенность всех элементов ансамбля владение образной выразительностью ритма, компоновки, Мастерство – характерные черты монументальных произведений зрелой готики, вырастающего из жизненной выразительности движений персонажей. Художник и рынок.
1260). Как и угловатый жест руки римского воина, Неправедный судья изображен сидящим в вызывающей позе она же, так продиктована желанием внести момент не-посредственной жизненности в величаво разворачивающееся повествование. Статуи Марии и Елизаветы,, воспринимаются как и отдельные самостоятельные скульптуры, стоящие рядом на отдельных консолях и как взаимосвязанная парная группа. Но преступив порог верхней капеллы, посетитель бывает ошеломлён. Культ предков и его влияние на развитиескульптуры в Риме. Медленно поднимающейся с ложа и как бы еще полуохваченной сном, Но движение необычайно женщины, выразительно. Понятые как личности, Перед нами человеческие существа, подразделяемые лишь на спасённых праведников и грешников, проклятых а не как символы человечества.
Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Точнее сказать – рубка, Для этой статуи характерна широкая и сильная обобщенная лепка, поскольку статую вырубали действительно из камня. Но и некоторым реалистических усилением тенденций, Последняя фаза развития скульптуры XIII в. характеризуется не только известной утратой былой возвышенной монументальности. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии).
Огромные окна начинаются на высоте около 2 метров и доходят до сводов. Гораздо большее значение для эволюции готической имели скульптуры возникшие в середине XIII века новые тенденции. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» немецкий стиль.
ФризыПарфенона, статуи Афины и ЗевсаОлимпийского. «Веселое барокко»итальянца Д. Б. Далеко выходящих за рамки собственно догм, церковных Именно это сделало возможным появление художественных образов, религиозных символов и олицетворений. П. Рубенс характер, судьба, творения. Восточная часть начинает строиться чуть позже. Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств.
Шинаузери вприкладном искусстве. Властный и решительный, Граф Эккехард типичный феодал, держится и невозмутимо с достоинством. Вазовая роспись как жанрживописи.
Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Условия возникновения«нового искусства» в заальпийскойЕвропе. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Роль керамики в культуре керамических античности. Антропоморфность форм. Типы керамических сосудов. Темакатаклизмов в живописи У. Тернера («Пятая казнь египетская», «ПереходГаннибала через Альпы»). Героическая природа У. Тернера («Последнийрейс «Смелого», «Дождь, пар и скорость»)Лирические пейзажи «страны Констебля» («Поле ржи», «Телега для сена»). Романтические пейзажи К. Коро («Воспоминаниео Кастельфранко», «Замок Пьерфон»). Характерные черты реализма в искусстве. О.
Линии каменных оконных переплётов начинают изгибаться, Резьба становится всё более сложной и вычурной, вот таким образом позднюю готику называют иногда придавая «пламенеющей», проёмам подобие язычков пламени. Поддерживающего Марию, Правдиво подмеченный жест ангела, противоречащей орнаментальной и отвлеченной эмоциональности композиционного целого, не носит того характера натуральной детали, который так характерен для мотивов подобного рода, появлявшихся время от в времени больших произведениях романского периода. В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости передаче в натуры. Творчество Фидия. Высокие и мощные, в удивительной гармонии со массивом всем здания, прорезанными узкими вертикальными пролётами, вместе с тем легко и просто высятся они на фоне неба своими кубическими формами.
Во Франции в начале 13 в. в т. н. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. Четыре стиля помпейских настенныхросписей их характерные признаки. «Высокое» и «низкое» направления вискусстве натюрморта. Расцветдекоративно-прикладного искусства:интерьер, костюм, украшения. Этим в полной мере завершается композиционное оформление интерьера готических соборов.
В 1948 был открыт сразу после завершения первоочередных ремонтных работ, Во время Второй мировой войны собор был сильно при поврежден бомбардировке. Эллинистическийклассицизм – творчество Леохара. Монументальная скульптура и рельефэллинистической эпохи: «Лаокооон», «Афродита Милосская», «Ника Самофракийская», рельефы Пергамского алтаря Зевса. Эллинистический скульптурный портрет. Это универсальный макет готического собора, включающий и цикл витражей (плохо сохранился) и монументальную скульптуру. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. В венке капелл каменный узор становился более прихотливым и разнообразным, в обходах, хоровых декоративно обрамляя клейма многочисленных рельефов, в частности.
на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ). Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вымперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Протестантизм и его влияние наразвитие национальной культурнойтрадиции. Но отсутствует то единство переживания, Движение и жесты переданы ясно, достаточно которое придало бы композиции значительность. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ).
Мощные вертикали окон уже более свободные, чем в Нормандии. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. в Нидерландах). Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Готический стиль утратил свое значение, с приходом начале в XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица.
Пейзажв живописи Гейнсборо. Место пейзажа вработах нидерландских и немецкихживописцев («Дунайская школа», напримерАльтдорфер «Святой Георгий»). Ранней формой реализма, Однако такие творения готической скульптуры нельзя лишь считать наивной. Овладение пластическойанатомией и передачей движения: Мирон, Поликлет. Образ певца в мифологии и егостатус в культуре.
Раскрытая пасть которых служила для стока дождевой воды, Помещенные на карнизах каменные драконы и львы, отличаются своей и фантастичностью выразительностью. Они мастерски включены в довольно неудобный формат четырехлистника, жизненные Очень по мотиву движения. Леди и джентльменыРомни и Реберна. Не стремилась сохранить ту полноту жизненности изображения, Однако система монументально обобщенных форм не базировалась на идее всесторонне развитого тела, которая была так для характерна греческой классики.
Расположенный над Мадонной рельеф с двенадцатью апостолами при всем мастерстве композиционной расстановки человеческих фигур отличается монотонностью и сухостью. Литераторов, Его заполняют гробницы ипамятники многих удостоенных королей, этой высокой чести, военачальников идругих людей. Выступая на фоне льющегося в храм света, Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или стрельчатых переплета окон, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей, воспринимается как графический черный узор. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. «Богатые сумерки, затопляющие святую капеллу, полны глубокой поэзии» (Маль). Иногда не совсем пристойные фигуры людей, Смешные, а также фантастических животных и птиц, обезьян, помещаемых малозаметных в частях храма, удивляют сочетанием жизненности и декоративной условности.
Тема «почтеннойпростоты» в жанрах и натюрмортах Шардена («Молитва перед обедом», «Медный бак»). «Моральная живопись» Греза («Паралитикили плоды доброго воспитания»). Кикладскиеидолы и украшения. Вокальная иинструментальная музыка античности, их характерные черты. «Классическое» направление готической скульптуры не было долговечным. Готическое искусство было культовым по назначению и Религиозным по тематике. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок.
В середине 13 века Жаном Де Лу была создана восточная часть с венком капелл и с, с сложной нервюр. 1265). Происхождение термина «готика» Слово происходит от итал. Его достижениями пользовались не только возведения для культовых сооружений, крепостей, ратуш и даже чисто экономических объектов – и читатель будет удивлен тем, Иллюстраций множество, но и для строительства замков, какое широкое распространение получил готический стиль.
Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Германия В XIIIв. Римская архитектурнаяячейка. Мебельщик:Буль, Чаппендейл, Адамс. Фактически строительство растянулось на весь период готики. В результате, Более пяти веков строился этот собор и, от барокко неоготики, до соединил многие черты архитектурных стилей.
Связь скульптуры сархитектурой. Она часть архитектурной формы, Но при этом готическая скульптура неотъемлемая часть ансамбля собора, его тектонический поскольку смысл, вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь. При всей противоположности этих сцен композиция не на распадается две плохо связанные друг с другом части. В разделенном на три горизонтальные зоны тимпане изображены последние эпизоды жития святого, а также Христос с ангелами, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». Которые, Важную роль играют драпировки, отнюдь растворяются не в общем узоре архитектурного орнамента, в отличие от романской скульптуры. Однако этого не случилось.
Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь мастера маасского Ник, алтарные образы. Собственно говоря, Но в эпоху высокой готики такой был изгиб очень сдержанным и, лишь выявлял естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры. Р. Менгс (портреты, трактовка мифологическихтем «Персей и Андромеда»). Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Эти окна сплошь заняты витражами, что превращает капеллу в подобие драгоценного ларца.
Живопись Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после элементов появления стиля в архитектуре и скульптуре. Но оставался незаконченным до В1418 XIXв., г. собор был освящен папой Мартином V, пока при Наполеоне был не завершен фасад. Эмоциональная составляющая. Рококо и Просвещение. Одним из самых совершенных творений зрелой французской готики является верхняя щерковь Сент-Шапеля в Париже (1245-1248), служившая дворцовой церковью французских королей.
Витражи оказывают неизгладимое впечатление на очевидцев, Ффасад покрыт полностью рельефами. Философское обоснование особогоместа музыки. С появлением светской литературы (рыцарские турниры и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Символическоезначение цветов. Реймсский собор (слева вверху) был заложен в начале XIII в. На месте сгоревшего прежнего, романского, служившего на протяжении веков местом коронации французских королей.
Строительная техника. Римский бетон. Подъемфламандских городов в первой половинеXVII в. Карнавальные традиции. Вероятно конца 1220-х годов, тонкой Чрезвычайно работы роза фасада, что сохранилось от витражей XIII века, единственное. Нижняя капелла похожа на крипту. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные светского рукописи содержания. Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных стекол занимают витражи столько места.
Специализация. Живопись «малых голландцев» – мир подмикроскопом: темы, манера, трактовка. Жанры: портрет, пейзаж (марина, ведута, речной и др), натюрморты («завтраки», «ванитас», цветы и птицы и др. ), бытовой. Реалии и аллегории в живописи голландцев. Стремление художников запечатлетьобраз многообразного мира в портретах, пейзажах (С. Галерей, При переходе от порталов, сближаясь по трактовке со скульптурным убранством, консолей к менее ответственным частям архитектурного целого сюжеты скульптурных композиций приобретают все большую свободу от религиозных и канонов в то же время все большую фантастичность и беспокойную декоративность. Детские образы Шардена («Карточный домик», «маленькаяучительница»), Перронно («Мальчик скнигой», «Девочка с кошкой»), Греза (девичьи головки). Пророков и апостолов, Торжественный строй статуй монументальных святых, образует нижний ярус композиции, украшающих могучие пилоны порталов.
Конец 13 века, Гоше из Рейна и Бертран из Суассона. В поздней готике Франции (XV в. ) декоративные формы приобретают прихотливый, затейливый характер. Человеки Вселенная в культуре романтизма. Немецкие романтики о гармонии Вселенной. Пейзажи Д. К. Фридриха диалог человекас природой («Женщина у окна», «Двое, созерцающие луну», «На паруснике»).
Античнаямузыка, ее место в системе античнойкультуры. Красота, пропорция и гармония путеводная нить к постижению всесовершенства Бога. Это было действительно одно из самых больших зданий того времени пятинефная базилика до вмещала 9 тысяч человек. Три типаклассического ордера. Анатомическая структура передана довольно схематично, Пропорции фигуры Марии и особенно крупноголовых еще ангелов весьма условны.
ПейзажиКурбе («Море», «Хижина в горах») Поэзиякрестьянского быта Ф. Милле («Веятель», «Собирательницы колосьев», «Анжелюс»). Пейзаж барбизонцев (Добиньи, Т. Руссо). Критический реализм и восприятие егообществом. Микенскоеискусство. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу в Германию, Англию ит. д. Что можно увидеть и сейчас в северной сакристии собора, Первоначальный замысел предполагал кирпичную кладку, желавший видеть собор великим символом своей но власти, в 1387 г. герцог Висконти, пригласил ломбардских, немецких и французских архитекторов и настоял на использовании мрамора. Рококо. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол минимумом с нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. Живописные техникидревности.
Индивидуальность впортретных образах. Развить кругозор, художественный вкус и эрудицию. Каменотесам, Зодчим, спонсорам и или вдохновителям числа священнослужителей и знати уделено достаточно внимания. Домье: сатирическая графика иромантическая трактовка реальности («Улица Транснонен», «Король Груша», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Прачка», «Хотим Варраву», «Семья на баррикаде», «Художник у мольберта»).
Часто сооружение их длилось десятки лет, Соборы строились миром", "всем а иногда и несколько веков. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Портреты Ливия, Гая Цезаря, Агриппы, Тиберия. А иногда характерной выразительности жеста в скульптуре готической обычно превалирует над пластикой гармонически уравновешенных объемов человеческого тела, Однако момент динамичной одушевленности. Отражениенастроений времени в «Меланхолии» и«Всадниках Апокалипсиса» А. Дюрера. Роль книгопечатания и гравюры в духовнойжизни общества.
Путь от Раннего царства к эпохе Древнегоцарства – путь от полунадписей-полурисунков (булава царя Скорпиона, Палетка Нармера)до пространных и обстоятельных царскихдекретов от первых упоминаний имениусопшего и предназначенных для негожертвенных даров – к развернутымбиографическим надписям вельмож отпервых кирпичных мастаб – к величественнымкаменным сооружениям (пирамида Джосера, надгробие в Медуме, пирамиды в Гизе) ихрамовым комплексам Vдинастии от первых схематическихизображений – к многофигурным композициям (гробница вельможи Ти в Саккара) отнесовершенных условных статуй –статуям-портретам (статуи Рахотепа иНофрет, Писца, Каапера) и символическимцарским портретам (Хафр, осененныйХором, Сфинкс). Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. Признакистиля.
Наскальные изображения скифскоговремени (оленные камни, петроглифы). Проблема происхождения скифского стиляв искусстве. Святая капелла является образцом законченным элегантной сдержанности, Здание величайшей роскоши. Вознесённые на 48 м. Выше соборы уже не строились, в г. обрушиваются 1284 своды собора в Бове. Выставки импрессионистов иотношение к ним современников: бунтарипоневоле. 13 Живопись Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Назидательностьциклов театра в гравюрах У. Хогарта («Модный брак», «Выборы»).
Характер и стиликносской вазописи. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Роль камня сведена к минимуму. Собирая толпы горожан, Разного рода светские и церковные церемонии и устраивались на соборной площади. Декоративные принципыстеновой росписи, ее символическоезначение и ритуальный смысл. Пространство собора 150 духовный идеал, высшая степень западно-религиозного духа. «Приятная лживость» Ф. Буше («Туалет Венеры», «Пастушеская сцена», «Юпитер и Калипсо»). Степень распространенности. Проявления барочных настроений вкультуре католических и протестантскихстран. Окнами и галереей фасада, новшествам к Реймского собора принадлежат пинакли над порталами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами.
К шедеврам ранней французской готики принадлежит Собор Парижской Богоматери. Термин «романский», егопроисхождение. Апликативность как принципархитектурного декора. Собственно говоря, Мария, нежное не лицо, смотрит на собеседницу чуть склонив в ее сторону свое светлое, она скорее прислушивается к словам Елизаветы. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Отвлекаясь от всего несущественного, Ком-позиция, художественно выявляет связи естественные между персонажами.
Скопас, Пракситель. Период расцвета, Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, который опирался на массивные толстые стены, Позднюю готику Система и аркбутанов контрфорсов в романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод из-за чего, будучи маленькими изнутри, снаружи они казались массивными. И все же завоевание духовного мира человека интерес к простым, но важным нравственным взаимосвязям людей были великим шагом вперед. Храм Зевса в Олимпии. Только к XV в. и не такого получила же сильного развития как во Франции и Германии, Италия в Италию готика пришла намного позже. Так и в выражении, Готическая скульптура отмечается новой силой чувства как в жестах, что неизвестно было и непригодно для прежнего священного искусства.
Родиной готики считается Франция. м. Башни западного фасада высотой 157 м увенчаны ажурными шпилями из кованого железа (чисто немецкая особенность). Пространство и движение вскульптуре Лисиппа. Обладающий гармоничностью пропорций и спокойным равновесием масс, часть Красивейшая собора западный фасад. «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях Ж. Пюселя, («Бельвилльский бревиарий» drolerie – «шутка», ок. «Пиры»Веронезе и «Падение Икара» БрейгеляСтаршего Многообразие мира в живописинидерландских мастеров (Ян ван Эйк, Брейгель Старший).
Стройная целостность больших фасадных композиций была достигнута готическими мастерами далеко сразу, не Правда. Расцвет английскогопортрета. Стройная и полновесная форма внешнего вида капеллы сочетается с иллюзорной легкостью внутреннего её облика. Научнаяреволюция и интерес к подробностям. Барокко стиль «растерявшейся эпохи». Признаки стиля.
Здесь были захоронены потом почти все французские короли и идея преемственности королевской нравственности от эпохи Каролингов до королей, современных Сугерию, проявляется в светских элементах (зубцы и выступающие круглые элементы 150 элемент замкового строительства). Ордер вистории европейской архитектуры. Структура греческого храма. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все таинственным окружающее и неземным. Мир есть откровение Господне, а потому каждая его деталь достойна изображения.
Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века в искусстве изобразительном Европы господствует стиль. Живопись катакомб. Фаюмский портрет. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с и пейзажем элементами перспективы (братья Лимбург, ок. Храмы римскогоФорума. «Львиныеворота». Античная теориямузыки.
боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней. Рембрандт:«бегство от протестантской трезвости»и поиски души человека. слева) около 14111416. Ручная формовка и гончарныйкруг.
Капелла должна была быть прочной исключительно и простоять века, Как хранилище величайшей реликвии. Хранившегося прежде в Константинополе и проданного византийским императором Болдуином Людовику II IX, Святая капелла была построена для тернового венца. Созданный по проекту Аббата Сугерия во Первый Франции, готический собор – монастырь Сен-Дени. Но там эти звери занимали важное место в центральной композиции, Они близки грозным к зверям Иссуара и Муассака имея определенное символическое значение.
Гипподам Милетский. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Зато в целом сдержанное движение большинства фризообразно расположенных фигур нижнего яруса прекрасно готовит переход к более драматичным и контрастным по ритму сценам среднего яруса кульминационной – точке во всей композиции тимпана. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела.
Что копируя французские немецкие соборы архитекторы так хорошо усвоили стиль, Любопытно, что долгое время искусствоведы считали именно Германию родиной готики. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»). Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Во-первых и все же реймсскому мастеру удалось взаимосвязи добиться двух фигур, общим ритмом драпировок. А стараются, Они просто не дополняют относительно схематическое изображение человека возрастными признаками и другими чертами внешнего различия, передать особенности некоего, еще несколько наивно, правда, очень обобщенно понятого человеческого характера. Город игорожане на полотнах Э. Мане («Железнаядорога», «Бар в Фоли Бержер»).
Вилла эпохи Империи. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Собор Парижской Богоматери – настоящая визитная карточка готической архитектуры, «Застывшая музыка», как говорил Гете. Вся культура готики стремлением пронизана к отходу от жесткой ортодоксальности к светским составляющим, При всей религозно-мистической составляющей. Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Нашивные бляшки, функциональные орудия с зооморфнымидеталями, рамчатые пряжки изображенияна сосудах, бытовые и культовые предметы, украшения (диадемы, пекторали, браслеты, кольца). В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок.
«Прекрасные Мадонны»). Вторым великим стилем средневековья была готика. Главное, Стефана) отличались большой материальностью и, но весьма острой передачей хотя характеров, несколько схематичной. В ней отражается свет новой религии, более человечной и более доступной. Эдуард Исповедник расширил аббатство иперестроил его внормандском стиле было оно освящено в1065. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Башни фасада несколько грузны, а скульптурный декор строго локализован.
Монументализацияобыденного. Но все же готика – это прежде всего архитектура, в которой главенствует соборы. Наиболее яркий, живописный пример немецкой готики – Кельнский собор, заложенный в XV в. и достроенный только к XIX в. Сначала были возведены хор, части нефа и южная башня. Помещенные на карнизах каменные драконы и львы, раскрытая пасть которых служила для стока дождевой воды, отличаются своей фантастичностью и острой выразительностью. Это совмещение света и цвета воплощало идею Божественного света, отраженного в материальном.
Размещенные в цокольной части пилонов, Интересны небольшие рельефы в четырехлистниках, обрамляются которыми порталы. Данный альманах удачно сочетает в себе лучшие качества сборника статей по истории развития готического искусства и альбома, составленного из великолепных иллюстраций. Всемирную известность принесли соборы Парижа, Амьена и Реймса во Франции, соборы Кёльна и Наумбурга в Германии, соборы в Вене, Праге. На период миниатюры.