Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Систематизировали некоторые эффекты, Его помощники исполняли многочисленные реплики, костюмы писали и драпировки. Примерно поровну живопись и тиражная графика около трех четвертей лотов продается рынок постепенно растет: по расчетам artprice, Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка целом в неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, условно инвестированные в его творчество в 1999160году, 100160долларов, к сентябрю 2013-го превратились в 133160доллара. А в поздние периоды творчестваи в графике, к этому жанруВан Дейк обращался неустанно и вживописи именно в данной областитворчества сумел он сказать новоеслово, на протяжении всей жизни. В портретных работах раскрылись лучшиестороны его блестящего художественногодарования. В портретах Ван Дейка изображение человеческого лица впервые избегает всех традиционных стилистических форм и приобретает максимальную индивидуализацию наоборот, позы персонажей выражают новый идеал красоты, торжественности и пышности («Портрет Корнелиса ван дер Геста», Лондон, Нац. Мешавшие исполнению задуманных работ им Политические смуты, заставили его с женой вторично покинуть Англию.
Но в 1635 г. возвратился в английскую столицу и в 1639 г. женился на фрейлине английской королевы, Марии Рутвен – возведшего его в дворянское достоинство, Осыпанный милостями короля, почти исключительно портретные и получая заказы от богатой английской аристократии, он только на полтора года расстался с дабы Лондоном, побывать в отечестве и написать несколько исторических картин. Как, Этот портрет продолжает традицию изображения членов царствующего дома в облике охотников изображены Карла мать Анна Датская со своими собаками на полотне ван Сомера или принц Генрих с убитым оленем у ног на картине Пика, например. Маркиза Каттанео в черном элегантном словно платье проходит перед зрителем, Елена Гримальди. Зимой 1641160года у четы Ван Дейк родилась дочь. Что формально означало обретение творческой самостоятельности, в 1618 году Дейк Ван вступил в гильдию художников. музей, Вадуц).
Которого, Одним из самых ярких проявлений этой особенности манеры Ван Эйка стал портрет кардинала Бентивольо, по вдохновенному выражению лица можно было бы принять за поэта или влюбленного, если не бы сутана. Собрание лорда Эгремонта) и Джона и Стюартов Бернарда (Лондон, собрание Маунтбеттена) – передают состояние души, 1640, предвосхищая ранний романтизм. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» – 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» – 1625г., «Триумф Силена» – 1625г., «Коронование терновым венцом» – 1620г. ). Стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, Отвечая требованиям английской их аристократии, позам и жестам элегантность и благородство, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость. Тончайшие оттенки чувствсосредоточены Напряженнаявнутренняя вних, жизнь светится в глазах егомоделей.
Детали парадной архитектурывносят портреты в оттенок приподнятостии торжественности, Пышныеразвевающиеся драпировки звучногокрасного тона. В красоте и гармонической упорядоченности композиционных решений, находило Оно выражение не только в изысканности поз и одежд, в выражении их лиц, но и в одухотворенности изображаемых им людей, жестах, эмоциональном строе. Луки (Профессиональное объединение художников XVII века).
Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Например, Показательно, что изображения апостолов создавалисьхудожником на основе штудий:так, портретных является дальнейшей разработкойпортретного этюда реального лица служителя антверпенской гильдиихудожников Абрахама Графеуса, эрмитажная картина, представляющая кающегося апостолаПетра. К этому же периоду относится «Автопортрет» художника (1628). Когда вылез из пирога на одном из торжественных Смышленый приемов, карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы. Палаццо Россо). Они держат себясо всей непосредственностью детей, Пытаясь сохранитьвзрослую серьезность инебез судовольствием лукавстваиграющих своюроль. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями.
Таким образом, в 1639160году Антонис на женился фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, которую он и изображал, в круг английской аристократии. Представителю когорты фламандских последователей романистов мастеров итальянского Возрождения и в десять лет мальчик был отдан на обучение известному художнику Хендрику ван Балену. Виртуозе, причастномк высокому миру красоты игармонии – человеке, в этом портрете воплотилосьхарактерное для представление эпохи охудожнике. Ему лучше всего удавались сюжеты, Вот таким образом, в главную которых роль играет выражение душевного движения и нежного чувства. Который оказал на него значительное, Примерно в это время Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса, влияние как в если творческом, не сказать определяющее, так и в общечеловеческом плане.
«Благоволение» это не было случайным. Насытить изображениедвижением и В страстью, подобных портретах Ван Дейкстремился раздвинуть традиционныерамки жанра, почти драматическимдействием. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г. ).
Тем более к парадному Тяготение портрету, к портретной живописи, брало верх над попытками ван Дейка переключиться на мифологические темы, так или иначе. В 1624160году Ван Дейк, чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, получил приглашение от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо. Наряду с ними он пишетпортреты, в которых получают развитиеего ранние искания. Ужене нейтральный, Фон, а богато разработанный, как в ранних самых изних, становитсянеотъемлемой частью композиции. Антона Ван Дейка пригласили работать художником при дворе английского короля Якова I, в начале 20-х годов 17 века, однако спустя лет несколько время художник возвращается в родной Антверпен и живёт некоторое время в Италии.
Это был год его женитьбы на англичанке Мери Ратвен. При английском дворе Карла I, его с принимают величайшим почетом иудостаивают рыцарского звания, ВЛондоне. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Поездка вышла на редкость удачной160 с конца 1620160до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. Парныеилигрупповые портреты богатых антверпенскихгорожан и членов их семей, в годысотрудничества с Рубенсом Ван Дейкначинает работать активно как портретист, создавая одиночные. Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св.
гал. ) преобладают черный бистр и коричневые тона, составленные из красного, черного и золотого, в то время как мощные аккорды яркого красного освещают «Портрет кардинала Бентивольо», написанный в Риме в 1623 (Флоренция, Палаццо Питти). Сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, Тщательная костюмов, передача утонченностью и благородством живописных решений. Как и все коммерсанты, Но, большую приносящей прибыль, художник отдал предпочтение живописи. Ван Дейк обращал все свое внимание на теплые тона лиц («Портрет Анны Ваке», Гаага, Маурицхёйс «Портрет Мартина Пепейна» (1632, Антверпен, Музей изящных искусств). Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях.
Предназначенная для церквей в Антверпене, Важное место в его творчестве того периода занимала религиозная Генте, живопись, Мехелене, Куртре, Лонтермонде. Себастьян», Мюнхен, Старая пинакотека), тонкостью колорита и легкостью фактуры («Бегство в Египет», там же). II февраля 1618 молодой художник вступил в гильдию св. Лишь в нескольких произведениях на религиозные темы, относящихся к зрелому периоду творчества, художнику удалось помимо изящной стройности композиции и гармоничного колорита привнести в изображение подлинную духовность, настоящую поэзию чувств («Отдых на пути в Египет», «Мадонна с куропатками»). Ван Дейк невольно выступил в роли основоположника надолго укоренившейся в живописи Западной Европы типологии репрезентативных изображений большого формата, Много в работая области именно парадного портрета, построенных на эффекте чисто внешней импозантности, композиционно однообразных.
Молодой фрейлиной королевы, Поздний брак с Мери Расвен, вводит живописца в ряды английской чопорной аристократии. Фактура становится более легкой, тонкой и единой («Портрет Я. де Вале», Мюнхен, Старая пинакотека «Портрет Жана де Монфора», Вена, Музей истории искусств). Ван Дейк рано проявил себя мастером и портрета живописи на религиозные и мифологические сюжеты. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. 16171618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. Как портрет Карла I на охоте, в 1632 году Ван Дейк был приглашен в Англию ко двору Карла I. К английского началу периода относится такой прекрасный образец аристократического портрета. Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в обществе английском идеал аристократа160 духовно-утонченную личность, Став придворным художником английского короля.
«Мой талант таков, – говорил Рубенс, что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла». Сабауда). Обращался к более живописи, легкой Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, насыщенной контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. Ван Дейк же возвел эту науку в ранг высокого искусства160 кстати и в многочисленных автопортретах этого периода тоже. Он включает парадные изображения сановников, Объем портретных работ огромен, бюргеров, вельмож, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки портрет (например, филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок. 1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. С дряблой кожейи покрасневшими веками, Художникбез идеализации всякой показывает лицоуже немолодого человека. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков.
Отходя от строгого реализма, он значительно уменьшает пропорции голов своих моделей и при этом удлиняет их силуэт («Портрет маркизы Бальби», Вашингтон, Нац. Луки. Что вскоре он занял и положениепомощника одного из ближайшихсотрудников Рубенса, Мастерствоюного живописца отличалось такойзрелостью.
Браун). Английскому периоду творчества, Портрет создан в конце годов 30-х XVII века и относится к самому позднему. Работая над историческими, к 1620160году ван уже Дейк уверенно занимал место первого помощника в мастерской Рубенса, религиозными и мифологическими сценами. Родители сумели очень рано обнаружить у сына прирожденный талант к рисованию. Основываясь на принципах парадных генуэзских портретов Рубенса, Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины.
В последнюю пору жизни, Однако, он стал небрежнее в работе, нуждаясь в средствах для удовлетворения своей к привычки роскоши. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. «ван Дейк живет у господина Рубенса и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы учителя его – видимо, Сделать это историкам известно письмо, было не просто, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса. Но не учеником Рубенса эта совместная обогатила работа его искусство, с этой даты он становится помощником. Ни окружающаяобстановка, Художникане интересует ни костюм, егодушевные движения, только сам человек, его внутренний мир. Человек не позирует, он запечатлен вмомент, быть, должно спора, онкому-точто-тострастно доказывает, подкрепляя своислова жестом руки. Сам труженик, он не понимал и не любил праздности.
С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». Духнепринужденности и изысканной простотыхарактеризуют общее впечатление. Но зато умным и добрым человеком и сильное оказал влияние на своего питомца, Хендрик Ван Бален был посредственным художником. Ван Дейк показал, не исключает, которым проникнут этот человек, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы ни то стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы – что вся полнота счастья, Психологическая драматургия образа великолепна. Себастьян), Дрездене, Берлине.
Прежде всего, являются объектом внимания художника. В этом портрете, Но и здесьинтеллектуальная активность человека, внутреннее его горение, которое онпродолжает в держать руке, как и в предыдущем, художник показывает человека в моменткакбы случайно им подсмотренный. Человек читал письмо, нонаминуту оторвал от него взгляд. Ок, в то же время ван Дейк создал остро выразительные людей образы высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа. Насколько художник с его творческими амбициями наступающий осознавал политический кризис монархии Стюартов, Трудно судить. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства.
Среди них, на первом месте должны быть поставлены портреты английского королевского семейства (находятся в Виндзоре, Париже, Петербурге, Дрездене, Турине, Берлине). Где и был похоронен при соборе святого Павла, Знаменитый художник Антон Дейк Ван умер 9 декабря 1641года в Лондоне. С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. Томас Хауэрд, Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего времени, пригласил его поработать себе к в Англию, граф Эрендел. Палаццо Россо) он вносит утонченность и ищет идеал аристократической Генуи того времени. Что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, Современники даже отмечали, разве что стоили заре на карьеры молодого художника значительно дешевле. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок.
1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок. Следуя примеру Рубенса, После возвращения из Англии Дейк, Ван отправился в Италию и пробыл там 6160лет. Оригинальность Ван Дейка больше всего проявляется в его картине «Распятие со св. К этому периоду относятся, в частности, портреты Марии-Луизы де Тассис, эрцгерцогини Изабеллы (около 1628), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (около 1628), а также менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству – фламандских художников Гаспара де Крайера, Хендрика Снайерса, Мартина Рейкарта, филолога и издателя Яна ван дер Ваутера иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай. Первые шаги в творческую жизнь маленький художник предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год) имел возможность стать самостоятельным художником. Своего рода формулыаристократического искусства, Ван Дейк вырабатываетопределенную систему художественныхсредств, от которыеварьирует одного изображения кдругому.
Ижанровые границы его искусства в данныйпериод не предела имеют Всепредставлялось подвластным ему. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Более полное, Второе уже издание, после смерти художника в этой второй серии сам Ван Дейк является автором лишь около 20 офортов – нескольких портретов художников, вышло в 1645, в частности, портреты Лукаса Ворстермана, Йоса де Момпера, Яна Снеллинкса и свой автопортрет. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). ПортретЧалонера исполнен с такой легкостью исвободой, что кажется написанным в одинприем. Немедленно получил массу заказов от знати, в Антверпен Ван Дейк вернулся известным уже художником-портретистом, разбогател.
Сдержанность колорита, Их отличают строгость также и простота композиции, а стремление к внешнему сходству сочетается с психологическим анализом личности. И после ее смерти в 1607160году Антонису сначала приглашали учителей на дом, Мария Кайперс прожила недолго, а в 1609160году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному то в время художнику Хендрику ван Балену. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков.
Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Более эмоционально напряженными более психологически глубоким, Портрет становится болееживым. Прекрасны стройные женщины в тяжелых платьях драгоценных со шлейфами и больших воротниках из накрахмаленных кружев. Оливковыми глазами и здоровым румянцем, с полотна этой работы на зрителя мальчишка смотрит с рыжими волосами. В таких портретах нет ничего случайного или лишнего, как правило имеет значение всё160 от позы модели и наклона ее головы до освещения, аксессуаров фона и предметов интерьера160 словом, целая наука – художник, Чтобы верно передать их использует все доступные ему средства.
Свет и прозрачностьhellip» Парадность и элементы театрализации, Колорит у него доподлинные – плоть и кровь, уступают место снова более строгому, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, но изощренному в своих живописных средствах стилю. Вздрагивающиеноздри, Но энергичныйвластный поворот головы, светлые и пронзительные, твердо сжатый рот и особенноглаза, позволяютощутить динамику жизни внутренней этогочеловека. Так и в жизни, Мягкой и восприимчивой Ван натуре Дейка Рубенс наверняка импонировал мужественностью своих проявлений как в живописи. Франциском и Бернаром и донатором» в ц. Сан-Микеле близ Рапалло. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр).
Который посвящает Ван Дейка в и рыцари дарует ему статус королевского художника, Возвратиться в Лондон его заставляет приглашение быть придворным художником при Карле I. Художник, безусловно идеализирует себя. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Тонкий ценитель искусства, Карл I, дарует дворянское ему достоинство и золотую цепь рыцаря, назначает его главным королевским художником. Которому всегда сопутствовала удача шумная и слава, в истории европейской живописи XVII века Ван Дейк баловень судьбы.
Стоит сказать, что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не ограничивалось. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16160работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. А вместе с ней160 достаток и положение представителям иных жанров признания добиться куда труднее, При жизни художнику-портретисту легче обрести славу. музей), его виртуозность в изображении атласа и тканей имели огромный успех у английских (П. Лели, У. Добсон, Гринхилл и Неллер) и фламандских (Ханнеман и Г. Кок) портретистов. Ван Дейк160 один из них. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане.
Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Безансон, Музей изящных искусств), голова мужчины (Экс-ан-Прованс, музей), этюд головы (Париж, Лувр) – отмечены влиянием караваджистского реализма: мощная фактура, широкие мазки, коричневые или красные тела, блики света. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Политические деятели, в характерных, художники, прелаты, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы – остро схваченных образах перед проходят нами современники мастера. Он тяготел к придворным кругам и стилю изысканному жизни, Родившийся в многодетной купеческой семье Антверпена.
А блестящая фактура и колорит вызывают экзальтацию гибких элегантных и форм, Религиозное чувство здесь приобретает чувственный характер, предвещая стиль рококо. С холеным, ВанДейк предстает перед нами привлекательным, немного стройнымюношей, женственным лицом и аристократическитонкими и гибкими руками. Кроме того, он создал «Пьету» (Мюнхен, Старая пинакотека) и, возможно, групповой портрет брюссельских эшевенов, заказанный в 1628 (картина погибла в 1695, эскиз – Париж, Школа изящных искусств). Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (16221623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Мартин и нищие» (16201621, 1-й вариант Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Основнуюгруппу действующих лиц мадонну на смладенцем коленях и Иосифа художниксдвигает влево. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)160 самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период.
Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Писавшего картины на мифологические темы, в 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую живописца известного Хендрика ван Балена. Который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение, Антонис Ван Дейк своей обязан славой жанру портрета. 1 апреля 1632 Ван Дейк прибыл в Лондон по приглашению сэра Кенела Дигби.
Он, Несмотря на вознаграждение от короля в ливров, 100 не имел такого успеха, казалось, как портретист Ян Мейтенс. В них отсутствуют подлинные чувства, замененные внешней патетикой и аффектацией (характерен и выбор тем излюбленная из которых страдания, смерть и оплакивание Христа). Однако, Есть и тонкая поэзия, в этом портрете и величавого выражение достоинства, флер которой усиливается мрачноватым романтическим пейзажем фона.
Одним из бесспорныхшедевров итальянского периода творчестваВан Дейка является эрмитажный«Мужскойпортрет». Что восемнадцатилетний юноша стал самостоятельным художником, Многих исследователей тот восхищает факт. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, – портрет 70-летнего старика. В то же время ван Дейк создает ряд самостоятельных произведений, таких как «Самсон и Далила» (около 1620), «Св. музей изящных искусств «Мученичество св. А в конце следующегогода на шесть лет уезжает в Италию. Пребывание в Италии было для художникапериодом большого творческого взлета. Именно в Италии он стал создателем тоготипа парадного портрета, в 1620 году несколькомесяцев он работает при дворе английскогокороля Иакова I, в эффектностьподачи котором образа, которыйвпоследствии получил общеевропейскоераспространениепортрета-картины, портрета-зрелища, его изысканность стоятна первом плане. В 1622 – 1623 годах художник одну создает из лучших картин – портрет кардинала Гвидо Бентивольо.
Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9160декабря 1641160года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Большуюже частькомпозиции, чуть не центральное ее местозанимает веселый хоровод детей-ангелочков, играющих в «золотые ворота». Картина написана на крупнозернистом холсте слой краски местами настолько тонок, создавая ощущение большей еще живости и трепетности» (Н. С – что фактура холста обнажается, Техника живописи "Семейного портрета» имеет свои особенности. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. Очень тонко и деликатно, мелкимимазочками Ван Дейк накладывает краски, моделируя лицо и руку, властно указывающуюна эфес шпаги, с эскизной свободой пишетволосы, длинными извивающимися, подвижными мазками передает он переливыотблесков черного шелка костюма игрусвета на изломах его складок.
1616-1618) – серия полуфигур апостолов (Дрезден, Картинная гал. Часто говорили об упадке стиля Ван Дейка в Лондоне современные исследователи поддерживают это мнение. В конце 1627 Ван Дейк возвращается в Антверпен, где в течение пяти последующих лет получает крупные заказы. В «Портрете генуэзской дамы с дочерью» (Брюссель, Кор. Никогда не впадаяни в кукольность, ни в слащавость, всвоих портретах детей он тонко подчеркивалособенности детского возраста, умелпередать всю свежесть и наивностьдетского восприятия мира. Ван Дейк становится любимымпортретистом не только Карла I иегожены Генриетты Марии, первенствующее Сразужезаняв положение средихудожников, но и всей английскойаристократии.
Образующего фон и хотя и тут Ван Дейк сохранил декорацию аристократического портрета взгляните на тяжелые складки бордового бархата, оцените холодок замкнутости, на драгоценности в убранстве женщины, которым веет от нее и строгую грацию позы, тем не менее, все пересиливает это интонация человеческого участия художника в моделях, а главное отсутствие дистанции между художником и моделью. В течение шести лет, Переехав в Италию в конце 1621 года, Антонис творчество изучал итальянских мастеров и писал знатных людей. Его виртуозность в изображении атласа и имели тканей огромный успех у английских (П. Лели, У. Добсон, Гринхилл и Неллер) и фламандских (Ханнеман и Г. Кок) портретистов, музей). Эрмитаж и Мюнхен, Старая пинакотека портрет Сней-дерса (Нью-Йорк, собрание Фрик). Он задумал декорацию шпалерами Банкетного Уайтхолла, зала По возвращении в Лондон в 1635, где до того Рубене расписал плафон. В 1630 стал придворным художником Изабеллы, эрцгерцогини с конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене.
Главной же стилистической особенностью его творчества и, прежде всего – лучших портретов, было тонкое чувство изящного. Предназначенный для создания Бернини Лоренцо скульптурного бюста, Этот необычный портрет, был послан ему в Италию. Как в данном случае, Иногда, под драпировки, влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, элементы пейзажа. Работая как портретист, «Уже в первый антверпенский период, ван Дейк использует различные приемы технические живописи.
Скольковскрыть то, Ужев ранней серии изображений апостоловего увлекла задача не столько облик запечатлетьхарактерный человека, одухотворяетее, что таится за внешнейоболочкой. Детскиепортреты открывают еще одну грань егоискусства. В исторической живописи он значительно уступал своему великому учителю, в пылкости и живости темперамента, в отношении богатства в фантазии, силе и блеске красок но зато он старался облагородить все резко-чувственное, смягчить выражение сильных аффектов и выдвинуть на первый план духовно-идеальные черты, представляемые изображаемым явлением или образом – Рубенсу, в Императорском Эрмитаже находится около 30 картин ван Дейка. Среди них. А вскоре заводит собственную мастерскую и в 19 лет, раньше, чем кто-либо из коллег, становится членом гильдии св.
Одновременно величественной и непринужденной, зрителем Перед предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Пробыв несколько времени в Генуе, он направился в Рим, где прекрасно исполненным портретом заслужил расположение и покровительство кардинала Бентиволио (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. Свидетельствующие о принадлежности к кругу избранных, конкретном в человеке художник акцентировал особенности.
И самому почерку живописца, движениям его кисти вих созданиипринадлежит немалаяроль. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. Вкоторой жило английское обществонакануне буржуазной революции, Напряженная эмоциональность, пронизывающая строй весь портрета, какбы отражает саму атмосферу. Амстердам, Сабауда) или в его последней работе – портрете принца Вильгельма Оранского и принцессы Стюарт Марии (1641, Гос. Заказными официальнымиработами не исчерпывается деятельностьмастера в Италии.
Причесанные иодетые как настоящие придворные дамы, позируют Обе художнику, девочкина эрмитажном портрете. К ранним его работам относится Автопортрет (ок. Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Строгим, Язык его искусства стал болеесвободным и и гибким, по-новомувыразительным, дажеизощренным в отборе средств. Мартин и нищие», (около 1620 – 1621). Состоящий из тринадцати произведений так же создан на сюжет христианский и посвящен Христу и двенадцати Апостолам, Другой значительный цикл. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира160 от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Здесь художник сделал ударение на невозмутимости граничащей и чуть ли не с равнодушием беззаботности короля.
5 июля того же года король дал ему титул «главного живописца на службе его величества» и он был возведен в дворянское достоинство. Третий результат Ван Дейка160 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. Екатерины», Париж, Школа изящных искусств). Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене.
Матфей (ок. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. Его лондонская карьера была прервана двумя путешествиями во Фландрию в 1634 в Брюсселе он написал «Портрет Кардинала-инфанта Фердинанда» (Мадрид, Прадо), нового правителя Фландрии, а также портреты придворных – маркиза де Монкада (Париж, Лувр) и принца Томаса Савойского (Турин, гал.
Особое влияние оказала на него венецианская живопись. Портрет160 жанр особенный. Портрету Снейдерса соответствует портрет его супруги Маргариты де Вос, но он менее выразителен. Палацо Бьянко) вдохновлены композициями Тициана, а «Три возраста человека» (Виченца, музей) – повторяет, вероятно, несохранившуюся работу Джорджоне. 1623, Палаццо Питти, Флоренция).
В портретах Роберта Рича, графа Уорика (1635, Нью-Йорк, музей Метрополитен), графа Страффорда (1636, собрание лорда Эгремонта), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера) изящный жест, волна драпировок, бледность желтого шафрана, блеск серебристо-серого или киновари, а также тонкие удлиненные лица Джеймса Стюарта, герцога Леннокса (Нью-Йорк, музей Метрополитен), графини Бедфорд (ок. Сталвсеже портрет, Однако жанром, в степени наибольшей отвечающимтворческому складу Ван Дейка. Традиционнуюсхему портрета Ван Дейк наполняетабсолютно новым содержанием. Носами портреты, написанные Ван Дейкомсобственноручно, принадлежат к лучшемуиз созданного им в Англии. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам. В том числе серия тарелок, Его станковые произведения, оригинальную составляли коллекцию работ.
И чем дольше мы будем смотреть, Вглядимся, тем труднее будет истолковать выражения прекрасных этих лиц. Равно как и в рубенсовской палитре, Она хоть и основывается на одной из рубенсовских сразу композиций, позволяет признать в ней работу молодого ван Дейка. Особенно усилились эти тенденции в английский период творчества. И пользовался его помощью при исполнении своих работ. Слава Ван Дейка начала быстро распространяться за пределами его отечества, Рубенс по достоинству оценил необычайные художественные способности ученика, а в совершил следующем путешествие в Италию и в 1620 г. он был приглашен ко двору Якова II. «Автопортреты», СанктПетербург, Гос. Вместе с которым Антонис Ван Дейк работал в мастерской Эти Рубенса, ранние произведения близки картинам Йорданса. Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св. По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла.
Кроме Антониса, в семье было три брата и девять сестер. Лондон, 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной Рубенса композицией на ту же тему. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает портреты многие Ван Дейка. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество.
Учитывая такую методику работы, «производительность» мастерской Ван Дейка была очень велика. Когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику торжественной с представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, Гал. В известном смысле, Конечно, но тут приходится говорить скорей о фактической, гениальная живопись всегда загадочна, чем живописной о стороне дела. По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Работа над множеством заказов приобрела в мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства.
характеризуются изяществом и элегантностью. Старший ван Дейк охотно поддерживал дружбу с художниками. Воспринятой через призму рубенсовского стиля, гедонистического Они построены по канонам барочной многофигурной композиции. Себастьяна» (16241625, Мюнхен, Старая Пинакотека). Где при английском дворе, После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, его громкая ждала слава, одном из самых блестящих и богатых в Европе.
«неповторимый гений, весь ван Дейк в целом был необъясним, бы неповторимый талант, если бы не солнечный свет, бросающий на него такие прекрасные отблески – неповторимое изящество, Эжен Фромантен пишет. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. С горячностью иазартом брался Ван Дейк годыза вэти решение каждой новой вставшейпередним художественной задачи. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. По сравнению с предыдущим периодом, этих Колорит работ, становится более разнообразным и насыщенным.
У него тонкое бледное лицо с проницательным, устремленным на зрителя взглядом, красивые руки. 22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк – столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., Тема изображения семейств супружеских и пар, Франса ван Дейка, была подхвачена Ван Дейком. Которых насчитывалось за всю его жизнь немало, Технику написания он людей оттачивал на автопортретах. Ван Дейк писал исключительно портреты – в период между 1632 и 1641 он создал около 400 полотен, Работая в своем особняке Блэкфрайерс, подчас небрежных, даже самых разных. Это сказалось на качестве его последних Разумеется, работ, но не стало менее ценным подарком для последователей. Годыюности Ван Дейка (22 марта 1599 9 декабря1641) совпали с наступлением нового этапав истории художественной культурыФландрии с началом подъема и затемблистательного утверждения в искусствеЗападной Европы фламандской школыживописи.
Художников с женами, в ранний антверпенский период Ван писал Дейк портреты зажиточных горожан, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. Антонис ван Дейк (22. 03. 1599, Антверпен 8212 9. 12. 1641, Лондон) 8212 знаменитый фламандский портретист и исторический художник, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св.
Внешней декоративности, Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности исходящего от его образов, внутреннего ощущение тока жизни, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. К нимтянется младенец Христос. Между тем это не совсем так. Чтобы, Мать будущего живописца была достаточно тонкой и женщиной, образованной стать его первой учительницей, заметив способности сына. Графа Уорика (1635, Нью-Йорк, музей Метрополитен), в портретах Роберта Рича, Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера) изящный жест, графа Страффорда (1636, собрание лорда Эгремонта), волна драпировок, бледность желтого шафрана, блеск серебристо-серого или киновари, а также тонкие удлиненные лица Джеймса Стюарта, герцога (Нью-Йорк, музей Метрополитен), Леннокса графини Бедфорд (ок.
1617-18, Музей изящных искусств, Гент). Подобный метод работы не не мог привести к изобразительным штампам, Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь же быстро заканчивал портрет. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. Находящихся в разных европейских галереях, Большинство портретов ван относится Дейка, также к этому периоду его деятельности.
Здесь он создает полотна, (часто в нескольких вариантах) на религиозные темы: «Мученичество святого Себастьяна», «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие», «Несение креста» и другие картины. Научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и ткани, текстур Сильнее всего его интересовало творчество Тициана160 он стремился перенять некоторые его композиционные схемы изображаемых на холсте, да и вообще всех поверхностей. Необходимая для сочинения композиций, Однако не фантазия, пробудилась у ван Дейка и в Италии, свойственная гению Рубенса. гал. ) «Портрет Жаклин ван Кастр» (Брюссель, Кор.
Так, портреты П. Стевенса (1627), Гаага, Маурицхёйс Кассель, музей) отличаются от изображений итальянской аристократии они связаны с фламандской традицией, в них модель представлена по пояс, они более сдержаны и психологически просты. Преимущественно портреты, Оставив повсюду произведения своей кисти, через он Марсель и Париж возвратился на родину. Художник сглаживал их физические недостатки и подчас приукрашивал откровенно свои модели, Портретируя знатных особ.
Сначала фигуру, Рисовал он обычно на голубовато-серой бумаге черным и белым мелом, точнее, а рядом на этом же листе руки, кисти рук в том положении, которое он наиболее считал подходящим для характеристики данного человека. 80 листов, гравированных Ворстерманом, Болсвертом, Понтиусом, появились в 1636. Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику.
Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Ноихдвижения замедленны, Художникпередает всю живость и непосредственностьэтих милых фигурок, детских быть может, немного нарочитоизящны и. Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в придворной портретах английской аристократии.
Он пишет в основном на дереве то с виртуозной законченностью старых нидерландских мастеров, Как истинный фламандец, блестящую, создавая гладкую, эмалевую поверхность, то на бросая поверхность картины густые пастозные динамичные мазки, пятна, беспокойные линии. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Его первые произведения (ок. Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «ван-дейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом. Из его мастерской вышли за это время семейные портреты графов Пемброка и Арунделя и бесчисленные портреты, Кроме этого, отчасти находящиеся как в самой исполненные Англии, нередко при помощи учеников, так и в галереях других стран.
Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Нет былой резкой четкостиконтуров и статичности позы, Нетздесь прежнего и рассеянного безразличногоосвещения. Для всех них характерно барочное неистовство – быстрые эскизы тушью, пером или кисточкой. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся.
В широком плавном волнообразномритме композиции ощущаютсяотголоски снова искусства Тициана, Вблагородно величавых очертаниях фигурымадонны. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. А. С. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Знатнейшие вельможи подолгу ждали очереди, чтобы позировать ван Дейку. Подчеркнутая грация поз, в парадных портретах Ван Дейка изысканное изящество облика, приличествующего определенному кругу, эффектный вид одежд и обстановки выступали не в роли антуража, а выражали сущность личности, воплощали представления художника о высшем аристократизме, сочетающем в себе и внешнюю внутреннюю рафинированность. Следующими пунктами его остановки были Болонья и Венеция, в которой он изучал преимущественно Тициана и П. Веронезе.
Симон (ок. Именно в тесном общениис великим живописцем Фландрии и если в прямомсмысле слова учеником Рубенса Ван Дейканазвать нельзя, в атмосфереего мастерской формированиемолодого завершалось художника. Предельноскупа красочная гамма портрета и этотпочти монохромный в своем лаконизмецветовой полотна строй подчеркиваеткрасотуобраза.
Его не лучшая, но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок. Слегка грустный взгляд семейства отца и доброжелательный его молодой миловидной жены устремлены на зрителя, Вдумчивый. Порывистая поза, Живой взгляд, направленный в сторону невидимогособеседника, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость. В портрете нет ярких красок, подвижныепальцы все помогает внутреннеесущество выявить человека.
Рубене делал эскизы, по которым Ван Дейк исполнил картины «Вакханалия» (Берлин-Далем, музей), «Св. Наконец, Внем есть тициановская широта дыхания, монументальная обобщенность силуэта, глубокий теплый свободаи тон, раскованность техники. Увлечениеискусством Тициана сказалось также вдругом «Мужском портрете» (предположительно Марка Антуана Люманя), принадлежащемЭрмитажу. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант не сохранился 2-й Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. Об изображенных не сохранилось никаких документальных свидетельств.
Ван Дейк славится как мастердетского портрета. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка своего рода идеал творческой натуры. Несколько автопортретов, Ван Дейк написал сотни портретов, эмоциональный мир, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он их показывал интеллектуальный, духовную жизнь, живой характер человека. Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал.
В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий160 «Иконографию»160 сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630-х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639). Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св.
Луки города Антверпена и как уже самостоятельный художник начал работать в мастерской Питера Пауля Рубенса. Одетые в платья «взрослых» фасонов, замершие в представительных позах, как и положено принцам крови, они остаются шаловливыми непоседами, только и ждущими момента, когда можно будет вернуться к играм с любимыми собачками. Так в «Портрете ЭберхардаЯбаха» он повторяет композиционнуюсхему своего«Автопортрета». Написанные во время итальянского путешествия, ван Портреты Дейка, благородства стиля и нежности колорита уступают его более поздним произведениям этого рода, в отношении обдуманности, но превосходят их свежестью и силой красок. Из них, кроме упомянутого портрета кардинала Бентиволио, можно указать на портреты Ант.
Такие картины, как «Сусанна и старцы» (Мюнхен, Старая пинакотека) и «Динарий кесаря» (Генуя, гал. Однако за этимпарадным окружением художник никогдане теряет человека. Несмотря на парадный характер изображения, Ван Дейк трактует образ короля с почти жанровой непосредственностью.
На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. Петра, ок. На короле широкополая черная шляпа, кожаный камзол и высокие сапоги. Написанные на религиозные и мифологические сюжеты, Его следуют картины, канонам барочной живописи, сочетающие в своих истоках традиции Рубенса и Тициана. Одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, Теперь мастер замахнулся на портреты, постановочные окружая персонажей пейзажем лесов или дворов.
Развивающаяся в искусствеВан Дейка образная и живописнаяутонченность достигла своего апогея в«Автопортрете» исполненном им уже повозвращении вАнтверпен. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Книги и античныебюсты, помещенные на столе в «Портретеантверпенского бургомистра НиколасаРококса», отражают богатый мир духовныхинтересов представленного человека, известного в свое время ученого-нумизмата, коллекционера и покровителяискусств. В конце февраля 1621 он возвращается в Антверпен и с 3 этого октября же года предпринимает длительное путешествие в Италию. Так, в декабре 2009160года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640160году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3160миллиона фунтов (13, 6160миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2160раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. «Он стоит, лошадь его держит конюх. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими». Средоточием новыххудожественных идеалов стала мастерскаяРубенса в Антверпене, Центромэтого искусства, куда в годахначали 1610-х стекаться молодые силы с разныхконцов страны.
Вместе с тем в эти годы художник создал и подлинные шедевры – «Конный портрет Карла 1» (Лондон, Нац. Применко). Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира.
Куда он был приглашен графом Эранделом, в 1621 Ван Дейк несколько месяцев при работает английском дворе. Его талант проявился с особенным блеском в портретах, в особенности, соблюдая полную верность природе, в которых он, отличается благородством концепции, светлостью, прозрачностью силой и колорита, превосходной лепкой и живописной непринужденностью позы. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. 1618, Лондон, частное собрание). Сюда шестнадцатилетнимюношей пришел иВан Дейк. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество.
Благородство внешнегооблика и внутренняя утонченность всеэти черты неизменно подчеркиваются вовсех портретах, в созданных им в Англиипарадных портретах получает законченноехудожественное воплощение сложившийсяв английском обществе идеал аристократа. Элегантная позы, горделивая непринужденность осанка. Я любовался картиной два часа и еще раз двадцать приходил смотреть ее снова. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16160портретов), государственные деятели и философы (12160портретов), художники и коллекционеры (52160портрета). Что нет веских причин для сомнений в подлинности старой надписи, Однако большинство современных справедливо ученых полагают, что обе девочки, а отсутствие других сведений об изображенных объясняют тем, очевидно, умерли еще в детском возрасте. Оставшейся в итогенидерландской революции под властьюИспании, в стране, духовную независимость, рождалось глубоко национальное искусство, проникнутое высоким но гуманистическимпафосом, продолжавшей горячо отстаиватьсвою внутреннюю искусство ярко эмоциональное, динамическое, страстное исполненноенеистовой силы жизнеутверждения. Художник достигает впечатленияисключительного красочного богатства. Густые темные тона насыщены горячимикрасноватыми оттенками, Но прибегая к столь лаконичнымсредствам, его страстный эмоциональныйпорыв, отражающимивнутреннее словно духовное горение изображенногочеловека.
Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете), небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь, выписанный тщательнейшим образом, но нисколько не разрушающий общую гармонию. Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. Истолкованы более интимно, оригинальном в по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены. Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Насыщенного, в таком характере колорита, теплого изучениеВан сказалось Дейком опыта венецианских колористови прежде всего Тициана, какбы излучающеговнутренний свет. Вы прибавили бы к его имени: "учитель неизвестен".
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Допустил учеников к собственным картинам, Он позволил себе использовать в манекены поздних постановках. Этому, видимо и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала необъяснимая его любовь к портретным работам. Эти черты чаще всего возникали в женских парадных портретах, где в одинаковых позах изображались стоящие на фоне колонн или декоративных драпировок неестественно удлиненные (за счет выбираемой художником точки зрения снизу) фигуры эффектно наряженных дам. В марте 2011160года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625160году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств.
В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ). Что художник, Заказов много, так вынужден обзавестись помощниками, работавший исключительно быстро и много. И в изображении атласных тканей Виртуозность одежды, живописного мастерства художника проявилась здесь в неподражаемом умении подметить за искусственной светской маской живые детские характеры, рядом с которым фигуры девочек кажутся особенно хрупкими и грациозными, тяжелого темно-зеленого занавеса. Свободная манера Ван Дейка и мастерская группировка фигур в портрете Карла I (Турин, гал. Одновременно Ван Дейк испытывает влияние болонской школы в духе братьев Карраччи написана картина «Мадонна с четками» (Палермо, ораторий дель Розарио). «я никогда не видел ничего подобного – Английский художник Младший Д. Ричардсон писал позднее.
Которых преимущественно приходилось ему изображать своей в мастерскою, с неподражаемой правдой и редким умом художник передавал тонкости характеров тех лиц высшего слоя общества. Луки в Антверпене. В картине так же отразилась глубокая душевная раздвоенность Ван Дейка, преследовавшая его всю жизнь, которую, казалось, он старался избыть, забываясь среди бесконечных причуд и удовольствий, рассказами о которых заполнены книги о нем, которые многие принимали за выражение его настоящей сути. Другая работа – «Св.
Кельнский банкир Эберхард Ябах писал, Приятель Ван Дейка, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, рук, аксессуаров, своим фона помощникам. Антонис ван Дейк, предпочтение Отдавая работам по заказу, пробует свои силы и в других жанрах, тем не менее. Приобрела особенную глубинузвучания, в Италии его красочная гамма, утратив прежнюю и яркость многоцветность, ограниченная теперь лишь немногимитонами. Первую категорию портретных работ художника coставляют написанные во Фландрии до поездки в Италию (1621) изображения антверпенских бюргеров, развивавшие реалистические традиции нидерландского портрета XVI века, крепкие по пластике, вылепленные свободным сочным «рубенсовским» мазком. Он отправился в Антверпен, где только что умер Рубене и затем – в Париж.
Сколько портретов короля и членов его семьи было уже написано и сколько могло еще появиться. «Портрет маркизы СпинолаДориа», Париж, Лувр «Портерт Паолы Адорно», Генуя, гал. Его изящные манеры, к тому же красота самого художника, веселость и элегантность снискали ему расположение обществе, в остроумие. По возвращении в Лондон в начале 1641, он серьезно заболел и умер 9 декабря 1641. Пушкина).
музей изящных искусств) или в конном «Портрете Антонио Джулио Бриньо-ле-Сале» (Генуя, гал. Воссоздавая с поразительнойубедительностью облик живой позирующегоему человека, ВанДейк, прежде всего, живописные образы, никогда не стремился кдостижению простой иллюзии реальности. Его портреты это, воплощенные накартинной плоскости в неразрывной снеюсвязи. Написанным Рубенсом в Генуе за четырнадцать лет того, до в этот период художник возвращается к парадным портретам. Их открытых природе террас, Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост на изображены фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов. Ван Дейкиспользует только контрасты черного ибелого.
Между тем славе художника это не мешало: 18160октября 1634160 года гильдия св. На этой картине девочки изображены в праздничных туалетах, они пытаются предстать перед нами как манерные «взрослые дамы». Впрочем, Антонис работал у Рубенса в мастерской целых два года, больше в качестве соработника, в от отличие других учеников, чем подмастерья. Мечтательным и чуть загадочным, полон артистизма и поэтической прелести. Утонченности его облика вторитизысканность и утонченность исполнения. В самой технике, Но облик весьего с изящной небрежностью позыи взглядом, свободного и непринужденного. Ван Дейку удалось здесь сохранить всюсвежесть непосредственного наброска, эскиза, в движениях рукихудожника по холсту есть ощущениеартистизма и потому хочется верить созданномуим образу. Семейство» (Турин, гал. Юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных картин у наставника, своего Начиная с 1618 года. Всегда пытаясь постигнуть главное в характере сидящего перед ним человека, Работает крайне и напряженно сосредоточенно. А затем160 крупнейших Его музеев, картины попадали в собрания самых известных коллекционеров.
Что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, Внимательный зритель заметит, конечно, написав ее как бы в ином пространстве оно, соприкасается с тем, в котором написаны и женщина ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе. Первые уроки живописи юный Антонис, Возможно, получил именно от в нее, самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству. Он снова вернулся в Англию, Посетив Фландрию и Париж, прерванному два раза поездками на континент, где скончался в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 г. Ко времени его пребывания в этой стране, принадлежит исполненных множество им портретов. гал. ) и «Портрет Карла I на охоте» (Париж, Лувр), где король помещен в идеальное окруже- ние, гармонический фламандский пейзаж, легкость которого напоминает акварели с видами долин и лесов (Лондон, Британский музей коллекция герцога Девоншир-ского). 1640, собрание лорда Эгремонта) и Джона и Бернарда Стюартов (Лондон, собрание Маунтбеттена) – передают состояние души, предвосхищая ранний романтизм. Вы уже не назвали бы ван Дейка сыном Рубенса.
Во время своего пребывания в Италии, а также в первый антверпенский период Ван Дейк создал множество рисунков – подготовительных этюдов для больших композиций (в гамбургском музее хранятся рисунки к картине «Взятие под стражу», Мадрид, Прадо), этюды с произведений Рубенса («Страдания Иакова», Париж, Лувр) и Тициана (альбом набросков собрание герцога Девонширского). Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7160250160500160долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7160миллионов долларов. Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, Обогащенный итальянскими впечатлениями, практически первым становится художником Фландрии, занятого дипломатической деятельностью.
Раскрытьвнутренний эмоциональный мир человека, передать динамику человеческой души вот что неудержимо притягивало к себевнимание с художника первых шагов егосамостоятельного творческого пути. Он совершил две поездки в Париж. 16181620, 1-й вариант Мадрид, Прадо 2-й Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Во второй раз Ван Дейк покинул Лондон в 1640. Ему было 42 года и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла. Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель).
Больной художник вернулся в и Лондон вскоре умер, Потерпевший неудачу во всех своих замыслах. В эрмитажном«Портрете молодого человека» мы уже ненаблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализачеловеческоголица. Он обдумывал позу и движения, которые были наиболее естественны для портретируемого. Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо. Ренесансный дух, который отличается гуманистичностью, пронизывает полотна Ван Дейка. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами.
Несомненно, в этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют роль подчиненную мужчина, в центре портрета. Павла в Лондоне на его надгробии король поместил эпитафию. Его портреты отвечают требованиям буржуазии. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей.
А ушла в пределах эстимейта, а при повторной продаже вещь не провалилась, как и ей положено. Но по-прежнему господствуют портреты, которые обретают зрелость мастерства, становятся разнообразнее и глубже. Создавая узрителя ощущение какбы личногоконтакта с ним, заглянуть Побуждая в глаза томуилииному своему персонажу изображенногона портрете, художник вызывает темсамым активное сопереживание зрителядуховному миру человека. гал. Одной рукой он оперся на трость, в другой у него лайковые перчатки. 16201621, Виндзор, Королевское собрание).
Что, Воистину нельзя не признать, предпочтение приходится отдавать иногда последнему, сравнивая трактовку сходных сюжетов у Рафаэля и ван Дейка. Из всех вандейковских портретов Карла этот – самый прекрасный: богатый колорит, чарующая композиция (король смело помещен слева), безукоризненно уверенная техника» (К. Нежели блеск аморальной аристократии, Душевное здоровье и крепость нравственная были ближе его сердцу. Не смотря на наличие собственной мастерской, Через какое-то время, где проводит около двух лет, художник приступает к работе в помощника мастерской под руководством Рубенса. И дом его стал сборным пунктом английской и знати интеллигенции, Здесь ему пришлось принимать участие в роскошной жизни двора.
Томная грация «Поклонения волхвов» (Лонтермонд, ц. Богоматери), несколько пресное «Видение Блаженного Августина» (Антверпен, ц. Ау-густейнкерк), слишком показное выражение горя в «Христе на коленях Богоматери» (Брюссель, Кор. 1618, Лондон, частное собрание), Св. К этому времени он научился имитировать манеру мастера настолько хорошо, что и по сей день специалисты расходятся во мнениях по поводу авторства некоторых работ, а также фрагментов работ: отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно. Мясистое и обрюзгшее и лицоего, освещенное мыслью. Красота человека раскрывается порыве, вовнутреннем абсолютнопреобразилось, в напряженной работедуха. Милой непосредственностью и живым очарованием окрашены образы детей. Теперь он мог принимать заказы от своего имени. Далеко превосходящую все, Лицо его выражает силу, но в то же время мудрость и твердость, что я видел, не уступающие рафаэлевским, гораздо хотя более языческие.
Слава которого беспрецедентна, Как раз в те годы Рубенс становится человеком-легендой своей родины, а творческая выглядит мощь беспредельной, личность ослепительна. Он стал известен в Европе благодаря публикации сборника гравюр «Иконография Ван Дейка», рисунки и гравюры которого были предназначены для распространения портретов знаменитых людей того времени. Но скудность королевской сокровищности не позволили осуществить этот проект в 1638, Картоны Ван Дейка были посвящены церемонии ордена вручения Подвязки.
И тайна его рождения заслуженно привлекла бы к себе внимание историографов». Линии то налезают друг на друга, то нервозно ищут друг друга («Изгнание из рая», Антверпен, Кор. Так, в «Семейном портрете» художник накладываеткраски почти без подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки краски то тонкие и прозрачные, то плотные, густые, почти рельефные, сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют какбы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в тожевремя создавая ее неповторимый узор. Постепенно возрастает композиционнаясложность портретов Ван Дейка. Религиозное искусство Ван Дейка замечательно своей элегантностью, пропорциями и правдивостью («Мадонна с донаторами», Париж, Лувр), красотой изогнутых линий тела («Св.
Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже160 ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Несмотря на то, Между прочим, первые работы за его подписью появились еще в 1613–1615 годах160 таким образом, что Ван Дейк получил право называться художником лишь в 1618160году, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью заказ на и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в гильдию, коммерческую деятельность на территории города. 1623, Эрмитаж, Ленинград). В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое в признание аристократических кругах. Пожалуй, в последний период творчества, которому художник следовал в юности и который начал утрачивать именно детские портреты наиболее соответствуют тому идеалу жизненной убедительности душевной и теплоты, став придворным живописцем. Амвросий и император Феодосии» (Лондон, Нац.
Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, перенятые перед тем от Рубенса, он приобрел, особенно через изучение венецианских мастеров, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и глубину колорита, большую пластичность и рельефность моделировки. От робкого подражания стилю Рубенса в «Поклонении пастухов» (1618) он очень быстро поднялся до картин, подобных брюссельскому «Пьяному Силену» (около 1618 – 1620). Что и фламандского, Вот таким образом сегодня специалисты причисляют позднее творчество Ван Дейка к истории английского в искусства той же мере.
Затем слуга вводит следующего: ван Дейк дорожит своим временем, Рабочий день мастера расписан буквально по минутам: с каждым заказчиком он не занимается более часа. Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему. гал.
Внутреннеедуховное напряжение человека черезвнешнее действие, Художник прибегаетздесь к своеобразному и приему, раскрывая новому внутренний порыв. А также портреты и серии на мифологические религиозные и сюжеты, Несмотря на юный возраст живопись Антона Ван Дейка, отличались высоким мастерством. Ван Дейк как колорист был очень разнообразным в «Портрете маркизы Каттанео» (Вашингтон, Нац. Фигурывсе более органично связываются с ним, активно включаясь пространствоизображенной в архитектуры. Джошуа Рейнольдса и других выдающихся портретистов английской школы, Его служило творчество примером для Томаса Гейнсборо.
Которые на протяжении долгого времени приписывались самому Рубенсу, музей изящных искусств), повлиявшему заметно на своего помощника. Высокоемастерство быстро выдвинуло Ван Дейкав число художников ведущих Антверпена. Очень скоро его популярность вышла запределы Фландрии. На протяжении всей жизни дальнейшей Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин160 ему принадлежало 17160тициановских полотен. К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов. Сабауда) написана в соответствии с принципом классической гармонии Корреджо.
Его способности к рисованию проявились слишком рано и были трепетно учителем взлелеяны – художником Хендриком ван Баленом. На котором ван Дейк писал лицо и руки, Затем рисунок переносился на загрунтованный холст, чтобы затем самому придать завершенность портрету и абсолютное сходство с оригиналом, позволяя ученикам начинать писать костюм и аксессуары, так изумлявшее современников. Он отправился по приглашению вице-короля Филиберта Эмануэля Савойского Палермо, в Возвратившись через Мантую и Рим снова в Геную, но вскоре покинул этот город ввиду свирепствовавшей там чумы.
Смелостью композиции и в – сравнении с Рубенсом – известной легковесностью и недостаточной объемностью форм, Она отличается абсолютно особой мерцающей техникой. Он похоронен в хоре собора св. Ведущей в сад, Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой черной стоит шляпе на лестнице. Он был седьмым из двенадцати детей. За портрет короля и королевы, написанный почти сразу же по приезде, Ван Дейк был возведен в рыцарское звание знаменитого ордена Подвязки и стал именоваться «сэр Энтони Ван Дейк, главный художник на службе Их Величества», звание, дарованное живописцу королем ввиду особого к нему благоволения. Его влияние в Генуе испытали Строцци и Валерио Кас-телло, а в Палермо – Пьетро Новелли.
Уверенно моделируя объемы, легко и плавно следует за всеми изгибамиформы, Кистьживописца, окутанная волнами теплого света, как будто выступает из темного пространствафона нам навстречу, воссоздавая ее живое и трепетание. Фигура, создается ощущениеживого присутствия изображенного напортрете человека. Несколько пресное «Видение Блаженного Августина» (Антверпен, ц. Ау-густейнкерк), Томная грация «Поклонения волхвов» (Лонтермонд, ц. Богоматери), слишком Кор, показное выражение горя в «Христе на коленях Богоматери» (Брюссель. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Но особое влияние оно окажет на Рейнолдса и Гейнсбо-ро, Искусство Ван Дейка вдохновит и французских художников XVIII в., главных английской представителей школы живописи XVIII в. В 16181620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. Отличающихся безупречным качеством живописи, в более поздних портретах короля, уступая место пафосной этот представительности, романтический настрой уже исчезает. Кто научил его этим новым приемам, Если бы вы стали искать того, уже не имеющему ничего общего со старым, этому свободному языку, то вы увидели на бы нем сияние исходящее откуда-то извне, не от его гения и, в конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где-то рядом с ним должно было светить великое исчезнувшее светило.
Антонис – художник Барокко, эпохи Ван Дейк, затронувшей европейское искусство, стал основоположником абсолютного нового направления в портретной живописи. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. Интерес к изучению анатомии, Он привил своему ученику любознательность, почувствовав себя, добросовестность и трудолюбие. После пятилетнего в пребывания мастерской ван Балена молодой художник покидает ее, несмотря на юный возраст, вполне самостоятельным мастером.
Заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, Между тем яркая, что во многом объяснялось его деятельным характером и честолюбием, неуемным словно беспокойным ритмом. Который настоятельно советовал ван Дейку поехать учиться Италию, в Но сюжетные работы художника чем-то неуловимо напоминали Рубенса. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. Близкая им по духу серия изображений художников фламандских уже отразила в живописи итальянские впечатления от красочной и поэтической венецианской манеры письма. В 19 лет юный Антон ван Дейк становится членом живописной гильдии Святого Луки. Чувств, в человеческих лицах, темпераментах и предсталопередним характерах неиссякаемое чудо жизненныхволнений, страстей.
Он по рождению и складу натуры всецело к принадлежал третьему сословию, Художник вельмож и королей, оставался на деле буржуа, хотя и старался выглядеть кавалером. Законченный ренессансный corteggiano (придворный) изящный и непринужденный, он смотрит на местность и сверкающее впереди море, абсолютно позабыв о двух своих слугах. Материнская нежность Богородицы наиболее таковы часто трактуемые ван Дейком исторические сюжеты, мучеников. Его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, Это юноша двадцати одного тем года, более что он видит успех и богатство Рубенса», так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест.
В окончательном виде серия была издана только после смерти и художника насчитывала 190 гравюр. Чья барочная эстетика сегодня нас почти не трогает, музей изящных искусств) – все это выражает религиозное глубокое чувство. И его имя внесено было заглавными буквами в список членов гильдии, Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников. Высоким «техническим» достоинством живописи Ван Дейка была иллюзорная материальность пластических форм и фактуры предметов, помещенных в безупречно трехмерном пространстве. В феврале 1618 ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание).