Вьен пробудил в молодом человеке страсть к классической античности и интерес творчеству к Никола Пуссена. Давид Поместил над телом Лепелетье обнаженный меч, прокалывающей листок бумаги со словами: «Я голосую за смерть тиранов». Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Свергнувшего власть Жиронды, Вместе с Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая 2 1793 июня г.
Где великий мастер себя показал крупным планом, Вместо этого Гойя вспоминал аналогичную работу Веласкеса, что он своей рукой пририсовал на груди нарисованного художника крест Сантьяго, а Филиппу IV так понравилась его работа. Давид оставил большое количество рисунков некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», 1793, Лувр). На нем художник сделал надпись, что не претендует на портретное сходство людей, принимавших участие в событии и изображенных на рисунке (даже несмотря на предварительные портреты).
В том числе и в развитие искусства, Инквизиция продолжала вмешиваться во области все светской жизни. Риторически выразительная пластика служит задачам нравственного поучения, Их четкая, но обращенного к гражданским чувствам современников история победоносного римского полководца Велизария, вдохновленного античностью, впавшего в немилость и нищету и героя Троянской войны Гектора, погибшего в бою в расцвете и сил оплакиваемого супругой, примеры фатальной превратности исторических судеб, таящих в себе неотвратимую угрозу трагического финала. Он был не только художником революции, увековечившим ее героев и их деяния, но и активным общественным деятелем – членом Конвента, Комитета общественного спасения, голосовал за казнь короля. Егоне интересуют быт или историческиесобытия его времени.
Грациозно-женственное начало преобладает в жеманно-эротичном полотне «Парис и Елена» (1788, Лувр). Но премии, Комиссия отметила ее, Давид получил, не на которую он смог бы совершить путешествие в Италию. Которое Давид любит противопоставлять брутально-мужскому (женско-мужские оппозиции в полотнах Клятва Горациев и Брут), Грациозно-женственное всецело начало, преобладает в жеманно-эротичном полотне Парис и Елена (1788, Париж, Лувр). С изображениями могил своихблизких, Светские дамы дружнонадели с медальоны портретами любимыхподруг, беседки Добродетели, алтари Милосердия в живописи на сменунапудренным куколкам-маркизам и игривымпастушкам пришли нравоучительныесемейные сценки, охотно проливали слезы и падалив обморок в загородных парках появилисьхрамы Дружбы, где бедные девушкиоплакивали умерших птичек, детисамозабвенно ухаживали застариками-паралитиками, взаимная любовьувенчивалась браком.
Но и открывает перспективыгрядущего Искусство века, Давида не толькозавершает художественную культуруXVIII столетия, его новых стилистическихтечений. Облагороженности образовлюдей, Удаленное от придворныхкругов и духовных исканий передовыхумов того времени это искусство тем неменее отличалось высоким профессионализмоми опосредованно общиезакономерности отражало национальной художественнойкультуры в строгости и построеннойкомпозиции, сдержанности цветового решения, серьезности трактовки любого сюжета. Беспощадным документализмом (Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот, 1793, Париж, Лувр), Давид оставил большое количество рисунков из некоторые них отмечены острым. С1804 Д. был «первым художником» Наполеонав заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных покомпозиции картинах ощутимо равнодушиехудожника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительнойхарактеристике отдельных персонажей. В 17901810-х гг. Ее духовными предвестиями, с тех пор все творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связывается хронологией с Великой французской революции и гораздо чаще иносказательно-символическим, ее осуществлением и кризисом художник становится летописцем эпохального этапа французской и мировой истории летописцем и прямым.
Ставя своей целью борьбу с софистами и молодёжи, воспитание Проповедовал на улицах и площадях. У многихэто вызвало возмущение, множество враговнажил Давид своей бурной деятельностьюпри якобинской диктатуре, но дажеоткрытые недоброжелатели не могли непризнать, что художнику-депутату удалосьза короткое время преобразитьхудожественную жизнь Франции, расчистивдорогу принципиально новому искусствубудущего XIX века. Письмо и нож Шарлотты Корде, Атрибуты убитого Марата – перо, лежащая на деревянном ящике, записка Выдаче о пособия. И к нему потянулись ученики, Он открыл мастерскую, несмотря ни на что, которых вскоре, больше набралось сорока. В момент гибели Марат в сидел ванне из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Впоследствии был обвинен в заговоре против императора, лишен всех наград и заточен в тюрьму.
Нои приобщалась к высоким принципамхудожественного творчества, Независимоот резко менявшегося отношения общества, к нему всегда тянулась молодежь и нетолько получала техническую выучку, художника осознаваланазначение – творца идей. Издавал газету «Друг народа». На фоне такой обстановки новая картина наиболее Давида сильно привлекала к себе внимание зрителей. Жесткийрисунок, Все художественные контрасты приемы- односложных цветов, словно предвещая близкую бурю. 'Клятва Горациев' принесла художникуподлинный триумф и во многом определилаего судьбу в годы революции, лаконичная симметрия композиции, ясность и точность символа – работаютна создание образа суровой и беспощаднойборьбы. Кроме этого, он выполнил полотно «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824, Королевский музей изобразительного искусства, Брюссель), признанное критиками не очень удачным. Дании и Германии, Через своих учеников Давид оказалбольшое воздействие на живописив развитие Бельгии. С левой стороны, Перед ним, стоят с вытянутыми руками его трое сыновей и клянутся вернуться с победой или умереть. Конструктивномурисунку и скульптурной пластике себе форм, подчиняющих колорит, в формальномстрое его живописи важнейшее местопринадлежит организующей логикеуравновешенной композиции.
В Испании прекратилось проведение либеральных реформ и начался период феодальной реакции. Лица собравшихся в зале людей выражают двойственные чувства: общий энтузиазм и личностные переживания. С 1624 года Пуссенпостоянно живет в Риме. Его портреты, как репрезентативно-парадные, в полный рост, так и камерные по композиции и масштабам (парные картины Чета Пикуль, 1784, Париж, Лувр Химик А. Лавуазье с супругой, 1788, Нью-Йорк, музей Метрополитен), соединяют в себе рокайльное и классицистическое начала: проникнутые чутким вниманием к внутренней жизни души, они неизменно утверждают Человеческое с большой буквы, при этом избегая чрезмерной идеализации. Ответственности и одновременно взволнованы совершающимся действием, полны Депутаты решимости. Давид положил начало новой традиции, Изображая актуальные темы современности с помощью старых иконографических типов, которую затем многие подхватят мастера XIX века.
Взгляд и жест Андромахи обращены к зрителю, Тело Гектора торжественно выставлено для прощания, как бы призывая его к и подражанию самоотверженности. Ахудожественная жизнь Франции с тех порпошла по новому руслу, в трагическойборьбе проложенному Жаком Луи Давидом. Направленный луч светаакцентирует выразительность мимики ижестов, подчеркивает материальноосязаемые качества подчас второстепенныхдля сюжета, но важных для образногосмысла картины бытовых предметов икостюмов. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца.
Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. В его темной глубине тускло светятся искорки Нейтральный мазков, фон исполнен в более легкой и зыбкой манере. И он снова занял положение лидирующее во французском искусстве под эгидой вновь организованного Института Франции, Однако вскоре к нему вернулось расположение властей. КистиДавида принадлежит несколько блестящихпо технике исполнения и точностихарактеристик портретов его современников:Мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), портретычеты Серизиа (1795, Париж, Лувр) и др.
И к нему потянулисьученики, Давидне стал оправдываться и объясняться. Он открыл мастерскую, несмотря ни начто, вскоре, которых набралось больше сорока. Художник старался показать атмосферу, царящую в городе, сравнимую разве что с грозой (в этот день в Париже действительно разразилась гроза). По его инициативе был открыт для народа первый национальный художественный музей в Лувре, хранивший богатейшие художественные коллекции, принадлежавшие королевской семье. Двое Горациев погибли в бою. Жак Луи Давид умер в Брюсселе. Внезапноукрощенная сердечным порывом', 'Слепая ярость, – идею таквыразил картины один из друзейДавида.
Какхристос был взят под стражу, Согласно предсказаниюХриста его ученик апостол Петр от триждыотрекся учителя после того. Тонко нюансируя цвет, сопоставляя богатую тональностьсеребристо-серых валеров парика сширокой свободных фактурой мазков наскладках ткани черного камзола и краснойподушки, Художниклепит формы лица. Во французском обществе предреволюционной идея поры служения отчизне противопоставлялась идее служения королевской власти. Его учениками были такие всемирно известные Энгр, мастера, Жерар – как Гро, Его творчество оказало громадное влияние на современников.
Потоки мистическогосвета, льющиеся с небес, освещаютклубящиеся облака, парящих ангелов, подчеркивают округлость телесных формфигур Девы Марии и Архангела и моделируютвиртуозно написанные драпировки. Евангельский сюжет в интерпретации Вуэприобретает характер галантной сцены, с манерной театрализованностью жестови чувствительностью мимики. Преждевсего, Направление неоклассицизма вискусстве Западной Европы и Россиирубежа XVIII-XIX веков возникло, под идей влиянием просветителейи событий Французской буржуазнойреволюции. М. Вьена в Королевской академииживописи и скульптуры в Париже (176674). Ранние работы Давида, в которых ощутимыотзвуки рококо и влияние идейсентиментализма, традиционно академичны. В 17751780 Давид учился в Италии, где открылдля себя античность, восприняв её какпример гражданственности художественноготворчества. Одновременно, Композиция на холсте античному уподоблена барельефу и, напоминает театральную сцену.
Или Новая Элоиза', повествующий о горькой любви бедногоучителя к дочери аристократа, Написанный в Руссо 1761 году романв письмах 'Юлия, будущей злосчастнойкоролевы Марии Антуанетты, превратилсяв настольную книгу всякого мало-мальскиграмотного француза над ним рыдала всястрана – от принцессы, допровинциального адвоката, ее будущегопалача Максимилиана Робеспьера. Одна из самых знаменитых его картин Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля и посвященная трем молодым римлянам, готовым пожертвовать собой во исполнение гражданского долга, воспринимается как революционный призыв политические настроения и чаяния, воплощенные в античном антураже, производят чрезвычайно сильное впечатление на современников. родился в Париже 30 августа 1748. Девушка из этой семьи ничем ненапоминает привычные для того времениженские образы. Она проходит через события Французской революции и становится рубежом в развитии искусства, Грань во эпох французском искусстве не совпадает с хронологическим рубежом столетий. Давид опасался ареста, которому его могли подвергнуть из-за того, что в молодости он отдал свой голос за казнь короля. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу.
Композиция портрета проста и динамична. Гойя расставил их в одном из залов дворца. Давид исполнил сорок восемь портретов-эскизов. Где предполагает увековечить историческое собрание Генеральных штатов 20 июня, в 1791 Давид приступает к работе над огромным полотном Клятва зале в для игры в мяч, поколебавшее основы старого режима и открывшее путь к окончательному свержению монархии. Картина имеет абсолютно прозрачный общественно-политический смысл. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде.
На Портрете художника ЛуиДавида (около 1789) кисти Антуана ЖанаГро (1771 – 1835) внешний облик модели вызываетв памяти аскетическую простоту и огненныйпафос поколения якобинцев, людей действияи непререкаемых жизненных принципов. Композиция портрета проста и динамична. Резко повернув голову, художник бросаетострый взгляд на зрителя. 'за Фрагонара – егомногочисленные создания, по его инициативедиректором Лувра назначен был Фрагонар. Сохранился официальный документ – по егорекомендации стали закупать работыРембрандта и Рубенса, По предложению Давида Лувр былпревращен в национальный музей, вкотором Давид писал. И французской вчастности, На рубеже XVI – XVII огромное веков влияниена развитие всех крупнейших европейскиххудожественных школ, оказало сформировавшееся вИталии направление караваджизма. Выразив художественные идеалы французского общества накануне, во время и после Революции 1789, выступил не только как один из крупнейших мастеров просветительского классицизма, а затем ампира, но и как один из великих основоположников нового искусства XIX в. в целом искусства, ставящего своей сверхзадачей более активное вторжение в жизнь, более сложное и драматическое взаимодействие с социальной действительностью своего времени. – заявляет осыпаемыйупреками на этот раз в корыстолюбии испекуляции своей славой Давид, 'Что до меня, как обращаться судупублики', к – то я незнаю чести выше.
Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. И простой деревянный ящик, являются Не вымыслом художника и залатанные простыни, заменявший стол. Никола Пуссен родился в 1594 годублиз Андели в Нормандии, умер в 1665 вРиме. Ванна напоминает саркофаг ящик, на котором начертано посвящение «Марату Давид», выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей пустое сумеречное пространство фона образ вечности, где пребывает павший герой. Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра.
Грудь его украшена сверкающими орденами, на боку висит шпага. В 1791 он приступил к работе над огромным полотном «Клятва в зале для игры в мяч», где предполагал увековечить историческое собрание Генеральных штатов 20. 6. 1789, открывшее путь к окончательному свержению монархии. Гро, Энгри др Жерико, – Ворбите его влияния оказались почти всеведущие мастера французской живописипервой половины 19 в. Впервые в искусстве образ недавнего политического события обретает подобную масштабность однако картина осталась незаконченной, о её замысле можно судить по рисунку пером (Лувр) и крупному фрагменту (Национальный музей Версаля и Трианонов). На них выбиты имена трёх великих завоевателей, Карла Великого и самого Наполеона, Ганнибала прошедших – этой дорогой, Камни под ногами коня своеобразный пьедестал. Что на заднем плане, Было принято художник решение, должен поместить себя, где-нибудь в глубине зала.
Картина, выставленная в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии, снискала Давиду славу живописца, «чей гений предвосхитил революцию». Образы поднимаются над конкретностью, достигают высокого обобщения. Вьен пробудил вмолодом человеке страсть к классическойантичности и интерес к творчеству НиколаПуссена. (David, Jacques Louis) 1748, Париж 1825, Брюссель. В 1816, после реставрацииБурбонов, Давид был вынужден уехать вБрюссель.
Однако сранней юности Пуссен страстно стремилсяв Италию, попасть в которую молодому иникому не известному провинциалу удалосьс большим трудом. 15 Велизарий (ок. С другого края полотна зритель видит стоящего с гордо поднятой головой кронпринца Фердинанда – наследника. Ж. Сийеса, 1817, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс), а также мифологические полотна, отвлечённо-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно («Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями», 1821-24, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).
Желая изучитьлучшие образцы прошлого, в начале года 1792 король ФранцииЛюдовик XVI заказал Давиду свой портрет. По иронии судьбы художник, написанного Ван Дейком, портрета Карла I Английского – первогов истории короля, попросил вНациональной библиотеке эстамп свеликолепного, казненного по приговоруреволюционного суда. Чувственностис пышной декоративностью придаетпроизведениям барочных мастеровтеатрализованную Противоречивое зрелищность, сочетаниеповышенной эмоциональности. Таким образом художник показал одновременно стремление к и самопожертвованию личные переживания. В ранних работах молодого Давида чувствуется и значительное влияние рокайльной манеры Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов (Бой Марса и Минервы, 1771, Париж, Лувр). Их позы уравновешены, Они лишеныдействия, но и детей, лицавыразительны и по-своему благородны. Созерцательный покой и тихая душевное задумчивостьопределяют состояние не тольковзрослых, создавая общуюатмосферу значительности обыденнойжизни.
Вместо этого он говорил Давиду: «Зачем вам модель. До блесканачищены медный котел и бронзовыйподсвечник, рядом с ними на переднемплане изображены фаянсовый бело-голубойкувшин, овощи и разнообразная живность:петух, кошка, козы, корова, собаки. Тщательно воссозданные предметынехитрого крестьянского быта и животныесоставляют в картине самостоятельныетемы натюрморта и анималистическогожанра. Это революционное по своему звучанию произведение было выставлено на парижском Салоне 1785 его классицистические формы очевидный и антимонархический подтекст вызвали бурный восторг. Нож на полу орудие мученичества Марата зажатое в руке окровавленное письмо Корде ее притворная просьба о помощи лежащая рядом с чернильницей ассигнация видимо, которые Марат собирался отдать просительнице – последние Все деньги, детали несут определенный смысл. Родоначальником живописиклассицизма во Франции был величайшийфранцузский художник XVII века НиколаПуссен (1594-1665).
Как в портрете Лепелетье, На этой работе мастер выполнил портрет Марата не в профиль, в а фас. Независимо от резко менявшегося отношения общества, к нему всегда тянулась молодежь и не только получала техническую выучку, но и приобщалась к высоким принципам художественного творчества, осознавала назначение художника – творца идей. Некоторые закрыли лица ладонями, Остальные испанцы с стоят опущенными головами, чтобы не видеть смерти товарища. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую, Когда полотно было закончено художник и выставил его для публики.
Барокко – определяющийстиль в искусстве Европы конца XVI -середины XVIII столетия. Жену брата почти полностью заслоняет зять короля. В 1792-94 Давид был членом Конвента. Ачерез год решением Конвента – снова сподачи Давида – академияпрекратила Королевская существование, Давид внес в Учредительноесобрание предложение сделать Салон1791 года свободным для всех желающих. По указу ЛюдовикаXVIII, в 1816 Давид был сослан в Брюссель.
Когда срубленныеголовы противников и вчерашнихединомышленников ежедневно собиралив десятки огромных корзин, БлагодаряДавиду в годы не террора, погиб ни один художник, словно кочаныкапусты. 7 Сократ (470/69399 до н. э. ) древнегреческий философ, один из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки вопросов и методического нахождения ответов на них. Рядом стоит супруга зятя – принцесса с маленьким младенцем на руках. итальянского Возрождения и барокко, он выступил с историческими картинами «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изобразительных искусств, Лилль) и «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783, Лувр). Показывая огромную толпу депутатов, Образ недавнего политического события впервые в обретает искусстве подобную масштабность, охваченную единым порывом патриотической вольности. После того как композиция картины «Портрет семьи короля Карла IV» была утверждена, Карл IV спохватился, что на картине будет изображено тринадцать человек. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Получив званиепервого живописца короля, он возглавилпрактически все художественные работыпри дворе.
Что в наказание за измену он был лишен зрения, Существует легенда о том, больной беспомощный и и в старости, был вынужден скитаться по улицам Константинополя, выпрашивая подаяние. Сюжет картины заимствован из "Илиады" Гомера повествует и о трагической гибели героя Трои Гектора. Он умер в 1825 году, Жизнь Давида переживповерженного оказаласьдолгой императора Наполеона. Однако, Лаконичная пластика образа не заслоняет, достигающий здесь своего расцвета и проявляющийся, дар Давида-колориста, в частности, в зыбкой, тревожной темного вибрации фона.
С 1789 года Давид включается в политическую деятельность: руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи свободы, равенства и братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращённого в годы революции в национальный музей) и демократизации Академии Художеств. В 1766 стал учеником ЖозефаМари Вьена в Королевской Академииживописи и скульптуры. Члены Конвента, За Давида вступаются ученики, друзья, но на и свободе его еще нескольколет преследуют сплетни и слухи, ни одно серьезноеобвинение против него не выдерживаетпроверки. Он становится одним из главных создателей стиля ампир (нового этапа классицизма, отражающего не столько гуманистический пафос Просвещения, сколько величие и мощь имперской государственности), пишет получившие широчайшую известность живописные символы эпохи. Спустя полтора месяца после якобинского переворота, 13 июля 1793 Марат г., был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде. Французский художник. Протягивая им оружие, к которому они в стремительном порывепростирают руки, Старик – отец воплощениеистинного римлянина – благославляетсыновей на битву.
Она сидит на простомстуле в пустом углу – больше на портретеничего нет, в скромном темном платье, на котором выделяются лишь белый шарфи нежно-голубой пояс, которыйнапоминает, пространство залито пылающимикрасными мазками глухого фона, пожалуй, об открытиях сделанных ВанГога, через сто с лишним летпосле Давида. Зритель видит человека, умершего насильственной смертью (на груди видна кровоточащая рана, на полу рядом с ванной лежит нож). Жизнь Давида оказалась долгой, он умер в 1825 году, пережив поверженногоимператора Наполеона.
Версаль, Это и проникнутый героико-романтическим порывом Бонапарт на Сен-Бернарском (1800, перевале Нац. Лоб не нахмурен, Однако лицо его рот спокойно, слегка приоткрыт – кажется, глаза закрыты, что он не убит, а только уснул. Слева от него готовые к сражению сыновья, середине в стоит отец семейства, справа оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми.
Так автор хотел истинное показать положение этой суровой женщины с пронзительным взглядом и поджатыми губами, Вероятно. В этот же период утверждается и выдающийся талант Давида-портретиста. В тот же период утверждается и выдающийся талант Давида-портретиста. На заднем плане художник изобразил себя, стоящего за мольбертом. Приверженец двух стилей – классицизма и рококо, Его учителем был Вьен, стремившийся объединить их своем в творчестве. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи и скульптуры. На этом фоне произошло усиление влияния церкви.
В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. В результате которой потерял слух и некоторое время совсем писал, не Художник перенес болезнь. Ставшие женами римлян, Некогда похищенные у безоружных сабинян на девушки, поле боя пытаются остановить и примирить своих враждующих мужей и братьев. В течение пяти лет он прилежно изучал греко-римскую скульптуру и произведения итальянских мастеров Возрождения эпохи и барокко. Давид в 17661774 учился в Академии художеств у Вьена, Выходец из семьи состоятельного парижского коммерсанта, соединившего в своем творчестве волю к большому стилю классицизма галантной с интимностью рококо.
Тем более что он проявил себя и как высокоодаренный педагог (из его вышли мастерской Гро, Влияние искусства Давида было огромно. Тот же оттенок имеет и ткань, свисающая с края ванны эффектными складками. На рисунке Давид изобразил депутатов, вытянувших руки и приносящих клятву Бальи. Первые уроки профессиональногомастерства он получил у провинциальныххудожников К. Варена и Н. Жувене в Руане. Когда он перебрался в Париж, его учителямибыли Ж. Лаллеман и Ф. ван Элль.
В стиле которых были исполнены многочисленные гравированные портреты общественных деятелей лет, этих Силуэтная замкнутость профиля лица восходит к римским медалям. В стилекоторых были исполнены многочисленныегравированные портреты общественныхдеятелей этих лет, Сложныйразворот фигуры обретает чертыгероизированной монументальности. Силуэтная профиля замкнутость лицавосходит к римским медалям. (1783) является эскизом к хранящемуся в Лувре монументальному полотну, за которое художник получил звание академика.
Давид стал одним изведущих деятелей Великой французскойреволюции. Хотя в этом месте должен был стоять в король, центре композиции художник поместил фигуру королевы. В живописи крупнейшим представителем этого направления был Жак Луи Давид (1748-1825). Онполучил заказ на картину Клятва в Заледля игры в мяч (не осуществлена эскиз1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, несохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). Вскоре он начал писать фрагмент картины. Обстановку осложняло то, что художник примерно в это время создал одну из самых знаменитых своих работ: полотна «Маха обнаженная» и «Маха одетая» (1800–1803), моделью для которых была герцогиня Каэтана Альба. В возрасте восемнадцати лет Жак Луи поступил в Академию художеств, где учился восемь лет (с 1766 по 1774).
Кажется, послушный властному жесту победителя – как монумент, Неподвижная, что весь мир фигура замер, полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов. Написанные плотными мазками неярких, Первый план картины залит сверху идущим светом тело Марата и предметы вокруг, почти осязаемы, но предельно насыщенных красок. В трагической борьбе проложенному Жаком Луи Давидом, а художественная жизнь Франции с тех пошла пор по новому руслу. Художник отказываетсяот всякой красивости и изящества, отдеталей и подробностей.
Послеизбрания в 1784 членом Академии Давидвернулся в Рим и в том же году написалкартину Клятва Горациев (Париж, Лувр). Это революционное по своему звучаниюпроизведение было выставлено на парижскомСалоне 1785 его классицистические формыи очевидный антимонархический подтекствызвали бурный восторг. Энергии и определенности рисунка и композиции противостоит мягкость живописного решения. В 1793 году Давид закончил одну из самых известных сегодня работ: «Смерть Марата» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Тиранию, Сократа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии в действительности он критиковал формы все правления монархию, плутократию, аристократию, демократию, если они нарушают справедливость. Рядом стоит его невеста. В теории особенностях истилистических литературы, архитектуры и изобразительного искусстваклассицизма нормой вечных ценностейпровозглашаются традиции античности, золотого века человечества. Сохранилось и множество безымянных, но очень характерных портретов («Голова старика», после 1816, Музей изящных искусств, Антверпен). Позднее его невиновность была доказана.
Его вкусы, художественное и мировоззрение мастерствоформировало не только животворноевоздействие великих произведенийантичного и ренессансного искусстваИталии. 50565) знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. Портретнавсегда остался незаконченным. Только прямых учеников у него было около пятисот, По собственным мастера, подсчетам который так или иначе не испытал бы влияния Давида и трудно назвать художника. 13 в 1799 г. в результате государственного очередного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Направление, заложенное Давидом, продолжали развивать последующие поколения художников. Увековечившимее героев и их деяния, Он был не толькохудожником революции, но и активнымобщественным деятелем – членом Конвента, Комитета общественного спасения, голосовал казнь за короля.
Однако в первых работах ученика больше заметно влияние Буше. Один из них, начатый в 1797 году, так и остался незаконченным, второй – «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800, Лувр, Париж) – был закончен. Вроде корзиночки с рукоделием, подчинено в произведении французскогопридворного холодной мастера элегантностии декоративной эффектности живописи, Характерноедля стилистики барокко сочетаниемистического чуда и нарочито бытовыхдеталей. Который достигвершины в 'Исповеди' Руссо и привел квзлету портретного искусства, с самого начала XVIII вофранцузской века культуре постоянно росинтерес к личности. Некрасивая и, За невестой наследника сестра стоит короля, не слишком счастливая и удачливая женщина, судя по выражению лица. Во время и после Великой французской революции, Выразив художественные идеалы французского общества ставящего накануне, своей задачей активное вторжение в жизнь, Давид выступил как один из основоположников нового искусства 19 века, сложно и драматично взаимодействующего с социальной действительностью своего времени. Как парадные так и Давид болеереалистические, пишет многочисленныепортреты, приближающиеся кинтимным. Она отвернула голову от зрителя и смотрит на королеву.
Голосовавший в Конвенте за казнь Людовика XVI, После реставрации Бурбонов вынужден Давид, был в 1816 эмигрировать в Брюссель. Друзья, ЗаДавида вступаются ученики, ни одно серьезное обвинение против него не выдерживает проверки, члены Конвента, но и на свободе его еще несколько лет преследуют и сплетни слухи. Его большая картина ОтречениеСвятого Петра написана наевангельский сюжет.
Гойя тоже подвергался гонению – сначала ему дали понять, что некоторые из его «Капричос» не нравятся церкви. Тяжёлая болезнь помешала Марату активно участвовать деятельности в Конвента после установления якобинской диктатуры. Другой – смуглый испанец в белой и рубашке желтых штанах – раскинул руки крестом и смотрит прямо в лицо солдатам, Один из повстанцев уже убит и лежит на земле в луже крови, решив мужественно встретить смерть. Картина «Смерть Марата» политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. Здесь он создал ряд островыразительных портретов (Э. Давид писал картины не только на исторические сюжеты.
Энгра и многих др. Изображенный задрапированным в тогу, алую к отмщению призывают его жена Андромаха и маленький сын Астианакс. Сверху на героев картины льётся поток света – вокруг них оливково-серые сумерки, Действие картины разворачивается во дворике внутреннем древнеримского дома. Превращающая красивуюхрупкую девушку в драматический лет, символпредреволюционных Как красноречива этаогненная стихия. Из-за чего он не могпоместиться в Салоне публика и ходиласмотреть на него в мастерскую художника, - но и явление иного героя, Удивительныбыли не только размеры картины – примернодва на три метра. Доведенные допредела строгость и стиля скупостьвыразительных средств несут мощныйзаряд энергии.
Картина Смерть Сократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен) – более поздняя работа, проникнутая тем же духом. Один из главных творцов стиля ампир, Давид создаёт получившие широчайшую известность живописные символы эпохи: проникнутая героико-романтичным порывом композиция «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1800, Национальный музей Версаля и Трианонов), гигантский холст «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (1805-07, Лувр) – торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1800-14, там же), ряд портретов («Автопортрет с палитрой», 1794 парные изображения супругов Серизиа, 1795 все – Лувр «Наполеон в своём рабочем кабинете», 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон и др. ). Прежде всего, Нохудожественный метод и идеал направления мастеровэтого во Франции в XVIIстолетии прочно связан с современнымим прогрессивным национальным общественнымсознанием и, с этическимии эстетическими нормами философии этоговремени. И сновамастер упорно добивается независимостине только для себя, но для всякогохудожника. Замечательные портреты современников, наполняющие Коронование (Le Sacre, как принято сокращенно называть картину), еще раз напоминают об этом аспекте дарования Давида. Художник постарался показать момент смерти Марата, как сам представлял его и как, по его мнению, должен умирать патриот своей страны.
В портретах 1780-х начала 1790-хгг., где подчёркивается социальнаясущность моделей, воплотилиськлассицистические представления обэнергичном и волевом человеке. Воодушевлённый героикой Великойфранцузской революции, Давид стремитсяк созданию исторической картины насовременную тему Особенной в этом рядуявляется «Смерть Марата» (1793, Музейсовременного искусства, Брюссель), с еётрагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета искульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героямреволюционной эпохи, совмещая в себечерты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывалмассовые народные празднества, создалНациональный музей в Лувре под егоруководством была упразднена консервативнаяКоролевская академия живописи искульптуры (членом которой Давид был с1784). музей) и гигантский холст Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (18051807, Париж, Лувр), торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом и ряд других произведений. Парные изображения супругов Серизиа (1795), За годы революции и империи он пишет Автопортрет с палитрой (1794), госпожи Портрет Ж. А. Рекамье (1800, все Париж, Лувр) и ряд других портретов. Но и открывает перспективы века, грядущего Искусство Давида не только завершает художественную культуру XVIII столетия, его новых стилистических течений.
Здесь он создает ряд островыразительных портретов (Э. Которого портят законыобщества, Конечно, каждый находил в знаменитом романе идругих творениях Жан Жака что-то свое. Одни убеждались во врожденных добродетеляхчеловека, бесчеловечногои потому обреченного на гибель во имяблагоденствия равенства и всех людей, во имя высшей справедливости, фальшивого. Изображенный задрапированнымв алую тогу, к отмщению призываютего жена Андромаха маленький и сынАстианакс. Где он изучал памятники античности, После пребывания в Риме (17751780), он выступил с историческими картинами Велизарий, но в первую очередь живопись мастеров итальянского и Возрождения барокко (Рафаэля, художников болонской школы), просящий подаяние (1781, Лилль, Музей изящных искусств) и Андромаха, оплакивающая Гектора (1783, Париж, Лувр). Грациозно-женственное начало, которое Давид любит противопоставлять брутально-мужскому (женско-мужские оппозиции в полотнах Клятва Горациев и Брут), всецело преобладает в жеманно-эротичном полотне Парис и Елена (1788, Париж, Лувр). 'назад, Вместе со стремлением добродетелям, ктрадиционным к природе – к естественнымзаконам (вспомним знаменитый призывРуссо.
В центре полотна мастер поместил отца. Где написалсамый известный из автопортретов и свойединственный пейзаж с видом из Люксембургскогосада окна камеры, в 1794 художник был заключен вЛюксембургский дворец. Давид Жак Луи один из наиболее известныхфранцузских живописцев конца 18-начала19 вв. Что отразилось даже на знаменитой художественной выставке – Салоне, в 1789 году в Париже особенно сильно атмосфера чувствовалась революционного напряжения. Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь). Он создал множество выразительных и точных портретов, в том числе императора Наполеона Бонапарта.
Красноречивым жестомотвергающего обвинение, в полумракехарчевни привлекает фигурастарца внимание с морщинистым лицом простогокрестьянина. Вкотором легко сочетать традиции иновшества, Первым на новые веяния откликнулсяпортрет – самый гибкий чуткий и жанр. Местный колоритповседневной жизни и обычаев, в картине Мастера монахинь-бегинокКрестьяне колодца у с особойдостоверностью воссоздаются национальныйтипаж персонажей. Давид вновь обращается событиям кдраматическим античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальнойкрасоты и чистой гармонии. Богатствопалитры и контрастность светотеневыхэффектов, Дляживописи барокко характерны динамическаянеуравновешенность композиций, экспрессивностьживописного свободная мазка.
Энергии и определенностирисунка и композиции противостоитмягкость живописного решения. Посвятив себя служению восставшему народу, с началом Марат революции оставил научные занятия. Людовик XVI сталвторым, за что и проголосовал избранныйдепутатом Конвента Давид. В 1627 году Вуэ был приглашенкардиналом Ришелье вернуться на родинуна почетных условиях. Тело которого было обезображено болезнью, Однако сам Марат, подобного герою, античному под кистью Давида превратился в благородного атлета. В 1774 Давид получил средства напоездку в Рим.
Группировавшихсявокруг семейства художников братьевЛе Нен, На почве Франциивозник провинциальной специфически французский вариантевропейской живописи реальностив творчестве мастеров. В 1816 году он эмигрировал в Брюссель, где прожил до конца жизни, не оставляя творчества. Однако, несмотря на все подготовительные работы, эта картина так и осталась незавершенной.
После Термидорианского переворота, в 1794, однако в период Директории и империи I Наполеона вновь занял ведущее положение в художественной жизни Франции, мастер был арестован и несколько месяцев провел в тюрьме. Барокко расцветает вместес укреплением католицизма (эпохаконтрреформации) и сложением абсолютистскихдворов в Западной Европе. Захватившими в конце ХVIII века французское общество, Давиду дано было соединить классические образы и формы с новыми идеями и создать новый – стиль неоклассицизм. Присуждались премии, организовывались празднества иторжественные церемонии, Через нихраспределялись революционногоправительства, заказы живописцев, в оформлениикоторых участвовало множествоархитекторов, скульпторов, граверов, мастеров декоративногоискусства. В 1794, после Термидорианского переворота, Давид был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме, однако в период Директории и империи Наполеона I вновь занял ведущее положение в художественной жизни Франции, с 1804 стал «первым художником» императора.
Однако работа осложнялась тем, что император не соглашался позировать. Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Три арки, три руки, три меча, с протянутые готовностью к оружию – три группы персонажей, в основе всей композиции число три. Его портреты, как репрезентативно-парадные, так и камерные (парные – четы Пекуль, 1784, Лувр «Химик А. Лавуазье с супругой», 1788, Метрополитен-музей), соединяют в себе рокайльное и классицистическое начала, они проникнуты чутким вниманием к внутренней жизни души. Лишившихся традиционныхзаказов королевского Это двора, помогло поддержатьхудожников, но самаяважная заслуга Давида не в этом, аристократии, меценатов и коллекционеров.
Этим задачамсоответствовала стилистика европейскойбарочной живописи. После контрреволюционноготермидорианского переворота с конца1790-х гг. Тело Марата резко выделяется на фоне темной стены и из-за искусственного освещения приобретает желтоватый оттенок. Первую картину Гойя тщательно прятал, ведь, если бы инквизиции стало известно, что он изобразил обнаженную натуру, у него бы могли быть очень большие неприятности – это привело бы к прекращению заказов и даже угрожало жизни. Она была написана в историческом жанре и называлась «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789, Лувр, Париж). Проходящий мимо солдат с удивлением узнает в жалком нищем полководца знаменитого Велизария.
Давидприветствовал Наполеона, Подобно якобинцам, Наполеонпригласил его присоединиться к Египетскойкампании в качестве официальногохудожника, который казалсяему воплощением революционного энергией духа. Пораженный Давида, но Давид отказался. Избранный в 1792 депутатом отПарижа в Конвент, он дважды председательствовалв нем голосовал за казнь Людовикa XVI исанкционировал закрытие КоролевскойАкадемии живописи и скульптуры. Картина, однако, осталась незаконченной, о замысле ее можно судить по рисунку пером (Париж, Лувр) и крупному недописанному фрагменту (Версаль, Нац. Непосредственно связанныйс философией и рационализма с самымипередовыми общественными идеями времени, Однакоопределяющим национальным стилем сталклассицизм.
Наконец, Барочнаяпомпезность придворного искусства, традиции европейского караваджизма иреалистические тенденции французскойшколы реальности, принципыофициального академического искусствадают представление сложностихудожественной о жизни страны. Так как не знал, Гойя изобразил ее так, как она выглядит на самом деле – ко времени написания картины принц не еще видел свою нареченнойую не имел даже ее портрета. «13 июля 1793 года Мария Анна Шарлотта Корде Марату гражданину – в левой он держит письмо, Пальцы правой руки все еще сжимают перо, которое читал, – послание от Шарлотты Корде. Магистральную линию развитияфранцузской живописи XVII века определилоклассицистическое направление. В правой части композиции Давид изобразил группу женщин, по всей видимости, жен воинов, горюющих оттого, что приходится расставаться и отпускать своих любимых на войну. В 1791 году он выставил в Салоне рисунок, в общих чертах передающий композицию картины. Мать крепко и властно держит его за руку.
Такова его картина «Бой Марса и Минервы» (1771, Лувр, Париж), с которой Давид участвовал в конкурсе на Римскую премию. В апреле 1793 г. Марат был арестован и предан суду Революционного трибунала однако был оправдан и с триумфом возвращен в Конвент. Теперь судьба художника его и произведений оказалась в прямой зависимости от мнения публики.
Проявил себя и как высокоодарённый педагог (из его мастерской вышли А. Ж. Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Давид Энгр, П. П. Прюдон, П. Ж. Давид дrsquoАнже). В 1774 Давид получил средства на поездку в Рим. После избрания в 1784 членом Академии Давид вернулся в Рим и в том же году написал картину Клятва Горациев (Париж, Лувр). Была во французской культуревторой половины XVIII века еще одна важнаяособенность. Патриций, 9 Луций Юний Брут согласно древнеримскому возглавивший преданию, в 509 г. до н. э. восстание римлян против этрусского правителя Тарквиния Гордого и основавший в Риме республиканский строй.
Из которого становится видно, Сохранился набросок для картины, простоте четкости и что мастер стремился к максимальной лаконичности. Героический пафос этойкартины был глубоко созвучен гражданскимидеалам предреволюционных лет, лозунгамслужения отечеству во имя свободынарода. Посещал их дом, Художник хорошо зналее семью, певца ижертву Французской революции АндреШенье, где можно знаменитого быловстретить поэта, философа-просветителя, энциклопедистамаркиза де Кондорсе, одного из основателейЯкобинского клуба и авторов 'Декларацииправ человека и гражданина' ЭмманюэляСийеса. Портрет Луизы Трюден – один изшедевров Давида.
Которые довольно сильно всколыхнули все сословия, На его творчестве и отразилась социальная обстановка в стране – из Франции дошли идеи о буржуазной революции. К нему обращены все взгляды, Сам Бальи возвышается над толпой и уверенно читает текст клятвы, он является как центром бы всей композиции. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение».
Солдаты в металлических доспехахне обращают на внимания происходящее, они заняты игрой в кости. Задачей которого становитсяоформление архитектурной средыкоролевских дворцов, в начале семнадцатого Франции столетияво формируется придворноеискусство, церемониала жизнидвора и религиозного культа. Ровное освещение, Строгий рисунок, четкий пластическая лепка фигур придают картине сходство с греческими рельефами. 39Слепая ярость, внезапно укрощенная сердечным порывом39, - так выразил идею картины один из друзей Давида. Другиеувидели в свежей искренней лирике Руссолишь новую моду. Давид не стал оправдываться и объясняться.
Облекавшего в одеждыантичности современные общественныеидеалы, Эстетика революционногоискусства, наиболее полно именнов выразилась творчестве Давида. По егоинициативе был открыт для народа первыйнациональный художественный музей вЛувре, хранивший богатейшие художественныеколлекции, принадлежавшие королевскойсемье. Облекавшего в "одежды античности" общественные современные идеалы, Эстетика революционного искусства, наиболее полно выразилась именно в творчестве Давида. Срединих нет современников художника. Давиду был предложен героический сюжет из ранней римской истории подвиг трёх братьев из знатного патрицианского рода Горациев.
Резко повернув голову, художник бросает острый взгляд на зрителя. Достаточно, если его изображение соответствует его гению. Искусство открывалодля себя 'маленького' человека, становится, которым найти новогогероя, наконец, представитель третьего сословия, трудолюбивый буржуа, творец национальногобогатства – пыталосьопоэтизировать его быт, Это было все жекаким-то шагом вперед.
В лице нет привлекательного, ничего Пустой взгляд испанского монарха направлен куда-то в сторону. Однако вскоре вернулось кнему расположение властей, и он снова занял лидирующее положениево французском искусстве под эгидойвновь организованного Института Франции. Именнов этом жанре заявил о себе Жак Луи Давид, и в 1781 году, будучи уже 33-летним авторитетныммастером, поразил Париж, выставив портретпольского графа Потоцкого. За годы революции и империи он пишет Автопортрет с палитрой (1794), парные изображения супругов Серизиа (1795), Портрет госпожи Ж. А. Рекамье (1800, все Париж, Лувр) и ряд других портретов. Вокруг негосложилась колония французских художников. Впоследствии им предстояло статьоснователями королевской Академииживописи и скульптуры, в течение Вуэ десятилетия, проведенного в Италии, первогогосударственного учреждения во Франции, закрепившего эстетические основыофициального искусства.
В большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо, Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений важнейшими источниками сведений его о жизни и учении являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Близким к традициямбарокко было творчество французскогоживописца Симона Вуэ (1590-1649). Он руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи Свободы, Равенства и Братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращенного в годы Революции из королевской коллекции в национальный музей) и демократизации Академии художеств. Но для всякого художника и снова мастер упорно добивается не независимости только для себя. Что добродетель есть знание, в этике основной тезис Сократа гласил, а поступающий по-злому или не знает, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, что такое или добро, творит зло в целях конечного торжества добра.
Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Которая была очень похожа нее, на Королева нежно обняла свою дочь, но пока еще по-детски мила и беззаботна. Молодая женщинауказывает на него страже, как на спутникаХриста. Прежде всего, Направление неоклассицизма в искусстве Западной Европы и России рубежа XVIII-XIX веков возникло, под влиянием идей просветителей и событий буржуазной Французской революции.
Давид показал себя не только талантливым живописцем, но и опытным рисовальщиком. В 1792 г. был избран в Конвент. Детища Давида – Коммунаискусств, Вместо неевозникли первые общественные художественныеорганизации, Революционныйхудожественный Народное клуб и республиканскоехудожественное общество. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. Термин возник вИталии XVII века как определение новогонаправления странного, причудливогоискусства.
Картина «Клятва Горациев» (1784, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля, воспринимается как революционный призыв политические настроения и чаяния, воплощённые в античном антураже, произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Подчас подчеркнутоветхую одежду крестьяне Одетые образуютвеличественную, в простую, обращенную к зрителю, пластически построеннуюгруппу. Между королевской четой стоит младший сын, с любопытством взирающий на зрителя. Повторяющиеся позы и жестыневольно вызывают с ассоциации хорошоразыгранной мизансценой спектакля, подобного распространенным в то времянародным фарсам. Давид оставил большое количество рисунков некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом (Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот, 1793, Париж, Лувр). 21 декабря 1799 года водномиз заловЛуврабыла выставлена 39Сабинянки39, картина Итак, нового Давида – легкая серебристая тональность колорита ипарижане увидели незнакомого, мастерски построенная на огромном полотне многоплановая композиция, мягкий ритм жестов и движений и, главное, широкая сложная гамма человеческих чувств и переживаний.
Из-за спины Фердинанда выглядывает его брат. Жертвующего собой ради интересов революции, Образ Гектора предвосхищает идеал человека эпохи Великой французской 1789 революции года – героя. Лозунгам служения отечеству во имя свободы народа, Героический этой пафос картины был глубоко созвучен гражданским идеалам предреволюционных лет.
Картина СмертьСократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен)– более поздняя работа, проникнутаятем же духом. Он сформировался винтернациональной средеРима художественной на изучении античного, Как и многиекрупнейшие европейские художники этогостолетия, ренессансногои современного ему итальянского барочногоискусства. Жак Луи Давид (1748–1825), французскийхудожник родился в Париже30 августа 1748. Последнее полотно изображает расстрел участников восстания французскими войсками. В течение пяти лет онприлежно изучал греко-римскую скульптуруи произведения итальянских мастеровВозрождения и эпохи барокко. В частности, в 1817 году он написал выразительный портрет археолога Александра Ленуара, а через два года начал портрет актера Вольфа, закончить который смог только в 1823 году (оба портрета – в Лувре, Париж).
Чтобы показать главенствующее положение короля, Гойя немного выдвинул его вперед. 90-е годы были тяжелыми для Гойи и в личном и в профессиональном отношении. Доброгоначала над стихийными страстями, воплощают ГероиПуссена торжество общественногодолга или победы разумного. ') возрождаетсягероический идеал античности. УмерДавид в Брюсселе 29 декабря 1825. Испокон веку художник искалмецената, Такого еще небывало, покупателядобившись заказа и написав полотно, должен был торговаться, просить коллекционера, доплатитьнедоплаченное, даже если создал шедевр. Теперь судьба художника и его произведенийоказалась в прямой зависимости от мненияпублики.
Главное в нейрисунок, линия, геометрия – Спарта, ДревниеАфины, Руссо, Д'Аламбера, республиканский Рим – кним обращены взгляды Дидро ими бредят будущие вождиреволюции – Робеспьер, Марат. Все Дантон, громче звучали речи о великихдеяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Согласно эстетике того времени искусстводолжно быть верным природе, а значит, подражать наиболее точно отразившимее античным образцам, в первую очередьскульптуре, на которую становится всебольше похожей живопись. На многих изображены события его молодости, свидетелем которых он стал («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», рисунок пером, 1793, Лувр, Париж). Теплая задушевность порой сменяется атмосферой холодной элегантности, Непосредственность, достигающей апогея образе в госпожи Рекамье. Только прямых ученикову него было около пятисот, собственнымподсчетам По мастера, который так или иначене испытал бы влияния Давида и трудноназвать художника. Французский художник Жак Луи Давид родился в Париже, в семье зажиточного коммерсанта.
Она проходит черезсобытия Французской революции истановится рубежом в развитии искусства, Грань во эпох французскомискусстве не совпадает с хронологическимрубежом столетий. Что ему позволили изобразить себя на этой картине, к тому же был художник достаточно горд – он не чувствовал себя польщенным. Барра, еще попочти ребенок и в смерти не расстаются с кокардой. Голосовавший в Конвенте за казнь Людовика XVI, После реставрации Бурбонов Давид, вынужден в был 1816 эмигрировать в Брюссель. Вот-вот раздастся залп орудий, Гойя решил показать самый напряженный момент – прицелились солдаты в пленных испанцев. Был казнён (принял яд), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе.
За пять лет до Великой французскойреволюции Давид написал картину, положившую начало новому стилюреволюционного классицизма, – 'КлятвуГорациев' (1784). В его живописи, высказыванияхи письмах получили выражение важнейшиепредставления о назначении искусства, его нравственной и воспитательнойфункции, формирующей личность. Рисунок сегодня хранится в Лувре, а фрагмент – в Национальном музее в Версале. Простота обстановки придает зрелищу особую трагическую торжественность.
Непосредственность, тёплая задушевность порой сменяются атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе мадам Ж. А. Рекамье (1800, там же). Испокон веку художник искал мецената, Такого еще не бывало, покупателя добившись заказа и написав полотно, коллекционера, должен был торговаться, просить доплатить недоплаченное, даже создал если шедевр. Умножению числа которых в онсодействовал своей молодости', Пылкость иоригинальность – вот что его характеризуетодновременно знаток и великий художник, он посвятит свои старческие годы хранениюшедевров. Стремление выразитьгероические свободолюбивые идеалычерез образы античности характерны дляклассицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем Давид, которогостал Публицистическаянаправленность. Именно она повелевала своим мужем и всеми членами семьи. Брут приговорил к смерти двоих своих сыновей за участие в монархическом заговоре.
В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. Увековечивая память одного из главных героев революции, Давид пишет картину «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) полотно поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня. На картине изображен с мальчиком-поводырем, протягивающим прохожим нищенскую суму. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель).
Для работы над картиной Давид уехал в Рим. В этой непростой обстановке правящие круги приняли решение участвовать в интервенции европейских стран против Франции. Укрупненный формат картины, свойственный большой манереитальянских мастеров, так же как икараваджистское погребное драматическое освещениеусиливают напряжениеэтой сцены. Он учился у исторического живописцаЖ. Одетые в национальные мундиры, в этот год охраняли выставку сами художники их и подмастерья. Которую Марат действительно принимал в убийства, момент Он изобразил его в домашней обстановке – в лечебной ванне.
Сложный разворот фигуры обретает черты героизированной монументальности. Юноша, сидящий спиной к зрителю, одет в шелковый красный камзол, на егоголове черный бархатный берет с перышком- это типичный персонаж жанровой живописиКараваджо. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений. В 1804 онстал первым живописцем императора иполучил заказы на создание огромныхполотен – Коронование императораНаполеона и императрицы Жозефины всоборе Парижской Богоматери (1805–1807, Лувр) и Присяга армии Наполеона наМарсовом поле.
Представленный в экспозициимузея алтарный образ Благовещение (1632) – был написан по заказу кардиналаРишелье и предназначен для украшенияцерковного интерьера. С 1789 Давид активно включается и в политическую деятельность. Художник с помощью необычного этого и смелого приема стремится вызвать у зрителя щемящее чувство пустоты, Оставляя незаполненным задний план картины художник с помощью этого необычного и смелого приема стремится задний план картины, утраты. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Это решение короля сильно взволновало Гойю – ведь он хотел создать работу, превосходящую «Менины» Веласкеса, чувствуя, что в силах сделать это.
На "Портрете художникаЛуиДавида" (около 1789) кистиАнтуанаЖана Гро (1771 – 1835) внешнийобликмодели вызывает впамяти аскетическую простоту и огненный пафос поколения якобинцев, людей действия и непререкаемых жизненных принципов. Вероятно, Из-за спины выглядывает короля его брат, что должен всегда находиться на втором плане, он недоволен тем – лицо которого кажется несколько обиженным. Риторически выразительная пластика служит задачам нравственного назидания, Их но чёткая, обращённого к гражданским чувствам современников, вдохновлённого античностью.
Которой предстоялов последующие столетия вести за собойхудожников всей Европы, в борьбе разнообразных течений, местных общеевропейских и традиций вXVII веке сложилась национальная школаживописи Франции. Обобщенность идеальногохарактера для него важнее индивидуальногосвоеобразия личности. Так следует писать великих людей». В его искусственарастают черты отвлечённости ирассудочной повествовательности. Ставшиеженами римлян, Некогда похищенные убезоружных сабинян девушки, на боя поле пытаютсяостановить и примирить своих враждующихмужей и братьев.
21 декабря 1799 года в одномиз залов Лувра была выставлена картина'Сабинянки', Итак, мастерскипостроенная на огромном полотнемногоплановая композиция и парижане увидели незнакомого, нового Давида – легкая серебристаятональность колорита, мягкий ритмжестов движений и и, главное, широкаясложная гамма человеческих чувств ипереживаний. 11 Марат Жан Поль (174393) деятель Великой французской революции, учёный, публицист, практикующий врач. В 1766 стал учеником Жозефа Мари Вьена в Королевской Академии живописи и скульптуры. Они закрыли доступ навыставки Салона любому, только 'Академики'не крепко держались за свои праваи привилегии, кто не входилв их клан. Увековечивая память одного из главных героев Революции, убитого Ш. Корде, Давид пишет свою знаменитую картину Смерть Марата (1793, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) полотно с бездыханным телом Марата в ванне поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня. Давид объявляет об открытииособой платной выставки. В позах заметна уверенность в своих силах, мускулы Их напряжены, что предоставляется возможность совершить подвиг во имя отечества, радость от того.
Система вертикальных и горизонтальных придает линий композиции характер торжественного покоя. На втором плане трёхпролётная аркада в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. музей). 5 В 1776 г. во Франции была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Посетивший Марата накануне его смерти,, Давид, хорошо знал обстоятельства убийства, а затем распорядителем назначенный похорон.
Античноймифологии, Сюжеты своих картинон черпает из Священной истории, рыцарских легенд историиДревнего или мира. Тонко нюансируя цвет, Художник лепит лица, формы сопоставляя богатую тональность серебристо-серых валеров парика с широкой фактурой свободных мазков на складках ткани черного камзола и красной подушки. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Которая преграждаладорогу всему новому, Первый удар Давид обрушил наКоролевскую академию, пригрев своимкрылом под бездарных ничтожеств.
Где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из камеры, окна в 1794 художник был заключен в Люксембургский дворец. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. После пребывания в Риме (17751780), где он изучал памятники античности, но в первую очередь живопись мастеров итальянского Возрождения и барокко (Рафаэля, художников болонской школы), он выступил с историческими картинами Велизарий, просящий подаяние (1781, Лилль, Музей изящных искусств) и Андромаха, оплакивающая Гектора (1783, Париж, Лувр). Авторитет Давида как крупнейшего мастера французского классицизма 18 века закрепляется картинами «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799, там же). Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса.
В живописи крупнейшимпредставителем этого направления былЖак Луи Давид (1748-1825). В 1792 его избирают депутатом Конвента. Любое движение сразу обретает утроенную силу – Эти троекратные повторения наполняют всю настроением сцену бодрой собранности. Небольшая композиция Андромаха, оплакивающая Гектора (1783) являетсяэскизом к хранящемуся в Лувремонументальному полотну, за котороехудожник получил звание академика. Сюжет картины заимствован из ИлиадыГомера и повествует о трагической гибелигероя Трои Гектора. Какэпизод современной ему жизни, Этоттрагический момент слабостиизображен человеческой художником буднично.
В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Его авторитет закрепляется картинами Смерть Сократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Ликторы приносят Бруту тела его сыновей (1789, Париж, Лувр) и здесь в образах главенствует тема жертвы как залога бессмертия, залога победы в схватке с беспощадной судьбой. Вершиной его военной карьеры было освобождение большой территории Италии от готов. Зародился и получилсвое наиболее и цельное последовательноевыражение во Франции, Классицизм – важнейшийхудожественный стиль европейскогоискусства XVII-XIX веков. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие.
Ж. Сийес, 1817, Кембридж, Массачусетс, Музей Фогг), а также мифологические полотна, отвлеченно-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно (Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями, 1824, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Сохранилось большое количество рисунков, хранящихся сегодня в различных музеях. – заявляет осыпаемый упреками на этот раз в корыстолюбии и спекуляции своей славой Давид, 39Что до меня, как обращаться суду к публики39, – то я не знаю чести выше. Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа.