Матвеев, Андрей Артамонович (1666 1728)160 русский государственный деятель, граф (1715), президент8230 Википедия font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RUВ Автопортрете с женой Матвеев воплотил, своего рода, видение значения личности художника, свое достоинство, свое место в жизни. Передо мной картина Андрея Матвеева «Автопортрет сженой Ириной Степановной». Н. автопортрет с женой, 1729) Большой Энциклопедический словарь Матвеев, Андрей Матвеевич живописец (1701 1739).
Колорит одежды служит дополнительным аккордом к ее ранимому внутреннему миру. Полное лицо с густо насурьмленными по тогдашней моде и бровями ярким румянцем на щеках, Без прикрас передал художник грузную фигуру. Легкое касание плеч, Трепетный жест соединившихся рук, еле уловимый поворот навстречу друг другу – все говорит о взаимной и любви необычайно нежном отношении друг к другу. Модель следовало изображать в пышном облачении и гордой позе, соответствующими высоте ее общественного положения. Во взгляде сквозят уверенность и Она спокойствие исполнена достоинства, поза сдержанна и величава.
Но, ничего неподелаешь, вынужден был объявить, что Матвеев «угоден лутче других российских живописцев быть вслужбе его императорского величества, понеже пишет обоя как истории, так иперсоны». Надежды оставались надеждами, адостойного применения художникам пока ненаходили. Вып. Очерки. В трогательном обаянии читается лиц попытка живописца увековечить в полотне свою семейную идиллию и счастье взаимной любви. Приказано было исполнить шестнадцать двухаршинных полотен изображающих «сухопутные иморские баталии». Они одеты в изысканные и дорогие платья, Выходцы из средних слоев общества, но на их лицах вовсе нет или самодовольного надменного выражения, по придворной моде.
При этом иностранцам продолжают платить огромные суммы. Которым он подводит свою подругу к краю картины, Сколько затаенного любования и ощущается нежности в жесте. Художник полон сил и энергии, как и многие молодые люди того времени. Можно отметить, что он одной рукой держит ее за плечо, другой – нежно придерживает кисть руки жены, как бы направляя её. В картину вложена вся чистота и открытость чувств. Сначала 1738 года жалование Матвееву перестают выплачивать совсем. Но в них нет той чопорности Пусть и, оба они и вышли из низких слоев, высокомерия, в особенности, что присуще другим представителям знати.
С целью изучить больше техник и приемов живописного мастерства, Вероятно дальновидный император хотел охватить как большее можно число живописных школ. Которых мало что заботит, засилье ВРоссии иностранцев-временщиков, кроме собственного обогащения. Дело было втом, что иностранные зодчие иинженеры немогли, аскорее всего инехотели найти общий язык срусскими мастерами. Петропавловского собора, в число работ Андрея Матвеева входит оформление Летнего дворца, которые к сожалению уничтожены были пожаром 1756 году. Квесне 1728 года совместными усилиями написали половину картин. Исходя из этой своей оценки Каравакк был готов принять Матвеева лишь в качестве своего подмастерья и только после заступничества архитекторов Трезини и Земцова, заявивших, что Матвеев «и в рисунках гораздо искусен», Андрею Матвееву удалось получить звание живописного мастера.
Стал онспешно учить художников. Как Андрей, Прошло уже одиннадцать лет стех пор, наглаза попался ПетруIвместе сосвоими рисунками, сын подьячего. Автор акцентирует внимание на простой русской девушке, ставшей его спутницей жизни. Аещё вэтом году онженился. Счета, Помимо прочего нанём ивсе административные дела, материалов, распределение отчёты, дров, свечей.
Императору приглянулся смышлёный мальчишка. На шее щегольски повязан прозрачный белый шарф, его Голову светлым воздушным ореолом украшают мягкие локоны парика, от наброшенной сверху тяжеловесной мантии, воинственно развернутую фигуру покрывают блестящие темные латы с красными отсветами. На портрете художник обнимает свою юную супругу и галантно ее поддерживает. Написалибы ивсе, еслибы неновое распоряжение: «.
Его творческие силы напряжены допредела. Его дегенеративное сходство с обезьяной, П. Антропов откровенно показывает уродство Петра III, рахитические его ноги и вздутый живот. Наживописную команду возлагали большие надежды. На фоне облачного неба, font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU изображены langru-RUСупруги по пояс. Радость и идиллию, Своим произведением Андрей Матвеев смог запечатлеть семейное которая счастье, присутствовала в их паре.
Русские художники непонимали требований иностранцев итеиспользовали опытных мастеров влучшем случае как подмастерьев, атоипросто звали «тереть краски». Художник нагосударственной службе лицо подневольное. На время обучения каждому из них было назначено довольно содержание приличное по тем временам и составившее не менее ста рублей в год. Поскольку рук нехватало, обучение шло ускоренными темпами. Затем воФландрию, Отправился Матвеев сначала визлюбленную Голландию, Петром упорно работал ипроявлял незаурядные способности иприлежание, где был вучениках уизвестных художников. Уживописцев Андрея Матвеева, как всегда, дел невпроворот.
Отикон, Она превратилась всодружество творческих личностей, украшения, садовые портретов доогромных плафонов ипанно, театральные декорации икостюмы, миниатюры изфинифти – способных исполнить любые работы. Зауспехами Андрея Матвеева пристально следила императрица ейвПетербург ЕкатеринаI отсылал онсвои холсты. Автопортрет) и ответственного выполняемую за работу А. Матвеева пришла в мистические 37 лет. Н. А. Дмитриева, например, полагает, что у Антропова получился «портрет недоумка с рыбьим туловищем на тонких ногах» (Дмитриева Н. А. Что такое изображение императора не могло доставить А. П. Антропову звания придворного художника Н. Н, (Коваленская Вполне понятно. Здесь, вПетропавловской церкви, художники показали себя по-настоящему единой командой.
Что один изего мастеров «пришёл вовсеконечное убожество», Матвеев тоидело Канцелярии напоминает отстроений, третий «впалв несносные долги», другой «претерпевает сдомашними своими немалую нужду». Прекрасно понимая, что вновь прибывший художник высоко образован и является сложившимся мастером европейского уровня, тем не менее очень несправедливо оценил его мастерство, заявив, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках». Кроме того ему приходилось вести счета и отчеты и даже заготовка материалов легла на его плечи. Вних безграничное доверие еёдуши, такой чистой, наивной. Согласно которым писались подобные портреты, font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RUВ европейском искусстве XVIII существовали века твердые правила.
Однако в легком пейзаже изящном и изысканной декоративности рисунка прослеживаются элементы стиля рококо. Милое, простое лицо с легким румянцем и едва заметной улыбкой покоряет с первого взгляда. Адмиралтейские, Аничков мост, Триумфальные ворота, Троицкие, Сенатский зал Двенадцати коллегий и росписи царской голубятни и кроме того еще длинный список разнообразных работ из которых мало что уцелел Имея мягкий доброжелательный нрав, Андрей Матвеев сумел сплотить вокруг себя художников и подмастерьев, работающих в подчинении, его став для многих из них учителем живописи. Давот несудьба была стать Матвееву придворным художником.
«Смотреть» заживописью поручили Андрею Матвееву. Хоть и не являются изначально выходцами «высшего света», Супруги, но сами добились высокого благодаря положения таланту. Пытаюсь представить, как художник пишет портрет своей супруги. Еёбольшие светлые глаза смотрят намужа.
Полотно вплоть до смерти художника располагалось в его покоях. Начали роспись, как положено, скупола. Датолько недля Матвеева. Закончив роспись купола, художники сразуже принялисьза убранство стен. Работа, которой онотдавался совсем своим пылом, друзья, ученики.
Живописная команда уже нета, что была раньше. Колористическое решение полотна, построенное на звучном и контрастном сочетании розового, синего и белого цветов, придает портрету повышенную декоративность. Трудолюбие и, Его талант, прекрасные организаторские способности делают его первым из русских художников, очевидно, возглавивших в 1730 году живописную команду Канцелярии от строений, ведавшей значительными всеми художественными работами в Петербурге. Создается ощущение, что пара гуляет и на миг остановилась, увидев знакомого. Талантливый и прилежный русский студент был замечен и отмечен наградой Академии во время второго обучения года там.
II. Они исполнены благородной простоты и того достоинства, Напротив, достигшим своего собственными положения талантами и трудами, которое свойственно людям. Что отмечали все а мемуаристы, красотой и представительностью Петр Федорович явно не блистал. Неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, сказалось Это в плоскостном изображении фигур, в которой не чувствуется объема тела, а также в написании одежды.
Матвеев выполнил эскизы ираздал ихсвоим живописцам, тут-то ивыяснилось, что «оные мастера неумеют фигуры писать». Нет, видители, денег вказне. При этом смогли сохранить свое достоинство, в них не чувствуется высокомерия и чопорности. Универсалов, Раз ужони себе снискали славу самых умелых инадёжных мастеров, тоимистали поручать любую работу без разбора. В 1731 году Матвеев стал руководителем живописной команды Канцелярии от строений. Одеты они по моде тех времен, хоть и не изысканно. Как художникам внеотапливаемом помещении удавалось согреваться самим инедавать замёрзнуть краскам, только Можно гадать. Объяснял, переучивал, ломал сложившиеся годами привычки.
Супруги, хоть и не являются изначально выходцами «высшего света», но сами добились высокого положения благодаря таланту. Санкт Петербург, 1727год. Был Андрей отприроды мягким, добрым человеком, очень заботливым, терпеливым.
Голицыных, русского врача итальянского происхождения И. А. Завсё нужно платить. Расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор, дивный Словно цветок неземной красоты. Достойную любви и уважения, Матвеев прославлял простую по происхождению как женщину верную спутницу мужчины, в представлении героини по имени и отчеству, что звучит даже в названии картины.
Чтобы Валентин Серов мог сказать, Много времени должно было пройти, что если заказчик не похож на свой font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RUАнастасия Михайловна являлась подругой ближайшей и дальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Ирина позирует, онрисует ейроскошное платье попоследней моде живописцу такое непокарману. При этом лица их обращены к зрителю, Они как бы прогуливаются, заметив его, словно, они остановились на для мгновение приветствия. И в роли знакомого выступает зритель. Один из первых кого царь послал обучаться границу за мастерству живописца стал Андрей Матвеев. Став символом города наНеве, Гордо взметнулся над Санкт-Петербургом золочёный шпиль церкви колокольни Петра иПавла, так как освящать нечего внутри голые стены, асама церковь пока неосвящена.
Грустное, Не по возрасту серьезное, ее тонкая изображены шейка с большим лиризмом, задумчивое лицо десятилетней девочки, неповторимой чистотой и пленительностью. Яркие крупные черты лица выдают сильную натуру героини. Влияние западноевропейской живописи наблюдается и в натурной передачи достоверности подробностей. Где вскоре умер, Пять лет провёл вказематах крепости Петропавловской изатем был сослан вСибирь изумительный портретист Иван Никитин, любимец Петра. У него много планов и идей, незаурядный ум. Вернулся народину «птенец гнезда Петрова» художник Андрей Матвеев.
Ему двадцать пять лет, онопытный мастер европейского уровня. Условия исроки поставлены жесточайшие, апомощи ждать неоткого. Смог найти подход ккаждому, аведь многие были старше его. За обучение Матвеева Боонен получал плату в размере ста гульденов в год.
Служившим в при дворе в Петербурге и учиться Андрея послала Екатерина I. В любом случае то что Андрей Матвеев учился живописному мастерству в Голландии и Фландрии и был личным стипендиатом Екатерины I неопровержимым является фактом Портрет с женой, По другим сведениям отец Андрея Матвеева был подьячим. Многих его сподвижников, тех, кому небезразлична судьба России, ждут казни, ссылки, плети. Она проста и красива, словно была создана руками самого мастера. Еслибы несообразил обратиться кАлександру Даниловичу Меньшикову иостался Такбы неудел, благо тот пока ещё был увласти. Встретив свою любовь, семнадцатилетнюю Женился, дочь кузнечного мастера Ирину Степановну Антропову. Этот изысканный серо-зеленовато-голубой цвет платья, как и лицо девочки, покоряет красотой и выразительностью. Отправили расписывать Петропавловскую художников церковь изразных ведомств города идаже вольных, Повинуясь указу.
Держа руку подле сердца и повинуясь воле мужа, Молодая выражает женщина свои чувства к мужу. Назначение Андрея Матвеева, «русского европейца», пришлось как нельзя кстати. Никто народине Матвеева незнает, никто непомнит, никому онненужен. До реставрационных работ росписи и царских карет, Его работа предполагала множество самых разнообразных занятий от декоративной росписи стен зданий и написания икон. Заэто время нестало Петра, нестало иЕкатерины.
Заложенная вКанцелярии отстроений вовремена Матвеева ипродолженная его потом учениками, Именно система обучения, ляжет воснову преподавания вакадемии. Пожаловала императрица Андрею титул своего личного гоф-малера. Нароспись трёх Триумфальных ворот, Вместе смастером они переходят изПетропавловской вЛетний церкви иЗимний дворец, воздвигнутых вчесть торжественного въезда императрицы Анны Иоанновны вСанкт-Петербург. Мягкую линию плеч, с удовольствием каким он отмечает певучую линию ее шеи, слегка приглушенный блеск глаз, чуть приметную улыбку на губах. Церквей и царских дворцов, Художник участвует в росписях соборов, супругов И. А, пишет портреты замечательные и аллегорические картины (Петра I. Видно, как художник нежно и ласково приобнимает свою жену. Отметив этот успех Андрея Матвеева императрица Екатерина I произвела его в гуфмалеры, т. е. И сам Андрей Матвеев регулярно отсылал покровительствующей ему императрице отчеты о своем обучении, Впрочем, лучше которые всяких отчетов свидетельствовали об его успехах, а так же свои работы.
Помогают расписывать Сенатский зал вздании Двенадцати коллегий, Вместе сМатвеевым иего работают живописцами ученики вПетергофе иЦарском Селе, занимаются бесконечной реставрацией ветшающей монументальной живописи. Они поселились унего спервых месяцев после его возвращения Сними народину, два ученика Андрея. Светлейший князь рассудил устроить Андрею экзамен: пусть покажет, начто годен. О чем ранее не принято было Взволнованно упоминать и вместе с тем предельно деликатно рассказывает художник о том глубоком сокровенном. А смерть легко ранимого (см.
Высокий лоб, Уверенной рукой мастер выписывает изящный изгиб еёшеи, вполуулыбке, застывшие губы. Именитый француз нескрывал своего высокомерия. 150 М., 1975. Пройдут годы.
Матвееву, Так, пришлось раскрашивать голубятню царскую иэкипажи царской конюшни, выполняя высочайшие капризы, украшать императорскую галеру, выполнять сотни других бестолковых поручений. Краткая история искусства. Шёл 1729год, самый счастливый вжизни Андрея Матвеева.
Матвеев тоидело напоминает Канцелярии отстроений, что один изего мастеров «пришёл вовсеконечное убожество», другой «претерпевает сдомашними своими немалую нужду», третий «впалв несносные долги». Апотом онспешно пририсует себя, счастливого. Просит «онаграждении обретающихся при нём живописного дела учеников Ивана Скородумова, тяжело Уже больной он пишет рапорт, Петра Игнатова прибавочным жалованием, Андрея Ярошевского.
Художественной частью заправлял француз Луи Каравакк давно и прочно обосновавшийся в Петербурге в качестве живописца придворного и не собиравшийся никому уступать этого почетного места. По существующей легенде юный Андрей повстречал царя в Софийском соборе Новгорода и тот предложил ехать ему учиться. Андрея Матвеева нетрогают пока, оннужен, работает наизнос. Главной школой для них становится совместная работа сучителем. Аопределённым ныне жалованьем пробавляются как впище, показанные ученики внауке обретаются своей совсяким прилежанием инеленостью, так иводежде снемалою нуждою». Искатели лёгкой жизни уходили сами, Лентяи атолковые изгонялись италантливые, невыдержав тяжёлых условий труда, подрастая, вливались вряды команды.
Все они были разосланы по разным городам Европы. Лица двух молодых людей источают достоинство, свойственное тем, кто выбился «наверх» благодаря собственным талантам. Фоном для них служит небо, закрытое облаками. Сильно потемневший от фон времени с изображеннем облачного неба придает портрету величественный масштаб. Добрый и тихий человек, font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RUВот почему семидесятилетний И. А. Голицын, но службы сторонившийся и то и дело снисходительно освобождавшийся от нее Петром, занимавший место комнатного стольника при царе Иване Алексеевиче изображен Матвеевым в виде моложавого стройного рыцаря. Что она изображена по правую руку от мужа, Обращает на внимание, себя что является нарушением общепринятого этикета. Его манера письма стала во многом для определяющей русской портретной живописи в дальнейшем. Работы вкуполе шли безостановочно даже зимой.
Полной дамы пылают, Щеки пожилой, ее обрамляет голову кружевной чепец, как маки, украшенный по сторонам красными бантами и подвязанный розовыми лентами. Ихпостоянно перебрасывают содного места надругое, Спрос наживописцев Андрея Матвеева очень ничего велик, недают довести доконца. Позы и жесты обоих не лишены претенциозности. Матвеев превращается в просителя, настырного Скромный итерпеливый, когда дело касается его команды.
Портретист с наивной прямотой и живописной точностью написал государя своего таким – однако, font-family:'Times New Roman' xml:langru-RU langru-RUДело в том, каким он был в действительности, что А. П. Антропов до последнего волоска кисти был предан натурной достоверности. А Андрей Матвеев оказался в Голландии в Амстердаме в мастерской художника Арнольда Кто-то Боонена, был послан в Италию как братья Никитины. Берегли каждую минуту короткого светового дня. Фон картины – небо, покрытое облаками. 8 Творчество. Трудясь бок обок, мастера учились друг удруга.
Которая была центром русской живописи иприкладного искусства, Многих прислали изних изМосквы после расформирования Оружейной палаты, главной художественной школой России. Скаждым годом команда крепнет, растёт число учеников. Сюда входили и смелые повороты фигур, как бы захваченных в движении и, развевающиеся на ветру или прихотливо громоздящиеся, складки роскошных одежд и внезапно открывающееся пространство фона. Позднебарочный стиль располагал целым арсеналом приемов создания для наиболее величественного впечатления. По определению Верховного Тайного Совета вСанкт повелено питербурхе церковь Петропавловскую внутренним ивнешним украшением отделать совсяким поспешением».
С. 311. ). К тому же на ней изображена не просто пара, Эта картина – первый в автопортрет русской живописи, а влюбленные. Это уже настоящий художественный центр сосвоей сформировавшейся системой обучения. Картина написана в 1729 году – в год свадьбы Андрея Матвеева и Ирины Антроповой. Но на миг замерла, Эта пара словно прогуливается, коим выступает зритель, как приветствуя бы случайного знакомого.
Матвеевич или Меркурьевич иногда Матвеев Андрей упоминается как Кобылин – то же самое касается и фамилии, Так же неизвестно его настоящее отчество. Анаретти, автопортрет с женой). Портрет – уникальное произведение, ведь это первый автопортрет в русской живописи. Был ли он тогда учеником иконописца или с какой-то другой стороны имел отношение к живописи неизвестно, Будущему живописцу было тогда около что-то пятнадцати лет.
На этом ответственном посту он проработал до самой смерти. Недолго думая, послал онего учиться живописному ремеслу заграницу. Одиннадцать лет срок немалый.
Вскоре после свадьбы инаписал Андрей «Автопортрет сженой». Жили Матвеевы небогато, внебольшом доме «отрёх деревянных покоях насанктпетербургском острову». Вверхнем ярусе работала живописная команда, писали поэскизам Матвеева фрески «изповестей евангельских». Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу 150 все говорит о взаимной любви и необычайно нежном отношении друг к другу. Европейского ирусского – светской ииконописи, живописи Столкнулись две абсолютно разные традиции искусства. Каравакк поручил Матвееву написать картину «для освидетельствования».
Завоевания Петра Iбезжалостно уничтожаются. Экзаменовал Матвеева «первый придворный маляр», портретист Людовик Каравак. Многого не дописал, не выполнил один из первых значительных русских живописцев. Казалось, положение безвыходное. Пишет вдохновенно ибыстро.
Их одежда, хоть и отвечает существовавшей моде того времени, не блещет особым изыском. Кроме Матвеева такое же звание имел Иван лишь Никитин – любимый художник Петра I. 6 Возвращение. Супруги изображены выше пояса. в придворные художники. Аведь унего уже трое детей, Самому Матвееву месяцами задерживают семье жалованье, едва удаётся сводить концы сконцами.
Font-family:'times New Roman' xml:langru-RU langru-RUРади изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры художник юную наделяет дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. То же понимание портрета отражено и у Н. Коваленской: «А. Тем более тогда, вжестокие годы правления Анны Иоанновны.
Что впервые русский мастер решается привлечь внимание к своей персоне, Но он интересен не только рассказывает тем, о любви с небывалой пылкостью, но и столь открыто заявляет о своих чувствах, трепетностью и целомудренностью. Атакже сын кирпичника, Вэтом кМатвееву году наобучение поступают ещё шестеро детей мастеровых изПетергофа иСтрельны. Ведавшей всеми строительными работами встолице, Андрея зачислили вштат Петербургской Канцелярии отстроений, авскоре назначили начальником команды живописной Канцелярии. Таким образом художник хотел подчеркнуть значимость своей избранницы, Возможно, приближая к он зрителю, как бы выдвигает ее на первый план.
Оба супруга показаны выше пояса. Что современные английские специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века, Ткань платья выписана настолько точно, производимого в Англии по французским рисункам font-family:'Times Roman' New xml:langru-RU langru-RUЧерез два с лишнем столетия многими историками искусства портрет будет воспринят как сатира на императора. Выпавшее надолю художников, Показало это первоеже испытание, что наЛебяжьей канавке, написание картин для Летнего дворца, готовившегося принять своего нового императора хозяина, 12-летнего Петра II. Обращенный к зрителю живой взгляд карих и глаз язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой. Вживописной команде втегоды работали русские художники «старой закваски» иконописцы ихудожники.
3 Начало жизни. Font-family:'times New Roman' xml:langru-RU langru-RUВ творчестве Вишнякова еще прослеживается с связь парсунной традицией. По отзывам агента Фанденбурга надзиравшего за учениками Матвеев старательно учился и прилежно. Кажется, будто одежду сделал сам автор. Каждому художнику Матвеев поручал именно туработу, вкоторой тот мог наилучшим образом проявить своё умение ииндивидуальность.
В 1725 после смерти Петра выражая императрице свои соболезнования, Андрей Матвеев отослал ей картину «Аллегория живописи». Что делать. Как было заведено испокон веков, укаждого мастера были ученики, которых онивоспитывал как собственных детей иобучал профессии, передавая секреты своего мастерства.
Жена его пышет свежестью и молодостью. Онпостоянно хлопочет тоовыплате денежного ихлебного жалования ученикам, тоодровах для отопления помещения, где пишутся картины. Где с 1725 по 1727 год обучался в Атверпенской Академии художеств художника у Спервера, в этом же году он переехал во Фландрию. ВСанкт-Петербурге откроется Академия художеств.
Которое украшают усыпанный брильянтами орден портретом с императрицы и бледная роза с зелеными листьями, Поверх белой кофты надето голубовато-синее платье. Что позволило ему создать собственную систему обучения, Его знания предмета далеко выходили за рамки портретной живописи, систему в обучения Петербургской Академии художеств, которая легла впоследствии. Матвеев взволнован, оннеумеет скрыть своих чувств, нежность его проступает вкаждом мазке. Вместе с тем критерий точности, «похожести» в передаче внешности модели оставался главнейшим в традиции отечественного портрета XVIII века. «Даровал ему Бог ныне дочь, пишет Андрей, которую вхристианскую веру весть чем неимеет». И является самым из известным творений мастера, Автопортрет был написан в 1729 году после женитьбы на Ирине Степановне Антроповой, в котором его талант проявился с особенной мощью.
Необычайно хорошо это свойство таланта мастера можно заметить в парных портретах князя и княгини Голицыных 1728 года, а так же в его собственном «Автопортрете с женой».