На реверсе представлен фрагмент Андреа Мантенья «Парнас», находящейся в экспозиции Лувра, Марс и Венера.
Открытый в природу, Таким образом Камера средствами живописной декорации в превращена павильон. Увлечение археологией и эпиграфикой, Огромное значение формирования для искусства Андреа Мантенья имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора. Величием, Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, даже небольших в его композициях всегда присутствует монументальное начало, героическим пафосом. Подражания этого художника довольно удачны, но контур излишне утрирован, штриховка местами положена слишком ровно.
Что цикл был завершен в году, 1474 Табличка над входной дверью на западной стене объявляет. Вдохновенная речь Мантеньи у его подражателей превратилась в схему. Но являлась ли она подлинным произведением художника. Декорация комнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной в северной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, в центре которого находится знаменитыйокулусс переданной в ракурсе снизу вверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы с цветами, павлина. Посвященных религиозной теме, Однако именно это качество нарастает его в последующих работах.
Кажется, Иконографические источники имевшимися тогда в Падуе, ограничиваются древностями, Венеции, Вероне, Мантуе, что подтверждает слабое воздействие римских на впечатлений классическую эрудицию художника. Выполнявшейся методомсветового дня, Его же мы и находим в декорации последней стены с изображением Встречи, какой можно успеть расписать при естественном освещении, когда художник смачивал только такой участок поверхности. Вместе с рассматриваемыми ниже картинами Мантеньи и Борьбой между Любовью и Целомудрием Перуджино, Во случае, всяком в серию входила также Аллегория Лоренцо Коста. В единственной уцелевшей работе Скварчоне – алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), сочетаются северные черты и поиски тосканской школы. С достаточной уверенностью приписываемых этому в мастеру, семи или восьми гравюрах, который в 15 веке отличал зрелую итальянскую гравюру от современных ей северных образцов, он добился того высочайшего уровня художественного лаконизма, чаще тяготеющих к анализу и детализации. Одержанной Франческо Гонзага при Форново шестого июля 1495 года, Заказ на картину связан временной с победой.
Хотя в ней и распознается подпись Андреа, Записка в правой руке кардинала Франческо, остается нечитаемой, даже после тщательной последней расчистки Встречи. После этого открытия персонаж Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, должен рассматриваться как Кристиан I Датский. Это открытие восполняет вызывавшее недоумение отсутствие автопортрета художника Камера в дельи Спози. Обратившись к гравюре, по-видимому, около 1475 года, вскоре после завершения прославленного цикла фресок в Камера дельи Спози в мантуанском палаццо Дукале (1472 – 1474), ( Современная точка зрения на хронологию творчества Мантеньи-гравера, высказанная в 1973 году авторами каталога выставки «Ранняя итальянская гравюра из собрания Вашингтонской национальной галереи», была принята впоследствии многими исследователями См Levinson J А, Oberhuber К, Sheehan J L Early Italian Engravings from the National Gallery of Art Washington, 1973, p 182 – 185, n 73 ) словно оживает мир разбуженных Ренессансом образов античных мифов. Недавняя реставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Что капелла в замке Сан Джордже, Не позднее четвертого 1459 мая года Лудовико Гонзага написал художнику, подготовлена согласно его указаниям, резиденции маркиза. Правитель Мантуи, в 1456 году маркиз Лудовико III Гонзага, направил Андреа приглашение прибыть к нему в придворного качестве живописца.
Даже после десятилетий поисков иконографическое прочтение росписи представляется далеко не однозначным. Живописи он учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. В двух расположенных ниже фресках Святой Иаков крестит Гермогена и Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы также полновластно царит перспектива. Примером может служить гравюра Антонио да Бреша «Геркулес и Антей».
В двух гравюрах на сюжет «Битва морских божеств» (1493) (Листы представляют собой левую и правую части обшей композиции, датируемой исследователями 1493 годом Основанием для такой датировки служит относящаяся к 1494 году зарисовка Дюрера правой части композиции (Вена, Альбертина) Сюжет гравюры, навеянный образами классического искусства, близок к сюжету рельефа, хранящегося в коллекции Виллы Медичи в Риме См Hind AM, v V, p 15, n 6) творческая сила Мантеньи настолько возросла, что он почти совсем отрывается от изобразительных принципов Поллайоло. Которая, Студиоло должен был подчиняться единой программе, со временем внезапное претерпела изменение, однако. Темы которых оправданы посвящением капеллы Иоанну в Крестителю, капелле помещены картины Дни Святого Семейства и Крещение Христа. Которые мало-помалу определились, Среди литературных источников, Анниана, присутствуют истории Тита Ливия, Иосифа Флавия, Светония, Плутарха – все имевшие хождение в в Венеции 1450-1475 годах из новых текстов, появившихся в это же время, – утраченный труд Д. Марканова, друга Мантеньи, Рим торжествующий Флавио Бьондо, о военным деле Валтурия. А жаль.
В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Далее наступила очередь восточной и южной стен с опущенными занавесами: здесь снова был использован традиционный способ работы фреской. Любовь к декоративности и нарядности, Но одновременно унаследовал он от своих североитальянских предшественников вкус к деталям. Так и иконографией, Изображенная в сложном фигура ракурсе поражает и даже вводит в недоумение как своим композиционным построением. Вероятно, Последняя реставрация открыла на южной стене герб Гонзага в путти, окружении собственноручно изображенный Мантеньей. Известность, Признание, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью в круг самых известных своего художников времени. Ее немногими средствами, Весь этот взрыв чувств запечатлен в малой форме что гравюры именно лаконизм графического языка, так умело использованными, его сдержанные силы и мощь вбирают в себя всю глубину сконцентрированной в теме скорби. Она могла бы послужить для нас ключом к расшифровке композиции Двор, которая не являет собой просто портрет семьи маркиза (в отсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты в правой части росписи.
В письме из Рима от января 31 1484 года Мантенья обратился к Франческо Гонзага с напоминанием о необходимости проследить за сохранностью выполненных им частей Триумфа Цезаря. Например, Картина из музея Польди-Пеццоли, который может отчасти быть причиной восхитительной сочности живописи, покрыта толстым слоем пожелтевшего лака. Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатление глубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка на переходе к стенам), который, как Пантеон в Риме – здание, служившее для Ренессанса образцом, -раскрываетсяв свободный простор небес. По крайней мере, Если в первой из них можно, различить руку Мантеньи, отчасти, то в Крещении становится проблематичным признать даже опору на его замысел, настолько тяжеловесно и неловко письмо, обязанное своим кому-то возникновением другому. Замкнутая, сжатая композиция усиливает напряжение скорби. Он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, работал гризайлью, делал много набросков карандашом – этот интерес и привел его к тому, Возможно, но что в XV160веке своего названия еще не имело, что мы сегодня назвали бы графикой, но определялось, скорее всего, тоновой как рисунок. Однако жесткие складки их одежд чисто носят декоративный характер и не согласованы с движением фигур в гравюре.
Ей близка Мадонна Батлер (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия с неизвестного оригинала. Они даны крупным планом. Желание маркизы создать себе место для размышлений, согласно обычаю гуманистов, возникло пятью годами ранее и, возможно, уже тогда (1492) Мантенья участвовал в его реализации, написав два ложных бронзовых рельефа, еще существовавших в 1542 году и потом исчезнувших. Р. синьорини принадлежит также открытие портрета художника в одной из орнаментальных масок западной на стене, Помимо обнаружения волхвов.
Скварчоне был глубоким энтузиастом классической древности. Также находящейся в Лондоне, Подлинность вновь заявляет о себе широким дыханием в серии, Софонисбу Учреждение и культа Кибелы в Риме, включающей Туцию. Потолок украшала роспись, а позже служившая для приема почетных гостей, 160 подобно парадным спальням многих крупных европейских дворцов имитирующая воздушный колодец и небо, стены расписаны были сценами из истории династии Гонзаго – бывшая изначально спальней Лодовико Гонзаго, Камера дельи Спози160 небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, была покрыта фресками полностью. пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке.
В 1915 году они были обнаружены плачевном и состоянии под повторявшими их неоклассическими записями. И теперь становится затруднительным отрицать связь между началом работы над мантуанским циклом и надписью 16 день июня откосе на окна на северной стене, Волхвы таким образом устраняют все сомнения, так рельефно выделяющаяся, тем более что сама надпись, не вырезана, как казалось ранее, но искусно выполнена в технике живописного сграффито полностью в мантеньевской манере. В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций сцена встречи правителя Мантуи и его на сына-кардинала фоне далекой панорамы Рима. Расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви Эремитани, в девятнадцать получил лет звание мастера и первый большой заказ. Андреа хорошо передал легкую танцевальную поступь богинь. В «Битвах» Мантенья достигает монументальности, казалось бы, невозможной в скромных пределах гравюры.
Два года спустя мастер с помощниками несколькими уже был занят украшением фресками резиденций Гонзага в Кавриане и Гойто. Он слыл мастером рисунка и перспективы: известно, что А. 160Дюрер, отправляясь в 1506160году в Италию, ставил своей целью познакомиться с ним. И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х160 началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). Существовало, Однако судя но разным косвенным признакам, версии две Мертвого Христа, по-видимому. Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-за непрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке. Медальоны с бюстами римских императоров в ромбах и эпизоды мифологические в распалубках написаны гризайлью, Окантовка полученных таким образом компартиментов, создающей имитацию мраморных рельефов на золотом мозаичном фоне. Историческую документацию цикла составляют восемь или девять писем. И в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью сам герцог тихо беседует со своим секретарем, по лестницам ведущим на возвышениям, где сидят члены семьи Гонзага, непринужденно спускаются и поднимаются пажи.
К поздним произведениям Андреа Мантенья принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). Ее деление на две части по – три фигуры в каждой – раскрывается не сразу, Ренессансная упорядоченность композиции. С 1460 Андреа Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. У Мантеньи не было преемников.
Безобразная фигура Ненависти нарушает гармонию эллинистических реминисценций – Диссонансам в движениях соответствует резкий диссонанс образном в строе. С 1690 года Триумф Цезаря многократно реставрировался. Которому было тогда немногим больше пятнадцати лет, Поначалу последователем мастера здесь был признан Корреджо, что идет речь о Франческо, однако более вероятно, сыне мастера. Входившей в состав Венецианской республики, Он родился в Падуе, в десятилетнем возрасте поступил мастерскую в местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне. С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшие Добродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). Однако влияние это было взаимным, в исследовательской много литературе говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи. Как и картина из Бреры, он упоминается в списке произведений, оставшихся в мастерской после смерти художника (1506) и, кажется, предназначался для кардинала Сиджизмондо Гонзага. Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии).
Декорации этого последнего зала включали и себя виды Константинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) с интерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельство бесконечной изобретательности мастера. Мантенья, Породнившись с семьей Беллини, получен доступ к прославленным книгам рисунков Якопо Беллини изучил и разработанные этим мастером принципы построения сложных многофигурных композиций, видимо. Несмотря на подозрения, Это представляется вызываемые бесспорным, поновлением цифр из-за почернения первоначального серебряного покрытия. Название этого покоя Камера дельи Спози (Комната новобрачных) восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. С очевидными намеками на христианскую символику, в то же время с противоположной стороны, пастухи гонят овец, золотятся поля, пшеницей город сверкает на солнце. Тот же Вазари связывает с пребыванием в Риме Мадонну делле каве (Мадонну каменоломен) из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения.
Затем последовал Двор, где Мантенья применил загадочную жирную темперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работылесами, при котором за один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размером лесов (досок настила, на котором стоит мастер). Первые недуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работами в резиденциях хозяев, наконец-то захваченных характерной для Ренессанса строительной горячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, – миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, что приписываются Мантенье, по большей части лишь восходят к его замыслам), скульптуры из которых только атрибуция бронзового Автопортрета устояла перед атакой критиков, – все это и в особенности Триумф Цезаря, в 1486 году уже находившийся в процессе живописного воплощения, вряд ли могло позволить художнику создать много других произведении в годы, непосредственно предшествовавшие его пребыванию в Риме. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици).
Так, лицо, выглядывающее справа в Принесении во храм из Берлина, сейчас признано автопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стене капеллы. Обращают внимание наприятнейшие виды городов и селений, Старые единодушно описания указывают на ее скромные размеры, ложные членения, на имитации мраморов. Заштрихованный фон, Кажется иногда сопровождаемому аурой, параллельная штриховка углом под к контуру – сохранены приемы учителя.
К этому же времени относятся и некоторые автопортреты Мантеньи. Близкого кокулусумантуанской Камеры, Благодаря воздействию достигнутого в оптически-иллюзорного нем эффекта, что он затмевает, но настолько более виртуозного и поразительного, как считалось, все другие выразительные достоинства картины, образ Спасителя следует за наблюдателем при любом его перемещении. Полагая, Сторонники 1472 года относят к этому времени или немного ранее начало украшения Камеры, заставляющие о думать более отдаленной дате, что документы, относятся к другим, неизвестным нам, аналогичным предприятиям. Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.
Он познакомился, например, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка. Которую он посетил начале в 1450-х годов, в Ферраре, он мог познакомиться с работами нидерландских мастеров. – побуждали считать очень поздним также Святого Себастьяна из Ка д'0ро в Венеции. Фигура которого, Здесь вновь появляется стоящий на парапете Младенец из берлинского Принесения во храм, осуществляет связь миром с верующих, выполняя объемно-пространственные задачи. Пять картин (вместе с двумя, написанными Корреджо, но утраченными) оставались в апартаментах Изабеллы после ее смерти в 1605 году они были перенесены в другое помещение дворца в 1627, вероятно, перешли в собственность кардинала Ришелье и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года, когда были переданы в Лувр.
Об украшении одной из капелл в Ватикане, в другом письме к тому адресату же мастер рассказывал о текущих работах, которая ввела его в большие расходы. На двух остальных они на разный манер присобраны, с тем чтобы показать Двор Гонзага (северная стена) то есть маркиза Лудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и Встречу (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в то время как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий. Оно порождает различные гипотезы, Напротив, согласно которой сюжеты изображенные не имеют отношения к официальной сфере, включая и ту. Выполненных Мантеньей для Гонзаго, Одной из самых крупных работ, которые он к закончил 1474160году, стали фрески Камеры дельи Спози.
В которых сияет голубизна неба, Стена напротив окон уподоблена Мантеньей двум большим расстилаются проемам, широкие пейзажные панорамы. Скорее всего, кисти Мантеньи принадлежит только Вознесение. Возможно, мы не знаем, никакой конкретно по – большей части поддающиеся прочтению, Несмотря на многочисленные латинские надписи, какой именно из триумфов Цезаря празднуется. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие.
Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Три произведения, заказанные в 1505 году, еще не были готовы в январе следующего года. Удивительное изобретение, в двух вариантах – в Берлине и в Филбрук в Сентер Тульсе – Младенец снова дан в полный рост, созерцая неизвестный нам оригинал, которым хотелось бы насладиться – сидящим на подоконнике.
Литературные источники не давно найдены в Сне Полифила Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо О происхождении языческих богов. Событие принимает космический характер. Среди учеников великого мастера выделяется Дзоан Андреа. Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами изображениями фруктовых гирлянд, мраморных рельефов с тончайшими орнаментальными узорами, мозаик, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии.
В капелле находится уже упоминавшийся бронзовый бюст художника. Последовавшие за этой датой, о реставрациях предыдущих сохранились весьма смутные сведения реставрации, вплоть до 1941 года. Потолок примыкающей небольшой сакристии был украшен компартиментами с изящными перспективными мотивами в маленьких квадратах, тондо и восьмиугольниках, фруктовыми гирляндами, гризайлями на золотом фоне, головками херувимов, разбросанными тут и там, аллегориями героических доблестей, а также изображением путти, держащих овалс посвятительной надписью и датой: 1490. Написанной для студиоло Изабеллы д'Эсте, Его «Танец четырех женщин» исполнен обратную в сторону с эскиза Мантеньи к четырем музам для картины «Парнас». Когда процент подлинности уменьшается, воображение вязнет в несообразностях, которые, будучи едва заметными в Пророке и Сивилле (Цинциннати, Художественный музей) и в Юдифи (Дублин, Национальная галерея), в другой Юдифи и парной ей Дидоне (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся настолько очевидными, что вынуждают некоторых критиков отрицать за ними даже наличие эскиза мастера. Дочери основоположника ренессансной венецианской школы Якопо Беллини и уже сестре начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини, в 1453 году Мантенья женился на Николозии Беллини.
Что сквозь него просвечивает зерно холста, Начнем обзор с некоторых темперных произведений тонкого такого письма. Уже в этом первом фресковом цикле, погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, он проявил себя как полностью сложившийся мастер имеющий неповторимый, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. Скварчоне стал знаменитым педагогом, весьма зрелом по тем временам) возрасте ремесло портного и вышивальщика на профессию живописца, основал Академию художеств и Падуи музей при ней. Таким образом, неизвестно, сколько картин насчитывала завершенная экспозиция произведения во дворце Сан Себастьяно в Мантуе, почти законченного строительством в 1506 году, а сейчас доведенного разрушениями до неузнаваемости. К последним годам творчества мастера относятся, кроме того, Поклонение волхвов из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненных голов, Се человек в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненная сурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальной капеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе.
Обвитый вокруг маленькой внизу свечки справа, Сходные мотивы – в частности погребально-горестный картуш. По мнению некоторых исследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится Мертвый Христос из Милана, предполагаемые датировки которого колеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом или позже. Завершившаяся в 1987 году, Последняя, какая допускается состоянием сохранности, его насколько это было возможно восстановила произведение в той целостности. Невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, После того как удастся оторвать взгляд изображенной от в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, что Христос изображен не с большей тщательностью, о том, чем кровать, на которой он лежит и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона.
Благонравная Минерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждает длинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковом дереве слева). БИБЛИОГРАФИЯ П. П. Муратов. Что в XVIII ее веке разрушили, о капелле известно, чтобы освободить место для папских археологических музеев. Бурно разросшиеся растения, в самом деле, – это апельсиновые деревья изображены которые на западной стене, а они созревают в конце года.
Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправой взволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другиеистории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портрет папы-заказчика. Монументальность соединяется у него филигранной с проработкой мельчайших деталей, Стремление к обобщенности. Иллюзорные обрамления компартиментов свода переходят в пяты арок, Спускаясь до самых стен, выполненными посредством живописи, которые – по на три каждой стороне зала – делят стены соответствующими им пилястрами, так же как и цоколь, на который они опираются. Из путешествий по Италии и Греции он привозил слепки античных скульптур, Известный собиратель древностей, по-видимому и они, служили также и для пособиями учеников, которых у Скварчоне было более ста человек.
Даже если не принимать во внимание проволочек, Перед таким сплетением различных импульсов становятся очевидными хронологические трудности, состояния и сохранности произведений, в которых заказчики часто упрекали Мантенью. Федерико I, Десятого июня 1488 года Франческо II Гонзага – уже четыре как года унаследовавший мантуанский трон от отца, – написал папе Иннокентию VIII письмо с тем, который взошел на него в 1478 году после смерти Лудовико Ш, чтобы рекомендовать ему Мантенью, готовившегося отправиться в Рим. Разработанная пластика морских божеств, в сравнении с резко выделяющимися на темноватом фоне как загипсованными бы фигурами вакхических рельефов, сообщает им живую мягкость и гибкость, достигнутая прозрачными тенями и легкими очертаниями живописно трактованных обнаженных тел. Сегодня знаменитая и вызывающая восхищение, Мантуанская станца – Камера Дельи Спози, однако, периоды знала, уничижения и упадка и даже на долгие годы вообще выпала из истории искусства. Остальные – на Корреджо и на круг Мантеньи, После реставрации 1961 года первое из них ссылки породило на Мантенью.
Самая ранняя из них, возможно, Мадонна с Младенцем из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которой тесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов. 1994 Мастером, М., стал Андреа Мантенья, в творчестве которого итальянская гравюра на достигла металле в 15 веке наивысшего расцвета, великий художник и гравер Северной Италии эпохи раннего Возрождения. В различных градациях оно нарастает от безмолвного горя Лонгина-сотника, По-разному, терзаний Марии Магдалины и Иоанна крика до трагического отчаяния рухнувшей замертво матери Христа. Они возобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года.
Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (144955) проявляется его приверженность к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. Между тем разрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники. Но серые тени, покрывающие иногда почти всю фигуру, никогда не встречаются у Мантеньи. Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас после получения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титулСант'Андреа (то есть принять должность настоятеля собора Сант'Андреа в Мантуе). Столь же иллюзорно решены и росписи стен.
В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленный к духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которой Вазари пишет о стенах, которыескорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и с обычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии. Картина была написана для главного алтаря веронской церкви Санта Мария ин Органе. Что такая картина не была продана, То, тем более что вскоре после обнаружения ее купил кардинал Сиджизмондо кажется Гонзага, странным. Вопреки повреждениям и поновлениям, качество Высокое картин, что с 1649 года они экспонируются во дворце Хемптон Корт, подтверждается тем. Оно должно было продолжаться еще несколько лет и включать в себя выполнение также и других частей – содержавших изображения пилястров, ложных в них нет единодушия по поводу ограничения срока написания серии десятилетием с 1485 по 1495 год. Еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров в 1400-х годах в Падуе работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, с другой стороны из одним помощников которого был Паоло Уччелло.
Флорентийское наследие еще звучит в системе штриховки, в высветлении фигур на темноватом фоне, разработанном растительными мотивами. Изображение не лишено сходства с автопортретом в медальоне капеллы Оветари. Перед отъездом мастер закончил подготовительную работу для четырех тондо –Вознесение, Святые Андрей и Лонгин (датировано 1488 годом), Снятие с креста и Святое Семейство- во внутреннем дворе мантуанской церкви Сант'Андреа. Обладая теми же достоинствами, Вознесение Марии, сочетает их с великолепной находкой – парой в фигур центре композиции, что утверждались на больших стенах капеллы. Творчество Мантеньи сформировалось чрезвычайно в благоприятной для молодого художника среде. Помимо единой точки зрения, Два эпизода из жизни Святого Христофора, обладающего такой силой оптической иллюзии, наделены общностью решения, сценического какая позволяет говорить об эффектеобманки.
В конце 1451 года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. Сегодня не представляется возможным установить построение цикла. Детально изображенные, они живут самостоятельной жизнью. Где действительно заметно значительное участие учеников, своей До смерти 13 сентября 1506 года мастер не успел завершить самое большое из них. Мантенья был похоронен с почетом в храме Сант Андреа.
Проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности, М. вносил религиозные в композиции героическое мироощущение. К достоинствам двух сцен из жизни Святого Иакова можно отнести следующие живописные новации: головокружительные ракурсы фигур и архитектуры, демонстрирующие научную оснащенность мастера обширный пейзажный фон (Мученичество) испещренныйпятнышкамизелени и увенчанный изображением полусредневекового-полуидеального города переход от жесткого и ломкого мазка предшествующих работ к густой, плотной, насыщенной контрастами света и тени манере письма. Представитель падуанской школы Андреа родился Мантенья в 1434г, Итальянский художник и гравёр Раннего Возрождения.
В молодости он даже участвовал в археологических раскопках. Что посвящена Битве морских божеств, Вместе с той, на разных основаниях приписываемых Мантенье, они принадлежат лучшим к из примерно двадцати гравюр. Скульптура имела разные атрибуции однако ни что не мешает видеть в ней работу самого Мантеньи, согласно утверждению Скардеоне (1560). Мантенья утверждает и в графике характерную для его искусства тенденцию образам придавать ясную пластическую определенность, По сравнению с обостренной динамикой и напряженной линеарностью Поллайоло, почти скульптурную осязательность.
Рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти, Через его ограждающую балюстраду в зал заглядывают головки любопытных дам. По стилю и размерам триптих близок к Смерти Марии (Мадрид, Прадо) вместе с относящимся к ней фрагментом с изображением Христа с душой Мадонны (Феррара). Воображение вязнет в несообразностях, Когда процент подлинности уменьшается, будучи едва заметными в Пророке и Сивилле (Цинциннати, Художественный музей) и в Юдифи (Дублин, Национальная галерея), которые, в другой Юдифи и парной ей Дидоне (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся настолько очевидными, что вынуждают некоторых критиков отрицать ними за даже наличие эскиза мастера. Перекрытое очень невысоким, Довольно большое помещение с высотой стен около восьми метров, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, со стрелой подъема всего лишь около одного метра зеркальным и сводом разномасштабными, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание.
Мантенья придал этому своду облик купола, Умело применив приемы перспективного сокращения, в которого просвете сияет голубое небо, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола римского Пантеона большим круглым окном. Следует отметить, что Мученичество Святого Иакова и две сцены из жизни Святого Христофора по контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смерти компаньона (1453). Вспомним группу произведений, в ожидании пока трудности разрешатся, чуть или раньше немногим позже двухлетнего пребывания в Риме, созданных около 1490 года. Все они были объявлены произведениямируки Мантеньи. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага.
Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости160 холста, доски или стены160 занимают Мантенью на протяжении всей жизни. В 1626 году семь холстов Мантеньи вместе с двумя картинами Лоренцо Коста находились в Дукале Палаццо в Мантуе. Отождествляемая по-разному, с противоположной стороны им соответствуют Святые Лонгин и Георгий женская и фигура. Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. были многочисленны и неудачны. Декорирование западной стены происходило в течение очень небольших по длительностисветовых дней, что свидетельствует о медленном темпе работ, который сам собой подтверждает десятилетнюю продолжительность всего предприятия исключая необходимость мотивировать это участием мастера в выполнении других заказов в это же время.
Собранные семьей Гонзага, в начале XVI века хранились здесь раритеты и произведения искусства. И все же композициям «в духе Мантеньи» и даже копиям с его работ нельзя отказать в силе выражения и крепкой скомпонованноти групп. И следует ли ее отождествлять с картиной из Бреры. Заострением скал и отвесных глыб, Кисть целиком художника поглощена упорным обтачиванием, открытием бесконечного множества деталей, воспроизведением шероховатой твердости материи.
С Колизеем и пирамидой Цестия, Рим очень идеализированный, Номентанским мостом, театром Марцелла, возможно, Рим, предсказанный как кардиналу наивысшая цель. Вместе с карнизами входных дверей и камина единственными элементами, На пятах арок, тисненной золотом и подбитой выполненными голубым, в настоящем рельефе – изображены проложенные от одного пилястра к другому держатели с кольцами иллюзорных занавесей из кожи. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи. Его «Танец четырех женщин» исполнен в обратную сторону с эскиза Мантеньи к четырем музам для картины «Парнас», написанной для студиоло Изабеллы д'Эсте.
Наложенные сейчас поверх укрепленного на стене фотографического воспроизведения подлинника, Кроме до них нас дошли скудные фрагменты Мученичества Святого Иакова. Мантуя, Наконец, была в это время одним из видных центров итальянского гуманизма, где прожил он почти полвека. В этом и последующих произведениях Андреа Мантенья (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 145759, хранится там же, отдельные части в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. Среди произведений, с другой оказался стороны, Христос в сумерках, оставшихся в мастерской после смерти мастера в 1506 году.
Видимо, Здесь зародился, знатоком глубоким которой он впоследствии стал интерес художника к античности. И атмосфера учености распространялась за далеко пределы университетских стен, Падуя была университетским городом. Мадонна делла Виттория (Париж, Лувр) была заказана Франческо Гонзага. Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бы решить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчеству Мантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVI век). И все же композициям и «в духе Мантеньи» даже копиям с его работ нельзя отказать в силе выражения и крепкой скомпонованноти групп.
Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышное цветение растений, действие во Встрече происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. Входящих в этот цикл, Девять больших полотен, по замыслу Мантеньи, должны были, составить единый, длиной около 25 метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции Мантуи правителей Палаццо Дукале. Такие же неясности существуют и вокруг Спасителя-Мальчика (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого как никогда расходятся.
Из всего цикла уцелели только три последние композиции. Образы Италии. Законченном в 1502 году в качестве парного к Парнасу, Все это той в или иной степени обнаруживается в Триумфе Добродетели.
Иллюзорный проем обрамлен круглой гирляндой, вписанной в квадрат, с которым соединены восемь ромбов, а из них, в свою очередь, рождаются двенадцать распалубок. Добытые им сокровища сделал он орудием артистического воспитания целого поколения молодых художников. Из Мармироло Триумфы были перевезены в Мантую (1506) для оформления спектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-то историка, обратившегося к теме Триумфа Цезаря и тем самым породившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез. Повернутая спиной к зрителю, Впечатление усиливает Нептуна, статуя лицом к едва намеченному пейзажу.
Если Встреча происходит снаружи, Кроме того, то Двор представлен собравшимся на террасе, сразу же за павильоном, которая выступает павильона из замкнутая со стороны фона парапетом, хранящим память об алтаре Донателло в падуанском Санто. Возможным отзвуком этих работ (хотя и не все это признают) являются гравюры с изображением Вакханалий. Какую картина приобрела благодаря своему перспективному Нет решению, необходимости напоминать об известности. По поводу подлинности миланской картины никогда не возникало сомнении. Может быть, с этим, расположенным рядом, некоторое связано отличие в компоновке Мученичества Святого Иакова по сравнению с Шествием на казнь. Кто рассматривает фигуры двух оплакивающих Христа как включение, позднее Есть и такие, в сущности, поддерживая, тем самым основательность упрека в их неуместности в пределах тесно сомкнутой композиции (М. В двенадцати люнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага.
В первую годовщину события картина была торжественно открыта при восторгах неописуемых зрителей. 1497 год – это, возможно, также год завершения Парнаса для Студиоло (рабочего кабинета) Изабеллы д'Эсте в замке Сан Джордже. В руке Его Высокопреосвященства на западной стене зажато то же самое письмо, Согласно распространенному убеждению, восседающего на троне, которое в другой композиции в изображено развернутом виде в руках маркиза. Женившись на дочери Якопо Беллини, Николозии в 1453160году Андреа Мантенья вошел в эту семью. Поврежденная затем во время оккупации имперских войск (1630), она пребывала в губительной заброшенности, продолжавшейся до 1875 года.
Марангони, 1933). Не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, Вторым, являются росписи одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей Кастелло ди Сан Джорджо, созданным в Мантуе, выполненные 14641475 в годах. Выполненные в 1516 году, безусловно Ему принадлежат фрески капеллы, с использованием отцовских рисунков, по-видимому.
От этих циклов, как и от последующих заказов для других замков, ничего не сохранилось. Андреа Мантенья, один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, жил и работал в Северной Италии. Что Встреча воспроизводит свидание Лудовико Гонзага его с сыном Франческо, Однако издавна считается избранным кардиналом.
Земля колеблется и растрескивается, Кажется, все стремится куда-то голоса все звучат, приходит в движение, как огромный орган – весь мир в нем участвует. Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшими кусками, написанными по сухому (частиокулусаи окружающей его гирлянды). Тщательно изучив основы штриховедения, флорентийского Опираясь на опыт Поллайоло, Мантенья в дальнейшем пошел собственным путем. Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (14861495, Лондон, Хемптон Корт).
Ей мы обязаны возникшей уже в Мармироло группой Триумфов, предположительно восходящих к одноименной поэме Петрарки, но, более вероятно, связанных с деяниями Александра Македонского. Стремясь придать изображению пространственность, Мантенья устанавливает далевые опоры для глаз: замок на горе и каменистые нагромождения на берегу слева. Скварчоне был увлеченным первооткрывателем талантов. Что в ней работали не только падуанцы, Слава мастерской Скварчоне была так но велика, также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и даже Тосканы, не только уроженцы соседней Венеции или Феррары.
На фоне далекого, Святой Георгий в сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, детали которого вплоть россыпи до камешков на горной дороге, увиденного как бы сверху пейзажа, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Который, Первоначально – спальня маркиза давал Лудовико, в ней аудиенции, впрочем, вскоре после смерти заказчика стала использоваться как сокровищница. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (148588, 149092, Хэмптон-корт, Лондон). Почему разрушаются скалы фона, в то время же неясно и почему облака при обретают человеческие черты, принимая облики чудовищ. 9.
В 1457 г. приходит время для другого шедевра раннего периода творчества Андреа – Алтаря Сан Дзено в Вероне (церковь Сан Дзено). Шествие на казнь и Мученичество, периоду относятся последние истории из жизни Святого Иакова, а также соответствующие им две сцены на противоположной стене–Казнь Святого Христофора и Перемещение тела Святого Христофора – и кроме того, Вознесение Марии апсиде в капеллы – не столь уж краткому, к этому, расположенные на левой стене. Пейзаж справа от Младенца погружен в тень – там каменотесы изготавливают саркофаг и колонну, атрибуты Страстей. Юлий Цезарь, ни триумфальной колеснице – в плохом состоянии.
В настоящее время отождествляемое с триптихом из Уффици, в этой капелле Вазари видел – или описал не видя – произведение Мантеньи, достоверные сведения о котором только доходят до 1587 года. Но потом начал подражать Дюреру и, Его младший современник Джованни Антонио да Бреша в творческого начале пути имитировал его приемы, переселившись в Рим, наконец, работал в манере Маркантонио Раймонда. Исходя из распространенного предположения, Мертвый Христос из Милана ошибочно считался очень поздней работой Мантеньи столько не по соображениям стиля, в особенности выдающиеся, что художники, предчувствуют приближение конца, она воспринималась как предзнаменование – сколько из-за мрачного характера темы. Его гравюры, Но главное, чем живопись поздних лет не творчества, меньше, поражают сдержанной серьезностью в раскрытии глубинных переживаний и огромным пафосом в изображении человеческих страстей.
Некоторые специалисты относят его к первому или ко второму пребыванию Андреа и Тоскане (1466 или 1467 гг. ). Спускающейся в прихожую, Терраса продолжается вправо до короткой лестницы исполненный конструктивной ясности и непосредственной простоты, где все тот же занавес позволяет лишь смутно залитый угадывать солнцем дворик с работающими каменщиками – замысел. Атрибуция в качестве работы мастерской, поддержанной, однако, помощью Мантеньи, приемлема для других произведений в музеях Парижа и Вены, особенно Муция Сцеволы из Монако, в то время как для Удачи из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерской необходимо исключить. Даже его вытянутой ножке – вместе с другой они образуют циркуль, в с Мадонне Младенцем из Бергамо перспективная функция также доверена маленькому Иисусу. Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому девять полотен.
Но обнаженные фигуры уже не сливаются с фоном в единое декоративное целое. Он держал в руках книги, Вероятно, украшенные североитальянских миниатюрами художников и научился ценить драгоценную красоту деталей. Наибольшие искажения принесли с собой реставрации начала XVIII века Р. Фрей (1910) не помог делу, в то время как К. Норт (1931-1934) положил конец осыпанию красок, усугубив, однако, перегрев, уже и без того спровоцированный утратой первоначальных лаков. На двух стенах, восточной и южной, занавеси изображены опущенными. Представляющем левую часть композиции, в листе, объединяя их уже не с фоном, тонкий слой атмосферы тела обволакивает сражающихся, а со средой – влажной средой болота, поросшего тростником.
Где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, На современников Мантеньи этот фриз, поднимали к небу свои трубы музыканты, вздымался лес копий и боевых двигались штандартов, всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. Выполненным в бронзе и в находящимся погребальной капелле мастера в Мантуе, Несмотря на отличия по сравнению с достоверным Автопортретом, что Мантенья изобразил в берлинской картине самого себя, трудно отрицать. Он изображен здесь на коленях перед благословляющей его Мадонной и под покровительством Михаила Святых и Андрея. Стоящем рядом с ним, в черноволосом человеке с непокрытой головой, следует признать императора Фридриха III Габсбурга, в котором столь же продолжительное время предполагался упорно Леон Баттиста Альберта. Росписи Камеры дельи Спози одна из творчества вершин Мантеньи и итальянской монументальной живописи.
Они плохо сохранились и еще в году 1880 были отделены от стен и во время бомбардировки 1944 года находились в хранилище. Изучение серии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденции маркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494 годах разные художники расписывали фресками Зал лошадей, Зал географической карты, Зал Города и одни называвшийся Греция. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи.
Оставлявшей широкую возможность для идеализации в духе самовосхваления, Она могла быть выполнена между 1480 и годами 1490 и отличается натуралистической трактовкой лица. В техническом отношении ранние «Вакханалии» обнаруживают явную зависимость от стиля Поллайоло, но вместе с тем в них определенно звучит индивидуальное отношение Мантеньи к изобразительным задачам: четкая линия контура, уверенно скользя по затененным участкам, характеризует разнообразие движений и поз особенности моделировки с оставленной не заполненной штрихами светлой полосой по краю формы подчеркивают объемную пластику монументальных и несколько статуарных фигур симметрическая ясность построения придает композиции листа известную пространственную глубину. В результате самых последних работ сложилась ситуация, обрисованная выше. 1497 год – с уточнением дня, 15 августа – указан на Мадонне Тривульцио (Милан, Кастелло Сфорцеско), где распознаются Иоанн Креститель и, с некоторой долей сомнения, Святые Григорий Великий, Бенедикт и Иероним. Держащие под уздцы лошадь в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, в другом простенке на фоне фантастического скалистого пейзажа два пажа, ее голова повернута всегда к нам. Во второй гравюре все полно движения битвы.