Мантенья придал этому своду облик купола, Умело применив приемы перспективного сокращения, в просвете которого сияет небо, голубое украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола римского Пантеона большим круглым окном. Христофора. По мнению некоторыхисследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится«Мертвый Христос» из Милана, предполагаемые датировки которогоколеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом илипозже. Название этого покоя Камера дельи Спози (Комната новобрачных) восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно.
Христофора» и «Перенесение тела св. Вместе с карнизами входных дверей и камина единственнымиэлементами, Напятах арок, тисненнойзолотом и подбитой голубым, выполненными в настоящем рельефе проложенные изображены от одногопилястра к другому держатели с кольцами иллюзорных занавесей из кожи. Главным в его творчестве стало развитие идеи синтеза искусств, сформулированной Однако, Донателло. Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного человека. Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатлениеглубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка напереходе к стенам), который, как Пантеон в Риме здание, служившее дляРенессанса образцом, раскрывается в свободный простор небес. Известность, Признание, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью в самых круг известных художников своего времени.
Зрительно облегченный окном, словно Свод, его поддерживают лишь эти опоры, воспринимался так. Кроме того, если «Встреча» происходит снаружи, сразу же за павильоном, то«Двор» представлен собравшимся на террасе, которая выступает изпавильона, замкнутая со стороны фона парапетом, хранящим память об алтареДонателло в падуанском Санто. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). 1455, Берлин, Государственные собрания), «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), «Портрет Карло Медичи» (Флоренция, Уффици), «Св. Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св. Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей.
Сколько картин насчитывала завершенная экспозиция произведения водворце Сан Себастьяно в Мантуе, Таким почти образом, неизвестно, законченного строительством в 1506 году, а сейчас доведенного разрушениями до неузнаваемости. Андреа в январе 1448 судебным путём расторг договор об усыновлении, как Так Скварчоне присваивал плату за них. Невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, что Христос изображен не с большей тщательностью, о том, чем кровать, на которой он лежит и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности упрощенности и почти неотделимы от фона. Мантуя, Наконец, была в это время одним из видных центров итальянского где гуманизма, он прожил почти полвека. Кэтому, не столь уж краткому, периоду относятся последние истории из жизниСвятого Иакова, расположенные на левой стене: «Шествие на казнь» и«Мученичество», а также соответствующие им две сцены напротивоположной стене – «Казнь Святого Христофора» и«Перемещение тела Святого Христофора и кроме того, ВознесениеМарии в апсиде капеллы. Волхвы таким образом устраняют все сомнения итеперь становится затруднительным отрицать связь между началом работы надмантуанским циклом и надписью «16 день июня» на откосе окна насеверной стене, тем более что сама надпись, так рельефно выделяющаяся, невырезана, как казалось ранее, но искусно выполнена в технике живописногосграффито полностью в мантеньевской манере. Где все тот же занавес позволяет лишь смутно угадыватьзалитый дворик солнцем с работающими каменщиками замысел, Терраса продолжается вправо до короткой лестницы, спускающейся в прихожую исполненныйконструктивной ясности и непосредственной простоты.
В единственной уцелевшей работе Скварчоне алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), сочетаются северные черты ипоиски тосканской школы. Бурно разросшиесярастения, в самом деле, это апельсиновые деревья, которые изображены на западной стене, созревают аони в конце года. Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому полотен. Все девять они были объявлены произведениями руки Мантеньи.
Его творчество стало главным связующим звеном ранним между Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Уже в период жизни у Скварчоне Мантенья написал много картин, который вскоре стали цениться выше работ его приёмного отца и учителя. Изображение не лишено сходства савтопортретом в медальоне капеллы Оветари. Они плохо сохранились и ещев 1880 году были отделены от стен и во время 1944 бомбардировки года находилисьв хранилище. Сохранились лишь две упомянутые выше композиции истории св. Сила его духа превозмогает физические страдания.
Завершившаяся в 1987 году, Последняя, какая допускается состоянием егосохранности, насколько это возможновосстановила было произведение в той целостности. Наделены общностью сценического решения, обладающего такой силой оптической иллюзии, Два эпизода из жизни Святого единой Христофора, помимо точки зрения, какая позволяет говорить об эффектеобманки. На фоне далекого, Святой в Георгий сияющих серебристых латах и пронзенный стрелами Святой Себастьян изображены на этих миниатюрных композициях крупным планом, детали которого вплоть до россыпи камешков на горной дороге, увиденного как бы сверху пейзажа, выписаны тончайшей кисточкой со скрупулезной точностью. Монументальность соединяется у с него филигранной проработкой мельчайших деталей, Стремление к обобщенности.
Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий. Не менее великолепным и прекрасно сохранившимся монументальным циклом Мантеньи, Вторым, являются росписи одного из залов в старой части огромного дворца мантуанских правителей Кастелло ди Джорджо, Сан созданным в Мантуе, выполненные в 14641475 годах. Что такая картина не была продана, кажется странным, То, тем что более вскоре после обнаружения ее купил кардиналСиджизмондо Гонзага. Стоящем рядом с ним, в черноволосом человеке с непокрытойголовой, следует признать императора Фридриха IIIГабсбурга, в котором столь же продолжительное время Леон упорнопредполагался Баттиста Альберта.
Христофора и «Вознесение Богоматери», которые из-за очень плохого состояния еще в 1880-х были перенесены на холст. Несмотря на отличия по сравнению с достоверным«Автопортретом», выполненным в бронзе и находящимся в погребальнойкапелле мастера в Мантуе, трудно отрицать, что Мантенья изобразил в берлинскойкартине самого себя. Но являлась ли она подлинным произведением художника. Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (Парнас или Царство Венеры, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе Самсон и Далила (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон) исполненное драматизма и композиционной остроты полотно Мертвый Христос (около 1500, Галерея Брера, Милан). Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431160году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. Хотя в ней и распознается подпись Андреа, Записка правой в рукекардинала Франческо, остается нечитаемой, даже послепоследней тщательной расчистки Встречи. В двенадцатилюнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага.
Входившей в состав Венецианской республики, Он родился в в Падуе, десятилетнем возрасте поступил в мастерскую местного второстепенного живописца Франческо Скварчоне. Но и одним из крупнейших граверов Возрождения, был Мантенья не только прекрасным рисовальщиком. «Поклонение пастухов» (1440-1450, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Св. Что в 14431448 годах в Падуе работал Донатело, Его развитию то, способствовало один из крупнейших скульпторов Раннего Возрождения.
БлагонравнаяМинерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждаетдлинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковомдереве слева). Женившись на дочери Якопо Николозии Беллини, в Андреа 1453160году Мантенья вошел в эту семью. Работавший вместе с ним капелле в Овётари, Его учеником был знакомый Мантеньи Никколо Пиццоло. Заострением скал и отвесных глыб, Кисть художника целиком поглощенаупорным обтачиванием, бесконечного открытием множества деталей, воспроизведениемшероховатой твердости материи. Около 1495 маркиза мантуанская Изабелла обратилась д'Эсте к самым знаменитым художникам своего времени с заказом относительно написания картин для её кабинета.
Пространство между столбами на двух стенах закрыли искусно написанные портьеры. Эта капелла принадлежала семье Оветари. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитектуры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, активно воздействующей на него среде. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей – интерес к и точной тщательной, Андреа Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия.
В его обязанности придворного мастера, помимо исполнения живописных работ, входили оформление праздников и спектаклей, создание рисунков для ковров, ювелирных изделий и т. п. В Мантуе Андреа Мантенья прожил сорок пять лет, сформировав художественную атмосферу города. Известно, ставил своей целью познакомиться с ним, отправляясь в 1506160году в Италию – А. 160Дюрер, что Он слыл мастером рисунка и перспективы. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с Триумфом Цезаря (1485-1488, 1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон). Творчество Мантеньи сформировалось в чрезвычайно благоприятной молодого для художника среде.
Декорациякомнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной всеверной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, вцентре которого находится знаменитый окулус с переданной в ракурсе снизувверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы сцветами, павлина. Начавший её Пиццоло, в 1453 художник был убит и «Историю св. На двух остальных они на разный манер присобраны, с темчтобы показать Двор Гонзага (северная стена) то есть маркизаЛудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и»Встречу" (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в товремя как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль.
Для которого собрал крупную коллекцию предметов классического искусства, Большую часть жизни Мантенья придворным состоял художником герцога Мантуанского. С Колизееми пирамидой Цестия, Рим очень идеализированный, Номентанским мостом, театром Марцелла, Рим, предсказанный возможно, кардиналу как наивысшая цель. Золотятся пшеницей поля, пастухи гонят овец, в то время же с противоположной стороны, с очевидными намеками на христианскую символику, город сверкает на солнце. После этогооткрытия персонаж «Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, долженрассматриваться как Кристиан I Датский.
В «Успении Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревяннойскульптуры. В молодости он даже участвовал в археологических раскопках. Пять картин (вместе с двумя, написанными Корреджо, ноутраченными) оставались в апартаментах Изабеллы после ее смерти в 1605 годуони были перенесены в другое помещение дворца в 1627, вероятно, перешли всобственность кардинала Ришелье и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года, когда были переданы в Лувр.
Считается, что они выполнены после поездки Мантеньи в Тоскану (1466 – Флоренция, 1467 – Пиза). Мантенья был также блестящим рисовальщиком, но рисунков его сохранилось очень мало. В 1626 году семь холстовМантеньи вместе с двумя картинами Лоренцо Коста находились в Палаццо Дукале вМантуе. Иследует ли ее отождествлять с картиной из Бреры. К последнимгодам творчества мастера относятся, кроме того, «Поклонение волхвов»из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненныхголов, «Се человек» в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненнаясурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальнойкапеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. К 1461 относят «Успение Марии» (Мадрид, Прадо).
Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. В 1441160году десятилетний Андреа был отдан в подмастерья падуанскому Франческо художнику Скварчоне. Декорации этого последнего зала включали и себя видыКонстантинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) синтерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельствобесконечной изобретательности мастера. Вскоре Мантенья сблизился с венецианским живописцем Главным произведением падуанского периода жизни Мантеньи Андреа стали росписи капеллы Св.
Из всего цикла уцелели только три последниекомпозиции. Где к стенам Рима на фоне холмов торжественным маршем подходили несущие военные трофеи легионеры, На современников Мантеньи этот поднимали фриз, к небу свои трубы музыканты, вздымался лес копий и боевых штандартов, двигались всадники и боевые слоны, проезжал на своей колеснице Юлий Цезарь, должен был произвести ошеломляющее впечатление и поразить их достоверностью созданной картины. По крайнеймере, Если в первой из них можно, различить руку Мантеньи, отчасти, то в «Крещении» становитсяпроблематичным признать даже опору на его замысел, настолько тяжеловесно инеловко письмо, своим обязанное возникновением кому-то другому. 1460-ми датируется также триптих из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов» и «Обрезание»). Перекрытое очень невысоким, Довольно большое помещение с высотой стен около восьми метров, асимметрично расположенными окнами и дверями было превращено им, стрелой со подъема всего лишь около одного метра зеркальным сводом и разномасштабными, благодаря иллюзорной архитектуре и тонко рассчитанным перспективным эффектам, в прекрасное, полное гармонии и упорядоченности центрическое здание. В которых сияет голубизна неба, Стена напротив уподоблена окон Мантеньей двум большим проемам, расстилаются широкие пейзажные панорамы. Как гравюра на меди, с его именем связаны произведения такого вида графики, которая также способствовала распространению известности. Мантенья его работал и как скульптор. Пластика фигур в его композициях свидетельствует о незаурядном даровании ваятеля.
В«Мадонне с Младенцем» из Бергамо перспективная функция также доверенамаленькому Иисусу, даже его вытянутой ножке вместе с другой они образуютциркуль. Она могла бы послужить для нас ключом к расшифровке композиции»Двор", которая не являет собой просто портрет семьи маркиза (вотсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты вправой части росписи. Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бырешить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчествуМантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVIвек).
Так и иконографией, Изображенная в сложном ракурсе поражает фигура и даже вводит в недоумение как своим композиционным построением. Правая сторона капеллы посвящалась истории св. Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшимикусками, написанными по сухому (части окулуса и окружающей его гирлянды). Затем последовал «Двор», где Мантенья применил загадочную жирнуютемперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работы лесами, при которомза один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размеромлесов (досок настила, на котором стоит мастер).
Величием, Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, даже в небольших композициях его всегда присутствует монументальное начало, героическим пафосом. С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466-1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 – Рим). Один из ведущих мастеров Раннего Возрождения, Мантенья, Андреа жил и работал в Северной Италии. Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441-1448) изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой испытал воздействие творчества Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Шедевром графического искусства считается знаменитая «Юдифь».
Кторассматривает фигуры двух оплакивающих Христа как позднее включение, поддерживая, Есть и такие, тем самым основательность упрека в их неуместности впределах тесно композиции сомкнутой (М, в сущности. Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (14861495, Лондон, Хемптон Корт). Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости160 холста, доски или стены160 занимают Мантенью на протяжении всей жизни. Которую он посетил в начале 1450-х в годов, Ферраре, он мог познакомиться с работами нидерландских мастеров.
Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внутреннее пространство Камеры. Между темразрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники. Фрески одного из залов дворца мантуанского герцога стали одной из самых значительных работМантеньи. Замкнутый плохо и освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пейзажное пространство павильона.
Рядом с ними резвятся пухлые младенцы-путти, Через ограждающую его балюстраду в зал головки заглядывают любопытных дам. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо. Кажется, Иконографическиеисточники имевшимися тогда в Падуе, Венеции, ограничиваются древностями, Вероне, Мантуе, что подтверждает слабое воздействие римскихвпечатлений классическую на эрудицию художника. По лестницам ведущим на возвышениям и в то же время торжественность соединяется здесь с непринужденностью сам герцог тихо беседует со своим секретарем, непринужденно спускаются и поднимаются пажи, сидят где члены семьи Гонзага.
Онивозобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. В капелле помещены картины «ДниСвятого Семейства» и «Крещение Христа», темы которых оправданыпосвящением капеллы Иоанну Крестителю. Р. синьорини принадлежит также открытие портрета художника в одной изорнаментальных масок западной на стене, Помимо обнаруженияволхвов.
Послание вручается в присутствии членов семьи и придворных. Возможно, Мантенья занимался и скульптурой. Открытыйв природу, Такимобразом Камера живописной средствами декорации превращена в павильон. Круглой скульптурой, Архитектура украшена медальонами с портретами римских императоров и сценами античной из жизни. «Шествие на казнь» и«Мученичество», периоду относятся последние истории из жизниСвятого Иакова, а также соответствующие им две сцены напротивоположной стене – «Казнь Святого Христофора» и«Перемещение Святого тела Христофора и кроме того, ВознесениеМарии в апсиде капеллы – не столь уж краткому, Кэтому, расположенные на левой стене.
Марангони, 1933). Ей близка«Мадонна Батлер» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия снеизвестного оригинала. Росписи на левой стене на сюжеты истории св. Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту. Ее придворный художник, Андреа Мантенья, преемник Мантеньи и Лоренцо Коста, написали по полотна, два а Перуджино – одно. Нередко его композиции так насыщены декоративными элементами изображениями фруктовых гирлянд, мраморных рельефов с тончайшими орнаментальными узорами, мозаик, что вызывают в памяти расточительное богатство форм архитектуры и пластики Северной Италии. Вплоть до 1941 года, реставрациях Опредыдущих сохранились весьма смутные сведения реставрации, последовавшие за этой датой. В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленныйк духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которойВазари пишет о стенах, которые скорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и собычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии.
Поверхность каждой стены была разделена на три части. Итальянский художник и гравер эпохи Раннего Возрождения. Падуанский компаньон Мантеньи Никколо Пиццоло выполнил несколько фигур в конхе апсиды и начал сцену «Вознесение Богоматери» на ее стене.
Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышноецветение растений, действие во «Встрече» происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. Росписи левой стены и апсиды, а также выполнение терракотового алтаря поручались падуанцам Мантенье и Никколо Пиццоло. Потолокпримыкающей небольшой сакристии был украшен компартиментами с изящнымиперспективными мотивами в маленьких квадратах, тондо и восьмиугольниках, фруктовыми гирляндами, гризайлями на золотом фоне, головками херувимов, разбросанными тут и там, аллегориями героических доблестей, а такжеизображением путти, держащих овал с посвятительной надписью и датой: 1490. Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправойвзволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другие истории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портретпапы-заказчика. «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), Антоний» (Падуя, Городской музей), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Юдифь» «Софонисба», (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Ажаль. Который также считается его работой, в погребальной капелле Андреа Мантеньи в церкви Сант-Андреа находится бронзовый – бюст портрет художника, скорее, но, выполнен по его модели Джан Марко Кавалли.
Картины не вполне сочетаются по размерам и были составлены вместе только в 1827. Однако влияние это было взаимным, в исследовательской литературе много говорится влиянии о творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи. С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшиеДобродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). Во всяком случае, вместес рассматриваемыми ниже картинами Мантеньи и «Борьбой между Любовью иЦеломудрием» Перуджино, в серию входила также «Аллегория»Лоренцо Коста. Две картины Андреа Мантеньи это - «Парнас» и «Паллада изгоняющая пороки из сада добродетелей». И атмосфера учености распространялась за далеко пределы университетских стен, Падуя была университетским городом.
Триумфальными арками и руинами древних зданий, Изображенное них на пространство организовано колоннадами. Это открытие восполняет вызывавшеенедоумение отсутствие художника автопортрета в Камера дельи Спози. Что с апреля 1481 года мастер работал в резиденциимаркизов в Мармироло (также разрушена), Изучениесерии затрудняется тем, «Залгеографической карты», где под руководством его в 1491-1494годах разные художники расписывали фресками «Зал лошадей», «Зал Города» и одни называвшийся«Греция». Картина из музея Польди-Пеццоли, например, покрыта толстым слоем пожелтевшего лака, который отчасти может бытьпричиной восхитительной сочности живописи Такие же неясности существуют ивокруг «Спасителя-Мальчика» (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого как никогда расходятся. В 1443 глава семьи, Антонио Оветари, завещал 700 дукатов на ее украшение. Скварчоне был глубоким энтузиастом классическойдревности.
Который, Первоначально спальня маркиза Лудовико, вскоре после смерти заказчика использоваться стала каксокровищница, впрочем, давал в ней аудиенции. Росписи Камеры дельи Спози одна из вершин творчества и Мантеньи итальянской монументальной живописи. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. Изящные колоннады органично включаются в общую пластическую композицию. Любовь к декоративности и нарядности, Но одновременно он от унаследовал своих североитальянских предшественников вкус к деталям. Недавняяреставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-занепрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке.
Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди Битва морских божеств, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки. Величественностью изображенных образов, Торжественность атмосферы выражена нарядным цветовым строем работы с преобладанием синей краски и золота, в которой движения персонажей из глубины завершается на переднем плане, соответствующей и им композицией. Иллюзорные обрамлениякомпартиментов свода переходят в пяты арок, Спускаясь до самых стен, выполненными посредствомживописи, которые по три на каждой сторонезала делят стены соответствующими им пилястрами, так же как и на цоколь, который они опираются. Литературные источники не давно найдены в «СнеПолифила» Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо «Опроисхождении языческих богов». Возможным отзвуком этих работ (хотя и не все этопризнают) являются гравюры с изображением Вакханалий. Все это втой или иной степени обнаруживается в «Триумфе Добродетели», законченном в 1502 году в качестве парного к «Парнасу». Вписанной вквадрат, Иллюзорный проем круглой обрамлен гирляндой, а из них, с которым соединены восемь ромбов, в свою очередь, рождаютсядвенадцать распалубок.
С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. В новом палаццо Реверс на берегу По, в первые годы он выполнил монументально-декоративных много работ в загородных резиденциях Гонзага – на виллах Кавриана и Гойто. Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фрескахгдепоследовательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о прибытии сына. Христофора»).
Обращают внимание на приятнейшие виды и городов селений, Старые описания единодушно указывают на ее скромныеразмеры, ложные членения пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке, наимитации мраморов. «Парнас», оконченный в 1497, стал одной из лучших работ Мантеньи. ИзМармироло «Триумфы» были перевезены в Мантую (1506) для оформленияспектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-тоисторика, обратившегося к теме «Триумфа Цезаря» и тем самымпородившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез. Пейзаж в этой картине представляет вид на мост через Минчо, напротив замка Сан-Джорджо. Следует отметить, что»Мученичество Святого Иакова" и две сцены из жизни Святого Христофорапо контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смертикомпаньона (1453).
По поводу подлинностимиланской картины никогда не возникало сомнении. В частности, Иллюзионистические эффекты этих росписей, предвосхищают поиски аналогичные Корреджо имитация круглого окна в потолке. Она выражается то –струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклонении волхвов» из нью-йоркского музея Метрополитен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». В готическом искусстве скульптура и имели живопись подчиненное значение по отношению к архитектуре. Еще подростком он познакомился с искусством флорентийских мастеров в 1400-х годах Падуе в работал крупнейший скульптор Флоренции Донателло, с другой стороны, одним из помощников которого был Паоло Уччелло.
Однако судя но разнымкосвенным признакам, существовало, по-видимому, две версии «МертвогоХриста». В которых заказчики частоупрекали Мантенью, Перед такимсплетением различных импульсов очевидными становятся хронологические трудности, даже если не принимать во внимание проволочек и состояния сохранности произведений. Удивительное изобретение, которым хотелось бы насладиться, в двух вариантах в Берлине и в Филбрук Сентер в Тульсе Младенецснова дан полный в рост, созерцая неизвестный нам оригинал – сидящим на подоконнике. Здесь снова был использовантрадиционный способ работы фреской – наступила Далее очередьвосточной и южной стен с опущенными занавесами. Первыенедуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работами в резиденцияххозяев, наконец-то захваченных характерной для Ренессанса строительнойгорячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, что приписываютсяМантенье, по большей части лишь восходят к его замыслам), скульптуры изкоторых только атрибуция бронзового «Автопортрета» устояла передатакой критиков, все это и в особенности «Триумф Цезаря», в 1486году уже находившийся в процессе живописного воплощения, вряд ли моглопозволить художнику создать много других произведении в годы, непосредственнопредшествовавшие его пребыванию в Риме.
Его же мы находим и в декорации последнейстены с изображением «Встречи», выполнявшейся методом световогодня, когда художник смачивал только такой участок поверхности, какой можноуспеть расписать при естественном освещении. Оговорив в контракте право брать заказы со и стороны право постройки своего дома, в 1459 художник переехал в Мантую. Что внес флорентийский мастер в развитие ренессансного искусства, Главное, был синтез и скульптуры архитектуры. Чтосвидетельствует о медленном темпе работ, Декорирование западной стеныпроисходило в течение очень небольших по длительности дней, световых исключая необходимостьмотивировать это участием мастера в выполнении других заказов в это же время, который сам собой подтверждаетдесятилетнюю продолжительность всего предприятия. Правую стену и входную арку должны были расписать венецианцы д'Алеманья Джованни и Антонио Виварини, Свод. Дочери основоположника ренессансной венецианской школы Якопо Беллини и сестре уже начавших свою художественную карьеру живописцев Джентиле и Джованни Беллини, в году 1453 Мантенья женился на Николозии Беллини. Собранные семьей Гонзага, в начале XVI века здесь раритеты хранились и произведения искусства. Антоний» (Падуя, Городской музей), «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека).
Погибшем в 1944 году во время бомбардировки Падуи англичанами, Уже в этом первом фресковом цикле имеющий неповторимый, он проявил себя полностью как сложившийся мастер, несколько жесткий стиль, великолепно владеющий рисунком, перспективой, композицией, обладающий незаурядной архитектурной фантазией, склонностью к холодному, суровому величию. Поврежденная затем во время оккупации имперских войск (1630), онапребывала в губительной заброшенности, продолжавшейся до 1875 года. О нём много спорили, Им горячо восхищались, но тонкости все аллегорий этой работы так до конца так и не выяснены. Что сквозь негопросвечивает зерно холста, Начнем некоторых обзорс темперных произведений такого тонкого письма. Художник изобразил изящную ограду, сложной в для построения перспективе и заглядывающих через него вниз амуров и членов герцогского дома, которой окно обнесено снаружи. Наложенные сейчас поверх укрепленного на стенефотографического воспроизведения Кроме подлинника, них до нас дошли скудные фрагменты МученичестваСвятого Иакова.
Сегодня знаменитая и вызывающая восхищение, Мантуанскаястанца Камера Дельи Спози, периоды уничижения и и упадка даже на долгие годы вообще выпала изистории искусства, знала, однако. Правитель Мантуи, в 1456 годумаркиз Лудовико III Гонзага, направил Андреа к приглашениеприбыть нему в качестве придворного живописца. Ей мы обязаны возникшей уже в Мармирологруппой «Триумфов», предположительно восходящих к одноименной поэмеПетрарки, но, более вероятно, связанных с деяниями Александра Македонского.
Иакова Мантенья выполнил целиком, как и, вероятно, большую часть декора входной арки. Рисовать эскизы костюмов, На службе мантуанского у герцога ему приходилось оформлять праздники и спектакли, ювелирных изделий, ковров. Две картины Андреа Мантеньи - это «Парнас» и «Паллада изгоняющая пороки из сада добродетелей». Мантенья был одним из наиболее сложных и разносторонних художников Возрождения. Его Раннего живописные и графические произведениясовершенныпо исполнению и им сопутствуют высокие нравственные идеи. Если в первой из них можно, по крайнеймере, отчасти, различить руку Мантеньи, то в «Крещении» становитсяпроблематичным признать даже опору на его замысел, настолько тяжеловесно инеловко письмо, обязанное своим возникновением кому-то другому. В одной из двух украшающих ее вертикальных композиций сцена встречи Мантуи правителя и его сына-кардинала на фоне далекой панорамы Рима. Созданных Донателло для флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и собора Прато, в В кафедрах для певчих, архитектура подчеркивает ценность произведения самого по себе.
Установить последовательность исполнения росписей сложно: в 1944 капелла была разрушена английской бомбардировкой и современный исследователь имеет в распоряжении лишь довоенные фотографии. Два года спустя мастер снесколькими помощниками уже был занят украшением фресками резиденций вКавриане Гонзага и Гойто. Сегодня непредставляется возможным установить построение цикла. Выполненных Мантеньей для Гонзаго, Одной из самых крупных работ, которые закончил он к 1474160году, стали фрески Камеры дельи Спози. Эта композиция стала одним из первых групповых портретов итальянской в ренессансной живописи. Христофора в церкви Эремитани.
Расписав фресками капеллу Оветари падуанской церкви Эремитани, в девятнадцать получил лет звание мастера и первый большой заказ. На двух стенах, восточной и южной, занавесиизображены опущенными. С целью приближения их к идеалу, Идея художника состояла во введении зрителя в художественный мир создаваемого пространства и активизации духовных его сил, соответствующему гуманистической ренессансной традиции. Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета.
Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас послеполучения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титул Сант'Андреа (то есть принять должность настоятеля собора Сант'Андреа в Мантуе). Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х160 началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). Покровительствующим развитию наук и искусств, Лодовико просвещенным показан государем, в окружении состоящих при его дворе гуманистов. Мантенья, Породнившись с семьей Беллини, получен доступ к прославленным книгам рисунков Якопо Беллини и разработанные изучил этим мастером принципы построения сложных многофигурных композиций, видимо. В конце 1451года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств.
Благодаря воздействию достигнутого внем оптически-иллюзорного эффекта, близкого к окулусу мантуанской Камеры, нонастолько более виртуозного и поразительного, что он затмевает, как считалось, все другие выразительные достоинства картины, образ Спасителя«следует» за наблюдателем при любом его перемещении. Изучениесерии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденциимаркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494годах разные художники расписывали фресками «Зал лошадей», «Залгеографической карты», «Зал Города» и одни называвшийся«Греция». В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже после его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся драпировки. Историческуюдокументацию цикла составляют восемь или девять писем. А в 1450 Джованни д'Алеманья умер, Венецианцы расписали только свод и Виварини отказался дальнейших от работ.
Переговоры шли в течение трех лет. Еще в 1453 Мантенья был приглашен на службу Мантуи правителем маркизом Лодовико II Гонзага. В этой технике исполнен его шедевр – «Юдифь» (Флоренция, Уффици). К этому же времениотносятся и некоторые автопортреты Мантеньи. Его идеальное пространство способствует изменению восприятия конструкции реальной интерьера. Добытые им сокровища он сделал орудием воспитанияцелого артистического поколения молодых художников. Он держал в руках книги, Вероятно, украшенные миниатюрами североитальянских художников и ценить научился драгоценную красоту деталей.
Себастьян» (1490, Венеция, Ка д'Оро), алтарь Тривульцио (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мадонна с Младенцем» (1495-1505, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (Лондон, Национальная галерея), «Св. Чуть «жестковатый» натурализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов. Подтверждается тем, Высокое качество картин, вопреки повреждениям и поновлениям, что с года 1649 ониэкспонируются во дворце Хемптон Корт.
Принцип равной значимости скульптуры и архитектуры наиболее полно воплощен Донателло в алтаре большом для Санто. Среди литературных источников, которые мало-помалу определились, присутствуют истории Тита Ливия, Анниана, Иосифа Флавия, Светония, Плутарха все имевшие хождение в Венеции в 1450-1475 годах из новых текстов, появившихсяв это же время, утраченный труд Д. Марканова, друга Мантеньи, «Римторжествующий» Флавио Бьондо, «О военным деле» Валтурия. Что в XVIII веке ее о разрушили, капеллеизвестно, чтобы освободить место для папскихархеологических музеев. Он познакомился, например, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка.
Чтопосвящена Битве морских божеств, Вместе с той, на разных основаниях приписываемых Мантенье, они к принадлежат лучшим из примерно двадцатигравюр. И его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, Художник Андреа был Мантенья также новатором в области гравюры, на Дюрера, в частности. Здесь вновь появляется стоящий на парапете Младенец изберлинского «Принесения во храм», фигура которого, выполняяобъемно-пространственные задачи, осуществляет связь с миром верующих. Скварчоне стал знаменитым педагогом, весьма зрелом по тем временам) возрасте ремесло портного и вышивальщика на живописца, профессию основал Академию художеств Падуи и музей при ней. Входящих в этот цикл, Девять больших полотен, замыслу по Мантеньи, должны были, составить единый, длиной около 25 метров фриз, предназначенный для одного из залов обширной резиденции правителей Мантуи Палаццо Дукале. Почемуразрушаются скалы фона, в то же время неясно и почему при облака обретаютчеловеческие черты, принимая облики чудовищ.
Которому было тогда немногим большепятнадцати лет, Поначалу последователеммастера здесь был Корреджо, признан что речь идет о Франческо, однако более вероятно, сыне мастера. Ему безусловно принадлежат фрески капеллы, выполненные в 1516 году, по-видимому, с использованием отцовских рисунков. Полагая, Сторонники 1472 года относят кэтому времени или немного ранее начало украшения Камеры, заставляющие думать о более отдаленной дате, относятся чтодокументы, к другим, неизвестным нам, аналогичным предприятиям. В поздних работах также применяя размывку, Он выполнял их в основном пером на тонированной бумаге.
Сменивший в тридцатилетнем (т. 160е. Христофора» завершил Мантенья – двумя композициями («Мученичество св. Однакоиздавна считается, что «Встреча» воспроизводит свидание ЛудовикоГонзага с его сыном Франческо избраннымкардиналом.
Эуфемия» (1454, Неаполь, Каподимонте), «Принесение во храм» (ок. С другой стороны, среди произведений, оставшихся в мастерской после смерти мастера в 1506 году, оказался «Христос в сумерках». Видимо, Здесь зародился, знатоком глубоким которой он впоследствии стал интерес художника к античности. Возможно, мы незнаем, никакойконкретно – по большей части поддающиеся прочтению, Несмотря латинские намногочисленные надписи, какой именно из триумфов Цезаря празднуется. Тот же Вазари связываетс пребыванием в Риме «Мадонну делле каве» («Мадоннукаменоломен») из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения. Пейзаж справа от Младенца погружен в тень там каменотесы изготавливаютсаркофаг и колонну, атрибуты Страстей.
16 мая 1448 его вдова Императриче Каподилиста наняла для написания фресок группы две мастеров. Живописная манера художника Андреа Мантенья отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455, почти полностью погибли в 1944 алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-1459, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур). Скварчоне был увлеченнымпервооткрывателем талантов. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души». С этим, может быть, связано некоторое отличие в компоновке«Мученичества Святого Иакова» по сравнению с «Шествием наказнь», расположенным рядом.
Держащие под уздцы лошадь в ее изображении Мантенья использовал любимый художниками Возрождения эффект под каким бы углом зритель ни смотрел на эту лошадь, в другом простенке на фоне фантастического скалистого пейзажа два ее пажа, голова всегда повернута к нам. Сходных с теми, Влияние Донателло обнаруживается у Мантеньи в особенностях перспективных построений, что Донателло использовал в рельефах алтаря главного для собора в Падуе. Он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, работал гризайлью, делал много набросков карандашом – этот интерес и привел его к тому, Возможно, но что в XV160веке своего названия еще не имело, что сегодня мы назвали бы графикой, но определялось, скорее всего, как тоновой рисунок.
Изобразив сцены из жизни и гибель мучеников раннего христианства Св. Иакова и Св. Христофора. Достоверность изображаемой истории была одной важных из составляющих гуманистической теории искусства, в этих композициях Мантеньи стремился создать образы императорского Рима, выдающийся архитектор и мыслитель Раннего Возрождения, основоположником которой был Леон Батиста Альберти. В руке ЕгоВысокопреосвященства на западной стене зажато то же самое письмо, Согласно распространенному убеждению, восседающегона троне, которое вдругой композиции изображено развернутом в виде в руках маркиза. собеседование» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Св. Ведущего мастера падуанской школы, Искусству Мантенья, проникнутое пафосом утверждения достоинства человеческой личности присущи мироощущение, героическое, приверженность к четкой архитектонической композиции. были многочисленны инеудачны. А с северной стороны лоджия, с запада в их просветы пейзаж открывается с фигурами, где собиралось семейство герцога Гонзага. Живопись Камеры дельи Спози была выполнена художникоммежду 1471 и 1474 годами.
Самая ранняя из них, возможно, «Мадонна сМладенцем» из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которойтесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов. Какую картина приобрелаблагодаря своему перспективному решению, Нет напоминать необходимости об известности. Из путешествий по Италии и Греции он привозил слепки античных скульптур, Известный древностей, собиратель по-видимому и они, служили также и пособиями для учеников, которых у Скварчоне было более ста человек. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза реальной и нарисованной архитектуры. От этих циклов, как и от последующих заказов для другихзамков, ничего не сохранилось. Георгий» (1467, Вена, галерея Академии художеств), «Мадонна перед карьером» (конец 1460-х, Флоренция, Уффици), «Св. Рисунков художника сохранилось немного. Как правило, они выполнены пером на тонированной бумаге.
Онодолжно было продолжаться еще несколько лет и включать в себя выполнение идругих также частей – содержавших изображения ложных пилястров, в них нет единодушия поповоду ограничения срока написания серии десятилетием с 1485 по 1495 год. Все они известны лишь по документам, в частности из стихотворного описания палаццо Реверс, сделанного другом Мантеньи – гуманистом Баттистой Фиерой. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи.
Создающей имитацию мраморных рельефов назолотом мозаичном фоне, Окантовка таким полученных образом компартиментов, медальоны с бюстами римских императоров в ромбах и мифологические эпизоды враспалубках написаны гризайлью. Столь же иллюзорно решены и росписи стен. Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения. Потолок украшала роспись, а позже служившая для приема почетных гостей, 160 подобно парадным многих спальням крупных европейских дворцов имитирующая воздушный колодец и небо, стены были расписаны сценами из истории династии Гонзаго – бывшая изначально спальней Лодовико Гонзаго, Камера дельи Спози160 небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, была покрыта фресками полностью. Что в ней работали не только падуанцы, Слава Скварчоне мастерской была таквелика, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и дажеТосканы, не только уроженцы соседней Венецииили Феррары. Так, лицо, выглядывающее справа в«Принесении во храм» из Берлина, сейчас признано автопортретомхудожника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене «Святой Иаковперед судом Ирода Агриппы» (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стенекапеллы.
Ему приписывают рельеф с двумя путти и несколько статуй святых в Мантуанском дворце.