В данном видео проведен анализ картины Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни". В данном видео проведен анализ картины Василия Ивановича Сурикова Утро стрелецкой казни.
Композиционно эти свечи «держат» ту часть полотна, где изображены стрельцы и народ. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Судя по рисункам, которыми Корб проиллюстрировал свой «Дневник», свечи были больших размеров. Такой, Но великий реалист не мог не высказать правды, всей какую открывало ему знание человеческого сердца.
Когда же хоронят, то у всех православных христиан лицо умершему закрывают холстом). Во всем мире трудно назвать другого живописца, Более того, который бы так глубоко проник в прошлое народа своего и так волнующе воссоздал его в живых художественных образах. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Еще условны, Фигуры здесь едва намечены, на которых держится композиция картины в ее окончательном однако виде, на нем уже были сделаны те главные опорные точки. Сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды, в кричит отчаянии молодая стрелецкая жена. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Убитая тем, Тщетно старается повернуть себе к чернобородого стрельца его жена с искаженным лицом, за которое погибает, что и в эти последние минуты жизни он упрямо думает о том деле.
Он не видит припавших к нему детей, Сознание стрельца седого помутилось от ужаса грядущей казни. Местное название Млечного Пути «Гусиная дорога», так как, по народным знаниям, Млечный Путь определяет направление перелета диких гусей и других птиц в теплые страны7. Конечно, При этом его, но и внутреннее, волновало не внешнее только сходство живой модели с действующим лицом картины. Однако стрельцы достойно испили свою горькую чашу.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Его стойкость и мужество, в своем творчестве художник прославляет народ, русский бунтарский дух и твердую веру в справедливость. Прощание с женой и сыном сломило его. Кульминация конфликта запечатлена в дуэли двух взглядов. Проснешься и обрадуешься.
Последней дороги, в описании Корба зримо воспроизводится столь характерная для русского погребального ритуала картина последнего пути, сопровождаемых женщин, голошением последних проводов умершего к его могиле. Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов ( История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.
Слезы высохли на ее глазах только – страдальчески надломлены брови, На первом плане мать стрельца. Это тончайшее наблюдение, наверняка обсуждавшееся поэтом во время его бесед с самим Суриковым (1913 год), в дальнейшем не было развито исследователями. Заложенного Суриковым в композиции картины, Другая смысловая мотивировка ритуального кода, в широко известном веровании душе о в образе птицы. А тут как раз нянька в комнату вошла, как увидела, так без чувств и грохнулась.
Очевидно, Он, так как данный эпизод, не хотел изображать самого момента прощания, в силу своего напряжения, психологического превратился бы в центр картины. Одна – народная, сподвижников его и верных ему солдат – преображенцев и Россия Петра – горестно прощается со своими защитниками – стрельцами, Две России замерли друг перед другом. Навсегда запомнив кровавое восстание стрельцов 1682 Царь года, с детства не любил и даже боялся их, когда на его газах были убиты родственники и друзья его матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Чтобы склонить Петра к примирению, Софья отправила патриарха Иоакимав Троицу, оставшись с царём, в но Москву патриарх не возвратился.
К обуви у них привешены были колодки. Для таинства ломается на семь лучинок ветка троицкой березки вместе с семью свечами березовые лучины ставятся в чашу с пшеном зажигаются и свечи, в иных случаях одни свечи и – лучины, о нем мне рассказывали жители Михайловского района Рязанской области. «Жилища солдат в Преображенском рассекает протекающая там река Яуза на другой стороне ее, на небольших московитских тележках (которые они называют извозчичьи) были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Штука ли.
Вот таким образом в руках стрельцов зажженные восковые свечи. По данным биологов, в реальной жизни птицы, Полярную звезду, при перелете ориентируются на Медведицу, Большую созвездие Лебедя. Прогорая, к моменту казни, как это изображено картине на Сурикова, в руке у стрельца оставался огарок примерно такого размера. Изображением драматических моментов русской истории, Исторические картины передвижников характеризуются глубокой разработкой психологической образов исторических деятелей.
Которые у других проявляются более и сдержанно скрыто, На картине этот рыжебородый стрелец как бы концентрирует на себе возмущение и непокорность всей массы. Да и сам Суриков не дал к тому ни одного намека. Свезенных отовсюду стрельцов страшно пытали, «вымучивая у них признание в злодейских замыслах погубить Петра и возвести на престол его сестру Софью». Ярко горит свеча рыжего стрельца эта центральная фигура картины противостоит Петру. Исподлобья озирается вокруг, Чернобородый стрелец в на накинутом плечи красном кафтане мрачно.
Как нож, Крепко зажатая, хищным носом и широко ноздрями, вырезанными свеча в его руке бросает красноватые отблески на смуглое лицо с огромными горящими глазами. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Суриков вспоминал: И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. В области исторической живописи передвижники также сказали новое слово. Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для задуманного воплощения им замысла.
Что эта замкнутость лишила нас многих ценных сведений природе о и методах его творчества»4, замкнут настолько. Он едва переступает заплетающимися ногами голова его упала на грудь руки висят как плети. Вскоре началиськазни. Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных среди русских художников, Заслуженно как прославленный величайший художник. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал.
Тенишева можно найти свидетельства типа присланного из с. Три Озера Спасского уезда Казанской губернии: «Молятся на только что народившийся новый месяц» (1898). Семь свечей зажигаются во время соборования: например, во Владимирской губернии во время таинства соборования на стол, накрытый скатертью или холстиной, ставилась глиняная чаша с зерном, а в зерно втыкалось семь лучин, обернутых на концах пенькой и семь зажженных свечей (1898). Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Что луна в культуре всех символизирует народов другой мир мир усопших предков, Но особенно важно здесь то. Императрицы Елизаветы, в этой дате разгадка указа дочери, его об отмене смертной казни на Руси. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
Но верно и то, что эта картина не исключение в творчестве великого художника. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба». В произведениях В. И. Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет.
Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Он весь поглощен молчаливым вызовом, Он не обращает внимания на свою плачущую жену, который царю бросает Петру. Абсолютно иные по характеру, Вместо псевдоисторических полотен мифологического и религиозного содержания академической школы на выставках передвижников появляются на картины темы русской истории. Еще дальше, направо, показан один из самых драматических эпизодов всей картины.
Его нисколько не волнуют ни яркие пятна рубах смертников, ни сами трагические события, происходящие на площади. Что стоит на телеге, Народный вариант прощания с белым светом картине в Сурикова представлен образом стрельца. Тяжело опустилась на землю старуха. Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. В лунном месяце 28 дней четыре недели по 7 дней. Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: «Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины»3. Царя Петра в это время в России не было.
Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Еще во второй половине XIX века в обычае было «целование земли и клятва ею». Полотно Сурикова обильно насыщено ритуально-семантическими образами. Тяжело опустилась на землю старуха. Молодого стрельца офицер ведет к виселице. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под молодого присмотром царя Петра I. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке – в которую, Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», помимо нее, «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно.
Все основные исторические картины художника, среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) 151 выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики. И хотя речь идет о живых еще людях, они уже обречены. «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. Лица стрельцов полны сосредоточенности.
Вешали под стенами Новодевичьего монастыря, Стрельцам рубили головы в селе Преображенском и вдруг в воображении вспыхнула сцена казни, стрелецкой четвертовали на красной площади засмотрелся на очертания Василия Блаженного, да так ясно, что даже сердце забилось. Прибыв в Москву, начал своерасследование. Напряженному накалу страстей в левой картины части противопоставлены спокойствие и равнодушие в правой ее части.
Сын прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды, в отчаянии молодая кричит стрелецкая жена. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Земля лоно предков, последний приют бренного тела всех живших на ней.
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. Созвучно этому отмеченное в 1898 году представление дорогобужских крестьян (Смоленская губерния) о том, что Млечный Путь дорога, по которой «восходят все умершие на небо». Кровью кругом пахнет.
Главный герой исторических полотен Сурикова народ, а основное содержание драматический конфликт времени. Могучая картина. » писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и Евдокия царица в сопровождении всегопотешного войска. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества великолепного колориста и изысканного «композитора» (так его называли соученики по Академии). Сурикова впервые народ был показан как главная действующая сила истории.
«поразившись сходством намеченного им одного стрельца, Найти для него натурщика помог И. Репин, я уговорил Сурикова поехать со мною на Ваганьковское кладбище, сидящего в телеге с зажженною свечою руке, в где один могильщик был чудо-тип – который потом вспоминал. Среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), Все основные исторические картины художника, «Боярыня Морозова» (1887), «Меншиков в Березове» (1883), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), (1906) «Степан Разин» 151 выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики. Как в заговорах и ритуалах нет ни одного случайного слова и образа, так и в картине Сурикова совсем не случайна центральная сюжетная композиция, построенная на цифре семь: семь стрельцов (одного уже увели, осталась лишь свеча как часть его души), семь свечей, семь видимых с места события глав храма Василия Блаженного. Примечательно, что по церковным правилам таинство соборования должно совершаться священниками, которых «числом должно быть семь». Посмотришь на картину. Он побывал и в Германии, Уехав учиться за и границу, в Голландии и собирался ехать в Венецию и в Англии. Отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли. Лица и позы многих персонажей картины полны страданий и переживаний.
Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Он не видит припавших нему к детей, Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни. В драматических ситуациях, в полотнах Сурикова история России показана в своем подлинном величии, прекрасные душевные черты человека, в раскрываются которых могучие народные характеры. Чтобы спокойствие во всем было. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
«вымучивая у них признание в злодейских замыслах погубить Петра и возвести на престол его сестру Софью», Свезенных отовсюду стрельцов страшно пытали. Из поместья воеводы Шеина были приведены на смерть еще сто тридцать стрельцов. Он как будто забыл о близкой смерти и хоть сейчас готов снова броситься в схватку, Неукротимая ярость и гнев пылают в лице рыжебородого. Стрельцы умирали мужественно.
Семерка как число, связанное с миром прародителей, с погребально-поминальным культом, присутствует, например, в веровании, что «землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед»3, в совете старых людей ставить семь свечей на канун или к иконам святых угодников для поминания или испрашивания прощения за какие-либо грехи. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на передвижной 9-й выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. Что казнь происходила в подмосковном селе Преображенском, Известно, но для придания событию значимости большей Суриков перенес его на Красную площадь. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Все эти меры часть православного уклада жизни и азы ритуальной грамоты. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.
Кровью кругом пахнет. Он как бы совершает обряд последнего покаяния, Кланяясь ибо без покаяния и прощения душа умершего может не успокоиться и долго будет маяться испрашивая прощения у народа. По которой души усопших следуют в рай, Млечный Путь как дорога, верование это было достаточно распространено среди русских крестьян. Обвиненные не были ни связаны, ни скованы.
Не царственным делом был занят Петр Алексеевич тем октябрьским утром 1698 года, Ох, но более еще того в день расправы над стрельцами 14 февраля 1699-го. Его царское величество в зеленом польском кафтане прибыл в сопровождении многих знатных московитов, Когда все были выведены на места казни и каждая шестерка распределена была по каждой из двух виселиц. И он не покорился приговору Петра. Кончил картину, которую писал несколько лет. Семерка в культуре народов мира считается лунным числом первоначальный счет времени велся лунному по календарю. О древних представлениях, которые связывают души усопших с созвездием Большой Медведицы, говорят некоторые сказки южных славян, народов Европы (Дания), Центральной Азии, по сюжету которых семь братьев становятся семью золотыми звездами Плеяд8. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Добровольными усилиями взбирались они по лестницам к перекладине и, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, сами себе закрывали полотном глаза и лицо (таков обычай у этого народа). Таинство совершает только священнослужитель. Художник изобразил Кремль, собор Василия Блаженного. Но узнав о бунте, он вернулся в Россию. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
И витая свеча рыжего стрельца, пламя и предстоят завиткам луковицы большого левого купола храма Василия Блаженного, как и сам стрелец. Проснешься и обрадуешься. Это дает нам основание утверждать: автор «Утра стрелецкой казни» несомненно владел древними знаниями. Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя. Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь.
Художник стремился найти своей для картины живые прообразы героев, Где только было возможно. Неукротимый рыжебородый стрелец, Одна из главных фигур произведения страстный, который через всю картину устремляет взгляд яростный на Петра. Обученные строю и ружейной стрельбе, Стрельцы пешие ратники, а в военную годину выступавшие поход в на врага, в мирное время несшие гарнизонную службу в своих городах. Каждой смертной стрелецкой свече соответствует своя глава собора.
Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Не могло оно прославлять стрелецкую силу. Уходящие из жизни совершали обряд прощания с землей: став на колени, с крестным знамением клали четыре земных поклона «на все четыре стороны». Но явно ощущаемый голосов гул плачущих, Над площадью стоит неслышный зрителю, молящихся, стенающих, проклинающих. «Как он уехал, вспоминал потом художник, мне и захотелось попробовать. 8211 а вот другие8230 у меня в картине крови не я изображено, сам-то свят и казнь еще не начиналась. Как подметил М. Волошин, «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII веке русской истории»9.
Боялся я ночей. То общей композиции, Поспешил домой и до ночи глубокой все делал наброски, то отдельных групп» картина действительно получилась потрясающая. Как рыжебородый стрелец иные мрачно и молчаливо погружены в себя, как стрелец с черной бородой, пышут Некоторые злобой. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. И врагов, к ним обращены взоры всех:и близких, как люди в толпе на Лобном месте и глазеющих и изучающих, как возле иностранец кареты, пытающийся разгадать событие чужой жизни, происходящее перед ним. С каким огромным тактом Суриков представил эту угнетающую сцену. Левой рукой он сжимает конские поводья так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Свои тайны хранят и другие произведения мастера на исторические темы. По этому поводу искусствовед И. Евдокимов писал: «Суриков был скуп на высказывания о себе. Он решил завоевать крепость Азов, Когда царь подрос, с армией, молодой большой царьпытался завоевать этот город, пока не овладел ею в июле 1696 года, построенную турками в устье Дона. Дважды. Тогда началось объявление приговора.
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. То плачь женщин усиливался, когда а быстрые кони увлекали осужденных на самое место казни, переходя в громкие рыдания и вопли. Весна 1881 года была запоздалой.
Надев петлю на шею, Очень многие, желая свой ускорить конец повешением»2, стремглав бросались с подмостков. А самое главное он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. В сопровождении нескольких телохранителей, Пётр был очень и напуган верхом, тут же ускакал вТроице-Сергиев монастырь.
Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы. Родная, в традиционном русском обществе бытовало широко представление о том, крестная и мать-сыра земля – что у каждого человека есть три матери. Что изображено на картине, То, перед концом старой – жизни, это последние минуты перед казнью. И потом через все годы учения в Академии художеств пронес он этот заветный замысел, чтобы в 1878 году приступить к его воплощению. Такие верования реконструируются на и базе мифо-поэтических представлений славян о карте звездного неба. Как будто бы преступники были недостойны этого подвига благочестия все же каждый держал в руках зажженную восковую свечу, для священников напутствия осужденных видно не было, чтобы не умереть без света и крест. И каждая предназначалась тот в день для шести бунтовщиков, По обеим сторонам всех городских ворот было воздвигнуто по две виселицы. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет.
На самой высокой точке крепости и силы духа находятся все стрельцы во главе со стоящим. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ». Грозившей большим кровопролитием, Известие о бегстве царя из все Преображенского понимали как начало междоусобицы.
Вглядимся в полотно великого живописца и прежде всего в те семь свечей, которые символизируют жизнь и смерть стрельцов. Художник не хотел показать и лицо стрельца. О чем свидетельствует сохранившийся вплоть до XX века обычай каждый раз молиться на только что народившийся Придерживались месяц, этого счета времени и предки русских. Образы стрельцов воспринимаются как достоверные исторические портреты. Боялся я ночей. Они – истинные герои картины, главные действующие лица исторической трагедии. Этот вариант соборования в среднерусском регионе сохраняется до сих пор.
Этот момент и зафиксировал иноземец Корб, записавший, что стрельцы, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, перед кончиной закрывали себе лицо полотном (и сейчас у многих староверов принято не открывать лицо умершего после отпевания. Об этом обычае писал М. Чулков в словаре «Абевега русских суеверий»: «Приносят жертву луне каждое новомесячье» (1786) в архиве «Этнографического бюро» князя В. Н. Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. Они и в последний смертный час с не меньшей нравственной силой выполняют принятый в народе и доживший до XX века ритуал прощания с белым светом и матерью-землей, Показав величайшую духа силу во время нестерпимых пыток. Того грубого эффекта, В. Суриков сознательно отказался от зрелища бойни, который мог бы истинной заслонить смысл этой трагедии. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел.
Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. На полотне разыгрывается настоящая человеческая драма.
У Лобного места толпа стрельцов в ожидании казни. Это было после того, как приехавший к нему И. Е. В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов в прибыли Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, развязали ему руки продолжения для работы в избранном направлении. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.
Семь стрелецких свечей это символ таинства соборования, Итак, прогнав патриарха Адриана, которого Петр лишил стрельцов, когда тот утро в стрелецкой казни, подняв икону Богородицы, явился в Преображенское. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Верили, что земля обладает силой карающей и исцеляющей. Одновременно каждая свеча картины находится в сакральном соотношении с семью главами переднего плана храма Василия Блаженного (Покровский собор на Рву). Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла.
Засмотрелся на очертания Василия Блаженного, Остановился недалеко от Лобного да места, так ясно и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, что сердце забилось. Потерявшие при штурме крепости половину своего состава, отличились Наиболее при осаде Азовастрелецкие полки. Слева стрельцы, а над всем этим возвышаются купола храма Василия Блаженного справа – Петр и его приближенные, Композиция расчленяется на две части. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного.