Анализ композиционно-ритмического строя картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» по золотому сечению (Источник Глаз входит в картину слева.
Поскольку используемые здесь языковые средства рассчитаны не только на сообщение, к публицистическому, логическое доказательство информацию и но на эмоциональное воздействие. В главном труде своей жизни Иванов объединяет несколько евангельских событий (Крещение в водах Иордана народа Израиля Иоанном Крестителем и одновременно – явление Христа народу). Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Проводим диагонали, чтобы видеть, где находится геометрический центр картины. В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Композиционно, по ощущению «на одном». устремляется или глазом или мыслию к Тому, на Которого указал пророк. рис. Показывая социальные различия между людьми и различия их состояния, духовного Иванов делает некий срез общества.
Если я и сверстники мои не будем счастливы, то следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе русской» (Александр Бенуа) Зарождение христианства для художника Александра Андреевича Иванова – событие всемирно-исторического значения, давшее новые духовные и нравственные ценности, преобразившее человека и всё человечество. Этот сдвиг способствует возникновению у зрителя спокойного движения. А затем – по вертикали, Проводим линии золотого сечения левой в и правой частях картины по горизонтали. Изучает поведение и привычки людей, Художник много наблюдает, показать, но главная его цель – заглянуть в глубины человеческой души, реакция какова конкретных людей на приход Спасителя.
Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца. Это аллегория того – что мир античности тоже примет Спасителя, завороженно Юноша смотрит на Христа.
Она наполнена чрезвычайно усложненным идейным замыслом, огромностью вложенного труда (художник написал около 600 подготовительных этюдов), необычностью внешней формы размеры картины 540 х 750 см (площадью около 40 квадратных метров). 2. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Наоборот, Выходящие из воды старик и (в левом нижнем углу полотна), юноша противопоставлены друг другу.
Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. Может быть, Иванов, выработать сумевший целостное философское мировоззрение, один из самых-самых глубоких русских художников. Выставка живописного полотна и всех относящихся к нему эскизов и этюдов была организована в одном из залов Императорской академии художеств, но работу художника тогда не оценили. Здоровье его подорвано, Правда, будущее его большой картины неизвестно, натянуты нервы до предела. Чтобы анализ не привел к ложным выводам, нужно убедиться, что репродукция воспроизводит картину полностью (часто при печати обрезают края репродукции, дают не полное воспроизведение без указания, что это фрагмент). В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Человечество же останавливается у некой черты, за которой в мире вечности пребывает Христос.
Что усиливает значимость исторического момента, Природа на торжественна картине и величественна. Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет».
Интересна история создания образа. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Мастер еще не знает ничего о своей судьбе, он полон надежд, предчувствий. Божьего страха. Оба они устремлены к Иисусу – Сопоставлены юный апостол (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) Иоанн и рыжеволосый обнажённый юноша (в центре картины). Почти в центре Фигура картины, Христа расположена, в глубине композиции, на холме, в отдалении от людей.
К какому стилю вы можете отнести эти тексты. 3:9, 10). Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Здесь звучит тема наготы. Но это не означало отрыва от России. Сдвинута с линии золотого сечения и фигура Христа.
По мнению искусствоведов, Иванов обратился здесь к опыту иконописцев, всегда изображавших Христа не идущим, а как бы летящим «по земле». Без перемены в освещении и цвете, Написать природу без воздуха, значит, он которую дает, написать мертвую игрушечную природу. Не имея возможности провести этот анализ у самой картины, обратимся к репродукции.
Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Работа затянулась на двадцать лет (с Только 1858 в году Александр Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и представить ее лично. Куда поместить картину, Велись дебаты, но в итоге решили пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке, в проекте здания на Крымском был Валу запланирован зал для картины Иванова. Многие образы представляют собой синтез этюдов с натуры, фресок великих итальянских мастеров и гипсовых голов. Эти промеры можно производить и циркулем золотого сечения. По гладко уложенным золотистым кудрям, Это можно определить по его красивой нежной которая коже, отодвигает упавшие пряди волос с лица, по изящному движению руки, чтобы они не мешали видеть. А Он тихой и твердой стопой уже приближается к людям.
Многолетнее рабство довело этого несчастного до человека такого состояния – у него измученное лицо с печатью безумия. Как он жил до этого момента, Глядя на них, кем сейчас является – можно о каждом сказать достаточно много. Россия еще только процветает, художники почти еще ничего не произвели. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. А каково ваше отношение к приходу Спасителя в этот мир – изображая историческое событие стремясь и к его достоверности, При этом художник, ставит тот же вопрос и перед своими современниками. Картина изображает пустыню на берегу Иордана.
В картине отсутствуют атрибуты его божественного происхождения, Над Христа головой нет нимба. Он готов начать новую огромную работу. Гоголь и Иванов – оба они, каждый в своей области, проповедовали идеи предельного «обновления» человечества, причем именно на путях встречи с пророческим искусством. В образах дрожащего и рыжеволосого юношей. Этот прием широко использовался мастерами Возрождения, Традиция автопортреты писать в своих полотнах не нова. И заключается оно в преодолении условного и утверждении реального пейзажа, Образ природы новаторство тоже А. А. Иванова.
Гениальность произведения А. А. Иванова оценили только после его смерти, Как это часто случалось в истории мировой живописи. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Проповедующий и крестящий во имя Того, Всех виднее Иоанн Которого Креститель, еще никто не видал из народа.
Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Выделяясь среди остальных не только размерами, Фигура Иоанна Крестителя нарушает этот ритм, но и движением в появившегося сторону вдали Христа. Се Агнец, указавши на Спасителя перстом, взъемляй грехи мира – когда, Предтеча именно взят в тот миг, произносит. Как далеко от зрителя находится Христос – пока живо человечество, Вопрос до актуален тех пор, отсюда вытекает одна из главных загадок картины. В левой руке он держит деревянный крест, протягивая воздетые руки в сторону Христа. Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи.
Ярко выражена авторская позиция, Во втором тексте преобладает экспрессия, в повторах отрицательных местоимений, проявляется что в восклицательных предложениях, в разговорных оборотах. «Дрожащие», как и «сомневающийся», люди на перепутье. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. Увлекает эффектами, Брюллов сразу, поражает Иванов предполагает неторопливую созерцательность, завораживает виртуозностью. Промеры показали, что высота всей группы в правой части картины равна 62 частям от всей высоты картины, а ширина ее равна 24 частям от ширины картины (золотые пропорции). В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых.
«смотрящий» обнажен «дрожащие» раздеты – не ведующее и ведуюшее о стыде наготы, «Смотрящий» и «дрожащие» воплощают два понимания различных наготы языческое и христианское, греховности плоти. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Одевающихся и одетых, Его толпа обступает нагих и раздевающихся, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды. Рядом так называемая фигура «смотрящего» изображенная спиной к зрителям.
Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие. Состояние страха и восторга замечательно переданы в их позах. Тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, Чудным светом осветились лица избранных, как может один взять на грехи Себя всего мира, недоумевая. Каким Он есть, Непостижимость Духа Божия не мог вполне объять дух никакого смертного представить и Его. Бесчувственность сердечная, чудным светом осветились лица – понурили главы, Для первого текста характерны документализм вместе и с тем наличие эмоционально-экспрессивной лексики. А именно – первое появление Христа народу, Из евангельских мест самое взято труднейшее для исполнения. Именно к нему Иоанн Креститель и направляет взгляды людей. Одни с надеждой, другие – хитро и недоверчиво смотрят на проповедника, любопытством встречают идущего – радостью, героев Всех можно разделить на две группы.
Показав страшный контраст физическим между уродством и душевной красотой этого униженного, Художник поднялся до подлинного трагизма, скорбящего человека. На которой нанесены деления половины (50:50), При посещении музея или выставки для анализа заинтересовавшей нас картины можно воспользоваться полоской бумаги или картона длиной – см, 10 второго золотого сечения (54 : 44) и шкалы нисходящего ряда золотой пропорции – 62, функции золотого сечения (52:48), 38, 24, 14, 10. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре. При этом переносил на него все то Прежний новое, вариант использовал как рабочий эскиз, что возникало на большом холсте. Это придает полотну многоплановость. Но при этом не возникает сомнений никаких по поводу того, Некоторые фигуры вовсе обнажены, что собой олицетворяют, кто какое место занимает в обществе.
Серьезно и кропотливо искал пейзаж своей для картины, Изображению природы А. А. Иванов придавал большое значение. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын» и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигурой Иисуса и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые смотрят.
Анализ линейного построения картины открывает нам композиционные приемы художника. Художник достигает выразительности используя только человеческие тела, позы, пространственное положение в композиции, выражение лица. С первого взгляда видно, Хоть юноша и не одет, что это человек не бедный можно – без труда определить его социальное положение. Эти вопросы со временем уничтожатся. Раб – одна из самых сложных фигур для толкования.
Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра. Это и передача объема пространства и цветовых рефлексов на лицах, солнечного света, это и своеобразие каждой формы, разнообразие красочных пятен, выражение переживания людей, психологизм образов – прозрачности воздуха, Многие вопросы в живописи он решал по-новому. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172times247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше и вновь приступил к работе.
Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие. Христос для Иванова символ любви, добра, душевной чистоты, высшей справедливости. Это дает ощущение плавного, неторопливого ритма. 36). Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. Он смело внес натурный пейзаж в картину, вот таким образом колорит Явления необычайно светоносен, лучезарен, кажется, что художник пишет кистью, на острие которой горит солнечный свет. В нем сочетается1 духовное и физическое Тело совершенство, обнаженного рыжеволосого юноши прекрасно в своем порыве, к Христу, он весь устремлен вперед.
Эскиз будущей картины художник тоже должен проанализировать на предмет гармонического построения композиции. Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь идти за Христом или нет. Дружба Иванова с Гоголем помогает высветить особенности натуры художника. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции.
А также промеряем высоту групп и отдельных фигур, Отрезки нисходящего ряда золотой пропорции на переносим полоску бумаги и производим промеры расстояний между фигурами и группами фигур. «Явление Христа народу» картина уникальная в истории русского искусства. Одновременно группа «дрожащих» символ христианского понимания наготы как греховной плоти, обреченной на стыд и проклятие. И вся толпа. Иванову было свойственно тщательное изучение натуры, вдумчивый анализ явлений природы.
Сам апостол Павел в Послании Коринфянам писал: Фигуры «дрожащих» справа метафора внутренней стесненности, душевного трепета. Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Необходимо еще высшее настроение и духа способность неотлучно пребывать с идеей, Для таких произведений недостаточно одного гения и познаний искусства для художника, пока она вполне не созреет в уме и не выразится художественными средствами на полотне. Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын».
И здесь зритель видит могущество рисунка и линий, которыми Иванов изображает Того, кто несет миру свет истины, милосердие и утешение. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. 3. «Смотрящий» и «дрожащие» воплощают два различных понимания наготы языческое и христианское, не ведующее и ведуюшее о стыде наготы, греховности плоти: «смотрящий» обнажен «дрожащие» раздеты. знаменитый художник, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Это прямой портрет Гоголя. Да зачем начинать огромные картины – как труден он и медленен Знаю, Вы знаете, куда их девать, что многие скажут.
Когда он, Художник изобразил раба в тот момент, замер, собираясь своего одеть господина, обратив внимание на Иоанна Предтечу. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. На одних – уже полная вера на других – еще сомненье третьи уже колеблются четвертые понурили главы в сокрушеньи и покаяньи есть и такие, устремляются внутренним ухом к речам пророка, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная – как бы схватывая из уст его слово каждое и выражая на лицах своих различные чувства.
Движение взгляда по кругу, Привлекает внимание зрителя к фигуре Христа и построение само композиции. Что позволило бы поставить и решить ряд важных проблем существования, человеческого Исходной позицией художника было стремление изобразить некое историческое событие. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. Почерпнутым из Евангелия, Ни в одной черте нет противоречия понятиям, все говорит о том, все в Нем изобличает Его божественное происхождение, что Человек Сей не – от мира сего. Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены.
Величины 10, 14, 24, 38 повторяются, особенно по ширине. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. Возвышенные мысли гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями» удивительны и полотна Иванова могли бы дополнить эту прекрасную книгу. Движение от Спасителя к и Нему, Оно выстроено таким образом – что условно его можно разделить на две группы. Серый, лиловый, рыжий – лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор, Он писал бескрайние просторы, показывая форму, его и один-единственный камень, строение, тяжесть, цвет.
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею, однако там не оказалось зала для размещения такого масштабного полотна. Это особое, «горнее» пространство, принадлежащее Христу, четко очерчено в картине композиционно и колористически. Создателями такого искусства (в литературе и в живописи) они себя мыслили, отсюда и мессианские нотки в их творениях. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Но сама маскировка этой неправильности под «правильность» указывает на сознательность приема. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты.
«Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой – темной на светлом фоне. Когда все движется такими различными движениями, в это самое время, во имя уже Которого совершилось крещение – и здесь настоящая минута картины, показывается вдали Тот Самый. Величественная осанка, Вдохновенная поза, позволяющая ему пророчества, совершить таинственная сила. Главная идея полотна «Явление Христа народу» – тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Отодвинуть от глаза полоску на расстояние, Необходимо встать напротив середины рассматриваемой картины и заметить, когда ее края совпадут с краями картины, против какого деления находится главная фигура или группа фигур, каким градациям шкалы золотого сечения равны и интервалы т. д. Умение проводить анализ картины учит художника видеть гармонию форм в природе при рисовании с натуры, добиваться ее в своих творческих работах. Чтобы не останавливать зрительского воображения, Даже неясность в очертаниях лика Христа была намерениях в художника.
Строим пропорциональные линейки для высоты и ширины. Ум художника становится требовательнее, а глаз зорче. Как отшельник, Он отказался от заманчивых надежд славы богатства и погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду.
«Пойти тем достойным народной души путем. Как изображен Иоанн Креститель. Выходящие из воды старик и юноша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это крайняя фигура и на ней останавливается движение. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос.
При посещении музея или выставки для анализа заинтересовавшей нас картины можно воспользоваться полоской бумаги или картона длиной – 10 см, на которой нанесены деления половины (50:50), функции золотого сечения (52:48), второго золотого сечения (54 : 44) и шкалы нисходящего ряда золотой пропорции – 62, 38, 24, 14, 10. Иванов изобразил себя в образе странника или путешественника. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж – его принято называть «ближайший ко Христу».
Как описано в Библии, Это длинноволосый бородатый мужчина в одеянии из верблюжьей и шерсти, хламиде. «Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. На его лице то ли усмешка, то ли надежда, радость и отчаяние, вера и недоверие, ожидание и безнадежность, но он с улыбкой смотрит на Иоанна Предтечу. 4. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана. Известный факт: изощренный художнический глаз С. Зарянко сразу отметил «неправильность» в расположении стоп Спасителя. Для примера проведем анализ картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (см.
Двадцать лет трудился А. А. Чтобы потом все это воссоздать в своем полотне, Он словно пытается каждую запомнить деталь всего происходящего. В России еще существовало крепостное право – это отражение действительности того времени, Это не просто раб времени, евангельского и его отмена произошла лишь в 1861 году, в котором жил Иванов.
А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Художник писал этюды каменистого берега, неровной почвы, деревьев, болота, над которым стелется седой туман, дальних гор, окутанных голубой дымкой.
Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. В академии молодой талантливый художник учился при поддержке Общества поощрения художников и оно же направило Иванова за границу для дальнейшего совершенствования, взяв на себя все расходы. Не оставляя выражений лиц своих и вся толпа или мыслию к Тому, устремляется или на глазом, Которого указал пророк. Тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, Чудным светом осветились лица передовых как избранных, может один взять на себя грехи всего мира, недоумевая и третьи сомнительно колеблют головой. » Второй центр картины Христос.
Предмет картины, как вы уже знаете, слишком значителен. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат. И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя. Именно таким был Александр Андреевич Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой.
Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно. На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Что большинство фигур смотрят на или Спасителя на Иоанна Предтечу, Усиливает этот эффект и то, а Иоанн указывает руками на Христа.
Глаза смотрят вниз, Голова опущена и слегка наклонена, которую покрывают мелкие складки, руки спрятаны под одеждой, словно это бы дрожь сомнений. Который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву, Император принес его в дар Румянцевскому музею, где картины для был построен специальный павильон, в дом Пашкова. Сверх прежних. Седой человек с холеным и телом раб, в центральной части композиции, подающий ему одежду – на берегу реки сидят двое. Требующим от изображения идеальной Следование правильности, академическим законам, тут не является абсолютным.
Но он силен духом как никогда. впечатлений пробегают по всем лицам новые впечатления. Все. Не успевших сбежать с лиц, Сверх прежних, пробегают по всем новые лицам впечатления, впечатлений. Которые встречают Спасителя, место Главное в этом произведении отводится созданию образов людей. На него указывает Иоанн, к нему обращены взоры всех присутствующих.
До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в абсолютно новом облике и занимает особое место. Она подчеркивает тишину, Природа здесь раскрыть помогает смысл всего произведения, она неотделима от всего происходящего на полотне, царящую в картине. Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. Которое кажется таким близким и одновременно бесконечно далеким, Он помещен в идеальное некое пространство.
Сопоставлены юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый юноша (в центре картины): оба они устремлены к Иисусу. Невозможно предположить, о чем думает раб. Сколько чуда нравственного преображения людей, Его картина – это изображение не столько чуда божественного явления, находящихся на самых разных ступенях своего общественного положения и духовного развития – от плохо сознающего человеческое предназначение раба с веревкой шее на до вознесенного на высоты духовности пророка Иоанна Крестителя. Фигура Христа рисуется на фоне неба и гор.
А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями. Высота стоящих фигур равна 38 частям от высоты картины, а сидящих – 24 частям (золотые пропорции). Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений.
Прошлое с пророчеством Иоанна Крестителя, Будущее Иванов связывал с явлением Христа, а юноша стремится рассмотреть Мессию, вот таким образом старик в вслушивается слова Иоанна. Иванов искал движущие силы прогресса в нравственных основах жизни каждого человека в отдельности и всего человеческого общества в целом. Геометрическим способом или путем арифметического определяем вычисления место линии золотого сечения по горизонтали. Личность и творчество Александра Иванова своеобразная его антитеза современнику – блестящему и удачливому Карлу Брюллову, Показательно в этом отношении его послание министру двора П. Волконскому. Иванов смог удержать индивидуальность и каждого образа, Несмотря на такую большую обобщенность. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем.
От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше. Чтобы прийти к Иванову, нужно освободиться от суеты, настроиться на тишину внимательного вглядывания и вчитывания в мысли-образы художника. Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Она сдвинута с линии золотого сечения.
Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся» (Быт. Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече. В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары.
Они используются автором постольку, поскольку служат «идеологии». В группе апостолов, в которой юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее – Андрей Первозванный и Нафанаил и которую возглавляет Иоанн Креститель, видно активное движение в сторону Спасителя. «Смотрящий» – это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Он стоит в полусогнутой позе с опущенными плечами, Итак, Иванов открыл в искусстве то, о чем его современники даже и не подозревали. Иванов над своим полотном.
А дрожащий слушает, а не смотрит. Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Расстояние еще меньше. «мне бы всего более хотелось приблизиться в пути к Леонардо да – Винчи Вспоминаются его чудесные слова. В лице его ощущение страстности, убежденности идущей от него светоносной силы. Конструктивно, конечно, Христос много дальше.
Когда все движется различными такими движениями, «В это самое время, во имя Которого уже совершилось крещение, показывается вдали Тот самый и здесь настоящая минута картины.