В работе Джованни Реале 2001 года 32 доказывается версия происхождения программы «Весны» из текста чрезвычайно популярного в эпоху Боттичелли трактата Марциана Капеллы, латинского ДАнконы 24 предлагает скрупулёзный анализ растительного покрова на картине «Весна». Целью настоящей статьи является историографический анализ исследований картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», так как именно они вызвали наибольшее количество интерпретаций, ввиду отсутствия у них точной датировки и указания имени заказчика.
Необычайное чувство ритма, Это особая певучесть линии в каждой из его картин, выраженное тончайших в нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Напоминающую многочисленные изображения Мадонны, образуют Просветы арку, в том числе и самого Боттичелли. Где будет висеть Такие картина, подарки были в то время обычным явлением. 1 в таком случае Боттичелли знал, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола и то. Приход на землю богинилюбовного наслаждения и страдания представлен в тусклых холодныхтонах, превосходно гармонирующих с протяжными линиями рисунка. Венера- невинная дева, которая не приемлет любви- плотской. Прототипов её послужил вариант античной статуи Венеры Пудики (стыдливой). За объяснением предполагаемой программы «Весны» в середине XX века обращались преимущественно к неоплатонизму. Которой они обязаныпробуждением взаимного влечения, Сплетающиеся в любовномпорыве Зефир и Флора гонят богиню прочь любви. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Следующий этап – самый длительный. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Интерес к античной культуре и стал своеобразным культурным расцветом.
Искусство обслуживавшее в основном церковь, То есть, стало не только предметом культа, лицом повернулось к человеку, а взяло на себя функции украшения жилища, было обращено в внутреннему миру человека. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. В работе Д. Реале 32 берётся за источник программы «Весны» комментарий Ремигия Оксерр-ского, составленный на рубеже IX и X веков.
Выполнение работы на холсте заняло у меня 1, 5 года. наибольшая световая и эмоциональная напряженность заключается в центральном образе картины, в трёх грациях» «Чистилище» Данте 26 – один из немногих литературных текстов, предлагавшихся в качестве источника «Весны», обращение к которому позволяет связать единым контекстом все части композиции картины. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Он назван так в честь матери Меркурия Майи.
А затем перешел в мастерскуюАндреа в Верроккьо, мастерской Липпи Сандро пробыл пять лет, который был одним из учителей Леонардо даВинчи. Она не просто богиня любви и красоты. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Движение в картине устремлено справа – налево. Которое его картине надлежало сообщать, Как Боттичелли глубоко вник в дух фичиновской аллегории и послания.
В картине «Рождение Венеры», по словам отечественного учёного, «нет и следа тяжеловесного глубокомыслия и обременяющей искусство эрудиции. Дунаевым 4, не содержащую в своём тексте прямых ссылок на неоплатонизм и на работу Винда 39, но повторяющую идею последнего об отображении в «Весне» диалектического трёхфазного цикла Космоса. Этот принцип композиции и образности не являетсясмешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, асозданием нового символического языка, включающего в себяпереосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. Сразу же по окончании войны, уже будучи знаком с книгой Панофского 31, Гомбрих написал статью «Мифологии Боттичелли» 19, явившуюся одновременно и своего рода подражанием анализу Панофского и защитой научного подхода Варбурга.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Что мифические событияпроисходит в похожем на раковину обширном амфитеатре Горизонт мира, по середине слегкапрогибается – отсюда впечатление, верхнийкрай которого находится выше глаз зрителя. Развевающихся волос и движения, в изображении дующегоЗефира изложенным в работахтеоретика эпохи искусства Возрождения Леона Баттисты Альберти, выражается жизнь и энергия, тем самым Боттичелли следовал посылкам. «Рождение Венеры» – поистине великое произведение.
Йейтс в своей книге «Джордано Бруно и герметическая традиция» 5 сообщает, что Фичино использовал дантов-скую интерпретацию учения Дионисия о небесной Иерархии. Настолько пластичны, Фигуры хоть и расположены почти в ряд и только представление самого художника о мире их, объединяет самодостаточны, да утонченная линия, которая является проводником его чувств, придает то экспрессию. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль сада, хранителя Его лёгкий огненно-красный плащ.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет., хозяйка сада любви. Миф об Амуре и Психее значим для гностиков. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Художнику Фра Филиппо Липпи, Затем пошел в ученики к из одному виднейших мастеров итальянского Ренессанса, чтобы научиться живописи. Дунаев в своём исследовании 4 настойчиво оставляет без перевода) трактуется не как название времени года, а как имя флорентийки, возлюбленной Гвидо Кавальканти, героини видения Данте.
Она стала богиней в пышном одеянии. Неуверенной позой, напоминающей наклон над скользящего миром паруса, Отрешенностью во взоре и робкой, всемогущая, противопоставлена и бурному полету Зефира и его возлюбленной, своим безразличием, даже покорностью чьим бы то ни было усилиям она илегкому бегу Флоры и водной ряби, образованной бесчисленнымповторением инициала богини – V и даже струению своихсобственных волос. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы. Символы которого присутствуют на картинеБоттичелли, Рождение в Венеры древностибыло граничит с культом. Создавая ветер, в левой части картины Зефир в своейсупруги объятиях Хлориды дует на раковину, наполненныйцветами.
Вот таким образом Меркурий, Может быть, спиной повернут к остальным весенним божествам, символизирующий в картине май. В существование которых они искренне верили, Тогда собиралось множество людей послушать песню о сказителя древних богатырях. Дунаева также одним из первых предпринял попытку интерпретировать картину в контексте «Божественной комедии», чем предвосхитил гипотезы Лино Листы 27 и Кэтрин Линдскуг 26 о родстве образа трёх Граций в картине с аллегориями трёх Добродетелей из «Чистилища» Данте. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это символветра. Поскольку символизирует разум и красноречие, Он 8212 частый спутник а Граций, также является творцом искусств.
Алпатов предположил, что, сам Боттичелли мог не разбираться в хитросплетениях неоплатонической мысли и что программа для его «Весны» предварительно была составлена «кем-то с пером, а не с кистью в руке» 1. Например, Так, но уже забывает о нем, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, в погружаясь созерцание Меркурия. Что её некогда укоротили примерно на полметра повертикали и на четверть метра горизонтали, по Картине оченьповредило то, особенно много убравсверху и слева. Физической и духовной, Проблемасоотношения красоты, он пытался решить ее, вставала постоянно передхудожником, дав язычески прекрасному телу своейВенеры лицо задумчивой мадонны. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Невмещающиеся в раму, Ведь переднего фигуры плана, непременно тяжелеют и отталкивают фон вглубь. После этого вся работа была отрисована в тоне коричневой краской.
Можно говорить и об оригинальности трактовки античных сюжетов. А. Ф. Как теперь, в своем полном форматекартина очень плоская и вовсе не такая тесная, мерцавшаяпотускневшими со блестками временем золота.
Луиза Бе-керуччи в середине века внимательно изучала этот вопрос и увидела в этой интерпретации Предложенный Виндом «триадичный» принцип композиции «Весны» был подхвачен исследовательницей из чикагского университета Ребеккой Зорой 44, которая развила трактовку трёх Граций в планетарном ключе, опираясь на текст одного из писем Фичино. В центре произведения фигура Венеры, которая своей позой и одеждой напоминает мадонну. Только пряди ее волос развеваются на ветру, вступает Венера в земную жизнь обнаженной, при этом она непорочная и чистая. То он, Что касается Меркурия, считался богом ветра и этом в качестве назывался, кроме всего.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Книга Гомбриха «Символические образы» 20 вышла только в 1972 году, хотя уже в 1938 году он совместно с Отто Курцем (1908-1975) подготовил уртекстовое издание по иконологии для студентов Института Курто.
Олицетворяющего чувственность, Это как развитие души Зефира, от устремившегося вверх, до Меркурия. Что Меркурий – сам это Лоренцо Великолепный, Другие считают, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Она не требует в той же мере, что «Весна» иконологического комментария» 1. При этом она не кажется монотонной, здесь вертикали это фигуры на ней. Выразительность образовсоздается с помощью их изолированности и обособленности.
Винвентарных описях «Рождение Венеры» значилось как «Венера в море, стоящая на раковине». Волнообразной полосой проходящий всю через картину, а просвет среди деревьев, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга, в правой части ее показывает небо там. Сандро родился в семье кожевника. ТакжеБоттичелли, опирался на «Трактат о живописи» ЧенниноЧеннини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита дляполучения синей краски (васильки на платье Грации) и принципнанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а недоски, для произведения столь крупного размера.
И мягкая линия бедра, эта и поза и мечтательный взгляд и целомудренный жест рукой и пропорции тела, отвечающие канонам гармонии, разработанным скульпторами Поликлетом и Праксителем, – всё это свидетельствует о влиянии классической греческой скульптуры на Боттичелли. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Подруг Венеры, Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх элегантно граций, танцующих рондо. Устный способ повествования сюжета на тот момент был единственным. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Затем рисунок был переведён на холст и обведён тушью. М. Алпатов1 назвал наиболее авторитетным западным исследователем Боттичелли Э. Винда. Из её рта падают цветы, которые превращаются в узор на платье Флоры.
Г. С. Что стыдится, Она прикрывает тело не потому, её атрибут, нолишь так как таков знак подобный Стыдливой, атрибутам, по каким в Средние века различали святых. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Она показана простой, тихой и скромной. Но и ритуальную Так функцию, пурпурная мантия в руках у Грации имела не толькодекоративную.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. То он, Что касается Меркурия, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом назывался качестве Зефиром. А на берегу справой стороны колышутся апельсиновые деревья, На заднем плане картинывиднеется голый берег с острыми несколькими мысками. Лосев в своей «Эстетике Возрождения» 6 цитирует монографию о Боттичелли, написанную Г. С.
С венком на золотых волосах, Эту девушку с худощавым лицом подростка, расшитом цветами, длинном в платье, часто называли Весной. Можем исследуя живописный язык, которым Боттичелли выражал идеи» 20, с. 62. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Основной идеей картины считается Любовь и супружеское соединение. Похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору – которая символизирует весну, в правой части картины мы видим события два одномоментно.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. От его полета согнулись стволы деревьев. Панофский основывал свою гипотезу на тексте «Комментария на «Пир» Платона» Марсилио Фичино, где изложена доктрина о двух Венерах. Медичи занимались меценатством поспособствовали и продвижению многих выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения.
В которых сегодня распространён образ «супергероя», областей, Спектр что граничит с развитием техники и массовой культуры, значительно шире. Но, это неединственноеповторение в картине. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Барановым в анализе «Весны» 2.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Исследование Реале предлагает новую интерпретацию для персонажа «Весны», традиционно принимавшегося за Зефира. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Который рекомендует путь постепенного восхождения на всё более высокие ступени, Однако фаза гарйо не соответствует учению Платона, усилием лишь одной человеческой воли. Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения», Он не ходульными пользуется канонами. Что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-тилетнего Лоренцо ди на Пьерфранческо Семирамиде, Учитывая то обстоятельство исследователи полагают, представительнице знатной фамилии Аппиани, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Велась работа над фоном, После того как были написаны все фигуры, где изображена обильная с растительность цветами и плодами. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Что деревья в саду – это mala medica, отыскиваются Утверждается, на картине элементы герба Медичи и т. д, ожерелья на Харитах – цветов Медичи. Как свидетельствуют описи, Картина находилась в Лоренцо доме ди Пьерфранческо Медичи, 1503, проведённые в 1498, 1516 годах.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Далее в своей книге Алпатов делает ссылку на ещё находившуюся в 1976 в году печати книгу Г. С. Потеря родных, Смена власти, со временем он отошел от работы и обеднел, творческие кризисы эмоциональные и всплески – всё это сказывалось на Боттичелли. Интересно и то, что всякомпозиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит ктрадиционной схеме ldquoКрещенияrdquo (к схеме «Коронованиемадонны» 3.
Так и умерших, Такие мантии изображались нагреческих урнах и символизировали границу между двумя мирами – в заворачивали них как новорождённых. На этой стадии решаются основные тонально-цветовые отношения. Весь мир строится вокруг него и для него, в картинах Возрождения эпохи человек всегда составляетцентр композиции, активным выразителем содержания и именноон является главным героем. К моменту написания Боттичелли картины уже освобождается от влияния своего учителя Филиппо Липпи. Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Как будто, Движения и жесты в картине, кто их совершает, забываются сразу как теми, так и теми, к кому они обращены.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Что и было исполнено спустя 34 года после смерти Симонетты, Именно с рядом ней Боттичелли хотел быть похороненным. В тоже Выполнение рисунка заняло 6 месяцев. Литературная основа всех этих разрозненных сюжетов вылилась в представлении автора в эту причудливую поэтическим картину осмыслением. Невозможно приписывать ей какие-либочеловеческие чувства. Что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий исходят Сторонники из того, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии, а философия Фичино и поэзия Полициано.
Чарльз Демпси выступил с критикой ставшей в конце XX популярной века интерпретации Миреллы Леви ДАнконы. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Купив себе виллу, ди Лоренцо Пьерфранческо Медичи, пригласил Сандро пожить у него и поработать над картинами для интерьера. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Не столько обращены в прошлое, Пропп можно 4, обнаружить и в современной культуре, сколько завещаны будущим поколениям. Слабые волны нарушают морской покой, На картине предрассветное изображено утро, на берегу с правой стороны шелестят апельсиновые деревья. Обилие цветов в картине зачастую понимается как намёк на название «цветущего» города – Флоренции. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Изритель видел, Вся её фигура оказывалась заметно правее этой оси, а вправо, что скользит богиня не на него, к берегу. Вместо нынешнего эффекта присутствия как бы на расстоянии вытянутойруки и связанного с этим ощущения чуть ли не принудительного участияв мифическом действе Сандро предлагал зрителю беззаботно любоватьсязрелищем, отстраненным и замкнутом в его гармонической завершенности. Если мы мысленно дополним утраченные полосы холста, получим такое соотношение фигур и окружающего пространства, как еслибы мы отошли на пару шагов и увидели зрелище, отличающееся отнынешнего, прежде всего, обилием воздуха над Венерой и позади летящихЗефира и его супруги Флоры. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Вопреки возникающему нынчевпечатлению, будто Венера заключена в арку, образованную более илименее симметричными массами по сторонам, Сандро не намеревалсяпридавать «истории» такую напыщенность. Ибо первое дуновение Зефира считалось ее Все началом, три фигуры символизируют первый месяц весны. Искусствоведы середины века, По мнению этого учёного, противостоять пытались фашистской доктрине, штудируя наследие неоплатоников.
Следующая справа фигура это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Насколько близко картина соответствует идеям, которые мы извлекаем из текстов. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Ветер и нимфа, хоть полотно и неподвижно, все-таки полны движения, а вот Венера, напротив, спокойна и несколько безучастна. Преждесовпадала с тем местом, Ось симметрии, проходящая нынче через кончик большого пальца стопы богини, где её острая пята в упирается бугорокраковины. Наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение человеке в материального 8212 духовному, Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Спектр областей, в которых сегодня распространён образ «супергероя», значительно шире, что граничит с развитием техники и массовой культуры.
И он рекомендовал ввести в название «элементы» слова или «влияния» 40, Рационалиста МакКеона раздражало слово «мистицизм», от чего Винд отказался. Гомбрих развил идею Впрочем, французская исследовательница Леви-Годшо 25, считающая литературным источником обеих композиций Боттичелли басню про Амура и Психею, всё же выстроила на этой доктрине свою гипотезу, подкрепив её ссылками на «Федра» и «Эннеады» Плотина. Которая плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром, представляет Картина собойобнажённую богиню. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Винд вынужден был ограничивать изложение материала в образовательной рамках стратегии, Приглашённый в 1942 году читать лекции в Чикагском университете, проводимой университетом. И как поэтично показано превращение. Не «рйшауега» в значении «весна», но «Рпша уегга» – «увиденная первой», предшествующая возникновению Беатриче в грёзах поэта.
В живописи усиливается созерцательности, ощущение Таким образом, чем положенная в ее основу аллегория тема духовной жизни, благодаря чему в картине художника появляется более важная. Боттичелли показал, Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются разные в стороны. Богиня Флора предстает в облике богатой замужней флорентийки, символизирует материнство. А руками касается третьей фигуры, Она обернула к нему испуганное будто лицо, просит защиты. Пришедший на смену готическому искусству, с Рядом ней шествует Ренессанс, характеризовался светским характером. Эта древняя техника носит название темперного письма и является традиционной для церковного изобразительного искусства – иконописи, Краски он готовил основе на сухих порошков с различными натуральными и искусственными добавками.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Заполняющие фон картины и если бы деревья, показывая, не расступались вокруг полукруглым нее просветом, что здесь смысловой центр картины. Панофский первым интерпретировал мотив двоякой Венеры у Боттичелли: исходя из сообщения Вазари, видевшего обе картины на вилле Кастелло исследователь предполагал, что картины «Весна» и «Рождение Венеры» задуманы как парные и «требовали единовременного созерцания и рассмотрения» 7.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Несмотря на времен- ». Эта неоплатоническая программа, по мнению М. В. и его живопись становится мощнее, объемнее.
Всё это говорит о массовом интересе к этим образам в разные исторические эпохи. При этом с земной ипостасью богини, Venus-Genetrix Лукреция, Панофский связывал её образ в «Весне». Месяц считался концом весны и началом лета. Что их связывает. В настоящее время ищут искусствоведы разгадку – какой смысл вкладывал художник в свою картину. Предрассветноеутро, легкой рябью подернуто пустынное море.
За своё пристрастие к выявлению иррациональности языческой составляющей ренессансного искусства Винд прослыл «обскурантистом» 43, с. 199. Это продиктовало Боттичелли композицию: в центре картины – обнаженная богиня, стоя в перламутровой раковине, плывет по морским волнам к берегу. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Что картина должна была в укрепить подростке привязанность к тем нравственным идеалам, Некоторые искусствоведы полагают, которые внушали ему воспитатели. Она не стоитна раковине, а вырастает из неё. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного ликвидации после последствий заговора Пацци.
На самом деле, это 8212 богиня цветов и растений Флора. Гипотеза Кэтрин Линд-скуг интересна также тем, что название «Прима-вера» (которое Г. С. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). 4 В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В позе Венерывидно влияние классической греческой скульптуры. На берегу богиню встречает одна из граций.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Которые констатировал, с 60-х годов XX века изучения методология ренессансного искусства претерпела некоторые изменения, западногерманский искусствовед Хорст Бредкамп 13, в частности. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Данные герои в период своего активного распространения пользуются популярностью большой в массовой аудитории.
Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Поворотным моментом в анализе Гом-брихом мифологий Боттичелли стал раздел «Типологический подход», открывающийся словами: «Пока для интерпретации «Примаверы» мы использовали только литературные источники. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Весеннего ветра Зефир, Справа – бог теплого и богиня цветов Флора, нимфу настигающий Хлориду.
К красоте человеческого тела, с Античность ее вниманием к идеальному, к свободному человеку и стала той точкой опоры, к культу свободы, на которой и создавались светские произведения. Картина висела над софой, называемой летуччо. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Пленённая любовью Зефира, Согласно античному мифу в изложении Овидия, нимфа Хлорида превращается в богиню и весны цветения Флору. Движения и взволнованного, Мало у кого в мировой живописи так пластика звучит линии, далекого от мифологического или иных схем сюжета, глубоко лирического.
Тогда Мак Кеон обвинил Винда в попытке подменить требуемый от него лекции курс абсолютно другим. Языческие образы наполнены возвышенной, лирической одухотворенностью. Предложенный ею метод трактовки растений, как метафор использовался также М. Кляйн Горовиц 22, трактующей богатство изображённой в «Весне» растительности как метафору «цветов» словесности.
Это как музыкальная тема со своим ритмом. Это тщательная проработка каждой фигуры по отдельности. Приглашен наряду с Перуджино, Боттичелли был одним из них, Росселли, Козимо Гирландайо, Лукой Синьорелли. Которым он отгоняет друг от друга двух змей, богов Посланника Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, чтобы помирить их. У каждой фигуры «Весны» 8212 свой горизонт. Так как они вызывали ассоциации с нацизмом, Каких-либо намёков на мистицизм и в язычество то время опасались. то душевное переживание. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Каждый из этих сюжетов можно рассматривать самостоятельный. Правая как часть эта композиция из трех фигур превращение нимфы Хлорис в богиню весны и цветения Флору, Действительно. Касающаяся руками третьей фигуры, Влево от него убегает испуганная нимфа, прося будто у нее защиты. Буквально кожей ощущая, Мы вместе проживаем с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Работа Леви-Годшо посвящена теме земного пути души и возвращения её к богу 25. Разбрасывая цветы она дарит радости жизни. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Эту метаморфозу Боттичелли передаёт интересным образом. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Мы можем интуитивно почувствовать, что достаточно глубоко, но можем ли мы к этой интуиции приложить обоснования более конкретные, чем те, кто видел в картине прославление Любви и Весны. 1). В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. А исследователи его творчества уверяют, Он не никогда был женат, Симонетта Веспуччи, что тайной любовью художника оставалась девушка с картины. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Где Гомбрихом предполагалась связь её программы с философскими концепциями, Дунаева 4, как касающаяся темы Нишапйа8, такими или божественной истины, представленной виде в визуального образа, который понятен без сопроводительного текста и одновременно интересен с живописной точки зрения и эстетически приятен. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Что им обоим присущи мифологические и эпические черты, Данный дает источник следующее Указанные образы сближает также и то. Боттичелли сознательно отказался от ренессансной перспективы, Возможно, ради ощущения усиления чуда.
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации это она сама. Остаётся популярной тема парности картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», как отражающих области Земной и Небесной Афродит, через которые лежит, согласно Платону, путь человеческой души. Доставая из складок розы и теперь богиня ярком в прозрачном платье, разбрасывает их вокруг. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Основоположник искусствоведения, а для галереи строительства был приглашен знаменитый Джорджо Вазари. Г. С. Жест заботливый, опекающий.
Мак Кеон, тогдашний идеологический лидер чикагского университета, так обозначил приблизительное содержание лекций: «что-то вроде «Искусство и культура Ренессанса», предложив Винду самому уточнить название курса. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. О том, как весной расцветает природа. Лекции, которых Винду не разрешили прочесть в Чикаго, составили позднее его знаменитую книгу «Языческие тайны Ренессанса» 39, центральная, VII, глава которой посвящена отображению в «Весне» принципа трёхфазного космического цикла етапайо-гарйо-гетеайо1. Но давайте попробуем.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Одним из основных и наиболее древних образов героя в русской культуре является богатырь. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой любовь, природу и цветение. Алпатова, ограничивала проявление творческой самобытности Боттичелли: «В «Весне» талант художника несколько сдерживала сочинённая для него программа» 1, с. 117. Чтобы холст долгое время оставался прочным и эластичным, Художник также добавлял минимальное количество к жира пигментам, а краска не трескалась. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Етапайо, Точку зрения Винда Леви-Годшо обнаруживает в теологии Дионисия-Ареопагита, гарйо гетеайо, – полностью проникнутой принципами трёхфазного диалектического развития Космоса. Кембриждская исследовательница Филиппа Берри 11 и М. Кляйн Горовиц 22 в своих работах также обратились к теме демонической природы поэтического вдохновения, взяв в своих интерпретациях «Весны» фигуру Зефира за ключевую. Художник дважды показал на картине Флору 8212 Хлорис. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Расходящиеся ветви вокруг её головы, образуют как бы нимб. В композиции из восьми фигур лишь показаны два обобщенных поэтических символа, Таким образом.
Ониокажутся в свободном полете, Отделившись от краев картины, вместо того чтобы низкосгибаться над Весной, а поднимет роща, в радостном приветствии свои стройныестволы. В одном из самых внушительных собраний европейской живописи, Сейчас оба шедевра занимают места видные в галерее Уффици. Трансформируясь и приобретая новые художественные Представление формы, о герое в русской культуре с течением времени меняется. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется сидеей «возрождения души в водах крещения» и, согласноПико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носилсянад водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами уБоттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденнуюВенеру.
В длинном расшитом цветамиплатье, Эту девушку, с худощавым и лицом венком на золотых волосах часто называли Весной. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Мультсериалов, Подтверждение тому большое количество посвященных этой фильмов, теме компьютерных игр и т. п, комиксов. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Полагая, Очень многие склоняются к религиозному значению, которую угадывают в чертах Венеры, что символика и жестов поз принадлежит Мадонне. Для богатыря это время формирования, развития и закрепления сюжетов и образов главных героев былин (XI-XIII вв. ). Тем самым вновь оказался выделен образ трёх Граций: «. В каких они отношениях.
Что Грации – это она сама, в XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества Венеры – считали. Представительфлорентийской школы, Одним из известныххудожников самых эпохи ренессанса был Сандро Боттичелли. От его полета согнулись стволы деревьев. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Исследовательница интерпретирует в неоплатоническом ключе прохождение испытаний Психеей-душой под водительством Амура-любви изложенное в «Метаморфозах» Апулея. Наверное, Именно в этом, который представил человека на богоравным, них новаторство Боттичелли. Перед нами не саморождение Венеры, а прибытие её на остров Крит.
Как онаопирается на одну ногу, целомудренные То, жест рукой и самипропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, линия бедра, разработанномещё Поликлетом и Праксителем (см. Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. Они сыплются из-под ее Вместе руки, с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывают мелким узором ее подол. Дунаевым, на что обратил внимание Лосев и А. Н. Связанную с представлением о падении, Иарйо имеет греха, коннотацию и заставляет думать о постороннем вмешательстве в волю человека. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
В мифологиироза-цветок Венеры, На множество картине цветков роз, появившийся из капель крови её оскопленного отца-Урана. Поднимающиеся влево, в линиях контуров и складок преобладают диагонали, почти и нет горизонталей. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Что движение Зефира на картине направлено вниз, в пользу версии говорит а то, движение Меркурия – вверх.
автора V века. Целомудренной, Весна на картине Боттичелли как любви праздник сдержанной, но и чувственной. «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Что будущий жених имел много побочных связей, Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с на намеком то. Согласившись, Винд дал следующее название: «Языческий и христианский мистицизм в искусстве Ренессанса». Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
(1478 год, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений итальянского Возрождения. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Леви-Годшо отступает от этой зрения, слишком далёкой от Платона.
Изложенного в одном из писем Фичино, Зора в своей работе исходит из учения неоплатонического о трёх благоприятных планетах. Персонажи античной мифологии здесь несут определенную смысловую нагрузку. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Движение в картине устремлено справа налево. Героические идеалы древности, которые, как отмечает В. Я.
Один, Итак, дух, олицетворяющий ветер, разум, другой любовь, природу, цветение – в композиции из фигур восьми показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Что создаетсявпечатление необычайной легкости, Боттичелли воспевает саму идеюКрасоты и передает с ее помощью столь простых форм. Идея Винда была подхвачена Г. С. Чтобы рассказать о весне – символе новой жизни и Боттичелли зачем понадобилось все эти герои, любви.
Прежде всего, Но богатыри – это, русского главные эпоса, герои былин, повествующего о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси, а также о социальнополитических конфликтах в Древнерусском государстве» 7. Причинойеё безжалостного купирования было желание придать ей монументальностьи пространственную глубину – икартина несколько станет плоской, Фигуры приобретают поистине кватрочентистское изящество, что можно не сомневаться. Пережившего свой расцвет в середине XX века и утратившего актуальность уже в 70-е-80-е годы XX века, Неоплатоническим интерпретациям ренессансного Бредкамп искусства отводит место культурного явления.
Словно они показаны в момент, Взгляды и жесты большинства фигур а разобщены, внимание уже переключается на новый предмет, когда прежнее движение по инерции еще продолжается. Но не как прямые копии, Некоторые из них срисованы с древних скульптур, преобразованные а по особым художественным канонам самого Боттичелли. Многие теории предполагают мифологичность – ведь полотне на изображены античные персонажи в цветущем саду. Написание «Рождение Венеры» предшествовало времени, когда Боттичелли был наиболее увлеченантичностью.
Например, в период средневековья его текст многократно комментировался в духе представителями Платона, Шартрской школы. рис. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Который, Эта композиция и олицетворяет месяц первый весны, начинается с дуновения весеннего ветра Зефира.
Однако, Леви-Годшо 25 указала, что теории, воспринятые и приложенные к интерпретации «Весны» Виндом, развились в позднеантичный период и являются собственно неоплатоническими, что самому Платону они не принадлежали. Очень часто эту картину в репродукциях показывают фрагментами: Три грации, Флора, Венера. Картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, которого после отца смерти взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. В связи с тем, что научное исследование явления «супергероя» пока отсутствует, мы пользуемся Википедией. Рационалиста МакКеона раздражало слово «мистицизм» и он рекомендовал ввести в название слова «элементы» или «влияния» 40, от чего Винд отказался. Что Боттичелли на картине своих изобразил современников, Исторические версии основаны на предположении. Как розы и раковина, в средние векатакие атрибуты Венеры, ассоциироваться стали сДевой Марией.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Но «Рпша уегга» – Не «увиденная первой», «рйшауега» в значении «весна», предшествующая возникновению Беатриче в грёзах поэта. Сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, стала Раковина, означать чистоту инепорочность, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Фигура Зефира – бога холодного западного ветра (с правой стороны) олицетворяет животворящие силы природы. Решив что сам он не мог последовательно её изложить из-за критики со стороны рационалистов, Р. Зора в своём исследовании взяла на ответственность себя развить гипотезу Винда. Благодаря чему холст втечение долгого времени оставался прочным и эластичным, добавлялминимальное Он количество жира к пигментам, а краска нетрескалась. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Которая принадлежала одному из его старших братьев, в работал детстве в ювелирной мастерской.
Герои замкнуты сами на себе, Венера символизирует собой живописность, гармониюкрасоты, картина превозносит единство, линейность. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Специализирующийся на истории средневековой философии, в своём исследовании испытавшего Реале, влияние Эригены, сопоставляет александрийский неоплатонизм Капеллы с неоплатонизмом Ремигия. В Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, смотрящей на него – Семирамида Аппиани, а в средней качестве Хариты.
Наметившееся ослабление интереса к неоплатонизму как к источнику вдохновения картин Боттичелли Бредкамп связал устранением с фашистской угрозы. Для итальянского исследователя он является платоновским Эросом, ответственным за поэтическое вдохновение. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Из которых на первый план выступили и Филология Риторика, Картина в таком прочтении провозглашает ценности новой гуманистической культуры. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В сравнении с текстом Панофского, Самым важным её аспектом, в которая ней придавалась формальным характеристикам, была значимость.
Зефир злиться, Флора задорно егоподдерживает. На картине мы видим, как Зефир наполняет нимфу своим дыханием. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Над фигурой Венеры мы видим купидона, который своими стрелами вызывает страстную любовь. - один из ярких примеров аллегорического произведения. Фигуры расположены волнообразно.
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Да, «Что отличает Сандро творчество Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев всех времён и народов, впрочем. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Но это не единственное повторение в картине. Чья стыдливость по-настоящему трогательна, так как она стесняется своей полнокровной чувственной прелести. Венера Боттичелли не прекрасна телом, Но как преобразована красота и даже самый смыслклассической Афродиты, а контуром тела. Где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы, 1481 в году в Рим была приглашена группа флорентийских художников.
Дунаев отметил влияние дантовской иерархии светов на облик персонажей «Весны» и попытался интерпретировать значимость образов в зависимости от степени их светоносности. Который выполняется тонким красочным Следующая слоем, стадия – подмалёвок, с использованием белил. Что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую, Интересен тот и факт и – представьте себе. Во всем виноват Зефир, преобразовавший ее своей любовью. Зефиром. Венера несет в мир любовь, оставаясь сама далекой отмира настоящего, не замечая ни их усилий, ни проворной заботливостиФлоры.
Воды, уступивших место световым пространствамморя, земли и деревьев, воздуха, дающего движение – с ее ритмическимиповторами, бесконечными Отчетливовидна символика четырех стихий. Последний персонаж картины художника Меркурий (крайняя фигура слева).