Она показывает, Выкрикивая слова прощания толпе народа поднятой с вверх рукой, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её. Суриков написал этюд с неё за два часа. Прежде всего низшего духовенства, Новые обряды вызвали протест среди значительной части духовенства, угрозу истинной чистоте православной веры, которое увидело в них иноземное влияние.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Которая могла бы выразить обуревавшие В. Сурикова Надо мысли, было найти единственную композицию, могла бы печальную судьбу боярыни Ф. П. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Сталкиваясь с различными сторонами русской жизни, соприкасаясь с различными слоями населения исходив вдоль и поперек российские просторы, они накапливали в себе богатый материал для размышлений и рассказов. Там, где нет народа, нет и героя. Пусть критический анализ и истолкование картины Сурикова открыть способны понимание всех ее совершенств и глубин – Многие спросят себя.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Но вскоре скончался её сын Иван. Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнём. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Можно предвидеть недоумение по поводу высказанного. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Поддерживала неистового протопопа Аввакума главного врага никониан, Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, а возвращении по последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя.
А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины. Здесь юродивый, который тянется за санями, нищенка, которая повторяет этот жест боярыни Морозовой. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. До Сурикова и после него у нас было немало прекрасных художников. Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярыне Ф. П.
И рефлексы свечи на белой ткани – это нечто болшее, На самом деле и ворона снегу, на это живописный принцип, чем просто формальное зарождение замысла картины, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Она склоняется перед ним и именно в «обаятельной силе чужих мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. Она была схвачена, Несмотря на близость ко двору царя, подвергнута жестоким допросам пыткам и и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. И трагедия Ф. П. Через два дня, сняв с женщин оковы их повезли на допрос в Чудов монастырь. И мы. Большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, Кроме того или, различные как воспоминания, часто говорят, ассоциации.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. И как ни напишу ее лицо толпа бьет.
Требуется много-много внимания, Но для того чтобы вникнуть в такое истолкование, всевозможных сравнений, много времени, подсобных материалов, знаний его искусства истории и т. п. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели». Холст не книга – видимо, Художник, к нему не приложишь реальный комментарий, здесь решил отступать не от обыкновений своего времени. И эти черты художник воплотил в своей картине.
Самая боярыня Ф. П. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. И носителями новостей для народа, Странствующие богомольцы и были проповедниками, бывали очевидцами и народных бунтов, своим пешим паломничеством они связывали отдаленные уголки страны и казней и покаяний. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Морозова завладела всеми его помыслами.
Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, а вот отдельные детали и лица он писал долго, услышанного после рассказа о боярыне Морозовой, который сложился у него с детства. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Старинные обычаи, одежда – в песни, то время в Сибири ещё сохранились черты русского быта 16 – 17 веков. Что он выражает великую силу Его убеждения, значение состоит в том, сообщающую идее могущественную действенность, силу.
Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Что история не делается без народа и даже самая выдающаяся историческая беспомощна личность вне народа, Василий Суриков хорошо понимал. Морозовой, ни от сестры ее. Как бы следуя за своей скорбной мыслью, Он с состраданием смотрит на нее и то в же время погружен в себя.
Она к старой вере стала склоняться. И тогда её вместе с сестрой, Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы привели не к успеху, ночью заковали в кандалы, Евдокией Урусовой, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. Морозова подняла правую руку и, сани Когда поравнялись с Чудовым монастырем, «ясно изъобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие. Люди XIX в. знали кандалы иного устройства (их подробно описал в «Мертвом доме» Достоевский).
В создании картины очень много помогли художники воспоминания детства. Подняв руку, Она прощается с как народом, знамение старообрядчества, сложенную двуперстным крестом. 159. ).
Морозовой (как ее видел В. Суриков) это не столько трагедия одной, пусть и такой незаурядной по силе характера женщины. В девичестве она была Соковнина. Когда был найден, Впроцессе внутренней работы над картиной, в процессе материала собирания и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, определивший основные цветовые отношения, увиден в натуре живописный образ как живописный синтез будущей картины. Именно эту сцену Повести выбрал художник.
Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а мы входим в эту атмосферу внутреннюю картины, что видим. Почерпнутых у Н. Тихонравова и Д. Мордовцева, Не лучше ли ограничиться простым пересказом под аккомпанемент прекрасной живописи исторических Сурикова сведений. Колоды, в этих санях закованную в кандалы, закованную в цепи везут Морозову, боярыню точнее. Он был потомком сибирских казаков, пришедших когда-то сюда с под водительством Ермака.
Сохранившаяся почти без изменений на столетий, протяжении Вот странник-богомолец типичная фигура Древней Руси. Их заковали в «железа конские» и посадили под караул. Это трагедия времени, трагедия всего народа. Морозова была ближайшей его последовательницей.
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Но по её напряжённому лицу видно, Хоть она ведёт и себя очень решительно, что ей очень трудно. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). В своей книжечке о Боярыне Морозовой он верно отметил две разных стороны картины (Н.
Что он хотел изобразить, Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне всё, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный живой и мир. – говорил Суриков, в тиме боярыни стрельцом-то Морозовой, с черной бородой, – тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем. И прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, Все лица, созданные Суриковым Морозовой, в одухотворенной, живой. Его не особенно интересовали сторона церковно-догматическая раскола и драматические распри боярыни с никонианцами. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Искусство", 1952, 1. ).
В толпе терялось. А с предельной художественной выделить убедительностью сильные черты ее характера, у В. Сурикова была единственная цель показать свою героиню не затерянной в толпе. Есть еще несколько в чловек картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. В одном из документов тех лет говорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался и гнев и свирепство воспалялись». Он шутил над собой, говоря: «Если бы я ад писал, то сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». То эти ассоциации вдруг возникают, Когда работает художник над картиной иногда совсем неожиданно для него.
Ей передавали еду и одежду – она даже получала письма от протопопа Аввакума, Но не она была отрезана от внешнего мира. Вскоре чисто церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», он прочитал много книг на эту тему изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания чёрного цвета платья Морозовой и белого снега. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф. П. Морозовой был в духе Василия Сурикова. Как же довести до неподготовленного зрителя все эти сложности и тонкости. Нравилось им, что я казак и не курю». Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Тем ярче и глубже его искусство и чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в и душе памяти художника. Не в муках душевной борьбы хотел художник показать ее, Не в одиноком трагическом раздумье, а с народом на и народе. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии. Осталось недооцененным, Взаимодействие обоих контрастирующих моментов в картине Сурикова не было им хотя рассмотрено, оно дает ключ ко многим ее особенностям. Нужно уметь почувствовать, внутренне ощутить течение давно ушедшей жизни. Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома.
Одну деталь он изменил: железное «огорлие», ошейник, надетый на боярыню, цепью прикреплялся к «стулу» тяжелому обрубку дерева, которого нет на картине. Он хранится в Третьяковской галерее и называется «Голова боярыни Морозовой». Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Твердо стояли на двуперстии и объявили, Они наотрез причаститься отказались по новым служебникам, что признают только старопечатные книги. Когда собравшийся в Москве церковный собор принял реформу обрядности, Эта церковь была в узаконена 1654 году, подготовленную патриархом Никоном.
Ворох подготовительных рисунков Сурикова это драгоценный материал для размышлений (В. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на полотне всё, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать бесконечно разнообразный и живой мир.
К этому времени она овдовела осталась и единственной распорядительницей огромных богатств мужа. – Журн. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. В детстве мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. А. П. ), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Таким был странник и на картине В. Сурикова.
Щекотав, Картины В. Сурикова, М., 1944. ). Но и «неудобством стула томима», Морозова была не только и «железы тяжкими обложена», этот чурбан лежал подле нее на дровнях. Как и всегда, он отправлялся от внутреннего образа, которому искал наибольшее соответствие в натуре. Без конца писал Суриков этюды зимы«Всё с натуры писал: и сани и дровни. Очень трудно ее лицо было найти.
В некоторых областях творчества они были, несомненно, сильнее и все-таки не могли с ним сравниться. Что породило сопротивление, Церковная реформа патриарха Никона надвое русскую расколола церковь. Борис и Глеб, Оба брата Морозовы и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Морозовых Феодосии – Ивану Глебовичу имели огромное состояние.
Это Феодосия Морозова. Смысл проводимых реформ был значительно глубже, чем Конечно, просто новые правила начертания имени Иисуса Христа или предписание креститься тремя перстами вместо двух. Виды города и прочие внешние черты можно почерпнуть в музеях и книгах, Костюмы, но из еще этого не сделать историческую картину, облик героев увидеть в жизни. Ведь сколько времени я его искал.
Фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем, Ее дом больше все стал походить на прибежище для старообрядцев. За его широким поясом висит такая же старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. Столь важного в трагической судьбе раскола, Из всей многоликой толпы он более других выражает раздумье поводу по происходящего события. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам, картине На Суриков взят момент. Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда в темных тонах, охватившие запястья рук, цепи, еще усиливают более это впечатление. Его сильная, По всему видно, стянутые на груди веревки поддерживают большую коренастая котомку, фигура перепоясана широким ремнем, в руках у него высокий посох с затейливой ручкой неотъемлемый спутник его странствий – что пришел он издалека.
Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны и со своей жены. А потом как-то увидел он начетчицу с Урала и с нее написал этюд. Выстроить все эти рисунки в один ряд и как рассматривать последовательный путь к картине невозможно, Как уже отмечалось некоторыми авторами.
Видимо, Он искал, при котором унижения Морозовой превращались бы в славу, такого распределения и расположения предметов в пространстве улицы и на картины, плоскости а исторический эпизод XVII века в образ всей древнерусской истории. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество. Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Пространство красок и она уже втягивает их в пространство это свое, пространство образов, пространство величины этой картины.
Задумавшему историческую картину, Художнику, в происходило которую событие, нужно хорошо знать эпоху. Как чего-то первичного, Но он начинал с общего праздничного впечатления от картины, что ее трагедийность это вторая ступень восприятия и зрителя, считал. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. Глубоко запавшие глаза, Тонкость черт ее лица, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, резко скулы, очерченные твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Тогда же он впервые услышал и историю боярыни Морозовой.
И ухабы, Мы на Долгоруковской жилиТам в всегда переулке были глубокие сугробы, попросишь во дворе на розвальнях проехать и розвальней многоКак снег глубокий выпадет, чтобы снег развалило, а потом начнёшь колею писать». Все оно в толпе терялось». Её лицо поразило его – это было то что он искал. Во всяком случае, Огромная рисунков, серия как настойчиво он искал совершенства, свидетельство того.
Художник, Кроме обычных способностей и знаний, должен обладать редким качеством умением в проникать дух прошлой жизни, создавая полотна на темы истории своего народа. Творческие процессы Сурикова, Никольский, 1939 В. Кеменов, М., Историческая живопись Сурикова, М., 1963 Т. Юроеа, вопросу к о замысле картины Боярыня Морозова" В. И. Сурикова. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. И лица их словно расцветают невиданной Женщины красотой, в картине все обращены к Морозовой, когда событие кончится и начнутся будни, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда. И сама улица, Уже были написаны главки церквей и снег и дома, а В. Суриков продолжал все искать главное образ самой боярыни. Это по большей части подростки. «И как вставил в картину она всех победила».
Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «. я на картине сначала толпу писал, а ее после. Так работал Василий Иванович Суриков. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.
Как сильно поразил его когда-то контраст – чёрная ворона на ослепительно снегу, белом в поисках этого цветочного решения он вспомнил. Ведь сколько времени я его искал. Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Опровергнуть философскую систему, Чтобы этого избежать не значит отбросить ее, писал он, а развить дальше, не заменить другой односторонней противоположностью, а включить ее в нечто более высокое (Ленинский сборник, IX, стр – нужно вспомнить слова Ленина.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Чудесная способность ощущать прошлую жизнь, волшебное умение проникать в самую ее сердцевину в сочетании с удивительным живописным талантом, жаждой творить, вживаться в сущность каждого героя и понимать, как он поведет себя в том или ином жизненном положении, точное распределение «ролей» массы, чтобы в итоге она составила образ народа, все это и еще многое другое привело Василия Ивановича Сурикова к блистательному результату: «Боярыней Морозовой» он явил настоящий шедевр русской исторической живописи, свершив творческий подвиг. Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни. Очень трудно было лицо ее найти.
Морозова на дыбе кричала: «Вот что для велико меня и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте ( Яркий и сильный характер боярыни Ф. П. Теперь ей «возложили чепь на выю», посадили на дровни и повезли в заточение. Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под Москвой.
Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Если хотим диалектически, такой Перед именно задачей стоим и мы, а не механически понять структуру художественного образа Морозовой Сурикова. Что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, Он считал, что притягивало бы к нему зрителя, внимание в нём должно быть выражено что-то такое. Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, зажигающим сердца, вот где источник его особенной, пронизающей красоты.
Преодолеть односторонность механическим обоих соединением суждений значит впасть в эклектизм. Родственника правящей семьиРомановых, в 17 вышла лет замуж заГлеба Ивановича Морозова, владельца усадьбыЗюзиноподМосквой. Обогащенному рефлексами, Фигура Морозовой является не центральной только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Односторонне, тоже не вполне верно, так как явным образом делает в крен сторону чисто формального толкования. Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие, но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса.
Это – сама жизнь, сама человеческая природа, в которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний. Быть может и сам художник не смог бы восстановить их порядок. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Они уже видят эту большую картину, Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную Когда картину зрители проходят по основной анфиладе залов. Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже настроеных враждебно по отношению к боярыне. Ничего подобного «Боярыне Морозовой» по глубине проникновения в характер русского народа не было создано в отечественной исторической живописи. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля. Окруженная роскошью и слугами, Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и в жила ней имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги.
Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф. П. Все лицо мелок было. Все время открывая в ней что-то для себя новое, часами Почему можно стоять перед этой картиной, удивляясь и восхищаясь ее глубокой психологической достоверностью и любуясь чудесной игрой красок, разглядывая и переживая. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Постепенно были найдены персонажи картины. Всем видом эта женщина говорит о Наоборот, том, что она никогда не отступится от своей веры. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. «Там в Преображенском все меня знали.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. А вокруг нее шумит московская Она улица, вся в черном одеянии, за санями, за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след.
Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф. П. Такие странники из года в год меряли шагами необъятные просторы России. Морозова была не только «железы тяжкими обложена», но и «неудобством стула томима» и этот чурбан лежал подле нее на дровнях. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы видим женщину русской в национальной одежде XVII века. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Морозовой.
То можно припомнить Н. Щекотова, Если в такого подкрепление толкования нужно на кого-то сослаться. Дело в том, что творчество исторического живописца есть нечто особенное. То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету «от сотворения мира»).