Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. У Мунка, Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, сохранились друзья, по счастью, разделяющие страсть его к русскому писателю.
Так как выражает боль и тоску, Это произведение считается ранним примером экспрессионистской живописи, лежат которые буквально на поверхности. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – и это ли вряд простое совпадение. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. В детстве Мунк часто болел, но еще чаще он видел, какие ужасы происходят с его близкими. С которого они изображали город, Оно являлось традиционным местом местных обзора художников. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Которые все ухудшались, После у него начались головные нестерпимые боли, пока в итоге он не покончил жизнь самоубийством. Пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса, а главная превращена фигура в примитивный знак – волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, Здесь исчезают какие-либо следы реализма. В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Когда Эдварду было пять, Детство было довольно тяжелым, он и его четверо сестер и братьев остались под покровительством отца – и тирана религиозного фанатика, его мать умерла.
Горький опыт самого Мунка, Крик считался последней из 6 картин в серии – боль неразделенной любви, которая впоследствии, у которого был роман с замужней женщиной, увлекшись пассией, новой оставила и его. Мунк сам страдал частыми приступами депрессии, граничившими с психическим заболеванием. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Пожалуй, Самая, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии сущность воззрений их в том.
Споры вокруг того, что же можно считать оригинальной версией Крика, существуют до сих пор. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Например, Так, состоящую из 6 работ, долгое очень время картина Крик входила в серию картин о любви. Что многие люди, Это подтверждается тем, заболевали, внезапно так или иначе имевшие дело с картиной, ссорились с родными, впадали в тяжелую депрессию или умирали. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Одна из сестер умерла, второй поставили диагноз душевного расстройства. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Известная картина норвежского художника Эдварда Мунка Крик входит в число так называемых «проклятых» шедевров.
Говоря, Он терроризировал детей, согласно Библии, любой что проступок, обречет их на Гиенну Огненную. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину – Крик. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Сухой иглы, Работая в технике офорта, литографии, акватинты, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только мотивы варьировал своих живописных произведений. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Тучи пепла долго могли появляться различных в местах и окрашивать небо в разных регионах Европы.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. «я шел с двумя вдоль друзьями дороги – солнце садилось, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, По примеру белых стихов, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению. На сегодняшний день большинство людей признают существование факта влияния живописных полотен на и человека его судьбу.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». «Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Что можно говорить о двух оригинальных версиях, Искусствоведы полагают, одна из 1893 которых года хранится в Национальной галерее в Осло.
После которого имя Мунка приобрело определенную известность в германской столице, грандиозный Следует скандал. Рождением, любовью и смертью – болезнью, Постель символически связана ассоциациями с важнейшими жизненного моментами цикла. Портреты художника – исследование человеческой души. Что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника, в 1895 году большая выставка в породила Кристиании настоящий скандал вплоть до того. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Известная картина норвежского художника Эдварда Мунка Крик входит в число так «проклятых» называемых шедевров. Выполненных в разных техниках, Было написано 105 версий 2 крика, – пастели, 5 из них картины, остальные эстампы, есть даже литография. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Так, однажды музейный работник случайно уронил полотно. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн, Обе эти крайности актуальны понимания для контекста.
В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. «когда кто-нибудь сможет те описать времена – оглядываясь на 1880-е годы, Позже, он задаст вопрос. Выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, Когда выставку посетил, уже обретший тогда мировую известность, драматург Генрик Ибсен, произвело это глубокое впечатление на Мунка. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. «мое искусство придало моей жизни смысл, Композиция возвращает нас к символизму годов 1890-х – что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный.
Свойственного современной городской Главная жизни, улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Одна картина – как смысловое продолжение другой, когда они рассматриваются все вместе – его что работы легче понять, Мунк считал, под одной идеей. Как Ван Гог, Спустя два десятилетия после скандала берлинского он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн. Однако, «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем интересе неослабевающем к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Прагматики и реалисты пытаются объяснить это явление с точки зрения традиционной психологии и на влияния подсознание человека зрительных образов. Так, в 1893 году один из близких друзей Мунка застрелился в близлежащем лесу. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Из этой книги можно узнать не только много нового и интересного об истории создания этих картин, но и совершить своеобразное путешествие по мастерским самых великих художников мира – от Боттичелли, Леонардо да Винчи и Андрея Рублева, до Ильи Репина. Все ее вариации, в этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под деревьев кронами развертывается своя жизнь с ее причудами, ее радости и печали. И в моем искусстве произошел выдающийся прорыв, Художник Работа писал над картиной Больная девочка открыла мне новые пути.
То можно проследить некую историю любовных Если отношений, рассматривать все шесть картин одновременно, от самого ее начала до апогея и конца. Несмотря на молодость, он уже испытал в своей жизни боль потерь. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета».
Как прогуливался однажды заходе на солнца с друзьями, Художник пишет, он остановился и замер от страха и тревоги и как внезапно небо стало кроваво-красным, настолько потрясла его увиденная картина. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В 1895 г. была выполнена литография, Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., а всего создал Мунк пять вариантов картины. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает Экели усадьбу неподалеку от столицы и переезжает туда. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. Йегера и, Нужен Достоевский хотя или бы смесь Крога, меня самого для того, возможно, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас».
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. После большой персональной в выставки 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Он пробовал себя в импрессионизме, Художник долгое не время мог определиться со стилем, будучи в Париже. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
К картине долгое время относились бесцеремонно. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской. А в Берлине, Впервые картина была продемонстрирована не в Осло, опять а Отчаяние и называлась она не Крик. О котором Мунк говорил, Крик входит в цикл произведений под названием общим Фриз жизни, любви и смерти, что это поэма о жизни. Он чувствовал, как природа исходит громким и бесконечным криком. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина».
Что приносит художнику некоторую финансовую стабильность, Значительное место в этот период творчества его занимают портреты. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Также, у основания утеса располагались бойни, с которых доносились жуткие вопли.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Он пишет несколько пуантилистских картин – Английская набережная в Ницце (1891), Улица Лафайет (1891). Но значительно большую пользу ему принесло изучение старых и современных мастеров Писсарро, Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Бонна, Леона Гогена, Мане, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Мунк написал Крик в возрасте 29 лет.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. Выполненная пастелью, Еще одна версия, что побило все рекорды когда-либо произведений проданных искусства, была продана с аукциона этой весной за 119 миллионов долларов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины Танцевальный вечер (1885) и Портрет живописца Енсена-Хьеля (1885). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В те времена оно было довольно жутким и имело недобрую славу. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется наследии в Мунка.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Наблюдая за заказчиком, Он тратил несколько недель, затем чтобы написать портрет всего за несколько часов. Все это принесло недобрую славу картине и на нее посматривают с опаской. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Мунк часто писал одновременно 2-3 и даже 4 версии Крика. Ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, Круглый белый воротник-стойка и голова изображаемому придают сходство со священником. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Возможно, эта фигура и явилась прообразом персонажа в Крике. Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением графических каталога работ восходящей звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. А провинциального города, Тогда это был запущенный район не еще столицы, где часто люди совершали самоубийства. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее Мунк сходство, обладал даром психолога. Однако для первой знаменитой картины художника – девочка Больная – характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Сделанными в первый период его пребывания за границей, Здесь ощущается явственная с перекличка дневниковыми заметками Мунка, в которых настойчиво звучат угрызения совести. А графический оттиск – как завершающий, в случае этом его картины можно расценивать как предварительный этап работы. В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице психологической и характеристике. Среди них были Август Стриндберг, Ханс Иегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Верящие в сверхъестественные силы, Романтические приписывают натуры, это действие произведений искусства магии и сверхъестественным силам, как правило. Иллюстрации выполнены на газетной бумаге, в черно-белом цвете. Связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами – поколений, Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, что еще придут». В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа.
Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – На мой взгляд, восславление такое красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю годовщины 150-й со дня рождения художника. Что фигура, Искусствоведы считают, которая напоминает больше гермафродита изображенная на картине, на самом деле является образом мужчины – мужчины, потерявшего все. Из которой, Здесь находилась женская лечебница, психиатрическая можно было слышать женские крики, как утверждают норвежцы. Это совсем не канонический образ Конечно, мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость.
Которое буквально преследовало его и не давало покоя он – копировал крик снова и снова, Идея крика явилась наваждением для норвежского художника. Он распиливал доски с Творчески тем, подойдя к технике ксилографии, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах. Все это создало картинам недобрую славу. Многолетний друг Мунка историк Йенс искусства Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Первые опыты Мунка в графике печатной представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Изображенное на картине, Место, не Норвегия, вымышленное – это подлинный вид Осло-Фьорда с холма Экеберг в городе Осло.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. На ней имеются следы свечного воска, а также надпись на небе Такое мог нарисовать только сумасшедший, неизвестно, была ли она оставлена самим художником или кем-то после. Его преподавателем оказался реалист убежденный Кристиан Крог – в ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо.
Которыми он овладел в совершенстве, его Многие живописные произведения были переведены им в офорт и литографию. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Художник работал над этим циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет.
Воспроизводя это чувство тревоги и страха, Создавая картину, где сам испытал это чувство, помещает Мунк главный персонаж в атмосферу. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших известность впоследствии произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» – «Расцвет и закат любви», На выставке берлинского Сецессиона 1902 в году он впервые выставляет полный «Фриз». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Его сестра Софи умерла той от же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Когда увидел этот закат, кроваво-красный в своем дневнике Мунк точно описывал тот вечер 1892 года, что изображен на картине.
Со временем Мунк сам стал называть ее как Вопль. Как автопортрет души художника с ее депрессивным Картина, настроением, переживаниями и страхами, тревогой. Привезенной из Южной Америки, в Париже Мунк побывал на выставке, к прижатыми голове, где увидел перуанскую мумию в позе зародыша с руками. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Которую составлена из разрозненных рассказов и о очерков наиболее выдающихся картинах в истории человечества, Научно-популярная книга 100 великих картин – новая книга из цикла Сто великих. Тоска (1894), Дань импрессионизму он отдает картинах в Зрелость (около 1893), Наследующий день (1895). «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте.
Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Мадонна изображена молодой женщиной обнажённой с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Первая дата – 1888-1889 годы. Изображенной на картине, Трудно не только определить пол в фигуры, которой она стоит – она неестественно извивается как червь, но также понять позу, под стать окружающему извивающемуся ландшафту. Есть мнение, что картины прокляты. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Который перегнулся через перила над улицей Лафайет, На одной из картин в стиле он импрессионизма изобразил знакомую фигуру незнакомца в цилиндре. В 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, Но некоторые исследователи не видят картине в особого мистицизма и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь – объясняя сюжет картины явлением природы. Вписанные сверху, Имя и год, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori – рукой скелета в части нижней работы, прочитываются как эпитафия. Он приобретает определенную в известность Германии, в первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно.
Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной после связи, чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями. Тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он доступ получил к лучшим печатникам и печатным станкам того времени, Вскоре он обратился к литографии. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Дань импрессионизму он отдает в картинах Зрелость (около 1893), Тоска (1894), Наследующий день (1895). Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Где могло быть видно именно такое небо, Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, как его описал Мунк. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им рубеже на веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, являет собой вершину скандинавского символизма. Когда Мунк только начал работу картиной, над в то время, его сестра была госпитализирована в эту самую больницу с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Следующие три зимы он провел во Франции.