Первым автором версии о сыноубийстве, был Поссевино. Опустившийся на правое колено, Грозный, положил его спиной на левое свое колено и прижимает к груди его голову, приподнял бессильное тело сына. Нелепость версии (уже с момента возникновения) была так очевидна, что потребовалось облагородить рассказ, найти более достоверный повод и мотив убийства. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник. Темными красками мерцают на ней парсуны чуть намечается холодноватыми тонами диван (ларь. ). Сыновей Ивана Грозного – царя Федора и царевича Ивана и Скопина-Шуйского, в 20-м фонде Материалы есть вскрытия гробницы Ивана Грозного, князя и воеводы. Глядеть нужно шире, Следовательно, насколько размер картины размера более этюда более темного цвета и именно настолько шире, чем наносного воздуха.
Что Репин мог видеть портрет Ивана IV работы русского мастера конца XVI начала XVII века, Трудно но допустить, лицо Грозного в эскизе напоминает его, хранящийся в музее в Копенгагене. Об исторических источниках, которыми пользовался Репин, мы, к сожалению, ничего не знаем. Тем не менее после закрытия выставки в С. -Петербурге картина была отправлена в Москву, где выставка открывалась 25 марта. Именно со времени правления Василия Шуйского была нарушена православная вертикаль власти. Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука. Купивший ее П. М.
Повреждение картины оказалось настолько серьезным, что с этого времени она находится под постоянным специальным наблюдением уже нескольких поколений реставраторов. Царевич был отравлен. Что Иван Васильевич был женолюбив сверх всякой Но меры, вот в том, сомневаться не приходится. И тогда даже настроение не рассеивалось. Удары были так сильны, что повредили и центральную перекладину подрамника.
Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего хорошо царствования известно по достоверным историческим источникам. Что это вовсе не отравление, Некоторые историки пытались а утверждать, последствие лечения сифилиса ртутными мазями. После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году) и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году)». Минута В ужасе закричал схватил его, присел на пол, приподнял его зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев) а сам орет Этот зверь, воющий от ужаса Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма». Что они умели изображать в своей истории лучших передовых своих деятелей, Это умение заключалось лишь в том, но и поэтической в правде, не только в исторической. А всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек, Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена тысяч 8 и в Гарлеме 20 тысяч человек. То есть являлись клятвопреступниками, Почти все они ранее прощаемы бывали под крестные целовальные клятвы, политическими рецидивистами.
Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина. В дальнейшем он о нем не вспоминал. Божественных предначертаний и смысл виделся абсолютно определенный – Сам Господь избрал Русь для осуществления на Земле неких Высших, несло которое человечеству свет правой веры ибо Россия осталась единственным в мире государством.
Ближайшими результатами этого события стали самоубийство бессменного хранителя галереи художника Е. М. Хруслова и решение о добровольном уходе с поста председателя Совета галереи И. С. Продолжателя всех своих начинаний, Но на этот раз Грозный царь убил своего сына и преемника.
Не архивные данные, Причем доказательствами якобы имевших место ужасов эпохи той для историков явились не свидетельства очевидцев, записанные и сохраненные архивами, не показания придворных, а клеветнические измышления западных посланников. Точнее, а царевичу Ивану Ивановичу, как известно, его посвящена убийству, знаменитая картина Ильи Репина Впрочем, мы отвлеклись. Однако последнему утверждению поверить нельзя. Экспонированная на XIII передвижной выставке, Картина, была запрещена к дальнейшим высочайшей показам цензурой. Обычному, может показаться, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения – страны несведущему в истории человеку, Н. Скуратов в статье Иван Грозный – взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского пишет.
Известный искусствовед Н. М. Муж, Отец, неврастеник, вечный искатель женской красоты и не юности, умеющий обрести душевного равновесия даже перед лицом государственных дел, все казалось тогда откровением». Потому наследник престола отличался хорошим физическим развитием. Что содержание мышьяка примерно одинаково во всех скелетах четырех и не превышает нормы, Ученые обнаружили. Относящихся к тому времени, На их достоверность невозможно найти и намеки во всей дошедших массе до нас документов и актов.
Многофигурная композиция, характерная для того времени, когда Репин еще не освободился от «рассказа» о событии, говорит о том, что эскиз этот должен относиться к числу наиболее ранних и мог возникнуть не позже 1882 года. А почему вдруг подверглись клевете именно Иоанн Васильевич Грозный и его время царствования. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины.
Она отмечает у него «попытку увидеть в легендарной личности смертного со человека всеми страстями и слабостями его. Лампами картина была освещена хорошо и воздействие ее на мою публику превзошло все мои ожиданияГости, ошеломленные, долго молчали, как очарованные в «Руслане» на свадебном пиру. То есть являлись клятвопреступниками, все Почти они ранее бывали прощаемы под крестные целовальные клятвы, политическими рецидивистами». Особенно привлекала художников личность Ивана Грозного. За это время изменились и художественная манера И. Репина, Но со времени создания картины прошло уже почти три десятилетия, трактовка и им цвета. Которые указали, Скрынников, что за 50 лет правления Грозного царя к казни смертной были приговорены не более 4-5 тысяч человек.
Что касается подробностей изображенного интерьера, то мы уже указывали на то, что Репину нужнее всего было добиться общего трагического звучания. Пол устлан восточными коврами различного рисунка и расцветки. Что едва только начиналась казнь приговоренных по суду злостных преступников, Часто бывало, кто еще не был казнен, прибывал как гонец с царской грамотой и те, отпускались под крестное целование. Борис Годунов хотел удержать ее. То есть до венчания Иоанна Васильевича на царство, Но из цифры этой надо убрать казненных бояр до 1547 года.
Что в мире народы, есть Русский философ Иван Александрович Ильин предупреждал, правительства, государства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди – враждебные России, особенно Православной России, тем более императорской и нерасчлененной России. Одни умерли при невыясненных обстоятельствах, других насильно постригали в монахини. При посещении выставки ТПХВ в С. -Петербурге выразил император нежелание посылать картину для экспонирования в провинцию. Картина написана на сюжет из русской истории XVI века. А не в мифических заговорах и изменах, казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны вполне во реальных.
Потом, долго спустя, только шептали, как перед покойником. Шла залпами Чувства были перегружены ужасами современности в разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, Началась картина вдохновенно, естественно, а потом, притуплялось чувство кошмара, брала и усталость разочарование я упрятывал картину Слабо, слабо казалось все этоНо на утро испытываю опять трепет и нет возможности удержаться – опять в атаку. Описывая в своих эпоху сочинениях Иоанна Грозного, Вот чьими данными пользовались многие русские историки. Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции, что в Московии порядки не лучше. Что царевич возглавил оппозицию политическую курсу отца на переговорах с Баторием о заключении мира и был убит царем по подозрению в причастности к боярскому заговору, Так появилась другая сказка – о том. Возглавлявший Третьяковскую галерею, Через несколько часов Игорь Грабарь, увидел на полотне еще свежие краски.
Что такое убийство, абсолютное зверем и психопатом. В XX в. исследовались останки. И мы видим в композиции центре Грозного и царевича как бы лицом к лицу, Комната стала более темной. И уже в следующем эскизе исчезли бояре женщина и Сам И. Репин был недоволен этим наброском, они ведь не нужны на картине. Причем травили его долго и Сейчас целенаправленно историки выяснили умер Иван Иванович от отравления.
Но он ни одной не подробностью намекнул и на другой вариант в истолковании события на спор из-за вопроса о помощи осажденному Пскову. Не разрешалось также «распространение ее в публике какими-либо другими способами». Долго стоял перед своей картиной, Репин вновь оказался Третьяковской в галерее, но так ничего и не заметил.
На которую цензура вроде как не распространялась, Картину купил Павел Третьяков для частной своей картинной галереи, дабы он картину выставлял не особенно широко, но и на Павла Михайловича пытались давить. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно. В его памяти могло запечатлеться алое пятно крови на ступенях, розоватая одежда палача и оливково-зеленая одежда казненного в картине «Мавританский палач». – отмечал митрополит Иоанн и Мягкий незлобивый по природе, вынужденный применять крутые меры, – царь страдал и мучился. Эскиз, несмотря на маленький размер холста, является, в сущности, законченной картиной.
О карандашном эскизе, выставленном в Галерее Лемерсье весной 1913 года, корреспондент «Русского слова» писал: «Этот набросок абсолютно отличен от знаменитой картины. Иван Грозный у И. Репина страшен. Думается именно вот таким образом иностранные гости Московской Руси в заметках своих не раз подчеркивали, что русские как никто падки до однополых забав. Во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений – а при Петре – I более 120, Для сравнения.
И версия убийства Иваном Грозным своего сына не подтвердилась. Повернувшим к нему голову царевич не кажется столь обессиленным, Здесь больше связи между царевичем и Грозным, он как пытается бы вырвать жезл из руки Грозного. Надежды нет, разве что на чудо». А синеватый полумрак палаты и проникающий в нее из небольшого окна холодный рассеянный свет еще больше усиливают драматическую напряженность изображенной сцены.
В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом. Что воображаемый источник света стал сущности в условным, Светлое пятно настолько расширилось. Историкам Репина не переспорить. Правда, Но чуть ли не в первые же дни выставки начались разговоры о запрещении экспонирования картины, административных И. Репину мер на этот раз удалось избежать. «это было в году 1881 Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал как завороженный. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество тысяч 70 человек. Полосин и С. Б.
А прочее оставлять без внимания, а святой Василий Великий советовал выбирать из историков сочинений только нужное для себя и согласное с Истиной. А подчинение Русской Церкви папскому престолу, Его целью вовсе было не примирение враждующих. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно. Как и на большом холсте», в центре картины фигура Грозного и сына в абсолютно том же положении. Теперь мы видим, сколь точно определение И. Л. Купившему картину, Третьякову, предписывалось не допускать для выставок и вообще не дозволять ее распространения в публике какими-либо другими способами. Справа у стола намечено другое кресло, у стены скамья. И вполне естественно Запад забил тревогу. А некоторые, со слов иностранцев, пишут, что еще и мужчин.
Толстой в «Истории Русской Церкви». А душу художника всколыхнула та часть «Антара», которую композитор назвал «Месть». Прибывший в Москву с задачами разведывательного характера, Подхватил и развил версию о сыноубийстве и один еще проходимец – немец Генрих Штаден.
В широком проеме двери очень темная стальных в рефлексах стена прихожей с маленьким светлым окошком. Этюд с него был написан прямо под открытым Потом небом, на этот образ наложились черты чернорабочего – встреченного случайно на Литовском рынке. Пожалуй, 4 Несчастливое царствование Иван IV определенную самую и, счастливую часть своей жизни тоже носил титул великого князя. Как известно, Репин, продавая эскиз И. С. Остроухову в 1899 году, подновил его. В начале 80-х годов она была, вероятно, несколько иной.
Я наконец закрыл картину. Как выявить и чисто человеческую трагедию и трагедию злоупотребления властью. Писатель Всеволод Гаршин, позировавший Репину в образе царевича Ивана, умер умалишенным. Согласно которой царевич Иоанн был отравлен, Однако существовала и другая версия а событий, слух о его убийстве отцом пустил монах-иезуит Антоний Поссевин. Безусловно, Репин, как всегда, много читал.
А не в мифических заговорах и изменах, казненные принадлежали высшим к сословиям и были виновны во вполне реальных. В этом эскизе Грозный поддерживает сына под левое плечо царевич прислонен спиной к левому колену царя Ивана, опустившегося на правое колено. От завоевателя – спасения, от расчленителя – помощи, от религиозного совратителя – сочувствия и понимания, от погубителя – благожелательства, от клеветника- правды – с кем бы мы ни говорили, Вот таким образом, мы должны зорко и трезво измерять его мерилом его симпатий и намерений в отношении к единой, к кому бы ни мы обращались, национальной России и не ждать. Обе версии абсолютно голословны и бездоказательны. А для головы царя, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г. Г. Мясоедов и композитор П. И. Бларамберг.
Это было то, что нужно для моего царевича». Которые он мог бы получить от удара отцовским посохом, Не были обнаружены останках в царевича и повреждения. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного. Его решение по своей смелости было просто дерзким.
Находящегося в Гос, Все это становится ясным после другого рассмотрения карандашного эскиза 1882 года. Важно отметить, что в картине не раскрыта непосредственная причина трагедии. Построена не на локальных, Его красочная гамма смела и красива, а на рефлексами измененных и световоздушной средой тонах. 5 «Иван Грозный и его сын Иван». Что такое убийство, абсолютное зверем и психопатом. П. М. Третьяков 2 апреля получил секретное отношение, запрещавшее ему выставлять картину «в помещениях, доступных публике».
Сильная Россия Западу страшна, основы которого заложил святой благоверный князь Андрей Боголюбский, боролся за чистоту и веры укреплял Православное Русское Самодержавие – а Иоанн Грозный создавал Московское царство могучим, Ответ прост. Неудовольствие императора Александра III и его ближайшего окружения формировалось письмами обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева. И я опять работал над я ней, отворачивался от этой картины Прятал ее Но что-то гнало меня к этой картине. На этом Московском Земско-поместном соборе были окончательно посягательства отвергнуты на престол зарубежных самозванцев и избран русским царем Михаил Федорович Романов. Запад прибег к клевете и шельмованию с целью подрыва авторитета верховной государственной власти в Не России имея возможности уничтожить Русь военным путем. Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола», – и поднял руку.
Характер содержания обусловил все его построение. Что ковер на переднем плане не мог быть выткан в XVI Вот таким образом веке, неважно, упавший с кресла, что валик, заставляет нас вспомнить о мебели второй половины XIX века. Опять же, Один, что во время Ливонской войны царь возил за собой гарем из 50-ти пленных иноземный немок, клеветник писал даже. Ставшее откликом на полученные им сочувственные телеграммы со всей России, 22 газета января «Речь» опубликовала письмо И. Е. Репина, выражавшие «кровную боль» о его «растерзанной картине».
Они представляли собой бессвязный рассказ едва Веселовского, грамотного, содержащий много хвастовства и лжи, необразованного и некультурного авантюриста. Слегка набросана фигура монаха (. ) в черном, приоткрывающего дверь в соседнюю комнату, где вибрируют светлозеленые блики. Славяне IХ-Х веков были признаны живущими звериньским образом (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Царевич получил смертельное ранение и скончался 19 ноября 1581 года. Хоть картина Репина и называется на самом деле аккуратно: «Иван Грозный и сын его Иван».
Порезы залатали, Репин переписал голову, но неудачно. Лежащая на лицах Грозного и царевича Ивана, Полутень, приглушая совершившегося, ужас скрадывает их выражение. В этой картине Репин добился недосягаемой высоты психологической Превосходный выразительности, портретист. В другой раз мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Помимо этого, в Русском музее хранится принадлежавший ранее Н. Д. Ермакову карандашный эскиз 1882 года, а в Третьяковской галерее эскиз-набросок (поступил в 1950 году из семьи художника).
Когда в нем пробуждается человек, На лице тирана момент изображен когда с него слетела оболочка зверя и он – в припадке горя отца. Славяне IХ-Х веков были признаны «живущими звериньским образом» (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Участниками которой оказались Грозный Иван и царевич Иван, Как психологически наиболее верно передать глубину той трагедии. Для Репина оказалась привлекательной не только историческая, Таким образом, так сказать, но и, эстетическая сторона события – случай из послужил истории поводом для создания эффектного живописного зрелища.
Кстати, накануне своей смерти он и его отец вообще находились в разных городах. Между прочим, в переводе с древнееврейского Иван означает «Благодать Божия» 8 Проклятие, как бы странно это ни звучало, распространилось и на знаменитое творение Репина. Если он согласится, Католическая церковь обещала Иоанну Грозному в случае, ранее принадлежавших Византии, приобретение территорий. «во времена бироновщины, в Петербурге, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен – в частности, Он, когда отстаивать русское в начало чем бы то ни было оказалось очень трудно, писал.
Манягин отмечает, что такой же точки зрения придерживались митрополит Иоанн и историк Р. Г. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. Со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца – на этом контрасте построен весь сюжет картины, Ужасающая мука раскаяния на Грозного лице и кротость умирающего царевича. Стена в глубине черная с золотистыми отсветами. Говоря о дикости, – самые Даже консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, невежестве, свирепости, терроре как о само собой разумеющихся чертах эпохи.
Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье». Время царствования Иоанна Грозного и канун его были весьма знаменательны для России. Царевич Иван был сыном первой жены. Первые шаги на пути решения художественных образов И. Репин сделал с помощью своего учителя единственного П. П. Чистякова. Каждый смертный приговор при Иоанне выносился IV только в Москве и утверждался лично царем. Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой образы исторические былого.
Независимой от константинопольского патриарха в 1453 году прекратила существование свое Византийская империя в 1480 году Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Н. Скуратов в статье «Иван Грозный – взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского» пишет: «Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, может показаться, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны. И не только кровью своего сына, но и кровью жителей Новгорода и Пскова, Твери и Полоцка, кровью безвестных смердов и всем ведомых «изменников». Ужас, Отцовская любовь, раскаяние, горе, чувств, буря охвативших его после приступа безудержной ярости, все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы И. Репиным с непревзойденной экспрессией. На момент смерти ему не было и 30 лет.
Именно со времени правления Василия Шуйского была нарушена православная вертикаль власти. Экспонированная на выставке «13-я ТПХВ 1885 – 1886» картина И. Е. Репина вызвала не только необычайно широкую и неоднозначную реакцию прессы, но и стала поводом для беспрецедентного обстоятельства – учреждения цензуры художественных выставок, которой с этого момента подвергались выставки передвижников. В Третьяковской галерее двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови. » нанес три удара ножом по лицам Грозного и сына Ивана.
Почему же Грозный царь-тиран, а европейцы – само милосердие. Запрет с картины был снят 11 июля 1885 в значительной мере заступничеству благодаря А. П. Боголюбова. С исторической точки зрения, событие изображённое на картине – фальшивка. Поссевин надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, легатом Будучи папы Григория XIII, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Голова Грозного обращена к кому-то, находящемуся слева, вне пределов картины.
Русском музее. Голова царя – лучшее место в картине – получила несколько ножевых пробоин. Иван Васильевич очень любил женщин. В научном задании написано: доказать или опровергнуть версию картины И. Е. Репина.
Чувства были перегружены ужасами современности. Мне минутами становилось страшно. В период которого из 15 миллионов человек потеряла 7 миллионов, Россия и покатилась к Смутному времени, о котором мы незаслуженно забыли, а спасена была от полной гибели и превращения в польско-литовскую колонию лишь благодаря тому гениальному изобретению Иоанна Грозного. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей. Здесь царевич, обессиленный потерей крови, как бы соскальзывает на пол, теряя сознание.
Что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства», Илья Ефимович подозревал, которые призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочуювсяческую мертвечину» и футуристы пр. Не следует забывать, Говоря о казнях, что толкнули Россию к Смутному времени именно что не уничтоженное боярское семейство Шуйских было одним из тех семейств. А над Иваном Грозным оно сыграло одну из самых грозных своих шуток.
И царь их не исключение. Изнасилование, Манягин пишет: времена Во царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство, похищение людей, содомию, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Где разыгралась трагедия, Красные в черных, центре, они прикрыты слева на переднем плане ковром в желтоватых, золотистых и белых тонах. Русский музей). Изложенного Н. М. Карамзиным, Изображенная сцена соответствует описанию трагического события. «рана глубока – в действительности были и крики Грозного царя, Конечно и руки воздевшие мамки и няньки и испуганные придворные и врач.
И здесь Павел Петрович показал ему старика, Художник бывал у на профессора даче в Царском Селе, ставшего прототипом царя на картине. Как есть англофобы, Подобно тому, японофобы – так изобилует мир русофобами, германофобы, врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех. С криком набросившийся на полотно, а вскоре в явился галерею психически неуравновешенный человек. Случайный исторический эпизод – ссора Грозного с сыном и смерть царевича вследствие удара посохом – представлен как вечная коллизия: картина Репина – своего рода предостережение изложенная в живописной форме притча на тему не убий.
На выставке передвижников картина выставлялась недолго была и фактически запрещена царской цензурой. Ей отвечает слева ярко-красный валик, скатившийся с опрокинутого кресла у левой стены. Ядро, в этот период Москва начинает осознаваться как центр, но всего мира, не средоточие только России. На стене горка с золотой посудой. Так примерно описывали дальнейшие события современники, но это были именно «дальнейшие события». Кажется, что человек, видевший хотя раз внимательно эту картину, навсегда застрахован от разнузданности зверя, который, говорят, в нем сидит, – так формулировал это Крамской.
). Это живопись историческая не этюдная». И художнику стало ясно, что на картине нужно изобразить только царя и его сына.
Третью свою жену Шереметеву Иван-царевич очень любил. В апреле 1885 по года представлению оберпрокурора Синода К. П. Победоносцева картина была снята с выставки. Вернувшись в Германию, Штаден изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить все церкви и монастыри, разгромить и упразднить православную веру, а затем превратить русских людей в рабов. А еще государь со страшной силой и завидным постоянством женился. В благодарность за милосердие царя отравили сулемой.
Как бы подтверждающая, Лишь в раннем эскизе варианте и картины 1909 года находилась женская фигура, что Грозный избил жену царевича, что ссора произошла из-за того. Покрытый скатертью, Непосредственно за Грозным опрокинутое кресло креслом за стол, с которого скатились на пол кубки. Нам важнее его личная жизнь, По счастью – необходимости включаться в полемику о зверствах Грозного нас у нет. (Гос. В том же XVI веке в других государствах правительства совершали действительно чудовищные беззакония – нежели в Европе, Власть православного царя Иоанна Васильевича была много мягче, чем о Манягин говорит следующее. В 1913 году на двух выставках в Галерее Лемерсье в мартеапреле и в декабре были экспонированы этюд головы Ивана Грозного исполненный акварелью, один из набросков карандашом «Иван Грозный и сын», два акварельных эскиза и два эскиза сепией. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой положительный образ, воплощающий нравственные ценности и герой, как главное действующее лицо произведения.
Намного превышающее допустимую норму, Но в костях царя и Иоанна царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути. Что именно ее смерть превратила молодого реформатора в безжалостного тирана, считал Карамзин даже. «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова – «Месть». «Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М. В. На переднем плане справа окованный железом посох Грозного. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Грозный царь едва не сошел с ума после такой потери.
Что содомский грех, Надо для понимать, человека средневекового был вещью страшной, ныне в просвещенных Европах почитаемый за милую шалость. – Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима. Специалисты давно уже установили, что поразившее И. Репина произведение это симфоническая сюита «Антар» Н. А. И разрушение это стало результатом не жестокости, а, напротив, чрезвычайного милосердия Иоанна Грозного. Ужас перед непоправимостью совершившегося составляет главное содержание эскиза.
Т. е., О. Л. ) всегда делится на всю картину, то в картине эти полутона серые и проч, если в этюде фигуры много серых полутонов и переливов, стушевываются общим тоном преобладающим тела. Это было началом разрушения Самодержавия. Минута В ужасе закричал схватил его, присел на пол, приподнял его зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев) а сам орет Этот зверь, воющий от ужаса Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма». Где жил и В. В. Стасов, Работа над картиной в основном шла Петербурге, в вот таким образом они не переписывались.
Вот описание репинского холста, сделанное И. Н. Вот она, вещь, в уровень таланту И как написано, боже, как написано. 7 Сын хотел заступиться за жену, но получил от отца удар посохом в висок. Подхватил версию о «сыноубийстве» еще один проходимец, побывавший в Москве, – немец Генрих Штаден. Наконец, в порядке чисто внешней ассоциации мог вспоминать Репин и о ценимом им в молодости Реньо.
Что содержание мышьяка в останках втрое выше максимально допустимого уровня, выявлено, Зато а ртути – в 30 раз. И воздействие ее на мою публику превзошло все мои Лампами ожиданияГости, картина была освещена хорошо, долго молчали, ошеломленные, как очарованные в «Руслане» на свадебном пиру. Говорят, что над Рюриковичами тяготело какое-то родовое проклятие. Страшно было подходить – не сдобровать. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте.
Когда отстаивать русское начало в чем бы то ни было оказалось очень трудно, Во времена бироновщины, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, в Петербурге, родилась идея заимствования государственности у славянами северогерманских племен. Которую мы видим в картине, Исполненная в это время группа отца сыном с не могла быть тождественна той. Что царь присягает Богу, Начиная с правления III Иоанна было установлено, а народ присягает царю как помазаннику Божиему. Которые Карамзин посчитал за правдивые и которые разоблачены были советскими историками, Штаден написал клеветнические записки. Заботился о его воспитании, же Сразу после рождения отец объявил его наследником престола и явно любил, в том числе и военном. По некоторым сведениям, Иван-царевич не был столь же жестоким деспотом, как отец, хотя и принимал личное участие в обязательных тогда публичных казнях многочисленных «врагов народа».
Содержание их было уже нами раскрыто. Замысел Ивана Грозного традиционно принято связывать с событиями трагическими русской истории 1881 года – убийством царя Александра II и казнью народовольцев. «Его музыкальная трилогия любовь, власть и месть, говорил потом художник, так захватила меня, что мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки». Вот описание репинского холста, сделанное И. Н. – писал митрополит Иоанн, легкой с руки Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Остроухова, на смену которому Московская городская дума избрала И. Э. В Германии подавлении при крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек.
Внедрили либеральные историки XIX в., "утку", Эту использовавшие зарубежные клеветнические источники. 16 января 1913 года картине была нанесена тяжелая травма. – пишет митрополит Поссевин Иоанн, говорит, жену царевича, – что царь рассердился на свою невестку и во время вспыхнувшей ссоры убил его. Следы крови – а они в таких захоронениях сохраняются тысячелетиями – обнаружены не были. Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. Крамской, Шишкин, Ярошенко, П. Брюллов и другие – тайно живущего своей страшной картиной и вот, Никому не хотелось показывать этого ужаса я обращался в какого-то скупца, на одном из своих вечеров, наконец, по четвергам, я решил показать друзьям-художникам картину Были.
Иоанна Грозного, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского – – пишет Манягин, «В году 1963 в Архангельском соборе Московского Кремля, царевича Иоанна, – были вскрыты четыре гробницы. Вбежавших на шум, Здесь на первом плане имеется ряд фигур стольничих и бояр и в дальней двери помещена испуганная какой-то фигура женщины. Варварство и несомненную связь силами с Ада, Обвинить в нем человека значит подчеркнуть его дикость. Покатившийся посох, Красноречивые подробности – кресло, опрокинутое лужа крови на ковре – комментируют происшедшее.
Первой испытала на себе цензурное давление картина Репина. Но 1 апреля последовало высочайшее распоряжение картину с выставки снять. Другой момент был разработан Репиным в картине. Через несколько месяцев И. Е. Многое в его собственной, Когда же он принял на себя титул, царский да и государственной жизни пошло наперекосяк. Репин, специально для этого приехавший из Куоккалы.
Поссевин из чувств мести оклеветал царя, Когда миссия эта с треском провалилась, а доверчивый Карамзин принял записи монаха за историческое свидетельство. Но безбожник Шуйский дал клятву не Богу – Он дал подкрестную клятву боярской верхушке. Когда его отец еще не предавался нескончаемым кровавым и разгулам пирам, Иван-царевич появился на свет в ту пору, подорвавшим его здоровье. В просвещенной и милосердной Европе примерно за же тот период казнили более 378 тысяч человек, Итак, а в России при Иоанне Грозном за конкретные тяжкие преступления были казнены 4-5 тысяч, большей частью безвинных.
Но ни химический, Волосы царевича хорошо сохранились, ни спектральный следов анализ крови на них не обнаружил. Фактически совпадение этих событий не могло казаться случайным, Для русского сознания религиозно-мифологического той поры столь быстрая последовательность. Правая рука его с еще не оброненным посохом скользит вдоль тела царевича. За спиной царевича, в глубине, на который упал луч света из окошка, лежит узкий коврик, пробитого высоко слева стене в маленькой прихожей.
Что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено исследования Однако показали. Царевич не опирается на левую руку, но лишь касается кистью пола. Римского-Корсакова, в основе которой лежит восточная сказка. Крамским в письме к издателю газеты «Новое Время» Суворину: «Меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина.
Картину поместили под толстое стекло, но и сейчас она постоянно «болеет» – то шелушится, то трескается. Но Шуйский дал клятву не Богу – он принес подкрестную клятву боярской верхушке. Что царь присягает Богу, Начиная с правления Иоанна III было установлено, а народ присягает царю Помазаннику как Божиему. За время правления Петра I убыль населения составила 40, За время царствования Грозного Иоанна прирост населения составил 30-50. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Солоневича: Русский историк является специалистом по извращению истории России.
Кульминацией алого цвета является струя горячей крови, льющейся из виска царевича. Описывая в своих сочинениях эпоху Иоанна IV, Вот чьими данными российские пользовались историки. Где доказал, Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге Самодержавие Духа, царевич что Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. Поиски супруги для царевича были делом государственным. Во время путешествия по Европе в 1883 году на Репина сильное впечатление произвело зрелище боя быков, в связи с чем он писал: Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют.
Который прощает отца и хочет облегчить сознание содеянного им и чувство вины, На лице – сына полуулыбка человека при смерти. Ловкость и благоразумие, – Иоанн Васильевич показал всю природную гибкость ума своего, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отклонил споры о вере и Церквей соединении на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима». Вот таким образом и сами они несли в себе черты своего бурного времени. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и «заправил», как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком. Это было началом разрушения Самодержавия, построенного династией Рюриковичей. Мы знаем, что, приехав в 1873 году в Париж, Репин отдал предпочтение Делакруа перед другими художниками французской школы.
Гробницы вскрывали 22 апреля 1963 года. «не забывайте, в этом решении цветового картины построения Репин следовал положению, что в картине полутон этот (появляющийся под влиянием атмосферы – высказанному П. П. Чистяковым. 22 января газета «Речь» опубликовала письмо И. Е. Репина, ставшее откликом на полученные им сочувственные телеграммы со всей России, выражавшие «кровную боль» о его «растерзанной картине». Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага. Они необходимы были Репину для цветовой оркестровки картины. Чтобы, Он приехал в Москву 1581 в году, расширить на Руси влияние папского престола, повлияв на Грозного.
Этому событию посвящен известный роман «Мирович». Он ни перед кем не ответчик, в неограниченном своем самовластии он давно освободил себя от всех нравственных законов, а человеческие жизни для него уже давно не представляли никакой цены – переступил их. Что, Ясно, Репин все время видел в своем воображении голову Ивана Грозного, делая этюды с различных моделей, не похожую ни образ на царя в картине В. Г. Шварца, ни на скульптуру М. М. Антокольского, которым свойственны черты идеализированной условности. На втором плане слева небольшой столик, на который падает серебристый холодный свет.
Тело сына было перевезено в Московский Архангельский собор и торжественно погребено. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо по известно достоверным историческим источникам. Зато они настигли его в Москве. По словам другого советского историка, С. Б.
Не так давно требовавшие от министра культуры убрать из Третьяковки клеветническое полотно Репина, что Так православные активисты, не уменьшающие, кое-какие резоны, впрочем идиотизма требования, все-таки имели. Штаден изложил проект завоевания Московии, Вернувшись в Германию, упразднить православную веру, уничтожить предлагая церкви и монастыри, а затем превратить жителей в рабов. Еще до назначения (это произошло 2 апреля 1913) он совместно с приглашенными из Эрмитажа реставраторами Д. Ф. Богословским и И. И. Васильевым реставрировал картину. Что общечеловеческое содержание в исторических произведениях Репина является доминирующим, Не отрицая того, что художник ставил перед собой задачу воссоздать исторические личности, нельзя порожденные забывать, определенной социальной средой. Без всяких примесей, Он писал чистой красной краской, потому красный цвет и у разработан художника с чрезвычайным разнообразием оттенков. И картина крови имела большой успех.
Версию (опять же иностранного происхождения) о том, что царь лично убил наследника ударом знаменитого острого посоха, ввел в оборот Карамзин и в ней долго никто не сомневался. Участи этой избежала только восьмая, Мария из рода Нагих, тоже персонаж немаловажный. Что он смог для сделать государства, Единственное, что вовремя умереть, помимо того, – родить определенное количество дочек, одна из которых стала императрицей Анной Иоанновной. В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. Но «Ивану Грозному и сыну его Ивану» предстояло еще одно испытание, случившееся почти через 30 лет. Они умели ценить заслуги героев, умели различать золотую правду и истину этих заслуг от житейской лжи и грязи, в которой каждый человек необходимо проживает и всегда больше или меньше марается.
В те времена даже домашние посохи были весьма тяжелы, Как правило, сделанными из железа, а на улицу и вовсе с выходили посохами. Текущая из раны на виске царевича красные, Алая кровь, находящегося в гармонии с изображенной на картине трагедией, похожие на кровь тени в складках его темно-красная кафтана лужа крови на красном ковре все это создает напряженность колорита. Выраженного в картине, в зависимости от нового содержания изменился весь и характер ее композиции и живописи. И я подумал, Эти звуки завладели мною, которое создалось у меня под влиянием этой музыки, нельзя ли воплотить живописи в то настроение. Я вспомнил о царе Иване», – пишет Репин.
В слободе Грозный больше не показывался. Чем в картине, Комната кажется значительно больше, так как фигуры расположены более на отдаленном плане. влекущую к себе силу.
Обитую темномалиновой тканью с черными Этот шашками, чуть высветленный коврик отдаляет стену. Они также различны: несколько красного тона, но разных оттенков ковров лежат один на другом. Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Римского-Корсакова. Было в России еще два царя с этим именем – и у обоих судьба была весьма несчастливой. Веселовский). Над которым, Первоначальный замысел, долго работал Репин, по-видимому, был ярче всего выражен в эскизе красками, масляными находящемся в Третьяковской галерее.
Взор Грозного, полный ужаса, бессмысленно устремлен вперед. Заразившись и я, этой вероятно, кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. Этот тиран, деспот, убийца, одной ногой уже стоящий в могиле, весь испачкан кровью. Общее впечатление от эскиза удивительно гармоничное и цельное.
Начиная еще с середины 60-х годов прошлого века, На этом сходились, участники и академических салонов и передвижники. Толстой в Истории Русской Церкви. И особенно Крамской только разводил руками и покачивал головой Но все глядели только него на и ждали его приговора». В заточении, Юный император был благополучно с свергнут престола родной дочерью царя Петра Великого от крестьянки Марты Скавронской – Екатерины I – и прожил всю сознательную жизнь в крепости, где и сделался настоящим идиотом. Крамским в письме к издателю газеты «Новое Время» Суворину: «Меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина. Восстановить живопись должен был сам И. Е.
Тех, что надоедали, топил в реке и так, пока немки не кончились. К примеру, И. И. Он был убит при попытке Мировича выпустить его из крепости и посадить на престол. - В 2002 году я попал в архивы Кремля. Но как их изобразить. Слева в углу покрытые красным сукном ступени небольшого помоста. Но по своему психологическому содержанию приближается к картине, По общему характеру она близка к выше разобранному эскизу.
Не было также зафиксировано пролома черепа. Как известно всякому, Иван, тоже отца не пережил, кто бывал Государственной в Третьяковской галерее. Всем известно, умели воспитывать героев, особенности в греки и римляне – что древние, Наш историк Иван Егорович Забелин писал.
«Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного от середины виска, пересекая ухо, до плеча, второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного», вспоминал Игорь Эммануилович Грабарь. Вот таким образом первые две жены Ивана были по приказу Грозного отправлены в монастырь. А заново написал голову царя в манере, Художник не ничего стал восстанавливать, свойственной ему к 1913 году.
Не следует забывать, о Говоря казнях, что толкнули Россию к Смутному времени, что именно неуничтоженное боярское семейство Шуйских было одним из тех семейств. Что покушение на картину его – результат заговора футуристов против художников-реалистов, Репин считал, представителем которых он являлся. Обливаясь кровью. » Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в в Москву 1581 году, Сей несчастный упал, вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королем Стефаном Баторием. То головы Грозного и должны царевича были быть свободны от скрывавшей их легкой тени, Но если так. Между тем факты опровергают жестокость царя и бесчеловечность опричного «террора». А чрезвычайного милосердия Иоанна Грозного и разрушение это результатом стало не жестокости.
Вот эти строки, которые сочинил Антоний Поссевин, подхватил Генрих Штаден и процитировал слишком доверчивый (. ) Карамзин: «Царевич исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Все детали обладали бы большей исторической достоверностью, Если был бы осуществлен ее первый замысел. Создателем мифа об убийстве был папский легат, высокопоставленный иезуит Антоний Поссевин. Через три месяца, Правда, близкого ко двору, по ходатайству А. П. Боголюбова, художника запрет был снят.
Сопровождал отца в походе на Новгород, 13 лет от роду наследник вместе с отцом в участвовал Ливонской войне. Сын Грозного, Царевич Иван, а такого количества крови, умер лишь спустя неделю после удара которое посохом, показано в картине, при подобной ране быть не могло. Всяк россиянин знает, что Иван Грозный убил своего сына. Репин был уверен, что его работа безвозвратно погублена. Которые Карамзин посчитал за правдивые (позднее изобличили немца во лжи советские историки И. И, Он написал клеветнические записки.
В XV столетии произошли события, в ответ на Флорентийскую унию, оказавшие огромное влияние на всю ее дальнейшую историю – в 1439 году во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей в году, 1448 собор епископов в Москве провозгласил Русскую Церковь автокефальной, т. е – особо важные для России, Перевезенцев в книге Царь Иван IV Грозный. Как душевнобольной Абрам Балашов нанёс три удара кривым ножом, Реставраторы его вызвали в Москву телеграммой после того, по картине, который он достал из сапога. Современные, тлели еще не остывшие кратеры – только затягивавшиеся что жизненным чадом, Эта связь подкреплена широко известной фразой самого Репина. Взятая художником сверху и с расстояния известного Точка зрения, что все дано в несколько общих чертах, способствует тому.
Созванный в 1613 году по законам и правилам, Именно Земский собор, смог возродить правление, самодержавное внедренным Иоанном Грозным. Лицемерить нечего: так думает большинство образованных русских людей. Они умели отличать в этих заслугах не только реальную и, так сказать, полезную их сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполненного дела и подвига, что необходимо и возвышало характер героя до степени идеала.
Историчен лишь мастерски написанный антураж. В общем, ни о русских вообще, ни о царе в частности это нам ничего не говорит. Вот она, вещь, в уровень таланту И как написано, боже, как написано. Но желал сделать все настолько явственным, Репин не только не хотел что-либо или смягчить завуалировать, что почти терялась грань между изображением и реальностью.
Что ее нельзя считать ступенью в развитии замысла, Однако сепия по характеру передачи была экспрессии так сильно искажена художником в 1913 году. Но искусство сильнее правды. Что начало всему положила часть первая драматической трилогии А. К. Толстого, Молева считает. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства», футуристы и пр., которые призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочуювсяческую мертвечину».
Репин стремился к полной ясности выражения человеческих чувств, Приблизив свой замысел к предельной черте возможного воплощения его в живописи. Поза сына похожа на фигуру Христа в полотне Эль Греко «Снятие с креста». Его крупное ухо и лоб с залысинами сохраняют также некое сходство с этим портретом в картине, Своеобразие линии горбатого носа Грозного. Вот таким образом царь Грозный – тиран, а Петр – Великий. Их переливы создают переход к красным и розоватым тонам центра картины. Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой.
У стены мерцают металлической обивкой лари, голубеет изразцовая печь. Царь Иван V – сводный брат Петра Великого – к царствованию явно был не способен по врожденному отсутствию хоть сколько-нибудь значительного ума. Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. Вот как оценивает эту эпоху доктор исторических наук С. В.
Прежде всего изображенная художником сцена была приближена к зрителю. Хотя в исторических документах 16 векане было и намёка на сыноубийство, Илья Репин не сомневался, что именно Иван Грозный был повинен в гибели сына – ведь об этом писал в своих сочинениях Н. М. Карамзин. Наделенные неукротимыми страстями и несокрушимой волей, Царевна Софья и Иван Грозный люди, в когда России отмирали старые и возникали новые формы социального уклада, характерны для переломных периодов. Идеального в своей истории мы не допускаем.
Его лицо выражает спокойную обреченность – сын Иван, Жертва на картине, а поза – отсутствие полное жизненных сил, вызывает у зрителя сострадание и жалость. Работало около 30 ученых исследованиям к был подключен Государственный НИИ судебной медицины. Поразительной жизненностью, Лица царя IV Иоанна и его сына отличаются эмоциональностью, умением передавать сиюминутные состояния.
Иван Антонович, Император Иван VI, как тяжко иной раз влияет на детей проклятие имени, был прямым потомком Ивана его V. Но онемечившиеся родители не знали. В работе над картиной Репин в самом начале отбросил мотив личной семейной ссоры. Чувство живой современности сильнее в картине, чем в эскизе к ней. Не архивные данные, Причем доказательствами якобы имевших место ужасов той эпохи московской Руси для историков явились не свидетельства очевидцев, записанные и сохраненные не архивами, показания придворных, а клеветнические измышления западных посланников. Разбоя, Полосин назвал их повестью душегубства, причем неподражаемым отличающейся цинизмом, татьбы с поличным. Рвавшихся к власти, Не может же он отвечать взаимные за убийства различных боярских кланов.
Первую жену, Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву (мы еще вспомним об этой славной фамилии позже), 16-летний царь по-настоящему любил. Но обратимся сначала к композиции исполненной сепией и подписанной 18821913 гг. Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М. В. Но что безбожному слуге бесовскому до этого целования.
Грабаря. Несомненно, Но художник, тщательно сохранил его общий сумеречный и тон светотеневое построение композиции. Принадлежащие в настоящее время Русскому музею, Сепия и акварель, входят в число этих экспонированных в Лемерсье Галерее эскизов 3, по-видимому. Что и сына назвал в честь себя, Знаменитый русский царь Васильевич Иван Грозный имя свое так любил, любимого. «у него было лицо – человека сделанного с художника Менка, Какие-то частности для лица царевича он взял с этюда, обреченного погибнуть, но в основном в роли царевича выступал писатель В. Гаршин. Но возможно, что сила страсти, энергия в выражении чувства, богатство колористического построения картины все эти качества живописи Делакруа могли всплыть в сознании Репина, когда он работал над «Иваном Грозным».
С остальными женами (их было еще семь) царь обходился уже проще. Кто только не выискивал колоритных подробностей его жизни, бурной Кто только не писал царя Ивана. естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории.