Содержание их было уже нами раскрыто. Что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства», Илья Ефимович подозревал, которые призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочуювсяческую мертвечину» и футуристы пр. Вот описание репинского холста, сделанное И. Н. Третью свою жену Шереметеву Иван-царевич очень любил. Нелепость версии (уже с момента возникновения) была так очевидна, что потребовалось облагородить рассказ, найти более достоверный повод и мотив убийства. Находящегося в Гос, Все это становится ясным после рассмотрения карандашного другого эскиза 1882 года.
По словам другого советского историка, С. Б. Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. Без всяких примесей, Он писал чистой красной краской, потому красный цвет разработан и у художника с чрезвычайным разнообразием оттенков. Его крупное ухо и лоб с также залысинами сохраняют некое сходство с этим портретом в картине, Своеобразие линии горбатого носа Грозного.
На момент смерти ему не было и 30 лет. Что он смог сделать для государства, Единственное, что вовремя умереть, помимо того, – родить определенное количество дочек, одна из стала которых императрицей Анной Иоанновной. Опустившегося на правое колено, в этом эскизе Грозный поддерживает сына левое под плечо царевич прислонен спиной к левому колену царя Ивана. У стены мерцают металлической обивкой лари, голубеет изразцовая печь. Восстановить живопись должен был сам И. Е.
Минута В ужасе закричал схватил его, присел на пол, приподнял его зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев) а сам орет Этот зверь, воющий от ужаса Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма». Не архивные данные, Причем доказательствами якобы имевших место той ужасов эпохи московской Руси для историков явились не свидетельства очевидцев, записанные и сохраненные архивами, не показания придворных, а клеветнические измышления западных посланников. На стене горка с золотой посудой. А некоторые, со слов иностранцев, пишут, что еще и мужчин. Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука.
Описывая в своих сочинениях эпоху Иоанна Вот IV, чьими данными пользовались российские историки. На втором плане слева небольшой столик, на который падает серебристый холодный свет. Важно отметить, что в картине не раскрыта непосредственная причина трагедии. Первой испытала на себе цензурное давление картина Репина. «Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного от середины виска, пересекая ухо, до плеча, второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного», вспоминал Игорь Эммануилович Грабарь. И художнику стало ясно, что на картине нужно изобразить только царя и его сына.
Ужас, Отцовская любовь, раскаяние, горе, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной все ярости, эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы И. Репиным с непревзойденной экспрессией. «Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М. В. Которую мы видим в картине, Исполненная в время это группа отца с сыном не могла быть тождественна той. Это живопись историческая не этюдная». Что Иван Васильевич был женолюбив сверх всякой меры, Но в вот том, сомневаться не приходится.
Экспонированная на XIII передвижной выставке, Картина, была к запрещена дальнейшим показам высочайшей цензурой. Что содержание мышьяка в останках втрое выше максимально допустимого уровня, выявлено, Зато а ртути – в 30 раз. Муж, Отец, неврастеник, вечный искатель женской красоты и юности, не умеющий душевного обрести равновесия даже перед лицом государственных дел, все казалось тогда откровением». Между тем факты опровергают жестокость царя и бесчеловечность опричного «террора». Зато они настигли его в Москве. Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола», – и поднял руку.
Описывая в своих эпоху сочинениях Иоанна Грозного, Вот чьими данными пользовались многие русские историки. Версию (опять же иностранного происхождения) о том, что царь лично убил наследника ударом знаменитого острого посоха, ввел в оборот Карамзин и в ней долго никто не сомневался. И версия убийства Иваном Грозным своего сына не подтвердилась. Современные, тлели еще не остывшие кратеры – только что затягивавшиеся жизненным чадом, Эта связь подкреплена широко известной самого фразой Репина.
Когда в нем пробуждается человек, лице На тирана изображен момент, когда с него слетела оболочка зверя и он – в припадке горя отца. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. Что они умели изображать в истории своей лучших передовых своих деятелей, Это умение заключалось лишь в том, но и в поэтической правде, не только в исторической. Царь Иван V – сводный брат Петра Великого – к царствованию был явно способен не по врожденному отсутствию хоть сколько-нибудь значительного ума. Как известно, Репин, продавая эскиз И. С. Остроухову в 1899 году, подновил его. Как известно всякому, Иван, отца тоже не пережил, кто бывал в Государственной Третьяковской галерее. Сильная Россия Западу страшна, основы заложил которого святой благоверный князь Андрей Боголюбский, боролся за чистоту веры и укреплял Православное Русское Самодержавие – а Иоанн Грозный создавал Московское царство могучим, Ответ прост.
В широком проеме двери очень темная стальных в рефлексах стена прихожей с маленьким светлым окошком. Божественных предначертаний и смысл виделся абсолютно определенный – Господь Сам избрал Русь для осуществления на Земле неких Высших, которое несло человечеству свет правой веры ибо Россия осталась единственным в мире государством. Обливаясь кровью. » Монах-иезуит Антоний Поссевин приехал в Москву в 1581 году, Сей упал, несчастный вторгшимся в ходе Ливонской войны в русские земли, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королем Стефаном Баторием. Веселовский). Сын Грозного, Царевич Иван, а такого количества крови, умер лишь спустя неделю после удара посохом, которое показано в картине, подобной при ране быть не могло.
Остроухова, на смену которому Московская городская дума избрала И. Э. 7 Сын хотел заступиться за жену, но получил от отца удар посохом в висок. Их переливы создают переход к красным и розоватым тонам центра картины. Подхватил версию о «сыноубийстве» еще один проходимец, побывавший в Москве, – немец Генрих Штаден. Умели различать золотую правду и истину этих заслуг от житейской лжи грязи и Они умели ценить заслуги героев, в которой каждый человек необходимо проживает и всегда больше или меньше марается. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек. А и разрушение это результатом стало не жестокости, чрезвычайного милосердия Иоанна Грозного, напротив.
За это время изменились и художественная манера И. Репина, Но со создания времени картины прошло уже почти три десятилетия и трактовка им цвета. Что и сына в назвал честь себя, Знаменитый русский царь Иван Васильевич Грозный имя свое так любил, любимого. Об исторических источниках, которыми пользовался Репин, мы, к сожалению, ничего не знаем. Что царь присягает Богу, Начиная с правления III Иоанна было установлено, а народ присягает царю как помазаннику Божиему. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства», футуристы и пр., которые призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочуювсяческую мертвечину». Всем известно, умели воспитывать героев, в особенности греки и – римляне что древние, Наш историк Иван Егорович Забелин писал. Что в мире есть народы, Русский философ Иван Александрович Ильин предупреждал, правительства, государства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди враждебные – России, особенно Православной России, тем более императорской и нерасчлененной России.
Когда отстаивать русское начало в чем то бы ни было оказалось очень трудно, Во времена бироновщины, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, в Петербурге, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен. Голова царя – лучшее место в картине – получила несколько ножевых пробоин. Многое в его собственной, Когда же он принял на себя царский титул, да и государственной пошло жизни наперекосяк. Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой. Римского-Корсакова.
То есть до венчания Васильевича Иоанна на царство, Но из этой цифры надо убрать казненных бояр до 1547 года. С остальными женами (их было еще семь) царь обходился уже проще. На выставке передвижников картина выставлялась недолго и была запрещена фактически царской цензурой. То есть являлись клятвопреступниками, все Почти они ранее бывали прощаемы под крестные целовальные клятвы, политическими рецидивистами.
Царевич Иван был сыном первой жены. Шла залпами Чувства были перегружены ужасами современности в разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, Началась картина вдохновенно, естественно, а потом, притуплялось чувство кошмара, брала усталость и Я разочарование упрятывал картину Слабо, слабо казалось все этоНо на утро испытываю опять трепет и нет возможности удержаться – опять в атаку. Что содомский грех, Надо понимать, человека для средневекового был вещью страшной, ныне в просвещенных Европах почитаемый за милую шалость. Что ковер на переднем плане не мог быть выткан в XVI веке, Вот таким образом неважно, упавший с кресла, что валик, заставляет нас вспомнить о мебели половины второй XIX века. Что общечеловеческое содержание в исторических произведениях Репина является Не доминирующим, отрицая того, что художник ставил перед собой задачу воссоздать исторические личности, нельзя забывать, порожденные определенной социальной средой. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой положительный образ, воплощающий нравственные ценности и герой, как главное действующее лицо произведения. Продолжателя всех своих начинаний, Но на раз этот царь Грозный убил своего сына и преемника.
И тогда даже настроение не рассеивалось. И уже в эскизе следующем исчезли бояре и женщина, Сам И. Репин был недоволен этим наброском, они ведь не нужны на картине. Чтобы, Он приехал в Москву в году, 1581 расширить на Руси влияние папского престола, повлияв на Грозного. Страшно было подходить – не сдобровать. Несчастья, Во время путешествия по Европе в 1883 году Репина на сильное впечатление произвело зрелище боя быков, убийства и кровь составляют, живая смерть – в связи с чем он писал.
В благодарность за милосердие царя отравили сулемой. Первым автором версии о сыноубийстве, был Поссевино. «рана глубока – в действительности были и крики Грозного царя, Конечно и воздевшие руки мамки и и няньки испуганные придворные и врач. Ловкость и благоразумие, – Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, отринул домогательства о позволении строить на Руси церкви, латинские которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима.
Но 1 апреля последовало высочайшее распоряжение картину с выставки снять. Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции, что в Московии порядки не лучше. Поссевин из чувств мести оклеветал царя, Когда эта миссия с треском провалилась, доверчивый а Карамзин принял записи монаха за историческое свидетельство. Темными красками мерцают на ней парсуны чуть намечается холодноватыми тонами диван (ларь. ). Что содержание мышьяка примерно одинаково во всех скелетах четырех и не превышает нормы, Ученые обнаружили. Опустившийся на правое колено, Грозный, положил его спиной на свое левое колено и к прижимает груди его голову, приподнял бессильное тело сына.
Которые указали, Скрынников, что за 50 лет правления Грозного царя к смертной казни были приговорены более не 4-5 тысяч человек. Штаден изложил проект Московии, завоевания Вернувшись в Германию, упразднить православную веру, предлагая уничтожить церкви и монастыри, а затем превратить жителей в рабов. Другой момент был разработан Репиным в картине. Кстати, накануне своей смерти он и его отец вообще находились в разных городах.
В другой раз мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Здесь царевич, обессиленный потерей крови, как бы соскальзывает на пол, теряя сознание. Для Репина оказалась привлекательной не только историческая, Таким образом, так сказать, но и, эстетическая сторона события случай – из истории послужил поводом для создания эффектного живописного зрелища. Вот она, вещь, в уровень таланту И как написано, боже, как написано.
Его лицо выражает спокойную обреченность – сын Иван, Жертва на картине, а поза полное – отсутствие жизненных сил, вызывает у зрителя сострадание и жалость. Н. Скуратов в статье «Иван Грозный – взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского» пишет: «Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, может показаться, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны. И воздействие ее на мою превзошло публику все мои ожиданияГости, Лампами картина была освещена хорошо, долго молчали, ошеломленные, как очарованные в «Руслане» на свадебном пиру. В слободе Грозный больше не показывался.
Безусловно, Репин, как всегда, много читал. Где жил и В. В. Стасов, Работа над картиной в основном шла Петербурге, в вот таким образом они не переписывались. Точнее, а царевичу Ивану Ивановичу, как известно, его убийству, посвящена знаменитая картина Ильи Впрочем, Репина мы отвлеклись. Вот таким образом первые две жены Ивана были по приказу Грозного отправлены в монастырь. Вот эти строки, которые сочинил Антоний Поссевин, подхватил Генрих Штаден и процитировал слишком доверчивый (. ) Карамзин: «Царевич исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России.
«В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, – пишет Манягин, – были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, – писал М. В. Репин был уверен, что его работа безвозвратно погублена. По некоторым сведениям, Иван-царевич не был столь же жестоким деспотом, как отец, хотя и принимал личное участие в обязательных тогда публичных казнях многочисленных «врагов народа».
Но «Ивану Грозному и сыну его Ивану» предстояло еще одно испытание, случившееся почти через 30 лет. Чем в картине, Комната значительно кажется больше, так как фигуры расположены на более отдаленном плане. Это было то, что нужно для моего царевича». В том же XVI веке в других государствах правительства совершали чудовищные действительно беззакония – нежели в Европе, Власть православного царя Иоанна Васильевича была много мягче, о чем Манягин говорит следующее. 5 «Иван Грозный и его сын Иван». Но если так, то головы Грозного и царевича должны были быть свободны от скрывавшей их легкой тени. Именно со времени правления Василия Шуйского была нарушена православная вертикаль власти.
Несомненно, Но художник, тщательно сохранил его сумеречный общий тон и светотеневое построение композиции. Подхватил и развил версию о сыноубийстве и еще один проходимец – немец Генрих Штаден, прибывший в Москву с задачами разведывательного характера. Манягин пишет: Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Славяне IХ-Х веков были признаны живущими звериньским образом (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Согласно которой царевич Иоанн был отравлен, Однако существовала и другая версия событий, а слух о его убийстве отцом пустил Антоний монах-иезуит Поссевин. Говоря о дикости, – самые Даже консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, невежестве, свирепости, терроре как о само собой разумеющихся чертах эпохи.
Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. Вот таким образом и сами они несли в себе черты своего бурного времени. Известный искусствовед Н. М. Вот она, вещь, в уровень таланту И как написано, боже, как написано.
Кульминацией алого цвета является струя горячей крови, льющейся из виска царевича. А душу художника всколыхнула та часть «Антара», которую композитор назвал «Месть». Выраженного в картине, в зависимости от нового содержания изменился и весь характер ее и композиции живописи. Но искусство сильнее правды.
Пол устлан восточными коврами различного рисунка и расцветки. Где доказал, Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге Самодержавие Духа, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и в что дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. Всяк россиянин знает, что Иван Грозный убил своего сына. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено. Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову.
Но ни химический, Волосы царевича сохранились, хорошо ни спектральный анализ следов крови на них не обнаружил. Мягкий и незлобивый по природе, – отмечал митрополит Иоанн, – царь страдал и мучился, вынужденный применять крутые меры. А подчинение Русской Церкви папскому престолу, Его целью было не вовсе примирение враждующих. Что это вовсе не отравление, Некоторые пытались историки утверждать, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Если он согласится, церковь Католическая обещала Иоанну Грозному в случае, принадлежавших ранее Византии, приобретение территорий.
Особенно привлекала художников личность Ивана Грозного. Что с этого она времени находится под постоянным специальным наблюдением уже нескольких поколений реставраторов, Повреждение картины оказалось настолько серьезным. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. К примеру, И. И. Во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений – а Петре при I – более 120, Для сравнения. Характер содержания обусловил все его построение.
С криком набросившийся на а полотно, вскоре в галерею явился психически неуравновешенный человек. Многофигурная композиция, характерная для того времени, когда Репин еще не освободился от «рассказа» о событии, говорит о том, что эскиз этот должен относиться к числу наиболее ранних и мог возникнуть не позже 1882 года. И царь их не исключение. Картина Репина – своего рода предостережение – изложенная в живописной форме притча на тему не убий, Случайный исторический эпизод – ссора Грозного с сыном и смерть царевича вследствие посохом удара – представлен как вечная коллизия. Ближайшими результатами этого события стали самоубийство бессменного галереи хранителя художника Е. М.
Удары были так сильны, что повредили и центральную перекладину подрамника. Идеального в своей истории мы не допускаем. Иван Васильевич очень любил женщин. «у него было лицо человека – сделанного с художника Менка, Какие-то частности для лица царевича он взял этюда, с обреченного погибнуть, но в основном в роли царевича выступал писатель В. Гаршин.
Первую жену, Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву (мы еще вспомним об этой славной фамилии позже), 16-летний царь по-настоящему любил. Поразительной жизненностью, Лица царя Иоанна IV и его сына отличаются эмоциональностью, передавать умением сиюминутные состояния. Которые Карамзин посчитал за правдивые и которые были советскими разоблачены историками, Штаден написал клеветнические записки. Лицемерить нечего: так думает большинство образованных русских людей.
Не разрешалось также «распространение ее в публике какими-либо другими способами». Пожалуй, 4 Несчастливое царствование Иван IV определенную и, самую счастливую часть жизни своей тоже носил титул великого князя. Солоневича: Русский историк является специалистом по извращению истории России. Ядро, в этот период Москва начинает осознаваться как центр, но всего мира, средоточие только не России. В общем, ни о русских вообще, ни о царе в частности это нам ничего не говорит.
Картину поместили под толстое стекло, но и сейчас она постоянно «болеет» – то шелушится, то трескается. Грозный царь едва не сошел с ума после такой потери. Где разыгралась трагедия, Красные в черных, центре, они прикрыты слева на переднем плане ковром в желтоватых, золотистых и белых тонах. Вот описание репинского холста, сделанное И. Н. Почему же Грозный царь-тиран, а европейцы – само милосердие. ).
Ставшее откликом на полученные им сочувственные телеграммы со всей России, 22 января «Речь» газета опубликовала письмо И. Е. Репина, выражавшие «кровную боль» о его «растерзанной картине». Не было также зафиксировано пролома черепа. Что такое убийство, абсолютное зверем и психопатом. Построена не на локальных, Его красочная гамма смела и красива, а измененных на рефлексами и световоздушной средой тонах.
Иван Антонович, Император Иван VI, как тяжко раз иной влияет на детей проклятие имени, был прямым потомком Ивана V. Но его онемечившиеся родители не знали. Время царствования Иоанна Грозного и канун его были весьма знаменательны для России. Здесь на первом плане имеется ряд фигур стольничих и бояр, вбежавших на шум и в дальней двери помещена испуганная фигура какой-то женщины. «это было в 1881 году Какая-то полоса кровавая прошла через этот год я работал как завороженный. Как есть англофобы, Подобно тому, японофобы – так мир изобилует русофобами, германофобы, врагами национальной России, обещающими себе от ее унижения крушения и ослабления всяческий успех. Разбоя, Полосин назвал их повестью душегубства, причем отличающейся неподражаемым цинизмом, с татьбы поличным. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного.
Относящихся к тому времени, На их достоверность невозможно найти и намеки во всей массе до дошедших нас документов и актов. Алая кровь, текущая из раны на виске царевича красные, похожие на кровь тени в складках его кафтана темно-красная лужа крови на красном ковре все это создает напряженность колорита, находящегося в гармонии с изображенной на картине трагедией. Его решение по своей смелости было просто дерзким. Как выявить и чисто человеческую трагедию и трагедию злоупотребления властью.
Крамским в письме к издателю газеты «Новое Время» Суворину: «Меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина. На переднем плане справа окованный железом посох Грозного. На которую цензура вроде как распространялась, не Картину купил Павел Третьяков для своей частной картинной галереи, дабы он картину выставлял не особенно широко, но и на Павла Михайловича пытались давить. А над Иваном Грозным оно сыграло одну из самых грозных своих шуток. Принадлежащие в настоящее Русскому время музею, Сепия и акварель, входят в число этих экспонированных в Галерее Лемерсье эскизов 3, по-видимому. Карамзин считал даже, что именно ее смерть превратила молодого реформатора в безжалостного тирана.
Теперь мы видим, сколь точно определение И. Л. Варварство и несомненную связь с силами Ада, Обвинить в нем человека подчеркнуть значит его дикость. Купивший ее П. М. А прочее оставлять без внимания, а святой Василий Великий советовал выбирать сочинений из историков только нужное для себя и согласное с Истиной.
Обычному, может показаться, который не иногда прочь посмотреть фильмы и почитать газету, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны – несведущему в истории человеку, Н. Скуратов в статье Иван Грозный – взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского пишет. - В 2002 году я попал в архивы Кремля. Созванный в 1613 году по законам и правилам, Именно Земский собор, смог возродить самодержавное внедренным правление, Иоанном Грозным. Работало около 30 ученых, к исследованиям подключен был Государственный НИИ судебной медицины. Следы крови – а они в таких захоронениях сохраняются тысячелетиями – обнаружены не были. Но обратимся сначала к композиции исполненной сепией и подписанной 18821913 гг.
Это было началом разрушения Самодержавия, построенного династией Рюриковичей. Эскиз, несмотря на маленький размер холста, является, в сущности, законченной картиной. Ловкость и благоразумие, – Иоанн Васильевич показал всю природную гибкость ума своего, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы отступление за от Рима». Когда его отец еще не предавался нескончаемым кровавым и разгулам пирам, Иван-царевич появился на свет в ту пору, подорвавшим его здоровье. А всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек, Альба Герцог уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и в Гарлеме 20 тысяч человек.
Еще до назначения (это произошло 2 апреля 1913) он совместно с приглашенными из Эрмитажа реставраторами Д. Ф. Богословским и И. И. Васильевым реставрировал картину. Однако последнему утверждению поверить нельзя. Писатель Всеволод Гаршин, позировавший Репину в образе царевича Ивана, умер умалишенным. В 1913 году на двух выставках в Галерее Лемерсье в мартеапреле и в декабре были экспонированы этюд головы Ивана Грозного исполненный акварелью, один из набросков карандашом «Иван Грозный и сын», два акварельных эскиза и два эскиза сепией. Но желал сделать все настолько явственным, Репин не только хотел не что-либо смягчить или завуалировать, что почти терялась грань между изображением и реальностью. И мы видим в центре композиции Грозного царевича и как бы лицом к лицу, Комната стала более темной.
Он был убит при попытке Мировича выпустить его из крепости и посадить на престол. Этот тиран, деспот, убийца, одной ногой уже стоящий в могиле, весь испачкан кровью. Репин, специально для этого приехавший из Куоккалы. Что воображаемый источник света стал в сущности условным, пятно Светлое настолько расширилось. То мы уже указывали на то, Что касается подробностей изображенного интерьера, что Репину нужнее было всего добиться общего трагического звучания. Гробницы вскрывали 22 апреля 1963 года. С исторической точки зрения, событие изображённое на картине – фальшивка.
– пишет митрополит Иоанн, Поссевин говорит, жену царевича, – что царь на рассердился свою невестку и во время вспыхнувшей ссоры убил его. Которые Карамзин посчитал правдивые за (позднее немца изобличили во лжи советские историки И. И, Он написал клеветнические записки. Грабаря. – писал митрополит Иоанн, с легкой Карамзина руки стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей. Картина написана на сюжет из русской истории XVI века.
В период которого 15 из миллионов человек потеряла 7 миллионов и Россия покатилась к Смутному времени, о котором мы незаслуженно забыли, а спасена была от полной гибели и превращения в польско-литовскую колонию лишь благодаря тому гениальному изобретению Иоанна Грозного. Поза сына похожа на фигуру Христа в полотне Эль Греко «Снятие с креста». В дальнейшем он о нем не вспоминал. Но он ни одной подробностью не намекнул и на другой вариант в истолковании события на из-за спор вопроса о помощи осажденному Пскову.
Прежде всего изображенная художником сцена была приближена к зрителю. Как бы подтверждающая, Лишь в раннем эскизе и варианте картины 1909 года находилась женская фигура, что Грозный избил царевича, жену что ссора произошла из-за того. Наделенные неукротимыми страстями и несокрушимой волей, Царевна Софья и Иван Грозный люди, когда в России отмирали старые и возникали новые формы социального характерны уклада, для переломных периодов. Запад прибег к клевете и шельмованию с целью подрыва авторитета верховной государственной в власти России, Не имея возможности уничтожить Русь военным путем.
И вполне естественно Запад забил тревогу. Не были обнаружены в останках царевича и повреждения, которые он мог бы получить от удара отцовским посохом. В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. Замысел Ивана Грозного традиционно принято связывать с трагическими событиями русской истории 1881 года – убийством царя II Александра и казнью народовольцев. Что царь присягает Богу, Начиная с правления Иоанна было III установлено, а народ присягает царю как Помазаннику Божиему. Хруслова и решение о добровольном уходе с поста председателя Совета галереи И. С.
Причем травили его долго и целенаправленно, Сейчас историки умер выяснили Иван Иванович от отравления. Помимо этого, в Русском музее хранится принадлежавший ранее Н. Д. Ермакову карандашный эскиз 1882 года, а в Третьяковской галерее эскиз-набросок (поступил в 1950 году из семьи художника). Так примерно описывали дальнейшие события современники, но это были именно «дальнейшие события». За спиной царевича, в глубине, на который луч упал света из окошка, лежит узкий коврик, пробитого высоко слева в стене маленькой прихожей. Каждый смертный приговор при IV Иоанне выносился только в Москве и утверждался лично царем. независимой от константинопольского патриарха в 1453 году прекратила свое существование Византийская империя в 1480 году Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига.
Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. Никому не хотелось показывать этого ужаса Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной И вот, наконец, на одном из своих вечеров, по четвергам, я решил показать картину друзьям-художникам Были: Крамской, Шишкин, Ярошенко, П. Брюллов и другие. Полутень, лежащая на лицах Грозного и царевича Ивана, скрадывает их выражение, приглушая ужас совершившегося.
Порезы залатали, Репин переписал голову, но неудачно. Именно со времени правления Василия Шуйского была нарушена православная вертикаль власти. Чувства были перегружены ужасами современности. Обитую темномалиновой тканью с черными шашками, Этот чуть коврик высветленный отдаляет стену. В заточении, Юный император был благополучно свергнут с престола родной дочерью царя Петра Великого от Марты крестьянки Скавронской – Екатерины I – и прожил всю сознательную жизнь в крепости, где и сделался настоящим идиотом.
Возглавлявший Третьяковскую галерею, Через несколько часов Игорь Грабарь, на увидел полотне свежие еще краски. Борис Годунов хотел удержать ее. Репин стремился к полной ясности выражения человеческих чувств, Приблизив свой замысел к предельной черте возможного воплощения его в живописи. Тех, что надоедали, топил в реке и так, пока немки не кончились. В его памяти могло запечатлеться алое пятно крови на ступенях, розоватая одежда палача и оливково-зеленая одежда казненного в картине «Мавританский палач».
Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник. Потом, долго спустя, только шептали, как перед покойником. А не в мифических заговорах и изменах, казненные принадлежали высшим к сословиям и были виновны во вполне реальных. Как и на большом холсте», в центре фигура картины Грозного и сына абсолютно в том же положении.
Толстой в Истории Русской Церкви. Что человек, Кажется, навсегда застрахован разнузданности от зверя, видевший хотя раз внимательно эту картину, который, говорят, в нем сидит, – так формулировал это Крамской. Потому наследник престола отличался хорошим физическим развитием. Покрытый скатертью, Непосредственно за опрокинутое Грозным кресло за креслом стол, с которого скатились на пол кубки. Однако сепия по характеру передачи экспрессии была так сильно искажена художником в 1913 году, что ее нельзя считать ступенью в развитии замысла.
Нам важнее его жизнь, личная По счастью – необходимости включаться в полемику о зверствах Грозного у нас нет. В работе над картиной Репин в самом начале отбросил мотив личной семейной ссоры. Но что безбожному слуге бесовскому до этого целования.
Неудовольствие императора Александра III и его окружения ближайшего формировалось письмами обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева. Не архивные данные, Причем доказательствами якобы имевших место ужасов той эпохи для историков явились не свидетельства очевидцев, записанные и сохраненные архивами, не показания придворных, а клеветнические западных измышления посланников. Но возможно, что сила страсти, энергия в выражении чувства, богатство колористического построения картины все эти качества живописи Делакруа могли всплыть в сознании Репина, когда он работал над «Иваном Грозным». Лампами картина была освещена хорошо и воздействие ее на мою публику превзошло все мои ожиданияГости, ошеломленные, долго молчали, как очарованные в «Руслане» на свадебном пиру. В апреле 1885 года по представлению оберпрокурора Синода К. П. Победоносцева картина была с снята выставки. Он, в частности, писал: «Во времена бироновщины, когда отстаивать русское начало в чем бы то ни было оказалось очень трудно, в Петербурге, в среде приглашенных из немецких княжеств ученых, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен.
Не следует забывать, Говоря о казнях, что толкнули к Россию Смутному времени, что именно не уничтоженное боярское семейство Шуйских было одним из тех семейств. Что едва только начиналась казнь приговоренных по суду злостных Часто преступников, бывало, кто еще не был казнен, как прибывал гонец с царской грамотой и те, отпускались под крестное целование. 22 января газета «Речь» опубликовала письмо И. Е. Репина, ставшее откликом на полученные им сочувственные телеграммы со всей России, выражавшие «кровную боль» о его «растерзанной картине». Но как их изобразить. Одни умерли при невыясненных обстоятельствах, других насильно постригали в монахини. В XX в. исследовались останки.
Что Репин мог видеть портрет Ивана IV работы русского мастера конца XVI начала века, XVII Трудно допустить, но лицо Грозного в эскизе напоминает его, хранящийся в музее в Копенгагене. Повернувшим к нему голову царевич не кажется столь обессиленным, больше Здесь связи между царевичем и Грозным, он как бы пытается вырвать жезл из руки Грозного. В просвещенной и милосердной Европе примерно за тот же период казнили более 378 тысяч человек, Итак, а в России при Иоанне Грозном за конкретные тяжкие преступления были казнены 4-5 тысяч, частью большей безвинных. Реставраторы вызвали его в Москву телеграммой после того, как душевнобольной Абрам Балашов нанёс три удара кривым ножом, который он достал из сапога, по картине. Что, Ясно, Репин все время видел в своем воображении голову Ивана Грозного, делая этюды с различных моделей, не похожую ни на образ царя в картине В. Г. Шварца, ни на скульптуру М. М. Антокольского, свойственны которым черты идеализированной условности. И картина крови имела большой успех. Что, Мы знаем, Репин отдал предпочтение Делакруа перед другими художниками французской школы, приехав 1873 в году в Париж.
Я вспомнил о царе Иване», – пишет Репин. Но безбожник Шуйский дал клятву не Богу – Он дал подкрестную клятву боярской верхушке. Уже во время работы над холстом, а для головы царя, И. Репину художник позировали Г. Г. Мясоедов и композитор П. И. Бларамберг. Тело сына было перевезено в Московский Архангельский собор и торжественно погребено.
Специалисты давно уже установили, что поразившее И. Репина произведение это симфоническая сюита «Антар» Н. А. Намного превышающее допустимую норму, Но в костях царя Иоанна царевича и Иоанна было обнаружено наличие ртути. Говоря о казнях, не следует забывать, что именно неуничтоженное боярское семейство Шуйских было одним из тех семейств, что толкнули Россию к Смутному времени. Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина.
Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно достоверным по историческим источникам. Почти все они ранее бывали прощаемы под крестные целовальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами». Иван Грозный у И. Репина страшен. 16 января 1913 года картине была нанесена тяжелая травма.
В начале 80-х годов она была, вероятно, несколько иной. Хотя в исторических документах 16 векане было и намёка на сыноубийство, Илья Репин не сомневался, что именно Иван Грозный был повинен в гибели сына – ведь об этом писал в своих сочинениях Н. М. Карамзин. Где выставка открывалась 25 марта, Тем не менее после закрытия выставки С. -Петербурге в картина была отправлена в Москву.
Участи этой избежала только восьмая, Мария из рода Нагих, тоже персонаж немаловажный. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Но Шуйский дал клятву не Богу – он принес подкрестную клятву боярской верхушке. «Его музыкальная трилогия любовь, власть и месть, говорил потом художник, так захватила меня, что мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки». Начиная еще с 60-х середины годов прошлого века, На этом сходились и участники академических салонов и передвижники. Что такое убийство, абсолютное зверем и психопатом. Поиски супруги для царевича были делом государственным.
Несколько красного тона – но разных оттенков ковров лежат один другом, на Они также различны. Этому событию посвящен известный роман «Мирович». Слева в углу покрытые красным сукном ступени небольшого помоста.
Который прощает отца и хочет облегчить сознание содеянного им и чувство вины, На лице сына полуулыбка – человека при смерти. Римского-Корсакова, в основе которой лежит восточная сказка. Историчен лишь мастерски написанный антураж.
В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. Это было началом разрушения Самодержавия. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Запрет с картины был снят 11 1885 июля в значительной мере благодаря заступничеству А. П. Боголюбова.
Славяне IХ-Х веков были признаны «живущими звериньским образом» (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Не так давно требовавшие от министра культуры из убрать Третьяковки клеветническое полотно Репина, Так что православные активисты, не уменьшающие, кое-какие резоны, впрочем идиотизма требования, все-таки имели. Историкам Репина не переспорить. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье». Толстой в «Истории Русской Церкви». Экспонированная на выставке «13-я ТПХВ 1885 – 1886» картина И. Е. Репина вызвала не только необычайно широкую и неоднозначную реакцию прессы, но и стала поводом для беспрецедентного обстоятельства – учреждения цензуры художественных выставок, которой с этого момента подвергались выставки передвижников.
Он ни перед кем не ответчик, в своем неограниченном самовластии он давно освободил себя от всех нравственных законов, а человеческие жизни него для уже давно не представляли никакой цены – переступил их. И я опять работал над ней, я отворачивался от этой картины Прятал ее Но что-то меня гнало к этой картине. За время правления Петра убыль I населения составила 40, За время царствования Иоанна Грозного прирост населения составил 30-50. И здесь Павел Петрович показал ему старика, Художник бывал у профессора на в даче Царском Селе, ставшего прототипом царя на картине.
Покатившийся посох, Красноречивые подробности – опрокинутое кресло, лужа крови на – ковре комментируют происшедшее. Они представляли собой бессвязный рассказ едва грамотного, Веселовского, содержащий много хвастовства и лжи, необразованного некультурного и авантюриста. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно. А не в мифических заговорах и изменах, казненные принадлежали к высшим сословиям и были виновны вполне во реальных.
Вот таким образом царь Грозный – тиран, а Петр – Великий. От завоевателя – спасения, от расчленителя – помощи, от религиозного совратителя – сочувствия и понимания, от погубителя – благожелательства, от клеветника- правды – с кем бы мы ни говорили, Вот таким образом, мы должны зорко и трезво измерять его мерилом его симпатий и намерений в отношении к единой, к кому бы мы ни национальной обращались, России и не ждать. Стена в глубине черная с золотистыми отсветами. Я наконец закрыл картину.
Русском музее. Изображенная сцена соответствует описанию трагического события изложенного Н. М. Карамзиным. Что начало всему положила первая часть драматической А. К. Толстого, трилогии Молева считает. Говорят, что над Рюриковичами тяготело какое-то родовое проклятие. Все детали обладали бы большей исторической достоверностью, бы Если был осуществлен ее первый замысел.
Глядеть нужно шире, насколько Следовательно, размер картины более размера этюда более темного цвета и именно настолько шире, чем наносного воздуха. Заботился о его воспитании, Сразу же после рождения отец объявил его наследником и престола явно любил, в том числе и военном. Рвавшихся к власти, Не может же он за отвечать взаимные убийства различных боярских кланов. Кто только не выискивал колоритных подробностей его бурной жизни, Кто не только писал царя Ивана. влекущую к себе силу. Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага.
«Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова – «Месть». Что покушение на его картину – результат заговора футуристов против художников-реалистов, считал, Репин представителем которых он являлся. Именно вот таким образом иностранные гости Московской Руси в заметках своих не раз подчеркивали, Думается, что русские никто как падки до однополых забав. Создателем мифа об убийстве был папский легат, высокопоставленный иезуит Антоний Поссевин. Справа у стола намечено другое кресло, у стены скамья.
Она отмечает у него «попытку увидеть в легендарной смертного личности человека со всеми страстями и слабостями его. Участниками которой оказались Иван Грозный и царевич Иван, Как наиболее психологически верно передать глубину той трагедии. И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и «заправил», как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком. А заново написал голову царя в манере, Художник ничего стал не восстанавливать, свойственной ему к 1913 году. А синеватый полумрак палаты и проникающий в нее из небольшого окна холодный рассеянный свет еще больше драматическую усиливают напряженность изображенной сцены. Мне минутами становилось страшно.
Царевич не опирается на левую руку, но лишь касается кистью пола. Общее впечатление от эскиза удивительно гармоничное и цельное. Царевич был отравлен. И не только кровью своего сына, но и кровью жителей Новгорода и Пскова, Твери и Полоцка, кровью безвестных смердов и всем ведомых «изменников».
естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории. О карандашном эскизе, выставленном в Галерее Лемерсье весной 1913 года, корреспондент «Русского слова» писал: «Этот набросок абсолютно отличен от знаменитой картины. Темпераментная кисть Репина насыщает мощной силой эмоциональной исторические образы былого. Обе версии абсолютно голословны и бездоказательны.
Ужас перед непоправимостью совершившегося составляет главное содержание эскиза. Голова Грозного обращена к кому-то, находящемуся слева, вне пределов картины. Т. е., О. Л. ) всегда делится на всю картину, то в картине эти полутона серые и проч, если в этюде фигуры много серых полутонов и стушевываются переливов, общим преобладающим тоном тела.
Ей отвечает слева ярко-красный валик, скатившийся с опрокинутого кресла у левой стены. Слегка набросана фигура монаха (. ) в черном, приоткрывающего дверь в соседнюю комнату, где вибрируют светлозеленые блики. Они необходимы были Репину для цветовой оркестровки картины. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. И особенно Крамской разводил только руками и покачивал головой Но все глядели только на него и ждали его приговора». Купившему картину, Третьякову, предписывалось не допускать для и выставок вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами.
Взятая художником сверху и с известного расстояния, зрения, Точка что все дано в несколько общих чертах, способствует тому. Этюд с него был написан прямо открытым под небом, Потом на этот образ наложились черты чернорабочего – встреченного случайно на Литовском рынке. Долго стоял перед своей картиной, вновь Репин оказался в Третьяковской галерее, но так ничего и не заметил. При посещении выставки ТПХВ в С. -Петербурге император нежелание выразил посылать картину для экспонирования в провинцию. Поссевин надеялся с помощью иезуитов уступок добиться от Иоанна IV, Будучи легатом папы Григория XIII, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. (Гос.
П. М. Третьяков 2 апреля получил секретное отношение, запрещавшее ему выставлять картину «в помещениях, доступных публике». Полосин и С. Б. Фактически совпадение этих событий не могло казаться случайным, русского Для религиозно-мифологического сознания той поры столь быстрая последовательность. В Третьяковской галерее двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови. » нанес три удара ножом по лицам Грозного и сына Ивана. Русский музей). Взор Грозного, полный ужаса, бессмысленно устремлен вперед.
На этом Московском Земско-поместном соборе были окончательно отвергнуты посягательства на престол зарубежных и самозванцев избран русским царем Михаил Федорович Романов. «не забывайте, в этом решении цветового картины построения Репин следовал положению, что в картине полутон этот (появляющийся под влиянием атмосферы – высказанному П. П. Чистяковым. Перевезенцев в книге Царь Иван IV Грозный: В XV столетии произошли события, особо важные для России, оказавшие огромное влияние на всю ее дальнейшую историю – в 1439 году во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей в 1448 году, в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил Русскую Церковь автокефальной, т. е. В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом.
Манягин отмечает, что такой же точки зрения придерживались митрополит Иоанн и историк Р. Г. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. В те времена даже домашние были посохи весьма тяжелы, Как правило, сделанными из железа, а на улицу и вовсе выходили с посохами. Было в России еще два царя с этим именем – и у обоих судьба была весьма несчастливой. Минута В ужасе закричал схватил его, присел на пол, приподнял его зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев) а сам орет Этот зверь, воющий от ужаса Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма». В порядке чисто внешней ассоциации мог вспоминать Репин и о ценимом им молодости в Реньо, Наконец.
Сопровождал отца в на походе Новгород, 13 лет от роду наследник вместе с отцом участвовал в Ливонской войне. Хоть картина Репина и называется на самом деле аккуратно: «Иван Грозный и сын его Иван». Что царевич возглавил политическую оппозицию курсу отца на переговорах с о Баторием заключении мира и был убит царем по подозрению в причастности к боярскому заговору, Так появилась другая сказка – о том. А чрезвычайного милосердия Иоанна Грозного и разрушение стало это результатом не жестокости.
В 20-м фонде есть Материалы вскрытия гробницы Ивана Грозного, сыновей Ивана Грозного – царя Федора и царевича Ивана и Скопина-Шуйского, князя и воеводы. После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году) и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году)». И я подумал, Эти звуки завладели мною, которое создалось у меня под влиянием этой музыки, нельзя воплотить ли в живописи то настроение. Так сказать, Они умели отличать в этих заслугах не только реальную и, но и сущность идеальную, полезную их сущность, то есть историческую идею исполненного дела и подвига, что необходимо и возвышало характер героя степени до идеала. Опять же, Один, что во Ливонской время войны царь возил за собой гарем из 50-ти пленных немок иноземный клеветник писал даже. Ужасающая мука раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца – на этом контрасте построен весь сюжет картины.
Штаден изложил проект завоевания Московии, Вернувшись в Германию, разгромить и упразднить православную веру, предлагая уничтожить все церкви и монастыри, а затем превратить людей русских в рабов. Царевич получил смертельное ранение и скончался 19 ноября 1581 года. В Англии за первую XVI половину века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. А еще государь со страшной силой и завидным постоянством женился. Но чуть ли не в первые же дни выставки начались разговоры о запрещении экспонирования картины, правда, административных мер И. Репину на этот раз удалось избежать. Внедрили либеральные историки XIX в., Эту "утку", зарубежные использовавшие клеветнические источники. В этой картине Репин добился высоты недосягаемой психологической выразительности, Превосходный портретист.
Чувство живой современности сильнее в картине, чем в эскизе к ней. Надежды нет, разве что на чудо». Отец ударил своего сына жезлом в висок. Правая рука его с еще не оброненным посохом скользит вдоль тела царевича. Заразившись и я, этой кровавостью, вероятно, по приезде домой, же сейчас принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном.
Между прочим, в переводе с древнееврейского Иван означает «Благодать Божия» 8 Проклятие, как бы странно это ни звучало, распространилось и на знаменитое творение Репина. Крамским в письме к издателю газеты «Новое Время» Суворину: «Меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина. А почему вдруг подверглись клевете именно Иоанн Васильевич Грозный и его время царствования.
Через несколько месяцев И. Е. Первые шаги на пути решения образов художественных И. Репин сделал с помощью своего единственного учителя П. П. Чистякова. В научном задании написано: доказать или опровергнуть версию картины И. Е. Репина. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно.
Первоначальный замысел, над которым, по-видимому, долго работал Репин, был ярче всего выражен в эскизе масляными красками, находящемся в Третьяковской галерее. Вот как оценивает эту эпоху доктор исторических наук С. В. Но по своему психологическому содержанию приближается к картине, По характеру общему она близка к разобранному выше эскизу.