Она была портнихой – и, Ей недавно исполнилось двадцать четыре года, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа, по правде сказать. Что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин, этот Отчасти результат объясняется тем. Миллеизобразил наёмного рабочего и художник сознательно, в композиции, подавленногои искалеченного непосильным трудом. Крупная одинокая на фигура фоне всетого же бескрайнего поля обладаламонументальностью и делала картинупочти символической. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. График, Оноре Домье, был любим публикой за его острые карикатуры, художник и скульптор реалистического направления, печатавшиеся сатирическими газетами XIX в. Посредством ярких беспощадных обличений он раскрывал нужды народных масс и средних слоев городского населения эпохи промышленной великой революции.
По всей вероятности, – Она выполнена, по сравнению с "Парижской прачкой", позднее производит и несколько иное впечатление. Биографы художника рассказывают, что еще в детстве Домье лепил человечков из замазки отца-стекольщика. Энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, Резким сопоставлением света и тени, олицетворяющий силу жизненную страны. Лежащего на полу, Страшным пятном выплывает из мрака мёртвого фигура мужчины в ночном колпаке.
Он изобразил депутатов во время заседания палаты. В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. С 1848 по 1871 год создал не менее тысяч четырёх литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. Домье сблизился в художниками ижурналистами, Домье напрактике в совершенстве постиг все премудрости дела. Подрабатывая литографического на досуге в издательствах. После возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, Они выполнялись Домье по впечатлению, свежему где он мог присутствовать в ложах для прессы.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839 – 1842), «Пасторали» (1845 – 1846), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846). Крепкая, Одна изних, терпеливо изаботливо помогает преодолеватькрутые малышу ступени лестницы, сильная. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В «Добрых буржуа» ив «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей иадвокатов. А сломленный усталостью мальчик, Женщина на плане первом кормит младенца, забылся сном, сидящий рядом со старухой.
Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. В эту атаку включился и Домье, приглашенный сотрудничать в журнале «Карикатура», основателем которого былхудожник Шарль Филиппон, неистощимый на выдумки и остроты. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». Искусствокаждой эпохи и страны образомсвязано теснейшим с историческими условиями, особенностями и уровнем развития тогоили иного народа. Героическое величие переплетается с гротеском, в живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, острая характерность образов сочетается со свободой письма, драма с сатирой, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов протяжении на 1850–60-х гг – переосмысление его традиций. Эти портретные шаржи Домье однажды«собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во чтопревращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхаюттабак либо болтают друг с другом отупевшие старцы.
Целиком полагаясь на своюнеобыкновенную зрительную память, Он никогда делал не зарисовок с натуры. Мастер обладал редкой способностью с помощью фигур нескольких создавать впечатление множества людей. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853 – 1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862). И её быстро освоила полиграфическая промышленность, Литография давала четких много отпечатков. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики литография (от греч.
Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Домье не довольствуется первыми достижениями. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 8211 1879) 8211 французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Наполненный людьми, На этом полотне Домье с отличающей его блестящей непосредственностью критика вагон изображает третьего класса, едва освещаемыми светом из окон.
Атаковал врагов прогресса, в своих картинах Домье высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, если это допускала цензура, к обращался политическим темам. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Таковы, например, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства.
В тени распласталась женщина. Н. Н. И посредством его Домье расставляет композиционные акценты, «Свет в несет картинах эмоциональную нагрузку, – пишет Н. В используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом. Решает свои, в то же искусство время живети развивается по своим собственнымзаконам, объединяясь в различныенаправления, художественныезадачи. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
Домьеобратился к социально-бытовой После сатире, 1835 года, когда политическая карикатура была запрещена правительственным декретом. В конце 60-х гг. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Если их заденут заживое, Но, они, если власти слишком нагло начинаютдавить на права их не задумываясь, начинают строить баррикады) Иногда взгляд художникаостанавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. В живописи Домье нередко лиричен, задумчив.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Брал урокиу художника Ленуара и в студии Сюис, Все свободное службы от время Домье с увлечение рисовал, посещал художественные выставки. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
И каждый день мог наблюдатьженщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на Домье набережную, жил на набережной островаСен-Луи. Атаковал врагов прогресса и обращался к темам, политическим Он высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, если это допускала цензура. В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. (Священникмонотонно читает молитву, Могильщик, для которого похороны – повседневнаяработа, повернул голову к священнику, словно вопрошая: когда же ты кончишьговорить. Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит.
Работающих лошадей и накаменистом участке земли, Но не хуже я вижу и дымящуюсяравнину, хриплое дыхание которогослышится с измученногочеловека, утра, который пытаетсяраспрямиться на мгновение, чтобывздохнуть. его манера письма становится более темпераментной. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. С этой цельюон уехал в Париж добывать себе славу на литературном поприще. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. В «Карикатуре» Домье работалдвенадцать лет (1831-1843) и в «Ширивари» тридцать девять лет (1835-1874). Можно себе представить, сколько же раз доставалось от Домье всякой нечисти иподлости, мещанину и бездушному бюрократу, проходимцам и обманщикам.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Изуродованный ствол мощного когда-то дерева, в одной из литографий 1871 на года фоне грозного неба изображен расщепленный. Яворская. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. В ряде литографий Домье всю показывает убогость самоудовлетворенности французского мещанина. Серии литографий и гравюр на деревеследовали одна за другой. Всю жизнь художник терпел лишения. Изображающими людей в транспорте, Примерно 1839 в г. художник обратился к работе над композициями.
Наконец, Затем пристроилсяпродавцом в книжный и, магазин стал учеником в литографическоймастерской. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Свыше 900 рисунков для гравюр, литографий, свыше 60 скульптурных работ), свыше 700 картин и акварелей, одна из вершин критического реализма мировом в искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.
Что тень улыбки 8212 единственной на картине 8212 пробежала по лицу, его Кажется, возможно, которое художник пишет с особым вниманием, чтобы показать безоружную наивность мира детей перед лицом страданий и нищенской жизни. Листы Домье трагично выразительны. Где наблюдал сцены, Работалрассыльным в судебной конторе, он которые потом запечатлелв своих карикатурах. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. «Законодательное чрево».
В 1860-е гг. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Толпятся у витринили сбегаются поглазеть на бродячихкомедиантов, Оникупаются в Сене прямо с итут набережных же полощут белье. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют.
Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за происками военщины и церкви – за расправой с национально-освободительными движениями, бытовая сатира стала уступать место литографиях в Домье новым темам. А на этом уроке познакомимсяещё с одним художественным изобразительном направлениемв искусстве ипроанализируем творчество наиболееярких представителей этого направления. Нотные заголовки, Так поначалу он исполняет картинки, небольшие детские азбуки для издателей Белиара и Рикура. Выполняя их в различных техниках, Домье сразу же после очередного принимался заседанияпалаты за портретные шаржи, вплотьдо скульптурных изображений из глины. Например, к которой он и у него очень оставалось мало времени для занятий живописью, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес – серия Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий, Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями. Но гармоничное освещение и Контрастное, сдержанный, присущие этим работам, спокойный колорит, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии.
Но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому занятию, в 1860 – 1864 вовсе он перестал заниматься литографией. Герман. Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии.
Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Объём лаконично лепится пятном цветовым и энергичным, всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, сочным мазком. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа внимательного и изучения классического искусства.
Литограф и гравер, Оноре Карикатурист-сатирик, Домье родился в Марселе, мастер рисунка иживописи. Оно обусловленополитико-экономическими, религиозно-философскими учениями иотражает насущные проблемы жизниобщества. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты. Цветовая экспрессия, Его работы характеризует штриха, бархатистость тонкость передачи психологических оттенков. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках. Таквосьмилетний Оноре оказался в столице, рано познав нищету и голод. Известная под названием "Ноша", «К циклу "Прачек" относится и картина, пишет – Н. Н.
«Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических в героев, сериях «Древняя история» (1841–43). Он сполз с кровати и придавил собой малыша., чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Домье работал над бюстами течение в нескольких минут, Как вспоминал один из друзей художника, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Таков цикл «Прачки» (18501860). Они бесконечно далеки от интересов народа. Что новая династия лице в Луи-Филиппа Орлеанского нисколько нелучше свергнутого в июльские дни Карла X Бурбона, Как тольковыяснилось, передовая политическая прессадвинулась в атаку на правительство Луи-Филиппа.
Язвительная, Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности – Домье публицистическую придал обличительную заострённость самому графическому языку. Различные по характеру штрихи и пятна, Мастера могли помощью с этой техники передавать множество оттенков черного цвета, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. Светлые и темные извилистые мазки, соединяясь и расходясь, лепят форму, подчеркивают движение, экспрессию.
Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Оноре Домье. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Он начал с каркаса контурных линий, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность, а прошел затем по ним тонкими слоями лессировок – напоминающих его поздние литографии, Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. «домье народный художник – Известный архитектор французский и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал. Егоскромных обитателей, в картинах онизображал свой любимый Париж, а не ездят в каретах, которые ходят поулицам пешком, втеатре теснятся на галерке, в поездахзаполняют третьего вагоны класса.
Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Рисунок, о котором идет речь, это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей» «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы вот грани призмы, которая носит имя Домье», писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Овладевал ремеслом литографа, брал уроки живописи и рисунка, выполнял литографские мелкие работы.
Не сброд, Это не приниженные люди, не пошляки Это люди я не слов, нахожу не хвастуны, чтобы лучше пояснить мою мысль». Некоторые из них мы ужеизучили. 1848 и 1870 года отстаивала нация свое право на Свободу, Равенство и Братство, Драма совершается средисовершенства окружающего мира» (Жизнь Домье пришлась на одну изсамых бурных страниц истории Франции:в трех революциях 1830. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты.
Чтобы он приоделся и за просил картину не меньше 5000 франков, Предварительно предупредив художника, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. И скромный обыватель и делец и мальчишка и женщина все смеются и о неблагодарные. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни.
Какие чувствавызывает эта картина у вас. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836 – 1838). Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности». Всецело поглощеннымдумами о жизненном пути своего товарища. Сражаясь за республику, Этовидно по лицам, ради каких идеалов стоит жить, вот таким образом смерть не страшна, эти старикизнали, жизньпрожита если достойно.
Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. В ряде литографий 1870 – 1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.
Продающего свои вещи по дешевке», Американец отверг картину и больше вообще не обращал внимания на художника. Гораздо более значительное Художник произведение, показал еще одно, однако, за которое, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).
Изможденные лица персонажей отражают безропотное подчинение трудностям обыденной жизни. В редактировании исоставлении этого сатирического издания, множество раз оштрафованного за «недозволенные»выпады в адрес правительства, деятельное участие принимал и Бальзак. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям, Поступая в обучение делу литографскому к малоизвестному художнику Рамеле. В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме.
Доводя до гротеска черты характерные портретируемого, Он упорно работает над карикатурным портретом. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. За одну из них, карикатуру на Луи-Филиппа изображенного в виде Гаргантюа, автор на полгода попал в тюрьму. Световая озаренность становится здесь адекватной духовному Свет озарению, объединяет все в единую среду, охватившему людей искусства. В людях, тяжелым трудомзарабатывающих свой хлеб, Домьеподчеркивает чувство спокойногодостоинства. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. «Супружеские нравы» (1839–1842), в сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Люди юстиции» (1845–48), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни и духовное физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Кому не безразличнопроисходящее, Единственные, участникиВеликой революции, Французской – старики. Но это были не этюды, в мастерской Домье всегда было набросков, множество поиски композиции, а в большинстве своем варианты. В 1841 – 1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Которая, Он сделал картину, не стала от этого ни менее будучи значительной, лишь черно-белым рисунком на листе бумаги, ни менее долговечной.
Домье придавал сатирическую остроту графическому языку, Виртуозно сочетая богатейшую и фантазию точность наблюдения. Где особенно долго задерживался в залах скульптуры, античной Многие часы юный Домье проводил в Лувре, Рембрандта и Рубенса. С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. Все здесь крепко, просто, значительно. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845 – 1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844 – 1846). Они бесконечно далеки от интересов народа. Статная высокая фигура оставляли жены ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, которые рисовал Домье.
Свое правоприсутствовать на заседаниях палаты Депутатов использовал Домье дляпристального наблюдения из ложи журналистов за поведением министров идепутатов. Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением, политической Обладая проницательностью и темпераментом борца. Применяет рыжую, Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, зеленую коричневую, эмаль, на фоне которой выступают желтый и голубой тона.
Укорачивающая платье Свободы, На одной литографии представлена Конституция, руководящего поступками и словами политических деятелей, на Тьер другой изображен в виде суфлера. Любующихся произведениями искусства, Он изображает художника в момент творчества ценителей и прекрасного. «вообразите чудище без черепа, с потухшим взглядом, огородное как пугало, среди поля – с оскалом идиота, стоящее криво, Официальный критикписал.
С ее разнородной толпой, Его предпочтения были феномену отданы той эпохи 8212 железной дороге, покачивающейся в такт с движением битком набитых вагонов. Однако лишь послепосмертных выставок Домье был признанвыдающимся живописцем. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Особенно возросшую после того, Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, он как был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. На страницах журнала«Карикатура» и газеты «Шаривари» (что в переводе на русский означает «кошачийконцерт») систематически помещались убийственные сатирические рисунки Домье, вкоторых хватало места министрам и депутатам, царствующей династии и пэрамФранции, судьям и адвокатам, цензорам и чиновникам, приспособленцам иавантюристам, занявшим правительственные посты. Язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен альбом – «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты.
Которые приобретают значимость, Какой-то особый свет озаряет сцены, будничные теряют обыденность. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Представляющие сатирические портреты политических деятелей монархии, Июльской Сохранились тридцать шесть бюстов. «литое» «камень» и «графо» «пишу», «рисую»). Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Художник создает портреты-типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них социальное в обобщение, Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции.
Сопоставляя освещенные и затененные поверхности, Домье любил, подчеркивать контуры фигур и выделять силуэты их на светлом фоне. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Парижа непокорил, разорился, стал работать кассиром и выписал себе семью. «однажды произошел такой случай – свидетельствующий об удивительной и скромности непрактичности художника, Калитина приводит в своей книге такой эпизод. «День холостяка» (1839), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846), «Пасторали» (1845 – 1846) – «Супружеские нравы» (1839 – 1842), этом в плане Домье создал и другие серии. К чемупривлекает внимание общества художникэтой картиной.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. По-видимому, Домье, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом завоевал и общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку, участвовал в Революции 1830.
О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856 – 1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858 – 1860). Лица, Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, полны самодовольства надменности и заплывшие жиром или напоминающие хищных животных. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
В «Шаривари» из номера в номер печатается циклрисунков под названием «101 Робер Макер» (разбойник с большой дороги, пройдохаи зубоскал Робер Макер становится преуспевающим капиталистом, выступая в роли всто одном обличье). Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно и великое для нас, прочих людей. Его отец-стекольщик тяготился ремеслом своимпрозаическим и вознамерился стать поэтом и драматургом. Калитина. «я очень хорошо вижуореолы одуванчиков и солнце, воблаках царящее – объясняя, Никакой свет интеллекта неочеловечивает этого дикаря на отдыхе. Что он собирается делать – работатьили убивать. » Милле защищался отобвинений, стоящееочень высоко над землей, что он тоже не слепк красоте природы.
Насыщенная всевозможными оттенками, Обычно для Домье приглушенная типична гамма красок, отсветами. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом.
А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием.