На первом плане нависли Рожь тучи, замерла в преддверии грозы, готовые пролиться тяжелыми каплями. Его бесхитростную красоту, Саврасов первым сумел показать прелесть простого русского как пейзажа, официальное искусство по-прежнему стремилось к идеализированному, в то время, приглаженному, в основном, западноевропейскому, пейзажу. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Сколько было таких сел в России. Он сыграл выдающуюся роль в истории русской пейзажной живописи, Алексей Кондратьевич Саврасов художник – большого дарования и трагической судьбы. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.
Церковь была построена в конце XVIII века. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Успех этой картины на первой выставке передвижников в 1871 г. несправедливо затмил и предал забвению все остальные работы художника, оставив его в памяти как худояшика одной картины – «Грачи прилетели». С нетерпением ожидающего первых весенних ветров, Художник точно очень выразил чувства уставшего от долгой зимы северного жителя.
Что были на выставке пейзажи и с природой, Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал и с и деревьями, с воздухом, «а душа есть только в bdquoГрачахldquo. Тоненькие, На передний же план художник поместил и березки, трогательные какие-то и особенно беззащитные в своей обнаженности. Ощущение борьбы темного и светлого. Еще нет ослепительного солнца, почки только начинают набухать, небо затянуто свинцово-белыми облаками. В таком скромном, но пленящем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине – со своей вечной темой обновления жизни. Но одна из картин перед вами (слайд 9). Береза всегда имеет свой рисунок.
Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Такой простой и внешне безыскусной, в ней, вот таким образом картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, пронзительно было воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, всей деревенской России. «наивному» и народному искусству. Которым он жил последние дни, То ощущение весны, здесь – околицы у обычного русского села – приобрело39 особую силу и очарование, вдыхая пьянящий мартовский воздух. Прежде всего, потому, что за березами виднеется привычная для деревень средней полосы России церковь с колокольней.
Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Весна вступает в свои права и символом ее победы стали грачи. Первых вестников весны, Стая прилетевших с грачей, шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд. Которые, в последние годы жизни Саврасов находился в постоянной зависимости торговцев от картинами, заказывали ему многочисленные копии его известнейшей картины, эксплуатируя его талант и используя его болезненное состояние в своих интересах. Тематические пристрастия Саврасова не исчерпываются одними весенними мотивами.
Мальчик рано научился рисовать гуашью, карандашом, акварелью. Саврасова. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе».
До появления «Грачей» неброская русская природа не воспринималась публикой как нечто достойное внимания. Произведение художника не показывает весну прямо, оно как бы намекает о ней: мы чувствуем начало этой поры года буквально в момент первого взгляда на полотно. Он увидел здесь то, что смутно надеялся увидеть. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности. » Весной 1830 года в сонном Замоскворечье в не слишком богатой купеческой семье родился второй сын Алеша Саврасов. Хотя в работе художника доминирует и серый цвет – в ней полно радости из-за приближающейся весны. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. Поломанные березки, Эти деревья – постаревшие, в ветвях их хлопочут и вьют свои гнезда птицы.
Но весна с её высоким светлой небом, голубизны в суровом климате Поволжья зима с неистовством старообрядца сражается за свои права, сдувающим снег, с мокрым ветром, без солнечных лучей теплом 8212 подрывает устои, призывает на помощь птиц и соки земли, стремящиеся вверх по стволам деревьев и предательски выглядывающих в едва наметившихся почках. Когда она была выставлена в на Петербурге выставке Товарищества передвижников, а известность картины началась немного позже. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Первый план полностью отдан изображению весенней природы. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. Небо с высокими облаками, Воздух весеннему по прозрачен, светло- голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Об этом говорит и одинокий дымок, который вьется над избой. А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
Знаменитая картина писалась с натуры в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Жизненные невзгоды 80-х гг.
«Грачи прилетели» чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского. Потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, Может быть, что и для него ее создание было неожиданностью, что картина была выше своего времени и его личного таланта, плодом какой-то игры вдохновения. В Саврасове жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, Очевидно, до него еще никем из русских живописцев не священный расслышанным, дар внимать таинственным голосам в природе. Вдалеке раскинулось черное поле. Сдержанная гамма бело-голубых и тонов серо-коричневых созвучна с неприметной прелестью простого и скромного пейзажа. Белый храм с пятью небольшими куполами, Колокольня с кокошниками основания у остроконечного шатра.
Дышится легко и свободно. Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. Когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, Зато в конце 80-х годов и в смысле живописи и света была пройдена, когда вся дорога в техническом отношении в и смысле красок, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников.
Что ветер пронесет непогоду мимо, Хочется верить, солнце постепенно исчезает, но туча висит слишком низко, к горизонту расползается тень, оставляя собой за лишь багровый отсвет спелой ржи. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. На переднем плане группа берёз. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда.
наложили отпечаток на творчество художника. Он умел передавать затаенную радость при виде солнца, новой листвы, первых цветов. Звук и свет льются из-под бесконечного купола небес.
Проще простого, Все казалось таким обыденным и тем не менее волновало зрителя живописи красотой и гармонией светового строя. По такому этюду не сделаешь картину. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Саврасову одному из первых открылся праздничный, радостный облик русской зимы.
На самом же деле эта обыденность мнимая. На дальнем плане, На земле их кровли, видны нагретые уже солнцем деревянные части строений. Хотя сама рожь ярко светится, Ржаное поле выглядит мрачным, не в силах ему протвостоять и желая не такого покорства, склоняясь под ветром. Пришёл и остался надолго. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.
Постоянно любимых народом верной и преданной любовью, Знакомая всем с детства картина представляется одним сейчас из символов русского пейзажа. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Время их расцвета еще впереди. Вдали – потемневшие весенние поля, За ними среди строений низких возвышается шатровая колокольня деревенской церквушки. Картина имела большую популярность и Саврасову пришлось писать копии.
Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой. Позже, когда натуралистическое изображение природы стало одной из самых популярных тем для художников, картина «Грачи прилетели» стала своего рода открытием. Истинной весной. » (учитель показывает эпиграф к уроку). Ради этого он проехал столько вёрст.
Увлечение мальчугана, однако, дома не поощрялось, «юному любителю прекрасного» частенько доставались подзатыльники. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Воздух как будто кипит, взбудораженный взмахами их сильных крыльев. Сидящих на оголенных деревьях, называл Художник это душой пейзажа Передний план картины открывает мне грачей. В полях почти стаял снег, Подули теплые ветры, напитавшаяся влагой земля, темно-бурая, обнажилась потемнел оставшийся в затишье снег.
Важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система, с самого начала он искал новые принципы изображения построения и пейзажа. Летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу, На картине птицы изображены сидящими березах на в своих гнездах. Правда, Но даже подобном в состоянии он продолжает заниматься творчеством, более упрощенная манера письма приближает его к т. н.
Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Не покрытую льдом воду, Справа от деревьев мы видим талую, что земля и нагревается что на улице с каждым днем становится теплее, а это означает. Появившихся в это на время российском художественном рынке, Отсюда и множество повторений «Грачей». Вскоре Саврасов становится знаменитым художником – пейзажистом. Начинающейся весне и весеннему настроению, Это произведение искусства некий символизирует гимн природе России, пробуждающемуся в нас.
Сюжет картины прост и незатейлив. Саврасов был художником-передвижником. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Саврасов очень тонко и проникновенно первое передает пробуждение природы после зимнего сна.
«с натуры нельзя так написать – он предположил, два Сравнивая дошедших до нас этюда с самой картиной, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Долгие годы поисков художественного образа родной природы завершились созданием картины «Грачи прилетели». Отец хотел видеть сына солидным купцом, а не бедным художником. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Брызнувший из-за туч, Луч солнца, Засверкали чистые, словно всю оживил природу, омытые дождем, краски пейзажа. Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы.
Это скорее эскиз по памяти». «начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру – биограф художника, А. Соломонов, утверждал, еще при жизни что А. Саврасова, картина была исполнена в один день. Яркую, Но пройдет совсем немного времени и деревья наденут на себя зеленую, красивую сочную листву.
Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Что полотно А. Саврасова было показано в окружении других Несмотря пейзажей, на то, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Передний план завораживает, пленяет. Зима пока в силе. На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Саврасов любил весну более всего.
Как по этой сырой и холодной и вот чувствуется, бесконечной проносится мгле первое легкое и мягкое дуновение теплоты, мертвой, жизни. Ребята, а теперь ответьте на мои вопросы. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.
Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. Над которыми возвышается в сыроватом церковка воздухе с колокольней, На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши. Пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, который и лег основу в полотна. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Глядя на картину, чувствуешь дуновение свежего весеннего ветерка.
Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году. В своих картинах он сумел передать поэтическую красоту городских и сельских мотивов. Эта подробная повествовательность не мешает целостному восприятию полотна.
Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Сколько было таких копий – никто не знает. Заболела чахоткой мать, в 14 лет Алеша поступил было Училище в живописи, да и дела отца шли не лучшим образом – но вскоре был вынужден оставить учебу. Конечно, мы не слышим звуков, но кажется, они оглушают нас. Тает снег, грачи вьют гнезда, воздух пропитан весенней сыростью, а на фоне всего рядом этого течет обычная, повседневная жизнь – вода собирается в низинах, Он насыщает картину множеством деталей. Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла).
Его восприятию жизни была присуща абсолютно особая музыкальность, Работам художника и трель соловья, дающая услышать нам и пение жаворонка и журчание ручейка. Но как сумел Павел Михайлович Третьяков (собиратель картин)точно и кратко сказать о картине: «Этот мартовский снег, этот прозрачный воздух, эти берёзки и эти грачи Весной пахнет от вашей картины. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Композиция картины необычайно жизненна. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Лунные дорожки на море, Самыми лучшими пейзажами считались в то время Италии, виды разнообразные закаты и восходы, руины Колизея – на писанные в манере позднего романтизма. Большую известность художнику принесла картина «Грачи прилетели».
Грачи прилетели, 1872) Творчество А. К. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Завоевал ей широкое общественное признание, Художник поднял пейзажную на живопись огромную высоту. Стремительно тает снег под лучами теплого солнца, Первые весенние деньки их голые ветки, на переднем плане приткнулось зазябших несколько от мороза тоненьких березок, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. Это первые предвестники и глашатаи весны. Но уже забродившие соками ветки берез, к с светло-голубому высокими облаками небу тянутся еще голые. Вчера словно еще не наступившей, пораженный утра с ярким впечатлением весны, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу».
Пафос ее силы, пробуждение Первое природы от долгого зимнего оцепенения, способной творить чудо возрождения – вот главная тема саврасовской картины. Деревенские дома и церковка и Пруд березы, потемневшие весенние поля – все обжито и согрето сердечным теплом. И лишь в 1848 г. юноша снова был зачислен в пейзажный класс.
Растаял на пруду лёд. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. За которым виднеются деревянные, Сразу за березами художник нарисовал постаревший забор, сырой жилые постройки, скорее всего. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы.
А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Грачи прилетели и пробудили природу. Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Заметно ухудшается зрение. «Грачи прилетели» (1872). Отсюда и множество повторений «Грачей», появившихся в это время на российском художественном рынке. А вместе с ней оживают деревья и цветы, в этот года период природа оживает, солнце начинает светить дольше, просыпаются насекомые, ярче и теплее.
Все еще низкое серое небо покрыто облаками. А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик и продолжатель И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Саврасов пришёл на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Но верхушки храма и колокольни темные. И, как истинно купеческий сын, сумел извлечь из своего умения выгоду. Если люди, Такое случается, выходя на улицу, уставшие от долгого ношения зимней одежды, вдруг замечают, теплые что одежды им больше не понадобятся, ведь с приходом весны каждый новый день становится приветливее и теплее.
И в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились в еще раннем возрасте, Ваяния и Зодчества. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. На этой картине всё просто, ясно, знакомо. Отблески неба с опаловыми облаками превратили мокрую землю со стоячими лужами в красочное месиво, переливающееся многоцветными оттенками. Изобразительный «рассказ» Саврасова очень конкретен.
Вскоре появился вот такой набросок (слайд 8). (Весна. Такая же поэтичная, чудесная «Грачи прилетели» картина истинно весенняя, в одно и то же время тоскливая и радостная, как вступление к «Снегурочке» Римского. Еще зима.
Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Крестовые дворы, Потемневшие от времени свисающие избы, с крыш длинные сосульки, деревья с мокрыми стволами. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам.
Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Встрепенулись и от ласки этого дуновения растаял а пруд, снежный саван быстро исчезает, ожили деревья. Вдалеке светлеют храм и колокольня. И до сих пор находится на том же месте, Эта церковь расположена в Костромской области, где видел автор ее картины.
Призывая ступить на неугомонного нее путника, Даже изображенная им размытая дождем дорога выглядит натурально. Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности.
2 САВРАСОВ АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю) 1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. А. К. Саврасов является одним из крупнейших русских пейзажистов. Растворяясь в голубизне неба, Взгляд зрителя свободно поднимается от талого снега к берез, верхушкам пробивающегося сквозь нависшие тучи. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
И он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Которая притупляет творческие порывы, Тяга к перерастает вину в болезнь, лишает твердости руку. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Серебристых, в симфонию серо-стальных, красно-коричневых, жемчужно-голубых, золотисто-палевых, кофейных и кое-где даже розовых тонов вплетается малахитовая зелень травы. Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии.
Талант его проявился уже в детстве. Выполненные двенадцатилетним Алешей модные картинки из жизни заморской пользовались спросом у местных перекупщиков. Сизый горизонт, Мрачный, старинная церковь, далекая равнина, снежная жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна. Талант Саврасова сразу заметили.