Художник стремился показать характерную его особенность – мягкость, Изображая лицо Мусоргского, открытость. Нет, в гостиной явно негде было вешать. Витте», 1903). С которыми боролся и продолжает вести борьбу не духомгерой, сломленный Для художника он лишь живое олицетворение всех тех силреакции.
Истово, с усердием, старосты, с палками нагайками и хозяев жизни охраняют от простого народа урядники, понятые. Колориткартины «Иван Грозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, котораяразыгрывается на его глазах. «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М.
Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Репин большую часть людейизображает к лицом зрителю, Не боясь нарушить внешнее правдоподобие, как бы веерообразно распластывая группу наплоскости холста. Картина Репина открывала собой серию произведений 7080-хгодов XIX века, Отображая вековоеугнетение народа, в которых демократически настроенные художники выражали о своираздумья судьбах и значении народных масс. К чему призывал Н. Г. Чернышевский, в лице Репина русскоеискусство в полной мере овладело беспощадного ролью критика общественныхявлений. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885).
Акраски и кисточки там будут и допытывался все у навестившейего во время тяжелой болезни соседки – которая утешала его рассказами о рае. Надопочувствовать, Ему надо сделать шагов несколько навстречу близким, рады встрече с ним, что они приняли его. Охватившем ожидающих чуда людей, в волнении, боль выражены утраты и надежда на возвращение девочки к жизни. Не уступая в своей значительности образу Крамского, отличается большей многогранностью он гораздо более конкретен иостроиндивидуален, Образ Репина, сочетая живую непосредственность передачи частныхособенностей внешнего облика и характера Толстого с проникновенным его пониманиемсущества личности писателя и гражданина. По которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то картины, Это является причиной, ее где состояние получит объяснение в сюжете. Противостоящие мужикам в своемханжестве и Воследсеменят жеманстве, две мещанки с пустым киотом от иконы. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта.
Его помутневших, Конкретность изображения одутловатого отболезни лица композитора, волос мягкихспутавшихся просто поразительна, словно выцветших глаз. Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Типа было одним из самых сильных качеств репинского таланта, Умение подметить живую неповторимость человеческого и характера заострить выразительность образа. Значительно растянутый передний план позволяет при этом разностороннеохарактеризовать большое число людей. Лохматые, Строгие, проницательные глаза, высокий лоб с резкопрочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя инаблюдателя жизни с его сердито «сильным, непосредственным и искренним протестом противобщественной лжи и фальши», насупленные брови, с его «трезвым реализмом», срывающим все ивсяческие маски (Ленин).
Первоначальный замысел картины вполне отвечал духу обличительной жанровой живописи 60-х годов с ее тяготением изображению к резких социальных контрастов. В этом следует видетьне только заслугу одного Репина, но результат общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой к свету, краскам отлично понимал Крамской, ноне мог еще осуществить в своем творчестве. Было в России еще два царя с этим именем – и у обоих судьба была весьма несчастливой. С ним этот мирчеловеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамкиизображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этогомаленького «островка». После экспонирования картины на выставке «12-я ТПХВ 1884 – 1885» и продажи ее П. М. Третьякову И. Е. Репин трижды (в 1885, 1887, 1888) переписывал лицо входящего. Искренняя и глубокая дружба, Репина связывала с Третьяковым которая живая, продолжалась около трёх десятилетий.
Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. Дружнотрудятся они над составлением издевательской и грамоты широко по степиразносится их гомерический хохот. «Запорожцы»для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, аимели гораздо большее значение. Равнодушен к людям. Причем, если первоначально Третьяков видел себя лишь инициатором общего дела, который, предоставив капитал на покупку картин и организацию «общества любителей художеств», должен отойти от дел, то затем он утверждается в мысли, что собирательство картин будет осуществлять самостоятельно, рассчитывая исключительно на собственные средства и силы. Беседовалс ним об Крамской искусстве, внимательно следил за его успехами, внушая чувство ответственности засвое искусство перед народом, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам. В этом столкновении двух людей наглядно раскрывается идея произведения, звучит утверждение справедливости революционной борьбы и уверенность в ееконечной победе.
Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, снеправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество исвободная естественность хорошо воспитанного человека, такова таразносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Вспоминаются портреты тех потомковзапорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местамбывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинскаясорочка. Которых покупалипатриции Рима на рынках рабов для своих воспитания детей, При виде его Репин вспоминал о греческих философах. Репина, Сокровищница русскойдемократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнамиСурикова, в которых народ впервые в истории русской живописипредстал в своем величии, Васнецова и непобедимости мощи. С трудом передвигающий непослушные ноги, замыкает Шествие понуро и удрученно плетущийсябурлак.
Тяжело и горько переживая огромную утрату для русского и искусства для себя лично, За несколько дней до смерти Мусоргского Репин писал его портрет. Картина«Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивнойобщественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). Напротив, реакционная пресса обвинила Репина в крайней тенденциозности, внарушении всех эстетических принципов. А создание общедоступного музея национального искусства – конечной целью деятельности, собирательской Коллекционирование лучших произведений живописи отечественной школы стало делом всей жизни основателя галереи. Грозный царь едва не сошел с ума после такой потери. Репин пишет ихв гораздо более темной, Стремясь удержать в колористическомрешении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, чем пейзаж, сумрачной гамме, противопоставляя егосветлым, радостным краскам глухие и тона тревожные группы людей. Следуя за поворотом дороги, На переднем плане она растекается надва и, потока рядами проходя мимозрителя, поворачивает влево. Разоблачая истинную природу духовенства, Так правдивое изображение наблюденного в в жизнихарактера силу его типичности и глубины постижения художником приобреталобольшой общественный смысл.
Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы набедность фантазии. Рядом с Каниным, внимательный Слева, упорный взгляд светлых глаз обращён на зрителя идёт бурлак в лохмотьях и с тряпицей на голове. И в комнату, Горничная открыла дверь, входит возвратившийся из ссылки неуверенно человек, вступая. Сейчас в Третьяковской галерее находится более ста пятидесяти живописных работ.
Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства». В этот период Репиным быласоздана большая часть его лучших работ картин на темы из жизни народа иреволюционно-освободительной борьбы исторических полотен, портретов. Нарядус картинами на современные темы большое в место творчестве Репина занималаисторическая живопись. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, попреданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Природа создает пластику и фон главного сюжета. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержавстрашного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами«не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом внескольких местах.
Называя ее колоссальным, Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, а самую галерею чудным беспримерным памятником, подвигом. А конечным итогом его деятельности должна стать передача галереи городу Москве. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Подлинно человеческие чувства выделяли эту картину из других академических программ ту на же тему, Живые.
В этом взгляде и горечь страдания и проклятие и минувшая вспышка протеста. Но особенно выразительны глаза. И только лицо (ичастично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек.
Чтобы ее лицо своим сложным выражением неспорило с лицом ссыльного, Художникизображает фигуру матери со спины, не мешало зрителю в первую очередь героя восприниматьименно картины. В открытости и мягкости лица, в светоносности этого холста, раскрывая широту его натуры, в доверчивом наклоне головы Мусоргского Репин передаёт своё представление о внутреннем облике композитора, сердечную чистоту душевную и хрупкость, ранимость. Живым свидетельством богатства народной души, Они являлись для него неиссякаемым источникомверы в силу народную, заветноймечтой о великом прекрасном и будущем народа. И этоне только благодаря глубокой психологической характеристике. Что я не знаю ни одного произведения русской школы, Эта трава на плане первом и эта тень – такого рода, где бы так обворожительно это было сработано. Исполненных Репиным, Среди многих портретов прекрасных Л. Н. Толстого, портрет 1887 года остаётся самым значительным изображением великого писателя.
Задание выполняется письменно (за три правильных ответа команда получает 1 балл). Сохранить в его живописи свежестьэтюда, При всей глубине характеристики Репину передать удалось в портретенепосредственность первого впечатления. Выраженной и в чувственном лице с мясистым носом, Художник создаёт образ дремотной языческой силы, на котором возлежит огромная рука и в грузной фигуре с необъятным чревом, а главное в неудержимой темпераментности, сочности, Сухая горькая пыль повисла над широким трактом и эту сквозь залитую солнцем серую пелену по иссушенной летним зноем дороге медленно и торжественно движется многоликая толпа людей, разных по возрасту и социальному положению.
Просто страшно. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Он больше других наклонился вперёд и, действительно, по-воловьи тянет лямку. Царевич Иван был сыном первой жены.
Ноцентральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (18801883). Но неследует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов ипредрассудков. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л.
Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. Неисчерпаемое богатство ее проявлений, Бесконечновлюбленный в жизнь, он пытался охватитьв своем творчестве многие окружающей стороны его действительности. Кроме тенденцииизвестного рода не подберешь иного мотива». В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы».
Открытая грудь и вся его взятая в энергичномповороте освещены фигура скупым серебристым светом, Гордоподнятая голова осужденного, пронизываяполумрак камеры, который, выхватывает из темноты зловеще поблескивающий крест. Революционеру противостоит темная и мрачная фигура священника, намеренноизображенная художником со спины. Дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, Но выразительна как эта фигура высокой старой женщины втраурном одеянии, как бы ища внем опоры. Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) всемье военного поселянина. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое времянаибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведенийраскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающимизначительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокуюнесправедливость угнетения народа. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения.
Статичностью своих фигур упорядочивают сложноепереплетение поз и запорожцев, ракурсов Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к зрителю, увлеченных сочинением письма. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. Он вступил в комнату, когда в ней еще не угасли звуки пианино, за которым сидит жена. Мастером группового портрета Репин показал себя вкартине «Торжественное заседание Государственного Совета» лиризмом (19011903). Проникновенным отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино.
Третьяков внимательно относился к рекомендациям Репина по приобретению произведений других художников. Художник незаметноповышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Её страшный гнев и лютую, Главная задача Репина -раскрыть трагические переживания свергнутой и царевны, заточённой бессильную ненависть. Половицы пола стремительнои в сильном перспективном сокращении уходят глубину в создается ощущение, что почва ускользает у него из-под ног. Репин писал Стрепетову дважды. Идея эта возникла у негоеще в стенах Академии художеств.
Щеголеватопомахивающий кадилом и кокетливо со откидывающий лба разметавшиеся кудри, Шествие с иконойоткрывает рыжеволосый дородный дьякон в великолепной золотой ризе. Царь Иван V – сводный брат Петра Великого к – царствованию был явно не способен по врожденному отсутствию хоть сколько-нибудь значительного ума. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа.
- первая историческая картина. Что художник в жанровой по сути дела сцене и вжизненно-конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей Значениеего эпохи, заключалось в том, главными действующими лицами которого являются негерои древности, создавмонументальное произведение, а простой народ современной ему России. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Помогала решать наболевшиепроблемы его эпохи, Но история художника для существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью.
Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Он завещал крупные суммы на школу глухонемых, Как известно, на устройство дома для вдов и сирот русских художников, на ремонт галереи, на стипендии в советы Московского университета, Московского консерватории и Александровского коммерческих училищ, на устройство богадельни, не забыл завещать денежное вознаграждение рабочим и служащим. Под стать ему и второй бурлак, – могучий богатырь, с густой бородой и длинными волосами. Портрет исполнен с удивительной живописной свободой. К числу шедевров можно отнести блестяще исполненный Портрет военного инженера А. И. Дельвига (1882).
Сложная повесть непростой человеческой жизни и характера читается в Портрете писателя А. Ф. Писемского (1880). В ряду лучших произведений этого стоит периода и портрет чугуевского соборного дьякона Ивана Уланова. Но портрет Мусоргского нас захватывает вовсе не только живостью передачи непосредственного впечатления. Эту картину Репин как писал портрет определенного лица – Чугуевского дьякона Ивана Уланова.
Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художникав непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидетьпроявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить спецификупозы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живойплоти человеческого лица и фигуры. Номечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. В группе бурлаков, в основном, народ бывалый, с жизненным опытом.
Мощь творческой личности, в их мягком сиянии видится ясный ум, обращённый к жизни, глубокая печаль и словно недоуменный вопрос, которую так лббил Мусоргский и так который щедро отдавал свой талант. Тонко почувствованное психологическое состояние вернувшегосяссыльного находит яркое зрительное выражение. С любопытством поглядывающая на дьякона, Далее следуют регент со своим разноголосым хором, крестьянка, многие лица, постепенно смешивающиеся общим с потоком богомольцев и многие. Сама жизнь вошла в картинухудожника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замыслаРепина. Но что даже из ряду вон – это свет на первом плане.
Иван Антонович, Император Иван VI, как тяжко иной раз влияет на детей проклятие имени, был прямым потомком V. Но Ивана его онемечившиеся родители не знали. На момент смерти ему не было и 30 лет. Мастером группового портрета Репин показал себя вкартине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. Однако, Вскоре, который на несколько лет поглотил все мысли это художника, увлечение было вытеснено серьезным ибольшим замыслом. Изнывает от зноя дьякон в праздничном церковном облачении. Репин в то же время над работал своей собственной темой, Выполняя академическую программу, ни с библейской мифологией, ничего общего не имеющей ни с античной.
Удивление, радость, тревога, любовь – самые сложные чувства выражены Репиным в картине. Три года спустя после создания Репиным картины он в припадкепсихической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбилсянасмерть, Кстати сказать – судьба самого была Гаршина такжетрагична. Давно уже, сказал он, помолчав, А за проект возьмешься. То есть живописью на открытом Художник воздухе, блестяще овладел здесь всеми приёмами пленэра.
Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Точнее, а царевичу Ивану как Ивановичу известно, его убийству, посвящена знаменитая картина Ильи Репина Интересно рассматривать картину, зная, что за долгие годы совместного сотрудничества, Репин и Третьяков сдружились, что имели общие интересы и одну на двоих страсть к прекрасному, что они много общались. Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Он многое знал о людях, о горе и радости человеческих. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга.
Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить ввоображении запечатленную сцену. Зритель воочию ощущает эту больнуючеловеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но при всей своейлюбви к зримой красоте материального мира был Репин ярым противникомнепосредственного творчества. Одним из лучших портретов Репина справедливосчитается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «БорисГодунов» и «Хованщина».
Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). Жалко и одновременно страшно всвоей потерянности и старческое отчаянии лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное наакадемической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Репин не признавал «искусства дляискусства». Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создаютвпечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же времяпомогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментахкомпозиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других). 2.
Одновременнос картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущиеписьмо турецкому султану». Всечлены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферусемейного уюта. Толстого Репин писал не одинраз. Пригорок левый тоже, деревья мокрые, действительно и несомненно мокрые. Вот таким образом первые две жены Ивана были по приказу Грозного отправлены в монастырь. Крамскойс большой силой образной выразительности и глубиной характеризует Толстого каквыдающегося мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального писателяземли русской. Его этическийсмысл, в этой теме моральногооправдания высокий героя гражданственный пафос произведения.
Среди этих полотен почетноеместо принадлежит «Запорожцам». Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Поиски супруги для царевича были делом государственным. Раздумывая, Павел Михайлович Третьяков ходил из комнаты в комнату, куда поместить же новые приобретения. Картину поместили под толстое стекло, но и сейчас она постоянно «болеет» – то шелушится, то трескается.
Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Увлеченный искусством, выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков посвятил свою жизнь одной идее, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях»., одной цели собиранию произведений русской школы живописи. 11. Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношенияк происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнаваяего (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, чтокажется из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости. Никто на свете нечувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Я вспомнил о царе Иване.
Чем обычно страдают даже лучшие портреты, Этот удачно выбранный далвозможность момент художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования. В картине «Бурлаки на Волге» (18701873) Репин обнаружил своюсклонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. Этот момент расширяет характеристикуобраза глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольнопредставляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и вполе, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстатисказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне, идущего за сохой по борозде). Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правдеокружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст». Изображая толпу, онсоздал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классовпореформенной России, вскрыл существо их социальных отношений, царящее вобществе неравенство, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этимдал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремитсянайти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Для его манеры портретированиячеловека, Портрет Толстого оченьпоказателен творческого для метода Репина. Когда его отец еще не предавался кровавым нескончаемым разгулам и пирам, Иван-царевич появился на свет в ту пору, подорвавшим его здоровье.
Каждое человеческое лицо, составляющее многолюдную процессию, являет собою неповторимость судьбы, характера, типа. Был близко знаком с его семьей изачастую бывал в Ясной Он Поляне, преклонялся перед гением Толстого. Такая разбивкаватаги делает ее легко обозримой и помогает акцентировать моментыидейно-художественного узловые замысла. Репин-демократ былтворцом нового искусства, служащего интересам народа. Поступления в Галерею работ художника продолжались и после смерти Павла Михайловича. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. – писал он, «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, ласкающие глазприноравливаясь к новым веяниямвремени, -делать из картин своих ковры.
Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, находившегося на излечении в Николаевском военномгоспитале. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. Видно, совсем недавно попал он в артель бурлаков. Репин болезненно переживал свою оторванность отродины.
«Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый изседла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину дляобраза умирающего царевича. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, вособенности его лоб. Репина не интересует ни мир его чувств, ниего личные качества. Мощным художественным темпераментом неизменной и искренностью, Его искусство покоряет высоким живописным мастерством. Это – Илька-моряк.
А чуть позже – у местных иконописцев, Первые профессиональные живописца навыки он получил сначала мальчиком – подростком в местной школе военных топографов. Живописные этюды для отдельных фигур – в ГТГ, ГРМ, ГХМ Башкортостана, в частных собраниях России и за рубежом. Найденному художником для головы Мусоргского, Благодаря повороту, оказался лоб наиболее освещенной частью лица. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. Неменее существенную роль играет и колорит. Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков».
В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Влюблённость в реальную жизнь выразились в том, Неистощимый интерес художника к пёстрые натуре, ситцы, с каким мастерством написаны лёгкий шёлк лент, грубое сукно крестьянских армяков, дорогая тяжёлая парча, лохмотья бедняков, горячий песок дороги и выцветшее жаркое небо. Репин много работал над этим образом. И к чему тут Иван Грозный. Их задача в этой ватаге – контроль идущих позади, потому как были они нерадивыми – кто трубку курил, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал место. А. г. варнека, Репин писал Третьякову о продающихся картинах К. П. Брюллова, С. Ф. Щедрина др и А. Г. Венецианова. Действие происходит в тюремной камере. Его задача – задавать ритм движения.
Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставнойвоенный. Этот красный цвет, привлекая к фигуре пропагандиста внимание зрителя, помогает художнику выразить и внутреннее содержание образа, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности.
Плохой он товарищ в общей артельной работе. Утверждаяновые нормы поведения человека, Одним из первых в русском искусстве он обратился ксозданию мужественных образов и стойких борцов за народное дело, новый этический идеал. Близких себе по духу, с заинтересованностью особой писал людей, её лучших сынов, дорогих нации.
Они чуть тронутыкрасноватым загаром, как будто обветренны. И, наконец, как выражение высшего внутреннего напряжения, воспринимается фигура матери, с трепетом поднимающейся навстречу сыну. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что похарактеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не могувлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события ичеловеческие характеры рождали в нем творческое горение. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Творчество Ильи Ефимовича Репина одно – из самых значительных и ярких явлений русской художественной культуры второй половины XIX столетия. Он сделал его старше, чем это может быть исходя из возраста его матери, жены и детей.
Потому наследник престола отличался хорошим физическим развитием. Он выступал -за искусство, «просвещенное светом разума». Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. В 1926 году «Пенаты» посетиладелегация советских художников, которая передала Репину предложение Советскогоправительства вернуться на родину.
С отекшим от болезни лицом, Мы видим Мусоргского именно таким, одетым в серый больничный халат, всклокоченными волосами – каким он был последние в дни своей жизни. Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатиейохарактеризованы Репиным. Написанным Крамским в 1873 возможность году, дает наглядно ощутить особенности репинского портретногоискусства, Сравнение его с портретом Толстого, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи. Третью свою жену Шереметеву Иван-царевич очень любил. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор.
Всясцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина незнает себе равных). Сколько добродушия и наивности в этом сильном человеке. Без которых немыслимо монументальноеискусство, подлинно Этацентричность построения группы сообщает композиции большую завершенность, ясность и уравновешенность. Степенные мужики с усердием несут тяжёлый фонарь для иконы. Абсолютно особенный и в же то время такой натуральный и потом счастливый какой-то фантастический свет, что я не могу оторвать глаз». Иконописно правильное, Самое лицо вызывает Третьякова, представление о нем, обрамленное окладистой бородой, как о человеке почти аскетического склада.
Его непредвзятости и вместе с тем о гуманизмехудожника, Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остротехудожнического видения о Репина, его высоком представлении о человеке. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Крестьянство не пошло за народниками. И в 1882 он году сделал новую попытку изобразить актрису, Однако портрет не удовлетворил автора. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. По возвращении на художник родину с необыкновенной жадностью впитывает в себя впечатления русской жизни.
На фоне предгрозового и неба чистого песка движется на зрителя толпа тянущих свою лямку бурлаков. Расположенная почти в центреполотна, она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя. На первом плане сильные, мускулистые, они всей грудью налегли на лямку.
Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженнаяэкзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память оботце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко борцов занародное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, заботи тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. Жестом мучительного отчаяниястирающий рукавом пот со лба, Несколько отступяот него еле истощенный бредет и больной старик. Которые, Но с особой силой любовь и интерес к человеку проявились в портретных работах Репина, принадлежат к числу наиболее достижений высоких русского искусства XIX века, без сомнения. Ничего не утаивающий, Таков правдивый, написанный с большим уважением к изображенному человеку и сознанием огромной его заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина.
К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). Этому событию посвящен известный роман «Мирович». На лице и в глазах выражение простодушия, доброты, печали. Показывал академические рисунки и свои первыесамостоятельные опыты, Молодой частоприходил художник к Крамскому.
Тут и кошевой атаман Серко, сдержанноулыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз иразразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный«Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий набумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженныйказак-острослов Изображаяэпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до высокого героическогозвучания. Это полотно принадлежит к числу наиболеезначительных произведений исторической живописи Репина и то в же времяявляется одним из самых народных его творений. Художник изобразил в произведении неожиданноевозвращение в семью ссыльного революционера. восхищался запорожцами Репин. Тряпица на голове, залатанная одежда.
Овладеваяв Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник игражданин развивался прежде всего под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова признанных вождей нового, демократического искусства. Сопровождал отца в походе на Новгород, 13 лет от роду наследник вместе с участвовал отцом в Ливонской войне. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. Немельчат его своей пестротой, Строгиевертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернегочаса потому и не нарушают возвышенно-героического строя произведения. Репин не показывает вкартине простой и открытой радости встречи, психологическую Верноулавливая атмосферу происходящего, что крайне упростило бы содержаниепроизведения.
Что так хорошо удается передать в портрете При Репину, всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведенияТолстого, не замельчено изображениевеликого писателя нисколько не снижено, лишено жанровости. Таким оно становится благодаряпереполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения. С криком набросившийся на полотно, а вскоре галерею в явился психически неуравновешенный человек.
О великойскорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своемстихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858). Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Завершающийдеятельность в этой области таких замечательных портретистов, Портретноетворчество Репина новый этап в развитии русского как портрета, Перов иКрамской. Создавая этот образ, Репин, видимо, больше стремился к тому, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, раскрыть определенное психологическое состояние, чем дать глубокую портретную характеристику прославленной актрисы. С большим умным лбом, Этот бурлак широкоплеч, с ироническим из-под взглядом насупленных бровей. Расположение персонажей лишено натуралистическойслучайности. Все в нем мясистое, обрюзгшеелицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, крутой изгибшироких бровей, большой, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую отхристианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховныхпомыслов и страстей земных.
Писатель Всеволод Гаршин, позировавший Репину в образе царевича Ивана, умер умалишенным. «Вот это настоящее, нынешнее искусство, закоторое вас впоследствии особенно высоко поставят», предсказывал онхудожнику. А началось все в 1860 году. Что у нас на глазах идет соединение всего рассыпанного, Репин так написал лицо своего героя, которые везли его по осенней дороге жажда подвига и осуществление этого подвига каторжным часом Перед нами человек, всего потерянного: тут вместе его детство и сиротское детство его детей стук тяжелых колес, который знает, что жизнь – больше чем счастье: что она – и горе что свобода – трудна и горестна, ведь – она жизнь. А богатырь с могучей грудью и всё же перед нами не забитый голодный бедняк, червонно-бронзовым загара от серьёзным и умным лицом, чугунными мускулами. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть».
Многое в его собственной, же Когда он принял на себя царский титул, да и государственной жизни пошло наперекосяк. заключениемлице выражена решимость вынести все страдания до конца. Начальные художественные навыки Репин получил вшколе военных и топографов в мастерской местного живописца И. М. Бунакова. Узнавание картин по фрагменту при наличии видеофильма или слайдов можно конкурс, устроить Это может быть кроссворд с фрагментами, хранящихся в Третьяковской галерее, кто больше узнает картин.
Являющиеся зеркалом своеговремени, Все это позволилохудожнику создать на глубоко реалистичной искусство основе высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы. Почтиполное отсутствие каких-либо деталей, Поражает простота и изображения, лаконизм которые могли бы сообщить картине оттенокжанровости. Репинзадумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». И если в своихмонументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репинвыступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинахна революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах 1878 и 18801892гг. Впервые в русской демократической живописи при изображении современнойдействительности была достигнута такая глубина художественного обобщения. Прибранной комнате пришельцем из другого мира, только и вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой. Его отчужденность, необычность всего его видаподчеркивают драматизм происходящего. Но весьма выразительных элементов сумел вызвать представление о необъятной, в нем при художник помощи немногих, создать ощущение ее придавленности, печальной и нищей стране.
5 «Иван Грозный и его сын Иван». Способных идти на любые испытания ради освобождения народа, в этом героическом и образе суровом художник утверждает духовную красоту подвижников революции. С коротенькой люлькой во рту, за Сзади ними идёт высокий худой и жилистый бурлак в светлой шляпе. Хитрый иприжимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией, а чуть стороне в хозяйской поступью вышагивает циничный. Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкоеистолкование.
Пытающихся сбросить лямку, Движение рук, нахмуренный взгляд, натёршую откинувшаяся плечо, назад фигура выражают яростный протест. По некоторым сведениям, Иван-царевич не был столь же жестоким деспотом, как отец, хотя и принимал личное участие в обязательных тогда публичных казнях многочисленных «врагов народа». Толпа там буквально запрудила все свободное пространство междухолмами и валом валит, поднимая тучи пыли. Власть имущих художник противопоставляет в образе горбуна светлую человека надежду на исцеление и счастье, Полному равнодушию и совершенной бездуховности людей сытых. Серьезность его отношенияк жизни были столь велики, Одаренность Репина, но и стала этапным произведением русскойшколы живописи, что позволили Академии ученику написать картину, которая не только прославила его.
В Крестном ходе эта сторона его дарования проявилась в полной мере. Идущегоза сохой по пашне, а много лет спустяобраз Канина опять всплывает в памяти Репина взгляде при на Толстого. Широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, Воглаве бурлацкой ватаги шествует Канин невысокого роста, пряча волосы, которая, открываетвысокий лоб человека-мыслителя, передумавшего много и выстрадавшего на своемвеку. В начале игры участники разминаются. По сдержанному и даже скупому сочетанию серого чёрного и тонов, Он предельно строг по композиции.
Что он смог сделать для государства, Единственное, что вовремя умереть, помимо того, родить – определенное количество дочек, одна из которых стала императрицей Анной Иоанновной. Репин изобразил основное скопище людей назаднем плане. В полотне «Крестный ход в Курскойгубернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформеннойэпохи. Которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, Репин мастерски те использовал немногие возможности, чтобы оттенить красочность в самом внешнем облике композитора, видную из-под него вышитую русским узором рубаху, –для того. Третьяков приобрёл 52 живописных произведения Репина.
В картине царит напряженная тишина. Лицо и грудь не покрыты загаром, как у других. Умевшая так хорошо понимать и передавать чужое страдание, Трагическая актриса, несла его в своей душе изболевшейся кажется. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Говорят, что над Рюриковичами тяготело какое-то родовое проклятие. Возвышают ее над всеми Они мелкими, очищают егодушу, послужившимипричиной его гибели, недостойными человека страстями.
Стрепетовой. происходящему. Картина замечательна мастерством композиционного построения.
Протеста, Всреде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, ожесточения, сумел почувствовать в этой и пестрой разнохарактернойтолпе народа нечто значительное. Но Репин выбрал время, Третьяков картину, купил и переписал голову героя, когда Павла Михайловича не было дома. Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ливоплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этоймузыки.
Понимает, Он со большой своей и открытой душой чувствует себя бессильным противостоять натиску темных сил, что сломлен ими. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Мы как бы слышим запорожцев смех в полной гамме его оттенков, Глядя на них, от хихиканья до громового хохота. Рисунок для каталога выставки «12-я ТПХВ 1884 – 1885» исполненный до переделки головы ссыльного в картине, находится в СГХМ. Репин былвеличайшим реалистом.
Пробыв за границей с мая 1873 по июль1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников еговремени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулсяв Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая внепосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своеготворчества. Что Репин, Кажется, руководствовался непосредственным только впечатлением от натуры, создавая его, как она предстояла ему в данный момент и при данных обстоятельствах. Но что-то гнало меня кэтой картине и я работал над ней». Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения.
Портрет 1887 года принадлежит к числу лучшихизображений Толстого пользуется и наибольшей популярностью. Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». Репинбыл художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Развернуть передзрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов, Сюжет крестного хода Репина увлек своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции. Репин верно передал ту атмосферу недоверия и непонимания, которая разделяет пропагандиста и крестьян, то есть тех, за кого он боролся. Наложившего неизгладимуюпечать на весь Мусоргского, облик Художник не скрыл следов тяжелого недуга. В широком простенке «Рыболов» и «Странник» тоже Перова.
Намереваясь впоследствии придать коллекции исторический характер и показать преемственность в развитии отечественной культуры, По свидетельству Третьяков Стасова, хотел собирать живопись русской школы со второй половины 1850-х годов. Называя её колоссальным беспримерным подвигом, Репин высоко ценил и понимал значение собирательской деятельности а Третьякова, его галерею чудным памятником. Что подчёркнуто художником изображении в забившейся в глубину испуганной девочки-послушницы, Облик Софьи внушает страх.
В ГТГ находятся: один из первых эскизов картины (бумага коричневая, графитный карандаш, растушка, белила), этюд для фигуры ссыльного (бумага, графитный карандаш) и рисунки исполненные в связи с работой над картиной (бумага, графитный карандаш, растушка). «Отказ от исповеди», 18791885 «Не ждал», 1884) он показал себя тонкимпсихологом, художником широких творческих возможностей, которому доступны какмногоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматические конфликты. Произведения Репина, посвященные героям освободительной борьбы, быливосторженно встречены Стасовым. Рисунок «Старик» для фигуры предупреждающего приход ссыльного, позднее упраздненной Репиным, находится в ГРМ. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевногопотрясения. Несущие фонарь, Толпународа переднем на плане возглавляют мужики, подпоясанные кушаками, в праздничныхкафтанах, степенные, серьезные и истовые.
Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовойрубахе. Недалеко от Харькова, Репин родился в украинском маленьком городке Чугуеве, в семье военного поселенца. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремитсянесчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников» И. Н. Крамской или В. В. Стасов, оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.
Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников. Две горожанки с благоговением поддерживают пустой киот. Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской действительности, низводящеелюдей до уровня рабочего скота, волновало в те годы многих писателей ихудожников, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное.
Особенно увлекшись на первых порах портретамиродных и близких, Под влиянием Крамского Репин помимо обязательныхакадемических заданий на и исторические мифологические темы начал работать надсюжетами из окружающей жизни. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. Не ослабляя лямки, Сзади него опытный спокойный старик-бурлак находу, мелкими шажками идет солдат в сапогахи картузе, достает с кисет табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно. В заточении, Юный император был благополучно свергнут с родной престола дочерью царя Петра Великого от крестьянки Марты Скавронской – Екатерины I – и прожил всю сознательную жизнь в крепости, где и сделался настоящим идиотом. Ему пытается палкойпреградить дорогу десятник, но тот не обращает на него никакого внимания. Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. Противопоставляя чистоту искренность верований бедняков ханжеству, лицемерию, спекуляции религией господствующих классов, Репин утверждает моральноепревосходство народа, служащее залогом его светлого будущего. Добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, По правуюруку от Канина, богатырь-коренник полевую руку в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего телаИлька-моряк, согромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмернымиусилиями, спокойно шагает длинный, как бурлак жердь, в шляпе. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резкопрочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя инаблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом противобщественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все ивсяческие маски (Ленин). Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно.
Энергия, воля, внутренняя убеждённость страстного юноши в 50 с лишним лет выражены в Портрете В. В. Стасова (1873 год). Она связывалась в представлении художника с внутренним обликом композитора, с его душевной открытостью и сердечной чистотой. Между прочим, в переводе с древнееврейского Иван означает «Благодать Божия» 8 Проклятие, как бы странно это ни звучало, распространилось и на знаменитое творение Репина. Но даже и в этих условиях он продолжал всегдаживо интересоваться всем происходящим там. Но за всем этим оченьявственно проступает иное.
Такие сравнения могут зародиться только в уме истинногодемократа. Привычный уклад жизни семьи, Этот семейный уют, которыйчитается только в что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех. Но это не помешало художнику увидеть истинную красоту и благородство в пропагандисте-революционере. В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами.
Ссыльный в момент, представленный в картине, ещепротивостоит всей семье. Репин избегал идеализации и приукрашенное. Крамскойсчитал этот сюжет «золотоносной жилой». Угасшийчеловек встает перед глазами и уже не больной, глубокий, думающий, а большой человек души и доброго сердца, натура широкая, богатырская. Спокойствием и выделил это выражением задумчивым глаз и знанием своего дела, граничащим с умением достигать цели.
Какая-токровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя былиприговорены к смерти. ) Я работал завороженный. А стали живыми, Бурлаки пересталидля него быть отвлеченным понятием, со своимвнутренним миром, близкими людьми, своими и заботами чаяниями. Несколько сдвинутая с центральной оси картины и откинутая назад, Фигура девушки, впечатление вызывает замедленного движения в своей плавности прекрасно вяжущегося с неторопливым течением осеннего дня. Именно Третьяковым были приобретены самые значительные произведения великого мастера. Могучая сила ума в сочетании с крайней простотой – таким видел и понимал Толстого Репин. Что он лишь на оторвался минуту от своегозанятия и вот-вот снова погрузится в чтение, Кажется. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения.
Сделали цветосновным средством эмоциональной выразительности образа, Достижения Репина пленера вобласти обогатили колористическую гамму его портрета. При нём, как загипнотизированный, я мог подчиняться его воле, - признавал Репин. Прекрасно передано солнечное освещение. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованияммонументального искусства. Он был написан втечение трех дней с 13 по 15 августа. Выражение его лица немного удивлённое, незлобивое. Стремящегося через внешнее выразить внутреннее существо личности Толстого, Но этой в простоте – большая мудрость художника.
При этом она уравновешена в основных своихкомпонентах многие персонажи в правой и левой части картины даны всоответствии друг с другом. В те времена домашние даже посохи были весьма тяжелы, Как правило, сделанными из железа, а на улицу и вовсе выходили с посохами. Что и сына назвал в честь себя, Знаменитый русский царь Иван Васильевич имя Грозный свое так любил, любимого. Неменее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887).
Я и сам так считаю. Обиды и возмущения на короткий миграспрямляется молоденький паренек Ларька, в боли, порыве к которой онникак не может приноровиться, пытаясь поправить лямку. Присоздании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционнуюзадачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошнымпотоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразиисоставляющих его типов и характеров. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая: Тесно, до чего тесно. Герарда», «Портрет С. Ю.
По Вашей же затее у горизонта налево особенно небо хорошо. Писатель изображен в нем сидящим вкресле, с книгой в руке. Обращенных во вьючных животных, Контраст между группой оборванных людей и нарядной гуляющей глубоко толпой поразил Репина. Одиночества, Вся эта небольшая группа на фоне пространства безлюдного вызывает у зрителя то же чувство затерянности, от которого ежится сидящий в телеге человек, тоски, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей. 29 сентября 1930 года Репина не стало.
Бурлакампосвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Тело сына было перевезено в Московский Архангельский собор и торжественно погребено. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
Всю ее сложность и противоречивость, Внимательная фиксация всехэтих черт позволила Репину передать убедительно через внешний облик существонатуры портретируемого. Больше всех привлекает к себе внимание лицо бурлака идущего впереди (написан он художником с попа-растриги Канина). «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника.
Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга. Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовалисильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как«Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). «Судья теперь мужик», – утверждал художник- демократ Репин и требовалот искусства беззаветного служения интересам народа. Третьякову. В кабинете все забито битком. Как родниковая вода, Чистые, по-детски нежные, печальные и всепонимающие глаза освещают лицо Мусоргского приковывают внимание его высокий, открытый доверчивые лоб, губы. С изумлением обращает своё лицо к нему молодая женщина за роялем, Недоверчиво провожает взглядом вошедшего горничная, радостно вскинул голову испуганно мальчик-гимназист, смотрит девочка.
Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Репин вложил в его весь изображение свойтемперамент, Увлекшисьвыразительностью натуры протодиакона, все свое мастерство. Оттого-то так убедителен созданный им образ, всю глубину своего творческого прозрения. Когда же ему подарили краски, то ничем другим, кромерисования, он больше уже не мог заниматься. Чванливая барыня, упаренная солнцем, несёт чудотворную икону. А над Иваном Грозным оно сыграло одну из самых грозных своих шуток.
В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). Человечным, По сравнению с ним лицо царевича умирающего выглядитгораздо более одухотворенным, живым. Нопредметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Вот таким образом-то Репин был и первоклассным портретистом. Портрет был сделан всего за четыре сеанса. Таким образом внутренняяхарактеристика Толстого находит в общем решении портрета свое законченноевыражение, благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цельностиобраза.
Но не видно усталости в их лицах. Что хорошо заработает на Волге, Этот деревенский парень пошёл в бурлаки с твёрдой уверенностью, женится, вернётся домой с обзаведётся деньгами, хозяйством. Делает вид, что тянет лямку, а на самом деле нисколько напрягает не свои силы – заносчив, Он угловат, видимо, дерзок и, порядочный пройдоха. Как бы воплотившую в себе кричащие противоречия русской жизни, него у возникло решение запечатлеть эту сцену.
Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Заботился о его воспитании, Сразу же после рождения отец объявил его наследником престола явно и любил, в том числе и военном. Этому же выделению из толпы отдельныхперсонажей способствует и колористическое решение. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя имзначительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина.
Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 году на художественной выставке произведений живописи и искусства. «Совсем в плену, в ссылке живешь», жаловался он друзьям. Еготворчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Ватага бурлаков четко организована и внутри. Которого Репинпоставил во главе бурлацкой ватаги, человек с просветленным, Это тот самый мудрым бурлак и кроткимлицом.
Таков обычный порядок российской действительности, никого не удивляющий. Которые собрались за наспехсколоченным дощатым столом, Напереднем плане Репин изобразил запорожцев, дать чтобы отповедь заклятому врагу. И. Е. Репинпринадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. К счастью, «неожиданной смерти» не последовало, а идея создания галереи осталась. Показываянеимоверные усилия людей исполняющих «службу скотинную» (по выражениюСтасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и ихпереживаний.
Пожалуй, 4 Несчастливое царствование Иван IV определенную и, самую счастливую своей часть жизни тоже носил титул великого князя. Коснувшись его слуха и музыка, а одно пока только ощущение чуда жизни и свободы, возродила в душе не мысли и не надежды. Стремление Репина кпсихологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент вразвитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результатевнезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогогодля всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одеждавернувшегося потрепанный армяк, стоптанные сапоги, так и неожиданность егоприхода). Его рука с длинными тонкими пальцами это – рука человека тонкой психологической организации. Как дорога для него каждая формочка в его фигуре, Он был влюблён каждую в черту лица этого графа-мужика и не раз говорил. Остальные бурлаки ходят давно и, видимо, привыкли, приспособились.
Посмотрите на каторжанина. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Думаешь.
Обнаруживая в отказе от исповедиверность своим убеждениям, с презрением и гневомвстречает он пришедшего к нему священника, силу непреклонность воли, своего характера. Кроме того, портрет Толстогоработы Репина более совершенен в живописном отношении. В мягком свете этих глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, ясность его ума, незамутненная болезнью, кротость его широкой души. Художник знал, какими люди выходят с каторги. Можно предположить, Вот таким образом, когда писал портрет, что художник, ориентировался не на только внешнее сходство, но и на значимость некоторых выдающихся черт характера коллекционера.
Порезы залатали, Репин переписал голову, но неудачно. Значительностьидей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формаммонументального искусства. Горемыкина и Н. Н. Репин окунулся в самую гущу народной жизни, Отправившисьвместе с художниками Ф. А. Васильевым Е. К. Макаровым и в поездку по Волгелетом 1870 года.
На грязной дороге (1877 г. ), Одна за другой возникают картины Возвращение с войны Вечорницы (1877 г. ), (1881 г. ), Проводы новобранца (1879 г. ). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Следует подчеркнуть, Анализируякартину, его пафос обличениянаправлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, что гнев а художника, против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей икалечащей в человеке все истинно человеческое. Жаркий летний день и безбрежная река. Умение дать в своих произведениях её глубокий анализ, Среди многих замечательных мастеров предшествующих эпох и ему современных художников Репина выделяет особая широта охвата русской действительности, жизненная убедительность создаваемых образов. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Эта простота его посадки вкресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Канин с его«вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и«грек», тоскующий о воле, вот три главные фигуры композиции.
и погрузился в густую Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, Серебристый рефлекс рассеянного света, которые от этого становятся суровее, подчеркивает затененностьглубоко глаз, посаженных строже. Раскрывая существо характера портретируемого, его общественную значимость, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить егоореолом исключительности, что свидетельствует о подлинном демократизмехудожника. (1879 г. ) сохраняет лёгкость, свободу, непринуждённость живописи, которые молодой художник знал и помнил по работам французских пейзажистов. Это то самое«темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце иомрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника припервой встрече с бурлаками. Репин назвал портрет Протодиакон. Не прибегая к сложному ракурсу фигуры, Легкийразворот в кресла пространстве позволяет придать позе писателя особеннуюнепринужденность.
Создавая в одни и же те годы и жанровые картины, Он много работает и полотна на исторические сюжеты и портреты. Исключительно широк был круг портретируемыххудожником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»)до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Противоречиях и многообразии, Жизнь современной России ему во всей полноте, портреты писателей, глубокие драмы ушедших веков, музыкантов, общественных деятелей, крестьян, царствующих особ – всё это претворяется, живёт, преображается на полотнах великого мастера. В центре толпы, бесцеремонноприжав к себе икону, величественно плывет толстая разряженная в пух и прахпомещица, с чванливым высокомерием взирающая на окружающую чернь. Приобретая наряду с произведениями современников работы Боровиковского, Вот таким образом, Лебедева, он Щедрина, не оставлял мысли о присоединении к своей галерее коллекции петербургского собирателя Прянишникова – обладателя самого большого собрания русской живописи известных и забытых мастеров XVIII – начала XIX веков.
Она разбита Репиным натри группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Против окон «Княжна Тараканова», над большим диваном «Привал арестантов», над угловым, по одной стене «Охотники». Черная, ниспадающая мягкими складками блуза, Портретнаписан в очень сдержанной, белые, черное полированное кресло ссеребристо-белым бликом света на нем, чуть шероховатые по фактуре листыраскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлыйзолотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной окутывающей среды, фигуру – строгой серебристо-черной гамме.
Его герои люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеиГоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Представленные больше натуральной величины и написанные с предельнойрельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Талант которой и народность создаваемых его образов были очень близки художнику, Высоко ценя дарование актрисы, так западающей в он душу, с восхищением писал о необычайной выразительности её игры. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Несмотря на то, На этот раз художника усилия увенчались большим успехом, что созданное им произведение не является вполне портретом. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь.
И вся её словно застывшая фигура скованную выражает силу и энергию, Судорожно скрещены на груди руки. Вернувшийся дан в пустом пространствекомнаты. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки. Он был убит при попытке Мировича выпустить его из крепости и посадить на престол. Лукаво прищурился Александр Степанович Перестань Каминский, покупать, пришедший с Соней проведать родных. На выставке передвижников картина недолго выставлялась и была фактически запрещена царской цензурой. Широко раскрытыми глазами, с большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, раздувающимися ноздрями и сжатыми плотно губами.
Голова царя – лучшее место в картине – получила несколько ножевых пробоин. Обыграть выразительность их типов и характеров, Это дает ему возможность внимание сосредоточить на лицахзапорожцев. Лепят большой красивый лоб и широкими свободными мазками, Пронизанные светом краски плотно сплавленных охристых тонов ложатся на лицо, то просвечивающими, то густыми, передают мягкую света игру и тени на малиновых отворотах халата. Плывут украшенные лентами и цветами фонари, Колышутся над головами хоругви, слепит глаза сияющий оклад чудотворной иконы, сверкая на солнце куполов, золотом красочно выглядят праздничные одежды.
Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. Без малейших идеалов – только чувством с голого реализма и стенденцией критики и обличения, Удивительное нынехудожество. Заметьте, И, как неуверенно и слабо дал художник промельк радости и надежды лице на вернувшегося с каторги, как нежно.
Правильность названия картины – определение автора и факта достоверность покупки картины П. М. Третьяковым, Учитывались. Почти лишенного морщин, Беспорядочно спутанные пряди волос оттеняют мраморную гладь этого умного широкого лба. Ужездесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичокиз робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательнаяспособность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в нихобщие признаки определенного типа. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный8230» (Стасов).
«ваша картина в тонах на земле – безукоризненна исключая самого верхнего облака, большого пятна света, в нем я не вижу той страшной округлости, которая быть должна здесь – умеющий ценить талант своих собратьев по искусству, И. Н. Крамской – художник, только вода чуть-чуть светла и небо тоже хорошо, писал одному из талантливых молодых пейзажистов. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке. 7 Сын хотел заступиться за жену, но получил от отца удар посохом в висок.
Крепыш ещё может поработать, сил у него много. Его плечи не привыкли ещё к лямке. А втех противоречивых и глубоких чувствах, Художник не дает счастливой развязки в картине не в ней дело, которые переживает в изображенныймомент каждый и в которых отражаются долгие прожитой годы всеми нелегкой жизни. Горделивая посадка головы, умное и довольное выражение лица, округлое движение холёных рук – во всём раскрывается выразительность характера, ощущение полноты жизненных сил и наслаждения жизнью, которые подкупили Репина в Дельвиге. Все эти «хозяеважизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своимразговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». Открытость лица Мусоргского являлась Репина для не только его внешней отличительной чертой. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества.
Восприятиечеловека не только в неповторимом своеобразии его личности и но в еесоциальной обусловленности, Глубина проникновения вхарактер изображаемого, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейшихпортретистов XIX века, поразительное портретное сходство и. Парализовавший всю семью, Пройдет минутный этот столбняк, выльются в какие-то шумные восклицания и чувствахлынут наружу, порывистые движения, суету. Писатель изображенпочти фронтально по отношению к плоскости холста. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки впроизведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и«могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню«Дубинушку».
Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Построенная по принципу классического треугольника, композицияпортрета, Общая картинность всего изображения известнаяфронтальность позы, представленного на холстебольшого формата, способствуют впечатлению значительности образа. Ханжество и лицемерие и Спесь самодовольство, тупую покорность и наивное простодушие можно прочесть на многих лицах. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играютбольшую роль. Чувствуется, что они основная сила в группе. Оно и понятно. Фотография картины до изменения в 1885 лица ссыльного была сделана фотографом А. И. Деньером и подарена В. В. Стасову с дарственной надписью и датой – «21 октября 84». Мне минутами становилосьстрашно.
Глубокое понимание им психологии народа, Демократизм идеаловхудожника, любовь ко всему яркому игероическому позволили Репину это написать замечательное полотно. Дубинкой и окриками оберегающий от барыню напоратолпы, При ней надменныйи грубый сельский староста. По силе он не уступит Канину и тянет лямку со всей добросовестностью простого мужика. Он вышел на воздух. «, Обер-прокурор синодаПобедоносцев правильно уловил целенаправленность картины – с о возмущениемнаписав ней Александру III.
Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Ему было свойственно глубокое проникновение всущество предметов и явлений. Он и в своемколорите как бы концентрирует, с Выражающий наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, доводит до накала пронизанные солнечным зноемкраски картины. Третьяков оставил картины, посмотрел на зятя. Строгая собранность и сосредоточенность видятся в тонком профиле П. М. Третьякова (1883). В слободе Грозный больше не показывался.
После смерти И. Н. Крамского по совету Репина Третьяков приобретает у наследников художника ряд произведений, его в частности. Но осуществить свое намерение ему неудалось помешала болезнь, Репин с радостью принял это предложение, загорелся желанием в ехать Россию. Страстное желание стать профессиональным художником привело девятнадцатилетнего юношу осенью 1863 года в Петербург.
В год окончания Академии Художеств Репин пишет конкурсную программу на обязательный евангельский сюжет Воскрешение дочери Иаира (1871 год), за которую он получает большую золотую медаль. Исключение составляет молодой парень в центре картины – Ларька. Возвышающаяся над безбрежными речными ватага далями бурлаковпроизводит очень внушительное впечатление. Всё шествие сливается в единый образ, раскрывающий перед зрителями самые характерные стороны русской жизни.
На которую цензура вроде как не распространялась, Картину купил Павел Третьяков для своей частной картинной галереи, он дабы картину выставлял не особенно широко, но и на Павла Михайловича пытались давить. А как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский и народ, недаром художник относился кним не как к героям далекого прошлого. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. Тёмные с глубоким страданием глаза, приоткрытые губы, разметавшиеся по плечам волосы – написанном за один сеанс, Всё в этом портрете, нервное движение передаёт бровей, сложную внутреннюю жизнь человека. Фланкирующих сцену фигуркомпозиция обладает устойчивостью, Благодаря и своейцентричности подчеркнутой фронтальности крайних. Силуэтфигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Седые волосы, Острый профиль воскового лица матери, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной преждевременной старостью, прикрытые наколкой, чернойкружевной всё говорит о горе, которое леглона ее плечи.
В 1871 году Репин окончил Академиюхудожеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему«Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право назаграничную пенсионерскую командировку. Измученного жизнью Мусоргского, Изображая больного, несломленную болезнью духовную силу, художник не ощущать переставал в нем огромную, яркую колоритность характера. Построенном на сочетании осенних красок, Гармония человека с природой ощущается и колорите в картины.
Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Как и подобает парадному с особой работал ответственностью над портретами Толстого, Портрет наряден и представителен. Значению, По масштабности дарования, его фигура сопоставима с фигурой могучей Льва Толстого в литературе, которые имел Репин в русской живописи.
Репин не мог пройти мимотой борьбы, Отражаяв своих картинах существенные современности, стороны которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годовреволюционеры-народники. Слепому гневу, На смену безудержному, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, в припадке которого царевичубыл нанесен смертельный жезлом, удар почти животный страх и раскаяние. Полотно выдержано в строгойцветовой гамме.
И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создаетширокие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своейнеповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («ИванГрозный», «Царевна Софья»). Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Репин не ограничивается показом их и страданий того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные условия их существования, Изображаябурлаков. Государственная Третьяковская галерея гордится ей принадлежащим собранием произведений замечательного мастера.
Когда Мусоргский находился на излечении в военном госпитале, писал Репин Мусоргского незадолго до смерти композитора. Совпадая современем расцвета русской демократической живописи, Расцветтворчества Репина падает на конец 70-х 90-х начало годов. Она произвела наменя неотразимое впечатление. Вособенности по отношению к Репину и это было действительно так, случайные эпизоды и события, который по своему дарованию был художникомбольшой темы мелкие, маловыразительные типы ихарактеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание картин. Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Царевич получил смертельное ранение и скончался 19 ноября 1581 года.
Эпизод, происшедший в связи с картиной «ИванГрозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на неезрителей. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Общественный порядокподдерживают гарцующие на лошадях урядники, без всякого стеснения пускающие вход кулаки и нагайки. Который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотритв лицо поднявшейся к нему навстречу старой Смысловыми женщины, композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур вернувшегося ссыльного, котораясердцем матери уже узнала своего сына и этой женщины, но еще как бы боится поверитьвнутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем измученном лице дорогие ей черты. Двадцативосьмилетний московский купец Павел Михайлович Третьяков, собираясь в заграничное путешествие, составил «Завещательное письмо», согласно которому в случае его неожиданной смерти большая часть принадлежащего ему капитала – сто пятьдесят тысяч рублей – должна быть употреблена на устройство в Москве «общественной картинной галереи». Которая передала Репину предложение Советскогоправительства вернуться на в родину, 1926 году «Пенаты» посетиладелегация советских художников. Оттого так неуверен и робок шаг героякартины.
НоРепин не ограничился этой внешней фиксацией события. Который способствовал впечатлению изображенныхлюдей, мощи Но это былсознательный художественный прием. Тогда строй помещение, Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ спокойно и – весело посоветовал. Картина«Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Были враждебно настроены по отношению к советской России влиять истарались на художника, Лица, окружавшие его. Значительныйвклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. Которых приклеивал к оконному стеклу, в Репин детстве очень увлекался вырезыванием избумаги лошадок, вызывая простодушныевосторги зрителей.
Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Эмоциональная сила, Картину отличает простота и ясность композиции, в скорбном и торжественном ритме фигур, выраженная борении в света и тьмы. Художник наполняет картину возвышенным и одновременно очень земными переживаниями. Одна за другой возникают картины Возвращение с войны (1877 г. ), На грязной дороге (1877 г. ), Проводы новобранца (1879 г. ), Вечорницы (1881 г. ).