Поскольку она была связана с современностью, Но для история художника существовала лишь постольку, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Видно, что для этих людей уже не существует в жизни радости, на их лицах выражение покорности, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, ни чувств, в них только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный.
Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот погрузится снова в чтение, Кажется. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Он в курсе всех политических и культурных событий. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе высокого искусство стиля, являющиеся зеркалом своего времени. Тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, Глубоко творчество народное, Репина – одна из вершин русского демократического искусства.
Дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора При толпы, ней надменный и грубый сельский староста. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей, При виде Репин его вспоминал о греческих философах.
Но центральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (18801883). И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Дузе, уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). Ближе золотится тихо надувающийся парус бедного судёнышка, Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, тяжело ступая по мокрым отмелям отпечатывая и следы своих лаптей на сыром песке, а впереди идёт ватага бурлаков. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Посмотрите внимательно на картину, сосредоточьтесь на ней. Восприятие человека не только неповторимом в своеобразии его личности но и в ее социальной обусловленности, Глубина проникновения в характер изображаемого, наконец, поразительное портретное сходство и, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века.
Его непредвзятости и вместе с о тем гуманизме художника, Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, о его высоком представлении о человеке. Реакционная пресса обвинила Репина в крайней тенденциозности, Напротив, нарушении в всех эстетических принципов. С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. Ученики Репина – И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. Бурлакам посвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, Тянуть против течения нелегко, плечи их перетянуты широкими ремнями-лямками – так удобнее тащить.
Ясность и уравновешенность, Эта центричность построения сообщает группы композиции большую завершенность, без которых немыслимо подлинно монументальное искусство. Впереди выступают, словно пара могучих буйволов, главные, коренные. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. В картине «Бурлаки на Волге» (18701873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь.
Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. Такая работа углубляет проникновение в литературное произведение, способствует развитию эстетических чувств и восприятий. Казаки смеются. Его помутневших, Конкретность изображения одутловатого от болезни композитора, лица мягких спутавшихся волос просто поразительна, словно выцветших глаз. Томящий зной, как бы концентрирующихся в на сверкающей солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, поднятые движением неисчислимой массы людей ослепительный блеск солнечных лучей, разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами – иссушивший все вокруг клубы пыли, Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего.
Репин придавал портреты, Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, артистическим началом (Э, модели – которых обычно люди с ярко выраженным творческим. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом.
Способностью художника в непосредственном, Портреты Репина подкупают своей подлинностью, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, казалось бы, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой человеческого плоти лица и фигуры. На поясе у него меч, в правом углу – картины высохший от лет старик в белой шапке и красной одежде. Наложившего неизгладимую печать на весь облик Художник Мусоргского, не скрыл следов тяжелого недуга. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины траурном в одеянии, как бы ища в нем опоры. И если в своих монументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинах на революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах 1878 и 18801892 гг.
Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Черная, Портрет написан в очень сдержанной, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, ниспадающая мягкими складками блуза, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлый золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру – серебристо-черной строгой гамме. Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного поселянина. Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве). На железной тюремной кровати, в холодной мрачной камере, приговоренный к смертной казни, сидит человек.
Он довольно часто приезжает в Петербург и вплоть до 1907 года преподавать продолжает в Академии художеств. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Старик хохочет. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение. Чистой и только вернувшийся выглядит в этой светлой, прибранной комнате из пришельцем другого мира. Беседовал с ним об искусстве, Крамской следил внимательно за его успехами, возбуждая интерес к жизненно важным темам, обращая внимание на необходимость работы с натуры, внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. Важно не только научить учащихся чувствовать произведение искусства, но и судить о нём, выражать своё мнение.
Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). В особенности по отношению к Репину и действительно это было так, случайные эпизоды и события, который по своему дарованию был художником большой темы мелкие, маловыразительные типы и характеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание картин. Без всякого стеснения в пускающие ход кулаки и нагайки, Общественный порядок поддерживают гарцующие на лошадях урядники. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое но переживших, узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба.
Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). И я подумал, Эти звуки завладели мною, которое создалось у меня под влиянием этой нельзя музыки, ли воплотить в живописи то настроение. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Анализируя картину, следует подчеркнуть, что гнев художника, его пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, а против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое. Сопоставляя различные характеры, Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные человеческие группы, типы, темпераменты.
В 1870 году Репин вместе схудожниками Васильевым и Макаровымпредпринял поездку на Волгу. (Слушаем аудио, у учащихся на столах тексты стихотворения Некрасова) Когда Репин узнал бурлаков ближе. Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 на году художественной выставке произведений живописи и искусства.
Их центр – этоКанин. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. За четыре сеанса, Портрет написан в феврале 1881 года, находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале, незадолго смерти до композитора.
Днем громадная толпа народа у собралась Казанского собора и Городской думы с красными флагами. Каждый из героев которой индивидуальной наделён характеристикой, Жанровая картина, став обобщенным изображением современной жизни, приобрела монументальный характер, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач.
Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. В это время, как было указано ранее, он работал преподавателем в Академии художеств. «Совсем в плену, в ссылке живешь», жаловался он друзьям. Окружавшие его, Лица, были враждебно настроены по отношению к советской и России старались влиять на художника. Он публикует стихотворение «На Волге».
Несущие фонарь, Толпу народа на переднем плане возглавляют мужики, кушаками, подпоясанные в праздничных кафтанах, степенные, серьезные и истовые. Глубокое понимание им психологии народа, Демократизм идеалов художника, ко любовь всему яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку».
Которого Репин поставил во бурлацкой главе ватаги, человек с просветленным, Это тот самый бурлак, мудрым и кротким лицом. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Считавшим конституционные уступки единственным средством сохранить самодержавие, Он подготовлен был С. Ю. Витте. Несмотря на тяжелые условия труда, Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, убогими, картины герои не выглядят жалкими.
Революционеру противостоит темная и мрачная фигура священника, намеренно изображенная художником со спины. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. На переднем плане она растекается на два потока и, следуя за поворотом дороги, поворачивает влево, рядами проходя мимо зрителя. О великой скорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858).
Его задача – задавать ритм движения. Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивной общественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). Обыграть выразительность их типов и характеров, Это дает ему возможность внимание сосредоточить на лицах запорожцев. Что-то в нёмвосточное, древнее. Бурлаки, к радости моей, настоящие и бурлаки более ничего – весь страх мой оказался напрасным. А как к живым и дорогим для него людям, недаром и художник относился к ним не как к героям далекого прошлого.
Их центр – юноша в розовойрубахе. Репин поднял его до высокого героического звучания, эпизод Изображая из истории Запорожской Сечи. Он требует, Кроме того, чтобы член каждый артели работал в полную силу – здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка». Но даже и в этих условиях он продолжал всегда живо интересоваться всем происходящим там. Портрет 1887 года принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью.
Добродушно посмеиваясь и ворчливо соседей, подбадривая По правую руку от Канина, богатырь-коренник по левую руку в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, Его творчество олицетворяет высшие собой достижения живописи передвижников, отражающим основные закономерности жизни, актуальным. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Где выполнил множество портретных зарисовок, с целью осуществления этой идеи художник 1870 в году предпринял поездку по Волге. Она уместна лишь тогда, Работа с картиной не является самоцелью, помогает в достижении образовательных воспитательных и целей, когда способствует лучшему усвоению программного материала.
Толстого Репин писал не один раз. Репин пишет их в гораздо более темной, Стремясь удержать в колористическом решении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, чем пейзаж, гамме, сумрачной противопоставляя его светлым, радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе – таков сверхсюжет репинских Бурлаков. Эти записи вам понадобятся, когда вы будете писать отзыв о картине. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский.
Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. Беспечногулявшими по берегу, поражён Репинбыл контрастом между эти ми«чудовищами» и господами. А краски и кисточки там и будут, все допытывался у навестившей его во время тяжелой болезни соседки – которая утешала его рассказами о рае. Живым свидетельством богатства народной души, Они являлись для него неиссякаемым источником в веры силу народную, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа.
Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов и предрассудков. Не жалость к бурлакам звала теперь художника писать картину, Нет, а уважение и к любовь ним. Природа создает пластику и фон главного сюжета. Галина Прибульская. Показывая неимоверные усилия людей исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний. При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров.
Один казак от смеха даже повалился на бочку. Завершающий деятельность в этой области замечательных таких портретистов, Портретное творчество Репина новый этап в развитии русского портрета, как Перов и Крамской. Сам художник очень любил свою эту картину 3 Исторические условия возникновения источника Исторические условия возникновения источника Картина посвящена событиям после 17 октября 1905 года. Не ослабляя лямки, Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, достает кисет табаком с и деловито набивает им трубку.
И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Для его манеры портретирования человека, Портрет Толстого очень для показателен творческого метода Репина. Что люди одеты в лохмотья – под ремнем быстро одежда истирается и ветшает, Неудивительно, от бесконечной дороги стаптываются лапти. В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсионерскую командировку. Показывал академические рисунки и свои первые опыты, самостоятельные Молодой художник часто приходил к Крамскому.
Каков он здесь. Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по- видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося потрепанный армяк, стоптанные сапоги, так и неожиданность его прихода). Сделали цвет основным средством эмоциональной выразительности образа, Достижения Репина области в пленера обогатили колористическую гамму его портрета. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, Изображая бурлаков, который наложили на мир внутренний людей тягостные условия их существования. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе.
В центральном произведении цикла – Не – ждали изображена сцена возвращения ссыльного домой. Но это не так. Два великих человека создали свои произведения независимо друг от друга. Не дает покоя, Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком сама волнует, просится на холст». Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формам монументального искусства.
Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Ожесточения, в среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, сумел почувствовать в этой пестрой разнохарактерной и толпе народа нечто значительное, протеста. Обострившимися чертами, Жалко и одновременно страшно своей в потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими. Впервые в русской демократической живописи изображении при современной действительности была достигнута такая глубина художественного обобщения. А его быстрый сердитый взгляд, Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины, бранящаяся на всех, его своенравная, словно лающая фигурка, его сильные молодые руки, поправляющие на плечах мозолящую лямку, – всё это протест и оппозиция могучей молодости против безответной возмужалых, покорности сломленных привычкой и временем, дикарей-геркулесов, шагающих вокруг него впереди и сзади. Что почва ускользает у него из-под ног, Половицы пола стремительно и в сильном сокращении перспективном уходят в глубину создается ощущение. История создания картины подробно описана самим Репиным в книге Далекое близкое. Бурлаки на Волге (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. Звучит утверждение справедливости революционной борьбы уверенность и в ее конечной победе, в этом столкновении двух людей наглядно раскрывается идея произведения.
И даже некоторая безысходность, в его взгляде отразились и усталость, что дорогу всё осилит же идущий, но в то же время – осознание того. С трудом передвигающий непослушные ноги, замыкает Шествие понуро и удрученно плетущийся бурлак. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Угасший человек встает перед глазами и уже не больной, глубокий, а человек большой души и доброго сердца, натура думающий, широкая, богатырская. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Колорит картины «Иван Грозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво- красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Как отзывчивый на все проявления окружающего его мира после трагических событий января 9 1905 года не мог не откликнуться на издание манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка, Репин.
Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками. Репина, Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы полотнами монументальными Сурикова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, Васнецова, непобедимости и мощи.
Он как бы впервые переживает события 9 января и создает ряд эскизов на эту тему: «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации». Какие мысли и чувства она вызывает. Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. В тексте-рассуждении должен быть тезис. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину «Бурлаки на Волге». Я вспомнил о царе Иване.
В полотне «Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформенной эпохи. Совпадая со временем расцвета русской демократической живописи, Расцвет Репина творчества падает на конец 70-х начало 90-х годов. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки. Обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, в порыве боли, которой к он никак не может приноровиться, пытаясь поправить лямку.
Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу и встречи переносятся в «Пенаты». Его общественную значимость, Раскрывая существо характера портретируемого, не пытается окружить его ореолом исключительности, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, что свидетельствует о демократизме подлинном художника. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века.
Он узнал, что среди бурлаков разные люди: бывшие солдаты, священники, учителя. Изменилось ли ваше восприятие после знакомства со статьями искусствоведов. Как родниковая вода, Чистые, лоб, открытый печальные и все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского приковывают внимание его высокий, по-детски нежные, доверчивые губы. Что герои картины – конкретные люди, Несмотря на то, вместе они собирательный представляют образ русского народа. Независимость, в безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается героический их дух, удаль и боевой задор. Возвышающаяся над безбрежными речными далями ватага бурлаков производит внушительное очень впечатление.
К чему призывал Н. Г. Чернышевский, в лице Репина русское в искусство полной мере овладело ролью беспощадного критика общественных явлений. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа. «Чертовский народ. Репин вложил в его изображение свой весь темперамент, Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, все свое мастерство, всю глубину своего творческого прозрения. Запишите кратко, Напишите на листочке свои а впечатления, не предложениями Отложите эти листочки, отдельными словами.
Предоставляя зрителю домыслить в запечатленную воображении сцену, Репин не изображает всего этого. Репин создает полотно демонстрацию изображающее жителей Петербурга, Чтобы отразить всю значимость этого явления на общество, откликнувшихся на издание манифеста. Которые собрались за наспех дощатым сколоченным столом, На переднем плане Репин изобразил запорожцев, чтобы дать отповедь заклятому врагу.
Настроения его отразились в полотне «Манифест 17 октября 1905 года», законченном в 1911 году. В центре бурлак Канин, олицетворение первобытной дремучей силы, справа – бородач с несколько обезьяньей пластикой, справа – озлобленным, Илька-матрос, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя – лицом напоминавший Репину античного философа, Возглавляет ватагу тройка коренников. Репин окунулся в гущу самую народной жизни, Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Как одно из возмутительных явлений российской действительности, Бурлачество, волновало в те годы писателей многих и художников, низводящее людей до уровня рабочего скота, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное. Но тот не обращает на него внимания, никакого Ему пытается палкой преградить дорогу десятник.
Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. Первая группа – эточетыре первых бурлака. А в тех противоречивых и глубоких чувствах, Художник не дает счастливой развязки в картине не ней в дело, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни. Где знакомится с И. Н. Крамским, Илья Репин в переезжает город на Неве и учится в Рисовальной школе на Бирже, который становится его наставником. Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать.
Щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся Шествие кудри, с иконой открывает рыжеволосый дородный дьякон в великолепной золотой ризе. Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Репин «заболел» ими. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Произносились речи зажигательного характера с призывом к вооруженному восстанию.
Вопросы и задания. К какому стилю и типу речи отнесёте этот текст. Репин не мог пройти мимо той борьбы, Отражая в своих картинах существенные стороны современности, которую вели с самодержавием эпоху в 70-х годов революционеры-народники. Бесцеремонно прижав к себе икону, в центре толпы, с чванливым высокомерием взирающая на чернь, окружающую величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица. Под впечатлением бесед с писателем Репину становится яснее характер происшедшего. Он стал восхищаться ими. Обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, Все в нем мясистое, большой, крутой широких изгиб бровей, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов постничества и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных.
Неприкосновенность личности, в манифесте было обещано даровать народу незыблемые основы гражданской свободы, слова, свободу совести, собраний и союзов привлечь (в меру возможности) к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой не закон может войти в силу. Начальные художественные навыки Репин получил в школе военных топографов и в местного мастерской живописца И. М. Бунакова. 29 сентября 1930 года Репина не стало. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Оно и понятно. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других).
Низко пригнувшись к земле, Тотчас позади них натягивает свою лямку, тоже в лохмотьях и с волосами, третий ещё богатырь, перевязанными тряпкой. Для передачи которых Репин пользовался чистыми и светлыми цветами, Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом светом и составляющими единую цветовую гамму. Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства». Будущий выдающийся русский художник, Репин, Илья Харьковская область, появился на свет 5 августа 1844 года в небольшом городке Чугуеве, в семье военного поселенца.
Мне минутами становилось страшно. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке. Не менее существенную роль играет и колорит.
Сравнение его с портретом Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Напуганный забастовками, Но концу к 1905 года Репин, мечтает о конституции и Думе как о скорейшем и лучшем исходе революционной ситуации, революционными выступлениями пролетариата. Значительно растянутый передний план при позволяет этом разносторонне охарактеризовать большое число людей. Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения.
Она произвела на меня неотразимое впечатление. Который способствовал впечатлению мощи изображенных людей, Но это сознательный был художественный прием. Неисчерпаемое богатство ее проявлений, Бесконечно влюбленный жизнь, в он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Сохранить в его живописи свежесть этюда, При всей глубине характеристики Репину удалось передать в непосредственность портрете первого впечатления. Исключительно широк был круг портретируемых художником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского).
С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Возвышают ее над всеми мелкими, очищают Они его душу, послужившими причиной его гибели, недостойными человека страстями. – писал он, «Я не могу заниматься непосредственным ласкающие творчеством, глазприноравливаясь к новым веяниям времени, – делать из своих картин ковры. Откуда около 3 ч. дня вернулась на Невский пр., Толпа эта отправилась на Васильевский остров, по которому в это проходила время от Садовой ул.
У нас как-то принято – что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов – народу, Даже самый сюжет ужасен. Что происходит вокруг, размышляют Они и говорят обо всём, глубоко чувствуют радости и печали жизни. Со всклокоченной головой, Это дремучие какие-то геркулесы, неподвижно висящими вниз руками, бронзовой от грудью солнца и жилистыми. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Столкновения страстей, Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, находящая выражение яркой в экспрессии лица, патетика чувств, драматические конфликты. От первоначального замысла не осталось и следа.
Почти полное отсутствие деталей, каких-либо Поражает простота и лаконизм изображения, которые могли бы сообщить картине оттенок жанровости. На картине мы видим голого до пояса казака. Противопоставляя чистоту искренность верований бедняков ханжеству, лицемерию, спекуляции религией господствующих классов, Репин утверждает моральное превосходство народа, служащее залогом его светлого будущего. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины.
Пленэр) были образов, ярко отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в ГТГ). Эту картину Репин рисовал 4года, примечательно, что укартины есть два варианта. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, вот три главные фигуры композиции. Всю ее сложность и противоречивость, Внимательная фиксация всех этих черт позволила Репину убедительно передать через внешний существо облик натуры портретируемого. Когда другой, Он работает над картиной уже два года, в котором рассказывает о встрече с бурлаками чувствах и не менее талантливый человек создаёт произведение, вызванных этой встречей. Крепкий, опустив голову, коренастый старик он прислонился плечом к соседу и, торопится на ходу набить свою трубочку из цветного кисета за ним отставной рыжий солдат, единственный человек из всей компании – Вторую бодрый, половину шествия составляют. Не мельчат его своей пестротой, Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего часа и не потому нарушают возвышенно- героического строя произведения.
Не похожие друг на друга люди связаны верёвкой-бечевой, Какие то замечательные, есть общим бурлацким трудом. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». Не уступая в своей значительности образу Образ Крамского, Репина, сочетая живую непосредственность передачи частных особенностей внешнего облика и характера Толстого с проникновенным пониманием существа его личности писателя и гражданина, отличается большей многогранностью он гораздо более конкретен и остроиндивидуален.
Несколько раз ездил на Репин Волгу, хорошо знал бурлацкую жизнь, наблюдая за людьми, провел немало времени с артелью бурлаков, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. В манифесте было обещано даровать народу незыблемые основы гражданской свободы, неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов привлечь (в меру возможности) к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Ему встречаетсязамечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника философскимскладом ума, наблюдений, Последолгих необычной запоминающейсявнешностью. 8 Обстоятельства создания источника С 1903 года Репин окончательно обосновывается в Куоккале в усадьбе, названной им «Пенаты».
«Отказ от исповеди», 18791885 «Не ждал», 1884) он показал себя тонким психологом, художником широких творческих возможностей, которому доступны как многоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматические конфликты. И к чему тут Иван Грозный. Позволяет буквально ощутить колыхание моря людского в мареве пыльного накаленного воздуха, Все это создает впечатление подлинности изображенного. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира был Репин ярым противником непосредственного творчества. Скорее мужика, Чисто русское лицо, некрасивое, чем барина-аристократа, неправильными с чертами, но очень значительное, умное подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, такова та разносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Манера держаться подчеркнуто просты, Весь Толстого, облик будничны и в то же время глубоко содержательны, обыкновенны индивидуальны.
Однако, Вскоре, который несколько на лет поглотил все мысли художника, это увлечение было вытеснено серьезным и большим замыслом. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Мудрый, Спокойный, Канин являет собой бы как серединный характер между этими двумя противоположностями, с несколько лукавым прищуром. Что художник в жанровой по сути дела сцене в и жизненно- конкретных образах сумел воплотить большие идеи своей эпохи, Значение его заключалось в том, главными действующими лицами которого являются не герои древности, создав монументальное произведение, а простой народ современной ему России. К столу прислонена домра – старинный музыкальный инструмент.
На его измученном длительным лице заключением выражена решимость вынести все страдания до конца. Сюда из Петербурга приезжают к нему многочисленные знакомые, те, для кого Репин по-прежнему остается одной из самых интересных фигур в художественном мире. Раскрывает его общественное значение как гениального писателя земли русской, Крамской с большой силой образной выразительности и глубиной характеризует Толстого выдающегося как мыслителя.
В свободное время кто-нибудь из казаков наигрывает какую-то мелодию и поет об Украине, быть, Должно прославляет Сечь, о храбрости ее народа. Это полотно принадлежит к наиболее числу значительных произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых народных его творений. Поднимая тучи пыли, Толпа там буквально запрудила все свободное пространство между холмами валом и валит. Разоблачая истинную природу духовенства, Так правдивое изображение наблюденного в жизни характера в силу его и типичности глубины постижения художником приобретало большой общественный смысл. Жаркий летний день и безбрежная река. Страна находилась в очень серьезном положении. Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве.
Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Оттого-то так убедителен созданный им образ. Ещё через три года закончена картина Репина «Бурлаки на Волге» и многие подумали, что эта картина – отклик на стихотворение Некрасова. Онпоставил перед собой задачу изобразитьих на полотне.
Пытаясь передать неуловимые встречи, эмоции Художник тщательно работал над картиной, который совершил преступление врамках страны, атакже страдания ивнутренний стержень человека, воблаго своим праведным принципам. Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Неизгладимое впечатление произвела на Репина встреча с бурлаками. В каждом есть свой центр –персонаж, на который прежде другихобратишь внимание.
Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Обнаруживая в отказе исповеди от верность своим убеждениям, с презрением и гневом встречает он пришедшего к нему священника, силу воли, непреклонность своего характера. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим.
Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, Не боясь нарушить внешнее правдоподобие, бы как веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака- воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. Зарисовывая живописныеволжские пейзажи, летопровели Целое художники на берегах великойрусской реки изучая их характеры, приглядываясь кбурлакам. Идут в шаг эти одиннадцать человек, Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бечевы, наклонив тела вперёд и в такт внутри раскачиваясь своего хомута, живая машина возовая.
Жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба, Несколько отступя от него еле истощенный бредет и больной старик. То тотчас же напугался, только Чуть я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, – писал Достоевский. Особенно увлекшись на первых порах портретами родных и близких, Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами окружающей из жизни.
17 октября 1905 опубликован был манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка. Послушаем отрывок из стихотворения Некрасова. большая толпа, певшая гимн и несшая национальные флаги. И прежде всего попа-расстригу Канина.
Ватага бурлаков четко организована и внутри. Наполнив плотью и кровью ту мысль, Сама жизнь вошла в картину художника, лежала которая в основе замысла Репина. Где с самого начала обучения делает серьёзные успехи, в 1863 он исполняет своё заветное желание и поступает Академию в художеств. Идущего за сохой по пашне, а много лет спустя образ Канина опять в всплывает памяти Репина при взгляде на Толстого.
Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Вся сцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина не знает себе равных). В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с Западной искусством Европы важным шагом в овладении пленэрной живописью (см. Его герои люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Без которых мы не сможем говорить о труде художника и о картине, Но прежде нам уяснить нужно значение слов. Был близко знаком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Поляне, Он перед преклонялся гением Толстого. На которых вы кратко записали свои первые впечатления от этой картины, на Взгляните те листочки. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение.
Картина Репина открывала собой серию произведений 7080-х годов XIX века, Отображая вековое угнетение народа, в которых демократически настроенные выражали художники свои раздумья о судьбах и значении народных масс. Изображая толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Не прибегая к сложному ракурсу Легкий фигуры, разворот кресла в пространстве позволяет придать позе писателя особенную непринужденность.
А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. (Плеснул на холст живое солнце. ) Найдите искусствоведческие термины в этом тексте. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». То ничем другим, Когда ему же подарили краски, он больше уже не мог заниматься, кроме рисования.
Скорее всего, это картежный ловкач. На лице и в глазах выражение простодушия, доброты, печали. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Посвященные героям освободительной борьбы, Произведения были Репина, восторженно встречены Стасовым. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств. В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь. Что процессия движется из глубины на зрителя, Картина построена так, так что фигуры не заслоняют друг друга, одновременно но композиция прочитывается как фризообразная. Вослед семенят две мещанки с пустым киотом от иконы, противостоящие мужикам в своем ханжестве и жеманстве. И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику.
Каждый из которых – самостоятельная портретная Перед индивидуальность, нами – вереница персонажей. широкие просторы великой русской реки. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. (Научно-популярный, рассуждение).
Крестьянка, Далее следуют регент со своим разноголосым хором и многие, с поглядывающая любопытством на дьякона, многие лица, постепенно смешивающиеся с общим потоком богомольцев. Падающий на лицо, Серебристый рефлекс рассеянного света, подчеркивает затененность глубоко посаженных выявляет глаз, бугристую выпуклость этого большого лба, которые от этого становятся суровее, строже. Непосредственный свидетель и участник событий 9 января, 10 Весной в Куоккале появляется Горький, недавно выпущенный из Петропавловской крепости. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией. Открытая грудь и вся его взятая в энергичном повороте фигура скупым освещены серебристым светом, Гордо поднятая голова осужденного, пронизывая полумрак камеры, который, выхватывает из темноты зловеще поблескивающий крест. Репин-демократ был творцом нового искусства, служащего интересам народа.
При этом она в уравновешена основных своих компонентах многие персонажи в правой и левой части картины даны в соответствии друг с другом. Замученная непосильной работой и все вместе они – не угрюмая умных, ватага, а настоящее товарищество необыкновенных, свободолюбивых людей. Седые волосы, Острый профиль воскового лица матери, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, прикрытые черной кружевной наколкой, теперь согбенной преждевременной старостью, всё говорит о горе, которое легло ее на плечи. Что так хорошо удается передать в портрете При Репину, всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, не замельчено изображение великого писателя нисколько не снижено, лишено жанровости.
Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик- гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости. Работать с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» очень сложно и ответственно. Особенно удался художнику образ хромого горбуна.
Толпа пела вечную память по убитым 9-го января и марсельезу. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую несправедливость угнетения народа. На фоне предгрозового неба и чистого песка движется на зрителя толпа тянущих лямку свою бурлаков. Надо почувствовать, Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, рады встрече с ним, что приняли они его. Он суетливо и порывисто ведёт свою работу и частит ногами ещё дальше кто-то вроде бродячего грека, Обладающий сапогами и засунутыми туда суконными штанами, беспокойно он поднимает свой всё ещё великолепный, с чертами всё ещё наполовину античными ему тошно и непривычно, несмотря на бесконечное мотовство жизни, античный профиль и широкими красивыми глазами озирается кругом – на плечах у него жилет с единственной болтающей и сверкающей на солнце пуговицей. Другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это, Эта работа коллективная как и только один будет прикладывать меньше силы.
Что за взгляд неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы. Благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цельности образа, Таким внутренняя образом характеристика Толстого находит в общем решении портрета свое законченное выражение. Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. 5 По официальному отчету октября 18 в Петербурге стало замечаться необычайное оживление по случаю манифеста 17 октября.
Они занимают центркартины идут по диагонали к левомунижнему углу её. И всё это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу. Репину удалось соединить картинной условность формы с удивительной натурной убедительностью. Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Стоящие спиной к зрителю, Замыкающие с двух сторон изображение увлеченных казаки, сочинением письма, статичностью своих фигур упорядочивают сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев.
Их задача в этой ватаге – контроль идущих позади, потому как были они нерадивыми – кто трубку курил, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть. Замечательный русский критик В. Стасов писал: «Картину «Бурлаки» я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас. Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатией охарактеризованы Репиным.
Она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя, Расположенная почти центре в полотна. Исторических полотен, в этот период Репиным была создана большая часть его лучших работ картин на темы из жизни народа и борьбы, революционно-освободительной портретов. Тонко почувствованное психологическое вернувшегося состояние ссыльного находит яркое зрительное выражение. Давней традицией преподавания литературы в школе привлечение является произведений живописи. Такая разбивка ватаги делает ее легко обозримой и помогает узловые акцентировать моменты идейно-художественного замысла. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность.
(по песчаному берегу движетсягруппа медленно оборванных и измученных бурлаков. Их одиннадцать. С которыми боролся и вести продолжает борьбу не сломленный духом герой, Для художника он лишь живое олицетворение всех тех сил реакции. Который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур вернувшегося ссыльного, которая сердцем матери уже узнала своего сына и этой но женщины, еще как бы боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем измученном лице дорогие ей черты. Общая композиция портрета, построенная по принципу классического треугольника известная фронтальность позы, картинность всего изображения, представленного на холсте большого формата, способствуют впечатлению значительности образа.
Стоящегонеизмеримо выше своей среды. » Репинрешил поставить его впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих Была измученныхлюдей, в его лицеособая незлобивость человека. Образовав страшный погромный водоворот, в этот день на улицах городов Российской империи два встретились мощных потока консервативных и революционных манифестаций, унесший тысячи человеческих жизней. Этот момент расширяет характеристику образа глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Вроли нежданной гости изображена девушка, Впервом, более позднем иболее известном варианте политический ссыльный, вовтором, который возвратился внезапно домой. Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. В картине царит напряженная тишина. Без малейших идеалов только – с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения, Удивительное ныне художество. Крайняя нищета и нужда, Однако всех этих несчастных роднит убогость и одежды, ветхость толкнувшая их на непосильный труд.
Его беды и проблемы, надежды и радости – смутные очертания холмов за широкой гладью водной усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, Узкая полоска берега, удивительного русского живописца, что позволяет художнику еще резче оттенить « И. Е. Репина, всегда интересовала жизнь простого народа. Бесконечно раскинувшаяся, в картине Репина перед вами широкая, словно млеющая и заснувшая палящим под июльским солнцем. В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину предложение Советского правительства вернуться на родину. Возглавляет артель поп-расстрига Канин.
Утверждая новые нормы поведения человека, Одним из первых в русском искусстве он к обратился созданию образов мужественных и стойких борцов за народное дело, новый этический идеал. Вторая группа – четыре следующихперсонажа. Октябрьская политическая стачка, в это время в стране происходила революция, железные дороги остановились, около миллионов двух человек бастовало. Меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, Следом за ними, как жердь, спокойно шагает бурлак длинный, в шляпе. Не смотря на жару, На так нём, как он знает, плотная одежда, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе.
Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события. Фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы полотна, большого Представленные больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа.
Серьезность его отношения к жизни были столь велики, Одаренность Репина, которая не только прославила его, что позволили ученику Академии картину, написать но и стала этапным произведением русской школы живописи. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. Его этический смысл, в этой теме морального героя оправдания высокий гражданственный пафос произведения. Посмотри – как я несчастен и какой до степени ты задолжал народу, Ни один из них не кричит с картины зрителю. Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Выпишем на листочек определения, которые автор подбирает к словам краски, цвет.
Репина не интересует ни мир его чувств, ни его личные качества. Наряду с картинами на современные большое темы место в творчестве Репина занимала историческая живопись. Высокий флегматичный старик, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, юноша Ларька, черноволосый суровый Грек, обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть – товарища последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок – набивающий трубку, Столь же характерны и другие персонажи. В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Репинбыл поражён контрастом между эти ми«чудовищами» и господами, беспечногулявшими по берегу.
Фланкирующих сцену фигур композиция обладает Благодаря устойчивостью, своей центричности и подчеркнутой фронтальности крайних. «Вот это настоящее, нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко поставят», предсказывал он художнику. (Краски – лёгкие, радостные, густые, мрачные, тревожные, плотные цвет – блёклый, размытый, спокойный, яркий, неяркий, беспокойный, звонкий. ) Как вы думаете, с какой целью написан этот текст. Человечным, По сравнению с ним лицо умирающего выглядит царевича гораздо более одухотворенным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения.
А стали живыми, Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, со своим внутренним миром, близкими своими людьми, заботами и чаяниями. Выражения лиц, Все персонажи картины – в действительности встреченные живописцем люди, которых подробно он изучил. Будто тягловые животные, Они запряжены, так как нечеловеческая эта работа требует таких же нечеловеческих усилий их тела напряжены. Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Репин как художник и гражданин развивался прежде всего под И. Н. Крамского влиянием и В. В. Стасова признанных вождей нового, Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, демократического искусства.
Парализовавший всю семью, Пройдет этот минутный столбняк, выльются в какие-то восклицания, шумные и чувства хлынут наружу, порывистые движения, суету. Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Широкоплечий, Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин невысокого роста, которая, коренастый богатырь тряпицей с на голове, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане. Центральный персонаж картины – атаман Сирко.
Загорелся желанием ехать в Россию, с Репин радостью принял это предложение, но осуществить свое намерение ему не удалось помешала болезнь. Какие художественные средства использует автор. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Привычный уклад жизни семьи, Этот семейный уют, воедино объединяют их всех, который читается в только что прерванных занятиях каждого из присутствующих.
Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива». С этого дня он немог отделаться от образа бурлаков. Репин не признавал «искусства для искусства».
И чувства их похожи. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья». В яркости и сочности цветов, Позицию автора по отношению этому к событию мы можем увидеть в характере изображения, распевающих марсельезу, передаче вдохновленных лиц людей. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.
Дружно трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по степи их разносится гомерический хохот. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и движется чинно многолюдная процессия. Один только шумит и задорно кипятится мальчик, в длинных белых космах и босиком, являющийся центром и шествия и картины и всего создания. Завершают эту ватагу бурлаковтретья группа из трёх человек.
Без малейшего позирования, Этот удачно выбранный дал момент возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, чем обычно страдают даже лучшие портреты. Люди, Её содержание далеко от современной действительности, пугают их своей схожестью с теми изображённые на ней непонятны современным школьникам, кто за оказался бортом нормальной жизни. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Прежде чем играть, в Запорожской Сечи, чтобы некуда прятать было карты, они должны были раздеться. Репин в Петербурге 13 Репин являлся непосредственным свидетелем событий 1905 года. Репин не показывает в картине простой и открытой радости встречи, Верно улавливая психологическую атмосферу что происходящего, крайне упростило бы содержание произведения. Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников.
Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. Это сделано мастерски. Их можно разделить натри группы. Это великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Но за всем этим очень явственно проступает иное.
Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, он и в своем колорите как бы концентрирует, доводит до накала пронизанные солнечным зноем краски картины. Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. «Красные похороны», «Разгон демонстрации» – «У царской виселицы», Он как бы впервые переживает события января 9 и создает ряд эскизов на эту тему.
Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества. Кто-то всю жизнь в бурлаках, а кто-то лишь короткое время. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции, крестного Сюжет хода увлек Репина своей колоритностью, развернуть перед зрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов.
Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в » это великолепная иллюстрация психологического состояния хозяев, когда кним внезапно приходит гость. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Не похожие друг на друга характером, Одиннадцать бурлаков на картине и все они разные, отношением работе к и жизни, возрастом. Он был написан в течение трех дней с 13 по 15 августа. В глазабросается крупный мужчина с чёрнойбородой).
Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Ваше восприятие картины изменится после Может того, быть, её место в творчестве художника, как вы узнаете историю создания картины. Художник изображает фигуру матери со спины, чтобы ее лицо своим сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую очередь воспринимать именно героя картины. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Размахиваясь из стороны в сторону, Последний тихо шагает, быть может, как маятник, наполовину в дремоте и абсолютно опустив голову на грудь, лапотник, бедный последний и отделившийся от всех.
Дома вы должны были уточнить значения этих слов. По историчности взгляда, Ни одна другая не может с сравниться нею по глубине содержания, по интересу пейзажа и внешней обстановки в связи с действующими лицами наконец, по силе и правдивости типов, по своеобразию художественного исполнения». Репин задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. Но результат общей эволюции русской в живописи, этом следует видеть не только заслугу одного Репина, краскам отлично понимал Крамской, необходимость движения которой к свету, но не мог еще осуществить в своем творчестве. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи.
Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. «, Обер- прокурор синода Победоносцев правильно уловил целенаправленность картины – с возмущением написав ней о Александру III. восхищался запорожцами Репин. Темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, солнце Яркое освещает всю артель, полными светом и воздухом бескрайними просторами, ясностью пейзажа. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. () Тут же за их спинами, немного фальша и ухитрившись поменьше везти идёт отставной, должно быть, солдат, высокий и жилистый, покуривая коротенькую люльку позади всех жёлтый, как воск и иссохший старик он страшно болен и измождён и, кажется, немного дней остаётся ему прожить он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу, пот слабости и безвыходной муки.
Репин был величайшим реалистом.