Для того чтобы собрать материал, 1 Источниковедческий анализ картины Ильи Репина «Манифестация 17 октября 1905 года» Выполнил: Любич А. А., Учитель истории и обществознания ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905- 1907 ГГ.
Один казак от смеха даже повалился на бочку. 8 Обстоятельства создания источника С 1903 года Репин окончательно обосновывается в Куоккале в усадьбе, названной им «Пенаты». людей. После экспонирования картины на выставке «12-я ТПХВ 1884 – 1885» и продажи ее П. М. Третьякову И. Е. Репин трижды (в 1885, 1887, 1888) переписывал лицо входящего. Ондремал до тех пор – пока не начался экзамен врусской словесности, Он подперши сидел голову рукою.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Что у нас на глазах идет соединение всего рассыпанного, Репин так лицо написал своего героя, которые везли его по осенней дороге жажда подвига и осуществление этого подвига каторжным часом Перед нами человек, всего потерянного: тут вместе его детство и сиротское детство его детей стук тяжелых колес, который знает, что жизнь – больше чем счастье: что она – и горе что свобода – трудна и горестна, ведь она – жизнь.
Фотография картины до изменения в 1885 лица ссыльного была сделана фотографом А. И. Деньером и подарена В. В. Стасову с дарственной надписью и датой – «21 октября 84». Толпа пела вечную память по убитым 9-го января и марсельезу. Неприкосновенность личности, в манифесте было обещано даровать народу незыблемые основы гражданской свободы, слова, свободу совести, собраний и привлечь союзов (в меру возможности) к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Подперши голову рукою Он дремал тех до пор, Он сидел, пока не начался экзамен русской словесности. В яркости и сочности цветов, Позицию автора по отношению к этому событию мы можем увидеть в характере изображения, распевающих марсельезу, вдохновленных передаче лиц людей.
Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. 5 По официальному отчету октября 18 в Петербурге стало замечаться необычайное оживление по случаю манифеста 17 октября. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу.
Не помню, как я кончил свое чтение, – не помню, куда убежал. Узкая полоска берега, смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, что позволяет художнику еще резче оттенить « которого – воспитание наблюдательности илюбознательности, осуществление межпредметныхсвязей и воспитание у учащихся интереса клитературе, к краеведению (к личности А. Пушкина иГ. Р. Державина) формирование их эстетическихвкусов интереса к живописи любви к творчествурусского писателя и поэта А. С. Пушкина развитиеи совершенствование навыков устной и письменнойречи закрепить знания о прилагательных какважного выразительного средства активизация вречи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Проведенный Сарабьяновым анализ картины «Не ждали» при помощи дефиниции «эффект присутствия» привел автора к упрощению и схематизации богатейшей образной структуры произведения Репина, к противопоставлению творческих принципов двух великанов русского реализма, что объективно ведет и к распылению в научном анализе единой творческой проблематики поступательно развивающейся русской реалистической картины.
(«Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. Те, Сюда из Петербурга приезжают к нему многочисленные знакомые, для кого Репин по-прежнему остается одной из самых интересных в фигур художественном мире. (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Лица у них были торжественные и отчаянные. Хотел меня обнять. Его беды и проблемы – удивительного русского живописца, И. Е. Репина, надежды радости и всегда интересовала жизнь простого народа. «когда узнали мы, все волновались мы Державин был очень стар – что Державин будет к нам, Пушкин вспоминает об этом так.
м) «Торжественное заседаниеГосударственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнениикоторого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, былонаписано в течение двух лет. Старик хохочет. Но, как известно именно Суриков предельно заостряет в своем творчестве то кинетический момент (и, пожалуй, подчас даже сильнее, чем Репин, 8212 вспомним движение саней в «Боярыне Морозовой», сближение «двух стихий» в «Ермаке», полет в пропасть солдат в «Суворове» и т. д. ), то оптически достоверную кажимость (заледенелое окно в картине «Ментиков в Березове», свежевыпавший снег или посиневшее тело юродивого в картине «Боярыня Морозова»). В манифесте было обещано даровать народу незыблемые основы гражданской свободы, неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов привлечь (в меру возможности) к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Человек трудной судьбы, Прообразом для него послужил Канин – священник, сохранившей даже бурлацкой в лямке душевную стойкость и спокойствие.
большая толпа, певшая гимн и несшая национальные флаги. Он был вмундире и в плисовых сапогах. Заметьте, И, как неуверенно и слабо дал промельк художник радости и надежды на лице вернувшегося с каторги, как нежно. Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в мужиков, жизни запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба.
Япрочел мои Воспоминания в Царском селе, стоя вдвух шагах от Державина. Разумеется, читаны были егостихи, разбирались его стихи. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Наконец, вызвали меня.
Проходящей вдоль фигуры Пушкина, Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные линией части золотого сечения. Живописные этюды для отдельных фигур – в ГТГ, ГРМ, ГХМ Башкортостана, в частных собраниях России и за рубежом. Коснувшись его слуха и музыка, а пока только одно ощущение чуда жизни и свободы, возродила в душе не мысли и не надежды. Он был подготовлен С. Ю. Витте, считавшим конституционные уступки единственным средством сохранить самодержавие. Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. Центральный персонаж картины – атаман Сирко. Державин был в восхищении он меня требовал.
Он как бы впервые переживает события 9 января и создает ряд эскизов на эту тему: «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации». Пушкин читал все больше воодушевляясь. Галина Прибульская.
Напуганный забастовками, Но к концу 1905 года Репин, мечтает конституции о и Думе как о скорейшем и лучшем исходе революционной ситуации, революционными выступлениями пролетариата. Октябрьская политическая стачка, в это время в стране происходила революция, железные дороги остановились, около двух человек миллионов бастовало. Не смотря на жару, На нём, так он как знает, плотная одежда, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. Рядом с ними, еще полными сил – изможденные лица бессильного человека, который еле держится на ногах. И в творчестве Сурикова так же, как и Репина, поиски композиционной выразительности (композиция форм, объемов, пятен) менее всего имели самоценный смысл.
Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. В его взгляде отразились и усталость и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий. Репин создает полотно изображающее демонстрацию жителей Петербурга, Чтобы отразить всю значимость этого явления на общество, на откликнувшихся издание манифеста. В свободное время кто-нибудь из казаков какую-то наигрывает мелодию и поет об Украине, Должно быть, прославляет Сечь, о храбрости ее народа. Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Казаки смеются.
Во главе сцарём и членами царствующего дома, На парадном портрете болеевосьмидесяти изображено человек – сановников Государственного Совета. Будто тягловые животные, запряжены, Они так как эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий их тела напряжены. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Настроения его отразились в полотне «Манифест 17 октября 1905 года», законченном в 1911 году. Он в курсе всех политических и культурных событий. Среди гостей прокатился гул». ) В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. А послесмерти поэта его вдова пожертвовала немалую длятого времени сумму денег (30 тысяч рублей) нуждающимся настипендии студентам Казанскогоуниверситета.
А потом перестала действовать правая рука, почве На переутомления у Репина стала болеть, но он научился писать левой рукой. Он не привык к лямке, в центре – группы еще совсем юный бродяга, но это ему не помогает, пытается ее исправить. Державина видел я только однажды в жизни, ноникогда того не забуду. Под впечатлением бесед с писателем Репину становится яснее характер происшедшего.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Наконец вызвали меня. «Красные похороны», «Разгон демонстрации» – «У царской виселицы», Он как бы впервые события переживает 9 января и создает ряд эскизов на эту тему. С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков.
Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать., которая после нескольких переделок, весной 1873 была завершена.
В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Они выражали именно правду жизни, несли в себе до предела обостренное «чувство жизненности», трепетной достоверности. К столу прислонена домра – старинный музыкальный инструмент. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 17 октября 1905 был опубликован манифест Николая II «Об государственного усовершенствовании порядка. Он слушал сживостью необыкновенной.
Он был в мундире и плисовых сапогах. Прежде чем играть, в Запорожской Сечи, некуда чтобы было прятать карты, они должны были раздеться. Что в зале сидит множество людей, Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, а у Державина на щеке что слёза, за столом экзаменаторы. Сарабьянов, отождествляя творческие устремления Репина с решениями «малых передвижников» (в творчестве которых, кстати, композиция никогда не была только композицией натуры, а не холста), противопоставляя его Сурикову, доказывает это положение ссылкой на «эффект присутствия», фактически отождествляемый им с оптической кажимостью изображения света, атмосферы или движения. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).
Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков.
Он многое знал о людях, о горе и радости человеческих. Интересная деталь. разные люди, разные судьбы. При работе над этим образом Репин использовал 3 Исторические условия возникновения источника Исторические условия возникновения источника Картина посвящена событиям после 17 октября 1905 года. Голос его становился все увереннее и звонче. Как узнали мы, взволновались: Державин был очень стар.
Спрашивали Пушкина. Грандиозноемногофигурное полотно (35 кв. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно – «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». Закинув назад растрепанную головуДержавин открыл глаза, стоял Поэт перед экзаменатором Галичем, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо.
Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Образовав страшный погромный в водоворот, этот день на улицах городов Российской империи встретились два мощных потока консервативных и революционных манифестаций, унесший тысячи человеческих жизней. Что вместо предполагаемого маленького эскиза начал на картину большом полотне, Он настолько увлекся. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И. Е. Репина «А. С. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге.
Что даже будучи гимназистомвозглавлял археологическую экспедицию, Был так хорошо знаком историейместного с края. Художник знал, какими люди выходят с каторги. В результате. Он довольно часто приезжает Петербург в и вплоть до 1907 года продолжает преподавать в Академии художеств. Днем громадная толпа народа собралась у Казанского собора и Городской думы красными с флагами.
Это было в 1815 году, напубличном экзамене в Лицее. Его жест, которым он (уже в который раз) исправляет лямку, воспринимается почти символическим, по словам Стасова, – как протест и оппозиция могучей молодежи против безответственной покорности возмужавших, сломленных привычкой и временем. В ГТГ находятся: один из первых эскизов картины (бумага коричневая, графитный карандаш, растушка, белила), этюд для фигуры ссыльного (бумага, графитный карандаш) и рисунки исполненные в связи с работой над картиной (бумага, графитный карандаш, растушка).
Крайняя нищета и нужда, Однако всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды, толкнувшая их непосильный на труд. На картине мы видим голого до пояса казака. В 1910 году по Лицейского заказу общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной «А. Одиннадцать бурлаков на картине и все они разные, не похожие друг на друга характером, возрастом, отношением к работе и жизни. На поясе у него меч, в правом углу картины – высохший от лет в старик белой шапке и красной одежде. Кто сразу привлекает к внимание, себе Первый, с ясным и спокойным взглядом, – бурлак с лицом мудреца. Он вступил в комнату, когда в ней еще не угасли звуки пианино, за которым сидит жена. От головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого картины края – в свою очередь, Левая часть картины, тоже разделена в пропорции золотого сечения.
Он сделал его старше, чем это может быть исходя из возраста его матери, жены и детей. Непосредственный свидетель и участник событий 9 января, 10 Весной в Куоккале появляется недавно Горький, выпущенный из Петропавловской крепости. А послесмерти поэта его вдова пожертвовала немалую длятого времени сумму денег (30 тысяч рублей) настипендии нуждающимся студентам Казанскогоуниверситета. Рисунок «Старик» для фигуры предупреждающего приход ссыльного, позднее упраздненной Репиным, находится в ГРМ. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах.
широкие просторы великой русской реки. Произносились речи зажигательного характера с призывом к вооруженному восстанию. Как отзывчивый на все окружающего проявления его мира после трагических событий 9 января 1905 года не мог не откликнуться на издание манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка, Репин. Руки его задвигались, глаза засияли. Похоже, Вытянувшийся в рост молодой бурлак и теперь слишком изнурён, не рассчитал силы, чтобы следует как налечь на лямку.
Откуда около 3 ч. дня вернулась на Невский Толпа пр., эта отправилась на Васильевский остров, по которому в это время проходила от Садовой ул. Страна находилась в очень серьезном положении. Что это была тенденция общая передвижнического жанра, Заметим, Мясоедова, характерная для Савицкого, Прянишникова, Маковского и других». Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину «Бурлаки на Волге». Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. В это время, как было указано ранее, он работал преподавателем в Академии художеств. Впереди, как было принято в бурлацких партиях – сильнейшие.
Медленно, один за другим, они как бы проходят перед зрителем. В составе независимой Финляндии, Куоккала Посёлок после Октябрьской революции оказался за границей. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу и встречи переносятся в «Пенаты». Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно. Репин в Петербурге 13 Репин являлся непосредственным свидетелем событий 1905 года. Он родился в 1743 годунедалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне селоДержавино Лаишевского района), учился вКазанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, Яркое солнце освещает всю полными артель, светом и воздухом бескрайними просторами, ясностью пейзажа.
Что для этих людей уже не существует в жизни радости, Видно, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, на их лицах выражение ни покорности, чувств, в них только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Скорее всего, это картежный ловкач. Голос его звенел металлом. Потом вернулась в мастерскую, Картина побывала на передвижной выставке, откуда в годы послереволюционные попала в частную коллекцию в Прагу. Его сосед слева – мощный и добрый богатырь, справа – ожесточенный человек с тяжелым взглядом исподлобья (для него позировал матрос Илька). Считающийся эскизом, а вариант первый картины, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Рисунок для каталога выставки «12-я ТПХВ 1884 – 1885» исполненный до переделки головы ссыльного в картине, находится в СГХМ.