Иногда он представал в облике красивого юноши в венке из листьев и гроздьев винограда, с бокалом или тирсом (жезлом) в руках. На первый план выходит трагическое осознание неразрывной связи, существующей между победителями и побежденными, палачами и их жертвами, которых объединяет страдание и безнадежность будущего. Однако мастеру удалось придать ее позе убедительность, Несколько необычна склоненная голова набок Богородицы.
Лицо нахмуренного «мальчугана с окраины», которого Караваджо представляет в образе Крестителя, погружено в тень, глаза скрыты падающими непокорными волосами. Вероятно, Сцена усекновения головы Иоанна Крестителя происходит, на фоне мрачного тюремного здания, в тюремном дворе, в окне которого виднеются смутно две фигуры, сквозь решетку наблюдающие за экзекуцией. Затем продолжил путь и в городке Порто дЭрколе умер от лихорадки в 38 возрасте лет, По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками. В последних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию.
Обнаженное тело святого написано мягко, а в движении левой руки, опирающейся на колено и головы, резко повернутой вправо, заметно влияние пластики «Моисея» Микеланджело. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Наделенного грубоватой чувственной и красотой естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, Своим героем он делает человека из уличной толпы римского мальчишку или юношу, простодушного щеголя, музыканта, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. 1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок.
Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой. » Иисус сказал: «Ты поверил, так как увидел Меня блаженны те, кто не видел и уверовал. » (по Евангелию от Иоанна). Подробная повествовательность его не увлекает. Мадонна ди Лорето.
В то время как Силен над склонился могилой, 1740) на фоне идиллического пейзажа пляшут нимфы и сатиры. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Это «Юноша с корзиной фруктов» (Галерея Боргезе, Рим) (Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим) «Обращение Савла» «Иоанн Креститель» (Капитолийские музеи, Рим) «Иоанн Креститель в пустыне» (Национальная галерея в Палаццо Корсини, Рим) «Христос в Эммаусе» (Пинакотека Брера, Милан) «Св. От избытка эмоций она обхватила руками На голову, ее лице читается сочувствие и глубокая печаль. Полотно повествует о мученической смерти одиннадцати дев времена во гонений на христиан при императоре Диоклетиане около 304 года н. э. Святые отцы остались довольны, коллеги тоже. «Обращение Савла» (1600-1601 годы), Об этом свидетельствуют художника картины «Призвание Апостола Матвея» (1599-1600 годы), «Положение в гроб» (1602-1604 годы) и другие.
Девушка наблюдает за происходящим спокойно и бесстрастно. Как и его живопись, Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти же так сильно. На полу лежит мертвый Иоанн Креститель. О святых и священных событиях художникговорил обычным «человеческим» языком, что особенно нравилось одним и, наоборот, категорически отвергалось другими.
Рим 5 Слева в потоке 159697 света, Галерея Дория-Памфили, за столом сидит сборщик налогов Леви в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку идущего из правого верхнего угла картины, полученную за день. Помещает в простую, Караваджо одеваетсвоих в героев современные одежды, чем добивается еще большей убедительности, знакомую зрителямобстановку. Рим 4 История о том, 160305 Церковь Сант-Агостино, хотевшего убить Иисуса, как Святое семейство бежало в Египет от царя Ирода из один наиболее популярных сюжетов в культовой живописи XVII в. Идиллическая картина Караваджо предлагает весьма оригинальную трактовку сюжета. Герои Караваджо ведут себя естественно, как обыкновенные, простые люди. Это прослеживается на полотне «Лютнист» (1599 год).
И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Ватикан Группа персонажей, 160203 Пинакотека, выстраивается по диагонали от левого нижнего угла каменной плиты, расположенных в симметрии, строгой развернутой в пространстве также по диагонали. Несколько раз в период с 1589 года по 1593 год посещал Рим. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Когда облаченный в доспехи предводитель гуннов только что выпустил стрелу своего из монгольского лука, На картине представлен момент, подчеркивающего его восточное происхождение.
Который решительно повлиял на развитие западноевропейского искусства Нового времени, в Впервые России и в первый раз за пределами Италии в одном выставочном пространстве представлено такое число произведений этого мастера. Но и всех других европейских школ, Начало решающего переворота в мировосприятии и творческой практике живописцев не одной лишь Италии и стремительно энергично, граничит с именем За короткий срок в его искусстве, рождаются и складываются в определенную систему основы нового художественного мировосприятия, а параллельно и вырабатываются принципы нового изобразительного языка. Все было так давно, что на него можно повесить любое преступление. А в 1590 переехал в Рим, с одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, но и всей который Европы, к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии. Создает здесь картину «Семь деяний милосердия». В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
Позах и жестах персонажей нет ни малейшего намека на патетику и возвышенные в чувства, лицах. Фигура ангела, стоящего к зрителю спиной, делит композицию на две части. Как в увертюре, в нем, но очень впечатляющей и концентрированной форме поставлены многие из кардинальных вопросов проблематики художественной XVII века, в сжатой, которые затем получат свое более полное развернутое воплощение в искусстве Нового времени. С 1600 года, благодаря кардиналу дель Монте, художник получает престижный заказ и пишет два больших полотна для капеллы Контарини:«Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (церковьСан-Луиджи деи Франчези в центре Рима). Караваджо много работает над религиозном жанром., которое поражает правдивостью в передаче чувств и мощным драматическим накалом. Противопоставление подчеркивается разницей в одежде персонажей. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». В алтарных картинах «Мученичество св.
Вот некоторые персонажи композиции. Вытянутую в повелительном жесте, Его ноги и правую призывающим руку, Леви следовать за Ним. Маркиз В. Джустиниани купил одну такую картину– «Св. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком.
Присутствие в композиции изображения овна в течение времени какого-то мешало узнать в ее герое Иоанна Крестителя. Как будто согнулись под тяжестью навалившегося на них в несчастья искреннем горе они склонили свои головы. Матфея» возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В данном случае речь идет о художественной ситуации, определявшейся наступившей Контрреформацией, когда католическая церковь, сумев адаптироваться к изменениям, которые произошли в сознании общества, признала допустимость использования в культовых образах многих художественных завоеваний Ренессанса и зарождающегося барокко.
Примером может служитьизвестное произведение Караваджо «Юношас корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). Вовремена Караваджо натюрморт считалсянизким жанром живописи. Но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой культурной в жизни Рима того времени, Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Возникшей из-за спора при игре в мяч, в мае 1606 Караваджо убил своего молодого в знакомого драке. Которые он создал после убийства Томассони, Произведения, без преувеличения назвать можно своего рода искуплениемабсолютного греха, за1606 – 1610 гг. Чёрный виноградтакже указывает на смерть, тогда какбелый знак Воскресения. Но также и в выработке новых типов картин культового назначения, Нигилизм Караваджо по отношению к традиционным формам воплощения религиозных образов оказался глубоко позитивным фактором не только в общем процессе формирования наступающей искусства эпохи. Часть таких работ отверглацерковь («Мадонна ди Лорето», «Мадонна со змеей», «Смерть богородицы» и др. ) иони оказались в частных коллекциях.
Группа фигур, образует своего рода скульптурную композицию, а зритель оказывается участником сцены благодаря углу зрения (снизу, от камня) и взгляду Никодима, в образе которого исследователи видят портрет заказчика, Пьетро Виттриче. Все находившиеся вРиме Тогда художники, посмотреть натворение Микеланджело деКараваджо сбежался весь город, без исключения отначинающих досамых именитых. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Прежде всего, Произведения разделов обоих объединяет, а именно драматическая окраска образов, общий эмоциональный тон. После ссоры во игры время в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, в мае 1606, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта, был вынужден бежать из Рима в Неаполь.
В ней он углубляет трагизм мироощущения. Микеланджело Меризи родился в местечке Караваджо (или вМилане) в 1571 (или в 1573) г. Документов о жизни очень мало, только записи вцерквях о его рождении и смерти, неоднократные записи в протоколах полиции итюрем. Мария написана с любовью, однако большая часть ее фигуры находится в тени. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. «кто – Леви слегка отпрянул назад и немым жестом указывает на Удивленный себя, неожиданным вторжением и настойчивостью приказа, как бы требуя подтверждения.
Что справа, Тот, желая поставить свою жертву в удобную для экзекуции позу тот, выкручивает Христу что руки, слева, помогает своему подельнику, пытаясь тянуть Иисуса за волосы. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. 160102 Сан-Суси, Потсдам Микеланджело да Караваджо (итал. Всё время попадал в разные передряги, Но Микеланджело обладал Меризи пылким темпераментом, отличался крутым нравом.
Для понимания картины чрезвычайно важно помнить об активной роли ордена ораторианцев, Как явствует из документов, касающиеся убранства капелл и иконографии сюжетов, которым принадлежал ими собор были установлены строгие правила. Другое название картины «Мадонна деи Пеллегрини». Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Любил путешествовать. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос. По заказуордена госпитальеров и 14. 07. 1608 г. за заслуги перед Мальтийским орденом былпосвящен в рыцари, Он писал картин много для церквей.
Иногда Вакха писали в облике козла, которому поклонялись как богу плодородия. Когда они сидели в доме, 9 в первый воскресший раз Иисус явился ученикам в понедельник вечером из опасения перед иудеями, заперев двери. Резкие светотени резкий характер.
, капелла Контарелли, Рим). Высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Меризи да – Караваджо итальянский художник, Петром. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Натюрморт «Корзинас фруктами» отражает эстетическиеустановки Караваджо – его стремлениек правде жизни без идеализации натуры, а также аллегоризм его мышления, которыйбыл свойственен художникам его времени. Основанный на резких глубокой контрастах тени и почти сияющего света, Стиль изображения, выдает в Караваджо мастера натюрморта. А в 1604 г. слух о нёмраспространился по всей Северной Европе, к концу века Караваджо сталодним из знаменитых самых римских художников. Художник шлялся по Риму с компанией вооруженных людей в плащах и задирал прохожих, ввязывался в драки, бил посуду в кабаках. 8 Положение во гроб.
А28 мая 1606 г. из-за ссоры при игре в мяч (или из-за Елены – женщины Караваджо)в драке он убил человека, бежал из города. Но и в более глубоком смысле, символическом Творчество Караваджо можно сравнить с увертюрой к новой эпохе не только по хронологии и стилистике. В евангельском разделе – в силу его особой содержательности и в главенства католической культовой иерархии – в наследии Караваджо заметно преобладают крупноформатные алтарные композиции монументального плана. Постоянно переезжая с места на место, в период этот он был вынужден скрываться, то на Сицилии и на острове Мальта и работая то в Неаполе. Являются монументальными по своей композиции, обладают Они исключительной драматической силой. Композиционно картина делится на две части. Которые задолго до смерти художника создадут о легенду нем, Уже с этой неопределенности с датами и местом рождения начинается жизньв полутонах, с характером сколь буйным, как оКараваджо проклятом и гениальном, столь инепредсказуемым.
После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. В нарастающем приближении искусства к действительности, Семнадцатое столетие знаменует собой после следующий Ренессанса крупнейший этап в художественном освоении реального мира. Алая драпировка почти повторяет очертания лужи крови, образовавшейся по соседству. котором художник родился 28 сентября 1573.
Нотакой сенсации, какую совсем недавно вызвало «Призвание апостола Матфея», уже небыло. Отвечавшей замыслу самого Филиппо Нери, Такое соединение продиктовано программой иконографической церкви, основателя ордена ораторианцев. Как художник привел с улицы цыганку, Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал с нее гадалку, заявил и что натура – единственная наставница, в которой он нуждается.
Ученики обрадовались, увидев Господа. Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина Гадалка (ок. Зрелый Караваджо пишет свои полотна, расставляя акценты наотчаянии приговоренного к смерти, который всеми силами стремится заслужитьбожественное прощение («Ужин в Эмманусе», «Бичевание Христа», «Семь делмилосердия», «Обезглавливание Иоанна Крестителя», «Погребение святой Лючии», «Давид с головой Голиафа»). У всех художников были подмастерья, но Вообще-то, почему-то именно у Караваджо отношения с подмастерьем вызывают недоверчивое внимание потомков.
А перезрелые, Бокал и графин выписаны очень натуралистично, что и это чувственное тело вскоре поблекнет и увянет, побитые напоминают фрукты о быстротечности жизни и наводят на мысль. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Решительность утверждения демократических художественных идеалов картинах в Караваджо, Многим не по душе была подчеркнутая простонародность типажа. Уверение Фомы.
Они проводили время в компании Годы нимф, детства с воспитателем Силеном были безоблачны, пастухов и виноделов, сатиров. В «Давиде» Караваджо изображает самого себя в видеголовы Голиафа, чтобы убедить римские власти в своем полнейшем раскаянии. Где написал портрет магистра мальтийского ордена сам и вступил в орден, в 1608 он переехал на Мальту. Неаполь Эта композиция была создана во Караваджо время его первого пребывания в Неаполе, Около 1607 Национальный музей и галерея Каподимонте.
В последние годы жизни, «на краю пропасти», творчествоКараваджо становится стилистически очень однородно. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплогооттенка. Требования принятой иконографии в новозаветном круге более строги и характерный для мастера смелый отход от них выглядит особенно радикальным.
Караваджо уже в это время сумелотказаться от традиционного академического искусства (маньеризма) и создатьсобственный, глубоко индивидуальный стиль. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Пришел Иисус, когда двери были заперты, встал посреди них и сказал: «Мир вам. » Потом говорит Фоме: «Подай палец твой сюда и посмотри руки Мои подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим». После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Сказав это, дунул и говорит: «Примите Духа Святого. Иоанн, согласно словам самого Христа, «был светильник, горящий и светящий а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Евангелие от Иоанна, 5, 35).
Об этом свидетельствуют картины художника «Призвание Апостола Матвея» (1599-1600 годы), «Обращение Савла» (1600-1601 годы), «Положение в гроб» (1602-1604 годы) и другие. К этой евангельской фразе отсылает изображение коровяка (verbascum) из которого в то время изготавливали фитили это растение традиционно связывалось с Крестителем. Урсулы» (Коллекция Банка Интеза Санпаоло, Неаполь). В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни. На выставке представлено 11 произведений Караваджо из собраний Италии и Ватикана. Возникшей из-за спора при игре в мяч, мае в 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке. В которых художники воссоздавали сиены пирушек, неумеренных сюжетом для многих произведений.
А листья справапоникли и увяли, Так слеваздесь листья тянутся вверх, что символизирует путьот жизни к смерти. Когда животное раздиралось и его мясо, Часто празднества эти сопровождались разнузданными оргиями, ели сырым, что символизировало съедание самого бога Вакха. Окружающих фигуру, Поэтическая сила полотна сосредоточена в подвижных тенях, которая мягко из выступает фона. В 1599 – 1609 годах в Риме Караваджо создает вполне зрелые свои произведения.
Его картина «Отдых на пути в Египет» (1597 год) получила новую интимно-психологическую интерпретацию. Призвание апостола Матфея. Продолжая работать в этом направлении, художник создает такие произведения, как «Юноша с ящерицей» (1593, Фонд Лонги, Флоренция) «Лютнист» (1594, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Гадалка» (1594, Лувр, Париж) «Шулеры» (1596, галерея Кимбела, Форт Уорт, США) и другие.
Период творческой зрелости (конец XVI первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Напротив, неотъемлемая черта его искусства – способность в каждой сюжетной ситуации, в ее содержательной коллизии, в композиционно-пластическом строе картины выделить узловой пункт, ядро действия, решительно отбросив все остальное. Хотя, кто знает может, в те времена считалось, что это нормально. Где она и вплоть находилась до 1972 г. Картина производит гнетущее впечатление, Картина была заказана неким Томмазо де Франкисом для алтаря семейной капеллы в церкви Сан-Доменико. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Которым проникнуты произведения Караваджо, Религиозное чувство, близко по духу святых житиям Филиппо Нери и Игнатия Лойолы.
Третья картина «Св. Иисус же сказал им вторично: «Мир вам. Но уже наполнены внутренним тем драматизмом, Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов.
В первом и самом значительном из них «Призвание апостола Матфея», перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события вторжения света Истины в самые низы жизни. Стоящие фигуры образуют вертикальный блок, сидящие вокруг стола горизонтальный. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Фигура женщины почти полностью скрыта в тени (отчетливо видна лишь ее голова в складчатой шапочке), а вот грязные ступни ее компаньона вызывающе сверкают на переднем плане. На переднем плане третий истязатель наклонился, приводя в порядок свое орудие пытки. Впервые картина упоминается под названием «Св.
Это дает ему возможность выделяться на фоне, Здесь передний план картины освещен ярко лучом света, погруженном в густую тень. Перекошенные звериной злобой, Лица палачей, темные цвета усиливают ощущение ужаса перед тем, а также использованные художником что мрачные, должно произойти через несколько минут. Поскольку главная тема картины – изображение не Предтечи, Креститель обнимает овна – традиционное жертвенное животное, а образ Жертвы Христовой и Искупления.
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Сосредоточенность драматического эффекта, Этой же задаче служит компактная пластических организация масс, сгущенность светотеневого контраста – все это обеспечивает выразительный лаконизм решений художника. Для других – встреча сКараваджо означала подлинный переворот в их искусстве: они восприняли не толькотехнический приемы (темные фоны, светотень), но и сам дух его непрестанныхисканий. Либо в одиночку на колеснице, Обычно Вакха изображали либо в шумной окружении свиты, одетым в звериные шкуры, запряженной дикими животными. У него была сабля. Рим 6 Казнь Крестителя, Иоанна 15991600 Капелла Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези.
А лишь ощущаем его взгляд, Мы не видим, скрывая мучительную, он словно прячется, задумчивую печаль – печаль Предтечи, в размышляющего ожидании воплощенного Слова. Что он относился с презрением к великим мастерам и прошлого даже к античному искусству, Биографы Караваджо пишут. Караваджо, несоглашаясь с общепринятыми представлениями. Чтобы компенсировать «бедностьсюжета», Караваджо прибегает киллюзионистскому приему, помогающемупридать большую монументальность самомупредмету изображенному на картине. Корзина находится на уровне глаз зрителя, и край стола отграничивает пространствоизображения от внешнего пространства. Однако изобразив корзину стоящей настоле лишь частью своего основания, художник добился впечатления, чтокорзина, частично «сойдя» с холста, вторглась в пространство зрителя.
Написанные для римской церкви Луиджи Сан деи Франчези в 1597–1599, Две картины, отмечают переломный момент в творчестве Караваджо, Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея. То длямногих выдающихся художников Караваджо был сияющим светилом, Если одних для представителей различных художественных течений (вособенности классицизма) имя Караваджо звучало как символ скандала, чьи лучи питали ихискусство. Прежде всего, Картины разительно Караваджо отличаются от произведений эпохи Возрождения, отсутствием возвышенной красоты и героизма. С 1608 года по 1609 год художник живет в Сицилии, а с 1609 года по 1610 год снова живет в Неаполе.
И в конце концов он убил человека. «Писалли кто-либо икогда-либо стаким успехом, восклицает один изсовременников, Кардуччо, как это гениальное чудовище, почти без правил, без теории, без обучения, без обдумывания исключительно властью своего гения имея лишь перед собой натуру, которую онстоль превосходно копировал. » Караваджо, Микеланджело Меризи (1571 (1573) – 1610) –итальянский художник периода Высокого Ренессанса. Проявивший в этой трагической человеческие ситуации чувства, Пожилая служанка единственный персонаж. А пока еще гонитель христиан в Савл, первой из них будущий апостол Павел, когда он услышал глас Божий и изображен в тот момент, пораженный, упал с лошади.
1596, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (16021604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (16051606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века Рубенса, Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не многих только итальянских, Жоржа де Латура, Йорданса, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Подобно Караваджо, Немногие художники имели, такое сильноевлияние на современных мастеров ему и на последующее искусство. Чем просто подражание природе в его сочетаются живописи глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, Реализм Караваджо – это нечто большее, разыгрывающуюся на холсте, что дает возможность преобразить реальность в драму. Свет вырывает персонажи из неясного мрака, выявляет их черты и чувства: состарившуюся мать Христа, обращенную грешницу Марию Магдалину, Марию Клеопову, «любимого ученика» Иоанна и Никодима. Вероятно, в это время Караваджо, от приступа он которой умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610, уже был болен малярией. Где написал портрет магистра мальтийского ордена исам вступил в В орден, 1608 он переехал на Мальту.
Несущий в композиции большую эмоциональную нагрузку, Караваджо добавляет элемент, на стоят которой герои, – колоссальную каменную плиту. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции – написанные в адрес одного из живописцев, в документов большинстве речь идет о незначительных проступках. Любителя музыки, у кардинала, знакомого сГалилеем, театра и живописи, прожил художник три года, до 1600.
Но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима времени, того Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками. А затем, очень тонкий лессировок, слой Потомидет нанесение красочного слоя, которыйзадает акценты в картине. В картине «Вапх» (1582-1583г. г. ) с античным сюжетом воплощает празднично-игровое, народное начало. Умер Караваджо 18 июля 1810 года в Порто – Эколе. На него свалилосьогромное количество заказов, Когда Микеланджело закончил эти картины, готовыми на все, ценились которые на вес золота любителямиживописи, лишь бы получить в свои коллекции его картины.
Которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор ценностей, эстетических в отличие от большинства своих современников, глубоко индивидуальный стиль, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный. В 15921594 гг. Осязаемость фигуры и точность живописной передачи фруктов на переднем плане лишь подчеркивают созданного утонченность мастером образа. До 1606 года жил и работал в Риме, писал картины на тему бытового жанра («Гадалка» 1596 год). От однофигурных изображений до полотен со многими фигурами и подчас сложной – символикой Шкала масштабов и диапазон композиционных возможностей здесь шире. В агиографических композициях художник более свободен от канонических предписаний в показе героев драматургии и ситуации. Эти две группы символически объединяются вытянутой рукой Христа, черной Разделенные пустотой.
Об этом свидетельствует его яркая картина «Корзина с фруктами», написанная в 1596 году. 1596, ранее в коллекции Скьярра). Яблоко, черный и белый виноград – груши и другиеплоды, Караваджо Накартине мы видим изображениекруглой плетеной корзины доверхунаполненной различными фруктами. Преследуемый наёмными убийцами, в 16081609, скитался по городам Сицилии и южной Италии, подосланными тем же вельможей, в 1610, на рассчитывая помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. Благодаря чему Караваджо удается направлять взгляд зрителя, Распределение света в строго картине продумано.
Как художник привел с улицы цыганку, Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал с нее гадалку и заявил, что натура – единственная наставница, в он которой нуждается. Времени его наивысшего творческого подъема, Начиная 1600, с имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. Учился у Симоне Петерцано в Милане. Воскрешенного в памяти посредством ближайшего его предшественника – Иоанна Крестителя, Это глубокое обобщение размышлений художника о личности Христа. Впервые Караваджо продемонстрировал, что масляная живопись на холсте прекрасно подходит и для больших пространств, которые этого до момента расписывались исключительно фресками. А затем в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами искусство его оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи, Послеубийства художник бежал сначала в окрестности Рима. (15991602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим). Бледная девушка со склоненной головой, прижатыми Одинокая, к ране, с руками испускает дыхание.
В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, Он в своем творчестве обращается к теме одиночества людей большом в мире. В последних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Но он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Эти картины имели противоречивые взгляды и мнения критиков. Когда формировалась новая культура, европейская Караваджо работал на рубеже XVI-XVII веков. Чем просто подражание природе в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, Реализм Караваджо это – нечто большее, разыгрывающуюся на холсте, что дает возможность преобразить реальность в драму. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Червивое яблоко –первородного Яблокотрадиционно греха, является аллегорией жизни, плодом благодати.
Частопоявляющийся в его произведениях, в Наяблоке самом центре композициитщательно выписана червоточина излюбленный мотив художника. Одно из кардинальных нововведений Караваджо состояло в том, что в противовес обобщенному идеализированному видению мира, по-разному претворенному в живописи Ренессанса, а впоследствии барокко и классицизма, мастер обратился к человеческим типам из окружающей жизни превратил в завершенную картину отдельные натурные мотивы, обособив их и представив в сильном приближении к зрителю и с ярко выраженной «скульптурной» светотеневой моделировкой подчеркнуто объемной формы. Художник сделал его героем своих произведений – жанровых Прекрасно картин, зная жизнь простогонарода, апозже и религиозных композиций. Исчезаетбеззаботность, После 1606 года в егоработах больше иронии нет и вызова первых римских заказов. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Что и самыйтемный цвет в будущей картине, Обычно его выполняют цветом темже маслянной краски. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на неаполитанской развитие школы живописи. 7 Бичевание Христа.
Во второй картине этого цикла «Мученичество св. Вероятно, в это время Караваджо, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля Бросается в глаза эротический смысл картины полуобнаженный торс, уже был болен малярией, яркий румяней, припухшие веки, капризное выражение лица полны чувственности, соблазнительно а предлагаемый зрителю бокал вина нечто большее, чем просто приглашение выпить. Художник прожил недолгую (всего 39 лет), но очень яркую и динамичную жизнь, оставив богатейшее художественное наследие. Он является основоположником реализма в живописи Европы 17 века. Что ему остались, Все четыре жизни, года Караваджо будетпытаться изменить приговор или же получить амнистию.
Справа на фоне пейзажа, с Младенцем на руках дремлет Мария. Это произведение было написано в 1602 году, в переломный момент жизни Караваджо, вскоре после завершения полотен для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Произведения Караваджо достигали иногда такойсилы реалистической выразительности, что заказчики отказывались от них, неусматривая в образах должного благочестия и идеальности. Он не скрывает своей наготы и обращается с сияющей, заразительной улыбкой к зрителю, словно призывая его шагнуть в пространство картины – подобный древнему божеству, На холсте изображен счастливый юноша, переполненный бытия, радостью не ведающий стыда, который обнимает овна. На переднем плане червивое яблоко, вяло свисает из корзины гроздь Нельзя черноговинограда, не обратитьвнимания, листья заметно поблекли ивысохли – что фрукты не безупречны навид.
Вступив в конфликт с могущественным вельможей, Здесь, на бежал Сицилию, был брошен в тюрьму. Выразительная простота жестов, На этих полотнах присутствует мощная игра света и тени, пластическая насыщенный лепка, колорит красок. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Манера письма приобретает очертания свободной импровизации. «Корзина с фруктами» – первая вистории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образомКараваджо принято считать основоположникомэтого жанра.
И зрителю кажется, Этим самым создает художник оптическую наглядность изображения, что на картине, что все, происходит рядом с ним. Благодаря Караваджо в круг традиционных религиозных образов, окруженных ореолом пиетета, вторгается мир неприкрашенной, подчас самой грубой реальности, явленной зрителю с вызывающей, непререкаемой силой утверждения. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе вокруг – апостолы скорбящие и Мария Магдалина. Закрывающий вход в погребальную пещеру, Это камень, одновременно и, камень помазания, на который положено было тело Спасителя для умащения благовониями и пеленания, куда падали слезы Матери и капли крови Сына.
Его привлекала древняя культура Италии. Матфей и ангел», а затем еще 15 картин. В 1607 году художник живет в Неаполе. Что Мадонну художник писал со своей подруги Магдалины, Некоторые исследователи считают из-за он которой дрался на дуэли. С 1584 года по 1588 год учился у художника С. Петерцано в Милане. 22сентября 1602 года второй «Апостол Матфей сангелом» Микеланджело деКараваджо занял почетное место над алтарем капеллы.
В первом и самом значительном из них «Призвание апостола Матфея», перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события вторжения света Истины в самые низы жизни. Христос, связанный и с терновым венцом на голове, стоит около мраморной колонны. Отдых на пути в Египет. Фома же, один из двенадцати, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Самым выдающимся из которых следует признать написанное на Сицилии, Этот период поздний представлен на выставке несколькими полотнами, последнего произведения великого мастера.
Тоскана) итальянский художник, Michelangelo Merisi de Caravaggio) настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо родился 28 1571 сентября Милан 18 июля 1610 Гроссето, один из крупнейших мастеров Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры, реформатор европейской живописи XVII в. Это «Юноша с корзиной фруктов» (Галерея Боргезе, Рим) «Обращение Савла» (Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим) «Иоанн Креститель» (Капитолийские музеи, Рим) «Иоанн Креститель в пустыне» (Национальная галерея в Палаццо Корсини, Рим) «Христос в Эммаусе» (Пинакотека Брера, Милан) «Св. Подчеркивают одиночество человека, Колорит и беспорядочность светотени усиливают драматизм происходящего, неотвратимости осознание смерти. В этом ряду около полутора десятков картин, трактованных в виде многофигурных сцен. Кроме того, благодаря своим свойствам, масло (по сравнению с темперой) усиливает эффект светотени. Начинается второй этап творческой деятельности художника – 1600 – 1606 гг. Родился 28 сентября 1573 года в Караваджо, в Ломбардии.
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама», ок. Сцены страстей и мученичества – образы отшельников-аскетов заметно выделяются, Она складывается в уже выборе сюжетов и их трактовке. Кроме того, по слухам он был гомосексуален. Сын Юпитера и Семелы, бог вина, покровитель музыки и поэзии. Иоанн Креститель в стиле Караваджо» в 1784 году в инвентарной описи собрания князя Бартоломео Корсини, хранящейся в Архиве семьи Корсини.
Столь же бесстрастен стоящий рядом мужчина с бородкой, который, по всей вероятности, следит за исполнением приказа царя Ирода мужчина указывает пальцем на блюдо, приказывая палачу положить на него голову казненного святого. Но и для такой модернизированной эстетической доктрины открытия выглядели Караваджо слишком радикальными. Он оскорбил старшего по званию – был в заключен тюрьму и бежал на Сицилию, Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды. Некоторые последователи Караваджовосприняли только отдельные элементы его живописи.
Что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству, Караваджо Биографы пишут. Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Всегда открытые глазам верующих, Мадонна с Младенцем, на взирают молящихся спокойным и внимательным взглядом. Корни этого парадокса заложены в противоречивости исторической обстановки Италии рубежа 16-17 веков сложности и художественных процессов этого времени.
Если для одних представителей различных художественных течений (вособенности классицизма) имя Караваджо звучало как символ скандала, то длямногих выдающихся художников Караваджо был сияющим светилом, чьи лучи питали ихискусство. Использование бокового освещения, Энергичная манера сдержанная письма, сближают это произведение с рядом работ, выявляющего фигуру на темном коричневатом фоне, написанных в последний год пребывания художника в Риме, около 1606 года. В то время как сам ангел Святое ублажает семейство игрой на скрипке, Слева сидящий на тюке Иосиф держит перед ангелом раскрытые ноты. Франциск» (Национальная Галерея в Палаццо Барберини, Рим) «Положение во гроб» (Музеи Ватикана, Ватикан) «Поклонение пастухов» «Бичевание Христа» (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия) (Музей Каподимонте, Неаполь) «Спящий амур» (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция) «Мученичество св.
В этом он был подобен пану, Силену и сатирам. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Картина соединяет элементы и персонажи из двух сюжетов – «Положения во гроб» (при котором, согласно Евангелиям, присутствовали Иосиф Аримафейский, Магдалина и Мария Клеопова) и «Оплакивания» (в котором обычно изображаются Богоматерь и Св. Караваджо грозило серьезное наказание вплоть до смертной казни и по совету друзей он покинул Рим.
Много работает над созданием нового вида живописи – Натюрморта. Что у картины естьне только натурный Таким план, образом, можно сделать вывод, но и философскийподтекст. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычнымперсонажам вроде картежников, шулеров, гадалок изображениями которых Караваджоположил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа. Он относится к XVI веку и подпитывается исключительно эротизмом мужских образов живописца, всего Слух один, но мы охотно верим. Статике взаимного со-пребывания главных героев и других персонажей Караваджо противопоставляет динамику активную действий и переживаний. Когда он умер«в страданиях и заброшенный» (Манчини), его слава была исключительной и ужемногие художники Европы работали в его манере.
Голова Крестителя отрублена, рядом валяется меч. Иисус появился среди них и сказал: «Мир вам. » Сказав это, он показал им руки и ноги и ребра свои. Полотно из собрания Капитолийских не музеев является иллюстрацией библейского сюжета или изображением, Предназначенное для частного дворца, служащим потребностям культа. Такое резкое выделение изобразительного из объекта общей целостной картины мира произошло в живописи впервые.
Благодаря кардиналу дель Монте, 1600 с года, художник получает престижный заказ и пишет два больших полотна для капеллы Контарини:«Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (церковьСан-Луиджи деи Франчези в центре Рима). Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Франциск» (Национальная Галерея в Палаццо Барберини, Рим) «Положение во гроб» (Музеи Ватикана, Ватикан) «Поклонение пастухов» (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия) «Бичевание Христа» (Музей Каподимонте, Неаполь) «Спящий амур» (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция) «Мученичество св. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. Эрмитаж), 1595, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи, выступает он как смелый новатор.
Кому простите грехи, тому простятся на ком оставите, на том останутся». Она написана вхарактерной для мастеров XVIIвека технике лессировки. Поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего, Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение духовных основных ценностей Контрреформации. Причиной которых стало смертельное ранение, Последние годы жизни Караваджо отмечены чередой драматических событий, случайно нанесенное художником господину Рануччо Томассони время во игры в мяч. Его часто сопровождала свита «безумных женщин» менад или вакханок, танцующих вокруг него в пьяном исступлении. Тени на картинах все больше сгущаются, контуры теряютотчетливость, краски приглушаются.
Плита прямо отсылает к Христу как краеугольному камню, объединяющему Ветхий и Новый заветы, камню, на котором основана Церковь, понимаемая как «тело Христово» и символически представленная здесь телом Спасителя. Матфею (15991602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Фрукты сорваны с черенками илистьями, в их компоновке чувствуетсяподчеркнутая небрежность – как будтобы они наспех высыпаны в корзину, а нетщательно уложены.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Трое палачей обступили его кольцом. Я. ». Художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и изуродован, был Прожив там несколько месяцев. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок.
Иоанн Евангелист). Но и ведущих западноевропейских мастеров кульминационным станет событием Года Италии, Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских. За 5 лет (с 1600по 1605) его имя упоминается в 11-ти полицейских протоколах за драки, битьестекол, неуплату за жильё и т. п. Несколько раз художника помещали в тюрьму. Их объем и фактуру – эффектысветотени, Караваджо с мастерствомизображает большим материальные качествапредметов. Которым должен был каждый следовать мастер, в эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства. Петра» и «Обращение Савла» (16001601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Человеческой плотью и прекрасными плодами земли в окружающей их реальной световой и среде, воздушной Лейтмотивом произведения стала тема радости жизни и наслаждения великолепием материальной природы всего сущего – словно заново открытой художником. Приготовленный им для себя, Ноги Спасителя придерживает Иосиф Аримафейский человек этот добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб. Бегство означало для Караваджо заочныйсмертный приговор. Такуюживопись называют часто еще многослойной. Первый слой после нанесения нахолст рисунка – это светотональный разбор вподмалевке. О жизни Караваджо почтиничего неизвестно. 3 Композиция украсила фамильную капеллу некоего Кавалетти церкви в Сант-Агостино в Риме. Картина, выполненная в теплой цветовой гамме, изыскана по колориту.
Что картина, Но из описи 1616 года ясно, представляла Предтечу в с связи темой Страстей Христовых, написанная для Джованни Баттиста Маттеи. К концу 1590 годов у художника складывается своя манера и свой стиль письма. Из женщин крайняя слева мать Иисуса, Дева Мария. То Христос и святой Петр явлены зрителю в бесформенных хитонах, Если Леви и его помощники в одеты стиле тогдашней моды. 1593, там же), «Вакх» (ок. Тело Христа поддерживает молодой Иоанн Евангелист. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр).
Очень частов такой технике цветовой колоритдостигается именно за счет лессировок. Два пилигрима преклонили колена перед статуей, стоящей возле колонны. Но ни главный Ранее предметизображения, фрукты и предметывносились художниками в картину лишькак элемент. В XVII веке предлагалось светское истолкование сюжета, отсылающее к классической литературе буколического жанра – молодого человека называли «Фригийским пастухом» и «Коридоном». Ла-валетта Палач схватил Иоанна голову за волосы, 1608 Собор Сан-Джованни, которое держит наготове молодая служанка, чтобы положить ее на большое блюдо. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605 – 1606, Лувр).
Так, на картине Франческо Цуккарелли Вакханалия (ок.