Изображение:giovanni Bellini – Pala di St Giobbe.jpg thumb слева 200px Алтарь Сан-Джоббе.
Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Первые предложенные датировки (Фрай, Кавальказелле, Фриццони) относят исполнение алтаря ко времени около1481 года. Для которой Джованни поручилиисполнить четыре больших триптиха, в середине XV века была перестроенавенецианская церковь Санта Мария делла Карита, воздвигнутых между 1460 и 1464 вскоре годами, установленные на четырех фамильныхалтарях. Этим же, 1488 г., датируется «Мадонна с Младенцем, святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). О любимых мотивах Мантеньи напоминает место действия скала с плоской вершиной, спускающаяся подобными гигантским ступеням уступами к первому плану, где скудный покров почвы составляет россыпь камней и редкие кустики жестких трав.
На фоне картины – другие атрибуты, относящиеся к Мадонне: из Института искусств в Детройте (1509) и из пинакотеки Брера в Милане (1510). Приближая священныеперсонажи к верующим, Здесь же выдвинутые вперед колени Христа и ракурсего фигуры неожиданно разрывают эту воображаемую преграду, позволяя таким образом вступить с ними более в непосредственныйконтакт. Дымка светотени смягчает очертания лиц, Она написана в свойственной поздним работам Беллини живописной широкой манере, плавными линиями фигур, контуры очерченных широкими, рисунок складок, объединяет звучание сине-голубых, ультрамариновых, карминных, розово-красных, бледно-розовых пятен одежд.
Св. Небольшие композиции на религиозные темы, Оставленное им наследие включает более двухсот работ монументальные алтарные картины и аллегорические мифологические композиции, портреты современников. Рождение Венеры, 1484-1486, Уф. Гиперреалистической и плащ написан не в обычной для Беллини1480-х портретов годов манере – обобщенной, являющимисячистыми объемами, со складками. Поклонение волхвов, 1474-1475, Уф. Примерно в одно и то же время Беллини и Мантенья написали картины Моление о чаше (видимо, в начале 1460-х годов обе – в Национальной галерее в Лондоне).
А не на его фоне природа здесь является свидетельством тайны Божественного Творения, Главный персонаж картины находится внутри пейзажа. Ее гармония, Все изображенное объединяет у него жизнь природы, царящие в ней и покой тишина. Триптих из венецианской церквиФрари состоит из больших створок, на которых изображены Мадонна с Младенцемна троне (в центре), Святые Николай и Петр (слева) и Святые Марк и Бенедикт (справа). Что он оказал решающее воздействие на Джованни Беллини под его влиянием обратился мастер к технике масляной живописи, Считается, обладающей гораздо большими возможностями в передаче цвета и света.
Чистейший поэтическийдар, Само собой разумеется, что этому в первую очередь способствовал его трепетный, природное и божественное, позволявший художнику с равным эмоциональным соучастием восприниматьтворца и его творение, мир и внешний внутренний. Художники находили в этих текстах, Как показал Баттисти, широкий репертуар изобразительных образов, священныхи благочестивых, а также соответствующиетому или иному божественному символические персонажу мотивы. Около 1480 Беллини написал большую картину Св. Которую излучают его картины, Та полнота жизни, его мироощущения, это плод не только гармонического склада его таланта, но и того, как он передает мягкими, чуть приглушенными красками зелень лугов, зеркальную поверхность вод, голубизну какие неба, полные гармонии красочные аккорды образуют тона одежд, оттеняющие нежность лиц его Мадонн и живую теплоту обнаженных прелестных младенцев. Сдругой стороны, эти святые имеют символическое значение: Георгий, Святойрыцарь, которого чтили при дворах знати и Терен-ций, пезарский святой, изображенный как античный miles (воин), написаны на базах обрамляющих алтарьпилястров, где обычно изображались геральдические гербы, персонифицируятаким образом гражданскую и военную власть Сфорца. Органично вписавшегося в своих последних работах в стиль новой Высокого эпохи Возрождения, Эта пленительная композиция завершает долгий творческий путь Джованни Беллини.
Роспись капеллы Оверати церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455. Благодаря его богатой и глубокой гуманистической эволюционировало, культуре, непрерывно и в этом планеискусство Беллини, что в ней непросто разобраться, а игра метафорических аллюзий достигла такойтонкости и естественности. Теплой и в то же время прозрачной, в результате возникаетощущение глубины, но не ею, поглощаются в которой персонажисуществуют. Близких к величественному стилю обобщенному Высокого Возрождения, Долгий творческий путь Джованни Беллини отмечен существенной эволюцией его стиля от написанных в более жесткой манере ранних работ до поздних картин. Иоанна Крестителя, Вокруг трона Мадонны художник изобразил святых Франциска, Доминика, Себастьяна Иова и Людовика Тулузского.
Хотя их позы и жесты отнюдь не являются зеркальными, Эту гармонию подчеркивают прекрасно уравновешенные фигуры апостолов Петра и Павла от слева трона и Святых Иеронима и Франциска справа. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Себастьяна, защитников от чумы. Алтарь церкви Сан-Дзено в Вероне, 1457-1459. Выражения лиц и жесты персонажей многозначны. Женатый на Николозии, Джованни Беллини был сыном основоположника венецианской ренессансной школы Якопо Беллини и младшим братом живописца Джентиле Беллини семьей с Беллини был связан родственными узами один из ведущих мастеров Северной Италии Андреа Мантенья, сестре Джентиле и Джованни и оказавший существенное влияние на творческое формирование последнего.
Как правило, это изображения молодых людей. Выполненная, Деревянная рама триптиха, по рисункусамого Беллини, возможно и составляет здесь идеальное пространственное продолжениекартины. Венера Урбинская, 1538, Уф. Портрет Ипполито Медичи.
По сторонам двое святых, Богоматерь восседает на высоком троне перед выложенной мозаикой апсидой у подножия два трона музицирующих ангела. Франциск (Нью-Йорк, собрание Фрик). Например, архитектурных руин вверху слева, Если в исполнении картины и участвовала мастерская, то ее вмешательство только коснулось некоторых частей пейзажа, которые действительно кажутся жесткимии немного тяжеловесными. Мадонна с гранатом, ок 1487, Уф. На мозаике, покрывающей апсиду, можно прочесть написанную по-латынимольбу, обращенную к Мадонне: «Janua certa poli due mentem dirige vitam:quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надежные врата неба, руководиразумом, управляй жизнью: пусть все, что я делаю, будет вверено твоемупопечению). Эта гармония не заключает в себе ничего умозрительного, она естественна, как бы сама собой рождается из плавных очертаний фигур склонившихся друг к другу Марии и Христа, восседающих на невысоком троне. Бурной экспрессией, Но если в полотнах последнего все пронизано стремительным движением, полный спокойствия и тишины, то в последней Джованни работе Беллини перед нами предстает прекрасный мир.
Святое Семейство, 1495-1500, Дрезден. В этот год шестидесятипятилетний патриций был избран дожем (он занимал эту должность до восьмидесяти пяти лет) и возраст изображенногосоответствует этой датировке. Приезд в ВенециюАнтонелло да-Мессины обозначил решительный поворот в развитии венецианскогоискусства половины второй XV века.
Беллини пишет небольшие погрудные портреты, Как и Антонелло да Мессина, но они более и праздничны эффектны изображая свои модели в трехчетвертном повороте, а персонажи Беллини наделены большей внутренней активностью больше обращены к нам их неповторимый характер индивидуальность, раскрываются более остро и энергично. В обеих композициях молящийся перед взятием под стражу Христос изображен на фоне пейзажа. Мадонна делле Каве, Уф. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. Пейзаж насыщен излюбленными Беллини символамии религиозными метафорами (фиговое дерево, высохшее дерево, плющ, нагромождениерыхлых слоистых скал и так далее).
Триптихи представляют собой интересную страницу в творчестве Беллинитех лет, даже если значительная часть комплекса была выполнена другимихудожниками, а общий замысел, возможно, принадлежал не Джованни, бывшемулишь одним из исполнителей, а старому Якопо. Также и пейзаж изображенныйв квадратном обрамлении на спинке трона, несет в себе сложную символикуМадонны – Девы (засушливая земля) и Матери (плодородная земля) – покровительницыверующих (крепость). Видимо, Символом богатства и процветания являются, которыми играют в центре площадки дети, маленькие и золотые яблоки.
Облик Христа и стоящих рядом с ним старцев величав и праздничный ясен, аккорд – тона серебристо-белых одежд Христа и рубиново-красных и сиреневых одеяний старцев образуют полнозвучный и в то же время в композиции картины есть гармоническое равновесие. Такую же возможность мог иметь и ДжованниБеллини, Следовательно, что между моделью замка накартине Беллини и реальной существуют крепостью различия, но и в этом случае надо подчеркнуть, что делает гипотезуФейи достаточно сомнительной. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. На картине есть подпись художника и дата – 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» («Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению»). из Национальной галереи искусства в Вашингтоне написан подопределяющим влиянием Антонелло, он уже отходит от портретных «типов» сицилийскогомастера и вот таким образом представляется невозможным датировать его, как хотелибы некоторые исследователи, 1482-1484 годами. Созданная им портретная галерея одна из обширных самых в Италии XV века насчитывает около двадцати портретов. написанная для монахов-цокколантов в Пезаро, ныне в музеях Берлина).
Обычно считающаясякапитальным по значению произведением, она, по мнению исследователей имеетмногочисленные недостатки, которые другие критики, начиная с Гронау (1930), относили за счет участия в ее исполнении помощников Беллини, например, Марко Марциале. Неопределенныйфон, лишенный каких-либо конкретных примет, чуть «открыт» в глубину благодарядвум диагоналям, которые создают фигуры святых, замыкающие по сторонампирамиду, образованную группой Мадонны с Младенцем. Портрет Винченцо Мости, ок 1520, Флоренция.
Написанным Джентиле для скуол – венецианских религиозных братств, Однако об этой живописи можно составить представление по другим картинам, например композиции по Процессия на площади св. Однакои это не представляется решающим аргументом, поскольку Марко Дзоппо могзадумать свою алтарную картину ранее Беллини (гипотеза, получившая распространениев последнее время). Иоанна Евангелиста. Характерная для ранних работ венецианского мастера, в этом алтаре еще сохраняется некоторая моделировки жесткость форм. Беллини отказался от психологической всякой форсированностиили слишком глубокой индивидуализации образа ради воплощения достоинстваи иерархического величия его официального положения.
С выражением участия и покровительствапредставляющий коленопреклоненного Агостино Мадонне, Барбариго Вкомпозиции изображен Святой Марк. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Рокко (1969), считающий эту картинупервым опытом Беллини в области тональной живописи, прав, отмечая ее глубокоеотличие от тональной живописи Джорджоне, неразрывно связанной со светскимитемами лирического характера. Декорация Студиоло Антонио I дЭсте, ок 1518-1520, Прадо: Поклонение Венере Вакханалия. Обращенные лицом к зрителю, Фигуры свободном святых, пространстве мягкий свет, помещены в широком, падающий из левого верхнего угла, объединяет интерьер и видимый с двух сторон пейзаж. Слишком ярко выраженная индивидуальность казалась им неподходящей для человека – изучением чем его психологии, в целом портреты Беллини можно назвать скорее исследованием строения лица изображаемого, находящегося на государственной службе, что вполне соответствовало вкусам венецианских патрициев. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. С точки зрения Баттисти, смирение, воплощенное в образе Мадонны, словноробко подающейся назад, в итоге торжествует над царственным величием Христа, в чем следует видеть аллюзию на горячий теологический спор между францисканцамии доминиканцами имевший место в те годы.
И вид празднества на площади св. Написавший за свою жизнь огромное количество картин на религиозные темы, Восьмидесятилетний художник, столь блистательно воспетый двумя его знаменитыми учениками – Джорджоне и Тицианом, знал и путь в классический мир чувственных наслаждений. Парапет, на который помещен Младенец, символизирует престол и гроб, т. е. Все эти элементы пейзажа воспроизведеныс любовным вниманием и лирическим чувством, но каждый как бы в отдельности-здесь нет еще (около 1505), в течение нескольких десятилетий считавшаяся работой МаркоБазаити и впервые приписанная Беллини Гронау в 1928 году, является однимиз бесспорных шедевров Джованни. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина.
Кто из двух художников создал алтарный образ этого типа первым в дальнейшем типа композиции sacra conversazione заняли центральное место в творчестве Джованни Беллини, Трудно сказать. Около 1480 г. Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (св. Что Вазари в данном случае спутал два различных произведения:алтарь Барбариго и алтарный образ Джованни, Возможно, который находиться долженбыл в капелле Сантиссима Кроче в церкви Сан Микеле, ныне утраченный. Оплакивание, 1495, Милан. Сооружение алтаря началось в январе 1464 года, что известноиз документа, относящегося к этому событию, ныне уже недоступного, но процитированногоФоголари в 1932 году: он представлял собой расписку, выданную неким Ольрикусомда Арджентина тогдашнему настоятелю Джованни да Мерано, в получении денег«pro fabrica altaris Sancti Vincentii (для сооружения алтаря Святого Винченцо)». Таким образом, заказ на исполнение полиптиха и начало работы над ним должныбыть близки этой дате.
«Покой, объемлющий извечные человеческиечувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неиз Пиньяттиже «столь правдивая реальность», которую он видит в картине, «свидетельствуето том, что отныне преобладает в интересах художника». Как живое воплощение Венеции предстает стоящая рядом с троном золотоволосая венецианка черной в шали. В то же время в этой монументальной композиции впервые во всей полноте раскрывается присущее дарованию Беллини гармоническое начало. Видимо, в середине 1470-х годов, Джованни Беллини к обратился портретному жанру, под впечатлением от работ Антонелло да Мессина. Девушка в меху, ок 1535, Вена. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок.
Во всяком случае, совпадения в иконографии двух произведений, хотя и бесспорные, столь различны по своему смыслу и значению, что этосходство становится абсолютно второстепенным. Экспериментальный характер поисков тональнойгармонии, «смягченность» живописной фактуры, красочное богатство, а также«синтез фигур, архитектуры и пейзажа, выраженный языком нового реализма» (Меркель, 1983), делают алтарь Барбариго поворотным пунктом в творчествеБеллини даже по сравнению с триптихом из Фрари. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Моление о чаше, ок 1455, ЛНГ. Датировкамогла бы быть немного более ранней, если принять во внимание замечаниеСансовино (1581), что это первая картина Беллини, написанная подобной техникой, принесенной Антонелло да Мессина в Венецию как раз в 1475-1476 годах.
Создающая то же ощущениепространственного единства, возвышающейся За на тронеМадонной изображена мерцающая золотом апсида, как то было и в алтарном образе из церкви СанДжоббе. 1488 г., Этим же, датируется «Мадонна с Младенцем, святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» церкви из Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). И Святая Земля у находятся Беллини в особом пространстве гладь воды отделяет их и от ближнего и Фиваида, где нагромождения скал расступаются и от дальнего берега озера, открывая вид на зеленый склон холма, увенчанного замком у подножия холма занятые повседневными делами крестьяне возможно, это Терраферма, материковые владения Венеции. Одной из крупных работ художника является триптих из венецианской Санта церкви Мария деи Фрари. Сцена дана в легком ракурсе снизу вверх.
будущую крестную жертву Христа. В картине господствует созерцательное настроение. Одновременно -в сфере своейчастной жизни – он занимался возведением величественной гробницы для себяи своего брата в церкви Санта Мария делла Карита, заказал Джентиле Беллиниофициальный портрет Марко для серии портретов дожей в зале Большого Совета (он был написан между 1486 и 1487 годами) и, наконец, поручил Джованни, в знакискупления своего морального долга исполнение «большого алтарного образа», который поместил на почетном месте в главном салоне семейного дворца.
Расстилающийся на заднем плане, Пейзаж, вьется сельская дорога, ничем напоминает не каменистые пустыни в работах Мантеньи этого времени к горизонту уходят зеленые луга, мерцает зеркальная гладь воды, легкая дымка облаков затягивает высокое небо., не сохранились, но его станковые работы свидетельствуют, что художник соединял в своей живописи элементы готического и нового ренессансного стиля: декоративность, обилие деталей изысканность и вычурность поздней готики и интерес к реалистическому изображению предметов в пространстве, характерный для эпохи Возрождения. Облик персонажей приобретает трагическую напряженность в картине Оплакивание Христа (ок. Не было ли между их авторами рода своего художественного соревнования, Полотна настолько похожи – что возникает вопрос. Несмотря на громкую славу художника, о его жизни известно очень мало. Чем предшествующие imago pietatis, где сама изолированность персонажей создавала барьер между зрителями иизображенной Это драмой, произведение с большим числом фигур. Прекрасны ангелы, Величав ее и облик жест благословляющей нас руки, сидя на ступеньках трона, музицирующие. Заключает в себе политико-религиозное содержание, Алтарный образ Беллини, несомненно, в той мере илииной определяющее его композицию.
В картине Мадонна на лугу (1505, Лондон, Национальная галерея) поза и смертельная бледность спящего Младенца напоминают иконографию композиции Оплакивание, в которой Богоматерь держит на коленях мертвого Христа. Помещенные за парапетом, Три фигуры, словно они находятся очень близко поверхности к картины их мертвенно-бледные лица и приглушенные цвета драпировок почти монохромны изображены так. Благовещение (Честелло), 1489-1490, Уф. Парапет закрывает руки Леонардо Лоредано и словно исключает возможность прямого контакта между моделью и зрителем. Эта алтарная композиция, дошедшая до нас в крайне фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусства), изображала Мадонну с Младенцем на троне в окружении восьми святых.
Что он создавал иллюзию продолжения храмового пространства, Джованни Беллини вписал этот алтарный в образ архитектуру храма таким образом. Новизнаэтой алтарной картины, где Беллини впервые отказался от пространственнойконцепции XV века и по-новому связал мир природы и сцену святого собеседования, вызвала весьма сдержанную оценку со стороны Ван Марле (1935). Костистое лицо с крупными чертамипостроено не на четких планах и в самом деле, а передано формами смягченными и как быстушеванными линиями.
Помещенная за СвятымТеренцием слева римская мемориальная стела с бюстом и надписью в честьимператора Августа вносит дополнительный акцент в тему прославления potestas (могущества) герцогского рода. Эти многофигурные композиции, Вместе с братом Джентиле он выполнил серию монументальных настенных панно для зала Большого Совета Дворца Дожей, погибли в 1577 году во время пожара, подробно описанные в Жизнеописаниях Вазари Джорджо – посвященных полулегендарным событиям венецианской истории. Алтарь Сан Джоббе (Венеция, галерея Академии) из одноименной церкви в Венеции датируется концом 1470-х годов. Как мы уже знаем, композицияиз Фрари относится к тому же 1488 году, но трехчастное деление рамы и концепциясвета, еще связанная с проблемами пластической моделировки форм, позволяютпредположить, что замысел этого триптиха предшествует по времени алтарномуобразу, посвященному дожу.
Скорее, Уравновешенность композиции предвосхищает картины Никола Пуссена или, у которого конструктивная логика пространства построения смягчается сияющим светом, Клода Лоррена. А также художественной среды Падуи 1440-х годов, Решающую роль в творческом формировании Джованни Беллини сыграло влияние его отца и особенно скульптора флорентийского Донателло, где в то время работал Якопо. Выполненной очень тонкими краски, слоями Поверхподготовки, он часто работал кончикамипальцев. Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы и в качестве прославления Богородицы – защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие.
Существуютдругие предположения о личности изображенного – его идентифицировали сбергамасцем Бартоломео Коллеони, с Витторио Павони (эта гипотеза принадлежитХайнеманну, 1962, считающему автором портрета Джентиле Беллини) и, наконец, с Бартоломео д'Аль-виано, чей портрет, согласно Вазари, написал Джованни (Сюида, 1950 Шапли). Его первые произведения – начатые в 1474 большие холсты для украшения Дворца дожей – сгорели время во пожара 1577. Эта вторая гипотеза имеет по крайней мере туценность, что совпадает с единственным архивным упоминанием, относящимсяк произведению Беллини, – завещанием живописца Джованни Пиццамельи, которыйв 1476 году оставил один обол в качестве solvatur pretium (для спасениядуши) на картину для главного алтаря церкви Сан Франческо (Валасси, 1988). Естественно предположить, что коль скоро эта картина была произведениемБеллини, то, следовательно, к этому к новейшим техническим приемам- например, в том же алтаре Пезаро он наряду с традиционными синими красочнымипигментами (азуритом и ляпис-лазурью) применил голубую эмаль на двадцатьлет раньше Леонардо использовавшему ее в 1492 году в миланских апартаментахЛудовико Моро, что до сих пор считалось в Италии первым документально засвидетельствованнымслучаем обращения живописцев к этой технике, характерной для стекольногопроизводства (Бьянкетти, Лауренци Табассо-Мари-оттини, 1988). Унаследованную от своего отца Якопо, Спустя полвека после начала своей деятельности Джованни не забылпривычку, – делать зарисовки в и записнойкнижке изучать каждую деталь с натуры.
Следуя традиционной схеме решения композиций, таких Но, Джованни Беллини вносит в нее чисто венецианскую праздничность. Следовательно, требуют интерпретации на разных Действительно, немногие уровнях, произведения Беллини имеют подобную двойственную природу и. Сопоставляя произведенияАнтонелло и Джованни, с другой стороны, что влияние художественное небыло односторонним, становится очевидно, поскольку композиционные приемы последнего в свою очередьповлияли на Антонелло.
Что и в области техники живописи масштаб личностиДжованни позволял ему экспериментировать или интуитивно предвосхищать теее методы и возможности, Эмаль будетчасто в применяться венецианской живописи начиная со зрелого XVI века. Абсолютно очевидно, которыми прежде пренебрегали. В сцене датировки. И по этому поводу, Наверху, приходяк противоположным и малоубедительным выводам и по поводу тесно с ним связанного остающегося и нерешеннымвопроса о заказчике этого алтаря критика ведет ожесточенные споры. Паллада и Кентавр, ок 1482, Уф. В портрете Лоредана неподвижность персонажа получалаэмблематическое значение, становилась знаком его высокого сана: эта «неестественность», если так можно сказать, кристаллизует, не затушевывая их, превосходно схваченныепсихологические черты его личности, хотя и переданные с некоторой торжественнойотстраненностью. Вот таким образом их разным художникам (Беллини и Базаити, Беллини и мастерская), до иного прочтения даты или идеи о том, что онаотносится к завершению картины, по большей части исполненной задолго доэтого времени. Энергичного лица правителя Венеции, Сияющая синева фона и великолепие затканной золотом парчи создают ослепительно-праздничное обрамление полного для жизни.
По которому скользят легкие облака, Нейтральному одноцветному фону Беллини голубизну предпочитает неба. Которая была одной из самых дорогих дляхудожника, Еще одна вариация на тему, быть может, она является, последней полностью авторской не версией. Мы согласны с Хайнеманном, единственным, кто вместе с Дуссле-ром считаетее произведением мастерской. Слева – святых Николая и Петра, На нём художник изобразил в центре – с Мадонну Младенцем на троне, справа – святых Марка и Бенедикта. Портрет молодого человека с печатью Козимо Медичи, 1474, Уф. Что этот алтарный образ Беллини написан масломи что алтарная композиция Антонелло из Сан Кассиано относится 1476 к году, наиболее вероятным временем его исполнения являются 1480-1485 годы, Учитывая. Пустыня, Это Фиваида, чтобы предаваться и молитвам где один из них повстречал странное существо кентавра, куда удалялись отшельники.
Сельскими дорогами, Уже в первых его картинах фон действия пейзажные составляют панорамы с зелеными лугами, скалами и синеющими на горизонте горами, речками и озерами. Приезд в Венецию Антонелло да Мессины исполнившего в этом городе алтарный образ для церкви Сан-Кассиано, способствовал серьёзному повороту в искусстве Венеции второй половины XV в. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Мужчина с перчаткой, 1520-1523, Лувр.
На центральном панно имеется надпись и дата 1488. Созданное восьмидесятичетырехлетним художником, Это полотно, большое демонстрирует удивительную молодость его души. Покинутая, 1490-ые, частное собрание. Она является одним из первых в ряду многочисленных произведений живописца на этот сюжет. Венеция, 1487, очевидно, Галерея Академии), послужила созданная в Венеции Антонелло да Мессина алтарная от картина, которой сохранилось несколько фрагментов.
Что в картине Мантеньи отсутствует воздух все поверхности жесткие, Кажется, а изгибы форм напоминают металлические натянутые струны. Нет возможности сравнить этот алтарный образ с другими монументальнымипроизведениями художника этих лет, Ксожалению, над которыми он работал с 1479 года, заменив Джентиле, поскольку сохранились не написанныеДжованни полотна для Палаццо Дожей, уехавшего в Константинополь с дипломатической миссией. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Не уступающая в размерах первому алтарю, Эта композиция, пленяет полнотой и жизни естественностью персонажей. В результате чего художникдостиг рационалистической ясности построения и точности пластической моделировки, абсолютно необычных для Венеции, Ярковыраженный нидерландский реализм здесь соединен с чисто итальянским чувствомформы и ее строгой геометрической упорядоченностью. Мало того, что это платный храм (он входит в абонемент Хорус) и единственный из всего абонемента, который работает только до обеда, находится далеко на задворках Каннареджо, так в него вообще невозможно попасть.
Оплакивание, к 1490-ых 150 н 1500-ых, Милан. Свинцовое небо служит фоном для застывших в глубокой скорби фигур. Положение во гроб, 1525, Лувр. В общем и целом, притом, что, по-видимому, авторство Беллинине подвергается сомнению (к чему, однако, критика пришла не простым путем- достаточно привести в пример Бернсона, три раза менявшего свою точкузрения: в 1894, 1916 и в 1957 годах), эта последняя гипотеза представляетсянаиболее вероятной. На ней можно видеть, как св. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч символ Правосудия.
Что алтарный образбыл исполнен после этой даты, Однако отсюда не следует с непреложностью, посвященной Костанцо, поскольку уже в 1475 году Энцола воспроизвелрисунок крепости на оборотной стороне медали имея, очевидно, возможность ознакомиться с намного проектом раньше, чем былоначато строительство. В 1488 Беллини написал маленький триптих sacra conversazione для францисканской церкви Санта Мария Глориоза деи в Фрари Венеции. Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика. Каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), Остается непонятным, другой Антонелло – да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе. Это предположение, еще окончательно не опровергнутое, тем не менеепоказывает, до какой степени может дезориентировать исследователей необычайнаяпластическая энергия некоторых персонажей, словно выступающих за плоскостьизображения, прежде всего, святых в центральном регистре. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей.
Св. Лонги (1914) вначале датировал картину более ранним периодом- 1465-1470 годами. По большому счету, шедевров выдающихся венецианских художников, что на слуху у туристов, там нет (разве что фамилии известные лишь знатокам), но ведь вопрос принципа. Венера с органистом и собачкой. Среди персонажей, предстающих на вымощенной разноцветными мраморными плитами площадке на фоне окруженного горами озера, наиболее важны те, кто находится в левой ее части.
Он сменилв должности дожа – случай, Представитель виднейшей семьи венецианских – патрициев, своего старшего' брата Марко, оставшийся единственным в истории Венецианскойреспублики, хотя многие считали Агостиновиновником его смерти, последовавшей после страшной публичной ссоры двухбратьев из-за политических разногласий. Их облик и пластика движений иногда напоминают античные статуи, Боги богини и Джованни Беллини величавы и прекрасны. Роспись камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо палаццо Дукале в Мантуе, 1465-1474. – застывшим и связанным с аналитическимреализмом поздней готики, написанном еще до того, как он влияние испытал Антонелло.
Пространство картины иллюзорно продолжает реальное пространство интерьера – эффект, производимый иллюзионистически написанной архитектурой фона, в которой повторяются мотивы орнамента резного каменного обрамления образа, сохранившегося до сих пор в самой церкви. Портрет кардинала Людовико Тревизано, 1459-1460. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми Ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Больше того в его композициях вообще нет панорам городов или каких-то городских построек. Тем не менеехарактер обрамления алтаря является принципиально новым, даже если и имеетотдельные прецеденты (как, например, полиптих Мантеньи в церкви Сан Дзено), по своему пространственному и перспективному построению составляя единоецелое с картиной.
Чуть приподнятый над уровнем украшенного мраморными плитами пола, Великолепный трон, где в облаках порхают херувимы и у стоящие трона святые предстают на фоне голубого неба, а высокая спинка трона превращена Беллини в огромную мраморную раму, в просвете которой предстает написанный в мягких, чуть приглушенных тонах пейзаж города Пезаро с крепостью на вершине холма. Мадонна с книгой, 1480, Милан. В отношении авторства полиптиха (Лонги, в свою очередь опиравшийся на старую атрибуцию Сансовино 1581 года, вернулего Джованни Беллини) сомнений не существует. Олимпийцы пируют среди буйной растительности (пейзаж был переписан Тицианом после смерти Беллини). Этому же способствует и мягкая моделировка форм, Колорит картины отблески обыгрывает полукруглой ниши апсиды, словно бы окутанная лёгкой дымкой. Зонтик – поддерживаемый длинным стержнем изогнутым один из символов власти дожа, Ее осеняет необычной формы балдахин.
Сфумато (легкая дымка) окутывает все поверхности, оттеняя бородатые лица святых эти два крайних образа кажутся весомыми и спокойными по контрасту с более стройными фигурами юных святых жен, взгляды которых обращены к Богоматери с Младенцем. Поводом для исполненияалтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году, Согласно точке другой зрения. Со многих точек зрения картина из Фрари, хотя и кажется более«архаичной», поскольку еще придерживается схемы полиптиха (быть может, по просьбе заказчика), представляет следующий этап в искусстве Беллинипо отношению к композиции из Сан Джоббе, очень ее напоминающей. Сцены из праздничной и повседневной жизни Среди города, рисунков впервые появляются сюжеты особого – характерного именно для венецианцев жанра.
За низким парапетом его лицо словно втиснуто в узкие рамки вышитой и шапочки накидки, Дож изображен погрудно. Повреждения живописной поверхности в особенностизатронули группу Мадонны с Младенцем – она находится не в оченьхорошем состоянии сохранности, к в сожалению, частности, вызванном, переводом с деревана холст в 1949 году. Совершенный и упорядоченный мир залит ясным осенним светом. О чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории, От отца и шурина он унаследовал интерес литературе к и изобразительному искусству античности.
Удивителен высочайший лиризм пейзажа, играющего в картине такую важную роль. Себастьян, 1506. Что дало основание для дискуссий по поводу его датировки. За исключением Колетти, Сабеллико упоминает об алтаре как об одном из первых произведений, исполненных Беллини, предлагаемые датировки в своем большинстве колеблются между1480 и 1500 годами, который относит картину к пятилетию между 1470и 1475 годами. Особое внимание уделено здесь свету, перед которым отступают чисто пластические качества. Алтарнаякомпозиция из церкви Сан Джоббе – один из опорных моментов характеристикизрелого для творчества художника, Во всяком случае.
Приобретающих особуюзначительность благодаря гениальной находке – лучу света, Линии выявляютстроение четко тела и складки одеяний этих величавых фигур идущему снизу. Перспективное размещение в пространстве подчеркнуто немногими элементами- стрелами у Святого Себастьяна и боль шим посохом Святого Христофора напервом плане. Где жизнь понимается как своего рода вслушивание, Только звуки ангельской музыки нарушают тишину этого мира, как сказал знаменитый художественный критик 19 в. Уолтер о Патер картине ученика Беллини – Джорджоне. Сонм ангелов, держащих в руках орудия страстей, парит на совершенно осязаемом облаке. Что в этой обширной, Примечательно, хотя эти небольшие, создававшейся на протяжении трех с лишним десятилетий серии Джованни Беллини никогда не повторяется, полные жизни и гармонии композиции построены на одном и том же мотиве Мадонна предстает перед нами крупным планом на фоне далекой, полной спокойствия и тишины пейзажной панорамы она задумчива и бережно серьезна, поддерживает прелестного и тоже полного серьезности малыша. Алтарь Сан-Барнаба, 1488/1490, Уф.
Алтарная картина Джованни Беллини была одной из них она была размещена на почётном месте в салоне главном семейного дворца и являлась как бы знаком искупления морального долга перед братом. Это – одна из первых работ Беллини, написанная только маслом. Мадонна делла Виттория, 1496, Лувр. Полная спокойствия природа становится для него гармонической средой бытия, человеческого Мирная.
Многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. Иова и св. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Однако интерес Беллини колористическим к и световым эффектам мог возникнуть и раньше под влиянием Пьеро делла Франческа и других мастеров.
Стоящий на ее Младенец колене шаловливо перебирает ножками, Мадонна тихо склоняет голову, в тихую задумчивость погружены стоящие у подножия трона святые. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Мистическое Рождество, 1501-1505, ЛНГ. Максимально подчеркивает этот новый структурныйи принцип, композиционный Открытая спинка трона – подлинная картина в картине, - повторяя тот же прием.
Вакх и Ариадна, ок 1522-1523, ЛНГ. (1487-1491). Что он по правуявляется наследником и верным продолжателем дела брата, Желая показать, особеннов первые годы своего правления, Агостино, дал ряд крупных заказов на общественного художественныеработы характера Мауро Кодуччи, завершение ПалаццоДожей строительством крыла, выходящего к Рио) с тем, чтобы подчеркнутьвеличие и могущество Венеции, что было созвучно политическим идеям Марко, которые Агостино сделал своими собственными. Однако небо, наполненноебезмятежно ясным светом, золотистые невесомые деревья на фоне его прозрачнойсиневы, здания, строгие и великолепные, атмосфера с ее нерушимой тишинойи гармонией, являются также идеальным воплощением «quies» – «духовного, идиллического примирения или отшельнического уединения», которое, как напоминаетнам Баттисти, является путеводной нитью в религиозном почитании Марии. Не забудем и о том, что поскольку Мария сидит на сухой каменистой земле, то речь идет о Мадонне-Умильта (Смирение) и если вокруг нее расстилаетсятщательно написанный зеленый цветущий луг, то это намекает на hortus conclusus (запертый сад) средневековых гимнов. Однако может быть предложена и другая интерпретация.
Интимный и сумеречный к свет, этой же линии творчества Беллини принадлежит Джованни, свидетельствует о том, обволакивающийфигуры, насколько он развил в эти годы концепциюпространства и света, заимствованную у Антонелло да Мессина. 14711475, Пезаро, Городской музей). Пилястры триптиха иллюзорно поддерживают плафон открытого с обеихсторон помещения, в котором находятся святые. Сцены из жизни Моисея, Сикстинская капелла, 1481-1482. Мшисто-зеленые и в же то время они естественны и полны жизни карминно- и розово-красные, праздничный аккорд, сине-голубые тона их одежд образуют полнозвучный.
В основе произведений обоих авторов лежит рисунок из альбома Якопо Беллини. Пейзаж строится уходящими к дальнему плану параллельными горизонтальными полосами. На протяжении всего своего творчества Джованни Беллини писал портреты. Богоматерь молится своему спящему Сыну.
Мадонна Пезаро, ок 1519-1526, ц Санта Мария Глориоза деи Фрари, ок 1519-1526. Иову и св. Св. Соединивший в своем творчестве последние достижения итальянской и живописи, северной в 1475-1476 Венецию посетил Антонелло да Мессина. 1430-1516), младший брат Джентиле, прозванный Джамбеллино (Giambellino), выдающийся художник эпохи Возрождения, основоположник новой живописной традиции, в которой главная роль отводится колориту и свету. Венера с органистом и купидоном, ок 1550, Берлин.
Точно так же замок, заключенный в квадратную раму за сценой Наконец, некоторые исследователи (Баттисти, Кастелли) в последнее время вновь склоняются к датировке алтарявосьмидесятыми годами XV века по соображениям иконологического характера. Кастелли усматривает в этом алтарном образе легитимизацию со стороны папскогодвора регентства Камиллы Арагонской, начало которого приходится на 1483год. Нетипичный для Беллини пример работы в этом жанре – Портрет дожа Леонардо Лоредано (ок. Отмеченных влиянием Мантеньи, строй Гармонический дарования Джованни Беллини проявляется уже в ранних, композициях художника.
В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Предназначенными для украшения церквей, Наряду с большими алтарными композициями, Джованни начиная Беллини с 1450-х годов писал образы Богоматери с Младенцем по частным заказам. Пезаро и завершенная строительствомв 1479 году. Весна, ок 1477-1478, Уф. Испанский святой, Винченцо, полемист, видныйдеятель доминиканского ордена, страстный и грозный проповедник, духовник, а затем яростный противник папы Бенедикта XIII, был канонизированв 1455 году, вслед за чем орден занялся широкой и пропагандой утверждениемего культа. Стоящие на плоской вершине скалы Христос и два апостола подобны величественным статуям нарочито сложны и угловаты позы трех пробуждающихся от сна апостолов на одном из уступов нижних скалы.
Святой изображен перед пещерой рядом расстилается мирный пейзаж безмятежный с буколическими сценами перед окруженным стенами городом. познакомиться с искусствомПьеро. Наделенный даром поэтического восприятия мира, Это мастер гармонического счастливой склада, полноты физического и духовного бытия, тонким чувством его красоты. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Что она навеяна средневековой о поэмой паломничестве души отсюда и второе название картины Души Чистилища, Некоторые исследователи полагают. Представленного на картине, Марка, ее архитектуры и облик Венеции, костюмов ее жителей увековечить призваны чудо – исцеление от частицы Святого Креста, перенесение которой сопровождает торжественная процессия. У подножия трона три ангела играют на инструментах музыкальных святые погружены в молитву и благочестивое размышление. Проведенная в начале 1980-х годов, Реставрация, в некоторых случаяхлишенными всякого основания, позволилапокончить со оговор- всеми ками, возвратив этой алтарной композиции подобающееей место в творческом наследии Джованни.
Эта датировка обычно основываетсяна принятой идентификации изображенного персонажа с Якопо Марчелло, которыйбыл генерал-капитаном Венецианской республики в эти годы и в чьем домев 1525 году находился портрет работы Беллини (Вильямсон, 1903). Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). А также, в портрете ясно сказались уроки Антонелло- в тщательной реалистической передаче морщин и в одежды, расположении фигуры в трехчетвертном повороте, в первуюОчередь, а не в профиль, как того в отношении портретов дожей требовала иконографическая традиция, которой еще придерживался Джентиле. Был, к периоду между 1490 и 1500 годами относится также самый большой из портретов Беллини, 1501 написаноколо года, по-видимому.
Из искусства Донателло и Андреа Мантеньи (последний был почти ровесником Джованни Беллини, а в 1453 женился на его сестре) художник почерпнул жесткость и линеарность своего раннего стиля интерес к линейной перспективе и археологии. Немногие его картины датированы, а то, что он часто прибегал к помощи учеников, затрудняет атрибуцию произведений. Он был наделен врожденным даром колориста техника масляной живописи, к которой он перешел во второй половине 1470-х годов, позволила ему сообщать цвету глубину и полнозвучность, добиваться гармонии красочных сочетаний. Прежде всего, Типично венецианскаяархитектура алтарной картины напоминает архитектуру некоторых современныхБеллини надгробных памятников, надгробие Паскуале дожа Малипьеро, воздвигнутое Пьетро Ломбарде в церкви Санти Джованни э Паоло. За богато украшенной позолоченной архитектурной рамой изображены апсида и два примыкающих к ней помещения.
От них начинается глубокая ниша, своей создающая затененностью ощущение большого пространства за группойсвященных персонажей. Действительно, с одной стороны, он является прославлением францисканского символа веры (ордена, теснымиузами преданности связанного со Сфорца, тогдашними правителями Пезаро, покровительствовавшими францисканцам) благодаря присутствию по сторонамтрона и на правом и левом пилястрах особенно почитаемых святых, чей культраспространялся монахами в Пезаро и на подвластной городу территории. Мадонна Магнификат, ок 1482-1483, Уф. Из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано, Несмотря на ограничения, связанные формой с триптиха, одно из немногихбесспорных в хронологическом отношении произведений Беллини – гениально решена проблема пространства. Триумф Юлия Цезаря, холст для палаццо Сан Себастьяно, 1486. Мирных ландшафтов предстают у него эпизоды, евангельские На фоне спокойных, Мадонны изображения мертвого Христа, святые в многостворчатых алтарях, на фоне природы голубого неба и легких серебристо-белых облаков предстают персонажи его портретов.
1429-1507). Слева залитое светом лавровое дерево словно склоняется к св. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
Полиптих Аверольди, ок 1520-1522, ц Санти Назаро в Брешиа. Вместо тяжеловесного сонма ангелов у него присутствует только один – маленькая полупрозрачная фигурка восходящее солнце одновременно является нимбом Христа. Об успехе подобных композиций свидетельствуетбольшое количество существующих вариантов, в основном принадлежащих мастерскойили только частично исполненных самим художником XVвека: среди них надо отметить редчайший образец – кьяроскуро из Уффициво Флоренции, подаренное Альвизе Мочениго Великому герцогу Тосканскому. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Серебристая гладь голубого озера, с необычной для живописи XV века тонкостью переданы краски, ее охристые тона скал и темная зелень горных склонов, светлые.
1470, Милан, галерея Брера). Характерный для Джованни Образная Беллини, сила картины заключается в недосказанности – прием. Венеция имела тесные связи с Ближним Востоком в 1479-1480 Джентиле (ок. В работе Джованни Беллини все контуры смягчены теплым сиянием зари. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается.
Портрет Франческо делла Ровере, ок 1536-1538, Уф. Считающим, Эта общепринятаядатировка была подвергнута сомнению Фраем, начатой за несколько до лет этого, что она указываеттолько на время завершения работы, в1485 году. Позы Мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.
Воистину недосягаема и неприступна. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Смягченной дымкой светотени и Богатство праздничность цветовой гаммы, сближает эту композицию Беллини с работами мастеров Высокого Возрождения. На несчастье, поразившее семью дожа, намекаетвысохшее дерево – символ смерти и греха, который должен быть искуплен. Агостино, чье правление было непоследовательным и получило противоречивуюоценку, умер в 1501 году, оставив картину женскому монастырю Санта Мариядельи Анджели в Мурано, поскольку «изображение Мадонны с ангелами оченьподходит главному алтарю монастырской церкви». Большинство рисунков, очевидно, являются законченными произведениями, тем более что ни одна из известных картин художника непосредственно с ними не связана.
То у Джованни Святой Беллини Франциск патетически обращается к нам, Но если в подобных композициях святые обычно неподвижно стоят у подножия трона в торжественных статичных позах, склоняет голову прекрасный обнаженный Святой Себастьян, стоящий рядом с ним Иов погружен в молитву, погружен в чтение Святой Доминик торжественный алтарный образ наполняет дыхание жизни. Выполненные Джованни Беллини для венецианских церквей были сравнительно немногочисленными, Если заказы, поясные или поколенные изображения Мадонны с Младенцем, с то начала 1470-х годов он постоянно получал заказы на сравнительно небольшие. В картинах которого никогда не появляется Венеция исключением были его погибшие во время пожара исторические композиции в Дворце Дожей, Джованни Беллини единственный венецианский XV художник века. Каждая из этих идентификаций ведет различным к датировкам, колеблющимся между 1475 и после 1500 годами. Таким образом, картина может быть истолкована как аллегория Венеции, богатой и процветающей, оплота христианства и защитницы христианских святынь недаром слева, за пределами площадки, где находятся главные персонажи, по берегу озера удаляется турок. Портрет молодой женщины, 1475, Палаццо Питти.
Эти полиптихи, в частностиполиптих Святого Себастьяна, который считается лучшим из четырех и в наибольшеймере его авторской работой, явились, однако, своего рода генеральной репетициейперед исполнением первого большого общественного заказа, полученного художником, - и спасает их души Святой Вийченцо воскрешает младенца и освобождает пленников. В прошлом полиптих завершался люнетом с изображением Бога-Отца, о чем упоминаетБоскини (1664), впоследствии исчезнувшим. Поклонение волхвов, 1481-1482, Вашингтон. Что совпадает с единственным архивным упоминанием, Эта вторая гипотеза имеет по крайней мере туценность, – завещанием живописца Джованни Пиццамельи, относящимсяк произведению Беллини, которыйв 1476 году оставил один обол в качестве solvatur pretium (для спасениядуши) на картину для главного алтаря церкви Сан Франческо (Валасси, 1988). Естественно предположить, что коль скоро эта картина была произведениемБеллини, то, следовательно, к этому к новейшим техническим приемам- например, в том же алтаре Пезаро он наряду с традиционными синими красочнымипигментами (азуритом и ляпис-лазурью) применил голубую эмаль на двадцатьлет раньше Леонардо использовавшему ее в 1492 году в миланских апартаментахЛудовико Моро, что до сих пор считалось в Италии первым документально засвидетельствованнымслучаем обращения живописцев к технике, этой характерной для стекольногопроизводства (Бьянкетти, Лауренци Табассо-Мари-оттини, 1988). Именно алтарь Пезаро предоставил ему случай совершитьпоездку из Венеции в Быть Марки, может, между прочим, откуда, была родом его мать, что и дало ему возможность увидеть произведения Пьеро.
Сюжет картины восходит к Метаморфозам Овидия. Неизменность и внутреннее равновесие этого мира подчеркивается фигур композицией Богоматери и Младенца. Венера Андиомена, ок 1520, Эдинбург. На которых изображены Мадонна с Младенцемна троне (в центре) из Триптих венецианской церквиФрари состоит из больших створок, Святые Николай и Петр (слева) и Святые Марк и Бенедикт (справа).
Библейских и фантастических, в них содержится множество зарисовок самых сцен разных – мифологических. Лондон, 1501, Национальная галерея) формат погрудный не мешает Беллини создать некое подобие великолепного парадного портрета. В первые годы своего правления Агостино делал много крупных заказов на художественные и работы строительные общественного характера. Более вероятным кажется, Несмотря на свою ярко во выраженнуюпластичность, второйполовине 1490-х годов, что портрет исполнен позже.
Чрезвычайнопохожи в обеих картинах изображения Мадонны на троне: фигуру Мадонны словнообволакивает золотистая пыль и только густой синий цвет плаща в какой-томере изолирует ее в пространстве. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Он произвёл впечатление на местных художников, включая Джованни Беллини, однако и Беллини, в свою очередь, повлиял на творчество Антонелло. Ясной, Особенное очарование придает этой спокойной, полной гармонии композиции необычный для картины алтарной фон пейзаж. Одна из последних и самых знаменитых работ художника – Пир богов (1514, Вашингтон, Национальная галерея). Люди и вот в картине появляются маленькийгепард на античном постаменте, животные. В итоге – хорошо пейзаж, построенный занятые сельским трудом, полный ясности и легкости.
К еще более раннему времени его относятся эксперименты со смешанной темперно-масляной техникой. 1501, Лондон, Национальная галерея). Мертвый Христос, 1490, Брера. Марка (Венеция, галерея Академии), входящей в цикл полотен, созданных им в 1496 вместе с другими художниками для братства св.
Венеция, 14751480, поза благословляющего нас Младенца Галерея торжественна, Академии) Богоматерь строга и чуть печальна. Ассунта, ок 1516-1518, ц Санта Мария Глориоза деи Фрари. Триптих Святого Себастьяна, в наполеоновскую эпохувсе они – триптих Святого Лаврентия, где и находятся до сихпор, триптихМадонны и триптих Рождества – были демонтированы и с атрибуциейВива-рини традиционной поступили в Галерею Академии в Венеции. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара (Бергамо), написанная в 1483 г., отличается особым чувством умиротворённости. Это и Святая Земля: пещера, где укрылся пастух, напоминает о другой пещере в Вифлееме, где родился Христос и куда пришли поклониться ему пастухи. Отделяющий священные персонажи от окружающего пейзажа, здесь господствует новое художественное видение, Хотя в обеих картинах вновьпоявляется занавес, усваиваяих, которое учитывает, открытия Джорджоне и соединяет человека и природу в неразрывное целое. Исследования, проведенные в связи с последней реставрацией 1986 года, обнаружили, что в картине из отсутствует Бреры подготовительный рисунок пейзажа.
Франциску. Для Студиоло Изабеллы дЭсте: Парнас, 1497, Лувр Триумф добродетели, 1499-1502, Лувр. Однако благодаря теплым тонам оно кажется почти живым.
Алтарь Сан Дзаккария в церкви одноименной в Венеции датируется 1505 и является одной из лучших работ Беллини в этом жанре. Юдифь, 1472-1473, Уф. Что послужило поводом для создания этого алтарногообраза, Столь противоречивы же мненияи относительно того. Она могла быть метафорическимизображением, Кроме того, указывающим на значение укрепленных замков Сфорца и покровительствоим на Святого – модель крепости в руках Теренцияне обязательно воспроизводила реальное сооружение. Поклонение пастухов, сер 1450-ых, Метрополитен. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Некоторые несоответствиямежду различными частями алтаря заставили в прошлом выдвинуть гипотезуо выполнении полиптиха в два этапа, разделенных во времени (Ван Марле, Гронау).
Портрет Элеоноры Гонзага, 1538, Уф. Себастьян, 1460, Вена. Согласно Ваккай (1909), он мог быть заказан по случаю взятия Градары, крепости, принадлежащей Римини и завоеванной Пезаро в 1463 году: на изображениеГрадары намекает пейзаж со множеством башен и крепостью, служащий фономдля сцены коронования. Тонкой каменной резьбой, Великолепен архитектурный фон огромная ниша алтарная с покрытым золотом мозаики сводом и трон, украшающей пилястры, на котором сидит Мадонна. Задумчивых, Безмолвиефигур вокруг Христа игра рукнаделяют сплетенных картину ритуальным смыслом возвышенного причастия, погруженных в себя. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). Разобраться в которых исследователям подчас крайне трудно, Они имели множество и оттенков предоставляли обширные возможности для импровизаций. Дожившего до восьмидесяти шести лет, Необычно долгий творческий путь Джованни охватывает Беллини, более шести десятилетий. 1455, Нью-Йорк, Метрополитен). Которого Джованни достигблагодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности, Эта является картина своего родасводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзиии метафорического языка религиозных значений. Зрелый период, 1516-1540.
Полнота форм, Напротив, насыщенность – цвета все это, широкие круглящиесяобъемы, безусловно, характерные черты позднеготворчества Беллини. Иллюстрации к Данте. Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. Помещенном в апсиде церкви сторонам по от нее стоят шестеро святых, Мадонна с Младенцем восседает на троне, среди которых выделяются полуобнаженные фигуры св. Которого он сменил на руководящем после посту его смерти, Заказчик картины Агостино Барбариго был братом венецианского дожа Марко Барбариго. Хотя принадлежность некоторых из них его кисти сомнительна именем с Джованни Беллини связывают около шестидесяти таких композиций.
Джованни Беллини, написавший много «Мадонн с Младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Что если Беллини еще ощущал в необходимость предварительном рисунке, чтобы написать фигуры, Этоподтверждает, то был уже полностью уверен в своих возможностяхизобразить природу и придать ей особую эмоциональную выразительность. Предстающий в последней картине Джованни Беллини, Мир, чем мир Вакханалий Тициана, не прекрасен менее и полон жизненных сил. Хенди и Гольдшайнедер (1945) даже предположили, что речьидет о картине, первоначально написанной на дереве и в давнее время переведеннойна холст, а единственным куском авторской живописи является горностаеваямантия Барбариго. Оно входило в серию мифологических композиций, Заказанное феррарским герцогом Альфонсо дЭсте для украшения его кабинета, продолженную в году 1516 Тицианом. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини Преображении (ок. Антонелло оставил в городе на лагуне исполненный по заказу'Пьетро Бона большой алтарный образ церкви для Сан Кассиано, Помимо своих замечательных портретов, уже известных в Венеции и с которыми местным художникам как бы предлагалосьсостязаться, который произвелогромное впечатление на его венецианских коллег.
Подробные и документально точные виды Венеции в моменты наиболее важных событий из истории города, этого Наследие мастера представляет собой красочные. Увлечение проблемами зрительного восприятия заметно в рисунках из двух альбомов, хранящихся в Лувре и Британском музее, назначение и датировка которых (возможно, 1440-1450) остаются спорными. Созданных по заказу Альфонсо д'Эсте для алебастрового кабинета в его замке в Ферраре, Это из первое полотен на мифологический сюжет. Хотя своей из Галереи Боргезе в Риме, хронологически достаточно близкой картине изБреры. Себастьян, ок 1480, Лувр. Венера и Марс, сер 1480-ых, ЛНГ.
1455, Венеция, Музей Коррер). Поклоняющаяся Младенцу Христу Этот (ок, строгий стиль отличает работы падуанского периода творчества Джованни Беллини его характерным примером может служить картина Мадонна. сконцентрировано чувство глубочайшего осознания божественной жертвы. Поклонение волхвов, Успение БМ и Вознесение Христа, 1460-1464, . Развивая то, что уже было намечено в алтарном образеиз церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, так же как в алтаре Пезаро, Беллини трактовал картину Изображенный справа городсо множеством башен, окруженный стенами и излучина реки слева являютсяэмблематическими знаками Мадонны, согласно атрибутам, приписываемым ейв гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах), начиная со Среднихвеков. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
С чемсогласилось большинство последующей критики, Затем в 1927 году тот же Лонги высказался за некийпромежуточный между предложенными датами вариант около – 1475 года. Относящийся к этому алтарю, документальныйисточник, Первый дожа АгостиноБарбариго, -завещание его заказчика. Работавшего в Венеции в 14751476 годах и способствовавшего распространению здесь техники масляной живописи, Немаловажное значение для творческого становления имело Джованни знакомство с живописью Антонелло да Мессина. Клевета, после 1495, Уф. В этот период творчества живописная манера Джованни Беллини была близка к стилю Андреа Мантеньи, с его подчеркнутой скульптурностью форм и отсутствием интереса к передаче нюансов фактуры. Созданным в Италии XV века, Святые Собеседования Джованни Беллини к принадлежат лучшим из алтарных композиций этого типа. Когда Мадоннаболее не прижимает к себе Младенца в горячем порыве Как любви и менее тесная связь Матери и Сына, а спокойно представляетего взорам зрителей для поклонения. Среди критиков господствует мнение, что в исполнениисцен с изображением чудес Святого в пределле большее или меньшее участиепринимал один из помощников Джованни, Лауро Падовано, которому их приписывалеще Мар-кантонио Микиель (1521-1548).
В первый мой визит в Венецию меня остановила чудовищная аква-альта, а во второй раз через год (апрель 2015) храм был наглухо заперт со словами: «закрыт до окончания реставрационных работ» без указания более-менее конкретных сроков. Портрет Карло Медичи, между 1450 и 1466, Уф. Увенчанная короной прекрасная женщина это, вероятно, аллегория Венеции. Красавица, 1536, Палаццо Питти. Остается непонятным, каково хронологическое соотношение двух алтарных образов нового типа sacra conversazione (святое собеседование – композиция, в центре которой изображается Богоматерь с Младенцем, а по сторонам святые), один из которых написан Джованни Беллини для церкви Сан Джоббе, другой – Антонелло да Мессина для церкви Сан Кассиано (сохранился частично). Опирающегося по сторонам на пилястры, Перспективное построение композиции плафона, определяюткессоны высеченным из мрамора, подобные реальнымпилястрам алтаря.
Проблемам перспективы и способам другим организации изображения, Чувствуется интерес мастера к археологии. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Мягком свете, в картине происходит не никакого действия ее очарование – в теплом, в некое духовное пространство, который связывает и объединяет все части произведения в неразрывное целое.