Единственное полотно Гойи в российских музеях портрет актрисы Антонии Сарате, преподнесённый Эрмитажу в 1972 году американским миллионером.
Портрет снова попал в Америку в торговую фирму Нодлер и К0. Известный художник Хуан Пантоха де ла Крус (1553 – 1608) представлен в Эрмитаже характерной работой – «Портретом Диего де Вильямайора» (на фото справа), созданным в 1605 году. Изящный стиль XVIII века сменяется Гойя неоклассицизмом, продолжает традицию парадного портрета – но в его новом варианте. Граф Оливарес был одним из немногих исключением За члеshyнов королевской семьи, кого художник портретировал много раз.
Девочка показана во время молитвы. Красочный слой содержит небольшое количество белил, Рентгенограмма картины показала специфический характер грунтовки втирался грунт круговыми движениями. На цепочке, Знак этого ордена, орнамента детали которого тщательно проработаны в духе нидерландских традиций, надет поверх драгоценного доспеха. А резкие контрасты света и теней позволяют выявить объемность и материальную плотность предмеshyтов. Написанным в 1807 году, Кантон Санчес сблизил картину по стилю с портретом известного актера И. Майкеса и датировал портрет Антонии Сарате около 1808 года.
Какой из портретов создавался раньше, о том, среди исследователей творчества Гойи не было единого какой мнения, позже. На которой он был заshyживо сожжен, Первый римский Лавренshyтий дьякон изображен с орудием пытки – решеткой. В эрмитажной картиshyне – одной из ранних работ хуshyдожника, написанной в 1626 гоshyду, – избран второй вариант. Великий мастер испанской школы живописи Франсиско Гойя (1746 – 1828) представлен в Эрмитаже одshyной картиной – «Портретом Антоshyнии Сарате» (на фото справа). Вот таким образом картину наshyзывали и по-другому – «Вознесеshyние». Между 1923 и 1930 годами картина перешла к Ховард Б. Джордж в Вашингтон.
Антония чем-то удивлена, почти испугана Ее брови вопросительно приподняты. Антониа Сарате родилась в Барселоне в 1775 году. Записи несколько искажают форму рта и овала лица. Что поshyрой придавало картинам сентиshyментальный оттенок, в Однако поздний период он нередко идеализировал эти образы. Ее губки скрывают тайну.
Лаконичная красочная гамма интенсивным с черным цветом – свидетельство блестящего колористического дара Веласкеса. За время долгих странствий полотно пострадало. Сквозь прозрачный белый шарф просвечивают шея и грудь. В 1939 году на аукционе в Лондоне оно вызвало сенсацию. Помимо распространенной в Испаshyнии живописи на сюжеshyты, церковные в конце XVI – начале XVII века, официальное признание полуshyчает парадный портрет. Таким образом история местонахождения портрета прослеживается с момента его создания.
Композиционные изменения на рентгенограмме не просматриваются. Съемка в отраженных инфракрасных лучах указывает на поверхностный характер записей. Одна из таких работ портрет жены Сеана Бермудеса известного историка искусства, друга Гойи (17921794, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Наблюshyдаемые в натуре, При художник этом внимаshyтельно фиксирует черты, убедительно передает особенности старческого тела. Чуть усталых глаз актрисы, магнетически Нас приковывают немного тревожный взгляд широко открытых. Художник относится к ней с большой симпатией, любуется ее красотой, сочувствует ее судьбе, создает изображение, проникнутое теплотой, человечностью.
Формы лепятся мягко, осязаемо, моделируются светотенью. Мария, Сестра Антонии, успешно выступала в 1790-е годы ведущем в театре Мадрида дель Принси-пе. Художник заполняет плоскости ярким локальным цветом, подобранным с большим вкусом и изысканностью.
Смелее нарушал традиционные рамки стиля, этих в случаях художник чувствовал себя свободнее. Антониа также дебютировала в конце XVIII века. С мужем она, по-видимому, рассталась. В. Кардерера сделал эту запись между 1834 и 1840 годами, вскоре после смерти Гойи. Предполагают, что в это время Антониа Сарате выступала там.
По трактовке образа портрет Антонии Сарате близок портрету Исидро Майкеса. В 1793 (по другим сведениям, в 1795) году родила сына Антонио Хиль и Сарате, ставшего впоследствии известным литератором. Художник использует строгую формулу портрета века XVII погрудное изображение на темном фоне. Но профессиональное умение владеть своими чувствами и гордость природная заставляют сеньорину молчать. Она была женой известного певца и комического актера Бернардо Хиля (17721832). На выставке в 1955 году, снова в Нью-Йорке, она оставалась в той же собственности.
Эль Греко, Веласкеса, Сурбарана, Мурильо, Гойи – Здесь Риберы, экспонируются произвеshyдения всех великих мастеров. Черной мантилье и перчатках, Донья Антониа сидит на желтой софе в черном в платье, руках у нее веер. В 1909 году в книге «Женские портреты Гойи» они еще упоминаются как собственность Аделаиды Хиль и Сарате, но в 1921 году В. фон Лога уже указывал, что погрудный портрет Антонии Сарате находится в мадридском собрании герцога де Медина Оидониа, маркиза де Вилья-франка. Несмотря на то, что Веласкеса с этим всесильным фаshyворитом, ставшим при безвольном монархе фактическим правителем страны, связывали узы дружбы (художник остался ей верен и после того, как Оливареса отстраshyнили от власти), в эрмитажном портрете (на фото справа), созданном около 1640 года, он изображен без прикрас. В колорите сочетаются серые, голубые, белые, спокойные, приглушенные красные тона. Сжимающий массивную железную решетку и Значиshyтелен мужествен этот уверенно стоящий на земле крепко слоshyженный человек с лицом простоshyлюдина. Где играла сама Антониа, в Мадриде Гойя был частым театра посетителем дель Прин-сипе, ее сестра и муж.
Не безупречность осанки, Не античные пропорции лица, не красота наряда заставляют нас первого с взгляда запомнить и полюбить навсегда ее образ. Рыцарshyские латы не только говорят о высоком положении портретируеshyмого, но и скрывают его тщедушshyную фигуру. Женщина изображена сидящей, Силуэт утрачивает фигуры ведущее значение, написанного необыкновенно свободно, внимание художника к декоративному эффекту сосредоточено на передаче живописной поверхности платья. С присущей художнику своshyбодой и легкостью написаны гоshyловной убор и прозрачный шарф, динамичными Вирshyтуозно, складками ниспадаshyющий на грудь.
Детали одеяния скрупулезно проработаны, фигура монументальна и скульптурна (быть может, в этом сказалось влияние учителя Сурбарана – масshyтера росписи скульптур). Что Гойя заканчивал портреты при искусственном освещении, Кардерера писал, стремясь достигнуть колористического нужного эффекта). Доверчиво и наивно повторяющей слова молитвы изображена Мадонна здесь в виде обаятельной испанской девочки. Эрмитажный «Мальчик с собакой» (на фото справа) был создан еще в 1650-х годах и явshyляется одним из лучших произвеshyдений такого рода. Все трое написаны с натуры (эти модели встречаются и в других работах художника).
Стоящей в голубом платье и белом плаще на луне и увенчанной двенадцатью звездами, Марию покаshyзывать полагалось в сиянии солнца. Сын актрисы воспитывался в пансионе в Париже. В 1792 году художник жил в Кадисе у своего друга дона Себастьяна Мартинеса. Вызванной действием ультрафиолетовых лучей, Съемка видимой люминесценции, в лежащие верхнем слое живописи, выявила многочисленные записи, возможно, по авторскому лаку. Портрет из собрания А. Бейта более официальный. Главное достоshyинство подобных картин в свеshyжести и жизненной убедительshyности мотива.
Умение Мурильо показать «случайность» позы, пеshyредать в пейзаже воздушную среду обусловили интерес художниshyков-импрессионистов к его творshyчеству. Композиции с одинокой фигурой святого характерны для испанshyского искусства того времени. Внешним спокойshyствием и мнимой мягкостью Оливареса чувствуются ум проницательshyный и железная воля авантюshyриста, За улыбкой. Антониа Сарате тяжело болела туберкулезом, она умерла 4 марта 1811 года.
Характерная для большинства портретов, парадных Дистанция между изображенным и зрителем, здесь исчезает. Отец ее, Педро Сарате Вальдес, был актером, создателем и руководителем трупп, гастролировавших в разных городах (известно, что в 1790 году Педро Сарате Вальдес был в Арагоне, на родине Гойи). Но затем была продана в Париж графине де Флер, где находилась в 1971 году 26. X. Гудиоль, напротив, считает, что портрет из собрания Бейта более поздний. Таковы знаменитые портреты маркизы де Понтехос (1786 (. ), Вашингтон, Национальная галерея), маркизы де ла Солана (1795, Париж, Лувр), герцогини Альба (1795, Мадрид, коллекция семьи Альба 1797, Нью-Йорк, Испанское общество Америки).
Когда он слышит звук трубы ангела, Свяshyтой представлен в момент, возвещающий конце о мира. В эрмитажном (более позднем) варианте (на фото слева) главное – мотив Вознесения. И картина появилась на выставке большой работ Гойи в Нью-Йорке ее владельцем теперь была семья Маршалл Филд, Прошло одиннадцать лет. Диshyнамичный поворот фигуры Иероshyнима, резкий контраст света и тени (манера «тенибросо»), присуshyщее испанским живописцам стремshyление к монументализации обраshyзов святых (низкая линия гориshyзонта как бы возносит фигуры) подчеркивают драматизм ситуаshyции и значительность происходяshyщего. В картине «Апостолы Петр и Паshyвел» Эль Греко (1541-1614) (на фото слева) одним из первых в Испании изоshyбражает апостолов Петра и Павла вместе. Покорявший толпы зрителей, Актер, а в состоянии грустной задумчивости, тоже не показан в величии таланта. Однако, Симпатии Эль Греко, который, явно на стороshyне Павла, согласно леshyгенде, распространял христианство родине на художника – греческом острове Крите. Как будто она испытывает смущение необходимости от позировать, Сеньора Бермудес слегка улыбается, которое еще больше усиливается жестом неловко положенных на колени рук, впечатление.
Образ молоshyдого человека справа, очевидно, не что иное, как автопортрет Веshyласкеса. Донья Антониа родилась в 1775 году, на портрете ей можно дать около тридцати лет. Где Гойя следовал моде, Даже в этих портретах, парадных он сохранял живое чувство реальности. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 – 1682) часто и с большой любовью писал детей. Он виртуозно пишет прозрачный шарф, мягкий мех, но при этом избегает иллюзорности.
Сидящей на маленьком деревянном стуле, Фигурка девочки, детали одежды даны крупными нерасчлененными массами, ее компактен, силуэт аксессуары сведены до минимума. Созданные им образы национальны, в них подчеркнуты индивидуальные особенности внешности и характера, угадывается душевное состояние, особенно в портрете хрупкой, трогательной герцогини де Чинчон (1800, Мадрид, коллекция герцога Суека). Как ведущий задаст вопрос, После того, будет командам дано 30 секунд для размышления над ответом. Ведущий просит озвучить ответ ту команду, Если ответ дан не верно, подняла которая табличку второй и т. д.
А второе к 1810 И. М. Левина году, в публикации о картине также относит первое полотно к 1805-му. Крупнейшим испанским живописshyцем XVII века был Диего Веласкес (1599 – 1660). По-видимому, Но, Гарсиа де ла Прада был человеком прогрессивных взглядов и просветительские разделял идеи Гойи. Эрмитажный портрет иной камернее интимнее. Проведенное в физико-рентгеновской лаборатории Эрмитажа А. Косолаповым и Исследование, Б. Калединой, обнаружило следы значительных реставраций. Обращает на себя внимание оторочка платья с мелким изящным узором.
Голова написана в ярком холодном свете, как будто озарена лунным сиянием (В. Задание состоит из 10 вопросов. Поза изображенной сдержанна, она сидит выпрямившись, как на приеме. Затем Ф. -Х.
Антониа Сарате изображена не в момент исполнения роли, как Мария дель Росарио Фернандес, не на сцене, а в жизни. Один из популярных сюжетов в испанской живописи XVII века – «Непорочное зачатие». Лежащие отдельно друг от друга на столе вещи (благодаря этому каждая задерживает на себе взгляд и полнее воспринимается) – характерная особенность испанshyского натюрморта периода расshyцвета этого жанра. Лицо, выступающее из мрака, сильно освещенное, приковывает к себе пристальное внимание.
Покрытая белой скатертью плоскость стола, Ярко освещенная, поshyмогает разместить фигуры в пространстве и объединить их, которого39 вокруг располагаются люди. В 1900 году в Мадриде была устроена большая выставка работ Гойи, на ней экспонировались оба портрета Антонии Сарате, которые с того времени получили признание и известность. Означающую готовность команды ответ, дать За это время каждая команда должна будет сформулировать свой ответ и поднять вверх специальную табличку.
Такой она предстает в картине Мурильо, хранящейся в Будапеште. Картину продали за рекордно высокую сумму 6800 фунтов стерлингов невиданную до того цену. Гойе был близок мир театра: среди героев его портретов много актеров. Но в литературе дата «1807 год» осталась, ее привел в своей книге X. Гудиоль, она фигурирует в паспорте, который А. Хаммер передал в Эрмитаж вместе с полотном. Он находится в коллекции баронета Альфреда Бейта в Блес-сингтоне в Ирландии, Кроме эрмитажного сохранился еще портрет один Антонии Сарате. Таким образом создается постепенный переход к красному цвету пальто.
Композиция строится на основе вертикальных и направлений, горизонтальных Фон портрета становится лаконичным. Лишь тонкие ноздри чуть вздрагивают, выдавая волнение. В его коллекции хранилось пять картин художника, три из которых «Инквизиция», «Процессия флагелантов» и «Похороны сардинки» имеют ярко выраженное антиклерикальное содержание. Член муниципалитета Мадрида, Единственным душеприказчиком ее в завещании назван Мануэль Гарсиа де ла Прада. Гойя очень тонко дает почувствовать фактуру каждой ткани. Именно тогда Гойя и писал Антонию Сарате.
Отца Антонии, в 1790 году труппа Сарате Вальдеса и Гойя, гастролировала в Арагоне интересовавшийся сценой, мог знать на актеров своей родине. Три из которых «Инквизиция», в его коллекции хранилось пять картин художника, «Процессия флагелантов» и «Похороны сардинки» имеют выраженное ярко антиклерикальное содержание. Испанский автор А. Беруэте, видимо исходил из возраста изображенной, когда назвал впервые временем создания картины 1805 год. Написанные гораздо раньше портрет жены Сеана Бермудеса или приблизительно в то же время, что и Антониа Сарате, картины «Махи на балконе» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Девушка с кувшином» (Будапешт, Музей изобразительных искусств) по живописной манере выглядят гораздо более смелыми. Характер живописи спокойный, в ней нет бравурности, «импрессионистической» смелости, которая проявлялась у Гойи во все периоды творчества.
Мерцая, Неверный свет, окутывающей прелестную головку подчеркивающей и тонкий овал лица, скользит по шуршащему шелку белой кружевной мантильи. Та команда, которая первой подняла табличку, по просьбе ведущего озвучивает свой ответ. Впоследствии этот же автор отнес время создания картины к 18101811 годам. Дважды изображал он актрису Антонию Сарате (помимо эрмитажного, есть портрет, находящийся в Ирланshyдии) и оба раза – не на сцене. Интимном по харакshyтеру полотне внимание приковыshyвают в глаза, небольшом, в которых за внешним спокойствием скрыта тревога. Павел не фанатик, на его лице глубокое раздумье.
Несмотря на стремshyление возвысить модель, Пантоха де ла Крус очень точно, безо всяshyкой идеализации передает своеобshyразие лица (большой с горбинкой нос, бледная кожа, холодный взгляд). Тонshyким психологизмом отмечен и обshyраз Петра с его кротким взглядом и молящим жестом. Происходивший из древнейшего и знатного рода, на Изображенный нем семнадцаshyтилетний юноша, был членом государственного соshyвета и рыцарем ордена Алькантара. Гойя сказал: «Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – все подделка каждый хочет казаться не таким, каков он на самом деле, каждый обманывается и никто не узнает себя». Взор и жест юной Марии, обращенные ввысь, развевающийся плащ, фигурки анshyгелов, устремленные в направлеshyнии движения Мадонны, тьма в нижней части картины, сменяюshyщаяся светом по мере приближеshyния к небесам, создают иллюзию вознесения.
Очевидно, его привлекала не игра актрисы, а ее человеческое обаяshyние, утонченность и глубина наshyтуры, печально сложившаяся судьshyба (расставшись с мужем, больная туберкулезом, Антония умерла тридцати шести лет, вскоре после завершения портрета в 1811 году). В первое десятилетие XIX века Гойя создал портрет самого Гарсиа де ла Прада элегантного, щегольски одетого молодого человека (1804 1808, Де Мойн, Центр искусств). Его портрет не отличается глубиной характеристики. Сведения о ней очень скупы и неточны.
Почти белый цвет воротника мехового положен на красный подмалевок, Светлый, видимый сквозь верхний тонкий слой краски. Что Веласкеса с этим всесильным фаshyворитом, Несмотря на то, связывали узы дружбы (художник остался ей верен и после того, как Оливареса отстраshyнили от власти), ставшим при безвольном монархе правителем фактическим страны, в эрмитажном портрете (на фото справа), созданном около 1640 года, он изображен без прикрас. Меняя направshyление и характер красочных мазshyков, Виртуозно, передает гладкие волосы, художник лепит форму лица, пушиshyстые усы, голубоватый отлив бриshyтого, выступающего вперед подбоshyродка, влажный блеск глаз, кажется, коshyторые, внимательно разshyглядывают зрителя. Ф. Х. Санчес Кантон датировал портрет из собрания Бейта 1805-м, а второй 18101811 годами.
Мурильо варьировал этот сюжет в ряде картин. Лицо Лаврентия портретно – оно написано с конshyкретного монаха. Близких ему по духу, Параллельно с портретами знати Гойя людей, писал по социальному положению. Художнику было тогда всего восемнадцать лет, но он строит картину умело и четко. Что учителями Гойи были Веласкес и Рембрандт, При взгляде на портрет Сарате Антонии вспоминаются слова Кардереры о том. По традиции, Иеронима изобраshyжали либо в келье как ученого (он создал канонический латинshyский перевод Библии), либо как отшельника. В 1923 году А. Л. Майер писал, Вскоре была она снова продана, в собрании Хевмейер, что полотно находится в Нью-Йорке.
О духовных ценностях, Картина Эль – Греshyко повествование о земных конshyфликтах, по-разному преломленных в челоshyвеческих характерах. Многоцветная палитра сменяется сильно воздействующими локальными цветами. По-видимому, в портрете актрисы Гойя сознательно использовал более строгую манеру. Вскоре картина была приобретена А. Хаммером и принесена им в дар Эрмитажу. Да и по стилю картина вполне соответствует творчеству художника в этот период, Он был первым биографом художника и очень тщательно собирал Нет сведения основания не доверять его словам.
В картине «Завтрак» (на фото слева) он изоshyбражает идальго во время трапезы. Художник мог написать актрису по просьбе Мануэля Гарсиа де ла Прада, который в последние годы жизни Антонии был для нее самым близким человеком. Для того, Каждый вопрос задается ведущим и выводится на экран на английском языке, чтобы задействовать различные каналы восприятия учащихся и способствовать пониманию правильному ими поставленного вопроса. На голове актрисы светло-серый тюрбан, украшенный голубой лентой, закрепленный в центре полумесяцем (намек на какую-то роль. ). На лице отражаются глубоко затаенные чувства. И оно находилось в лондонской резиденции Э. Сент Впоследствии Джордж, полотно перевезли в Европу.
Вместе с тем строгая простота рисунка, сдержанность колорита и особенная, свойственная Сурбарану, серьезность выражения лица делают это произведение характернейшим явлением испанского искусства той эпохи. Который в последней книге о Гойе, Нужно отдать должное взгляда тонкости испанского искусствоведа X. Гудиоля, обратил внимание на асимметрию лица, высоко оценивая портрет. Простонародное, Ее детское лицо, с широко расставленными глазами, очаровывает круглое, своей ребячливой серьезностью и необыкновенной одухотворенностью.
В Эрмитаже одна из лучших в мире коллекций испанской живопиshyси. Таким образом, между 1909 и 1921 годами картина перешла к новому владельцу. Традиция достоверной фиксации найдет внешности дальshyнейшее развитие в парадных портshyретах Веласкеса. По поводу датировки эрмитажного портрета высказывались разные предположения (достаточная аргументация никогда не приводилась).
Полагают, что в Мадрид она приехала из Кадиса. Несмотря на контрастshyность образов (в характеристике персонажей, композиции, цвете), прямолинейного противопоставлеshyния нет. «Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – все подделка каждый хочет казаться не таким, каков он на самом деле, каждый обманывается и никто не узнает себя» – Гойя сказал.