Теперь и у нас появилась возможность насладиться великолепием традиционной африканской скульптуры и понять, почему она так восхищала и вдохновляла на новации знаменитых художников мира. Памятники изобразительного искусства и в первую очередь знаменитая африканская скульптура являются сейчас самым подлинным воплощением «первоистоков» и в то же время самым наглядным пластическим выражением африканских ритмов. Вот почему до нас дошло очень мало образцов древней скульптуры, сделанных до начала 20 века, а история африканского искусства почти неизвестна широкому кругу зрителей.
В результате язык символов и пластической идеограммы, которым пользуется африканская скульптура, воспринимается порой как продукт какой-то особой, замкнутой в себе культуры. Африканская деревянная скульптура плохо сохраняется в условиях жаркого и влажного климата. Серия народных африканских скульптур была приобретена в 1910-х гг. Современная африканская культура – это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества Художественное творчество народов Африки достигло наивысшего расцвета в скульптуре живописи и архитектуре.
Лишь в скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет или, как его называют, «цвет лимона». Находящиеся на территории Эритреи, Тем же периодом датируются фрагменты наскальной в живописи Эфиопии изображающие быков с длинными, в гротах Каррора и Баати-Суллум, причудливо изогнутыми рогами. Искусство негров обладает неисчерпаемым богатством пластических и символов практически нигде нет реальных форм.
Африканское искусство существует в связи с повседневным отношением к жизни использующим символы для защиты от дурного глаза и вторжения «неведомых», чуждых сил, злых или добрых. Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Новое направление, сформировавшееся в искусстве и литературе в период открытия африканской скульптуры и начала так называемой «негритянской эпохи» в творчестве Пикассо известно теперь под названием «кубизма». редко окрашивается.
Маска постоянно подвижна, Будь медленное то шествие или головокружительная пляска, она живет. Например, Так, представляющих духов болезней, в фигурах баконго, головы занимают двух до пятых размера всей фигуры, что давало возможность с особой силой устрашать зрителя. IIв. Другая важная особенность тесная связь скульптуры и прикладного искусства. Высокие надбровные дуги, Огромный нависающий куполообразный лоб, усы, небольшой тонко моделированный прямой нос, бородка, переходящая узкую в полосу бакенбардов, – каждая деталь этой головы и вся скульптура в целом производили странное впечатление на фоне обычных традиционных масок и статуэток. Может быть, это связано каким-либо образом с попыткой предохранить их от разрушения. По сравнению с головой туловище трактуется упрощеннее.
Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, светлые (в том числе и светло-голубое небо) белыми. К которому обращаются с просьбами, Если статуэтка представляла собой духа, каури, раковины то нередко ему в дар приносили бусы, которые сплошь закрывали все изображение. Маски батеке в Конго сопровождают крупные события в общественной жизни.
И не только потому, что африканская скульптура оценивается ныне как «самый великий и самый прекрасный вклад» Африки в мировую культуру. Лишь в полихромных скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет или, как его называют, «цвет лимона». Непросушенного дерева, у каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и общих много черт. Ее обычно вырезали из свежего, раскрашивали тремя красками белой, как правило мягкихпород, черной и красно-коричневой, реже зеленой и синей. Терракотовые головы, статуэтки, различные украшения и т. д. Как же попали все эти созданные человеком вещи в рудные отложения – проведенные здесь английским археологом Б. Фэггом, Исследования, что из шахт за время их разработки на поверхность вместе землей с было выброшено множество интереснейших предметов, показали, в том числе уникальные произведения искусства. Экспрессионистический вариант драматургии «театра масок» предложил Л. Андреев в Жизни человека (1906): главный персонаж этой драмы Человек лишен не только личного имени и родовой фамилии, но и всех прочих индивидуальных качеств и представляет, вероятно, один из наиболее обобщенных драматургических типов-масок – всякого человека, человека вообще. В 1949 г. в Лондоне было объявлено об открытии выставки «Традиционное искусство британских колоний».
Маскам, как правило, присущ определенный внутренний ритм они создаются, так сказать, в определенном «эмоциональном ключе». Африканская деревянная скульптура плохо сохраняется в условиях жаркого и влажного климата. В Нигерии маски распространены у народов йорубе и ифе. характерно выделения главного, самого существенного в образе, что явственно отражается на передаче пропорций человеческого тела. В масках нередко самым неожиданным образомсоединялись черты человека и животного.
Основанием для белых красок служит каолин, для черной – уголь, для красно-коричневой – красные сорта глины. В которых находилось искусство в традиционном обществе, Новые условия отличаются резко от тех. Большое место в африканской религии уделяется борьбе со злыми духами. Открытый рот – когда перед нами маска с весьма причудливой трактовкой звериной морды, Даже в том случае, устремленные на зрителя глаза невольно приковывают внимание, производит она впечатление своей выразительностью.
Гнев – он умеет в работать объеме, у африканского скульптора удивительное чувство формы, спокойствие, может передать движение и выразить состояние человека. Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они нестойки. Различные инструменты, Чаши, подголовники все – это утилитарshyные предметы большой художественной ценности, табуретки, а может быть, произведения искусства имеющие утилитарное назначение. В африканской скульптуре сочетается реализм и декоративно-орнаментального выразительность искусства. Духи, подсознательное (об этом в то время не очень-то рассуждали), эмоции – все это вещи одного порядка».
Ювелирным украшениям и в особенности высоким воротникам, в от отличие Ифе чрезмерное внимание уделялось декору головному убору. Современный африканский художник стал полноправным хозяином своего ремесла, в отличие от своего предшественника, определенной системой кодифицированных знаков, его творчество больше не связано четко ограниченным кругом и тем сюжетов. Глаза и рот трактованы в виде Например, цилиндров, выступающих вперед с плоской поверхности лица.
Маски-фанг в Габоне (Западная Африка) надевают во время ритуальных танцев, которыми встречают пришельцев. Это Тропическая Африка – главным образом Распространение Западная, масок на территории Африки ограничено достаточно четко. Таким образом, африканский художник – прежде всего ремесленник. Голубой и зеленый цвет встречаются только в скульптуре и росписях Дагомеи и южной Нигерии. Находившийся в плену тех или иных представлений, анимистических Африканец, чем, был еще менее способен оценить маски и статуэтки своих ближайших соседей, например, европеец, который видит в них только общее, а именно их художественную структуру и воспринимает исключительно как произведения искусства.
Человеческие изображения очень различны. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов. В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Идею «театра социальной маски» развивал в первой половине 1920-х В. Э. Мейерхольд, объединивший вокруг своего театра ряд авторов (С. Третьяков, А. Безыменский и др. ), работавших в тех же формально-эстетических принципах, что и он сам. Что глаза большинства терракотовых голов имеют глубоко высверленный Замечено, зрачок, прямое верхнее веко и нижнее в виде полукруга или равнобедренного треугольника.
То есть наиболее и плотные твердые породы, Материалом для скульптуры почти всегда служит так называемое красное или черное дерево. Знаменующими собой перевод юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин, Древние маски также широко используются многими народами Тропической Африки в обрядах инициации, а также связанных с посвящением молодежи в тайны мифы и племени. Они направляли к своих нему эмиссаров в костюмах и масках, Когда руководителям тайного общества необходимо было наказать виновного, характерных для данного общества. Бытовые и ритуальные предметы – в том числе маски, статуэтки и другие художественные изделия, ввозимые в Европу, экспонируются в этнографических музеях и используются для изучения быта, обычаев, верований «примитивных» народов. Роль масок в обряде инициации очень велика. Маска народа торо показывала людоеда, который охотился за маленькими детьми.
Обычно она сохраняет естественный цвет дерева. У народности мпонгве (Габон), например, в этих церемониях используется раскрашенная женская маска, воплощающая дух смерти. Почти всегда маска делается из одного куска дерева. Утилитарные предметы – это в то же время предметы искусства. Появляются сцены из жизни древних охотников, в последующие периоды фигуры и людей животных стилизуются.
После этого начинается полировка поверхности. Художники прибегают к весьма своеобразным приемам, того Для чтобы усилить выразительность масок этого типа. Представленной масками, в работе рассказывается о характерных особенностях скульптуры, племени, древнейшего бронзовой скульптурой. Показана деревня догонов, которое считается создателем ритуальных масок, скульптуры предков, зооморфных изображений используемых в декоре предметов. В презентации представлены изображения масок для ритуальных обрядов, разного назначения. Отдельно рассматриваются характерные черты бронзовой скульптуры Бенина. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного реализма острой и декоративной выразительности.
Лишь после этого она считалась «одушевленной» и к ней обращались с молитвой о помощи. Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг. В дальнейшем разработка этих деталей декоративных сводит на нет выразительность человеческого лица. Особое место среди очагов искусства Западной Африки занимает искусство средневекового государства Бенин (Нигерия). По словам другого крупнейшего представителя этого направления, живописца Хуана Гриса, «кубизм задался целью открыть в объектах нечто наименее неустойчивое и найти способ изобразить это».
На руки фигурок надевали кольца, на шею и туловище бусы, на бедра надевали передник. Глина, Иногда скульптор использует несколько техник, металл, дерево – каждая из определяется которых материалом. Уходящих в глубокую древность некоторые особенности технического исполнения позволяют предположить, Их отточенный стиль говорит о достаточно высоко художественных развитых традициях, которая не сохранилась из-за недолговечности материала, что в то время существовала и деревянная скульптура. Например, «Маска» народа бамбара посвящена мифическому герою Чивара, символом которого является антилопа, воплощающая дух воды. Каждый скульптор принадлежит к своему племени, допустимы лишь незначительные изменения, разработанные поколениями предков – и должен в воспроизводить точности все черты и детали статуй и масок, Характерная особенность искусства всех народов Африки – строгое соблюдение канонов. Созданная за последние сто сто пятьдесят лет, Одна только деревянная африканская скульптура, обнаруживает стилистическое неисчерпаемое богатство. Ей старались придать портретные черты, Так статуэтка как должна изображать реально жившего предка.
Сопровождающий их появление Древнейшими известными ныне памятниками африканской скульптуры фрагменты являются терракотовых статуэток так называемой культуры Нок (Нигерия, Четкие ритмические формы таких масок пластически повторяют ритм музыки и танца, IXв. (терракотовые головы Нок) до XIX и XX веков (деревянные маски и статуэтки). Такие изображения делались обычно после смерти человека по заказу его наследников. Странная терракотовая голова более чем на целое тысячелетие старше самых древних бронзовых и скульптур терракотовых Ифе, Необычным был также и ее возраст – начало I тысячелетия до н. э. Иначе говоря. Существенной особенностью многих статуэток являются углубления в голове и животе фигурок.
Такое «неприятие» было обусловлено, с одной стороны, научной, с другой – эстетической ограниченностью того времени. Участники пантомимы поют песни, в которых воспеваются события прошлого. Однако предварительные раскопки, Наскальное искусство этого района почти совсем не изучено, дали материал, произведенные пещерах в и вблизи них, позволивший английскому археологу Л. Лики датировать древнейшие рисунки верхним палеолитом. так как изготовлялись африканскими ремесленниками по заказам европейских каторговцев.
Выбор этот не случаен. «европа в эвфории своей первой индустриальной революции вырабатывает прогресса, понятие По удачshyному выражению французского африканиста-искусствоведа Жана Лода, бесконечно восходящей линии, следуюндего по прямой. Хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, По-своему они выразительны, очень подчиненных декоративному целому. Предметы обихода, в с Африке искусством сталкиваешься повсюду, оружие, пышные наряды, а стены жилищ покрыты иногда настоящими фресками – ибо изумительно украшено буквально все вокруг. Например, Так, представляющих духов болезней, в фигурах баконго, головы занимают до двух пятых размера фигуры, всей что давало возможность с особой силой впечатлять зрителя устрашающей экспрессией лица грозного духа.
Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков. Можно себе представить их удивление и разочарование, если бы они узнали, что первые коллекshyционеры африканской скульптуры появились в Европе в 15 веке и выставлялисб в так называемых "кабинетах курьезов". С которой эти детали приобретают сами стилизованную декоративную трактовку или вплетаются в общую заостренно выразительную своим по ритмам композицию целого, Отсюда и та свобода. Например, Так, представляющих духов в болезней, фигурах баконго, головы занимают до двух пятых размера всей фигуры, что давало возможность с особой силой впечатлять зрителя устрашающей экспрессией лица грозного духа. Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность. Используемые африканским искусством, Техники, так же как и его -чрезвычайно функции разнообразны. Кое в чем напоминающей ифские портреты, Стилистическое развитие этого искусства отразилось постепенной в эволюции бронзовых голов от мягкой моделировки, лишенной всяких индивидуальных черт, к строгой и жесткой схеме.
Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др. ). Скульптура Ифе отделена от памятников культуры Нок почти тысячелетним периодом, однако между ними существует известное стилистическое сходство, которое позволяет говорить о преемственности. Сделанных до конца XIX века, Вот почему до нас дошло очень мало образцов древней скульптуры, тем более что до недавних ее времен никто не коллекционировал. Рогов или погремушек и так как маски всегда выступают под звуки барабанов, какое производят эти представления, то не трудно себе представить ошеломляющее то впечатление. Ее укрепляют на голове в различных положениях. Это было также открытие тех заразительных «африканских ритмов», которые вдохнули новую свежую струю в мировое искусство, в том числе и в новую африканскую музыку и поэзию, живопись и скульптуру в современное африканское искусство, которое стало теперь неотъемлемой частью мировой художественной культуры.
Исполнять образ Бога-Предка на празднике – большая ответственность. Легко читаемые пластические символы, Экспрессивные энергичные формы этой скульптуры образуют ясные интуитивно, которые не имеют словесного эквивалента должны и восприниматься непосредственно. А если удастся, то и убить их. н. э. ).
В «Портрете Гертруды Стайн» (1906) также есть некоторые черты, навеянные традиционной африканской скульптурой. На котором находилось подавляющее большинство населения Тропической Африки еще в середине прошлого века, Сходный первобытно-общинный уровень социально-экономического развития, наиболее общих элементов культуры, определяющий сходство изначальных, позволяет рассматривать в одном ряду различные архаические формы африканского фольклора, маски, статуэтки и т. д., хотя при этом нельзя забывать, что даже самая небольшая народность имеет свои собственные мифы, предания легенды и а маски и статуэтки в каждом конкретном случае связаны с определенными, присущими только данному народу верованиями и обладают своими особыми стилевыми чертами. Поразившая его своей необыкshyновенной пластичностью, Деревянная скульптура, африканской оказалась статуэткой. Эти ритуальные обряды окружены тайной, включают в себя различные испытания, наставления, сопровождаются музыкой, пением, маскарадами и танцами в масках. Пока сохранялась память об умершем, находилась Фигурка среди домашних святынь до тех пор, а затем ее выбрасывали. Именно вот таким образом такие общества назывались тайными.
Рисунок достигает почти трех метров выполнен и глубоко врезанной и тщательно отшлифованной контурной линией. В Анголе у народа чокве маски играют большую роль в религиозных обрядах и в быту. И португальские торговцы в заказывали Африке всевозможные предметы из слоновой кости, Они даже превратились в особый предмет импорта, которые наперебой раскупались европейскими королевскими дворами. Но и в профессиональных работах художников, Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах.
Таким образом лицо получает исключительную выразительность. Лишь резчики племен Камеруна и некоторых районов Судана и Конго употребляют порой легкие, мягкие породы деревьев, которые имеют желтовато-коричневую окраску. Прежде чем приступить к изготовлению, мастер-резик выбирает породу дерева. Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они нестойки. Характеризующие покойного, Она должна была иметь все физические признаки, в том числе и физические его недостатки.
«Дыхание тех времен, когда все было пронизано ритмом» (Л. Диакате), вдохновляет художников и поэтов, музыкантов и хореографов. Большая часть пещер с изображениями находится в труднодоступной местности. И во мгле тропического леса, Молодежь из уводят селения, хранители традиций племени, ночью старики, появляются перед новичками, закутанные с ног до головы в траву и листья, с масками на головах изображая духов или предков, племени.
Иногда – неестественно вытянутые и суженные в фигуры талии вооруженных людей, Иногда это массивные фигуры на коротких ножках. Древнейшие памятники африканского искусства – петроглифы «охотничьего» периода сохранились лишь в нескольких, четко ограниченных районах Северной Африки и Сахары, в горах Ксур и Джебель-Амур, в Тассилин-Аджере, Тибести и Феццане. С целью предохранения изделий от возможных трещин и сколов при высыхании дерева их натирают маслом и другими веществами (смолой, угольным порошком).
Какое значение придают своим скульптурам африканцы, Не всегда можно понять, тем более что в разных странах в них разный вкладывается смысл. Работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве), Им своим обязаны возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго) изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). Таким образом история африканского искусства почти неизвестна, а география очень неточна. Одна из них, найденная в Джемаа терракотовая фигура без головы, поразительно похожа на бронзовую статую, выполненную в традициях Ифе (найдена в Бенине).
Однако ее реализм своеобразен. н. э. также и изображения верблюдов. Брали порошок из пережженных костей умершего и вместе с различными снадобьями насыпали в эти углубления, Чтобы покойного дух вселился в фигурку, закрывая их пробкой.
Теперь он выразитель не только коллективного, но и индивидуального начала. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон» изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента. На протяжении длительного своего периода развития она сохранила в почти неизменном виде некоторые очень древние формы культовой пластики. Продукты художественного творчества приобрели значение товара, Следовательно, частного или государственного заказчика, оказались подвержены влиянию международного рынка, а это создало обычные предпосылки для обезличения и художественного фальсификации творчества.
Богато украшенные рельефами кубки, Основную массу их составляли резные, солонки, перечницы, ложки, вилки и также т. п. Приобретались и отдельные предметы искусства. Изображения царя и его сановников церемониальных в одеждах, португальские солдаты в европейских костюмах, вооруженные воины – сцены охоты, Сюжеты их разнообразны. Ажурной гривой шедевр абстрактной Навершие пластики, маски состоит из головы с длиными прямыми рогами. Анализируя структуру стиха и если попытаться определить самые характерные черты современной африканской поэзии, то первое место в ряду таких характеристик займет, наиболее характерные приемы, формальные безусловно, ритм. Они были оружием. Еще в начале 20 века африканское было искусство объектом исключительно этнографических исследований.
Затухающие очаги традиционного искусства и обратиться к творчеству современных профессиональных африканских художников и писателей и если оставить в стороне теперь уже совсем редкие, что все оно может быть в классифицировано соответствии с теми видами и жанрами, становится ясно, которые повсеместно существуют в современном мировом искусстве. Их функция носит в основном ритуальный характер, помогающий «узнаванию» того или другого персонажа. Развития искусства и Технический литературы, прогресс является условием прогресса морального. Голубой и зеленый цвет встречаются только в скульптуре и росписях Дагомеи и южной Нигерии. Пока еще сохранялась память об умершем, Фигурка находилась среди домашних до святынь тех пор, а затем ее выбрасывали.
По сравнению с головой туловище трактуется упрощеннее. В начале 20 в. в европейской драматургии произошло возвращение к маске-типуи было с связано театральными поисками новых универсалий в изображении человека. Условно ее можно разделить на круглую скульптуру, ритуальные маски и резьбу, украшавшую предметы культа и домашнего обихода. Аграрных ритуалах и погребальных церемониях восходит к периоду становления племенных Обычай стилей использовать маски в обрядах инициации. Которая нередко занимает от четзерти до трети всей размера фигуры, Африканский скульптор выделяет прежде всего голову. Разработка которых ведется открытым в способом, южных районах Северной Нигерии уже более полувека существуют оловянные рудники. Можно представить себе богатство и разнообразие стилей африканской скульптуры, если вспомнить, что в Тропической Африке существовало несколько сот племен, обладавших самобытной культурой.
Что дух покойного на некоторое время вселится в свое изображение, Предполагалось, с тем чтобы потом его покинуть навсегда. Что наибольшее значение в образе человека имеет голова, Однако чаще всего африканский скульптор исходит из того положения, могущее огромную приобрести экспрессивную выразительность, в частности лицо, вот таким образом он с наивной прямолинейностью концентрирует внимание на голове изображая ее непомерно большой. Можно увидеть, Присмотревшись внимательнее, но характер и моделировки, что не только пропорции, например, ступней ног и других деталей, повторяется во всех подробностях. Что все те виды современного искусства, Уже один только процесс урбанизации немало способствовал тому известны и в Африке, которые известны городов жителям во всех частях света. Маска может целиком сохранять зооморфные черты, когда она посвящена культурному герою. Их носят при себе, к ним обращаются за советом в трудных случаях, по ним гадают о будущем. Что же касается деталей одежды и украшений, то они изображаются редко.
Со всеми характерными чертами убора головного племени, Голова изображается особо тщательно. Скрытых в густых зарослях кустарников, Стены и потолки неглубоких и пещер гротов, покрыты многослойными живописными изображениями. Граничащая с гротеском, Острая выразительность, проработка тщательная деталей отличают эти произведения.
Особенностью многих статуэток являются углубления в голове и животе фигурок. Немногие из сохранившихся целиком статуэток Нок имеют точно такие соотношения же основных частей. «Неоспоримая выразительность, экспрессивность африканской скульптуры, говорит известный французский искусствовед-африканист Ж. Лод, связана не с непосредственно наглядным изображением имитацией или описанием, а с необычным построением форм, с четким пластическим рисунком, чередованием объемов одним словом, с ритмом». Размеры и пропорции этих статуй абсолютно одинаковы. Интерес к родоплеменным культурам обостряется одновременно с интересом первобытной к археологии. С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры.
Интересный ансамбль наскальной живописи в Восточной Африке был обнаружен в провинции Кондоа-Иранди, на территории Танзании. Оставшийся почти неизменным в течение нескольких веков, Позднее складывается здесь жесткий канон. Кроме широко известных голов и рельефов, скульптура здесь представлена стилизованными, богато орнаментированными фигурками рыб, птиц, змей, хищников, небольшими статуэтками воинов, музыкантов, придворных. Функция деталей носит в основном ритуальный характер, помогающий «узнаванию» того или другого персонажа.
Изменился и пополнился арсенал технических средств. Но мы почти ничего не знаем о том, где и когда они были приобретены. Это проявляется не только в попытках воспроизвести размеры фольклорных поэтических жанров, перевести на язык поэзии ритмы знаменитых тамтамов и обрядовых танцев, но и в ярко выраженной тенденции к выявлению ритмичности любого предмета и явления: от «ритма прибоя» до «ритма сплетенных объятий» (Л. -С. Сенгор).
Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII VI тысячелетия до н. э. ). Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Такое особое, назначение скульптур определяет их условно-символический характер. В африканской палитре существует только три цвета: белый, черный и красно-коричневый. Связанных с религиозной символикой Бенина, в рельефах нередко можно и встретить изображения животных.
Костюмы и маски концентрируют внимание на духовной сущности танца. Э. хирхнера и др, Африканская скульптура явилась источником вдохновения для творчества представителей экспрессионизма немецкого – Э. Нольде. Взятое 39ИЗ области техники, Это понятие, социальных отношеshyний, было перенесено непосредственно в область морали искусства. При всей бросающейся в условности глаза африканская скульптура по-своему необычайно жизненна. У которых помимо головы весь корпус носителя заключен в футляр-цилиндр, деревянный Даже такие маски, даже эти живые скульптуры во время представления очень подвижны, так что получается подобие статуи или колонны-кариатиды. В настоящее время ее африканское происхождение установлено. Среди рисунков чаще всего встречаются фигуры диких животных: слонов, жирафов, носорогов, антилоп.
Маска вещает измененным голосом. Единообразие этих деталей тем более удивительно, что именно глаза являются тем элементом традиционной африканской пластики, который трактуется наиболее разнообразно. По представлениям африканцев, злые духи никогда не сидят на одном месте. Но, Все они почти без исключения разломаны были на куски, головы терракотовых фигур, к счастью, как и человеческие черепа, сохранились лучше, чем остальные части фигур, благодаря сферической форме, особенно в тех случаях, когда они попадали в естественные убежища на дне реки». Чаще всего – для танца, особого в Африке каждая маска создается для оосбой цели, который должен проявить ее характер и подчеркивают ее доброе или злое начало. Что в языках Западной Африки обозначения существуют только для черного, Интересно, белого и красно-коричневого цвета.
Устрашение подданных, Основным этого назначением искусства было поддержание престижа царской власти, демонстрация мощи и богатства обожествленного бенинского царя оба. Жители многих прибрежных деревень вынуждены поспешно были покидать насиженные места и приносить свои жилища в жертву водной стихии. Деревянная скульптура не дает права на ошибку, требуют высокого уровня мастерства, ведь деревянную стружку невозможно вернуть на место после того, как она срезана – наоборот и Другие их изготовление доверяют лишь профессиональным скульпторам. Ни где бы то ни было в другом месте, Однако похожего ничего на стиль этой скульптуры до тех пор не встречалось ни в Нигерии. Некоторые вещи сохранились в музеях Ульма и Дрездена (старая коллекция Вейде-мана).
В результате этого аллювиальные слои богаты не только минеральными отложениями, но также и различными изделиями вроде полированных каменных топоров, ритуальных предметов, украшений, которые попадали в реку, после того как священные дома были заброшены. Вот, например, выреshyзанные из дерева человеческие головы, фигуры птиц и животных – их вполне можно принять за мелкую пластику (чем они в известном смысле и являются) оказывается, это детали ткацкого станка. Культурная деятельность здесь составляет нерасторжимое единство, как уже было сказано, в котором различные виды художественного творчества находятся в постоянном органическом взаимодействии – что скульптура и другие виды искусства, также Существенно и то, не есть отдельная область традиционной культуры. Украшавшие галереи царского дворца, со Наряду скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение получили бронзовые рельефы. Африканские маски являются замечательными произведениями искусства. Что в большинстве африканских языков существуют обозначения только для черного, в связи с этим отметить, небезынтересно белого и красно-коричневого цвета. Служившие, Среди каменных палеолитических орудий и других предметов на глубине свыше пяти метров были обнаружены вещества красящие и каменные плитки, для растирания красок, по некоторым признакам.
Широкой известностью пользуются обряды и церемонии масок народов бамбара и догонов Республики Мали (у догонов существует до восьмидесяти типов масок). Характерно для своеобразного понимания законов художественного обобщения формы (то есть выделения главного, самого существенного в образе) отношение мастеров африканского искусства к вопросу о передаче пропорций человеческого тела. Лишь после этого она считалась «одушевленной» и к ней обращались с молитвой о помощи. Естественно, что особое внимание уделяется точной передаче татуировки.
Часто создаются достаточно точные по пропорциям статуэтки, Однако при предков изображении поскольку в этом случае желательно наиболее точно и полно передать все характерное в строении человеческого тела. Посетители с изумлением останавливались у стенда со странной терракотовой скульптурой, по Проходя выставочным залам, непохожей ни на один из многочисленных экспонатов этой выставки. Голубой и зеленый цвет встречаются лишь в скульптуре и росписях Дагомеи и южной Нигерии. Инициация совершается обычно раз в несколько лет. Которыми так богата Африка, Маскарад – обязательный элемент ритуалов военно-мистических тайных обществ. Основная масса изделись были явным образом европеизированы.
При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. Но и руки и ноги ряженого, Полный наряд маски закрывает часто не только весь а корпус, волочащийся шлейф заметает её следы. Жестких канонов, Эта узкая направленность бенинского дворцового искусства привела к выработке точных, определивших его характер стиля. Может закрывать всю Она голову, может быть укреплена на темени, может закрывать только лицо. То традиционная декоративная пластика существовала почти повсеместно, Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно дворах при африканских правителей.
По которой дождевые воды имели сток в долину Бенуэ, в это время в возвышенной части Центральной Нигерии обширная существовала речная система, а затем через нижний Нигер в бухту Бенина. Эту картину называют иногда «холст-перекресток». Скорее, последнее. Классический стиль и необычайное совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении ее создание приписывали греческим, этрусским индийским, португальским и другим иноземным мастерам. Которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств, в Начавшийся освободившихся странах Африки процесс перехода от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ.
Загадочная терракотовая скульптура вызвала восхищение бурное у любителей и художников и серьезно озадачила специалистов. Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг. ) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Настоящие старинные маски производят впечатление высокой художественности. Естественно, Так как статуэтка должна умершего изображать предка, что ей старались придать по возможности портретные черты.
Придавала соответствующий авторитет и власть исполнителям воли общества, в этом случае выполняла маска уже роль служебного мундира. Искусство Африки в это время было уже хорошо известно в Европе и заслуженным пользовалось признанием. Все чаще встречаются фигуры людей охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. По которым каждое имеет племя своего покровителя в лице того или иного животного и ведет от него свой род, Происхождение масок и танцевальных головных уборов граничит с древними тотемистическими представлениями.
«Театр социальной маски» создал В. Маяковский в Мистерии-буфф (1917): персонажи этой пьесы делятся на две группы «социальных масок» – «чистых» и «нечистых» иными словами – «эксплуататоров» и «угнетенных», а каждое действующее лицо по отдельности представляет лишь вариант этих двух основных «социальных масок». Предполагалось, что дух покойного на некоторое время вселится в свое изображение, чтобы потом покинуть его навсегда. Вот таким образом она должна была иметь все физические признаки, характеризующие покойного. Искусство является исключительно делом мужчин, Необходимо обратить внимание на еще характеристику одну искусства Черной Африки – а именно. Связанных с похоронами, Их часто используют в ритуалах, что символизирует участие предков духов в этих обрядах и их покровительство.
Большинство масок делается из мягких пород, несмотря на их нестойкость, так как это в значительной степени сокращает время работы, экономит силы и обеспечивает мастеру быстрейшее воплощение его творческого замысла. Как волосы, Такие иногда детали, глаза, брови, выполнялись подчеркнуто симметрично и декоративно. Из которых одна мужская, На торсах обеих фигур имеются одинаковые украшения в виде и пояса ожерелья, а другая женская. Форма головы, к примеру, меньше поддающаяся всего превращениям изменяется неожиданным образом, казалось бы. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве) изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). Уровень развотия неевропейских определяется цивилизаций по уровню их технического развития». Изготовленные из мягких пород деревьев, Фигурки, хрупки и нападению подвержены муравьев – термитов, ломки.
Уже на ранних этапах скульптура Бенина отличалась известной условностью в трактовке человеческого лица некоторой и скованностью пластики. Культурного и религиозного центра народа Это йоруба, прежде всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных правителей существовавшего здесь некогда города-государства. Хотя такие выставки и привлекают обычно большое число посетителей, Вот таким образом, они тем не не менее сулят ничего неожиданного.
Что наибольшее значение в образе человека имеет голова, Чаще всего резчик исходит из того, вот таким образом он концентрирует на внимание голове, в частности лицо изображая ее непомерно большой. В настоящем томе воспроизведены образцы знаменитой «негритянской скульптуры», создававшейся народами Тропической Африки на протяжении более двух тысячелетий: от первых веков до н. э. Литературу, в период между 1910 и 1925 годами кубизм и с связанные ним более поздние течения охватывают повсеместно изобразительное искусство, драматургию, поэзию. Поздние изображения становятся все более схематичными и постепенно превращаются в символические знаки, Искусство Эфиопии следует той же стилистической эволюции, которых в с трудом можно узнать фигуру животного или человека – что и в других районах. Который мог появиться лишь результате в длительного развития, Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона.
В 1906 г. Пикассо начал писать большую картину, названную позднее «Авиньонские девушки». Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, светлые (в том числе и светло-голубое небо) – белыми. Для африканского скульптора очень важны голова, лицо в изображении человеческой фигуры. Связанных с магией и колдовством, Маски разных народов широко Африки используются в церемониях и обрядах, которым должны подчиняться люди, где они воплощают таинственные сил. Например, в обществе Поро, наполненной дикими звуками и грохотом музыки, кульминационным моментом религиозного церемониала неожиданное было устрашающее появление в обстановке, главной маски, представляющей дух леса. Например, воспроизводит один из типичных традиционной образов африканской скульптуры, найденная в Нок, который встречается здесь у многих народов от Гвинеи до Конго – так называемая голова Януса, Имеются и другие аналогии.
Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Нет никакого сомнения в том, что именно в этой области Африка внесла в мировую культуру свой самый великий и самый прекрасный вклад, вклад более глубокий и значительно превосходящий то влияние, которое она оказала на западную популярную музыку» Действительно, как уже было сказано, открытие в начале века европейскими художниками традиционной или, как она тогда называлась, «примитивной» скульптуры оказало серьезное влияние на формирование новых течений в искусстве и литературе. Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. Которые держат в повиновении остальную часть племени, Сами союзы тайные – это организации родовой знати. Но обряды обществ были окружены многочисленными табу, Народ должен был знать об существовании их чтобы внушать страх и уважение.
В Танзании и Зимбабве, Более поздние по времени комплексы наскальных изображений были открыты во многих районах Африки Судане в и Эфиопии, в Южной Африке. На которые члены общества являлись в масках, Каждый союз тайный имел свои особые праздники с религиозными церемониями и ритуалами. Волосы и головной убор, в зрители реальности видят маски только во время совершения обрядов – где их дополняет одеяние маски. Эти вещи далеко не всегда можно назвать профессиональными произведениями. Глубоко высверленными зрачками, Необычайно выразительная голова из коричневатой обожженной глины гипнотизировала будто взглядом широко открытых глаз с черными. Если говорить о пластических формах этой скульптуры, а не о технических приемах, таких, как, например, высверливание (что определяет форму зрачка, уха и т. д. ), то надо отметить, что прежде всего бросается в глаза именно это разнообразие, а не черты стилистического сходства, которые проявляются здесь как бы вопреки намерениям художника, стремившегося к созданию абсолютно непохожих друг на друга, оригинальных, остро выразительных образов. Как считают исследователи, Однако, скорее всего здесь ряженые изображены в ритуальных масках. Такие изображения делались обычно после смерти человека по заказу его наследников.
Но с учетом женских обязанностей, Аналогичные церемонии, устраиваются и при девочек посвящении в возрастной класс женщин. Устрашающий гнев или спокойствие – мягкая гибкость движения или же его напряженная порывистость, Большое значение имеет повышенная в экспрессия передаче общего эмоционального состояния образа. То к концу 50-х годов в результате расширившихся локальных полевых работ, Среди последних – Г. Швейнфурта книга-альбом Если в начале 20 века африканское искусство воспринималось как некое однородное явление, обнаружения новых фактов создается картина хаотической мозаики. Пропорции статуи и фрагментов фигур Нок также свидетельствуют об их стилистической близости к современной африканской скульптуре.
Привлекшие внимание специалистов, в г. в 1943 одной из шахт из-под восьмиметрового слоя породы были извлечены фрагменты керамики. За некоторыми исключениями, противоположность в этому народы Восточной Африки, масок не знали. Рот обычно полуоткрыт, Глаза неизменно передавались в виде треугольника с высверленным отчетливо зрачком, моделированные ноздри как бы раздуты. Один из таких петроглифов находится на скале неподалеку от Аин-Сафсаф (горы Ксур). Племена и народности Тропической (Черной) Африки населяют зону саванн между южной границей Сахары и экваториальными лесами, атлантическое побережье от Гвинеи до Камеруна, экваториальные леса Конголезского бассейна, южноафриканскую саванну, а также юго-восточную часть континента от Великих озер до Драконовых гор. Что говорит о поисках гармоничного и уравновешенного образа, Скульптуре Ифе свойственна подлинная монументальность обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, воплощающего своеобразный человеческой идеал красоты. Большое значение имеет Африканская скульптура редко окрашивается.
От него берут начало все кланы племени бамбара. Рельефы и резные слоновые первые бивни произведения африканского искусства, Бенинские бронзовые головы, с которыми познакомились европейцы. Маски со спокойными лицами и закрытыми глазами связаны с культом предков и изображают умерших родственников. Брали порошок из пережженных костей умершего и вместе с различными снадобьями насыпали в эти углубления, Чтобы дух покойного вселился в закрывая фигурку их пробкой. Членов данного племени, Причем для которое посвященных, закрыто для иноплеменников, эти пластические символы-идеограммы наполнены более или менее конкретным содержанием.
Интересно, что есть как мужские общества (например, Поро), так и женские (Санде, Бунду), у каждого – свои боги и предки. «многие африканцы могут о сожалеть том, что вынуждает их думать и говорить на английском или французском но тем же самым причинам фольклорное наследие Африки обязано своим несравненным богатством – африканист, Известный искусствовед, что в результате особенностей исторического развития в Африке существует множество языков вместо нескольких или даже одного, хранитель Британского музея У. Фэгг справедливо замечает по этому поводу. Мастерства как такового, в скульптурной непосредственно резьбе выражалось эстетическое чувство красоты труда. Однако традиции его живы. Художники часто создают достаточно точные по пропорциям изображения, Обращаясь к изображению предков, в поскольку этом случае желательно наиболее точно и полно передать все характерное в строении человеческого тела.
Знакомство с него помогает точнее уяснить замыслы современных поэтов Африки и в первую очередь тех, чье творчество тесно граничит со старой фольклорной традицией. С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы. Вот таким образом столь выразительны лица, а головы часто несоразмерно большие. Художники создают достаточно точные портреты, Вырезая изображения предков, поскольку в этом случае желательно верно наиболее передать все характерное в строении человеческого тела. Художественные изделия африканских маshyстеров в пользовались то время в Европе большим спросом. Ведь кубизма просто не существовало.
В африканской палитре существует только три цвета: белый, черный и красно-коричневый. Зачем было творить именно так, а не как-нибудь иначе. Тоже сделанные из а дерева, фигурки-стражники на ковчегах кота, покрываются латунными пластинами и медными чешуйками. Когда считает нужным, Вообще мастер к способен верной передаче пропорций п, вполне удовлетворительно справляется с задачей. Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они нестойки. В искусстве Ифе сао и – Обе эти тенденции получают дальнейшее развитие в двух следующих по времени группах памятников. Пасть гиены, рога антилопы, хвост хамелеона, образующие целое, означают хаос в мире – маски, Так, клыки дикого на кабана, которых видим комбинацию анималистических форм.
Дерен и другие художники то в же время Матисс приобретает несколько африканshyских масок, Открыshyтием Вламинка живо заинтересовались Матисс. Конго употребляют порой легкие, Лишь резчики племен Камеруна и некоторых районов Судана имеют которые желтовато-коричневую и далее желтую окраску, мягкие породы деревьев. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. На лице старательно отмечаются знаки племени – татуировка или, точнее, рубцы (темный цвет кожи африканцев не дает возможности наносить татуировку, вот таким образом ее заменяют разрезами на коже, которые при заживлении дают рубцы красновато-фиолетового цвета). Притчи и поговорки обретают зримую форму в Так, скульптуре, аппликациях, рисунках на калебасах. Как единственный в данном случае способ фиксации и передачи различного рода знаний, Вместе с тем они могут наравне рассматриваться с фольклором как универсальные инструменты образования.
Крокодилы и жирафы, Здесь водились слоны и носороги, чьи изображения встречаются только в древних самых петроглифах, древние буйволы и другие животные. Изображавшем борьбу против духа Каумпули – бога Маска чумы, племени ньоро надевалась в танце. Эти тяжелые осадки, богатые касситерием («оловянной землей») и создали почвы для современной оловодобывающей промышленности Нигерии. Пластические, в этом едином художественном комплексе все взаимосвязано: музыкальные такты, все имеет единый исток Существование традиционной скульптуры немыслимо вне мифов, поэтические и ритмы, танцевальные образы которых она воплощает, но, с другой стороны, трудно себе представить, как без нее могли явиться мифы, поскольку скульптура эта воспринимается не как отражение реальности, а как сама реальность остается вопросом, что первично, с точки зрения африканца: миф, содержащий те или иные образы или те же образы, воплощенные в культовых масках, появляющихся на торжественных церемониях.
Признаки пола и татуировка, На нем тщательно отмечается лишь то – что с существенно точки зрения мастера. Украшавшие некогда столбы и стеныдворцовых галерей, Кроме многочисленныхскульптурных произведений в виде голов царей и придворных в высоких воротникахдо нас также дошли бронзовые рельефы. Маски и статуэтки это лишь часть синкретического художественного комплекса поэтическое окружение для них естественная среда, здесь они живы и говорят здесь о себе много больше, нежели просто как музейные экспонаты, хотя бы даже и самого высокого ранга. Что же касается деталей одежды и украшений, то они изображаются редко. Которая характеризует искусство Черной Африки, Способность к синтезу, до сих пор одним является из направлений художественных поисков мировой культуры.
Но все фетиши использовались с одной целью. Это орудия. Хотя резчики выполняли работы, Это носило искусство преимущественно культовый характер, столбы и двери жилищ, не связанные непосредственно с культом, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, абсолютно неповторимого стиля и все же она обладает рядом особенностей, отличавших ее от скульптуры других континентов. Таинственности, Маски создают атмосферу экзальтации, ожидавшей этого события в течение многих месяцев, во много раз обостряют состояние эмоциональное молодежи. Хотя современное африканское искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями отсутствием кадров преподавателей, недостаточным количеством художественных школ, выставочных залов и галерей, оно настойчиво преодолевает их.
Они занимало значительно большее место в домашshyних музеях XV – XVH вв., нежели деревянные идолы, культовое назначение которых затрудняло их приобретение, а непривычный облик и простой материал (дерево) не способствовали их сохранеshyнию. Маски в Африке наиболее почитаемые священные предметы. За исключением некоторых наскальных рисунков бушменов, в отношении художественном они уступают росписям Сахары. Изготовленные из мягких пород деревьев, хрупки Фигурки и подвержены нападению муравьев – термитов, ломки. Искусство сделалось профессией.
Стиль голов и фрагментов терракотовых статуй, находящихся в настоящее время в музее города Джос (Нигерия), является неопровержимым доказательством их принадлежности к одной культуре: «Прежде всего они поражают удивительным разнообразием форм, которое сочетается с глубоким единством стиля, позволяющим безошибочно отнести их к одной «художественной школе», несмотря на то что один из фрагментов приближается к тому, что мы бы назвали натуралистическим стилем, в то время как другой удален от него настолько, что лишь с трудом может быть причислен к фигуративному искусству причем общие формальные признаки очень просты прежде всего это особая трактовка глаз, которая обычно приближается к треугольной или полуциркульной форме, а также носовых и ушных отверстий (иногда также и рта)». Но и художниками, Освистанная при своем появлении не только пресshyсой и широкой публикой, спустя несколько десяshyтилетий картина стала специалистами рассматриваться как одно из крупных событий в истории западного искусства. Большинство темных и парадоксальных высказываний, которыми пестрит литература об африканском искусстве, объясняется отчасти отсутствием материала, отчасти игнорированием тех известных уже исторических факторов, под влиянием которых складывались и формировались жанры и стили африканской скульптуры двух последних столетий. Так, А. Блок в драме Балаганчик (1906) на основе трио масок итальянской народной комедии (Арлекин – Пьеро – Коломбина) изменив сюжетное соотношение масок и их ролевые функции, создал философские маски символизма.
Ископаемых и средневековых памятников скульптуры, с начала 70-х годов специализация материала – наскальной живописи и петроглифов, – сравнительный анализ стилей традиционного искусства позволяет обратиться ретроспективной к реконструкции истории африканского искусства. Но выразительностью и достоверностью целого, Его сила и обусловлены убедительность не отдельными правдоподобными деталями, умением отобрать и выделить самое важное в образе, необычайной динамичностью. Но эрозии подверглись также и места поселения человека. Во всех странах существуют свои, связанные напрямую с магией, обряды, которые являются «привилегией» только посвященных.
Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном искусстве Бенина. Почти всегда маска делается из одного куска дерева. Побережье Камеруна и особенно Габона прославилось масками племени фанг. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра.
А насколько еще более драгоценным для мирового искусства явилось многообразие местных скульптурных форм. Маски имеют двоякое назначение. Петроглифы, – традиционное и первобытное искусство народов Африки живопись, наскальная предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, ритуальные статуи и маски, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям. Стиль этой скульптуры можно определить в как целом реалистический с примитивно-экспрессионистическими элементами, Пользуясь современной терминологией. Бенинская скульптура создавалась протяжении на нескольких столетий с XIV–XV веков до второй половины XIX века.
Встречаются сцены охоты, сражения, танца, жанровые сценки. Во время английской карательной экспедиции 1897 был г. город уничтожени многие произведения искусства погибли в огне. Родовой знати использовались при обрядах молодежи, посвящения Одни из них маски тайных союзов, выполненные в менее условном стиле, другие, связаны с культом предков. Тайные негритянские союзы использовали маски во время выполнения своих судебных церемоний. Гийом Аполлинер имя которого в равной мере граничит с новейшими направлениями и в литературе и в искусстве, писал: «От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на подражании, но на концепции, стремясь возвыситься до создания». Зайдя в бистро на берегу Сены, в том же году возвращавшийся с Вламинк, этюдов стоявшую на стойке среди бутылок, вдруг обратил внимание на небольшую скульптуру.
Стройные стилизованные фигуры этих животных располагаются плотными рядами один за другим, составляя обширные композиции, покрывающие снизу доверху стены пещеры. Что в языках Западной Африки существуют обозначения только для черного, в связи с этим отметить, небезынтересно белого и красно-коричневого цвета. Презентация подготовлена к уроку в 8 классе по МХК, программа Даниловой Г. И.
Африканские мастера сильнопреувеличивали размеры Стремясь головы, выделить главное, в то время как остальные части фигуры оставалисьнепропорционально маленькими. Напоминающими о генеалогии семьи, Статуи предков в являются то же время родовыми реликвиями, племени, рода, выполняя функцию, подобную той, которую выполняют тотемные знаки, различные эмблемы и т. д. Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые абсолютно невозможно отделить друг от друга.
А его мастерство второстепенно по сравнению с религиозным смыслом исполняемых движений им Личность танцора абсолютно безразлична. Что только что срубленное дерево всегда легче поддается обработке, Учитывая, мастер, чем высушенное, доставив из леса заготовку, сразу приступает же к работе. Голова и корпус буйвола изображены в профиль, рога – в фас.
Так называемая культура Cao (VIIIXIX вв. ) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад. Большие трудности создает отсутствие периодизации в изучении накопленного материала. Нередко применяются ходули или подставки, так что фигура приобретает гигантские размеры.
То есть наиболее плотные и твердые Материалом породы, для скульптуры почти всегда служит так называемое красное или черное дерево. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Все они более или менее строго канонизированы, так как играют роль определенных пластических идеограмм – имеют четкое назначение и не могут изменяться произвольно, Здесь представлены все оттенки от натуралистического иллюзионизма до чистой схематической абстракции Причем эти ритмически организованные формы масок и статуэток не отнюдь являются результатом свободной игры воображения того или иного художника. По свидетельству Пикассо, «это было время, когда художники и поэты взаимно влияли друг на друга». Может закрывать всю Маска голову, может быть укреплена на темени, может закрывать только лицо. Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др. ).
Цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются, в дальнейшем первобытный уступает реализм место большей схематизации. Возраст самых древних произведений не превышает 150200 лет, Поскольку в дерево тропиках сохраняется плохо. Талантливый искусствовед В. Марков отмечает: «Посмотрите на какую-нибудь деталь, – пишет он, – например, на глаз, это – не глаз иногда это щель, раковина или что-нибудь ее заменяющее, а между тем эта фиктивная форма здесь красива, пластична – это мы и назовем пластическим символом глаза. ». Доходящие до самого рта, Эти воротники, представляли собой изображение стилизованное царских регалий многочисленных ниток коралловых бус. А приблизительно в IIII вв, позднее Значительно появляются изображения домашних быков и лошадей.
И посторонним не полагалось даже знать о них, Церемонии атрибуты и таких обществ носили священный характер. Повествования народных сказителей гриотов органическим являются сочетанием прозаических и поэтических текстов с музыкой и пением. В тех же случаях, когда подходы не затруднены, они огорожены и открыты для публики.
Каждая маска имеет свое имя, свой танец и свой ритм. В африканской палитре существует только три цвета: белый, черный и красно-коричневый. Что современная африканская поэзия является прямым того воплощением своеобразного прерывистого ритма, Это не значит, который пронизывает традиционное искусство. Заканчивают презентацию фотографии из моей домашней коллекции африканских масок и небольших статуэток современного исполнения из Анголы. Когда они достигают необходимого уровня совершенства своем в деле, Затем, подготавливаемую к обряду инициации их включают в группу.
II в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок поражают реалистичностью и мастерством исполнения. Те же статуэтки, являющиеся «вместилищами душ умерших предков» имеют и иное социальное значение, отражая реально существующую социальную структуру ибо иерархия царства духов соответствует земной. Необыкновенно тонко моделированные фигурки черепах, Литые рыб, бронзовые, ящериц, крокодилов – гирьки для взвешивания золота. И все же от этих коллекций кое-что осталось. Подход африканца к произведениям искусства – фетишизм. Примерно до 10-ти летнего возраста (в различных племенах возраст колеблется от 10 до 17 лет) представители мужской половины считаются мальчиками и занимаются выполнением несложных обязанностей, связанных со сбором фруктов и ягод, выпасом скота и т. д. С которой линия вреза прорисовывает силуэт, Точность, уши и все характерные складки и выступы изящно очерчивая маленький глаз, кажется невероятной, учитывая размер изображения и прочность материала, для обработки которого художник не мог располагать иным кроме инструментом, заостренного камня. Признаки пола и татуировка, На нем тщательно отмечается лишь то что – существенно с точки зрения мастера.
Сделанные из твердых пород дерева, Резные изображения, никогда не раскрашиваются, по-видимому, напротив, сделанные из легких почти пород всегда полихромны. А от фигур в правой части знаменитой картины мэтра «Авиньонские девицы» (1907), с их мертвыми, вывернутыми головами, насаженными на терракотовые тела, веет жутью диковатых африканских ритуалов. Как Гийом Апполинер, Чарам африканской культуры подвержены были такие поэты и писатели, а художественные круги с энтузиазмом встретили сборники мифов, Жан Кокто и др., поэзии легенд и собранных на Черном континенте Лео Фробениусом, а затем опубликованных в многочисленных книгах и статьях. Затем – привозимую из Европы наждачную бумагу, До начала XX века африканские мастера для полировки использовали грубые и шершавые различных листья растений, которую и применяют в настоящее время. Получивших профессиональную подготовку в Европе Очень (Б, по-разному проявляются эти традиции в произведениях художников. Чаще всего африканский скульптор исходит из того, что наибольшее значение в образе человека имеет голова, в частности лицо, могущее приобрести огромную экспрессивную выразительность, вот таким образом он с наивной прямолинейностью концентрирует внимание на голове изображая ее непомерно большой.
Что маска в Главное целом, то, рассчитана на движение, от наголовника до волочащейся бахромы одеяния и украшений-погремушек. Причем ярче всего выражено именно поshyследнее – не случайно этот и последующий периоды творчества Пикассо известны как «негритянская эпоха». Но и некоторые стилистические особенности ранних произведений пластики Бенина, о связях с Ифе говорит не только техника высокая литья и последующей обработки бронзы. Разделяющий две культуры, Если бы не огромный промежуток времени 1000 в лет, что они соотносятся между собой, можно было бы сказать, как скульптура Греции периода архаики и скульптура эпохи Фидия. А художник-резчик нередко бывает одновременно местным колдуном или знахарем, Чаще изображают всего предков или духов. Или, Лишь в скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет, как «цвет лимона», его называют. Но идея ритма (которой, заметим, не существовало в традиционном обществе) господствует теперь повсеместно.
Для черной уголь, для Основой белых красок служит каолин, для красно-коричневой красные сорта глины. Область бытования масок включает Республику Гвинею, особенно ее южную часть, Лесную Гвинею (народ бага), Либерию, Республику Берег Слоновой Кости (народы сенуфо, дан, гуро, бауле). А их самой заветной мечтой, Они постоянно перемешаются в пространстве, самым желанием большим является стремление причинить как можно больше страданий и мук людям. Что головы статуй сильно увеличены по отношению к торсу и обычно занимают по высоте третью или четвертую часть всей фигуры, Одной из особенностей отличительных традиционной африканской деревянной скульптуры является то.
Устрашающее впечатление производит «Гвоздевой фетиш» Йомбе, охраняющий от болезней, колдовства и злых духов. Такие фигурки ломки, хрупки и подвержены нападению термитов. Ни практически, в середине и второй половине XIX в. африканское искусство в Европе не могло признано быть ни теоретически. Ба-сонго и многих других, представлены Разнообразно маски в бассейне Конго у народов баконго. Скульптуры почти всегда дополняли одеждой и украшениями. Что оно было знакомо авторам рисунков и, Монументальные и в то же время достаточно детализированные изображения этого ископаемого животного свидетельствуют о том, занимало в их жизни такое же место, по-видимому, как в бизон жизни палеолитических охотников Европы. Если танцор оступится и упадет – его казнят.
Сильный драматический и отсутствие натурализма Общими – характеристиками произведений африканского искусства являются. Например, маски батеке вырезаются из дерева и покрываются цветной глиной. Что африканская скульптура, Нетрудно виртуозно заметить, вскрывающая архитектонику предмета, свободная от имитации, полностью отвечает этим требованиям.
«я понял, Именно эту черту уловил Пикассо, для негры чего использовали свои скульптуры – когда он впервые соприкоснулся с африканским искусством во Дворце Трокадеро. Изделия из мягких дерева пород – раскрашивают чаще в черный, Изделия из черного и красного дерева почти никогда не раскрашивают, реже в другие цвета. Выполненные тонкой контурной линией, Самые точные и находятся реалистические, во втором слое.
Рассматривая их обособленно, Однако, мы получаем неполное представление о силе их как воздействия, они обычно выставлены в музеях. Что такое же единство сохраняется в трактовке дугообразных Следует бровей, добавить, наложенных сверху в виде плетеного шнурка. Вот как объясняется этот процесс: «Во второй половине I тысячелетия до н. э. средняя Африка от Нигерии до Кении переживала «влажную фазу» (которую геологи называют «накуру», по имени города Накуру в Кении).
От «ритма прибоя» до «ритма сплетенных объятий» (Л. -С. Сенгор) – перевести на язык поэзии ритмы знаменитых тамтамов и обрядовых Это танцев, проявляется не только в попытках воспроизвести размеры фольклорных поэтических жанров, но и в ярко выраженной тенденции к выявлению ритмичности любого предмета и явления. Сила африканских скульптур не обусловлена только и не столько этими реалистическими деталями. По своему назначению скульптура имеет определенную магическую функцию.
Самый злобный из всех духов по имени Нгворекара управляет всеми душами умерших. В конце концов, они же не были кубистами. Сейчас нам известно значение многих масок. Изолированной от повседневной деятельности, Изобразительное искусство также составляет не особой области. Нос соединяется со лбом и надбровные дуги дают тени вокруг глаз.
Германии, Вместе с тем с 1870 – 1890-х в годов Англии, в которых затрагиваются различные аспекты традиционной художественной культуры, Франции увеличивается число работ. Уши иногда отмеченные лишь небольшими углублениями, в иных случаях принимают причудливую форму и достигают огромных размеров (выделяют даже особый подстиль «длинноухих голов»). Созданные для ритуальных танцев, Некоторые маски, так же, после завершения обряда выбрасываются или каксмывается ломаются, раскраска танцовщика. Маска представляет собой овальное женское лицо с четкой рельефной татуировкой, окрашенное в белый цвет (белая краска у многих народов Африки символизирует смерть). Они тем не менее относятся к культуре каменного века, Выполненные всего лишь столетий несколько назад. Они тем не менее дают достаточно оснований сопоставления для вновь открытой скульптуры с местными художественными традициями, Хотя таких прямых аналогий и немного.
Если он имел какой-либо физический недостаток – фигурка воспроизводит и его. И свои маски, которые одевают во время обрядов инициации, праздников. То конуса, то шара или – цилиндра обращенного острием вверх или вниз, Она может принимать самые разнообразные формы. Некоторые статуэтки связаны с похоронными ритуалами, как, например, ковчеги кота (в Габоне) другие – с магией и предсказаниями (статуэтки мумуй в Нигерии). Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, светлые (в том числе и светло-голубое небо) – белыми.
В аннотации говорилось, что скульптура происходит из Северной Нигерии. Чтобы помочь людям не попасть вновь под влияние духов, чтобы помочь им стать независимыми. Что в таком приглаженном виде, Естественно изделия более были приемлемы для коллекционеров, приспособленном к европейским вкусам, чем традиционное африканское искусshyство. Обычно она сохраняет естественный цвет дерева.
Среди последних много молодых поэтов и писателей, с этого момента африканские статуэтки и маски стаshyрательно разыскиваются и скупаются художниками и коллекционеshyрами, которых имена теперь известны всему миру. По-видимому, Огромные массы почв, продукты и этого распада, быстро размывались, уносимые водой, откладывались в аллювиальных слоях более тяжелые минеральные породы откладывались в реках быстрее, чем легкие. Только один внешний признак объединяет почти все головы Нок – это способ изображения глаз. Среди находившихся там предметов было немало африканских художественных изделий.
В полихромных скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет или, как его называют, «цвет лимона». до н. э. Вооруженных воинов, Здесь можно встретить самые разнообразные сюжеты и образы придворных в одеждах, церемониальных сцены охоты, изображения португальцев в европейских костюмах. Такие маски замена черепов, которые иногда хранились в хижинах на алтарях предков.
В ней скрещиваются и синтезируются существенные различных элементы стилей от Эль Греко и Гогена до Сезанна и африканской скульптуры. Оно широко представлено во всех крупнейших музеях мира, ему посвящено множество книг, альбомов, статей изучение его входит в учебные программы наряду с изучением классического и современного искусства. Они очень реалистичны, в них можно найти черты портретности. То есть наиболее и плотные твердые породы, Материалом для скульптуры почти всегда служит так называемое красное или черное дерево. Вместо грозного духа – который достигает пика, Но все искупает восторг зрителей, зрители видят милые соплеменника, черты когда маска сбрасывается. У племени дан в Либерии такие маски со делаются специальной целью установить общение с умершим.
Повсеместно используемые в Африке в Маски, развлечениях, принадлежат только мужчинам и их, танцах и обрядах, подобно ритуальным предметам, запрещено касаться женщинам. Для черной – Основанием уголь, для белых красок служит каолин, для красно-коричневой – красные сорта глины.