Я всегда играла одну роль, и эта роль – я, Мэри Пикфорд.
Мэри Пикфорд – одна из самых знаменитых актрис первой половины XX столетия. Ее без преувеличения можно назвать легендой кино, в первую очередь кино немого. За свою жизнь актриса снялась более чем в двухсот пятидесяти фильмах. Образ маленькой женщины, оказывавшей на камеру магической действие, навсегда вошел в историю этого вида искусства.
Мэри прославилась в амплуа девочек-сорванцов и бедных сироток. Любая работа Пикфорд обнаруживает глубокое проникновение в суть характера, которые она воплощала необыкновенно тонко и в то же время экспрессивно. Самые разнообразные образы, будь то молодая мать, кокетка, соблазнительница или расчетливая убийца, были как нельзя более убедительны в исполнении Мэри. Однако больше всего зрителям полюбились её девочки-подростки. Долгие годы Пикфорд работала в этом амплуа на потребу публики, не желавшей воспринимать артистку во взрослых ролях.
Прекрасная девушка с меланхоличными глазами и византийскими локонами сводила с ума миллионы мужчин. Но за хрупкой внешностью скрывалась недюжинная внутренняя сила. Пикфорд всегда отличалась деловыми качествами и коммерческим чутьем, которому могли позавидовать многие её коллеги-мужчины. Она часто сама продюсировала свои картины, стала со-основательницей кинокомпании «Юнайтед артисте». Мисс Пикфорд умела соединять бизнес и искусство, создавая по-настоящему успешные проекты. В жизни актриса олицетворяла собой образ не только первой красавицы Голливуда, но и деловой женщины, на несколько десятилетий обогнавшей свою эпоху.
Будущая знаменитая актриса родилась 8 апреля 1892 года в Торонто. При рождении она получила имя Глэдис Луиза Смит. Псевдоним Мэри Пикфорд появился позже, когда девушка стала выступать на бродвейской сцене. Пикфорд долгое время манипулировала датой своего рождения, убавляя себе годы: возраст был крайне важен для детей, играющих на сцене, – чем младше ребёнок, тем больше у него шансов прославиться на театральных подмостках.
. В молодые годы она была стройной девушкой с большими глазами, иссиня-черны-ми волосами и твердым подбородком. Шарлотта сама прокладывала себе дорогу: сначала занималась обивкой мебели, затем стала делать крышки для фортепиано. Она также прекрасно шила и зарабатывала на жизнь именно этим ремеслом. Джон и Шарлотта поженились, когда девушке было около двадцати лет.
Мать Глэдис всегда отличалась работоспособностью, сообразительностью и практичностью. Джон же, наоборот, не мог долго заниматься одним делом.. Одно время Джон Смит был хозяином лавки, в которой продавались леденцы, затем пробовал себя в качестве владельца бара, потом работал набойщиком. Когда материальное положение семьи пошатнулось окончательно, Джон поступился своими принципами и устроился в театр работником сцены. В последующие годы Смиты часто переезжали из одного района города в другой.
Глэдис была старшей дочерью в семье. Спустя чуть больше года у Джона и Шарлотты родилась вторая дочь Лотти, спустя ещё несколько лет появился на свет младший сын Джон, более известный как Джек. Джек и Лотти Смит впоследствии взяли фамилию от псевдонима старшей сестры и тоже стали актерами.
По решению матери, Глэдис прошла обряд крещения в двух церквях: сначала в католи- -ческой, а затем в методистской. В методистской церкви Шарлотта крестила детей после смерти мужа, в память о Джоне Чарльзе. Тогда же среднее имя старшей дочери было изменено на Мэри.
Некоторые историки полагают, что за три года до смерти Джон Чарльз ушел от Шарлотты и жил на Авеню-роуд. Но насколько достоверна эта версия, установить сложно. В памяти Мэри сохранился самый светлый образ отца: она вспоминала о нём только хорошее. В сознании ребёнка навсегда осталась скорбь о его смерти и страдания Шарлотты.
Мэри была впечатлительным ребёнком. Образ матери, опечаленной смертью отца, поразил девочку, и она окончательно разуверилась в существовании счастья. Когда страдали окружающие, Мэри страдала вместе с ними. Таков был её характер. Подобные чувства шли ей на пользу как актрисе, но омрачали личную жизнь девочки. Маленькая Мэри, в стремлении защитить своих близких, даже выработала систему идеального поведения. В детстве она испыты- Мэри Пикфорд вала постоянное чувство вины. После гибели Джона Чарльза девочка стала очень заботливо относиться к своим родным.
Чтобы прокормить семью, Шарлотта стала снова заниматься шитьем, зарабатывая по три доллара за каждое платье. После смерти отца Мэри очень сблизилась с матерью. Девочка как будто бы сразу повзрослела, стремясь во всем помочь матери. Она стала компаньонкой, подругой Шарлотты, её главной опорой и советчицей. Мэри не хотелось играть с другими детьми; всё своё время она проводила с матерью. Девочка помогала ей с уходом за младшими детьми, воспитывала их. Пожалуй, единственным занятием, делавшим Мэри в те годы хоть немного схожей со сверстниками, было катание на велосипеде. Уже став взрослой, Пикфорд говорила, что велосипедные прогулки доставляли ей больше удовольствия, чем поездки в «роллс-ройсе», когда она прославилась.
Увы, детские забавы остались далеко в прошлом, в том времени, когда ещё был жив отец. Мэри быстро взрослела. Она раз и навсегда решила, что должна занять место Джона и сделать всё, чтобы их семья не распалась. Мэри чувствовала свою ответственность за близких, старалась защитить их от воздействия внешних сил, способных разлучить родных. Трудолюбие и привязанность друг к другу делали членов семьи Смитов неуязвимыми даже в самые тяжелые минуты.
Шарлотта никому не давала в обиду своих детей, однажды она даже вступила в конфликт с директрисой школы из-за того, что та, напугав их за опоздание страшной истории, хотела дополнительно выпороть девочек. Мать забрала дочерей из школы, купила им учебники и обучала детей дома сама, когда выдавалось свободное время.
Пионеры Голливуда называли клан Смитов четверкой мушкетеров, объединенных лозунгом: «Один за всех и все за одного». Фанатичная преданность семье была одной из основных черт Мэри Пикфорд на протяжении всей жизни.
Чтобы улучшить материальное положение семьи, Шарлотта сдавала свободную комнату жильцам. Однажды у них поселилась семейная пара по фамилии Мерфи. Муж имел «несерьёзную» профессию – работал управляющим сценой в театре. Стоит заметить, что Шарлотта опасалась представителей театральной среды, что было вполне естественно для представителей «приличного» общества той поры. Считалось, что люди сцены ведут непристойный образ жизни. Актрисы тогда пользовались далеко не лучшей репутацией: в 1890-х годах средний класс видел в женщине украшение дома, а не сцены. Позже Мэри Пикфорд говорила, что будь её отец жив, он никогда не позволил бы ей играть в театре.
В небольшом любительском театре Торонто гастролировали европейские и американские труппы, привозившие с собой знаменитостей, в числе которых были Эллен Терри, Сара Бернар, Маддерн Фиске и другие. Имелись и звезды рангом пониже, скажем, Лили Лантгри или Анна Хельд. В местном театре выступали акробаты, дрессировщики, факиры, а также показывали первые немые фильмы, которые входили в программу водевилей. Существовали и импровизированные кинозалы на Йонг-стрит. В простеньких сюжетах в основном участвовали велосипеды, фонтаны, полицейские. Семья Смитов подобные развлечения игнорировала, считая их неприличными. И потому предложение мистера Мерфи задействовать девочек в спектакле «Серебряный король» шокировало Шарлотту. Мерфи работал в «Каммингс Сток Компани», располагавшейся в театре «Принсес» (Торонто). В здании театра на Кинг-стрит уже тогда было электрическое освещение – большая редкость для того времени. Имелись здесь и комнаты для приемов, гостиные, банкетный и бальный залы. В зрительном зале были балконы, всего он вмещал полторы тысячи человек. Для избранных посетителей были приготовлены задрапированные ложи. Артисты «Каммингс Компани» в течение нескольких сезонов ставили здесь различные спектакли. Управляющий компанией снимал помещение на сезон и набирал актерский состав, практически полностью состоящий из американцев. Актеры радовались такой работе, обеспечивавшей им стабильное жалованье на какой-то период, ведь у них появлялось чувство уверенности в завтрашнем дне.
Отказ Шарлотты, всегда пренебрежительно относившейся к театру, был понятен. И все-таки Мерфи попросил её не принимать окончательное решение, не побывав за кулисами и не убедившись, что актеры этого театра – достойные люди. Оказавшись в «Принсес», Шарлотта действительно поменяла своё отношение к театральному искусству. Она не нашла здесь ничего неприличного: многие актеры, к её удивлению, даже состояли в браке. Женщина задумалась. Семье на тот момент требовались деньги, а Мерфи предлагал восемь долларов в неделю за выступления Мэри и чуть меньше за игру Лотти. В конце концов, Шарлотта сдалась, и девочки были приняты в труппу. Сама Шарлотта также стала подрабатывать в театре, играя за кулисами на органе мелодию «День окончен».
8 января 1900 года Мэри дебютировала на сцене в пьесе «Серебряный король». Позже Пикфорд утверждала, что на тот момент ей было пять лет; на самом деле девочке было около восьми, а Лотти шесть. Мэри исполняла роль Неда, умирающего сына главного героя, – в ту пору девочки часто играли на сцене мальчиков, и наоборот. На премьере Мэри, хотя и волновалась, страха не испытывала. Она была прирожденной актрисой: ей нравилось оставаться на сцене наедине со зрителями, хотя многих юных артистов это пугало. Пикфорд уже тогда нравилось привлекать к себе внимание. Радовало её и то, что теперь она вносила свою полноценную долю в бюджет семьи. С первых же дней работы в театре девочка загорелась желанием стать актрисой.
— Сиенна Миллер
— Чулпан Хаматова и Евгений Миронов
— Фильм «Исход: Цари и боги» уже в прокате
— Роджер Греф
— 50 лет назад «Шербургские зонтики» получили «Золотую пальмовую ветвь»