Кроме обыкновенных графитных карандашей художники часто рисуют специальными карандашами из прессованного угля. Такой карандаш оставляет на бумаге глубокий, жирный след, рисунок, выполненный им, имеет эффектный вид. Карандаш очень мягкий, им приятно рисовать, но у него есть один недостаток: он плохо стирается резинкой, рисунок должен делаться в один прием. Самым популярным у художников является карандаш «ретушь», стержень которого выполнен из непрессованного угля. Таким карандашом выполнено множество превосходных рисунков самых известных мастеров. На бумаге он даёт насыщенные бархатистые линии, хорошо стирается резинкой и даже просто сухой мягкой тканью. От лёгкого прикосновения пальцев штрихи, проведённые им, растушёвываются, приобретая приятную мягкость. Этим карандашом легко добиваться тонких переходов от одной тональности к другой. Например, рисунок чёрного кота, лучше всего получается углём. Но работа таким карандашом требует уже определённого навыка, так как он очень хрупкий и в руках начинающих художников часто ломается. Привыкнув к нему, несомненно, оцениваешь все его преимущества.
Отличным материалом для рисования является и обыкновенный древесный уголь, который продаётся в виде небольших чёрных палочек. Уголь настолько удобный для работы материал, что художники часто предпочитают его графитным карандашам, рисовать им можно на любой бумаге даже самой плохой. Чаще художники применяют уголь, когда нужно получить рисунок большого размера или при выполнении подготовительного рисунка на картоне или холсте для живописи. Рисовать углём надо, легко держа его в пальцах и проводя линии без нажима, оставляя на бумаге лёгкий, чуть заметный след. До полной силы в тёмных местах рисунок, следует доводить постепенно. Хотя уголь стирается легко, всеже при многократном смахивании, бумага приобретает сероватый тон, удалять который, в случае необходимости, лучше всего резинкой-клячкой. Для получения тонких линий, уголь затачивают на куске «наждачной» бумаги. Для рисунков не большого размера, уголь все-таки мало пригоден, так как заточить его особо тонко не получится.
Насколько уголь легко стирается во время работы, настолько же он, разумеется, может легко стираться и во время хранения законченной работы. Рисунок может быть испорчен от случайного неосторожного прикосновения. Поэтому рисунок, выполненный углём, необходимо по окончании работы закрепить (зафиксировать) специальным фиксативом. Фиксативы продаются в тех же магазинах, где продаются художественные краски и все материалы для художественных работ
(в крайнем случае фиксируется обычным лаком для волос =)). Рисунок необходимо положить горизонтально и осторожно зафиксировать с пульверизатора, держа его на расстоянии не ближе 30 см от рисунка. Брызги на рисунке, ни в коем случае не должны сливаться в мокрое пятно, так как уголь может поплыть. Фиксировать лучше в несколько приемов, до состояния, когда уголь на сухом рисунке перестанет размазываться от прикосновения пальцев.
Опробировать новый материал лучше в набросках и зарисовках. Модель для зарисовки советую взять более крупного размера и без мелких деталей, это может быть бельевая корзина, табурет, бочка и т. п. Формат бумаги обычный 40 Х 60см., на меньшем формате работать углём сложнее. Принцип выполнения рисунка тот же, что и графитным карандашом, но некоторые линии построения можно не наносить на бумагу, а просто представлять их в уме. Такое мастерство даётся, как и всё остальное, только с большим опытом, так что желаю удачи и терпения и упорства.