Впрочем, ее также небезосновательно считают и техникой живописи.
Думаю все, кто учился в художке имеют хотябы базовое представление об этой технике и пробовал ее использовать сам или видел как это делают другие.
Общие сведения:
Пастель (ур. пастель, от лат. паста - тесто) - мягкие цветные палочки - карандаши, изготовленные из пигментов, мела и связующих веществ. В процессе изготовления пастельных карандашей их незасохшая масса выглядит как тесто, паста - отсюда и название. Пастель имеет много нежных оттенков каждого цвета.
Пастель бывает трех видов: сухая, жирная и восковая.
СУХАЯ ПАСТЕЛЬ
Гамма сухой пастели состоит примерно из 100 оттенков, которые все могут налагаться друг на друга и отлично растушевываются. Благодаря тщательному измельчению глин с пигментами высшего качества получается мягкая пастель, оставляющая интенсивный бархатистый след. Обычно качественная пастель обладает хорошей цветостойкостью и не меняет тона с течением времени. Традиционная технология производства этих красок такова: после экструдирования замеса производится нарезка, и полученные таким образом пастельные краски остаются сохнуть на воздухе. Это позволяет получить мягкую и совершенно однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка тоже производятся вручную.
МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ
Масляные пастели выпускаются разными гаммами, которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые обладают хорошей цветостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
ВОСКОВЫЕ ПАСТЕЛИ
Восковые пастели обычно выпускаются разными гаммами, которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей цветостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.
Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.
При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток - она слабо сцепляется с основанием и довольно легко осыпается, поэтому выполненную работу часто закрепляют специальными фиксативами. Но самое надежное сохранение пастели - в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия. Пример тому знаменитая "Шоколадница" из Дрезденской галереи. Картина, поражающая зрителей свежестью и чистотой красок, кажется только что законченной, хотя создана она в ХVIII веке! Такова пастель.
Если кто использовал/использует эту технику - пожалуйста, делимся опытом, профессиональными хитростями, выкладываем и показываем работы.