О том, почему современное искусство стоит так дорого, и о перспективах русских художников на мировом арт-рынке эксперт Отдела послевоенного и современного искусства аукционного дома Christie's Кэтрин БАРТОН рассказала в интервью обозревателю "Известий" Николаю МОЛОКУ.
- Почему современное искусство стоит так дорого?
- Оно сильнее воздействует на зрителя, оно интереснее и живее. Это сегодняшняя жизнь, вы в ней участвуете, вы находитесь внутри нее. Первый раз мы провели аукцион современного искусства в 1998 году в Лондоне. Лондон по традиции является для нас площадкой- экспериментом - здесь мы своего рода тестируем художников. Если аукцион проходит успешно, мы выставляем художника на нью-йоркский рынок. Нужно иметь в виду, что в Нью-Йорке (не в Америке, а именно в Нью-Йорке) сконцентрировано 70% мирового арт-рынка. И если Лондон - это место экспериментов, то Нью-Йорк - место большого бизнеса. Сегодняшний арт-рынок все больше тяготеет к современному искусству. Скажем, аукцион модернизма набирает более 100 миллионов долларов.
- Чем объяснить успех даже самых молодых художников, например, англичанина Дэмиана Херста, чьи произведения сегодня стоят больше миллиона долларов?
- Дэмиан Херст уже зарезервировал себе место в истории искусства, его уже начали сравнивать с Энди Уорхолом и так далее. Его успех можно объяснить его карьерой. Все случилось очень быстро - началось в 1988 году, когда он и художники его круга шокировали художественную общественность. Потом им начали торговать лондонские галереи, он стал модным. И сегодня превратился в конфетку. Но время покажет, стоят ли его работы таких денег.
- Вы планируете продавать русских художников?
- Я бы сказала так: русские художники уже появились, но их еще рано выставлять на аукцион (исключение - Илья Кабаков, который периодически попадает на аукционы, но с ним другая проблема: продавать его инсталляции на аукционе очень сложно, очень громоздко). Я думаю, что русскому искусству нужно еще немного окрепнуть. Если завтра выставить на торги работу Виноградова и Дубосарского, ее могут и не купить. Просто потому, что никто не знает, кто они такие. Или лишь немногие знают...
Но вы должны иметь в виду, что для Запада Россия остается страной, которую нелегко понять. Хотя интерес к России огромен. Все ждут ярмарки "Арт-Москва" в мае. Многие западные галеристы и дилеры говорили мне, что хотят приехать.
http://starat.narod.ru/news/main2.htm