Ustalyj » 25 апр 2013, 23:45
Ограничения в иконописи скорее кажутся ограничениями человеку, далекому от этого дела. Иконопись очень тяжелый труд, но я никогда не чувствовала себя связанной ни духовно, ни творчески. Наоборот, пока я занималась живописью, светским искусством, я постоянно ощущала некую нереализованность, неполноту. Словно бОльшая часть меня спит и я никак не могу заставить ее проснуться. И только занявшись иконописью я получила возможность реализоваться полностью, без остатка. Ну, если сильно упростить, то можно привести такую аналогию: пока я занималась светским искусством, у меня в руках была долька, когда стала писать иконы, в руках оказался целый апельсин.Как пост для православного человека - это крылья для молитвы и духовного делания, так и канон в иконе - это ключ, открывающий дверь в горний мир. Суть творчества для иконописца заключается не в свободной трактовке сюжета, а в том, чтобы человек, подошедший к написанной тобой иконе, захотел поговорить с Богом, почувствовал потребность молитвенного обращения к Творцу. Гений Рублева заключается не только в том, что он был гениальным рисовальщиком и гениальным живописцем. Икону называют окном в Горний мир, так вот "окно", написанное Рублевым, распахнуто настеж и человек, иногда явно, иногда на уровне смутных ощущений, чувствует свою сопричастность этому Свету, ибо этот Свет изливается на него не "сквозь мутное стекло", а во всей своей полноте и яркости, невозбранно. Поэтому к иконе не применим термин "копия". Каждый список уникален, так как иконописец неповторим как личность, и хочет он того или нет, его личные качества, его духовное состояние либо мешают, либо помогают раскрытию Образа. Грубо говоря, чем больше грехов и страстей у иконописца, тем хуже икона.