С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. АМПИР (от франц. В употребление входят кушетки с высоким изголовьем (рекамье), названные именем хозяйки блестящего светского салона, складные стулья, напольные зеркала (псише). На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Эта мебель пришлась по душе императору и стала отправной точкой в рождении нового имперского стиля. Самым характерным широко известным сооружением этого периода можно смело назвать Триумфальную арку в Париже, которая стоит в 8-м округе Парижа, на площади Звезды (она же – площадь Шарля де Голля). Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы. (фр. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Фактура мебели здесь очень важна, она не скрывается за множеством резных украшений и шаблонов. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Более того, например, в Германии и Австрии в противовес ему был создан новый стиль – бидермайер (в переводе с немецкого Bieder означает «простодушный, обывательский», а в целом название стиля можно перевести как «простодушный господин Майер»).
П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин). Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. (от франц.
В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. Кастинг «кассовых» актеров, поиск съемочных площадок – все это требует компромиссных решений, направленных на коммерческое решение творческой задачи, а не на создание хорошего фильма. В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N. С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным.
и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин.
Именно тогда, с разрешения своего императора, архитекторы Персье и Фонтен передали российскому государю Александру I альбомы иллюстрированные видами того «замечательного, что строилось в Париже». культуре представляется недостаточно обоснованным. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.
Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой.
Другое, более редкое название Ампира – неоримский стиль. Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу. empire — империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве, завершавший эпоху франц. классицизма и относившийся ко временам Империи Наполеона I (1804 — 1815). Ампир первоначально сложился во Франции в конце XVШ – начале XIX века и отличался ярко выраженным гражданским пафосом времени Великой французской буржуазной революции.
Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Декольте тоже были максимально открытыми. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Русский А. тоже дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (арх.
Авторами были Персье и Фонтен. П. Верлен назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. колонны) были часто несоразмерны с предметами обстановки, украшениями мебели. Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото.
Стиль ампир (от фр. Он был мягче и пластичнее.
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Этот процесс можно было бы рассматривать как «культурную капитуляцию», если бы не внутренние процессы в самом государстве: именно в это время Россия становилась сильной империей, готовой посоперничать в могуществе с ведущими европейскими государствами начала XIX века.
Хронологически рамки оригинального «Стиля империи», как еще называют А., ограничены концом правления Директории (1 799) до реставрации династии Бурбонов (1815). В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин.
Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов.
Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг).
Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). Женское тело было хорошо видно. Давиду. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, повторение арки Септимия Севера в Риме).
Давиду. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.
Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Авторами были Персье и Фонтен. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».
Французские мастера ампира вдохновлялись идеей сопоставления Наполеона с римским императором Августом, могущества Франции – с имперским величием Древнего Рима (отсюда название «ампир» – «стиль империи»). вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Это уже была декларация эклектики. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура ампира (триумфальные арки, памятные колонны, обелиски).
В 1809-1813 гг. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.
За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Высокая мебель избегается. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Декольте тоже были максимально открытыми. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см.
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Так же режиссер добавил: «Empire V» – дорогой фильм в жанре «фэнтези». Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор.
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. императором. Шею и руки оставляли открытыми.
Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Это уже была декларация эклектики. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Нижний край часто отделывали блестками.
К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Авторами были Персье и Фонтен. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина и Станицкой, 181722, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
Ж. -Ф. А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича.
А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Московский ампир отличается большей камерностью создается тип небольшого уютного особняка с мезонином, ставший отличительной чертой послепожарной Москвы (дом Хрущевых-Селезневых, архитектор А. Г. Григорьев, 1814). фр. Настолько был силен гипноз французской моды. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный.
Фонтен). Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Скульптор А. -Д. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма».
Его отличает парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». оссианизм). Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
Перед московскими архитекторами стояла задача восстановления древней столицы после пожара. Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево. Менялись своими ролями и целые комнаты. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. и Ф. О. Жакоб, П. Ф. Томир). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок.
Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. А. принципиально эклектичен. В станковой скульптуре преобладают темы из античной истории и мифологии (С. И. Гальберг. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин). Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды.
Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. и военной кампании 1813–14гг. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. (франц. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Процесс освоения стиля ампир на российской земле начался еще до войны 1812 года.
Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Проникая во все области искусства и обществ, жизни (мода, дворцовые интерьеры), воздействовал на художеств, творчество Европы. Деноном.
Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий.
декоративном иск-ве начала XIX в., сформировавшийся при дворе Наполеона I вариация позднего классицизма или «стиля Людовика XVI». Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг».
В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки. Инкрустация почти не применяется, поскольку эта техника слишком серьёзна для той эпохи, когда стиль ампир выражал эстетические вкусы буржуазии и военных, которые стремились к поддельному блеску, лоску, шику. В 1802-1813 гг. Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Эти отношения были прерваны войной.
Зарегестрированные пользователи могут набирать баллы за добавление информации (биографий, текстов, аккордов), таким образом участвуя в рейтинге наиболее активных пользователей. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). Например, кресла подбираются мягкие, широкие, с низкой спинкой, а комоды, которые снова становятся модными, типичны именно для дизайна интерьера в стиле Ампир.
Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин). Но сам император желал больше пышности и великолепия. Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью.
Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира. «Фавн и вакханка», 1826–28, «Парис», 1840) происходит переосмысление русской тематики в духе античности («Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского, 1813 «Парень играющий в бабки» Н. С. Пименова, 1836). Скульптура ампира представлена именами итальянца А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена. В франц.
Массивные формы А. (например, дорич. Ампир (от франц. Шею и руки оставляли открытыми. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. Грандиозные ансамбли, созданные в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихиным (площадь Казанского собора, 1801–11), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство, 1806–23), Ж. Тома деТомоном (стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами на набережной, 1804–10) К. И. Росси (Михайловский дворец, 1819–25 Александринский театр, 1829–32 ансамбль Дворцовой площади, 1819–29), одухотворены патриотическим пафосом, охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812г.
Большие плоскости гладких стен создавали эффектный фон для скульптурного декора (статуарные группы перед портиком Горного института в Санкт-Петербурге: «Геракл и Антей» С. С. Пименова, «Похищение Прозерпины» В. И. Демут-Малиновского, обе – 1809–11 памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли Б. И. Орловского перед Казанским собором). В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
Когда я снимал «Generation П», я столкнулся с аналогичными вызовами. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
Это уже была декларация эклектики. (от франц.
Император желал больше пышности и великолепия. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Пожарскому на Красной площади), в московских фонтанах, в монументальнодекоративной пластике, украшающей многие здания Москвы и Санкт-Петербурга. Для отделки стен подойдут качественные обои, которые имитируют ткань.
empire—империя)— стиль в западноевроп. Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева.
А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и. ). Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх.
Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. О. И. Бове принадлежат реконструкция Красной площади и создание ансамбля Театральной площади со зданием Большого театра (1821–24), отделка интерьеров Манежа на Моховой улице, возведенного по проекту инженера А. А. Бетанкура (1817).
Томира и его мастерской. Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных сооружений и внутренних интерьеров.
Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. empire, букв.
Возник во Франции во время правления НаполеонаI (1804–15), позднее получил распространение в Европе и России. Единственной страной, которая не склонилась перед имперским могуществом наполеоновской Франции, но с радостью «облачилась» в ампирные формы и цвета, стала Российская империя. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». А. завершил развитие классицизма.
Для него характерны подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (орнамент, военные эмблемы), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Эти отношения были прерваны войной. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
БОльшая камерность характерна для рельефов Ф. П. Толстого («Автопортрет с семьей», 1811 серия барельефов на темы «Одиссеи», 1814–22). С гиль А., разработанный архитекторами Ш. Персье и П. Фонтеном, существенно зависел от вкусов Наполеона, мнившего себя рим. Женское тело было хорошо видно. Шальгрена.
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. empire, букв. Отчасти это объясняется тем, что еще в период древнеримской империи произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим.
Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). Один из лучших городских монументов этого периода – памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса (1804–18). «Начало музыки», 1825 Б. И. Орловский. Русский А. дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 180623, архитектор А. Д. Захаров и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 180418, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 180918, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Шею и руки оставляли открытыми.
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Именно они стали основой рождения особого, русского ампира. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Слава превратила его в первого живописца Империи.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Ампир в архитектуре сложился в императорский период во Франции, когда широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (триумфальные арки, обелиски, памятные императорские колонны). И, конечно, стране требовалось соответствующее внешнее оформление ее амбиций.
В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Ведущими мастерами ампира во Франции были: в архитектуре Ш. Персье и П. Ф. Фонтен, до падения Наполеона работавшие совместно (дворцовые интерьеры Лувра и Тюильри загородные императорские резиденции в Версале, Мальмезоне, Компьене, Сен-Клу Арка Карусель, 1806–11) Ж. Ф. Шальгрен (Арка Звезды на Елисейских полях Вандомская колонна, увенчанная статуей Наполеона, 1806–10) в живописи Ж. Л. Давид и Ж. О. Д. Энгр. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Хотя А. оказал нек-рое внешнее влияние на элементы декора архитектуры рус.
С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». – империя) стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма.
Томира и его мастерской. классицизма начала XIX в., говорить об А. как о сложившемся стиле применительно к рус. Для этого времени характерной чертой являлось то, что египетские традиции сочетались достаточно органично с римскими, не переходя до определенных пор в эклектику. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ).
В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Стиль ампир идеально передают виниловые или шелковые обои с мелким рисунком или в полоску. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром.
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). В эпоху ампира переживает расцвет монументальная скульптура. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но не стоит думать что ампир – это только пышность, богатство и величие.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф.
В 1806-1836 гг. Фонтен). Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. Огюст Монферран).
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальной скульптуры (И. Центральное место в декоре занимала античная символика императорской власти и триумфальных побед (орел, Виктория, трофеи), «наполеоновские пчелы», широко использовавшиеся в композиции, были не античного, а меровингского происхождения, они применялись взамен лилий бурбоновской традиции. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу. Ножки и ручки предметов мебели изогнуты, стилизованы под лапы и фигурки животных. В России ампир получил наибольшее распространение в градостроительных ансамблях центра Петербурга, спроектированных Карло Росси (Главный штаб, Алек-сандринский театр), А. Д. Захаровым (Адмиралтейство), Жаном де Томоном (стрелка Васильевского острова) и др. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье.
empire империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы.
В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Скульптурные композиции, украшающие здание Адмиралтейства, образуют цикл, объединенный темой моря и развернутый на нескольких уровнях («Морские нимфы, несущие небесную сферу» Ф. Ф. Щедрина, 1812–13 рельеф «Восстановление флота в России» И. И. Теребенева, 1812 статуи героев и маски мифических морских существ). Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля.
Широкое распространение в архитектуре ампира получили массивные портики дорического и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой, главным образом, римского происхождения (доспехи, венки, геральдические орлы и т. п. ). В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Слава художника превратила его в первого живописца Империи.
Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно.