Архип Иванович Куинджи – известный русский пейзажист греческого происхождения. Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. И после этой, кажется, череды неудач, начался светлый путь становления Архипа Куинджи как всемирно известного пейзажиста. Чистяков писал Третьякову: Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи – дело нехитрое, а сами сделать его не могут.
Тем более это относится к серии «гор». К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России.
Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Он словно хотел проникнуться таинствами неба. На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Художники разделяли идеи своего времени. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Обращаясь к работам Куинджи, особо следует остановиться на картине На острове Валааме (1873).
А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтоб не осмеяли. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Нет сомнения не только в философской тональности пейзажей Куинджи, но также в их романтическом соответствии философии его времени, с ее смутными ощущениями, жаждой тайны и ускользающей мыслью, что и составило поэтику куинджиевского романтизма, смысл его образов и особенность сотворенной им красоты. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.
Она не понята была даже Крамским. Айвазовский был маринист. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Далее последовали почти ежегодные шедевры не меньшего поэтического накала: Вечер на Украине (1878), Березовая роща (1879), После дождя (1879), Лунная ночь на Днепре (1880), Днепр утром (1881). Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин.
Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Вот если денег нет, то значит – будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной» И он старался избавить своих учеников от нужды. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.
К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Теперь он уже достаточно зарабатывал, чтобы создать жене обеспеченную жизнь в столице. С середины семидесятых годов художник от социальной темы переходит к пейзажу. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Но он исповедовал другую художественную идеологию, придерживался иного миропонимания.
Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре».
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Они стояли рядом с познанием, а искусство мыслилось формой их проявления. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург.
Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью. 20-21). В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.
Даже нападки делали это имя еще более значительным. Ему удалось выучиться у учителя-грека греческой грамоте и некоторое время посещать городское училище. С ранних лет Куинджи увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах, обрывках бумаги. На протяжении пяти лет, с 1860 г. по 1865 г., Архип Куинджи работал ретушёром в фотостудии в Таганроге. В 1866 г. Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Яйла», «Горный склон. Положение этой картины в русском пейзаже особенное.
Христос в Гефсиманском саду (1901, Алупкинский дворец-музей) как бы завершает формирование философского пейзажа в творчестве Куинджи и в русском пейзаже XIX века. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. И действительно, творчество А. И. Куинджи (1842-1910) — одна из самых ярких страниц украинского искусства второй половины XIX века. Последняя самая популярная. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Однако эта спаянность не преследовала эффекта иллюзии. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями, что несколько снимало ощущение тяжести и унылости и привносило в работу оттенок сочувствия к изображённым героям. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Менделеевым – хорошим знакомым художника.
Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Трудно найти в искусстве аналог куинджевскому наставничеству и учительству. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Между тем в Бога, в творца вселенной верили наиболее значительные мыслители: Петр Лавров, Михайловский, Алексей Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Достоевский, Лев Толстой, Соловьев и даже материалист, почти «марксист» Николай Чернышевский.
Рассказывают, что однажды Д. И. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Ах, как живо помню я его за этим процессом. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
Ну, так это вот так: художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Его просто-напросто не принимали в Академию. Друзья не понимали причин, волновались. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Не был принят художниками и «Вечер». Художник много путешествовал. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр.
Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами.
Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей.
Великая непостижимость вселенной притягивает художника. Куинджи же сам объяснял так:. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году критики отмечают своеобразие и «оригинальную национальность» его работ.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Этическая проблематика определяла своеобразие искусства 1870-х годов, так же, впрочем, как литературы, философии и всего общественного сознания этого времени. Своему детищу – Обществу им. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Переполненность личным стихийным настроением да разве это не кардинальная черта всей его фигуры. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Мысль о «всеединстве» гораздо раньше Соловьева встречается у других философов: Алексея Козлова, Федора Голубинского, Виктора Кудрявцева, Панфила Юркевича, а также у Николая Михайловского. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Его мастерская была лабораторией исследователя.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
Зеленью прописаны белые мазанки и фиолетовый ручей, дабы выдержать цветовые отношения на плоскости полотна и не прервать его резким цветом. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Куинджи-пейзажист остается верен себе. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.
Рядом с этической проблематикой не менее важное место заняла космология. Когда появляются картины «На острове Валааме», «Украинская ночь», «Север», «Ночь на Днепре», а затем и целая серия «лунных» пейзажей — «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Лунная ночь», «Пятна лунного света на снегу» и многих-многих других, становится ясно, что художник пластическим языком живописи исследует это природное явление, стремясь проникнуть в самую его суть.
Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. В 1855 году будущий мастер пейзажной живописи жил в Феодосии и брал уроки живописи у Адольфа Ивановича Фесслера, художника-мариниста и ученика самого Айвазовского. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Пейзаж нельзя было назвать удачей. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи.
В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Иллюзия света как правды природы становится его целью. Не менее примечательны слова другого философа-народника Николая Чайковского, словно адресованные Куинджи с его побуждениями проникнуться тайнами вселенной: «Когда душа в своем оживлении сливается с душой целой вселенной, тогда-то мы и слышим Бога — прежде всего в самих себе, потом в других и в природе и в небе, то есть, чувствуем и мыслим космос как одно целое».
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Любимый с деревенского детства.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Я совершенный дурак перед этой картиной. Он скорее драматичен, нежели лиричен. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями.
В 1876 году Куинджи написал «непозволительно роскошную» Украинскую ночь. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Крым», «Крым.
Его частная жизнь была необычна, уединенна и только ближайшие его ученики знали глубины души его. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое.
Их искусство выразило существенные черты общественного сознания того времени. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.
Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
– восклицал Репин. Выставка 1882 года была последней для художника. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ.
Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Например "Украинская ночь", "Ночь на Днепре". Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени.
К сожалению, сохранилось мало первых полотен Куинджи, сегодня больше известны работы, созданные им в период творческой зрелости. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Но то же очарование света. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Отец Куинджи был сапожником. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Эта перемена ориентиров особенно заметна в картинах Лунная ночь на Днепре, Дарьяльское ущелье, Ночное (1905 – 1908, ГРМ), Красный закат (1905 – 1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), видах Эльбруса при лунном и вечернем освещении и других. С живописной точки зрения она безупречна. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.
Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Ответы на вопросы, хотя и не прямые, дает философия того времени. В северной природе царят гармония и покой.
Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Остаться не вовлеченным в этот поток сознания было невозможно. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Определяется и творческий метод художника. Нет больше выставок Куинджи.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Что же открывалось испытующему взору ценителей. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги.
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Сын сапожника, художник самоучка. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Даже чуткий и дальновидный И. Н.
Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Вид на гору Демерджи. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мир, полный неги, красоты и покоя.
Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Вся культурная Россия знала Куинджи.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом.
«Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Изменившаяся стилистика Куинджи входит в согласие с новой поэтикой. Бездонный мир открывался ему непознанной тайной, загадочностью своего бытия. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Он любил людей не на словах, а на деле. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Наступили долгие годы молчания. Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму.
Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Такие требования объяснялись тем, что эффект лунного сияния в полной мере можно оценить лишь при искусственном освещении. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Прозрачно небо. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». В конце концов победа осталась за Куинджи.
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, так как они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, так как они в Боге соделаны (Ин. Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Русский пейзаж второй половины XIX века психологичен, но не так идеален, как в романтическом искусстве Куинджи. Обогащенная неслыханной для того времени живописью, все более утверждалась идея Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры.
Его очень интересовала проблема в живописи передачи света цветом. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Рериха. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Крамским – идеологом передовых русских художников.
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Таков был этот оригинальный человек. В 1868 году он стал вольным слушателем. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".
Космология тесно соприкасалась с религией, точнее исходила из нее. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Формально чуть больше двух лет (1894-1897) он руководил пейзажным классом Академии художеств, но даже после вынужденного ухода из Академии, вплоть до кончины Куинджи, не распалось это исключительное содружество учителя и учеников. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.
Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. В Украинской ночи художник победил в себе моралиста. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Опираясь в работе над ними на романтический опыт своих предшественников, он поначалу лишь «называл» тему, не углубляясь в нее, как например, в самой ранней из известных нам работ 1869 года «Исаакиевский собор при лунном освещении». По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Крым» и многое другое. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. На Седьмую выставку передвижников 1879 года Куинджи представил три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Здесь следует иметь в виду, что границы между разного рода «измами» очерчены весьма условно.
Эта картина наиболее концентрированно воплотила представления художника о нравственном идеале. Имел звание "классного художника первой степени". С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Но связь его с умонастроениями философов XIX века очевидна. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Когда-то Репин не побоялся назвать Куинджи гениальным художником, новатором, открывшим в пейзажной живописи целую эпоху, давшим «начало новому виду искусства». Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
По замечанию Константина Кавелина, этика – это «гигиена духа». В ней все уныло, безотрадно, тускло. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Был членом «Товарищества передвижников». Это я слилось, спаялось с искусством. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал.
Созерцание неба окрашивалось у Куинджи теургическими мотивами. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. В череде картин, обозначивших новое направление, рамки пейзажа решительно раздвинуты. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). О ее цене осведомился морской офицер.
Их произведения выделялись на академическом фоне зрелостью, живописным мастерством, знанием законов композиции. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника.
Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. и А. М. Страдания художника были невыносимы.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Заряженность эпохи проблемами бытия, проблемами мира, культуры — очевидна. Владимир Соловьев пытался сблизить философию и веру. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света.
В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Вот до чего доползла змея клеветы. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Краски горят на белых стенах хаты. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Был членом "Товарищества передвижников". 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже.
Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Первое прикосновение к краскам и кистям. Человек исключительной доброты, он много и бескорыстно помогал людям, защищал, жертвовал на помощь незнакомым нуждающимся огромные суммы, а сам с женой жил скромно, не держал прислуги.
Как будто художнику, а не философу свойственно «живое видение совершенного бытия». Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Ну, вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Интерес к решению «световых» задач прослеживается с первых же пейзажей Куинджи.
Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Однако искусство Куинджи не пыталось создать некий аналог философским утверждениям. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому.
Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. «Куинджи любил учеников. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Не прошло и десяти лет, как он отказался от заветов Айвазовского, которым он следовал в ранних произведениях, особенно в картине Вид Исаакиевского собора при лунном освещении и испытав себя на путях реалистического творчества, вышел к романтическому искусству нового этапа в полотнах Украинская ночь, Вечер на Украине (1879) и Лунная ночь на Днепре (1880, обе – ГРМ). Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Перед нами было одно из чудес природы мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Куинджи много экспериментирует с красками и композицией. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
3. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Конечно, это лишь одна из версий. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). И оно пришло, но в следующем столетии. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Значение творчества Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) не только в том новом и неожиданном, что внесло оно в искусство, но также и в том, насколько велики созданные им художественные ценности. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. В. М. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Архип Иванович один из самых любимых моих художников. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Русский писатель И. И.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. В картине нет ярких световых эффектов. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно.
Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Приведя стихи Пушкина «Тиха украинская ночь. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Звезды блещут. », Нестеров угадал в картине светлую пушкинскую поэзию и поставил куинджиевскую поэтичность на уровень пушкинской.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Это был взрыв. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Куинджи пытался постичь конечное значение вещей. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Деньги шли на поощрение молодых талантов.
В том числе две с одним названием. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
Умер Куинджи 11 июля 1910 года, прожив после образования общества всего пять месяцев. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи преподавал в Академии Художеств, руководил пейзажной мастерской. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Архип Иванович учил живописи Н. К. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.
Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Неужели это художественное впечатление. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Н. К. Рериха на создание гималайских пейзажей. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Пейзаж стал необратимо темнеть.
В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Крым», «Морской берег.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Петрушевским изучавшим проблемы цветоведения, которые он обобщил в книге Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер.
Кажется, что размышления архиепископа Никанора о том, что «природа заложила совершеннейший отпечаток космического разума в сокровенный разум человеческой души в виде смутных ощущений и предощущений неуловимых, но стимулирующих идей. », прямым образом относятся к пейзажам Куинджи. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Кавказ».
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Целый клубок противоречивых на первый взгляд свойств, не вытекающих одно из другого, неожиданных биографических данных. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.
Для современников художника его картины были радостным откровением. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.
Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. «Березовая роща» – идеал природы. Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Но развитие художника проходило стремительно. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета.
Этот пейзаж осваивал богатый и животворящий мир природы, опираясь на традиции Венецианова и венециановцев. Только с его именем связано такое понятие, как «школа Куинджи». Современники рассказывали о нем следующее. Достаточно вспомнить формулу Петра Лаврова: «Философия есть понимание всего сущего как единства и воплощение этого понимания в художественных образах и нравственных действиях».
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Художники искали новые пути развития. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. По сути дела в пейзаже есть только две большие цветовые массы – написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг. Передвижники истолковывая жизнь искали ее смысла.
В нестеровском высказывании примечательно и другое.