Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, – результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования.
«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Картина «Менины» Веласкесаоставила после себя много загадок. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.
Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины».
Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Пикассо в течение 5 месяцев написал серию из 45 художественных интерпретаций картины Веласкеса «Менины». В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
«Он (художник) безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки». Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти.
Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.
Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Это сцены из жизни простых людей.
Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах».
У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Но даже королевская чета не абсолютна. Гойя почти половину творческой жизни был глух, но всмотритесь в его работы и вы услышите перезвон гитарных струн и вздохи влюбленных, до вашего слуха донесется ритмичный перестук каблуков танцующих хоту, вас увлекут веселые и задорные песни народных празднеств. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства.
С. 330). Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я».
Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». думаете, что вы сильные мира сего, так уж, значит и разумом тоже сильны. Наряду со своими королевскими и военными портретами он начал около 1644 года длинный ряд этюдов изображающих карликов и уродов.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты.
Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Франсиско Гойя М. 1962г., 294 с. ) Ни один из его портретов не источал еще таких переливов серебра, такого сияния золота, разливающегося здесь настоящими потоками, такого слепящего глаз мерцания алмазных звезд, стрел, эгретов, ожерелий, подвесок. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Мы оцениваем, наконец, значение еще одного припасенного Гойей эффекта — двусмысленное действие вливающегося слева в картину светового потока, который не только заставляет засверкать и заискриться все то, чего может достичь, но в сверкании этом начинает растворять, будто смывать казавшуюся еще недавно незыблемой композицию. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия.
В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Ему 57 лет. Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Гойя — сложный и очень неровный художник. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Очень вероятно, что парного портрета Филиппа и Анны не существовало и еще более вероятно, что вообще никогда не случалось, чтобы Филипп с Анной, позируя вдвоем, смотрелись в зеркало инфанта их развлекала, Пертусато играл с собакой, а гофмаршал открывал занавес.
Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату.
Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Только три члена королевской семьи обладали приятной наружностью и Веласкес охотно писал их портреты: рано умерший инфант дон Карлос кардинал-инфант, вскоре удаленный из Испании графом-герцогом и принц дон Бальтасар Карлос, которого Веласкес не раз и с удовольствием изображал. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. В Санкт-Петербурге в честь 350-летия со дня смерти Диего Веласкеса с 18 июня по 16 июля 2010 года в галереях современного искусства «Эрарта» прошла выставка «иМенины». Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом.
С. 41). Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. СПб., 1994. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Лондон. В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной).
В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Исторические направления в искусстве отличаются, вот таким образом и тем особым видением действительности, которое художники выразили в произведениях искусства. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании.
Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
С. 34). Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. «Око и дух»). Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму.
Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Я себе, – пишет он другу в том же году, – действительно налаженную жизнь. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Все зависит от точки зрения.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Venezia, 1660, p. 58). Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.
В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. И, напротив, в той мере, в какой, пребывая вне картины, они удалены в невидимое существование, они организуют вокруг себя все изображение: именно на них смотрят, к ним повернуты лица.
Может быть, он сейчас войдет в комнату, может быть, только проследит за тем, что в ней происходит, довольный, что может незаметно что-то подсмотреть. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Каждая обладает своей правомерностью. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Было ему тогда двадцать три года. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.
А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской.
Кстати сказать, только эти младшие инфанты, как и художник, не любуются собою, но обегают взором всю совокупность позирующей компании однако им не дано вырваться за пределы картины из этого раззолоченного вивария — их взоры не встречаются со зрителем. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Им невдомек было, что Веласкес произведет первую великую революцию в западной живописи и что эта революция будет состоять именно в том, что вся живопись станет портретом, то есть индивидуализацией объекта и моментальностью изображенной сцены. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.
Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи.
Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней.
Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Инфанта являемся функцией короля. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер.
Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. У Гойи нет героя, его герой – сама картина, то есть, сам визуальный язык. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы.
Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. За пределами холста или внутри него. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
(Морис Мерло-Понти. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.
Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта.
Гойя был назначен первым художником короля – наиболее высокая честь для испанского художника. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.
Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Нижняя половина картины занята фигурами. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо.
Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. Я никому не прислуживаюсь. Вы дали себе труд родиться, только и всего.
Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. Определяющей здесь становится категория бессознательного в искусстве, неявная в регламентируемом укладе образа жизни XVII века и лежащая в основе поисков лидеров новых живописных течений века двадцатого.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, – с его покровителем. Его не смогли сделать таковым ни Лоуренс, ни Жерар, ни даже поздний Энгр, не говоря уже о салонных художниках вроде Винтергальтера, Ленбаха или Бонна, чьи написанные, конечно с самыми серьезными намерениями, портреты мещан во дворянстве либо нестерпимо скучны, либо оживают лишь для того, чтобы спародировать самих себя. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут».
(Колпинский Ю. Ф. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», – в самом произведении передать единство изображенного пространства.
Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. 6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес.
Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето.
La carta del navegar pittoresco. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.
Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
" – "Если вы хотите знать правду, то Рафаэль мне не нравится". Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. С точки зрения каждой меняется значение целого.
В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Однако произведения, с трудом поддающиеся расшифровке, в такой же мере овеяны, горячим дыханием жизни, как и его работы с активно выраженным социальным началом. Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. «От глаз художника к объекту его созерцания, – пишет М. Фуко, – властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. С. 219).
Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Только созвучие красочных пятен, нежных, как свежий полевой букет, оживляло эту узаконенную традицией схему. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», – огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса.
Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны.
Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса. Оба произведения выполнены в разных манерах.
Оптика взгляда художника – вот что интересует Веласкеса больше всего. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Веласкес немало потрудился над изображением инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе.
Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Здесь отыскиваются корни поверья, что разбитое зеркало означает грядущее несчастье или даже смерть человека, который им пользовался. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV.
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. На это указывает отражение в зеркале. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.
Ту из них, которая подает инфанте сосуд, звали донья Мария Сармиенто, другую — Изабелла де Веласко. Загадка заключается в другом.
Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Оба поворачивают культуру лицом к реальности.
Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Умело используя композицию, цвет и освещение, художник каждый раз достигает удивительного своеобразия и яркости образа. светотенью, красками. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Как художник Гойя складывается сравнительно поздно.
В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке.
С. 39). Она вызвала на состязание Афину. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Этим объясняются магические манипуляции с восковыми подобиями человека, а в более поздний период – с его фотографиями. С. 329), но здесь и зритель.
И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же. Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Куда больше распространены две другие точки зрения. «Менины» не только нарисовали в реалистичном и абстрактном стиле, но и процарапали на зеркале, выложили кафелем, представили в виде ларца с музыкой изобразили в кнопочном стиле, в виде рентгеновского снимка и смятого постера.
Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации.
Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид.
Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Но не это главное в полотне.
Но он по-прежнему одинок. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Однако это положение требует оговорок и поправок.
Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, "узором, сотканным из формальных красот". Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
СПб., 1994. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. А с другой – сам бросает вызов богам. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
Но делают они это с противоположным смыслом. Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Искусство вечно. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Его новая слава давала ему больше работы по заказам.
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная.
В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Короля и королевы не видно. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.
Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции.
Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения.
Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). А почему в мастерской находится инфанта. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором».
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. В момент работы над циклом художнику было 76 лет, он давно достиг успеха и признания у профессионалов и публики, хотя некоторые видят в его работах на темы мастеров прошлого желание преодолеть сомнения в своей значимости.
Короля и королевы не видно. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени. Один только он прорывает душную замкнутость картины и, встретившись взглядом со зрителем поверх голов коронованных моделей, будто передает ему — тоже все видящему и все понимающему — результаты своих наблюдений.
По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. светотенью, красками. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Творчество этого художника, развивавшееся на рубеже 18—19 столетий, подобно творчеству Луи Давида, открывает искусство новой исторической эпохи. Исключение открывает нам причину. Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов.
В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Нац. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. В конных портретах Филиппа и Анны фоном служил пейзаж, однако развесистые деревья на фоне этих портретов выглядят всего лишь как условные кулисы, декорации. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой.
Потоки сета, льющиеся через невидимое окно справа и окно в глубине, сталкиваясь, волнами распространяются по мастерской. «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. СПб., 1994, с. 42). «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. И творчество побеждает.
Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Возможно именно эта сторона его творчества могла бы сегодня особенно заинтересовать новые поколения художников, столь упорно старающихся показать безобразную изнанку ковра именуемого жизнью. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов.
Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Но и у Веласкеса и у Рембрандта роль главных персонажей несколько обесценивается фигурами случайными. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса.
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Она изображена стоящей в центре комнаты в нарядном розовом платьице, окруженная двумя фрейлинами. Столица открыла ему новые возможности.
По словам одного из авторов идеи выставки художника Анатолия Белкина: ««Менины» – это не просто картина, это икона мирового изобразительного искусства». В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. М., 1995. Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события.
Однако это положение требует оговорок и поправок.
Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Это его единственный достоверный автопортрет. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной.
Арахна выткала рассказ о "преступлениях" и "пороках" богов, в том числе и сюжет о похищении Европы. И все же оно нарушено. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.
Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.
Глаза и руки – отец и мать изобразительного искусства. Гойя развенчивал величие, будто повторяя едкие слова знаменитого монолога Фигаро:. «Он — гений неучтивости» (Там же. Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. К нему мастер обращался и ранее.
Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца.
Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Поразительна ясность, с какой Веласкес уже в юности видит значение живописи в своей дальнейшей жизни. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Прямоугольники картин, двери и отрезков стен звучат в его картине гармонией пифагорейских чисел. Карликов писали в Испании и до Веласкеса. Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы.
В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Картина «Менины» явным образом построена. Но смотрит и художник. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Разумеется, нет.
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Наконец таинственная игра его волн вызывает уже отмеченные метаморфозы главных персонажей картины — превращение короля в огромное ракообразное, королевы в жабу, старшей инфанты Марии Хосефы в подслеповатую птицу и т. д. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью.
Есть и философские интерпретации. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же. Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным.
Находится в музее Прадо в Мадриде. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. До конца XVIII века испанская живопись, как и французская и немецкая, была лишь провинцией огромного континента, которым являлась живопись итальянская.
Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. «Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)».
Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Итак, время действия – 1656 год. Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки.
Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела, находящегося в определенном пространстве. Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо.
Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса.