В Апполоновом зале Государственного Эрмитажа 10 декабря откроют публике шедевр Микеланджело Меризи де Караваджо «Юноша с лютней». Картина Караваджо «Лютнист» или «Юноша с лютней» является ярким экспонатом Эрмитажа. Единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней» вернулась после реставрации в Эрмитаж. 9 ноября 2017 в Эрмитаже, после двухлетней реставрации была представлена, пожалуй, самая «музыкальная» картина главного музея страны – «Лютнист» Караваджо.
В Эрмитаже завершили реставрацию картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней». В воскресенье в Эрмитаже открывается выставка Микеланджело Меризи да Караваджо, сообщает пресс-служба главного петербургского музея. Скандальный Караваджо оставил после себя шедевры, один из них хранится в крупнейшем российском музее – Эрмитаже.
Знаменитый «Юноша с лютней» Караваджо числился в планах на реставрацию еще в 1973 году вместе с двумя другими эрмитажными шедеврами – «Портретом старика в красном» Рембрандта и «Завтраком» Веласкеса, но, поскольку это единственная работа художника в России, был постоянно востребован на выставках. Напоминаю: с 13 июля 2013 по 1 сентября 2013 года в Гербовом зале (195) Государственного Эрмитажа можно увидеть выставку От Гверчино до Караваджо. С 13 июля по 1 сентября 2013 года в Гербовом зале (195) Государственного Эрмитажа проходит выставка От Гверчино до Караваджо. Государственный Эрмитаж предлагает осмотреть отреставрированное полотно Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней».
Единственную в России картину художника Микеланджело Меризи да Караваджо выставили в Эрмитаже после реставрации.
На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Маон рассматривает пребывание Гверчино в Риме как начало «переходного» периода в его творчестве, который продолжался примерно до 1632года. " (картина "Гадалка"). На картине изображена современная художнику девушка, возможно, крестьянка, одетая по-праздничному, но застывшая в глубоком раздумье.
Можно сказать, что только открытие Караваджо в начале ХХ века позволило в полной мере оценить его значение в общей картине развития европейской живописи. Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (1591-1666), принадлежал к следующему поколению итальянских художников. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Здесь работает 20 человек. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.
Во-первых, выставлена картина, никуда с постоянной экспозиции музея и не исчезавшая. Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте7, среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Я намеренно выделила капс локом имя, под которым этот великий художник-новатор известен в искусстве. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно.
Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Яркими примерами здесь могут служить два варианта «Гадалки» (Рим, Капитолийские музеи Париж, Лувр) и две реплики «Шулеров» (Художественный музей Кимбелла в Форт-Уорт, штат Техас, США и бывшее собрание Дениса Маона), созданные около 1597года.
До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Считается, что на картине – аллегория уходящего времени и молодости. Однако в 1930-м попала под руку активистам сталинских распродаж из конторы Антиквариат и ее вместе с другими шедеврами (в числе которых Титус Рембрандта, Музыкант Антуана Ватто и Бокал лимонада Герарда Терборха) продали нефтяному магнату Калусту Гюльбенкяну. В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже.
— 1609). От них намечался прямой путь к живописи зрелого барокко. Макросъемка показала потертости, утраты и каверны красочного слоя. Благодаря несомненному природному таланту, Гверчино сформировался очень рано.
От них намечался прямой путь к живописи зрелого барокко. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге.
Караваджо стремится передать форму, плотность и весомость предметов: груши на столе кажутся не только тяжелыми, но и твердыми, а строчки раскрытых нот настолько документально точно воспроизведены в картине, что легко читаются – это мелодия романса Жака Аркаделя, модная во времена Караваджо. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. В нотной тетради, лежащей перед музыкантом, художник изобразил начальные ноты мадригала Вы знаете, что я Вас люблю, очень популярного в XVI веке. Это полотно считается одним из первых опытов Караваджо в применении светотеневого контраста: прием впоследствии станет одним из сильнейших выразительных средств художника и будет подхвачен его последователями. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца.
Неизвестно в точности, что в большей степени повлияло на изменение художественного языка позднего Гверчино— влияние Гвидо Рени, вкусы его болонских (и эмилианских) заказчиков или же это было обусловлено другими, внутренними, причинами развития его собственного творчества. Гверчино создал ряд замечательных картин, едва достигнув тридцати лет. Старый лак, оставленный после реставрации тонким слоем, не оголяет картину и, по словам Марии Шулеповой, позволяет почувствовать ее «в истории». Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной.
Кроме этого, Караваджо зашифровал здесь пять чувств – обоняние (цветы), осязание (прикосновение к струнам), зрение (взгляд юноши на зрителя), вкус (фрукты), слух (музыка).
Но Караваджо всегда гордился тем, что является тезкой великому Буонарроти. «Юноша с лютней» – единственное произведение Караваджо в России и, к слову, сам мастер считал его одним из своих лучших творений. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Возвращение рембрандтовской Афины в Эрмитаж можно было разыграть по-разному.
Можно любоваться, с каким колоссальным мастерством исполнены его картины, как точно, строго и убедительно все нарисовано, как сильно, плотно и красиво все написано. Полтора века она спокойно провисела в Эрмитаже. Художник активно использует светотеневые контрасты, подчеркивая пластику тел. На картине изображен юноша играющий на лютне.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Классицистические черты в творчестве Гверчино получают дальнейшее развитие. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». относятся картины Караваджо на религиозные сюжеты, созданные, по-видимому, на заказ.
В Эрмитаже хранится монументальное произведение Гверчино «переходного» периода— «Вознесение Марии» исполненное вскоре после возвращения из Вечного города. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Эти произведения показывают сцены, взятые крупным планом.
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте.
В первые годы римской жизни Караваджо удивительно быстро эволюционировал. Он родился в Ченто, учился у местных живописцев. Под левым локтем фигуры в процессе очистки живописи от пожелтевшего лака открылась листва. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах и его окружение разделяло эти интересы.
В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Новая трактовка евангельской темы появляется в Кающейся Марии Магдалине (Рим, Галерея Дориа-Памфили). Удивительно, но эрмитажные реставраторы не обласканы профессиональными призами или государственными наградами, хотя многое из того, что сделано ими, может считаться «раскрытием века», как, например, «Мадонна с Младенцем и ангелами» Лоренцо Лотто (1480 – 1556), до 2007 года считавшаяся работой неизвестного художника XIX века. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. После этого о Караваджо нет никаких сведений, вплоть до его приезда в Рим (около 1592 г. ).
Лютня, которая приглашает людей насладиться музыкой, а также фрукты, которые приглашают насладиться их вкусом, символизируют здесь чувственное наслаждение, даже мимолётное чувственное наслаждение. Широкой публике «Флору» представят в 2019 году – ее возвращение будет приурочено к 500-летию со дня смерти Леонардо.
Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). При дворе Медичи существовала традиция представлять музыкантов в виде нимф или пастушков. Герои обычно представлены по пояс, а не в полный рост. Сейчас в Эрмитаже проходит выставка картины Микеланджело Меризи да КАРАВАДЖО «Юноша с лютней», которая с мая 2015 г до декабря 2017 г находилась на реставрации. Самым сложным оказалось восстановление участков с изображением лютни и альбома с нотами, уточняет издание. Руководитель лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктор Коробов пояснил, что сложность восстановления картины 1596 года заключалась в том, что она находилась под желтым слоем лака и имела многочисленные мелкие выпуклости. Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.
На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт10.
Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера. Так, этим временем могут датироваться полуфигурные изображения юношей с разными аксессуарами и в разных ситуациях (например, «Мальчик с корзиной фруктов», «Больной Вакх»— оба: Рим, Галерея Боргезе два варианта «Юноши, укушенного ящерицей»— Лондон, Национальная галерея Флоренция, Фонд Роберто Лонги).
Так, этим временем могут датироваться полуфигурные изображения юношей с разными аксессуарами и в разных ситуациях (например, Мальчик с корзиной фруктов, Больной Вакх – оба: Рим, Галерея Боргезе два варианта Юноши, укушенного ящерицей – Лондон, Национальная галерея Флоренция, Фонд Роберто Лонги). Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Эти произведения показывают сцены, взятые крупным планом.
Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. До конца жизни Денис Маон продолжал интересоваться художественной жизнью.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Герои обычно представлены по пояс, а не в полный рост. Яхета де Берхема. Он родился в Ченто, учился у местных живописцев. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по просьбе Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа.
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Сам Караваджо представлен в Эрмитаже прекрасно. Впрочем и в Риме, где Караваджо жил первое время после Венеции, он успел создать многочисленных последователей, особенно среди нидерландцев и французов, которые затем, вернувшись на свои родины, положили там основание новому живописному течению, приобретшему в некоторых странах и на известные периоды доминирующее значение. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), – все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже.
Вдохновение вылилось в создание духов Караваджо. Художник активно использует светотеневые контрасты, подчеркивая пластику тел. Новая трактовка евангельской темы появляется в «Кающейся Марии Магдалине» (Рим, Галерея Дориа-Памфили).
Сэр Денис Маон (1910-2011) принадлежит к числу историков искусства, которые сочетали свою научную деятельность с коллекционированием. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». В первые годы римской жизни Караваджо удивительно быстро эволюционировал. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.
Стратегия верная: выставка вообще не о Рембрандте, она – об истории и ее причудах. В последние годы жизни сэр Денис был озабочен судьбой своего собрания. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6.
Однако картина эта (тоже, между прочим, в анамнезе не без споров, легенд и историй) не сама по себе стала объектом столь пристального внимания. Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках.
Неизвестно в точности, что в большей степени повлияло на изменение художественного языка позднего Гверчино – влияние Гвидо Рени, вкусы его болонских (и эмилианских) заказчиков или же это было обусловлено другими, внутренними, причинами развития его собственного творчества. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. Его перу принадлежит целый ряд фундаментальных исследований, среди которых основанные на документах и свидетельствах современников «Этюды об искусстве Сеиченто»— первый научный труд о художественной теории и практике в Риме в первой половине XVII века, каталог рисунков Гверчино из Королевского собрания в Виндзоре, работы, посвященные творчеству Караваджо и Пуссена. Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см).
Итальянцы люди профессиональные: в день вернисажа весь путь от входа в музей до зала, куда перенесли Караваджо, пропах одним ароматом. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1571–1610), проявил интерес к живописи с ранних лет. Так пишут в серьезных искусствоведческих книжках и чтобы не повторить.
94119 см). Классицистические черты в творчестве Гверчино получают дальнейшее развитие. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Эффект – сногсшибательный. Открывшаяся параллельно вторая выставка одной картины в Эрмитаже – совсем из другой оперы. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.
Он явился одним из организаторов новаторской по тем временам выставки живописцев семьи Карраччи в 1956 году, выставки, посвященной классическому идеалу в Италии XVII века, персональных экспозиций Гверчино в Болонье и Вашингтоне в 1991-1992 годах. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). "Лютнист" была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Выставка, организованная Государственным Эрмитажем и музеями Италии при поддержке компании РомАртифичо/RomArtificio, стала – данью памяти и уважения искусствоведу и собирателю, крупнейшему знатоку творчества Гверчино, Караваджо и искусства XVII столетия, сэру Денису Маону. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время.
Последние десять лет лабораторией руководит Виктор Коробов. По словам Виктора Коробова, перемещение даже в соседние залы в пределах музея может сказаться на состоянии картины, которая «привыкла» висеть на одном месте. Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого "Лютниста" (другое название картины "Девушка с лютней").
Но не только простота и цельность — положительные черты Караваджо. Картина «Мадонна с воробьем» (1615–1616), происходящая из собрания Маона (ныне— Болонья, Национальная Пинакотека), может дать представление о первых работах мастера. Яркими примерами здесь могут служить два варианта Гадалки (Рим, Капитолийские музеи Париж, Лувр) и две реплики Шулеров (Художественный музей Кимбелла в Форт-Уорт, штат Техас, США и бывшее собрание Дениса Маона), созданные около 1597 г. Караваджо сумел найти в жанровой живописи новые сюжеты и представить их на высоком художественном и повествовательном уровне. Ко времени около 1598-1600 гг.
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Караваджо вводит в искусство новые художественные приемы, которые привлекают к нему внимание живописцев. Сохранность картины всегда поддерживалась на должном уровне, однако со временем слои лака пожелтели и стали искажать авторский замысел. Голова эта лишена идеализации, зато представляет из себя чудный кусок живописи. Нечто подобное произошло и в середине XIX века, когда на смену умиравшему академизму выступил Курбе. Так как уже несколько раз наблюдала, как посетители, подходя к картине и наклоняясь к табличке с атрибуцией, восторженно произносили: «О, это Микеланджело. » Да не «тот».
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». В июле 1623 года Гверчино вернулся в Ченто, а в 1642 году, после кончины Гвидо Рени, перенес свою мастерскую в Болонью.
Короче играй пока молодой. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. Выхваченная из темноты лучом света, сконцентрированным на ее фигуре, Магдалина выглядит столь же естественной, как и «Лютнист». Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания.
Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах). Сопоставление картин эрмитажной коллекции с произведениями тех же художников из итальянских собраний позволит лучше оценить замечательное качество полотен, находящихся в Санкт-Петербурге. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой изящные движения рук – все передает красоту эмоций, вызванных музыкой.
Примером может служить «Мучение апостола Матфея» для капеллы Кантарини, отличающееся бурным разнонаправленным движением. Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени. Реставраторы масляной живописи традиционно занимают помещение в Зимнем дворце.
Гверчино создал ряд замечательных картин, едва достигнув тридцати лет. Переведенная с дерева на холст картина находится в состоянии, хорошем для своего возраста.
Картина Мадонна с воробьем (1615-1616), происходящая из собрания Маона (ныне – Болонья, Национальная Пинакотека), может дать представление о первых работах мастера. Для удовольствия зрителя на экспозиции под Лютнистом выставлены флаконы с девятью ингредиентами картины (ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповник, дамасская роза инжир, слива, груша). Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».
Сэр Денис Маон (1910–2011) принадлежит к числу историков искусства, которые сочетали свою научную деятельность с коллекционированием. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу.
С увлечения Гверчино начался путь Дениса Маона к истории итальянской живописи, завершился он открытиями, связанными с искусством Караваджо. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1571-1610) проявил интерес к живописи с ранних лет. В 1621–1623годах Гверчино работал в Риме, где, кажется, впечатление на молодого мастера произвел не Караваджо, а представители болонской школы— Доменикино и Гвидо Рени. Яхета де Берхема. Наиболее совершенным среди подобных произведений можно считать «Лютниста» из Эрмитажа, где гармоничное единение человека с окружающей его природой выражено в живописном отношении особенно тонко.
Полотно очистили от слоев лака и пигмента. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву. Другое монументальное полотно, завершающее римский период творчества Караваджо, — «Смерть Марии» исполненное в 1605-1606годах, было отвергнуто церковными авторитетами из-за придающих особую остроту картине натурных (не натуралистических) деталей— неловко свешивающаяся вниз левая рука, вздувшийся живот, голые ступни ног, не умещающиеся на слишком коротком ложе. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).
Петра. Один из первых биографов художника писал: "Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры. Особую выразительность придает его героям энергичная жестикуляция. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Благодаря несомненному природному таланту, Гверчино сформировался очень рано.
Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (1591–1666), принадлежал к следующему поколению итальянских художников. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Вещь это красивая, но спорная.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Картину реставрировали и изучали два года.
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Мощным теоретическим (и практическим) основателем натурализма является Микель Анджело Меризи, прозванный Караваджо по местечку в Ломбардии, откуда он был родом (1569. После этого о Караваджо нет никаких сведений, вплоть до его приезда в Рим (около 1592). Они объединены общей манерой, в которой получили развитие тенденции, заложенные в «Мадонне с воробьем». Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. В то же время свет не выхватывает отдельные фрагменты, как это было у большинства караваджистов, а лепит форму. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Ее принято считать поздней работой Рембрандта, множество мнений вызывал сюжет (несмотря на атрибуты Афины изображенный в доспехах безбородый и женственный юноша вполне мог быть и Александром Македонским и сыном художника, все тем же Титусом), но не меньше споров было и есть вокруг авторства. Была приобретена для Эрмитажа в 1808 г. из знаменитой коллекции Джустиниани. Да, это юноша В этом отношении как ему только ни доставалось) Несколько предыдущих названий: «Девушка с лютней», «Садовница», «Цыганка играющая на лютне».
Мне очень запомнилось описание в одном из старых каталогов, там картина была названа «Амур в образе молодой девушки»: «Изысканная аллегория, которая ясно показывает, что мужчина, попав под господство любви, становится изнеженным, теряет силу своего характера и способен только к легкомысленным занятиям, недостойным его пола». На самом деле в образе видна некоторая театрализованность. Были и другие, все-таки определяющие пол: «Амур в виде садовницы», «Мандолинист». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».
— 1609). Действительно, до Караваджо не писали так просто, сильно и уверенно. Десятый флакон содержит смесь – то есть сами духи.