Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Французский художник, мастер бытового жанра.
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна.
Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Художник изобразил себя в ночном колпаке, с небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом бюргером, который мало следит за собой, стар, добродушен, немного курьезен. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. Жанры Шардена отличают простота содержания, сила и гармоничность красок, мягкость и сочность кисти.
В 1724 Шарден был принят в Гильдию святого Луки, а в 1728 — в Королевскую академию художеств, где вплоть до 1774 занимал высокий пост. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст.
Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже. Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам.
«Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано.
Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. Натюрморт со скатом, 1727–1728. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Картины Шардена по содержанию камерны и их небольшой формат оказывается единственно возможным.
Шапиро. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя.
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Она ничего не дала ему. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. От первого брака у Шардена было двое детей, сын и дочь (умершая в раннем детстве, спустя всего год или два после смерти матери).
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
Шапиро. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. Шапиро. Только после этого воздействие потенциала, заключенного в искусстве Шардена, можно будет считать исчерпанным.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Для денег. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Мастерство Шардена он называл колдовством. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Он никого не пускал в мастерскую, работал очень медленно, вдумчиво. Пользуются красками, а пишут чувством. Натюрморт был любимым жанром Шардена.
Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Лувр, Париж. Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Фон трактован обобщенно, без особых деталей густо и равномерно положенные мазки создают впечатление глубины и устойчивости.
Художник изобразил себя в ночном колпаке, с небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, который мало следит за собой, стар, добродушен, немного курьезен. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Ему не были интересны аллегории или исторические сцены. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро.
Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. Холст, масло, 112140, 5 см. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года.
Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Это приводит к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато-серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста.
Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Чаще всего художник изображал женщин и детей. Шапиро. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. На вопрос, какими красками он создает свои шедевры, Шарден отвечал: Кто вам сказал, что пишут красками.
Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Своим творчеством художник утвердил его во французском искусстве как самостоятельный вид живописи. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
В начале 1730-х годов в творчестве Шардена наметился перелом – мастер стал постепенно переходить от натюрморта к жанровым картинам. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Вновь он женится только в 1744 году.
Он рано обнаружил склонность к работе с натуры, что стало основой его творческого метода. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. А. С. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Помогая учителю исполнять аксессуары в его картинах, он приобрел необычайное искусство изображать всякого рода неодушевленные предметы.
1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. Шарден почти не получил художественного образования. Между 1728-1734 годами им созданы этюды и законченные картины изображающие кухонную утварь, так называемые «кухонные» натюрморты. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Атрибуты искусств, 1765.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Главными героями его портретов являются обычные люди третьего сословия, которые заняты повседневными делами.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Работа с натуры была основой его творчества.
Шарден не получил академического образования. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. В 1731 году после нескольких лет знакомства Шарден женится на дочери купца Маргарите Сентар. Как одни предметы отражаются в других.
Французский художник. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Каза, Н. Н.
Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена.
Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Здесь царят здоровые нравственные устои.
Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония.
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Палитра с красками и кисть символизируют живопись, статуэтка Меркурия — скульптуру, чертежные и рисовальные принадлежности — архитектуру. Ради эксперимента.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Мастер вынужден был продать свой дом. Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией.
Центральная тема Шардена – натюрморт. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа.
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Выдающейся реалист французской живописи XVIII века Жана-Батиста Симеона Шардена. Написанные мелкими мазками то плотных, то жидких красок различной светосилы, вещи кажутся окруженными воздушной средой, пронизанными светом.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен.
Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Пушкина. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Куапеля, Ж. Б. Достоинство этих картин— не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Ученик П. -Ж. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден. Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки.
Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Среди них — предметы обихода художника. Абсолютной валерной живописью, отличающейся, по словам Дидро, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, художник открыл качественное многообразие вещей, красоту обыденного. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.
Натюрморт Шардена – это мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). Шарден – блестящий мастер натюрморта. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Лувр, Париж. Темы для картин художник выискивал в повседневной жизни третьего сословия, к которому сам и принадлежал.
Однако продуманная композиция позволяет художнику как бы отстранить изображенные предметы от зрителей. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Этим настроением проникнута почти каждая его работа.
Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Чаяния Шардена полностью оправдались.
Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями. В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Оставленные на каминной полке кувшин с водой, пара луковиц и недокуренная трубка, забытые на кухонном столе кастрюли, глиняный горшок и нарезанное для рагу мясо или кухарка, чистящая репу и подросток, самозабвенно выдувающий в соломинку мыльный пузырь – на всем лежит отпечаток вечности.
Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Холст, масло, 114146 см.