Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Со злобной ухмылкой смотрит он через плечо на зрителя. Главным учеником Велескеса был его зять Хуан Баутиста Мартинес де Мазо (ум. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Он пользовался дурной славой из-за жестокости наказаний и массы беззаконий, творившихся во время процессов. «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.
Оно проявляется во многих его работах. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Между обоими художниками установились дружеские отношение. Здесь он начинает работать у Веласкеса. Филипп IV неоднократно и настоятельно требует возвращения придворного художника домой. картину «Сдача Бреды», обратившись к событиям десятилетний давности из истории испанско-нидерландской войны.
С этого монарха в испанской историографии начинается век троих «Austrias menores» (заурядных Габсбургов), эпоха заката и потери Испанией господствующего положения в Европе. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Филипп III вступил в правление мировой сверхдержавой.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. В 1617 получил звание мастера. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Хотя инквизиция подчинялась папе, на самом деле ею управляли испанские монархи. В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Слава Веласкеса не подвергается сомнениям.
Бог вина и веселья Вакх изображен как друг и помощник бедняков. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Общение с Рубенсом, несомненно, оказало сильное влияние на Веласкеса : он стал острее осозновать недостатки собственной манеры. Раскаты его хохота были слышны на земле и смертные могли принять их за гром. На ней изображена группа из трёх человек за столом в трактире.
Эта важная подробность подчеркивает, что в «Менинах» Веласкес изобразил себя пишущим именно данную картину-«Менины». Только две краски- белая и красная – составляют живописную палитру картины, но под воздействием ярко льющегося потока света они представляют настолько богато нюанинсированными, что возникает захватывающаяся красочная гармония, необыкновенная по изобилию оттенков. Рядом с ним противник- в полной достоинства позе, как и надлежит победителю.
Как два контрастных произведения задуманы портреты философов полный рост, которые некогда украшали же зал охотничьего замка, что и картины Рубенса «Смеющийся Демокрит» и «Плачущий Гераклит». Конная группа производит впечатление монументальности, что достигается изображением лошади в позе «песаде», той фигуры высшей школы верховой езды, когда она, оторвав передние копыто от земли, на короткое время застывает в воздухе. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой.
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Наряду с двенадцатью крупными историческими полотнами «Зал королевств» в Буэн Ретиро украшают многочисленные изображения подвигов Геракла, работы Сурбарана и конные портреты родственников королевского дома.
У Марии Барболы тёмное голубовато-зелёное платье, обшитое серебряными галунами, у обеих менин платья светло-серебристые, а юбки тёмно-серые (у Исавель – голубоватого, у Агостины- зеленоватого тона), расшитые серебрито-сервми лентами. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство».
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. Как художника, Веласкеса не привлекала крупноформатная декоративная живопись для плафонов с сюжетами из аллегорий или мифов. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Бог подарил мне обширные страны, но не дал наследника», – жалоба, которую в конце жизни высказал в отношении своего сына Филипп П до сегодняшнего дня определяет портрет Филиппа III. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Тот без раздумий принял это предложение. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Падение ненавистного народу министра в 1643 году означало полный крах проводимой политики.
Здесь же находится его картина «Марс», портреты греческих философов –«Эзоп» и «Менипп». Его полная достоинства фигура явно доминирует над остальными персонажами, в том числе над королевой четой, чьи лица проступают в зеркале. Мы видим смуглое лицо южанина, высокий лоб, чуть полные губы Веласкеса, его почти черные усы, тёмные мягкие кудри, падающие на плечи. В правой руке он держит кисть, который только что наносил краски на холст, левой сжимает палитру, муштабель и ещё несколько кистей. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Сомнения в подлинности этой картины мы считаем неосновательными. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. Символом Марса было копье, хранившееся в царском дворце – регин там же хранились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а остальные были сто искусными копиями, призванными сбить с толку похитителей. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
«Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника. Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.
Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
В качестве приданного он передает молодоженам в пользование несколько домов в Севильи. Алтарным композициям и другим релегиозным изображениям Веласкес не уделяет такого большого внимания, как современные ему испанские художники.
1620, Национальная галерея, Лондон).
Паоло Веронезе. Марс и Венера с Купидоном и лошадью, 1570-е гг. 1620, Национальная галерея, Лондон). Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Заслуживает упоминания, прежде всего, Франсиско Коллантес (1599-1656), наряду с Мазо ставший собственно ландшафтным живописцем мадридской школы, при очень твердом рисунке, не выходивший за пределы внешнего, хотя и наполненного светом, серо-желтого общего тона, типичного для его картин в Прадо.
Веласкесу, однако, были чужды подобные грубоватые шутки и комические положения, он всегда испытывал глубокое уважение к человеку, к какому бы слою общества он ни принадлежал. К порождениям Ареса относили одну из эриний, богинь кровавой мести и дракона, с которым сражался фиванский герой Кадм. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школыКараваджо, господствуют полные естественного достоинствазапоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Из остальных учеников этого мастера здесь можно указать лишь на его бывшего невольника, мулата Хуана де Парейя (1600-1670), лучшая картина которого, Призвание Матфея в музее Прадо, довольно хороша, но значительно условнее всего, что создал Веласкес.
К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. До 1623 работал в Севилье. Вся эта гамма на их одеждах подготовляет главный живописный аккорд, который вносит фигурка Маргариты и в её платье, кремово- бело- серебряной «Гвардаинфанте»- самой светлой по тону во всей картине. А затем идут шуты и карлики музея Прадо: маленький косоглазый Бобо де Кориа, бессмысленно скорчившийся на полу важный Перниа Барбаройя в живописном турецком костюме, крошечный дон Антонио Инглес (или Веласкильо), в надменной позе прислонившийся к сидящей рядом с ним огромной собаке.
Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи. В «Поклонении волхвов»В фигурах персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что можно предположить, что в качестве моделей он использовал людей из своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга. Каждый образ на редкость красноречив.
Филипп Ivприказал надстроить второй этаж.
Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Ответить на этот вопрос непроста, так как в «Менинах», этом как будто бы групповом портрете, по существу, сопоставляются две абсолютно разные концепции портретного искусства. Веласкес Диего, великий испанский художник. Ему были чужды чувства ревности или зависти, он бескорыстно передаёт заказы на картины коллегами по- профессии, хотя как придворный королевский художник, мог воспользоваться благоприятным случаем и никто на посмел бы оспаривать у него это право. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям.
Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. Другая Las Meninas, Фрейлины, одновременно жанровая и историческая картина.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Чуть отклонив голову, Веласкес смотрит вперед с тем особым выражением, которое превосходно передаёт самое трудное и самое драгоценное- взгляд живописца в момент творческого вдохновения, взгляд не только рассматривающий, но и проникающий в суть модели, оцниваюший её. Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо».
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. И почти невероятным. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Согласны, Венчание Марии, убеждает, что Веласкес должен был знать картину Греко того же содержания в Толедо (капелла Сан Хосе), но он претворил ее в свое собственное произведение, сделав более утонченным язык форм и более горячим холодное созвучие трех красок: красной, синей и серой. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Им не зачитывали показания и не сообщали имена обвинителей.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. «Боюсь, что управлять будут им. Необычно его широкое лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазницами.
Самостоятельным главой мадридской школы, от которого сохранилось очень мало картин, был Педро де лас Куевас (1568-1653), учитель (по Бермудесу и Хосе) Леонардо. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Направо большеголовая карлица Мария Барбола изящный карлик Николазито Пертузато и огромная сонная собака.
В последующие годы на него возлагаются обязанности казначея и инспектора, т. е. В цветовой взаимосвязи фигур друг с другом большую роль играют рефлексы. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Сегодня большинство его картин находится в мадридском музее Прадо, они всемирно известны и получили широкое признание благодаря различным публикациям. Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св.
Большую часть живописных работ представил Рубенс, который за сравнительно короткий срок написал значительное количество этюдов маслом, темой для которых служили «Метаморфозы» Овидия.
в 1667 г. ). 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Ответственность за оформление Торре де ла Парада была возложена на Веласкеса. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. У него также заметно известное влияние Ван Дейка наряду с Мурильо.
Лежащий на коленях огромный Фолиант не оставляет ни какого сомнения насчёт роста карлика. Как гениально введены они в царство вечного искусства в исполнении Веласкеса. Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. Здесь у него родятся две дочери, младшая из которых вскоре умрёт. Картина «Марс», как и изображения греческих философов Мениппа и Эзопа, были написаны Веласкесом специально для Торре де ла Парада. Солнечный свет заливает весь второй план картины. На это первый указ К Юсти, написав о «Менинах»: «Это картина создания картины». Ученик Миранды Матео Кередо (1635-1675), любивший изображать белокурых Магдалин и святых Дев в небесном блеске, представлен не только в Мадриде и Берлине, но и в Гааге.
При этом автопортретное изображение Веласкеса (он ведь мог исполнить только при помощи зеркала) и инфанты с окружающей её свитой, которою он мог писать прямо с натуры, трактованы единым «подчерком», так что в живописно пластической манере нет никакого разнобоя. Гербы испанского королевства и провинций украшают свод зала, который был назван «Зал королевств». Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу.
Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику. На Оливаресе темный камзол и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии.
Далее.
Обе его поздние религиозные картины в музее Прадо приводятся в доказательство влияния Эль Греко на последнюю стадию его развития. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо».
К Феликсу Кастелло мы не будем больше возвращаться. строился в близи Мадрида и получил название «Буэн Ретиро» («Дворец прекрасного уединения»). Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти).
В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой.
Одной из таких картин был портрет придворного карлика Себостьяна де Морра. Попавшее в полутень и чуть «смазанное» лицо маленького Николасито, толкающего собаку, подчеркивает динамику его движения и ещё более усиливает неподвижность приземистой фигуры мужеподобной карлицы Марии Барболы и уродливость её массивного лица. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. До 1623 Веласкес работал в Севилье. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. Его одежда проста и не имела никаких украшений.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Формат потребовал лежачего положения главных лиц. С особенным искусством написано в легких тонах ее прекрасное тело.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. За время вторичного пребывания Веласкеса в Риме (1650) им были написаны только два превосходные портрета: выразительная полуфигура его раба и ученика мулата Хуана де Парейя, в Лонгфорд-Касл и всему миру известный поколенный портрет папы Иннокентия X, прислонившегося в спинке своего кресла, в галерее Дориа. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
В самом начале своего правления Фердинанд и Изабелла установили испанскую инквизицию. К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину. Рубенс, этот «князь живописи и дворянин», бывший на дружеской ноге с сильными мира сего, принимаемый во всех европейских дворах с великими почестями, наиболее ярко воплощали собой тип художника, сложившийся в Италии в эпоху Возрождения. Рядом с работами фламандских художников «Марс» Веласкеса буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа.
Вот таким образом картина «Менины» включает в себя коренной вопрос об отношении искусства к жизни и, как законное целое, представляет зрителю не только результат художественного творчества, но вместе с тем показывает и самый творческий процесс.
в следующим году Пачеко отдаёт Веласкесу в жёны свою дочь Хуану. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице. Карл Юсти, «Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце».
Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу.
Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи греческого мифа — Афина и Арахна. На задней стене комнаты висят две картины. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни. Всадник и лошадь представлены почти в профиль на фоне пейзажа. И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени. Впереди находятся две статс-дамы meninas, ухаживающие за маленькой принцессой Маргаритой.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице. Однако Веласкес сумел в этих обойдённых природой создания увидеть глубоко чувствующих и страдающих людей и изобразить их на полотне. Эль Примо изображен на возвышении на фоне пейзажа, у его ног книги и папки, а также чернильница с пером. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы. И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени. В не меньшей степени на всестороннее образование юноши оказывали влияние широкие научные интересы Пачеко, чей дом в Севильи был центром гуманистически настроенных кругов общества.
Одна из них Мария Сармиенто, преклонив колено, подаёт ей на серебрянном подносе маленький кувшинчик из красной ароматической глины- «букаро», наполненный водой. В последующие годы на него возлагаются обязанности казначеяи инспектора, т. е. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. Освободившись от привычного виденья, художник сумел настолько непосредственно запечатлеть природу, как к этому стремились и достигли импрессионисты в 19-ом столетии. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон).
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Именно в этот период создаются наиболее зрелые работы, глубокие по содержанию и эстетическому воздействию, среди них: «Семья Филипа IV известная позднее под названием «Менины». Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. Его спутник с дружеским участием положил ему руку на плечо.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Это дало повод исследователям предполагать, что Веласкес писал не только себя, но все остальные фигуры «Менин» не прямо позирукюшими с натуры, а отраженными в большом зеркале. Безумие войны соединилось с безумием любви и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. Отныне Веласкес прочно обосновывается в родном городе.
Литература по воспитанию принца и соответствующие правила предписывали правила верховой езде, так как считалось, если принц научится управлять конём, то в будущем он сможет умело править и своим народом. Здесь взгляд зрителя тотчас задерживается на юно офицере в светло-кремовом камзоле. Другая- это концепция парадного портрета членов королевской фамилии изгоняющая всякую непосредственность и требующая торжественной выправки портретируемых и почти обязательной алой портьеры, пышно драпирующий фон и верхний угол холста. Но в «Менинах» Веласкес не просто сопоставил эти две концепции портрета, он не скрывает, которой из них он сам отдаёт предпочтение.
Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). Песаде образует исходную позицию для фигуры»леваде», часто изображаемой на барочных конных портретах, когда лошадь ещё ниже опускается на задние ноги, чтобы как можно дольше пребывать в этом положении, А также является подготовительной позицией для ещё более сложной фигуры-«курбета». Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Слева сидит древний, сгорбленный временем и заботами, бородатый старец.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. Зато тем большее значение приобретает образ самого художника, запечатленного в момент творчества. Несколько лет спустя он создает картину «Миф об Арахне»- произведение, принадлежавшие сегодня к вершинам достижения в мировой живописи.
Несколько лет назад, в качестве награды за картину «Изгнание морисков» он назначается «хранителей королевских дверей». В 1634 году ему пожалована более почётная должность-«хранителя королевского гардероба», означающая ступень для получения высших чинов в придворной иерархии. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Веласкес скончался в возрасте 61 года. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Сбежались боги. Лица обеих групп реальны. На замечательном подгрудном портрете Парехи изображен в пол-оборота.
Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу. В марте 1617 года, после завершения обучения, Веласкес получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа, в котором подтверждалось, что он выдержал экзамен и может «самостоятельно работать как художник- художник по собственным мотивам». Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник.
К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Свет сосредоточивается на переднем плане. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
В 1636г. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). В качестве наиболее впечатляющего примера можно привести его картину «Продавец воды», созданную художником в возрасте двадцати лет. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Хуан де Пареха родился в 1610 году в Севильи и был потомков мавров.
Это тот слой пространства, в котором находятся и зрители «Менин». Подобное толкование картины противоречит, однако, тому факту, что в действительности не существует не одного парного портрета Филипа IV и его второй жены Марианы, который принадлежал бы кисти Веласкеса и никаких указаний на его существование в источниках мы не находим. Вот таким образом более правдоподобной представляется интерпретация, согласно которой Веласкесу моделью для картины служит сама инфанта в окружении придворной четы, а художник изображает на большом холсте тот же самый сюжет и тех же самых персонажей, что мы видим перед собой. У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность. Эпизод изображенный в «Менинах», происходит в одной из дворцовых комнат Алькасара, где было устроено ателье Веласкеса. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса.
Одна из них воплощена в изображении бесхитростной, но живой жанровой сценки из внутридорцового быта, повседневно наблюдаемым Веласкесом. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Назовем полные достоинства зрелые портреты королевы Марианны в Лувре, в Вене (No 617, как инфанта Мария Терезия) и в Прадо (No 107а) инфанты Маргариты в Вене (No 615), в Лувре, в Прадо (No 1084), в Штеделевском институте во Франкфурте и в галерее Вебера в Гамбурге (как Мария Терезия).
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность.
По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Об этом красноречиво говорит большой холст на его мольберте, натянутый на подрамаку столь большого размера, который вовсе не требуется для парадного портрета двух человек, но который вполне оправдан для многофигурной картины «Менины». Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику. Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Из его известных учеников Антонио Переда (1599-1669) представлен в музее Прадо одним, довольно условно написанным, Ieponmom (1643), а Хуан Кареньо де Миранта (1614-1685) в своих простых, ясных портретах монархов в музее Прадо и в портрете Карла II в Берлине, очевидно, примыкал не только к Веласкесу, но и к Ван Дейку. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
По свидетельствам современников, жестокость и подозрительность прекрасно уживались в этом человеке с острым умом, замечательной образованностью и несгибаемой волей. Для Торре де ла Парада были написаны также портреты придворных шутов и карликов. Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Гордо вскинув голову, с чувством собственного достоинства смотрит он на зрителя.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Сам художник написал в 163435гг.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес неоднакрктно портретировал графа-герцога.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти).
Лишь мимоходом можно упомянуть о Франсиско Рицци (1608-1685), отец которого принадлежал к переселившимся итальянским художникам. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Один из живописцев, современников Веласкеса, рассказывает, «что художник разных наций сошлись во мнении, что рядом с ним все прочие картины кажутся живописью, и лишь он один самой истиной». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.
Рядом с ним любимая карлица инфанты Маргариты немка Мария Борбола. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. «Миф об Арахне» является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса. Недуг даровал здоровье художника, занятого исполнением служебных обязанностей, связанных с должностью королевского гофмаршала. Уверено, как заправский наездник, держится в шестилетний инфант.
Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. В целом цветовая гамма картины типична для работ Веласкеса этого периода. На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты (Венеры). Они высказывали сомнения по поводу его таланта. В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле. Наконец, в глубине комнаты, на фоне освещенного проёма двери виден ещё один придворный, который издали наблюдает всю сцену, это дон Хосе Ньето де Веласкес (вероятно, родственник художника)- «апосентадор» или гофмаршал королевы. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Портрету Парехи Веласкес обязан своим избранием в члены академии святого Луки- свидетельство высокого признания, которое его творчество получило в Италии. Лошадь встала на дыбы толстобрюхий пони образует диагональ – это движение подчёркивается поднятым вверх командирским жезлом, развевающейся по ветру одеждой и концами широкой перевязи. Прав был его отец. Именно в его правление Испания потеряла свое былое величие. Одна из этих картин, Пряхи или ткачихи ковров, есть в то же время старейшая картина из рабочей или фабричной жизни (Юсти) в мире. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Их позы и жесты живые, естественные.
Все три принадлежат музею Прадо.
Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Большим пальцем правой руки тот указывает на смеющегося мальчика в центре, который поднял графин с вином, как бы демонстрируя его нам.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. До 1623 Веласкес работал в Севилье.