Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.
Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово маат -- истина. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. чтобы вы процветали благодаря ей и чтобы вы сражались за нее38.
Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Назывались они хебседными. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.
Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Но излюбленным материалом стала бронза.
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Так, когда один из крупнейших фараонов-завоевателей, Сенусерт III (XIX в. до н. э. ), присоединил к Египту большую территорию в Нубии, он поставил на новой границе свою статую. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру.
Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ.
В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур. Изображение замерло на века в своей неизменности. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт.
Так зародился скульптурный портрет. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Речь идет о фигуре льва с головой царя. В трактовке фигур появляется оттенок холодной утонченности.
Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись и скульптура и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Размещено на реф. рфКарнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак. Причины таких изменений пока труднообъяснимы.
Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина.
жизнь натуры продолжалась в изображении. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Сохмет изображалась львиноголовой. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной.
Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема.
Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Новые черты появились и в рельефах. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов.
В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина.
Особенно интересны по сюжетам и исполнению росписи саркофагов жрецов Амона (см. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Ее размер, форма, композиция, очертания и пропорции фигур, рисунок иероглифов изображение в верхней (поддужной) части священных глаз — характерные признаки памятников некоторых абидосских мастерских Нового царства.
В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Этим они стремились создать образ могущественного царя.
В той же технике врезанного рельефа и том же стиле исполнена стела Мерера, жреца и чиновника одного из провинциальных городов Верхнего Египта Хабену (VI династия). Замечателен ритмический строй изображения, достигаемый чередованием исполненных то резцом, то краской складок одежды, бахромы, волнистых прядей парика, согнутых рук. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Ступенчатая пирамида Джосера. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Со временем меняется и иконография царей. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Эта статуя поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.
Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Распространены были композиции парных семейных портретов, к примеру, выразительные скульптуры известные под названиями "Рахотепа и Нофрет", "Семейная группа карлика Сенеба", "Писец Каи", "Сельский староста". Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды.
Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. У него нет практически никаких наземных сооружений.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Иногда фигуры царя изображались с соколом. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Изображенный на стеле слуга (или сын), протягивающий чашу главному персонажу, — мотив, к которому обращаются преимущественно южные мастера.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. В эпоху Среднего царства происходит значительное изменение традиций изготовления скульптур.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Один из шедевров эрмитажного собрания — вырезанная из темно-коричневого дерева статуэтка юноши с удлиненными пропорциями тела и слегка вытянутым черепом — наиболее точно воплощает особенности фиванской пластики конца XV века до н. э. Именно в это время зарождаются элементы стиля, который будет господствовать в искусстве амарнского периода первые десятилетия XIV в. до н. э. — правление Аменхотепа IV (Эхнатона). Большую роль в развитии искусства начала Нового царства сыграл храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (близ Фивы).
Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Самое сакральное изображение бога находилось в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. Однако гробницы уже не декорируются с прежней пышностью.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Со временем меняется и иконография царей.
Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. На колоннах и в залах было очень много надписей. Этот памятник является непревзойденным по силе передачи человеческого чувства, где вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике.
С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами.
Подобные памятники но глубине связывавшихся с ними религиозно-культовых представлений отличались от изваяний, находившихся в молельнях: последние были непосредственными объектами ритуалов, первые же, сохраняя определенное религиозное значение, в то же время, бесспорно использовались зодчими как один из основных декоративных элементов. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Новые качества приобретает искусство рельефа. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера.
В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Столицу перенесли на север, но Фивы сохранили значение древнего художественного центра.
Храм сохранился плохо, но даже сейчас мы можем видеть, как древние египтяне высекали из каменных стен полуколонны, которые отличаются от привычных нам форм. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Этот храм – скальная гробница. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут. Как показывает эрмитажная стела, памятники из Гебелейна очень своеобразны. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Формы приобретают изнеженную мягкость, линии стремятся к текучести.
Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Но прежде всего нужно было сохранить невредимым тело — обезопасить его от всяких посторонних воздействий.
Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.
Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. Рельеф из мемфисской гробницы судебного чиновника Иринеса (VI династия) был, судя по технике исполнения (врезанный рельеф), высечен на одной из ее наружных стен.
В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Нубийские завоеватели, вторгшиеся в страну во второй половине VIII века до н. э., основали XXV (эфиопскую) династию. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Широко применялся канонический тип статуи писца. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона.
Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Ноги, как правило изображаются вместе. Портрет, напротив, типизирован.
Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
Там тоже были гипостильные залы и перистильные дворы, в которых больше ста пятидесяти колонн, высота некоторых из них свыше двадцати метров, а охват – около трех метров. В мастерских Дашура (к югу от Мемфиса) исполнен рельеф для гробницы домоправителя дворца Хнумхотепа надпись на нем составлена из тщательно вырезанных иероглифов (что вообще присуще памятникам начала Среднего царства) и свидетельствует о сохранении традиции Мемфиса. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве.
Несмотря на монументальность изображения, гранитные петербургские сфинксы с юным лицом Аменхотепа Третьего поражают своей грациозностью и изысканностью. до н. э. Широко применялся канонический тип статуи писца. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора.
Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ). до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Подобные вещи были последним словом египетского реализма.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота.
Новые качества приобретает искусство рельефа. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. Появляются статуи с более широким овалом лиц, полными щеками и словно «замерзшей» улыбкой пухлых губ. Матье, крупнейший советский египтолог. Немного позже появляется поза писца – сидящего на скрещенных ногах человека.
Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Во дворах храмов можно было видеть и много статуй частных лиц. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» -- истина. Рано появляются и семейные группы. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией.
Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших.
Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Самое великое, что было создано в его время, – это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну – передающую индивидуальные черты человека изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. статую мужчины с наосом). Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти.
Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Главными были «Ка» и «Ба».
Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса, одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
По мере облицовки пандусы снимались. Ипи изображен перед богом Анубисом в традиционной позе преклонения. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре.
Скорее всего, это было и то и другое. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара.
«Северный» тип оказался настолько жизнестойким, что именно он и сделался основой для портретных статуй времени Птолемеев (см. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей).
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Новые черты появились и в рельефах. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. В культе мертвых Ка занимала очень важное место.
Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать.
В рельефе и скульптуре вырабатывается тип портрета эфиопского фараона. Со временем меняется и иконография царей. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам.
К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Мое сердце радовалось, – весь мой город собрался, ликуя.
Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. В конце Древнего царства Мемфис как ведущий художественный центр утрачивает свое значение. Фигуры обычно раскрашивались. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть.
Некоторые из них представляли собой портретное изображение покойного, что было граничит с религиозными верованиями египтян, считавших, что после смерти жизнь не заканчивается и душа могла вернуться, если не в мумифицированное тело, то в скульптуру. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
Такое же явление наблюдается и в рельефе. Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Расцвет местных мастерских наступает в эпоху Среднего царства (XXI—XVII вв.
Изображения Эхнатона -- любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противовоздушной обороны. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре.
Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу.
Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Настоящая выставка является продолжением этой далеко еще не завершенной работы. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Внешность храмов — настоящий шедевр. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Столицей Египта стал город Саис на севере страны. Скорее всего, это было и то и другое. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена.
Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда или только в некоторых своих частях.
Рельеф не возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены, подчеркнуты, другие проведены легко – так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение пространственной сложности композиции. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту.
Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Руки лежат на коленях. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
При осмотре выставки необходимо учитывать, что ее экспонаты не могут полно охарактеризовать специфические черты того или иного центра: мастерские многих городов представлены недостаточно, а памятников некоторых провинций в коллекции нет вообще. Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве.
Для этого египтяне стали делать мумии. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Такое же явление наблюдается и в рельефе. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Скульптура могла подчас служить и своеобразной политической агитацией. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. В Фивах, вновь ставших столицей, усиливается деятельность художественных мастерских.
В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид".
саркофаг Мапуи). И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале.
и лицо, покрывали слоем гипса. В Абидосе по-прежнему изготовляют большое количество заупокойных стел. Практически каждому божеству в древнем Египте придавали форму скульптуры и часто, какое либо животное было посвящено каждому из них. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Это были сравнительно маленькие фигурки.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. 1. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
до н. э. ). Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Установка новой крупной скульптуры была важным событием в жизни города. Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Воистину, тот трус, кто побежден на своей границе. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
группу писца Шери). В разные периоды истории египетского государства тот или иной город, становясь столицей, начинал играть ведущую роль и в культурной жизни страны, хотя наряду с ним существовали местные художественные центры, произведения которых отличались друг от друга иконографически (по характерным особенностям изображения персонажей) и стилистически (по приемам, манере исполнения). К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона.
Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Их часто так и называли – колоссы. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании.
Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Новые черты появились и в рельефах. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет) додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением).
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. В этом городе была выполнена стела Ти. Появляются портреты. Размещено на реф. рфПостоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца.
Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Прочность камня обеспечивала вечность существования. Только грани у нее как бы изломанны.
Царь считался прямым потомком Гора. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. В X веке до н. з. Египет был объединен под властью ливийских правителей. Широко применялся канонический тип статуи писца. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.
Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием Сельский староста).
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. В период Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Выбор типа фигур (разумеется, в пределах, обусловленных ритуалом), равно как и таких материалов, сочетание которых давало бы желаемый красочный эффект, во многом способствовал общему впечатлению от здания и, разумеется, зависел от зодчих. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук.
Стела египтянина Сетау происходит, по-видимому из его фиванской гробницы. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Лямки узкого облегающего платья не вырезаны в камне, а намечены краской. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. статую Осириса).
Все они поют соответствующие песни, навстречу статуе несут жертвы.
портрет Птолемея II III в. до н. э. ). Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие. Этот храм – скальная гробница.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.
Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). Рано появляются и семейные группы. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. В этом плане трактуется портретный облик царя. Это бог Гор в своем соколином обличье. Пристально смотрят в вечность глаза фараона.
Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта.
Они располагались на глубине 33 метров. У него нет практически никаких наземных сооружений. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами.
В этот период в большей степени, чем в рельефе, устанавливаются в круглой скульптуре строгие каноны определенных типов композиции, удержавшихся затем на всем протяжении развития египетской пластики. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Фигуры Хекаиба и его жены необычно удлинены. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации.
Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. 34.
Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Мемфисские памятники, отличавшиеся некоторой сухостью и обобщенностью, заметно меняются. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка».
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Храм был обнесен толстой стеной. Уже с середины III тыс. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком.
Сохмет изображалась львиноголовой. Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом.
Благодаря им лицо кажется живым. стелу скульптора). Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Новые черты появились и в рельефах. Анубис считался братом бога Баты. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие.
Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Однако, что действительно уникально в Египте, так это его внушительное историческое наследство. Мы оказались достаточно удачливы, так как имеем уникальную возможность обладать большим разнообразием хорошо сохранившихся доисторических архитектурных достопримечательностей, памятников, руин и других исторических ориентиров, которые являются невероятными символами прошлых эпох. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле. В эпоху Древнего царства (третье тысячелетие до н. э. III—VIII династии) столицей Египта был Мемфис и именно он определял стиль искусства всей страны. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного). Если в начале этого периода мастера утрировали черты лиц и формы фигур в своем стремлении приблизить изображение к оригиналу, то позже появляются гармоническая соразмерность пропорций и мягкость в моделировке лиц и тел. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. до н. э. ). В этот период выдвигаются Сиут, Кус, Абидос, продолжают работать мастерские Гебелейна. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ.
Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Она выражается посредством простоты форм. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели».
Проблемой «школ» и ролью художника в искусстве Древнего Египта много и плодотворно занималась профессор М. Э. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл.
На колоннах и в залах было очень много надписей. У Нила располагался нижний храм. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Рельефные композиции дополнялись росписью2.
Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким.
Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам.
Рано появляются и семейные группы. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.
Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. В эпоху Нового царства (XVI—XII вв.
По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Изображение доминирует над текстом, более коротким, чем на подобных стелах из Фив.
Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.
Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда или только в некоторых своих частях. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице.
Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. В послеамарнский период, во время правления Рамзеса Второго, скульптура кардинально изменится. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Существует множество различных статуй с его изображением. В VII веке до н. э. власть оказалась в руках фараонов родом из западной дельты (XXVI династия). Анубис считался судьёй богов.
Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда.
Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. Дважды в год он освещает двух богов из трех, которым посвящен этот храм – статую бога Амона и статую бога Гора. Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, с отделенными от торса руками и с выражением собранности, сосредоточенности и спокойствия.
Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус.
В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита. Рельефные композиции дополнялись росписью. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики.
Она сделана в одном из городов Фиванского нома — Гебелейне. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось.
Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание от того, что считается важным. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле, египтянами больше построено не было.
Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов.
И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым.
Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие.
Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега -- характерное исключительно для композиций в рельефе. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда.
В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. У Нила располагался нижний храм.
До сих пор не понятно, с чем это связано. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Стела Ипи, царского писца и управителя дворца фараона (первая половина XIV в. до н. э. ), была создана, вероятно, для его гробницы, находящейся в некрополе Саккара.
И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду». Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Простым людям не строили пирамид. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Иринес запечатлен четыре раза: дважды — в парике и коротком набедреннике (традиционная одежда вельмож), а дважды, согласно моде своего времени, — в гладкой шапочке и длинном опоясании. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху. Портрет, напротив, типизирован. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди.
Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. По мере облицовки пандусы снимались. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Главными были Ка и Ба. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Царица изображена еще юной.
Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Архитектура Древнего Египта просто невероятна. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки.
Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах.
Широко применялся канонический тип статуи писца. «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Храм был обнесен толстой стеной.
Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Период Эхнатона назвали амарнским от названия современного района Эль-Амарна, где были найдены остатки бывшей столицы.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Силуэты фигур еще близки амарнским: та же мягкость облика изысканность плавных контуров.
От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Безусловно, скульпторы отражают некоторые особенности данного лица (см.
Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Однако это не значит, что искусство длительное время оставалось неизменным. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров. Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Некоторые из них весили до тридцати тонн. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка.
По другой версии, после землетрясения 27. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. И это еще цветочки.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. После смерти Эхнатона все изменилось. Это Абидос, Коптос и Он.
В Египте почиталось множество богов. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы.
Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. до н. э. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными.
Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест назначения на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры. Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким.
По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Престол перешел в руки фиванской династии, однако Фивы не смогли сразу стать ведущим художественным центром, так как там еще не было достаточного количества профессиональных мастеров. Их часто так и называли – колоссы. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Рано появляются и семейные группы.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Росписи, раньше покрывавшие их стены, теперь украшают саркофаги, которые становятся необычайно нарядными. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» -- ритуалом обновления физической мощи фараона.
Так, зодчий Бекенхонсу (XII в. до н. э. ) поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур. Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Это касается прежде всего Абидоса и Мемфиса. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы.
Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. 51-а). Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза.
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые.
Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Внешность храмов — настоящий шедевр. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
В связи с ослаблением центральной власти видную роль начинают играть номы (ном — административная единица в Древнем Египте). Рано появляются и семейные группы.
Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя.
Изображения, созданные в городе Кусе (статуэтка мужчины из черного гранита), отличаются подчеркнутой мускулатурой груди. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели абсолютно особое значение. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе.
статуэтку сидящего мужчины). Ба означало то, что можно назвать чистым духом. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание.
Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. 49).
Материал был не только дерево но и алебастр. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности статуя богини Мут–Сохмет. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина.
Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды.
Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело.
Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Его целью было возрождение престарелого или больного правителя ибо существовало с самых ранних времен преставление, что плодородие земли обусловлено физическим состоянием царя.
Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра.
По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела.
Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии.
Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Стела, как и предыдущая, сделана в период царствования Тутанхамона: при нем и его преемнике Эйн Харемхеб еще был полководцем (так он и именуется в надписи). Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Это различие связано, по-видимому, с требованиями заупокойного культа. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона.
Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.