Даже вышла снисходительная статья под названием «Жена мастера монументальной живописи радостно плещется в искусстве». Это был вулкан, без преувеличения. Лежа в кровати, Фрида впервые попросила у отца краски и начала рисовать. Если быть точным, то между Диего и Фридой произошла встреча еще в бытность обучения Фриды в Препаратории (Диего тогда расписывал стену школы). Справа мы видим пейзаж Северной Америки, где властвует технология.
Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно. Она начала с автопортретов. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами», на котором место юбок и лент занял мужской костюм — в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах.
При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер и внутренний интерьер. На восстановление ушли месяцы. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как я сама это тот предмет, который известен мне лучше всего».
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления лёгких. Любила ли Троцкого Фрида спорный вопрос, некоторые полагают, что нет и что просто муж был холоден с Фридой к тому времени и Троцкий показался ей более пламенным любовником в сексуальном плане («она с ним развлекалась»), а для Троцкого Фрида была моложе и привлекательней Седовой.
И все-таки в живописи Фриды заметно влияние европейской живописи. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин. Предметы извлекаются из обычного окружения и включаются в новые сочетания. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия.
В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. По её просьбе, отец принес в больницу кисти и краски. Фриду таскали на многочисленные «обеды по случаю», тостирующие приправляли хвалебные речи магическим словом «сюрреализм».
Вместо этого его наняли борцы за власть хомячков — коммунистическая партия США. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Первая трамвай, вторая Диего. В картинах Фриды очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Белая простыня залита кровью.
На устроенном собственноручно обеде он даже подарил «заокеанской орхидее» странноватые сережки в форме кисти руки с растопыренными пальцами. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 18 лет Фрида попала в тяжёлую аварию, повреждения от которой включали перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, одиннадцать переломов в её правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Как известно, родилась Фрида Калов 1907 году, в Мексике, г. Койоакан. Она стоит, подобно статуе, на пьедестале, награнице между двумя разными мирами.
Их бурная совместная жизнь стала легендой. Но нет худа без худа и благодаря собственно коммунистическим тусовкам Фрида познакомилась с одной из самых крупных фигур (и не только в переносном смысле) тогдашней мексиканской живописи — страшным бабником и просто страшным Диего Риверой. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.
Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде. Вместе с всеобщим признанием, обостряется болезнь Фриды, пережив несколько операций на позвоночнике, она теряет способность передвигаться самостоятельно и вынуждена пересесть в инвалидное кресло, а вскоре и вовсе лишается правой ноги. Кало появилась на свет 6 июля 1907 года в Мехико. Капитан очевидность спешит на помощь: «Los Fridos» — непереводимый испанский фольклор, Los — это множественный артикль в испанском языке, что значит «Fridos», думаю, объяснять не нужно. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии.
Это потом Фриду Кало причислят к сюрреалистам, одно из ее полотен «Корни» (хотя никакого полотна там и в помине не было, только металлическая доска и масло) на аукционе Sothebys в 2005-ом оценят в 7млн, а маленькая лондонская галерея Tate неожиданно прославится благодаря персональной выставке Кало. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске. Диего Ривере тогда было 43 года. В течение 30 лет облик дома не менялся. Мы видим, как Фрида лежит на больничной койке.
Пикантности ситуации добавлял тот факт, что он приехал в гости со своей женой, умудряясь изменять ей с Кало практически перед носом. Гостевание закончилось неожиданно скоро. Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Отец заказал специальный подрамник, чтобы можно было работать лежа. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик.
Где-то она откровенна, где-то – едва заметна, заглушаемая одой природе во всем ее буйстве и торжеству жизни. Вторая страшнее». После этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски.
Пока, в один прекрасный день, не изменил Фриде с ее собственной младшей сестрой. наступило серьезное ухудшение здоровья Фриды. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Ривера вообще оказался выдумщиком и где-то даже мечтателем. Также Фрида находила скучных американцев скучными.
Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа. Кстати, я об этом не знал или забыл, но Кало работала училкой в национальной школе искусств «La Esmeralda». Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником.
А Фрида не сдавалась: не могла отплясывать на вечеринках, зато громко распевала народные песни, не имела возможности щеголять в коротких платьях, зато пристрастилась к длинным ярким юбкам (а потом и эффектную причесочку с лентами и цветами сообразила), не стала доктором, зато приохотилась к холстам и подрамникам. Это был эксклюзив. Но, конец немного предсказуем — все беременности закончились выкидышами. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Познакомилась Фрида с Диего Риверой в подростковом возрасте, когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида. Над животом, еще округлым от беременности, она держит три красные, как артерии, ленты. Фриде приписывают короткий, но бурный роман с козлобородым.
Алкоголь — это худшее лечение хронической боли в спине, поскольку хоть в начале он и притупляет боль, затем она возвращается еще сильнее, чем прежде. Диего постоянно находится рядом с женой, ухаживает за ней, отказываясь от заказов. Она всегда была критически настроена по отношению к собственному творчеству, не стремилась водить дружбу с галеристами и дилерами, а когда кто-либо покупал её картины, нередко сетовала на то, что деньги можно было потратить с большей выгодой. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей». Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Художница «запятнала кровью» даже рамку и проткнула ее несколько раз ножом. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию.
Здесь есть даже редкость для иного этнографического музея — каменная плита с кольцом для игры в мяч, древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан проигравшей команды приносился в жертву богам. Пурпурную орхидею изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего. Как раз в это время осуществляется ее давняя мечта: открывается первая большая персональная выставка, на которую художница приезжает на карете скорой помощи, прямо из больницы и буквально «влетает» в зал на санитарных носилках. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок».
В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910 год Мексиканской революции). Фрида металась. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало.
Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции. Стала изучать медицину (специальные книги из-за постоянной востребованности никогда не пылились на ее полках в компании с заспиртованным эмбрионом): умница, она понимала, что знания такого рода ей пригодятся. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию.
В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. В 1953 году состоялась её первая персональная выставка на родине. Бухло и другие наркотики (да бухло — это наркотик, если вы не знали) — это лучший способ загнать иммунитет и нервную систему в подполье.
Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. Фрида Кало родилась в 1907 году в Мехико. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Вместе с потерей своего возлюбленного европейская Фрида утратила часть самой себя.
Себастьяна. Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. И все-таки настоящим итогом поездки стало другое картину «Рамка» купил Лувр.
Вот таким образом, когда врачи предложили художнице операцию, она не раздумывая согласилась. Я ненавижу сюрреализм. » Ничего не помогало: французские художники обожали ярлыки. Их бурная совместная жизнь стала легендой.
К сожалению, надпись неточна. Все детство Фрида вела активную жизнь, стремясь быть первой во всем. Позвоночник получил тройной перелом, тазовые кости были раздроблены.
В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Вероятно, это граничит с тем, что он признал в ней равную – как по духу, так и по таланту. Её творчество насыщено символами и фетишами.
Революционер сразу же «потерял голову» от экстравагантной художницы и ярой коммунистки Кало. Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи – ее посетили около 370 тысяч человек. Стоимость картинВ начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» оценен экспертами Sothebys в 7 миллионов долларов. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Да, не только СПИД способен убивать иммунные клетки, такие дела. Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Грибковая инфекция на руке также перешла в хроническую форму и в довершение ко всему какой-то из очередных любовников Фриды преподнес ей подарочек в виде сифилиса.
спасают от полной потери крови. Frida Kahlo de Rivera) или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1924 по 1954 год».
Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, немец еврейского происхождения.
В 1937 году, когда Троцкий с семьей был выслан из СССР, Фрида с Диего приняли их в своем «голубом доме». Этот губительный для Фриды факт, явился предпосылкой к написанию картины «Больница Генри Форда», в которой выплеснулась вся боль женщины, так и не сумевшей стать матерью. Сочилась кровь. По душевному складу Фрида Кало не была космополиткой.
И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. увеличенная фотография, тоже в раме: Ленин выступает с трибуны на Красной площади перед уходящими на фронт красноармейцами. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает еще одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».
Спустя время Фрида лишилась правой ноги — она была ампутирована до колена. Она приветствовала посетителей прямо на кровати. Лишь хирургические ножницы, зажимающие артерию.
Инвалидности не удалось сломить характер и сильный дух ребенка, несмотря на свое увечье. В спальне Риверы, на вешалке, ждут своего хозяина его шляпы и рабочий комбинезон. На последнюю «вдохновил» ее Диего Ривера изменивший жене со свояченицей и отмахнувшийся от упреков: «Подумаешь, это просто царапина». Но что-то от людоеда у Риверы все-таки было.
Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее. Последними словами в дневнике Фриды были: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь». А чем еще заниматься девочке, обреченной на неподвижность. Она даже стала кокетничать с приходящим художником Диего Ривейрой, который украшал Препаторию росписью «Созидание». Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Больше надо, больше, народец это любит.
Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Маститый художник оценил творения девушки, а заодно увлекся и ей самой. Над кроватью девушки висело зеркало, в котором она могла видеть себя и будущая известная художница начала с автопортретов: «Я пишу себя, так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего». В 1929 году Фрида Кало стала женой Диего Риверы.
Творческая биография Кало началась именно после катастрофы. Таким поначалу был её брак с Диего Риверой. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказмаработу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). Воистину, как вы яхту назовете, так она и поплывет. Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной».
Большое полотно «Две Фриды»создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало».
Эта «Маленькая серна» была утыкана дротиками почище Св. Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. В нем заметно и влияние европейской живописи – в ранних работах проявилась увлеченность Фриды, например, Боттичелли. ВыставкиВ 2003 выставка работ Фриды Кало и ее фотографий прошла в Москве. На родине его называли попросту Пузаном и бабником. В шесть лет девочка из вполне обеспеченной семьи заболела полиомиелитом (как известно, болезнь косила в первую очередь плохо питающихся детей трущоб) и стала объектом насмешек из-за хромоты и заметно утончившейся правой ноги.
Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.
Говорят, Фрида была классной училкой, без короны на голове, (в отличие от многих преподавателей, которые ничего не добились по жизни, кроме возможности шпынять студентов), которая по свойски общалась со своим студиозусами. Многие из них, безотносительно к табличкам, были восхищены самобытностью полотен и самой «м-м Риверой». Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Мать – испанка, рожденная в Америке. Так началась новая, полная любви, страсти и боли страница в биографии Фриды.
Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью. И, конечно, лицо девушки – не слишком красивое, но яркое, живое, запоминающееся. Тем временем, здоровье Фриды Кало продолжило катиться в бездну. Она изображала реальность не такой, какой она ее видела, но какой она ее чувствовала. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года.
За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Сегодня в Голубом доме музей и сам бог велел сотрудникам выдумывать эффектные небылицы и жонглировать датами. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность. Он стоял лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя.
Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера. Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. В течение 30 лет облик дома не менялся. Очевидцы-однокурсники утверждали, что Фрида никогда не комплексовала (подумаешь, хромота. ) – а огромные глаза и прекрасные волосы на что.
К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет. Их бурному роману положила конец супруга Троцкого. Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение.
Она искренне надеялась, что с ней он изменится. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Поощряла эти знаки внимания смешливая Фрида («нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой») или по-своему забавлялась, мы никогда не узнаем (написанный в качестве подарка несгибаемому большевику автопортрет оказался невостребованным). Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. В любом случае, семья Ривера-Кало оказалась замешанной в убийстве Троцкого. Вот Тулуз-Лотрека хотя бы вспомнить.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию9. Если кто-то считает, что так принято на мексиканских свадьбах, он сильно заблуждается. Всю жизнь Фрида собственноручно плела тонкое кружево легенды, а потом картинно драпировалась в эту «шаль» со сложным, сбивчивым узором эффектно, как умеют испанки (впрочем, в крови ее матери было намешано множество кровей, в частности индейских). А одно из её полотен удостоилось чести и было размещено в Лувре.
К сожалению, надпись неточна. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти. Тем не менее, художница все еще до сих пор находилась в тени великого и ужасного Диего. В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Их бурная совместная жизнь стала легендой.
В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Она выкарабкалась, встала на ноги, но боль уже никогда не отпускала ее далеко от себя.
Разницей нарядов и внутреннего состояния Кало хочет подчеркнуть. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный портрет Сталина. Гвозди, воткнутые в лицо и тело, взывают к образам мученичества св.
Птицы, символизирующие светлую и темную стороны любви и держащие ленточку с надписью «Всего лишь несколько царапин». Фрида Кало (биография это показывает) лишь закалилась от этих невзгод, несмотря на юный возраст. Здесь она, наконец, решается показать ему свои работы. А Диего, дескать «же никак не мог простить обоих и в отместку жене переспал с ее младшей сестрой Кристиной». Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению.
Неизвестно, какое страдание сильнее физическое или душевное. Но с другой стороны, темпераментная и романтичная Фрида могла и влюбиться, недаром ведь она написала «Троцкому с глубокой любовью».
Себастьяна, пронзенного стрелами. Фрида Кало хорошо знала историю своей родины. Этот образ был начисто лишён какой-либо аутентичности, поскольку Фрида комбинировала одежду и аксессуары разных социальных групп и эпох, могла надеть индейскую юбку с креольской блузой и серьгами работы Пикассо. Но связь Диего с ее сестрой стала для Фриды оглушительным ударом, сопоставимым со смертью. В дальнейшем художница Фрида Кало большую часть своих терзаний и стремлений выразила именно в автопортретах, все ее творчество строилось на них. В порту Тампико опальную пару встречала Фрида Кало Диего в это время лежал в госпитале. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж.
В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы.
Пикассо был сражен наповал. Девушка получила серьезные травмы, по словам медиков, практически несовместимые с жизнью. Когда Клер Бут Льюс получила картину, она хотела уничтожить ее. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями.
В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Ровесники дразнили маленькую Фриду, высмеивая ее «деревянную ногу».
Правда, организована выставка была плохо. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Выражение лица совершенно одинаково – спокойный, решительный взгляд.
Дела пошли хуже, когда Ривера на пару с приятелем Сикейросом стал заигрываться. Желание художницы включить в работы политическое измерение, чтобы «послужить Партии» и «принести пользу Революции», становится особенно явственным в картинах 1954 года Марксизм даст здоровье больным, Фрида и Сталин и в незаконченном портрете Сталина. В надписи внизу кроваво-красными буквами изложена история события.
Я придерживаюсь в этом плане философии Рене Магритта и из всех сюрреалистов, он мне ближе всего, как самый «не сюрреалистический» сюрреалист (если его вообще можно так назвать). В нем взыграло незнакомое прежде чувство ревности». Сердца двух женщин выставлены напоказ их соединяет лишь одна тонкая артерия. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.
Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». 22-х летняя Фрида стала женой 43-х летнего толстяка и бабника, Риверы. Зато история оставила нам подлинную, хотя и до сих пор темную историю с меркадерским ледорубом. Ну или это он пал жертвой Фриды. Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу.
«С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» — писалон ейводном из любовныхписем. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес – Дворце изящных искусств. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии.
Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего». У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. Это было безусловное торжество духа над слабой плотью. Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски.
Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Ремешки корсета кажутся единственным, что удерживает в вертикальном положении части треснувшего пополам тела.
В течение 30 лет облик дома не менялся. В то же время обостряются её проблемы со здоровьем.
Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные. Впрочем, она со своим врожденным чувством справедливости не слишком сопротивлялась, а потом и вовсе увлеклась благородным делом: к примеру, они с мужем, пользуясь известностью и уважением, успешно собирали средства для республиканцев, сражавшихся против Франко в Испании. Специалисты полагают, что 1940-е – это эпоха расцвета творчества Фриды Кало.
И Фрида разрывается между этими двумя противоположностями. Есть опасность, что отвергнутая Фрида может истечь кровью до смерти. Ее травмы все чаще давали о себе знать. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей». И Фрида пала жертвой самого страшного (и не только в переносном смысле) бабника в истории человечества Мексике.
Гораздо большее значение для него имела Седова, соратник в его политической работе. На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями. Кроме того, живот и матка были проколоты металлической перилой. Фрида очередной раз лежала в больнице, когда друзья решили сделать ей сюрприз.
Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Некоторые из ее студентов даже стали настолько пылкими последователями художницы, что к ним прицепилась кликуха «Los Fridos».
Фрида Кало была знакома с Троцким. Фрида занималась боксом и другими видами спорта. Обстановка и общая атмосфера дома тщательно оберегаются, дабы донести до потомков хотя бы частичку того духа, жизни и света, что были присущи Кало при жизни. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом.
В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
К сожалению, надпись неточна. Ей было 22, ему— 43. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Её поведение часто называли эпатажным. Мать – испанка, рождённая в Америке. Фриде исполнилось восемнадцать, она чувствовала себя вполне прилично, но, как сказали бы булгаковские почитатели, Аннушка уже вышла из дома и успела пролить масло.
Многочисленные переломы позвоночника, таза, ребер стали достаточной причиной, чтобы спеленать и закорсетить бунтарку (кстати, роспись медицинских корсетов политической символикой и бабочками впоследствии стала ее ноу-хау). Правда, не представляла, насколько скоро.
Передвигаться к тому моменту Фрида Кало могла только с помощью кресла каталки. Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство. Все началось с его поездки в Советский Союз. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй. Скупой надрыв показывает и реальная Фрида Кало. Белая ткань, обернутая вокруг бедер, перекликается с Плащаницей Христа.
Ее творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). Обе надписи приукрасили действительность.
И все-таки основной темой творчества Кало стала воплощенная боль. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1415 под длинными юбками). Отец девочки был немецким евреем, мать – мексиканкой, рожденной в Америке.
Это символ медленного течения неудавшейся беременности. Предательство двух любимых людей, которое она не могла вынести и простить. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Ее творчество насыщено символами и фетишами.
И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. Интересного в это время в жизни Фриды было мало, не считая ее последней выставки. Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Год она была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем сопровождали ее всю жизнь. Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы.
Розовая анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша – поврежденные при аварии позвоночник и таз. Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Супруги опять были вместе.
А почему так мало пафоса. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. В частности, Мао Цзэдуна в красивой деревянной раме. Художница написала это полотно после развода с мужем.
Именно тогда она вспомнила о своем интересе к живописи и стала писать первые картины. С таким рубцом на матке много не нарожаешь. Но сердце.
В 1950 г. она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике. Они стремительно покинули голубой дом четы Ривера, оставив также и автопортрет-подарок Кало. Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико). Фрида почувствовала себя художником. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем.
Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». «В моей жизни было две аварии, говорила Фрида.
В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. Супругам пришлось объясняться в полиции. Все ее три беременности, к сожалению, закончились неудачами. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо.
Она начала с автопортретов. Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Предполагалось, что пожилые политэмигранты поживут неопределенное время в Голубом доме. Муж нередко изменял Фриде, в том числе и с ее младшей сестрой.
Однако, с помощью Марселя Дюшана (это такой парижский кубист, авангардист и тусовщик) Фриде Кало, все-таки, худо бедно удалось договориться с галереей. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Судьба нанесла ей свой второй сокрушительный удар. Фрида, как в свое время Сальвадор Дали, отметала рамки: «Мои картины само откровение. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
Диего Ривере тогда было 43 года. Имя, которое чаще всего встречается в записях, – это Диего.
Но и это не сломало Фриду, вопреки прогнозам врачей — она выздоровела. Тем не менее, доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось. «Я всегда буду помнить потрясение, которое я испытала, когда вытащила картину из ящика. Художнику доставляло удовольствие заставлять страдать любящее его сердце, не избежала этой участи и Фрида Кало, но немного позже.
Тут и там выглядывают индейские маски. Со стороны сорокадвухлетнего великана – снисходительный интерес, удивление, нежность. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка в утробе. Лечение было сложным и кончилось не слишком удачно – пожизненной хромотой.
Результатом встречи стал пылкий роман. Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу. На самом деле художница любила лишь одного мужчину – Диего, а интрижки с другими (в том числе и с женщинами – Фрида была бисексуалкой) помогали забывать многочисленные похождения ее неверного супруга. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. Вообще мало кому так по жизни не везло, как Фриде.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Конец пребывания Диего в Америке ознаменовался скандалом ибо Диего пришла гениальная идея включить в роспись стены замка темных властелинов (Рокфеллеровского центра) самого человечного человека, благодаря которому СНГ отстало от всего остального мира лет на 100 (Ленин такой молодой и светлый октябрь впереди). Это была первая картина мексиканского деятеля искусства в Лувре. Троцкий потом винился перед своей Наташкой (законной женой), что-то типа «я твоя старая верная собака, хочу только тебя, она для меня ничего не значит». У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки.
А здоровье Фриды стремительно ухудшалось. Такие дела. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
Не хуже встречали Фриду и в Америке, где они с мужем прожили несколько лет после истории с Троцким. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно.
Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Работа показывает нам Фриду, лежащую на скупой больничной койке, залитой кровью. Незадолго до экспозиции из-за гангрены пришлось ампутировать часть правой ноги: «Что мне ноги, когда у меня за спиной крылья. », – записала Фрида в своём дневнике. Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием.
Каждый день приносил новую боль и разочарование. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам. Мэтру понравилось и понравилось не только творчество Фриды, но и сама Фрида.
Творчество Фриды стало популярно уже во время её жизни. Терпение Фриды подошло к концу и супруги расстались. Год были в разводе, а потом снова отправились под венец. Они не всегда могли быть вместе, но никогда – врозь.
По одной из версий, Фрида как-то призналась, что «устала от старика» и оборвала отношения с Троцким, по другой — она все же вступила с ним в любовную связь, но Наталья Седова, жена Троцкого, смогла вернуть мужа в лоно семьи и потребовала, чтобы они вместе покинули «голубой дом» гостеприимных мексиканских хозяев. Встречавшийся с Риверой в Париже Максимилиан Волошин называл художника «добрым людоедом».
Он вступил в коммунистическую партию и втянул жену в политику. Идеи ее картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи. Ему было 43 года, ей 22. Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции). Ну типа «как эти циничные беспринципные буржуи могут жрать в три горла и устраивать вечеринки пока сотни голодающих детей Африки многие люди умирают с голода».
Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице. Короче, пали жертвами друг друга. Он сконструировал для дочери специальный мольберт, который располагался над кроватью Фриды таким образом, чтобы она могла рисовать в лежачем положении. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Однако, более тесное знакомство состоялось именно на пьянке, организованной Тиной Модотти (фотограф и модель также страдавшая коммунизмом). Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа.
«Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним. Между мужчиной и женщиной вспыхнул головокружительный роман, который уже в августе того же года, закончился свадьбой. Причиной смерти Фриды Кало стало воспаление легких.
И у меня тут совсем не «образцовые» сюрреалисты, ну, кроме Сальвадора Дали, пожалуй и то он «образцовый» с очень большими оговорками. Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться. В течение 30 лет облик дома не менялся. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах.
К несчастью, беременность закончилась выкидышем. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней— как с любимой вещью».
Но вполне вероятно, что Фрида могла оправдываться перед мужем, сказав ему когда всё выяснилось, что «революционная любовь должна быть выше буржуазных предрассудков». Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. После нескольких мучительных операций девушку приговорили к постельному режиму. Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь. В 1929-м он станет ее мужем. С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти. Обе надписи приукрасили действительность.
Несмотря на все это, мексиканская художница была совсем не в восхищении от США. В течение 30 лет облик дома не менялся. Когда Фриде было 18 лет, она попала в тяжёлую аварию, получив перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, 11 переломов в правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Революционер был кем угодно, только не слепцом.
Шило в нижнем заднем отверстии Фриды дало знать о себе сразу после относительного выздоровления (ибо окончательного произойти не могло). В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики.
В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Она начала с автопортретов.
В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. Мне стало действительно физически плохо.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Второй погон Фрида нарисовать не успела. В результате, Кало пришлось перенести еще и курс противосифилитической терапии, что не могло не сказаться на ее руке (любая антибактериальная терапия ухудшает течение грибковой инфекции). В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Полотно изображает саму художницу, что потеряла ребенка в этом злополучном госпитале. Вряд ли Троцкий действительно влюбился в Кало как утверждают («без памяти влюбился в молодую художницу»), возможно из-за её болезни он рассматривал эту связь просто как секс.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Он так шутил. Ей было 22, ему— 43. Впрочем, быстро растущую девочку злые шутки не задевали. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом.
Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. А блеск интеллекта в глазах, темперамент и острый язык только добавляли шарма. Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения— коммунистические. Ну, во первых, парижских классических у меня и нету особо, а во вторых я люблю живопись сюрреалистов, но отнюдь не люблю «официальную» идеологию сюрреалистов.
Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Фрида Кало де Ривера (исп. В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Но до этого еще надо было дожить.
Еще до свадьбы Кало было известно, что Диего не был верен своим первым двум женам. Рядом сидит ее alter ego, европейская Фрида в кружевном белом платье. Над изголовьем кровати витает улитка.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Следует предложение, объяснение с отцом возлюбленной, многолюдная шумная свадьба. Фоном идет сухая, бездушная Америка, которая не может дать покоя. Словно в противовес тому, что на картинах Фриды Кало художница никогда не улыбалась.
Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Вскоре после чего она скончалась. что уже не будет прежней, даже небо потеряло свою ясность и сгустились тучи.
Это она вонзалась шипами в шею на «Портрете с терновым венцом», плескалась в тусклой ванне на полотне «Что дала мне вода», выступала кровавыми пятнами на картине «Всего-то несколько царапин». Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность, » – сказала художница. На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. Боль и страсть будто стали ее кистями. ТворчествоТворчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму. А Фрида шутливо называла его нелицеприятным испанским маленьким «козлом», вероятно из-за его редкой бороды. «С тобой я несчастна, но без тебя не будет счастья», – говорила художница. Тело округлое, еще хранящее память о том, что готовилось вскормить дитя. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г.
Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни – так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается.
Постепенно Ривера уступает напору Фриды и сам влюбляется в нее. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. В 1937 году в их доме поселился Лев Троцкий» — имея в виду любовную связь с Троцким. Работы Фриды произвели настоящий фурор, не только в «простых смертных» умах, но и в рядах маститых художников того времени, среди которых были такие известные художники как П. Пикассо и В. Кандинский.
Кало до последнего оставалась социально активной — вновь вступила в коммунистическую партию Мексики, собирала подписи за Стокгольмское воззвание (было такое рациональное предложение запретить атомное оружие от человеков, смысл жизни которых был в нечто большем, чем в мерянии фаллосами), ну и так далее и тому подобное. В одной руке Фрида держит мексиканский флаг, а в другой – сигарету. Здесь собрано все, что граничит с именем великой художницы. Это было третьим ударом, который нанесла женщине судьба — злодейка. Он недавно вернулся из Франции, пользовался популярностью, был признанным авторитетом.
Кровь капает из только что перерезанной артерии, ее удерживает лишь хирургический зажим. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Неунывающая Фрида тогда прокомментировала: «А зачем ноги человеку, который летает. » А пока она плавала, пыталась играть с мальчишками в футбол, пробовала овладеть приемами бокса, как будто предчувствуя, что всю жизнь ей придется бороться: с собой, непониманием окружающих, злым роком. Этот автопортрет Фрида подарила Льву Троцкому, подписав «с любовью». Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные. В свое время, еще Шопенгауэр писал о том, что самые великие произведения искусства созданы мужчинами (ну, вроде как у женщин предназначение другое. ). Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида. У кровати Диего Риверы лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки.
Она любила уводить «охотников» в непролазные чащи, сбивая со следа. У одной, мексиканской Фриды, оно здоровое, в руках медальон (Фрида до развода), а у другой, европейской Фриды – сердце разорвано истекает кровью. Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент.
В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. БиографияКало Фрида, мексиканская художница и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили мало. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции.
Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Бойфренд Фриды Кало отделался мокрыми штанами, а вот самой Фриде далеко не так повезло. Их связывали большие, порою мучительные чувства. В конце 1940-х гг.
Вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена. Родной город значил для нее очень много. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда ее дом стал музеем. Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить.
Обе надписи приукрасили действительность. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде.