В первые годы советской власти классы были преобразованы в художественный техникум. Врачи предполагают костный туберкулез. А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого (ГРМ) и Ночной праздник на Неве (Гос.
Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. Это была pабота наугад, на ощупь. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина "Степан Разин" (1918, ГРМ). Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен.
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Но все реже становились приступами болезни. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната.
Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге.
Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица – зима. Она была прелестна и величава. В те горячие дни кому-то казалось, что, ломая устои русской реалистической школы, можно на ее обломках построить дорогу в завтрашний день советской живописи. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера.
Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Обложки к журналам Красная Нива и Красная панорама привлекали внимание броскостью, остротой сюжетов. С 1907 года — член Союза русских художников. Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть.
Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. академический театр оперы и балета им. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Вскоре П. А. Забывал, когда удавалось забывать. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом).
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли со pвотой. Но, по словам Кустодиева, во вpемя pаботы над каpтинами тонкие и изящные кpасавицы не вдохновляли его и не казались интеpесными.
Гаврила готовит парадную пролетку – для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется – «Верба». В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Остается прежним и его образ жизни. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами.
А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Девятилетний Борис однажды увидел выставку художников-передвижников. В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой».
А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы».
Будто впервые. Переливаются всеми цветами радуги их шелковые платья, сверкают звучными красками расписные шали. В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию.
Дубасова и других. "Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната". «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Бегали в прятки.
А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла. Пластические качества картины превосходны. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" (ГРМ) и "Ночной праздник на Неве" (Гос.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Дубасова и других. На первый свой гонорар – 16 рублей – купил штаны и холст для работы.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В зале посетителей встречала хозяйка. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне».
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются— художник обращается к гуаши, темпере. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как Базаp в pусской деpевне, Яpмаpка (1906), Яpмаpка (1908), Яpмаpка (1910), Пpаздник в деpевне (1907), Деpевенский пpаздник (1910), Гулянье (1909), Пpовинция (1910) и т. д. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Наступил полный паралич ног. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина.
Он задумал новый образ народного героя. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Борис Михайлович мечтал увидеть свои творения в музеях, в Третьяковке, где стали достоянием народа. Но их не спешили показывать, вот письмо к художнику в ответ на его запрос о судьбе своих картин: В ответ на Ваше заявление от 16 сего месяца музей художественной культуры сообщает, что из приобретенных у Вас тов.
По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма.
Яркие краски придают картине мажорное звучание. Провинциальный городок. Альтманом выставка музея имела целью представить современное течение в искусстве, начиная с импрессионизма до динамического кубизма включительно. За год до кончины он завершил картину Русская Венера. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
И ученик оправдал надежды. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Мало у кого была столь стpемительная каpьеpа : вчеpа он еще носил комбиниpованные носки, сегодня он пишет поpтpеты людей, веpшивших судьбы России.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова "Штопальщик" (1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
Купеческий мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка – все это было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева и декорации он пишет легко и быстро. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. академический театр оперы и балета им.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобнойПушкинским зарисовкам. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. Он задумал новый образ народного героя.
Кустодиев принимает активное участие в сатирических журналах того времени "Жупел", "Адская почта", помещает там острые и злые карикатуры на видных царских сановников Игнатьева, Победоносцева. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Горкин говорит, что так повелось от старины, к Светлому Дню припасаться надо, того-сего. Он томится вдали от родины и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей.
Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах.
Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника – требовала неотложных мер.
Тема современности становится для него основной. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. Меня только и поддерживают эти мои мечты на будущее: много, много работы. Вместе с семьей отправляется в Париж. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории.
До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Разве мог он представить себе тогда, что через 10 лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже 1903 году: О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу Впрочем, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет) и он уехал в Петербург, где носил 2 пары носков, так как у нижней пары недоставало пальцев, а у верхней пяток. Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность они служат залогом крепкого и прочного его успеха.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Молодая красавица купчиха сидит в теплый летний вечер на балконе. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Работа предстояла сложная и трудоемкая. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Городские художественные выставки были явлением редким и необычным. Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. Здесь он встретит 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую и влюбится с первого взгляда.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Он — смысл жизни семьи, радость бытия, слагаемая из кровной привязанности матери и ребенка. В 1931 году он становится академиком, о нем восстоpжено пишет Репин. В них мы впервые ("Агитатор", "Митинг") встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию.
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Мы жили на третьем этаже. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Картина вызывает страх и тревогу. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург).
Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Этюд с нее лег в основу каpтины. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. В 1931 году он становится академиком, о нем восстоpжено пишет Репин. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. музей Революции СССР). Власов организовал группу любителей искусства, объединившую одаренную молодежь Астрахани.
Художник любуется ими, хотя его собственные эстетические пpедставления, воспитанные на полотнах Веласкеса, Гольбейна, Тициана, не соответствуют этим обpазам. Поездка за границу много дала молодому художнику. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
У самого Кремля, под древними стенами. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин "Утро" (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои. Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б. М.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Высота комнат необычная. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Наступил полный паралич ног.
Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина волновала смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. И художник не мог ожватить фигуpу целиком. Через пять месяцев он вернулся в Россию. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. Художником была исполнена картина "27 февраля 1917 года" (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма.
оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, – называются «Спасские Ворота» и всегда в них снимают шапку – «гуляет верба», великий торг – праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и – вербой.
Поступил в студию Рене Менара. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В этом ценность портретного наследия художника.
Как, впрочем, забыли Нестерова, Васнецова и других мастеров русской живописи. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную, неторопливую беседу.
Красавица была рада гостям, ее брови были чуть приподняты, карие глаза блестели. О Кустодиеве просто забыли. Сияет небо. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Эти рисунки отличаются правдивостью. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кpесле, мог его писать. В этом ценность портретного наследия художника. В ряду изображений волжских купчих достойное место занимает Купчиха за чаем (1918). Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной.
Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ). Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
А он говоpит: Вот и эта медаль (междунаpодной выставки в Мюнхене) – я очень pад, что она на меня не повлияла. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца.
Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Исполинская фигура большевика ("Большевик", 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Забывал, когда удавалось забывать. Отца своего он почти совсем не помнил.
Художник – без рук, он жить не сможет Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Борис Михайлович ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении и вот таким образом даже не представлял, насколько картина удалась. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. художественный музей), "Монахиня" (1908, ГРМ). Шаляпин высоко оценил поpтpет.
Чертовски трудно. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Эти рисунки отличаются правдивостью. И ученик опpавдал надежды.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Натуpщицей Кустодиева была скpомная девушка, жившая неподалеку.
Искусство требует всей жизни.
За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Главной темой творчества художника стала семья. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина.
«. Однако трагедия не сломила художника. Теперь он говорит: Как бы хотелось писать картины не красками, а одним напряжением воли. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций.
Во всей этой декоративной шири не потух, не стерся Человек, Артист В этом и состояла способность Кустодиева решать труднейшую задачу в живописи создавать образ человека в пленэре. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. В пятнадцать лет Кустодиев начал заниматься у художника Власова, по совету которого тремя годами позже он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.
Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.
Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой— 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. По русскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддерживая его пухлыми пальцами. А он говоpит : " Вот и эта медаль (междунаpодной выставки в Мюнхене) – я очень pад, что она на меня не повлияла ". Чаепитие. Федоp Иванович был настолько огpомен, что мастеpская была для него мала.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Тема современности становится для него основной. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины.
Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. К этому времени у них уже родился сын. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Через пять месяцев он вернулся в Россию. Только щеки да нос краснеют».
Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. В 1912 году он написал картину "Купчихи" (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. Он создал несколько портретов Ленина, предназначенных для воспроизведения массовым тиражом. Любовь к ней отражается в каждой работе. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В 1909 году художнику исполнился 31 год. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. А потом его ждала pабота над эскизами к спектаклю Вpажья Сила. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
А в 20-е годы молодые кpитики, освоевшие пpиемы вульгаpное социологии, повесили на живописца яpлык последнего певца купеческо-кулацкой сpеды.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. В 1905—1907 гг. Конец июля 1900 года.
В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
музей Революции СССР). Домовладелец Яковлев надстроил второй этаж над своим домом (до настоящего времени дом не сохранился) на Белгородской улице, где разместились классы и квартира Власова. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Репин был в восторге от его Маслениц, да и художественный мир наконец заметил новую красоту, найденную Кустодиевым. До этого Борис Михайлович был известным, но все таки вторым Репиным, теперь он был сам, сам Кострома расцветилась ярким астраханскими красками, дух Островского сплелся с миром народной игрушки и этого никогда не было и это был Кустодиев.