Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке.
Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Облик этот был многолик.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Благодать. Невероятная тишина царит в пейзаже. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Говорил: "Сейчас только понял, что не туда попал. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Шишкин не облагораживал природу. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Суд оправдал россиянина. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии.
Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Последняя работа автора является наиболее известной.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. И рожь и сосны и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В частности, русских лесов.
Разумеется, пускаться здесь в какое-то подобие анализа его творчества – с моей стороны и самонадеянно и глупо будет. Потому приведу один исторический анекдот (вроде как в старом значении этого слова). С 1857 года Шишкин продолжил образование в Императорской академии художеств и в 1860-м был отмечен большой золотой медалью за два вида местности Кукко, на Валааме. Художник одушевляет деревья. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Над землёй летают ласточки.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Работа над картиной происходила в 1889 году. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. А правда ли, нет ли со шкворнем – не копал. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Но вернёмся к картине.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Лесная глушь (1872). И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Особенный, тихий, погожий выдался день. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Иван Иванович, не дождавшийся от них ни объяснений, ни извинений, принялся обрабатывать их кулаками и железным шкворнем (металлическим прутом). «Сосновый бор. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.
Русское богатство". Таковым является Иван Иванович Шишкин. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В его произведениях встаёт дремучая Россия. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Внушительные дубы достойны восхищения. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Большую часть картины занимают серые облака. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Сосны придают картине величественное звучание.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Эта картина – очень светлая и яркая.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Природа выражает музыку человеческой души. Его отец был купцом, культурным человеком. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Быть грозе. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Больше Шишкин в Европу не ездил. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Человек Шишкина прикреплён к земле. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Это было выступление против мёртвого академизма. Задний фон мрачен. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Раздолье, простор, угодье. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Картина "Полдень. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). После на суде шкворень изогнутый самым невероятным образом, был представлен в качестве орудия преступления. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Парит.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Рожь. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Эту технику художник освоил еще за границей. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Мачтовый лес в Вятской губернии". «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Его любовь к родине особенно эффектно проявилась во время посещения кабака в Мюнхене, где сидевшие за соседним столиком семеро немцев, глядя на него, бросили презрительное "руссише швайн" (русская свинья). Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Природа – сама благородство. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
У него умерли сыновья. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Чувствуется глубина оврага, глушь. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Последнюю свою работу он так и не закончил. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. И вот там якобы имело место вот что. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.
Как поэт словами, так и кистью с краской художник передает настроение, в данном случае – задумчивое и немного грустное. Крамским. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
У работы было очень много положительных отзывов.