Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. В 1873 г., написав свою очередную картину — «Лесная глушь», в возрасте 41 года, Иван Иванович Шишкин получил звание профессора Академии художеств. Похоронили Ивана Ивановича Шишкина на Смоленском православном кладбище в Петербурге. Иван Иванович Шишкин один из самых знаменитых и великих русских художников.
Ивана Ивановича Шишкина заслужено называют превосходным рисовальщиком. Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было живой школой работы с натурой. Родился Иван Иванович в купеческой семье Ивана Васильевича Шишкина.
Иван Иванович Шишкин оставил после себя множество работ и мы по праву можем гордиться таким выдающимся соотечественником. В 1873 году Ивану Ивановича Шишкину было присвоено звание профессора Императорской Академии художеств (за картину «Лесная глушь»). Иван Иванович Шишкин ездил по России, писал этюды. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист.
Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Умер Иван Иванович Шишкин 20 марта 1898 года в Петербурге за работой. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)— русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Иван Иванович Шишкин – биография.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Иван Иванович Шишкин.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Первое место занимает Шишкина Рожь. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Третьяков решил судьбу картины по-своему. В 1870-х годах Шишкин серьёзно увлёкся офортом. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Втечение всей жизни Шишкин писал лес. «Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Так писались и «Сосновый бор.
В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса».
В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков).
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Говорят, что он писал «портрет природы». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Такаяподвижностьграниц образапроисходитне от его нечеткости, а, скорее, оттой же благодатнойэлементарности, дающей возможностьтрактоватьобраз какреалистическийсимвол.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает. К занятиям подходил серьезно, работал без устали.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Уже в первый год пребывания его в Академии художеств, были присуждены ему две малые серебряные медали. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной Лесное царство. Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах.
Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках». Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа. Родилась дочь Ксения. От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Примером таких работ является картина Рубка леса. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Заход солнца» (1874), «Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Ручей в берёзовом лесу» (1883), «Лес зимой» (1884), «Сосновый лес» (1885), «Ели в Шуваловском парке» (1886), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Автопортрет» (1886), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу», (1889), «На Севере диком» (1891), «Хвойный лес. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Мрачное настроение.
В 90-е гг. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Русское богатство. Ему уже сопутствовала известность. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Много работал Шишкин и за границей. «Утро» полностью лишено всего этого. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Что впереди.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Этюд Сосна на Валааме – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина – содержательном восприятии природы. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. То же чувствует и зритель, глядя на это полотно.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Сознание важностиновых задачопережаловозможностиих решения. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись.
Братцево» (1866 г. ). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Лето 1866 года он провёл в Москве и работал в Братцеве вместе с Л. Л. Для раннихработ мастера («Вид на островеВалааме», 1858, Киевский музейрусского искусства«Рубка леса», 1867, Третьяковскаягалерея) характернанекотораядробность формпридерживаясьтрадиционногодля романтизма«кулисного»построениякартины, четкоразмечая планы, он не достигаетеще убедительногоединства образа. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Родился будущий художник в Елабуге. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи).
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды.
Отец выписывал сыну книги по искусству. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Но чтобы написать эту кажущуюся простоту, от художника требовался как сильный темперамент, тек и виртуозное владение техникой живописи. Прозрачный ручей на переднем плане, вкотором можно сосчитать все камушки.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
прекрасени героиченвеликан-дуб, концентрирующийв себе растительнуюмощь земли. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. И. В. Шишкин был небогатым купцом, предпринимателем инженером, увлеченный историей, археологией, с разносторонними знаниями и любовью ко всему новому.
Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Но могучая натура Шишкина победила тяжёлые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Лесная глушь (1872). Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Сосновый бор (1872)-это портретдоскональноизученногоприкамскоголеса, где выроссам художник.
Но облачное небо уже начинает светлеть. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В том же году, Иван Иванович Шишкин написал свою последнюю работу — «Корабельная роща», которая имела большой успех. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В 90-е гг. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Иван Шишкин – сын купца из традиционной русской патриархальной семьи Вятской губернии. Шишкин получил Большую серебряную медаль за вид на Валааме (Камни в лесу.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Двенадцати лет от роду Ваня Шишкин был определен в ученики 1-ой гимназии в Казани, но, «чтобы не сделаться чиновником», оставил ее, немного не доучившись и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества уже двадцатилетним юношей (1852-1856) гг. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Его репутация была безупречной. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Учёбу в Петербургской Академии художеств И. Шишкин закончил в 1860 году. Чувствуется глубина оврага, глушь. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Характерна в этом смысле «Рожь». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. А их было немало. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г».
«Замыселкартины подсказал Шишкину СавицкийК. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Их он стремился передать как можно конкретнее.
В1852 году Иван едет в Москву и поступаетв Московское училище. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. К ним относятся Уголок заросшего сада. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Родился И. И.
Среди его учеников были E. Е. Волков, А. Н. Шильдер, H. Н. Хохряков и рано ушедший из жизни Федор Васильев, чьи картины учитель бережно сохранил и организовал его посмертную выставку. Иван Иванович Шишкин был женат дважды.
У них родилась дочь, а затем двое сыновей. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Медведей написал Савицкий в самойкартине. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. А их было немало. Васильева. Это несколько обеднило его творчество, лишив его буйства красок переходных сезонов – весны и осени.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Иван Шишкин, по словам педагогов Московского училища ваяния и зодчества «обладал исключительным трудолюбием». Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Нечего ждать пресловутого вдохновенья.
А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь. В таких картинах, как «Полдень.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
В окрестностях Москвы» (1869). Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Его рисунки передают настоящую жизнь леса. Манин, – редкийв творчествехудожника, ставит его вряды зачинателейнациональногопейзажа Внем сочетаютсявеличие и задушевнаялирика. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Ведь в ней начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину. Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков). Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Этот лирическийпейзаж, – пишетВ. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. 20, 1).
Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень. А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина».
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. С Крамским у них были особенно теплые отношения. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Картина«Утро в сосновом лесу» (рис. Васильева.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Он решил учиться на художника. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
С особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости, старости и, наконец, смерти. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Солнечный день» (1895), «Роща у пруда. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в Государственная Третьяковская галерея), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями.
организованы две выставки работ художника. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Особенно удавались художнику рисунки пером. Его картинынаполнены единым поразительно сильным и ошеломляюще глубоким чувством – любовью к родной земле.
Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. «Но, пожалуй, самой мощной по своемузвучанию явилась картина «Афонасовскаякорабельная роща близ Елабуги» (с.
Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы». Но счастье вновь отвернулось от художника. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь».
А. Однако купивший её П. М. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Горе постепенно отпустило художника.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Богато нюансирован цвет.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Дорога наКаму» (1953г. ) навеянатворчествомШишкина (К. Картина Полдень. В училище он получил солидную профессиональную подготовку.
Но не только в живописи он был мастер. Лето И. И. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка». «Молодые художники постоянно бывали вдоме Шишкина.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Каменевым. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.
«Полдень. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Проявляясьглавным образомв его успешныхвыступленияхна академическойвыставке 1865 годас картиной Видв окрестностяхДюссельдорфа (ГосударственныйРусский музей)и позже, в 1867 году, с той же работойна ПарижскойВсемирнойвыставке, аспустя годснова на академическойвыставке, Шишкинвнешне оказываетсяна виду академическогоначальстваи даже награждаетсяорденом СтаниславаIII степени.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Здесь исчезла всякая таинственность. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».
«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах.
КлассическиепроизведенияШишкина такие, как «Рожь» или«Среди долиныровныя. » (1883, Киевскиймузей русскогоискусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные, эпическиеобразы России. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Однако трактованы они с большей живописной свободой. Всентябре за картину «Вид в окрестностяхДюссельдорфа» (1864) Шишкин получаетзвание академика и с октября окончательнопоселяется в Петербурге.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ). «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Шишкин сдержан и величественен.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Ему уже сопутствовала известность. Воробьев. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Наличие картиныни в коей мерене умаляетсамостоятельнойхудожественнойценности исполненногона натуре этюдас особенноудавшейсяживописью небас серебристымипо краям облаками, освещеннымииз глубинысолнцем. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. В стремлении стать живописцем Ивана Шишкина поддерживал его отец. Это очевидно. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или много открытого неба или водоём или дорога. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
17, 2). Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В одном толькоГосударственномРусском музеехранятся семькарандашныхэскизов-вариантов.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Все вокруг погружено в зимний сон. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Кроме этого увлекался археологоией историей.
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
Каждое дерево обладает своим «характером». Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Творческая деятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественнойкомпозицией Корабельная роща (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями.
Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние. В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной. 2) пользуетсяпопулярностью занимательным сюжетом. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже и чище», записал Иван Шишкин в своём дневнике. По мере удаления в глубь изображения изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Ничуть не бывало. Е. Максимов). Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Летом 1880 года Шишкин был ужеее женихом. Художникуодинаковоудаются и далевыевиды и лесные«интерьеры» («Сосны, освещенныесолнцем», 1886 «Утров сосновомлесу» где медвединаписаны К. А. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и раздумывать об искусстве.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Природа насыщена сырым воздухом. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение многих лет (особенно в 1870-х годах) проходила на глазах Крамского. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство».
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на 25-й передвижной выставке). Отец художника, И. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность.
В окрестностях Москвы. Эти медведис некоторымиразличиямив позах и вколичестве (сначала ихбыло два) фигурируютво всех подготовительныхнабросках иэскизах Шишкина. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Крамским. Талант великолепного рисовальщика, внимательность и цепкость взгляда помогали Ивану Ивановичу изображать мельчайшие части растений, камней, неровностей почвы в их естественной совокупности, что придавало его полотнам максимальную реалистичность. С особой любовью Иван Шишкин изображал деревья, приобретавшие под его карандашом или кистью уникальную индивидуальность и крайнюю достоверность форм листвы, ветвей, стволов, элементов окружающей местности – хвороста, папоротников, трав, фрагментов почвы.
Да и к купеческим делам он был непригоден. Это была ювелирная работа. Окрестности Москвы. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Сердце замирает от боли». В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Сосновый бор». Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В окрестностях Москвы, но она не была приобретена.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Часто писал с натуры. Во второй половине 1880-х годов в работах Шишкина стали появляться новые оттенки. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Преображенское».
Все сковано морозом и погружено в тень. При внимательном рассмотрении на картине зритель видит лисицу, охотящуюся за улетающей уткой, чахлые деревья показывают глухость места, передний план затемнён, на заднем плане солнечный просвет, сочетание планов позволяет увидеть пространственную композицию.
Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Шишкин 13 / 25 января 1832 года в Елабуге, на берегу реки Камы, в «краю суровом и величественном». Однако истинной ценностью произведенияявляется прекрасно выраженное состояниеприроды. Их дом всегда был полон гостей.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь.
Ведьлейтмотивомпрославленнойкартины 1889 годакак раз и являетсятуман в сосновомлесу. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Первое место занимает Шишкина Рожь. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Это было выступление против мёртвого академизма. Это несомненно.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Крамским. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Отец не стал настаивать. У работы было очень много положительных отзывов. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Хвойный лес» (1873), «Сумерки. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви».
На картине солнце почти не попадает из-за густого леса из-за чего деревья выглядят чахлыми. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Родительский дом Шишкиных стоял на высоком берегу р. Тоймы из окон было видно место, где она впадала в Каму, а вокруг – озера, заливные луга, дубравы и вековые сосновые боры. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Шишкин Иван Иванович – известный русский пейзажист, художник и гравер-аквафортист. Последнюю свою работу он так и не закончил. Возможно, таким образом автор обозначил личную трагедию: после потери отца, жены и двоих детей он сам чувствовал себя высохшим деревом. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. (1896), «Корабельная роща» (1898) и другие.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. 32, 1).
Шишкин бросил работать, запил. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Сам отец был небогатым купцом, торговал зерном с арендованной мельницы.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз». Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Клодт и Л. Л. До конца своей жизни он оставался одним из самых активных членов Товарищества. Каждое дерево обладает своим«характером».
Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес». Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Лесной пейзаж кажется необъятным. Божия Благодать. Приближается страшная гроза. Биография художника зашифрована в его творениях. Эту картину приобрёл П. Третьяков. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Весной 1863 года, И. И. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В них нет политики и социальной направленности. Наружность его была типично великорусская, вятская. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции.
Воробьева. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. В 1858 году Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Что может быть лучше природы». Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Медведей написал Савицкий в самой картине. Густые кроны бросают на них тень.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
«И вот средиэтого лесного царства вдруг возникаетфигура старика-лесника, сразу незаметного– его одежда по цвету сродни лесу» (с. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
На этойкартине возникаеттема будущегополотна – тоже золото благодатноуродившегосяхлеба, рассеченноепроселочнойдорогой (Рожь). И не зря И. И. Шишкина называют «Царем леса» Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 г. в Елабуге. Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Прямое значение8230 Русские фамилии — Шишкин (Иван Иванович) один из даровитейших русских пейзажистов, художник, рисовальщик и гравер аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1 й казанской8230 Биографический словарь — (1832 98), рус.
Воробьёв скончался и его место занял его сын «не способный отойти от архаических методов преподавания». Так в реальной жизни не бывает. Отец художника, автор «Истории города Елабуги», привил сыну любовь к чтению книг и рисованию, пробудившуюся рано.
Случайность. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Видимо, по эскизуШишкина (тоесть так, какони были задуманыпейзажистом), Савицкий инаписал медведейв самой картине. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин был членом кружка аквафортистов. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. А. Беггров, в 1884—85 гг. издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Шишкин стремился к другому. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. Идущие поддождем люди усиливают ощущение обжитостиприроды. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Здесь исчезлавсякая таинственность. Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
«Впоследние десятилетия XIXвека, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласиягрозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которыепродолжали исповедовать демократическиепросветительские идеалы шестидесятыхгодов» (с. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Позднее, когда И. И. Шишкин поступит учиться в Петербуржскую академию искусств, А. Н. Мокрицкий скажет: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский.
ВокрестностяхМосквы (ГосударственнаяТретьяковскаягалерея), сзолотистымиполями спеющейржи, конкретновписаннымидальними планами, дорогой идущейиз глубины ивысоким, распростертымнад землейнебом со светлымикучевыми облаками. Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
«Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Его картина поет. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Стремление к верности, сходству, портретности изображаемой природы проявляется уже в ранней работе Вид в окрестностях Петербурга (1856, Государственный Русский музей). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. К ним относятся Уголок заросшего сада. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. В окрестности Москвы» (1869), «Пейзаж с гуляющими» (1869), «За грибами» (1870), «Вечер» (1871), «Сосновый бор.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Справа темнеет непроходимая чаща леса. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Иван Иванович Шишкин написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес».
А их было немало. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств».
В 1867 году художник снова отправился на остров Валаам. Что бы ни изображал художник на холсте – лес, реку, поле, одинокую сосну, для него природа была самим совершенством, облагораживающе действующим на человека. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. В окрестностяхМосквы» (1869), этоединство предстаетуже очевиднойреальностью, прежде всегоза счет тонкойкомпозиционнойи свето-воздушно-колористическойкоординациизон неба и земли, почвы (последнююШишкин чувствовалособеннопроникновенно, в этом отношениине имея себеравных в русскомпейзажномискусстве). «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
Он создал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени». Весной 1862 года вместе с В. И. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Лучшая работа этих лет – Полдень.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Лес выглядит небольшим и просторным. — Ср. Поленов – автор замечательных жанрово-пейзажных картин Московский дворик и Бабушкин сад.
После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных». Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Мастер смело экспериментировал.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Не довольствуясь только занятиями в стенах Академии художеств, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Петербурга и на острове Валааме. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Стройные сосны в левой части картины окрашены светом угасающего дня. «В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления», но за год до поступления Ивана Шишкина в пейзажный класс императорской Академии художеств знаменитый руководитель пейзажного класса профессор М. Н. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Что-торадостное ивместе с темзадумчивоеесть в широкораспахнувшейсястепи (именнотакое ощущениевызывает свободная, незамкнутаякомпозициякартины), вчередованииосвещенныхи затемнённыхпространств, в засохшихстеблях, словностелющихсяпод ноги путнику, в величественномдубе, возвышающемсясреди равнин.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа.