Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. Вечерняя Москва предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Повреждения затронули около 30 шедевра. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Несмотря на то, дела Рембрандта шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Работа была заказана Рембрандту Стрелковым обществом — отрядом гражданского ополчения Нидерландов. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Здесь видны особенности обоих стилей. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Популярность автора начинает падать. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы — отличительные качества Pембрандта, как гравера. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Вместе с тем существуют десятки других версий – в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона или Венера, ожидающая Марса. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Дела Рембрандта шли плохо. Фотограф может применить это к фотографии. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Смерть Рембрандта была очень печальной. А. С. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.
Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом.
В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приемов, свойственных его ранним автопортретам и изобразил себя очень просто. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Новых заказов почти не появляется. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике.
Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Краска немедленно начала пузыриться.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына – хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Дела шли все хуже. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем).
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. В них вы видите печаль. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Самоубийство Лукреции упомянуто в древнеримской легенде о причинах падения монархии и установления республики. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Именно в этот период счастливой семейной жизни появились самые знаменитые полотна – популярность художника росла и казалось, что счастью не будет конца. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Бледные лица и сам труп яркими светлыми пятнами выделяются на мрачном и темном фоне картины. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. почти не сохранилось.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.
В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». А что же случилось с Гертье Диркс. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Повреждения затронули около 30 шедевра.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку8. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса8.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. В 1654 году Хендрикье забеременела. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Смерть любимой супруги Саскии повлияла на творчество Рембрандта: оно стало еще более глубоким, собранным, серьезным.
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Краска немедленно начала пузыриться. Сюжет взят из Нового Завета. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. 1643, Кассель, Картинная галерея). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Он использовался многими художниками. Реставрация картины длилась 12 лет. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Беззаботное время художника длилось недолго. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Возможно, лучший из портретов Рембрандта. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов.
Реставрация картины длилась 12 лет. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа».
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. дв., 1657 и др. ). Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Заказов становилось все меньше. Но их усилия оказались тщетными.
Проучившись несколько лет дома, юноша поехал в Амстердам брать уроки у знаменитого живописца Ластмана. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. От художника ждали традиционного парадного портрета – все действующие лица в ряд – однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении.
в эрмитажной «Данае»). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Зато все требования заказчиков были выполнены. Картина полна нежности и сострадания.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. В облике почтенного старца и его блудного сына выражается целая гамма разнообразных чувств: раскаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения.
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Между тем споры вокруг нее не утихают. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Центральная группа изображена с абсолютной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит. Написана она была в последние годы жизни мастера. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина». В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Интересен и еще один факт. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. В 1635 – 1640 –х гг.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Плотные пастозные и легкие прозрачные мазки сплетаются в окрашенную множеством цветовых оттенков игру света и тени искусно передающую едва уловимую мимику лица, отражающую движение чувств и мыслей портретируемого. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ.
В 28 лет Рембрандт, картины которого становятся все более популярными, женится на богатой девушке Саскии. «Св.
Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Это своего рода портреты-биографии. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Такой контраст обычен для автопортретов Рембрандта быть может, оттого стали полагать, что здесь изображен брат художника.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Господня». Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Рембрандт стал его последним протеже. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима. Колорит картин, построенный на усложняющейся разработке полутонов, стал более эмоциональным и звучным, свет и тень обрели красочность и активность. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». А. С.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Так что это не был брак по расчету. По-видимому, это эскизная работа. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж).
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. На холсте появились посторонние лица. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
«Ганимед» дрезденского музея). Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Освободившись, умерла через год. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте13.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Творчество художника передает духовную жизнь человека. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Все чаще Рембрандт обращается к пейзажу, создавая в живописи и графике романтический, взволнованный интригующий, хотя порой и внешне умиротворенный образ природы (офорт Три дерева, 1643 Пейзаж с руинами, ок. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья8. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Пушкина).
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея). Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества – Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. Я обвиняю. » (2008)12.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Самая известная из картин Рембрандта.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно.
Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. В юные годы художника его родина стала одним из важнейших в Европе очагов формирования буржуазного общества.
Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. А. С. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов.
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Интересен и еще один факт. Она отдалась ему и зачала. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее).
В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В Данае, переписанной в духе новых исканий, окутывающий композицию светоносный золотистый прозрачный туман исполняет роль реально действующего персонажа — золотого дождя, под видом которого Юпитер проник к девушке, запертой в медной башне ее отцом, царем Акрисием, которому предсказали гибель от руки внука.
В каждой картине он раскрывал не просто жизнь человека, а его внутренний мир – сложный и противоречивый. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года.