Матисс, Анри – Красная комната – эффектная картина, расположенная в Эрмитаже. Копия картины «Красная комната» («Гармония в красном») 1908 года – одной из самых ярких работ великого французского живописца, лидера течения фовистов Анри Матисса.
Среди собственных произведений художник помещает только что привезенные им из Испании «трофеи» : две крупные вазы (правая спустя год станет центром «Уголка мастерской»), ширму, которую украшает приобретенная у мадридского антиквара ткань с крупным узором (работа мастеров Альпухарры близ Гранады), на фоне которой на подставке расположился кувшин из Трианы (он также нередкий «участник» композиций Матисса, в том числе тех, которые недавно были написаны в Испании). Щукин у себя отвел картине необычное место – она оказалась в лишенном окон, но снабженном световым фонарем (как и мастерская художника в Исси) небольшом помещении в центре второго этажа дома, на пути от лестницы с панно «Танец» и «Музыка» к Розовой гостиной. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». В декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную узорную плоскость в соответствии со своим пониманием композиции.
Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. На скатерти лазурного цвета с яркими синими узорами стоят белая ваза с яркими фруктами, большой коричневый кофейник и темно-зеленый графин. Художник с любовью относится к изображению предметов. Очертания стола с трудом угадываются. Помогает определиться в пространстве также окно. В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Эти картины получили название «вырезанные».
Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Прибегнув к композиционной схеме, которой он следовал еще в реалистической Бретонской служанке" (1896, картина всегда оставалась в собрании художника, сейчас Музей Матисса, Като-Камбрези), а затем в импрессионистическом Десертном столе" (1897, собрание Ниархоса. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В.
Чтобы показать экспрессию движения, Матисс удлиняет пропорции фигур и делает жесты персонажей намеренно утрированными. Пляшущие создают арабеск в форме овального кольца, образованного сцеплением рук, фигуры подчиняются стремительному ритму движения. Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952).
Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)». Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. Он является продолжением ковра на стене.
Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Художник открыл собственную мастерскую. Щукина позволили ему вначале снять, а затем приобрести в собственность отдельную виллу.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Автор переделал полотно. Красно-коралловая поверхность приобрела особую яркость, оттенённая зеленью пейзажа в окне. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина. Таким для него явился Поль Гоген. Он писал: «Лавина цвета сама по себе беспомощна, в цвете важнее всего соотношения». Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами.
Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. С меткой точностью запечатлены пучеглазые рыбки. Некоторое время начинающий художник являлся лидером группы фовистов. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Так было с изображенным в левом углу окном. Они писали пейзажи, натюрморты интерьеры яркими открытыми цветами, упрощая и схематизируя форму, строя композицию на сопоставлении красочных пятен.
Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.
Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.
Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Но объединение фовистов просуществовало недолго.
Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). «Мастерская художника» из щукинского собрания была исполнена первой из них и, в отличие от яркой экспрессивности «Красной мастерской», построена на мягких композиционных и цветовых акцентах. На становление его живописи заметное влияние оказало творчество Винсента ван Гога (1853-1890) и Поль Синьяка (1863-1935) искусство арабского Востока.
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Он очень поздно начал заниматься живописью. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Творчество Анри Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854-1937). Самым выразительным средством живописи Матисса являются контрасты. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. В середине 1900-х годов Матисс вырабатывает свой собственный оригинальный стиль. Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
Его композиции характеризуются четкой ритмической организацией и контрастным сочетанием немногих локальных оттенков, как правило, очень чистых и насыщенных. Сам я очень удовлетворен схемой.
В 1907 году группа фовистов распалась. По ходу движения слева направо пространство заполняют последние по времени создания вещи мастера: картина «Натурщица с белым шарфом» (1909, Государственный художественный музей, Копенгаген), барельеф «Спина» (1909) и вариант панно «Танец» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески пронзительно синие. Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947).
Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. Франция 1908Холст, масло. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. " В России картина более известна как Красная комната".
Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. В это время ему уже было 20 лет.
В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. Я была знакома с историей о том, что первоначальным цветом фона был синий, но глядя на картину, это невозможно было представить. А дом Щукина в Москве называли «маленьким музеем Матисса и Пикассо».
Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. Вместе с произведениями Пабло Пикассо (1881-1973) они составляли ядро его живописной коллекции. 1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении.
Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Вид из окна был излюбленным мотивом со времён Ренессанса. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. В 1910 г. по заказу известного московского любителя и собирателя живописи С. И. Щукина Матисс создает ансамбль из двух больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка». Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези, на севере Франции. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент.
Неистовую круговерть «Танца» уравновесить и подчеркнуть могла только строгая неподвижность абсолютно изолированных фигур. Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. «Мастерская» метафорически демонстрирует творческую эволюцию Матисса и мир его художественных интересов.
Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Он считал, что «детализация» нарушает цельность чувства, вот таким образом использовал контрастное сочетание немногих цветов и создавал обобщённый рисунок.
Эти художники отказались от классических приемов моделировки предметов и построения перспективы они предпочитали использовать яркую, кричащую колористическую гамму, подчас значительно упрощая форму предметов, почти до схематизма. Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. Ни одной лишней детали.
Творчество Матисса развивалось постепенно и вырастало из беспримерной преданности цвету, свету и созданию гармонии. В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Больше ничего нет. Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства.
Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм).
Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После Англии художник отправился на Корсику. Холст, масло. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание). Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались.
Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале., он показался мне недостаточно декоративным и я не мог поступить иначе. Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт).
Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. В это время Матисс находился в расцвете творческой силы.
Художник, никогда не, ставивший знак равенства между миром реальным и миром изображенным в картине, оказался предельно правдив и в данном случае именно потому, что, поразившись необычному контрасту снега и зелени, созданному самой природой, не просто включил этот элемент в свою картину для достижения того же эффекта – усиления звучания соседних цветов, – но при этом преобразил, придав обобщенным округлым контурам силуэтов деревьев ритм, соответствующий узорам картины. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса.
Этому мотиву словно вторят цветущие кусты вокруг столика, плавный контур плетеного кресла. как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь. «Эмоции за счёт простых средств», – таков художественный принцип живописца. В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». Таким образом, цвет преобладает над формой, появляется пестрота, узорчатость, стилизация. Подзаголовок картины – «Десерт.
В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». В начале 1911 года, после путешествия в Испанию, Матисс начал здесь работу над полотнами, впоследствии названными «симфоническими интерьерами», два из которых – «Мастерская художника» и «Красная мастерская» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) – по-разному представляли обстановку студии художника в саду. Однако накануне осеннего Салона 1908 в Париже Матисс неожиданно кардинально переписал его, объяснив это тем, что оно показалось ему недостаточно декоративным и в красном цвете все выглядит значительно красивее. А когда появился красный, картина приобрела абсолютно новые оттенки. Парижская критика упрекала художника в грубости за яркость красок и лаконизм форм. В 1891 году он отправился в Париж, где совершенствовался в мастерстве в знаменитой Академии Жюлиана, в 1892 году обучался в Школе декоративных искусств.
В цвете важнее всего соотношения». Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней.
В левой части сгруппированы более ранние работы: картина «Роскошь II» (1907 – 1908, Государственный художественный музей, Копенгаген) и скульптура «Декоративная фигура» (1906, собрание Баквин, Нью-Йорк). В щукинской галерее находилось тридцать семь полотен французского художника. Красная комната 1908. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. В 1909 году Матисс обосновался в юго-западном пригороде Парижа Исси-ле-Мулино заказы С. И. Статичность отдельных друг от друга фигур создает ощущение покоя и наслаждения.
На вечерних курсах школы Матисс познакомился с Альбером Марке, который помог ему поступить в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. А в работах художника повторяется на протяжении всего творчества.
108, 5х221Задание, которое мы выполняли на экспозиции Анри Матисса, не казалось сложным. Таковы композиции «Обнаженная натура. В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов).