Об иконах

Разговоры о разном.

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 26 апр 2013, 15:33

Хочу уточнить, что моя "не свобода" связана с недостаточным духовным опытом и обремененностью страстями. Так как любая страсть - это рабство. И это не может не сказываться на моей работе. :(((
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Re: Об иконах

Сообщение Kit » 26 апр 2013, 19:29

Спасибо, Альфия, за исчерпывающие ответы на мои вопросы!
Упоминание в Ваших ответах также темы существования тонких границ или материй религиозного свойства воодушевило меня обратиться к Вам за конкретной помощью.
Дело в том, что по несведущности своей в части религиозных нюансов, я возжелал поделиться с интернетовским народом радостью своей находки картин художника, который вот уже более 30 лет владеет моими чувствами. Однако, по единственному,пусть безадресному, но
неодобрительному отклику одного из зрителей, только сейчас я понял,
что некоторые картины этого художника имеют "шероховатости", которые могут задевать чувства верующих.
Кто еще, как не Вы, уважаемая Альфия Мещерова, сможет помочь мне выявить затрагиваемые в упомянутых картинах болезненные "струны", имеющие отношение к Исламу и Христианству, а в рамках Христианства - к Католической, Григорианской и Православной его ветвям?
Могу ли я обратиться к Вам через личную почту с несколькими дополнительными вопросами в указанной области знаний?
Аватар пользователя
Kit
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 20:47

Re: Об иконах

Сообщение wwwНИК » 26 апр 2013, 21:33

Без страстей нет художества -)).
Вот вам вызов: притча о самарянке. В оно время приде Исус в град самарейск нарицаемы Сухарь...

Я не помню, есть ли известная икона на этот сюжет. Если и есть то не часто упоминается. А я считаю, что в наше время всеобщей этнической и и конфессональной настороженности и неприязни эта тема наполнена самой острой этической полемикой. Разаработайте, а?:-)
Аватар пользователя
wwwНИК
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 31 май 2011, 02:43

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 26 апр 2013, 23:53

Возможно, без страстей нет светского художника, хотя и это спорно. Здесь есть смысл определиться, что Вы имеете в виду, говоря о страстях. Возможно, мы вкладываем в это слово разный смысл. Страсти разрушают. У архитектора Шмелева есть очень интересная работа на эту тему. Работа о золотом сечении и гармонии в искусстве. К сожалению, нигде не могу ее достать. В интернете ее нет. Я слушала интервью со Шмелевым на радио, там он кратко изложил некоторые свои выводы. В частности он проводит такую мысль,- искусство, особенно изобразительное, активно влияет на подсознаие людей. Причем, это влияние, по его выкладкам, значительно более серьезное, чем принято думать. Он, например, полагает, что к революции в России привели не столько политические процессы, сколько наш русский декаданс, наше русское искусство конца 19, начала 20 века. Именно оно посеяло разруху сначала в головах, потом в сердцах нашей интеллигенции. Ведь творцом русской революции является именно наша интеллигенция. Шмелев был достаточно убедителен в доказательной базе. Я же полагаю, что искусство должно быть гармоничным, так как талант дан человеку от Бога, и служить этим талантом мы можем либо Богу, либо сатане. Тртьего пути нет. Это не значит, что искусство должно обязательно быть церковным, нет конечно, пути служения могут быть разными. Все зависит от того, какие струны данное конкретное произведение затрагивает в душе человека. Если это отвращение, ужас, страдание, откровенная эротика, разрушение, расчленение, разложение - все это служит злу и разрушает душу. Если же художник говорит о красоте Божьего мира, о его сложности и многоплановости,о гармонии, любви - это служит Богу.
Теперь несколько слов о самарянке. Город называется Сихарь :)) Иконы такие есть, но они действительно редки, как и все притчевые иконы. Обычно, сюжеты притч используются для настенной росписи храмов.
Для иудеев самаряне были язычниками, то есть людьми нечистыми, скверными. И притча эта не о веротерпимости, а о человеколюбии. Чувствуете разницу? Господь, как солнце, светит на всех, на праведных и неправедных, на добрых и злых. Его любовь во всей ее полноте обращена на каждого из нас, ибо он умер на кресте и страдал за КАЖДОГО из нас. Самарянка обращается от ложных богов к Богу истинному и это утоляет духовную жажду Христа, о которой он и говорит апостолам, говоря, что есть пища, которой они (пока) не знают. Не знаю, ответила ли я на Ваш вопрос. Ежели что, уточните, пожалуйста.
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Re: Об иконах

Сообщение wwwНИК » 27 апр 2013, 00:12

Спасибо. В старославянском тексте, по-моему, было СОУХАРЬ, на не помню точно и это непринципиально. А что важно, разница между праведными и неправедными стирается, чем выше ты возносишься, чем с большей духовной высоты ты смотришь. И не в веротерпимости, конечно, дело. Для абсолютно верующего - а он Один - вера абсолютна, и нет никого, кто был бы праведен абсолютно. Праведным можно быть только в достаточной мере, выше = это гордыня=страсть. Дело в "непроведении духовных границ". Он висел рядом с двумя разбойниками и не был отделен от них, а был с ними.
Аватар пользователя
wwwНИК
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 31 май 2011, 02:43

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 27 апр 2013, 00:29

Один разбойник вошел в царствие небесное вместе с воскресшим Христом, другой нет.
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Re: Об иконах

Сообщение wwwНИК » 27 апр 2013, 00:37

Это ведь уже вне пределов наших? Там нас и суд последний ждет? А здесь? Будем судить и будем...?
Аватар пользователя
wwwНИК
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 31 май 2011, 02:43

Re: Об иконах

Сообщение wwwНИК » 27 апр 2013, 00:51

Об интервью академика Шмелева. Я тоже пока не нашел. Я нашел вообще только несколько упоминаний об академике архитектуры В. А. Шмелеве. Это он?

Судя по всему, народный художник Шмелев, получил свои звания не за исследования по философии. Теоретические выкладки практического художника - это скользкий путь на стезе самовыражения!.

Если бы искусство активно влияло на подсознание людей, мы бы уже лет 400 сидели бы по трое и мудро созерцали чашу с водой рядом ломтем хлеба, и не давили бы иных прочих, и не покупали машины, дачи в суетных пригородах.

Искусство влияет на сознание - вещь поверхностную, взглянул, восхитился и забыл. Оно может оказать мощное формирующее воздействие на ребенка, но почти никогда на зрелого человека. И наоборот - искусство очень быстро и чутко реагирует на запрос сознания, в частности, общественного сознания и формируется им! Я думаю, не стоит поддаваться обаянию высоких званий, достижений В.А. Шмелева. При всем уважении к его архитектурным достижениям (незнаком) не могу согласиться с его выводами в социологии.
Аватар пользователя
wwwНИК
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 31 май 2011, 02:43

Re: Об иконах

Сообщение wwwНИК » 27 апр 2013, 00:59

Прошу прощение за долгую мысль. Таким образом, искусство - лишь один из способов, которым человеческое сознание пытается определить себя, мир в котором оно существует - мир, постоянно изменяющийся. Страсть бывает греховной, но без познания страсти, без преодоления ее - нет победы над ней и нет истинного познания. Я говорю о светском искусстве, но думаю, что некоторые эстетические закономерности справедливы и для иконописи. И я не уверен, что все страсти греховны. Преодлеть рабство можно только испытав его. Страсть к созиданию - не греховна, пока не окрашивается гордыней - один пример. Иначе зачем вы созидаете? Освободимся от этой страсти и перестанем созидать...
Аватар пользователя
wwwНИК
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 31 май 2011, 02:43

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 27 апр 2013, 23:53

Вот поэтому я и попросила определиться с тем, что Вы называете страстью. :)) Творчество - дар Божий, а дар не может быть греховным. Если ради любви к профессии из дома выгоняется на улицу беременная жена - это страсть. И не столько к исусству, сколько к себе любимому. Творчество здесь не при чем. Нужно научиться разделять, что есть грех, а что есть характер, то есть некая данность, с которой мы рождаемся. Ведь наши природные черты сами по себе не являются плохими или хорошими, все зависит от вектора, от направления, от устремления души.
Горячность сама по себе не греховна, все зависит от того, куда эту горячность человек направляет. Если он горячится в споре и хамит оппоненту - это грех, если он с той же горячностью бросается на помощь ближнему - это благо. Собственно страсть - это укоренение какой-то вредной привычки. Самый простой пример - курение. Я думаю, никто не будет говорить, что курение полезно человеку, что сначала надо пристраститься к курению, а потом мужественно эту страсть из себя искоренять. То же самое со всеми остальными страстями. Они засоряют нашу душу множеством совершенно неполезных, вредных сорняков, а потм мы тратим гигантские усилия, чтобы этот сорняк выполоть, а многие уже и не видят солнца из этих зарослей и говрят, что им и так хорошо. Ну а то, что полезных и вкусных плодов не получишь на засоренном участке, так ведь нужно понять, что такое эти самые плоды. Если забываешь, как они прекрасны на вид и восхитительны на вкус, как поймешь, что они тебе нужны? А сколько сил потом тратится впустую на эту бесконечную прополку! А ведь эти силы можно было бы обратить на что-то нужное, полезное.
По-поводу Шмелева спорить с Вами не буду, поскольку у меня нет на руках этих текстов. Могу только сказать, что мне безразличны высокие звания, я принимаю только те идеи, которые согласуются с моим личным опытом. И никогда не принимаю чужое мнение безоговорочно и слепо. У меня мозги не так устроены.
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Разное

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron