Закрепители рисунков - фиксативы

Все, что помогает нам рисовать.

Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение v.v pukin » 24 апр 2013, 22:46

Рисунок, выполненный тем или иным способом, при трении более или менее легко пачкается, так как каждый рисовальный материал (за исключением мокрого соуса и жирных карандашей) держится на бумаге и других поверхностях не с помощью связующего вещества, подобно краскам в живописи, а на совершенно иных основаниях.

С одной стороны, частицы красочного материала, находясь в мелком раздроблении, глубоко и крепко внедряются в поры бумаги, грунта и т. п., и извлечение их оттуда сопряжено с большими затруднениями; с другой — они тесно прилегают друг к другу и к той поверхности, на которой лежат, и, следовательно, удерживаются на ней, повинуясь физическому закону сцепления, т. е. взаимному притяжению частиц.
Рисунок в своем естественном виде не может быть прочным, так как не представляет большого труда для нарушения сцепления частиц его красочного материала, с исчезновением которого исчезает и рисунок. Вот почему приходится прибегать к искусственному закреплению рисунков, которое и состоит в фиксировании их.

Эта деликатная во многих отношениях операция несомненно придает большую прочность рисунку, но, как показывает опыт, всегда более или менее изменяет его тон. Часто при неопытности рисовальщик полагает, что потемнение рисунка является лишь следствием несовершенства того или иного фиксатива, при устранении которого должны получиться иные результаты. Но может ли быть, однако, найден фиксатив, который совершенно не изменял бы вида рисунка? Вот вопрос, на котором следует остановиться.

На основании законов оптики, как известно, цвет предметов обуславливается способностью поверхностей или масс их так или иначе поглощать, отражать, рассеивать и преломлять падающие на них лучи света, которые затем реагируют на сетчатку глаза. На этом основании, конечно, и рисунок имеет тот или иной определенный тон. Рисунок, не подвергавшийся закреплению, иначе отражает и рассеивает лучи света, чем после фиксажа, так как с выполнением этой операции поверхность его претерпевает значительное изменение. Изменение поверхности рисунка объясняется тем, что при фиксировании в пустые пространства и промежутки между частицами красочного материала вводится какое-либо связующее вещество, которое заполняет их, и, следовательно, так или иначе изменяет строение его поверхности. Чем крепче зафиксирован рисунок, тем более и значительней изменяется и внешний вид его. Каков бы ни был фиксатив, он не может не изменять поверхности рисунка, и все различие между фиксативами заключается лишь в том, что одни из них более, другие менее темнят рисунок.

Спиртовые и другие фиксативы, заключающие в своем составе спирт, бензин и тому подобные быстро улетучивающиеся жидкости, меньше заполняют пространства, находящиеся между частицами красок и бумаги, и потому меньше изменяют поверхность рисунка, но зато они легче проникают в вещество краски, в поры бумаги и таким образом действуют на них отемняющим образом. Чем сильнее и крепче произошло закрепление рисунка, тем сильнее наблюдается потемнение их.

Пастель, сильно закрепленная фиксативом, обращается в темперу и приобретает и плотность и тон, не имеющие ничего общего с нефиксированной пастелью. Итак, нельзя не притти к тому заключению, что существование фиксатива, не изменяющего тона рисунка, противоречит физическим законам.

Закрепители рисунков носят название фиксативов и разделяются по своему составу на быстро улетучивающиеся (спиртовые, бензиновые и т. п.) и медленно улетучивающиеся (водные).
Водные фиксативы

Вот список наиболее отвечающих делу водных фиксативов.
1) Коровье молоко, представляющее в значительной своей части натуральный раствор казеина, хорошо закрепляет рисунки. Перед употреблением в дело его по возможности обезжиривают, что достигается обычно отстаиванием. К хорошо отстоявшемуся молоку прибавляют некоторое количество чистой воды, чтобы сделать его менее плотным и более легко и мелко распыляющимся пульверизатором. Этот натуральный фиксатив пригоден главным образом для закрепления графитных рисунков.
Аватар пользователя
v.v pukin
 
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 29 май 2011, 02:35

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение Nyree » 02 июл 2013, 17:17

Извините, статья мне очень понравилась, но можно было бы выложить ссылку? Что бы прочитать до конца? :} Заранее благодарю...
Аватар пользователя
Nyree
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 27 июл 2011, 15:03

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение v.v pukin » 02 июл 2013, 17:40

К сожалению, не помню откуда это. Можно попробовать поискать в гугле по ключевым фразам, но насколько я помню, это было все на данную тему.

UPD: 2) Желатиновый фиксатив состоит из 2%-ного раствора желатины, к которому прибавляют 10—30% чистого винного спирта или денатурата. Для закрепления рисунков углем с помощью желатины недавно предложен и такой оригинальный способ. Бумагу перед выполнением рисунка покрывают раствором желатины и после высыхания ее приступают к рисованию. Законченный рисунок держат для закрепления над парами кипящей воды, причем желатина размягчается, обволакивает частицы угля и таким образом фиксирует рисунок.

3) Казеиновый фиксатив для пастели и рисунков приготовляется следующим образом. Сначала приготовляют водный раствор углекислого аммония, который состоит из 750 куб. см воды и 10 г углекислого аммония. В раствор этот всыпают затем 15 г казеина в порошке, хорошо взбалтывают его и ставят в теплое место, снова по временам взбалтывая, пока казеин не растворится. Тогда вливают в раствор, имеющий желтоватый и мутный вид, понемногу 550 куб. см чистого винного спирта или денатурата, каждый раз взбалтывая жидкость, чтобы казеин не выделялся из раствора. В таком виде фиксатив готов. При долгом хранении на дне его образуется осадок, который не следует тревожить при сливании фиксатива для его употребления.

Водные фиксативы, подобно прочим, наносятся на рисунок с помощью пульверизаторов различных систем.

При фиксировании рисунок ставится в горизонтальное положение и обрызгивается с известного расстояния фиксативом.

Здесь необходимо следить за тем, чтобы фиксатив не собирался в капли на бумаге, что повело бы к порче рисунка. При появлении капель их быстро удаляют с помощью пропускной бумаги. Фиксирование выполняется не в один прием, а ведется постепенно: равномерно смоченный фиксативом рисунок оставляют просохнуть, затем снова повторяют обрызгивание фиксативом и т. д., постоянно следя за степенью закрепления, дабы не перефиксировать рисунок. Чтобы рисунки не коробились от фиксатива, их лучше наклеивать на доски, картон и т. п.

Спиртовые и прочие фиксативы

Спиртовые фиксативы, равно как и те, в состав которых входят быстро улетучивающиеся жидкости, ввиду их способности при пульверизации обращаться в очень мелкие капли облегчают процесс закрепления рисунков, но большинство их темнит я краски и бумагу.

Спиртовые фиксативы пользуются наибольшей популярностью вообще. Они приготовляются главным образом из белого шеллака и спирта (на 1 часть шеллака — 10 или 20 частей чистого спирта) и хороши лишь для углевых рисунков, но совершенно непригодны для пастели и меловых рисунков. Бензиновыми фиксативами могут служить смолы, растворимые в бензине.

Раствор целлулоида в амилоуксусном эфире также может служить фиксативом, особенно для пастели. Его достоинства состоят в том, что он быстро испаряется и не успевает проникнуть в бумагу, а потому менее других фиксативов темнит бумагу.

Ссылка: http://www.ukoha.ru/article/graphika/zakrepiteli_ric...
Аватар пользователя
v.v pukin
 
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 29 май 2011, 02:35

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение Nyree » 03 июл 2013, 00:53

Ясно, благодарю, буду искать :}
Аватар пользователя
Nyree
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 27 июл 2011, 15:03

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение Forexpros » 23 сен 2013, 20:16

Фиксативы доступны во многих более мение крупных худ салонах, Часто в виде аэрозолей. Цена порой кусается.
Поэтому самым распространенным фиксативом являеться лак для волос "прелесть", "россиянка", "моя прелесть" - стоит недорого Тон почти не меняет блеска почти не даёт...
Акриловый аэрозольный лак - опасный фиксатив распылять надо послойно, дает довольно таки сильный блеск... поэтому для классического - академического рисунка подходит слабо, для декоративных работ самое то...
Аватар пользователя
Forexpros
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 11 июн 2011, 19:18

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение Resetina » 02 апр 2014, 15:50

Александр, спасибо за информацию!! я так понимаю, что эти лаки-фиксативы подходят для графитных рисунков? а другие марки лаков можно использовать? а то я что-то даже не слышала таких названий в нашем городе..(((
Аватар пользователя
Resetina
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 30 май 2012, 04:08

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение Forexpros » 02 апр 2014, 17:24

Можно Это просто самые дешовые, и непластичные... Зачем вам тафт З погоды если "Россияна" 60 руб стоит и держит лучше...
Аватар пользователя
Forexpros
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 11 июн 2011, 19:18

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение Resetina » 04 апр 2014, 15:10

Спасибо, все поняла))))
Аватар пользователя
Resetina
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 30 май 2012, 04:08

Re: Закрепители рисунков - фиксативы

Сообщение noname_sp » 24 сен 2014, 14:50

Для угля и сангины - "прелесть".
самое оно.
Аватар пользователя
noname_sp
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 21 июн 2011, 09:35


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Краски, кисти и т.д.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0