ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
...Еще со времен института я понял, что в нашем обучении художников нет системы. Все говорят о творчестве, когда нужно — о навыках и умениях. Нужна методика, как в свое время у мамы. Человек не умел говорить — его научили. Так и здесь: человек не умел рисовать — его научили. А уж вопросы таланта обсуждать после...
...Наши ученики учатся 4-5 лет. Можно быстрее или, наоборот, медленнее. Потому что ученик должен выполнить множество заданий, и пока он не закончил одно, его не допустят к следующему. В итоге к выпуску он действительно владеет необходимыми навыками...
...И о педагогах. Это, может, и есть главная часть моей методики. У нас нет учителей-теоретиков. Все наши педагоги — состоявшиеся художники. Хотя и с ними, прежде чем допустить к работе, много занимались. Да и сейчас я постоянно провожу мастер-классы для педагогов, даже для очень заслуженных.
Хочу в Микеланджелы! Или, на крайний случай, в Тулуз-Лотреки...
И.Г: В вашей школе учатся и те, кто не собирается посвящать себя изобразительному искусству. В качестве хобби, так сказать. Вполне взрослые, состоявшиеся люди. В связи с этим — два вопроса: можно ли научить бесталанного, и нужно ли тратить на это время и силы?
СА: Серьезнейшие вопросы Вы между делом задали. На первый отвечу абсолютно утвердительно: можно обучить рисованию и живописи любого психически здорового человека. И создание методики такого обучения — одно из главных дел моей жизни.
Второй вопрос — сложнее. Малоодаренному человеку, возможно, не стоит делать искусство профессией. Но любой человек — подчеркиваю, любой! — под руководством хорошего педагога взявший в руки карандаш, изменит свою жизнь в лучшую сторону. Понимаете, человеку дан дар видеть красоту простых вещей и любоваться ею. Но этот дар часто не выявлен. Люди не знают, чем владеют. И лишь начав рисовать и вглядываться в мир, они открывают эту красоту и это счастье.
И.Г.: Прямо счастье?
СА: Конечно, счастье! До этого не видел, и вдруг — прозрел. Разве это не счастье? Даже если человек остался инженером, музыкантом или экономистом. Кстати, это не нами открыто. Любое старое классическое образование включало в себя изучение искусства. Мой приятель, крупный бизнесмен-золотопромышленник, закончивший Итон, ездит по всему миру с этюдником. В Итоне этому тоже обучали! Большой бизнес забирает почти всё его время. Но час за этюдником полностью освобождает душу отненужных наслоений. Я, например, не знаю лучшей формы расслабления и отдыха.
И.Г.: Так, Вы, трудясь над изображением георгина весь световой день – отдыхаете?
С.А.: Я устаю, не работая. Я становлюсь невыносим, можете жену спросить, Дашу. Она подтвердит. А взял кисточку — и другой человек. Это как воздух, как еда. Я без этого жить не могу. Кстати, может, и Вы не можете без живописи.
И.Г.: Вроде, могу.