Azard » 09 июл 2013, 21:13
творческое обучение не имеет точных критериев оценки...
как можно оценить - этот студент способен, а этот нет...
это талантлив и из него что-то получится, а этот не тянет...
этот неплохо копирует чужие идеи и работы,
его картинки получаются быстро и он успевает учиться по-программе,
академический рисунок и гипсы рисует легко...
а этот корявенко ищет свою манеру -
выйдет у него что-то стоящее или нет - никто не знает...
по программе он учится слабо, кувшины с тяпками ему рисовать малоинтересно...
так что ж теперь, - тот хорош, а этот плох...
очень часто если покопаться в биографии толкового художника,
кинорежиссера, архитектора, музыканта, живописца -
наблюдается странная картина: выгнали из универа, учился плохо, в систему оценок и требований учителей не вписался...
кто же виноват в этом: учитель или ученик..?
учителя в наших вузах и школах на 99% ставят оценки по факту имеющейся работы ученика...
и их можно понять, - каждому в душу не заглянешь...
некогда, да и зачем...
поставил оценку и свободен, а студент пусть думает...
обычно такая система навязывает видение учителя ученику - причем без объяснений причин и глубины проблемы творчества...
в этой системе координат
все решает только желание самого студента чему-то научиться...
по-хорошему, учитель не должен хотя бы мешать творческому росту ученика,
но на практике, подобно тому как нереализованые амбиции родителей убивают их детей,
так и преподаватели, не реализовавшись в профессии, направляют своих учеников заведомо ложным путем...
на моей практике, хороший результат творческого обучения получается когда учитель и ученик имеют некие общие целеполагающие установки и общие ценности...
попросту говоря становятся друзьями...
пусть вынужденно и так сказать в рамках работы или учебы,
но без этого все обучение абсолютно напрасно...
учитель передает ученику помимо каких-то формальных приемов и навыков как точить карандаш и строить перспективу нечто большее...
взгляды на жизнь, на творчество, определяется некая шкала жизненных ценностей, приоритетов и прочего,
то что собственно и делает художника - художником...
а не только умение рисовать...
и при этом, вот ведь какой парадокс, настоящий учитель не должен давить ученика своим взглядом на жизнь, а позволить ученику сформулировать свою точку зрения и свое видение мира...
а это возможно только при условии абсолютного доверия, доброжелательности и корректности отношений -
при чем как со стороны ученика, так и со стороны учителя...
потому что пытаться добиться диалога на основе уважения ученика к учителю - это как раз неизбежно провоцирует творческий конфликт,
когда мнение учителя подавляет мнение ученика...
с другой стороны, можно попытаться найти глубокий философский смысл в словах родителя очередного инфантильного "митрофанушки"
"...Не бывает плохих учеников, бывают плохие учителя."
равно как прочувствовать трагизм точки зрения:
"я не плохой учитель - просто мне мало платят"
тоже очень популярной в определенных кругах...
на мой взгляд, оба утверждения - это обычное хамство и быдлизм...
не имеющие отношения ни к обучению, ни к творчеству...
простите, если я резко выразился...