Об иконах

Разговоры о разном.

Об иконах

Сообщение Ustalyj » 24 апр 2013, 22:46

Участники группы проявили интерес к моим комментариям по-поводу икон, но мне хотелось бы понять, что интересует конкретно, история появления образа, житиё, символика, богословское объяснение каких-то вещей или все это вместе. Прошу высказаться всех интересующихся. О некоторых иконах тома написаны, поэтому хотелось бы определить основной круг вопросов.
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Re: Об иконах

Сообщение bc. » 25 апр 2013, 00:46

Альфия! Поскольку я спровоцировала Вас на это дело, мне и ответ первой держать :о)))
Мне, например, было бы интересно всё, что расскажете именно Вы. Тома об иконах я читать наверняка не буду. Дай Бог, справиться с той духовной литературой, которой делятся друзья. И, конечно же, у меня нет задачи узнать всё об иконописи или о конкретных иконах. Скажем, я могла бы, конечно, сама многое найти и прочитать. Но, когда я слушаю лекции Шмемана, Ианнуария,людей потрясающе образованных, ценно именно их мнение, интересен их образный, доказательный ряд. Сам на многое и внимания бы не обратил. А Вам есть чем поделиться с окружающим миром. Естественно, по мере сил и возможностей.
Вот, Альфия, Вам в поддержку Ломоносов: "Что святее и что спасительнее быть может, как поучаясь в делах Господних, на высокии славы Его престол взирать мысленно и проповедовать Его величество, премудрость и силу!"
Аватар пользователя
bc.
 
Сообщений: 84
Зарегистрирован: 07 июн 2011, 09:02

Re: Об иконах

Сообщение wwwНИК » 25 апр 2013, 02:16

Альфия, а меня больше всего интересует соотношение канона и свободы творчества в иконописи.

ЕК
Аватар пользователя
wwwНИК
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 31 май 2011, 02:43

Re: Об иконах

Сообщение Kit » 25 апр 2013, 17:12

Альфия, по сути, меня интересует тот же вопрос, что и Евгения.
Существует печально известное состояние "быть загнанным в угол".
Для творческой натуры оно просто невыносимо и часто по жизни служит причиной многих конфликтов. Но одно дело, попасть в это положение в силу неблагоприятного стечения обстоятельств. Выбраться на оперативный простор - это одно из самых распространенных мотивационных начал. Поставить же себя в стесненные условия добровольно - я это считаю подвигом.
К тому, что гражданский художник повязан множеством писанных и неписанных профессиональных законов, иконописец еще более стеснен гораздо более жестко охраняемыми церковными канонами.
В таком случае, в чем состоит прелесть творческой работы современного иконописца в неимоверно стесненных условиях?
Аватар пользователя
Kit
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 20:47

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 25 апр 2013, 23:45

Ограничения в иконописи скорее кажутся ограничениями человеку, далекому от этого дела. Иконопись очень тяжелый труд, но я никогда не чувствовала себя связанной ни духовно, ни творчески. Наоборот, пока я занималась живописью, светским искусством, я постоянно ощущала некую нереализованность, неполноту. Словно бОльшая часть меня спит и я никак не могу заставить ее проснуться. И только занявшись иконописью я получила возможность реализоваться полностью, без остатка. Ну, если сильно упростить, то можно привести такую аналогию: пока я занималась светским искусством, у меня в руках была долька, когда стала писать иконы, в руках оказался целый апельсин.Как пост для православного человека - это крылья для молитвы и духовного делания, так и канон в иконе - это ключ, открывающий дверь в горний мир. Суть творчества для иконописца заключается не в свободной трактовке сюжета, а в том, чтобы человек, подошедший к написанной тобой иконе, захотел поговорить с Богом, почувствовал потребность молитвенного обращения к Творцу. Гений Рублева заключается не только в том, что он был гениальным рисовальщиком и гениальным живописцем. Икону называют окном в Горний мир, так вот "окно", написанное Рублевым, распахнуто настеж и человек, иногда явно, иногда на уровне смутных ощущений, чувствует свою сопричастность этому Свету, ибо этот Свет изливается на него не "сквозь мутное стекло", а во всей своей полноте и яркости, невозбранно. Поэтому к иконе не применим термин "копия". Каждый список уникален, так как иконописец неповторим как личность, и хочет он того или нет, его личные качества, его духовное состояние либо мешают, либо помогают раскрытию Образа. Грубо говоря, чем больше грехов и страстей у иконописца, тем хуже икона.
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 25 апр 2013, 23:50

Что касается "жесткого канона". Если профессиональный иконописец богословски образован и духовно опытен, он абсолютно свободен. Я эту свободу очень явно ощущаю в иконах Рублева и Дионисия.
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Re: Об иконах

Сообщение Kit » 26 апр 2013, 03:09

Спасибо, Альфия за разъяснение. Направление выхода современного иконописца на "оперативный простор", мне лично, стало понятным (в общих чертах). Но в земной жизни существует также и состояние "опередить свое время", которое не менее печально, чем состояние "быть загнанным в угол". Опасность оказаться в полном одиночестве на всю глубину внезапно открывшейся перспективы всегда доставляла немало обоснованного беспокойства крупным деятелям искусства, ученым, военным. Причина беспокойства состоит в неминуемом отставании и сокращении обеспечивающих "тылов", состоящих, например, из сподвижников.
Аватар пользователя
Kit
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 20:47

Re: Об иконах

Сообщение wwwНИК » 26 апр 2013, 07:43

Альфия, в какой степени иконописец свободен в разработке новых сюжетов и образов (я пользуюсь словарем неспециальным, поправьте меня, если надо)? Считаете ли вы, что приблизились к той свободе, о которой говорите в №6?
Аватар пользователя
wwwНИК
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 31 май 2011, 02:43

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 26 апр 2013, 11:52

Валерий, я возможно не очень поняла Ваш вопрос. Хороших иконописцев сегодня много. Среди нас есть очень профессиональные и верующие люди. Конечно, далеко не все таковы. Но все мы развиваемся. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Сейчас уже накоплен довольно большой опыт. Ведь традиция иконописания была в России практически прервана. Людей, писавших иконы в советское время и сохранивших эту традицию , можно было пересчитать по пальцам. Люди, начавшие заниматься иконописью в 80-х собирали знания, технологию по крупицам. Я пишу иконы 15 лет, но все еще учусь и не могу сказть, что умею в своей профессии все. Не совсем поняла что Вы имеете в виду, когда пишете о тылах и сподвижниках. Я живу жизнью православной церкви и не ощущаю одиночества. Это живой организм, который развивается, болеет, выздоравливает.... Работаю я одна и помошника беру только на масштабные проекты. Учеников не беру, но даю консультации. Никакого беспокойства я не испытываю, так как вокруг меня братья и сестры. Интерес к иконописи сегодня большой и работы пока что много. Не знаю, ответила ли я на Ваш вопрос? Уточните, если что-то я поняла не верно.
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

Re: Об иконах

Сообщение Ustalyj » 26 апр 2013, 12:10

Евгений, у меня есть несколько икон, иконографию для которых я разрабатывала сама, пользуясь, конечно,предыдущими наработками. Новые образы сегодня разрабатываются в большом количестве, так как за последние годы было прославлено огромное количество новомученников, для каждого нужно написать икону. То есть переработать прижизненные изображения, фото в иконографический канон. И здесь очень тонкая грань. На иконе святой должен быть узнаваем, но без портретного реалистического сходства. У меня был такой опыт. Не очень удачный, но иконописцу писавшему этот образ после меня, было значительно проще. Хотя опыт, пожалуй, был не единичным, у меня несколько таких икон. Ести у меня и серъезная работа, где понадобилось богословское понимание и осмысление. Это икона "Новомученников Росийских". Есть несколько икон Богородицы, где я внесла изменения в известную иконографию. Часто приходится писать иконы древних святых, от которых не осталось даже описания, не то что иконы. Есть несколько строк в житии и все. Вот по этим строчкам, опираясь на канон, создается образ. Можно ли считать его новым?
От абсолютной свободы, которой обладал Рубев, я пока, увы, далека. И рад бы в рай, да грехи не пускают :))))
Аватар пользователя
Ustalyj
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 12:53

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Разное

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1